Дидактическая игра «Найди свой домик»
В игровой зоне на стульчиках расставлены кубики основных цветов (это домики). Дети приносят свои султанчики к кубикам соответствующего цвета. Логопед называет цвет «домика» и предлагает детям повторить название цвета.
Игра «Что пропало?»
Логопед выставляет на стол 3—4 игрушки (например, куклу, юлу, мяч, машину). Дети внимательно рассматривают их, называют вместе с логопедом. Затем логопед просит детей закрыть глаза и убирает одну из игрушек. Дети, открыв глаза, называют пропавшую игрушку. Игра повторяется несколько раз.
И гра «Что звучало?»
Логопед показывает детям игрушки и демонстрирует, как они звучат: неваляшка поет, матрешка стучит, киска пищит. Затем логопед прячет игрушки за ширму и, производя действие с какой-либо из них, предлагает детям на слух определить, какая игрушка звучит, и назвать ее. Неговорящие дети показывают игрушку жестом.
Итог занятия
Т е м а « О В О Щ И »
З а н я т и е 1
З а д а чи: расширение предметного словаря;
развитие слухового и зрительного внимания; развитие речевых модуляций;
развитие фонематического восприятия на неречевых звуках.
О борудование: натуральные овощи (огурец, помидор, капуста, морковь, лук, свекла, репа, картофель), плоскостной театр «Репка», бубен.
Х од занятия
Организационный момент. Пальчиковая гимнастика
С ол н ы ш к о , солнышко, посвети,
Кисти рук поднять вверх, напряженные пальчики
Л у ч и к и , солнышко, распусти!
широко развести в стороны.
Д о ж д и к , дождик не молчит,
Подушечки пальцев стучат по крышке стола.
Д о ж д и к весело стучит.
Ознакомление с темой занятия
Логопед демонстрирует натуральные овощи, называя их.
Дети рассматривают, трогают овощи. Логопед знакомит детей с обобщающим понятием « овощи » .
Инсценировка сказки «Репка»
Логопед показывает сказку с помощью фигур плоскостного театра.
4. Дети отвечают на вопросы логопеда по сказке:
— Что посадил дед? ( — Репку.)
— Кто тянул репку с дедом? ( — Бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.)
— Как звал дед бабку?
Детям предлагается позвать бабку тихо, затем громко: «Баба, иди!»
— Как мяукала кошка?
— Как лаяла собака Жучка?
— Как пищала мышка?
Игра «Солнышко — дождик»
Логопед объясняет детям правила игры:
— Когда бубен стучит, на улице светит солнышко — можно гулять.
К о г д а бубен звенит, начинается дождик — нуж но прятаться в « домики».
(Дети должны присесть, поднять руки над головой в виде крыши.)
Сначала дети видят, что логопед делает: звенит или стучит в бубен. Затем игра усложняется: логопед производит действия с бубном, спрятав его за спину.
Итог занятия
З анятие 2
З а д а чи: закрепление лексики по теме;
упражнение в сличении предмета и фишки; составление картинки из двух частей;
развитие мелкой моторики.
О борудование: натуральные овощи (см. предыдущее занятие), счетные палочки (фишки) четырех основных цветов, разрезные картинки с изображением овощей, предметные картинки теме.
Х од занятия
О р ганизационный момент
его.
На столе у логопеда поднос с натуральными овощами. Логопед называет овощ, а ребенок показывает
Упражнение в сличении цвета
На доску выставляются картинки с изображением овощей (помидора, огурца, капусты, свеклы). Детям раздаются по две счетные палочки (красного и зеленого цвета). I
П о к а ж и те , мне красную палочку. Такую, как этот помидор.
И т.д.