Мое эссе педагога-психолога
Эссе
«Мое призвание — психолог»
Лучший способ сделать детей хорошими
— это сделать их счастливыми.
А. Вознесенский
В жизни каждого человека наступает момент выбора профессии. Рано или поздно каждый начинает задавать себе вопросы: «Кем быть?» и «Каким быть?». Ответы на них не даются просто и вызывают множество переживаний, потому что жизненно важны. Мое поступление на факультет психологии было осознанным. Мы все в какой- то мере владеем житейской психологией, потому что каждому из нас дана способность наблюдать, в чем — либо убеждать, кому — то противоречить. Изучение психологии сначала воспринимала как изучение себя, затем близких и родных. Наука давалась легко, с интересом. Может потому, что это был осознанный выбор. В свободное время читала книги по психологии, которые удавалось найти. Когда пришло время практики, стало еще интересней. Мне нравилось общаться с детьми, выявлять их способности, видеть, как загорается интерес в глазах при решении сложной диагностической задачи. Как это здорово, когда работа приносит радость.
Когда окончила ВУЗ, без сомнений пошла работать психологом в детский сад. В работе нравилось все. Развивающие групповые занятия с детьми позволяли расти профессионально и находить новые подходы в работе. Индивидуальная работа с детьми позволила открыть и глубже прочувствовать тонкое строение детской души, понять принципы и суть поведения воспитанников, причины многих поступков и слов. Работа с родителями позволила увидеть глубину взаимоотношений в семье, наладить взаимопонимание внутри ячейки общества.
Главный принцип моей работы «не навреди!» ведь у каждого ребенка все только начинается. Дошкольное детство — это особый период в развитии ребенка, становление личности. За все время работы я столкнулась с частыми проявлением агрессивности, тревожности, неуверенности у дошкольников. Возник главный вопрос — «Почему?». Наш бешеный ритм жизни , появление все более новых усовершенствованных технологий оставляет нам меньше времени на семью, на детей. Родители большую часть времени посвящают не детям, а работе. Современная жизнь требует больших затрат. И как итог, современные дети недополучают внимания со стороны родителей. Отсюда вытекают проблемы в развитии, агрессивности, тревожности, замкнутости. Дети стараются привлечь внимание родителей всеми доступными средствами. Родители и дети нуждаются в психологической помощи. Поэтому, в своей профессии дошкольного педагога-психолога главным считают создание благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка. К сожаления, решить психологические проблемы только в условиях детского сада является недостаточным. Без взаимодействия с родителями такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, являются важнейшим фактором на пути перемен к лучшему. Только совместная плодотворная работа даст благоприятный результат.
Организуя свою работу, я поставила перед собой следующие задачи:
— создать условия в дошкольном образовательном учреждении, способствующие психологическому здоровью детей;
— обеспечить эмоциональное благополучие всех участников воспитательно-образовательного процесса;
— содействовать повышению психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей;
Решение этих задач требует постоянного повышения уровня своих знаний, использование инновационных технологий.
Детский сад — маленький мир. В нем я чувствую себя свободно, легко. Мне нравится то, чем я занимаюсь. И радость, которую мне приносит моя работа, не оценивается чем-то материальным. Чувствовать ответственность, свою соприячастность к чему-то большому — это большое счастье. Несмотря на все трудности, главным в работе педагога-психолога остается умение пустить детей по жизненному пути честными, добрыми, порядочными людьми. А мы взрослые, должны быть для них примером.
Работать педагогом-психологом — это призвание. Я считаю, в нашей стране люди до сих пор не совсем принимают роль психологических центров, психологов-консультантов, психологов при дошкольных учреждениях. Каждый день человек решает много проблем, иногда пускает все на самотек, терпит то, чего не должен терпеть, ему не с кем поделиться, а квалификационных психологов при всей запущенности различных ситуаций можно пересчитать по пальцам.
И я смею думать, что выбранная мною профессия педагога-психолога поможет мне воплотить в жизнь мои стремления и мечты, а именно: помогать людям в разрешении их проблем, дарить им тепло, ощущать свою значимость и ценность. Я хочу, чтобы наши дети не боялись жизненных проблем, а смело смотрели им в глаза, чтобы они стремились к взаимопониманию, успеху.
Что я вижу главным делом психолога, как специалиста? Для меня очень важно видеть нужность собственного труда. В своей работе я больше всего ценю общение с ребенком, неважно в какой форме работы оно реализуется. Я испытываю огромное удовлетворение, когда после моих занятий вижу в глазах ребенка счастье! Мне нравится помогать людям решать проблемы и трудности.
Я горжусь своей профессией и верю, что не смотря ни на что, она всегда будет востребована.
Эссе «Я — педагог — психолог»
Эссе «Я – педагог — психолог»
«Все мы родом из детства»
Антуан де Сент-Экзюпери
Я – педагог – психолог. Думала ли я когда-нибудь, что выберу эту профессию? Ответ прост – нет, не думала!
Мое детство проходило в тихой сельской местности. Я воспитывалась в большой и дружной семье. Мои близкие окружали меня заботой и лаской, всегда были готовы выслушать, прийти на помощь, дать дельный совет. Меня никогда ни к чему не принуждали – выбор был всегда за мной. Оступаясь, набивая себе шишки, разбивая коленки, я училась на своих ошибках. После чего приходила к выводам, что не всегда тот путь, который ты выбираешь сам, является правильным. А еще я поняла, что иметь рядом людей, которые направят тебя на верный путь – это большое счастье.
Проживая свое беззаботное детство, я не была слепа к окружающему миру и происходящему вокруг меня. К сожалению, мне приходилось сталкиваться с тем, что у моих друзей были родители, которые оскорбляли своих детей, поднимали на них руку, унижали. Бывало такое, что во время очередных скандалов и ссор дети убегали из дома, чтобы не быть избитыми, не видеть драк и не слышать ругани. Дом моей семьи, становился для таких детей надежным убежищем, где их могли приютить, обогреть, и оказать поддержку. Мои бабушка и мама относились к ним как к своим детям. В такие моменты бабушка сочиняла для нас добрые сказки, которые успокаивали, отвлекали от пережитого. Наблюдая за происходящим, я невольно переживала эмоции, что и мои друзья, попавшие в сложные жизненные обстоятельства. Сопереживая им, я старалась утешить их как могла: читала им, отвлекала играми, делилась игрушками. В такие моменты я понимала, что не все так безоблачно и прекрасно в этом мире. На свете много детей, нуждающихся в любви, заботе, помощи и поддержке.
В старших классах, как и многие ребята, я задумалась о выборе профессии. К её выбору я подошла осознанно и серьезно. Анализируя детские воспоминания и переживания, я пришла к выводу, что мне близка профессия педагога-психолога, и не ошиблась. Именно эта профессия поможет мне реализовать детские мечты о том, чтобы делать мир детей лучше.
Студенческие годы открыли для меня мир психологии. Он оказался разносторонним, многогранным и увлекательным, в то же время глубоким и сложным. По окончанию университета, я начала работать.
Педагогом – психологом работаю три года. Девиз моей работы: «Я рядом с Вами и всегда готова прийти на помощь!» При любой возможности говорю своим ученикам: «Вы можете приходить ко мне в любой момент, с любыми ситуациями: от трудностей в учёбе до сердечных проблем!». И они верят и приходят. Главное для меня — это не потерять и оправдать доверие ребенка. Помочь узнать, понять и принять себя, научить общаться с другими людьми, грамотно разрешать конфликты, выстраивать свой жизненный путь в соответствии со своими мечтами, желаниями быть счастливыми. Я очень счастлива, когда слышу детский смех, вижу улыбки на лицах учеников – это значит, что моя работа не проходят даром и есть результат.
Чтобы ученики с радостью приходили в мой кабинет, стараюсь создать комфортные условия, располагающие к общению. Для этого создан живой уголок, в зоне отдыха лежат мягкие антистрессовые игрушки, развивающие настольные игры. В теплой, по-домашнему уютной обстановке, легче выстроить доверительные отношения. Дети, которые воспитываются в любви, заботе и творческой среде, обязательно вырастут добрыми и талантливыми.
Очень значима работа педагога-психолога с родителями. Они не меньше детей нуждаются в психолого-педагогической поддержке. Поэтому для родителей я провожу индивидуальные и групповые консультации, лектории, круглые столы и тренинги, на которых стараюсь раскрыть насущные проблемы, связанные с воспитанием детей, даю рекомендации. В этом году мной и моими коллегами была проведена большая перемена для родителей 1,5,10 классов, посвященная трудностям адаптационного периода. Родители уходили довольные, с пожеланиями проводить такие мероприятия чаще.
Не менее важным направлением считаю работу с педагогами. Перегрузки, которые испытывает учитель ежедневно в своей работе, разрушают его личность, истощают психоэнергетику. От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями. Приходя в класс, переутомлённый учитель утрачивает состояние стабильности, необходимое для успешной педагогической деятельности. Он становится перевозбуждённым, раздражается, переходит к давлению на ученика, проявляет нетерпение и гнев. По причине хронического переутомления учитель становится не готовым к позитивному принятию нововведений в школе, повышению собственной профессиональной компетентности. Считаю, что залогом успешной моей работы с педагогами, также как в работе с детьми и родителями, является применение многообразных форм и методов психологического сопровождения: консилиумы, организационно — деловые и ролевые игры, тренинги, лекции, семинары, дискуссии, открытый психологический анализ урока.
Мне, как педагогу-психологу, приходится находить баланс между традиционными, незыблемыми аспектами и постоянно меняющимися современными тенденциями. Для того чтобы развиваться и совершенствоваться как профессионалу и не отстать от коллег, я использую основные источники новых знаний — это психологическая и педагогическая литература, журналы по специальности, методические пособия и рекомендации, нормативные акты и иная документация (законы, указы, программы развития образования), газетные статьи, аудиопрограммы, вебинары. Важным для меня является пополнение общекультурного багажа (знания истории, литературы, культуры), понимание социальных и политических тенденций в обществе. Новые знания я приобретаю как индивидуально, так и посещая курсы повышения квалификации, лектории и иные формы занятий. Именно саморазвитие помогает мне подготавливать интересные занятия для детей, педагогов и родителей.
Педагог- психолог- это человек, который помогает, направляет, идет рядом с тем, кто обратился за помощью, он имеет особую силу сострадания, сочувствия. Педагог — психолог –это человек, желающий помогать просто потому, что иначе не может.
Цветикова Валентина Владимировна, педагог – психолог МАОУ СОШ№67 города Тюмени
Эссе педагога-психолога «Моя педагогическая философия»
Язык чужой обиды и печали Психолог изучает с давних пор, Его вселять надежду обучали – И это основной его предмет, Стать психологом тоже попробуй! Здесь хитрости вовсе не нужно особой, Понять и исполнить желанье другого – Одно удовольствие честное слово!
Крайний север… Мороз … Снега … Суровые условия …Но есть на Севере маленький уютный уголок. Где слились воедино сердца детей и взрослых. Здесь царит атмосфера добра и благополучия. Это мир моего Детства. Мир – то удивительный, то странный, то милый и трогательный. Мир – так не похожий на наш. Мир окруженный вниманием и заботой взрослых. Это и мой Мир, куда мне хочется возвращаться каждый день, снова и снова.
Переступаю порог… Лестница…Коридор…Тишина…Дверь групповой комнаты. Дети. Их много и они такие разные: грустные, веселые, задумчивые; с конопушками и ссадинами, в зеленки; с бантиками и модельной стрижкой; худенькие и пухленькие… Каждый из них занят своим делом: Максим в уголочке один собирает пазлы; Даша катает коляску с куклой; Рома забирает машинку у Миши, замахиваясь кубиком; Ян бегает вокруг девочек, споткнулся, упал, встал, опять побежал; Аня собирает мозаику за столом, уронила детали, тревожно оборачивается, смотрит по сторонам. Наши дети – они приходят к нам в полтора года маленькими и беспомощными. Они растут у нас на глазах, взрослеют. Они общительные, импульсивные, замкнутые, агрессивные, гиперактивные, любознательные … У каждого свой характер, темперамент, свои «плюсы» и «минусы». Но родителям, очень хочется, чтобы они выросли хорошими, умными, преуспевающими в жизни людьми, преумножив наши достижения и избежав наших ошибок. Они не могут понять, откуда берётся детская ложь, жестокость, непослушание. Они бояться, что это является предвестниками дурного характера и неуживчивости, которые впоследствии, осложнят жизнь детям. Как помочь ребенку, какие меры следует предпринять, чтобы победить лень, грубость, лживость и т.п.? Вот вопрос, который, так или иначе, задают себе родители, столкнувшись с огорчениями и трудностями в воспитании своего малыша. Но прежде чем «бороться» попробуйте разобраться в истоках и причинах детского поведения.
Мир ребенка чрезвычайно разнообразен, порой нам непонятен. Но этот мир – мир детского сознания – рядом, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка, говорит нам его голосом, выражает себя в его поступках. Когда-то и мы были такими, но забыли это и готовы наброситься на малыша, стащившего из песочницы чужое ведерко, с мерками Уголовного кодекса.
Как же понять ребенка? Заглянуть в этот мир? Способ только один: жить, говорить, играть с детьми. Дети любят вас и ждут от вас взаимности, тепла. Вы – тот мир, в котором сосредоточенны все детские надежды и чувства.
Только любовь и понимание поможет увидеть вам своего ребенка с другой стороны, разобраться в его непростом внутреннем мире, осознать мотивы тех или иных его поступков. И тогда какие-то недостатки ребенка вам покажутся не столь страшными и уж, по крайней мере, не свидетельствуют о формирующейся испорченности, что многие черты, вызывающие у взрослых неодобрение и настороженность, объясняются простыми и естественными причинами и легко изживаются сами по себе без крика и рукоприкладства.
А если, все-таки трудно, сложно, есть проблемы и нужна помощь. Мы в первую очередь думаем о том, какой трудный ребенок нам достался. «Вот другие дети…» и вспоминаем прелестную, общительную Анечку, которая заняла первое место на спортивной Олимпиаде, конкурсу Чтецов, участвовала в театральном фестивале, конкурсе рисунков. «А этот какой-то неумеха, ершистый, все делает по-своему, ему говоришь, а он как будто не слышит».
Но посмотрите на этого ребенка, радостно бегущего на встречу, кому-то другому, но не к вам. Он буквально смотрит в рот и ловит каждое слово, но не ваше? Но почему он слушает, восхищается, старается для кого-то другого, а не для вас? Быть может, дело не в нем, а в вас, подумайте, почему?! Возможно, вы возмущены: да я уже двадцать лет работаю с детьми; да у меня огромный опыт; меня любят и дети, и родители, вот только этот… нельзя детей сравнивать между собой. «Не сравнивай! Живущий несравним…» – писал О. Мандельштам.
То, что является нормой для одного, для другого может быть не нужно, невозможно и даже вредно. Многие отрицательные стороны поведения ребенка могут быть лишь обратной стороной его сильных проявлений. Поэтому тактика педагога такого ребенка должна быть совсем иной, чем в том случае, когда то же самое поведение обусловлено какими-то сиюминутными причинами. Даже просто смена установки на ребенка т.е. понимание того фактора, что этот ребенок не такой как все, понимание его проблемы, может помочь педагогам, родителям, поискать и интуитивно найти ключик к развитию и воспитанию этого конкретного ребенка.
В этом и есть моё высокое предназначение – помочь педагогам и родителям понять, принять ребенка таким, какой он есть, не пытаясь воплотить в нем свои несбывшиеся мечты и надежды. Ребенок не довесок и не придаток к жизни родителей. Он самостоятельная личность, у него своя судьба. Взрослые временно его в этой жизни сопровождают, любовью и терпением открывая в ребенке все лучшее, талантливое и способное. Лозунг «Детство – лучшая, счастливая пора» скорее самоуспокоение для взрослых, чем реальность для детей. Задумайтесь, насколько порой ребенку живётся труднее, чем взрослому! Он ещё не знает, что в жизни «всё происходит», и оттого обострённее и непосредственнее его отклик, выше внушаемость и доверчивость к словам и поступкам окружающих. Ребёнку труднее регулировать и удовлетворять свои желания, он ещё не умеет, как взрослые, находить им замену или компенсацию. Помочь детям понять, кто есть кто, понять себя – тоже непросто. И если мне это удаётся, я говорю себе, я – психолог, я – педагог и я горжусь этим!
«Здравствуйте, дети!» – и детские взоры устремляются в мою сторону. Эти маленькие детские сердца радуются моему появлению, они спешат ко мне на встречу. Я дарю им свою улыбку, мне в них все нравится. Они протягивают ко мне свои ручонки, им важно ощутить теплоту моих ладоней, моей души. И я счастлива.
Автор: Шабан Светлан Павловна, педагог-психолог высшей категории, МБДОУ Центр Развития Ребенка детский сад «Белоснежка», г. Новый Уренгой, Россия
Статья размещена в авторской редакции
Эссе педагога-психолога «Мой подход к работе»
Эссе педагога-психолога Субботиной Татьяны Викторовны
«Мой подход к работе »
Психолог – это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в искреннем, всё понимающем и принимающем мире детства, в ежедневной, а подчас и ежеминутной стране сказки и фантазии. И невольно задумываешься о значимости профессии воспитателя, когда видишь в распахнутых, доверчивых глазах детей восторг и ожидание чего-то нового, ловящих каждое моё слово, мой взгляд и жест. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца.
Работа, это труд, определённые действия, совершаемые за определённую плату. Она может быть любимой и нелюбимой, совершаемой на автоматизме и равнодушно. А, как назвать взаимодействие, которое происходит по внутреннему посылу, по сердечному отклику, по материнскому инстинкту, который заложен в каждой женщине природой? Скорее, это не работа, это отношения. Отношения с детьми, которые сложились благодаря моей профессии, потребности любить, играть, оказывать помощь и поддержку. И, здесь, ключевым словом будет, конечно же, настроение! Настроение радости, внутреннего посыла и внимания. Настроение защиты, тепла, покоя и интереса.
Маленькие, открытые, эмоционально восприимчивые, дети всегда готовы к контактам. Особенно, когда видят глаза взрослого, и чувствуют его расположение. А, если, взрослый готов пригласить в мир сказок и игр, то он и друг, и мама, и волшебница одновременно. Всё происходит, как бы интуитивно, ты уже пришла с посылом любви и дружбы, тебе хочется всех прижать, пожалеть, обогреть, порадовать. И, первое, что видят дети, это улыбка, приветливые слова, затем пара фраз, переходящих в контактный диалог на детские темы и, конечно же, приглашение к игре.
Игры дают возможность ребёнку, почувствовать себя нужным, равным партнёром, посмеяться, подумать, обняться, просто побыть рядом, как в одной большой, дружной семье. И, как в семье, сразу видишь и принимаешь каждого с его фантазиями, слабостями, отличительными чертами.
Шумным детям, предлагаются подвижные, азартные игры. А потом, как бы исподволь, невзначай, организация, к примеру, конструкторского бюро. Где требуется и выдумка, и терпение и внимание, и усидчивость, а вся энергия направляется на придумывание поделок и чертежей.
«Скромняшкам» желательно дать волю проявить себя там, где на первых порах они не будут стесняться и комплексовать. Я предлагаю полепить, порисовать, и выплеснуть в своём творчестве свои мечты и фантазии. А организация выставки поможет поднять их авторитет, как бы заочно, в глазах самих себя и своих товарищей.
Эссе педагога-психолога «Домино успеха»
«Что такое достижения?» — задумалась я, прежде чем приступить к написанию эссе. Не правда ли, странно? Такое простое слово. В моей голове сразу стали складываться варианты значений этого слова. Заглянув в толковый словарь В.И.Даля, где в одном ряду стояли слова «иду», «поднимаюсь», «достичь», «достигать», «успех». Как оказалось, глагол достигать имел следующие значения:
1) настигать, нагонять, догонять;
2) дойти, доехать, прибыть куда;
3) добиваться, добиться чего, дойти стараньем;
4) помогать, способствовать, приносить пользу;
5) доживать до чего, доходить путем жизни.
«Удивительно!», — подумала я, — «Как точно значения этого слова отражают все (или почти все) функции психолога!».
Проанализировав значения глагола «достигать» можно сказать, что «достижение» означает процесс действия, в котором человек добивается результата старанием, положительного результата в работе, деятельности.
Но это общее значение, которое я вывела, используя словарь, а что можно считать достижениями в моей деятельности? С чего начинается успех? Я попробую рассказать о том, что для меня является достижениями. Но обо всём по порядку…
Впервые с психологией я познакомилась в школе. Помню, когда я училась в шестом классе, педагог-психолог нашей школы, Юлия Юрьевна, на классных часах проводила тесты с целью выявления личностных качеств, особенностей психических процессов, рассказывала об особенностях темперамента, какие виды темперамента бывают. Мои одноклассники отнеслись к этому неоднозначно: кто-то был заинтересован, а другие относились с равнодушием. Меня же эти маленькие частицы знаний увлекли, приоткрыв дверцу в мир психологической науки. Так я заинтересовалась психологией: читала психологические рубрики для подростков в журналах, мне нравилось узнавать свои психологические особенности, проходя тесты, загорелась мечтой – стать психологом, чтобы помогать детям и подросткам в решение проблем в общении с окружающими, познании себя, своих качеств и особенностей.
К окончанию школы вопрос кем быть для меня был решён, знала, что моя деятельность будет связана с детьми, и я сдала вступительные экзамены и поступила в Братский педагогический колледж на специальность «Организация воспитательной деятельности» (с дополнительной подготовкой в психологии). Учёба меня очень увлекла, училась с большим удовольствием. В колледже я получила первый опыт в выстраивании практической деятельности, общении с детьми, проведении занятий, участии в тренингах, проведении и обработке диагностических методик. Запомнились слова одного из мудрых преподавателей: «Детям нужно отдавать свою душу, старайтесь всегда смотреть на мир глазами ребёнка». Братский педагогический колледж я окончила достойно – с красным дипломом, это был мой маленький успех, который придал мне силы учиться дальше, чтобы работать психологом.
Высшее образование психолога я получала в Братском государственном университете. Есть такое высказывание «Психологами не рождаются, психологами становятся». И это правда. Для того чтобы стать хорошим востребованным психологом нужно много читать, постоянно посещать курсы и семинары, но ещё нужно обладать чутьём, умением «вчувствоваться» в страдания человека, уметь активизировать внутренний потенциал клиента, чтобы человек сам понял необходимость изменений. Я очень благодарна замечательным преподавателям, которые поделились своими знаниями и опытом в консультировании, диагностике, коррекции, проведении тренингов и других форм работы. В вузе во время практических занятий была возможность «поработать» в роли клиента. Интересен опыт создания музея «История психологии в Братске с 1989 года», который мы с одногруппниками создали на кафедре психологии и педагогики.
Главное, что дало мне обучение в университете – это психологическое мировоззрение, принципы. В работе я руководствуюсь принципом «не навреди!», потому что мне вверены детские души, у ребёнка ещё всё только начинается.
Моё дипломное исследование было направлено на изучение базовых компетенций деятельности студентов-психологов. Материал по теме приходилось собирать буквально по крупицам, но благодаря стараниям и интересу, который вызвала эта тема, исследование было завершено успешно.
Большую уверенность в себе я обрела после еще одной напутственной фразы – работу признали одной из лучших работ на кафедре. Получив диплом с отличием была в некоторой растерянности, так как обзвонив сады и школы выяснила, что психологи пока не требуются. Что делать? Как быть? Но мне повезло: через неделю заведующая детского сада Светлана Александровна Метляева, пригласила меня работать в детский сад, который я сама посещала в детстве! Об этом я и мечтать не смела.
Первой задачей, с которой столкнулась в доу – это было проведение диагностики готовности к школьному обучению. Проштудировала литературу, подобрала методики, провела исследование. Это было и волнительно и интересно одновременно, так как от результатов зависел психологический «диагноз» ребёнка. Перед началом диагностики с каждым ребёнком устанавливала доверительный контакт. Дети меня сразу приняли, мы подружились. На групповых занятиях по подготовке к школе для каждого ребёнка стремилась создавать ситуации успеха. Моим «подготовишкам» особенно нравились графические упражнения и упражнения с последовательными картинками на составление рассказов. В конце года результаты были хорошими – низкого уровня готовности к школе не было выявлено.
Как и положено психологу работала от запроса. Вскоре поступил запрос на работу с мальчиком, который быстро уставал, у него преобладала игровая мотивация к обучению в школе, познавательные процессы на низком уровне. И здесь снова выручило трудолюбие и стремление найти индивидуальный подход к ребёнку. Проанализировав результаты, я составила рекомендации для педагогов и родителей, разработала индивидуальный курс коррекции психических процессов, который включал релаксационные упражнения, психогимнастику, упражнения на развитие психических процессов и мелкой моторики. Занятия с мальчиком проводила еженедельно, по два раза в неделю. Постепенно занятия и работа с педагогами и родителями мальчика дали свои плоды – ребёнок стал более внимательным, удалось сформировать положительную мотивацию к обучению в школе. Позднее этот мальчик пришёл в детский сад довольный и счастливый – выпускник первого класса. На и его лице была радость и улыбка, глаза светились… Для меня это большое достижение, что получилось помочь мальчику, когда со стороны говорили, что ничего не получится.
В нашем ДОУ есть группа для детей с нарушениями речи – ОНР. Для оказания помощи таким детям нужен особый подход, ведь нарушения речи сказываются на всём психическом развитии. Это подтолкнуло меня к разработке специального проекта для детей, педагогов и родителей «Познаём, играем, говорим» который невозможно было бы реализовать без помощи моих коллег (Сугако Е.В. и Белогрудовой Т.Р.). В феврале 2012 года приняла участие в социально-педагогической ярмарке педагогических инноваций, где поделилась опытом работы с детьми, имеющими нарушения речи, проект признан одним из лучших, награждена дипломом победителя.
В 2011-2012 учебном году приняла участие во Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования: теория и практика», а в 2012-2013 учебном году — в Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования», публикации в сборниках: «Возможности развития памяти у детей», «Взаимодействие специалистов в работе с детьми, имеющими ОНР».
Отношения родителей с маленьким ребенком оказывают решающее влияние на возникновение и исчезновение у него психологических проблем. Большинство детских проблем корнями уходят в детско-родительские отношения. Только меняясь сами, родители помогают измениться ребенку. Я, в свою очередь, стараюсь научить каждого взрослого вчувствоваться в мир ребенка, понять детей и жить, содействуя и радуясь вместе с ними. Понимая, что только совместная работа с родителями воспитанников может дать положительный результат в решении проблем разработала программу совместных занятий для детей и родителей, которую представила на международном уровне профессионального мастерства педагогов «Новое образование». Все разработанные программы помогают мне в работе.
В 2013 году приняла участие во Всероссийском конкурсе красоты среди педагогических работников «Краса дошкольного образования России» награждена дипломом регионального этапа, победитель муниципального этапа.
Своих воспитанников учу добру, уважению друг друга, честности, стараюсь видеть в каждом ЛИЧНОСТЬ и развивать индивидуальные особенности, которые бы помогли найти своё место в жизни. В конкурсе фантазёров «Когда игрушки заговорили…» в номинациях «Конструируй. Фантазируй. Изобретай», «Мои игрушки – зверюшки» мои воспитанники Садовников Богдан и Морозов Арсений награждены дипломами за победу.
В 2013 году воспитанница нашего ДОУ Жарникова Наталия, с которой мы принимали участие в городском конкурсе «Интеллектуальный турнир-2013» награждена дипломом II cстепени.
В своей работе с педагогами детского сада и родителями много внимания уделяю психологическому просвещению, считая главным передать им знания о психологии детей, об их возрастных особенностях, оптимальных путях организации общения взрослого с детьми и общения детей разного возраста между собой. Для того чтобы сделать психологические консультации наиболее интересными использую презентации, памятки, релаксационные упражнения и проблемные ситуации, а мои коллеги и родители воспитанников отвечают искренней заинтересованностью в психологических знаниях, стремлением меняться на благо детскому обществу.
Неотъемлемой частью является выработка практических умений и навыков, обучение методам саморегуляции. Первый семинар-практикум, который я провела в ДОУ, был на тему педагогической этики. Он прошёл словно на одном дыхании, педагоги приняли такую форму работы. Регулярно провожу различные семинары-практикумы, тренинги, подбирая интересный теоретический и практический материал, групповые упражнения.
Детский сад – это место, где воспитывают счастливых детей, а психолог – обязан создать условия для этого. Моя педагогическая концепция основана на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, и я ориентируюсь на его потребности и возможности. Наблюдая за детьми, проводя диагностику, я узнаю о них многое, и все это для того, чтобы выработать индивидуальный план развития каждого. Реализация этого плана позволяет мне в каждом выпускнике увидеть проявившиеся плоды своего труда.
«Так что же такое достижения, успех?», — еще раз задаю я себе вопрос. Титулы, звания, категории? Думаю, это всего лишь следствие. Успех складывается из своеобразных маленьких кирпичиков, направлений работы с педагогами, родителями и детьми. Достижения для меня – это возможность видеть расправленные плечи родителей и счастливые улыбки детей при расставании с психологом.
Моей профессии можно только позавидовать, она даёт возможность развиваться творчески, духовно. Любой путь бывает не прост. На психологическом пути тоже иного трудностей и препятствий. Много новых задумок, главное, не останавливаться на достигнутом, а идти вперед несмотря ни на что, в ногу со временем! Поэтому, наверное, я продолжаю учиться, осваивать новейшие технологии и делать свое будущее!
Автор: Загарских Дарья Александровна,
педагог-психолог МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида №84» «Ручеёк»,
г. Братск, Иркутской области, Россия
Статья размещена в авторской редакции
Больше интересной информации вы можете прочитать и обсудить на форуме