Утка с утятами на пруду план-конспект занятия (аппликация, лепка, подготовительная группа) по теме


Конспект занятия Разные виды аппликации — Уточка на пруду (с утятами)

Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству

«Мир аппликации».

Тема занятия: Аппликация. Уточка

(с семейством).

Светлана Анатольевна Серебрякова, педагог дополнительного образования, МБОУ «СОШ № 40» г. Петропавловск-Камчатский. Цель занятия: Уточнение и расширение знаний учащихся об аппликации. Задачи занятия: Обучающая: -научить видеть в образце авторские задумки, задавать свои вопросы по ходу просмотра и изучения образца, вести диалог; -обучение безопасным способам и приёмам работы с материалами и инструментами. Развивающая: — развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи; — развитие умений анализировать образец с целью развития творческого воображения: сюжет, детали, умение прогнозировать развитие события. Воспитательная: -привитие навыков культуры труда; -воспитание усидчивости, аккуратности, терпения и трудолюбия.

Материалы и инструменты:

  • Цветной картон и бумага разных оттенков.
  • Фломастеры (коричневый и чёрный) или гелевая ручка.
  • Шаблоны.
  • Клей ПВА.
  • Ножницы.
  • Картинки с изображением птиц, перья, таблицы.

Оборудование: — мультимедиа оборудование — С-Д — диск с голосами птиц, музыкальное сопровождение занятия — образцы готовых изделий План занятия. 1. Организационный момент 2. Знакомство с образцом, составление плана работы. 3. Основная часть занятия — практическая (постановка учебной задачи, повторение старых знаний, усвоение новых понятий и способов действий) Физминутка 4. Подведение итогов занятия. Рефлексия деятельности Ход занятия 1 этап. Организационный момент. Вступительная беседа Приветствие группы и эмоциональный настрой детей (Тихо звучит музыка «Звуки леса») Педагог: …Мы все уносимся в даль На одной и той же планете — Мы экипаж одного корабля. Антуан де Сент-Экзюпери. -Как Вы думаете кто это МЫ? (Ответы детей). -Молодцы, разнообразие живущих на планете Земля очень велико, прислушайтесь, чьё щебетание вы слышите? Правильно, кто догадался о ком сегодня будем говорить? -Итак, сегодня поговорим о птицах. Птицы… Знакомые и незнакомые, наши далёкие и близкие соседи по планете. Они всегда привлекали внимание человека. Ещё на скальных рисунках первобытных людей можно увидеть изображение уток и гусей, орлов и лебедей. Например, в Древнем Египте существовало более пяти тысяч богов и многие из них имели облик птиц (Сокол — Бог Солнца по имени Хор). -Вспомним, что отличает птиц от других существ? -Чудо полёта — скажут многие, присущая им великолепная и завидная способность словно бы без всяких усилий отрываться от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши. Но знатоки птиц, наверняка, скажут: перья — тот единственный признак, который присущ только птицам. Именно перья сделали возможным птичий полёт. -Закройте глаза, определите на ощупь, что находится у меня в шкатулке? (Показ перьев) — Какие перья и для чего служат? (1.Маховое перо. 2.Контурное перо. 3. Пуховое перо.) -Отгадайте загадку и узнаете гостью нашего занятия сегодня: Вдоль по речке, по водице, Плывёт лодок вереница, Впереди корабль идёт, За собою всех ведёт. (Утка с утятами). — Существует более 112 видов уток. Рассмотрим утку на картинке. Какая она? (Большая, пёстрая, разноцветная…) 2 этап. Рассматривание образца (без утят), вид работы, материалы и инструменты, необходимые для работы, ТБ, составление плана работы, подбор материала. а) Вводный инструктаж -во время работы не отвлекайтесь и не отвлекайте других -во время работы не оставляйте лезвия ножниц открытыми -передавать ножницы сомкнутыми лезвиями, кольцами вперёд -подготовить рабочее место, инструменты -проверить достаточность освещения на рабочем месте
План работы:

  • Водная гладь и тростник. (Подбор бумаги по цвету)
  • Утка. (Подбор бумаги для основы утки, головы, хвоста)
  • Крыло уточки (подбор бумаги для основы и «пёрышек»)
  • Основа работы

3 этап. Практическая работа. б) Техника безопасности во время работы -содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в данное время -во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других -передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать их на столе справа острым концом от себя, лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты -при работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал -во время работы сидеть прямо и не подносить работу близко к глазам -клей наносим на вырезанную деталь кистью Самостоятельная работа по составленному плану

  • Водная гладь. В соответствии с образцом и подобранной бумагой по шаблонам вырезать все части воды, склеить. Изготовить тростник.
  • Утка.

— Вырезать из серого картона основу. — Приклеить ей светло-коричневую голову, а на неё — жёлтый клюв. — Под светло-коричневую шею подклеить белую, а под белую — тёмно-коричневую часть. — На серое крыло утки наклеим цветные «перья». -Готовое крыло наклеить на утку, а сверху подклеить фрагмент второго тёмно-коричневого крыла. в) текущий инструктаж (возможен групповой, фронтальный, индивидуальный)

  • Что необычного для аппликации заметили на образце на уточке? ( Использование в прорисовке носика, глазка, пёрышек фломастеров или гелевой ручки) Кто знает как называется этот вид работы? Сегодня мы добавим в своё творчество коллаж. Подумайте, что же такое коллаж и для чего его используют в аппликации? (Само слово коллаж означает «приклеивание, наклейка». Коллаж стал видом искусства. Он используется для получения эффекта неожиданности, ради эмоциональной насыщенности. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — ручкой, тушью, акварелью, пастелью.)

-Прорисуем уточке носик, пёрышки, глазок гелевой ручкой, она оставляет более тонкий след. Физкультминутка Утка крякает, шаги вперевалку зовёт зовущий жест руками Всех утят с собою. быстрые, семенящие шажки вперевалку А за ними кот идёт, Словно к водопою. вкрадчивые шаги кота У кота хитрющий вид, прищурить глаза, хитро посмотреть. Длинные когтищи, показать царапки-цапки Не смотри ты на утят! погрозить пальцем

  • — Вспомните произведения, в которых гл. действующими лицами выступали утки.

— Молодцы. А как закончилось произведение Д. Мамина-Сибиряка «Серая уточка»? -Давайте сочиним счастливое окончание этого рассказа. Пушистый матросик, Лопаточкой носик, На ножках коротких Красные ботинки. -(Утята). — Берём светло-жёлтый картон и вырезаем утят. — Фломастером или ручкой прорисуем линии голов и животиков, глаза. — Наклеим утятам клювы, лапки, крылышки.

  • Сборка всех частей в единую композицию.

— На основу клеим водную гладь и тростник. -В центр водной глади располагаем уточку, а сверху — утят. В процессе работы узнаём интересную информацию. А знаете ли ВЫ…? — Сколько у птиц перьев? (Их число зависит от размера птицы и увеличивается в зимнее время. У лебедя — 25 тысяч перьев, из них 20 тысяч на шее и голове. У воробьёв 3 тысячи перьев. У колибри — около тысячи.) — Зачем они птице? 1. Для полёта. 2. Лёгкая и прочная одежда. 3. Поддерживание постоянной температуры тела от 39 градусов до 45. -Какой ветер для птицы попутный? («Попутным» ветром для птицы является встречный. Он даёт хорошую опору крыльям, ускоряет и облегчает полёт. А ветер сзади замедляет и останавливает птиц, так что при перелёте они вынуждены иногда делать остановки на несколько дней, в ожидании нужного ветра.) -Рассмотрим таблицу с изображением ног разных птиц. -Найдите лапку, которая принадлежит утке. -Как угадали? Особенности? (Перепонки). -Для чего они нужны? ( Помощь в лёгком плавании). 4 этап. Подведение итогов занятия. Рефлексия деятельности. г) заключительный инструктаж -анализ выполнения практической работы -разбор ошибок -Рассмотрите свою работу, дайте ей название. Кому понравилась своя работа? -Что не получилось? -Чему будем продолжать учиться? _Хлопните в ладоши, если вы считаете свою работу, выполненную на «отлично» _Щёлкните пальцами, если вы считаете, что работу можно сделать лучше _Топните, если считаете, что у вас ничего не получилось и нужно ещё что-то доделать -Каким видом деятельности занимались? (Аппликацией) -Что узнали нового? Что такое коллаж? На след. занятиях будем знакомиться с разными видами коллажа. — Я думаю, что наша гостья-уточка осталась довольна Вашей работой, ребята, спасибо всем за активную работу на занятии.

Подготовка занятия по лепке на тему «Птицы» в подготовительной группе

Дети 6–7 лет активно познают предметы и явления окружающего мира, происходящие между ними связи, и с удовольствием воспроизводят их в творческих работах, отражая своё отношение к этим образам. Старшие дошкольники владеют основными приёмами лепки, знакомы со способами создания фигурки из пластичного материала. Педагог не использует прямой показ практических действий лепки, основной обучающей задачей на занятиях становится развитие навыка планирования работы и прогнозирование желаемого результата самими воспитанниками.


Занятие по лепке в подготовительной группе

В подготовительной группе ребята упражняются в создании трёхмерных предметов из пластических материалов, стараясь как можно более точно передать характерные особенности предметов. Лепка выпуклых предметов на плоскости проводится редко, как правило, выполняются задания на изготовление объёмной поделки с последующим её закреплением на бумажной или картонной основе. Тема «Птицы» направлена на развитие и дальнейшее закрепление умения передавать в лепке образы различных видов птиц, особенностей строения их тела, формы конечностей, хвоста, клюва, цвета оперения. Изучив наглядные материалы (картинки с изображением птиц, игрушки или статуэтки), ребята лепят фигурки по представлению. Для воспитанников подготовительной группы обязательно должно даваться задание по передаче характерной позы птицы. Дети учатся отображать положение туловища, лап и крыльев птицы в движении: птица села на ветку, клюёт ягоды, готовится вспорхнуть, поёт, расправила или чистит перья и т. д. По представляению лепятся также образы сказочных и волшебных птиц. Лепка с натуры может проводиться в подготовительной группе на занятиях по созданию птиц по мотивам игрушек народных промыслов (гжельская, дымковская, филимоновская, каргопольская игрушка). Ребята изучают строение глиняной фигурки, воспитатель проговаривает этапы лепки игрушки (как вариант, озучивает инструкции по следованию технокарте), воспитанники выполняют практическую часть, имея перед глазами образец.


Лепка птички по мотивам дымковской игрушки

Рассотрим способы и приёмы лепки, применяемые детьми для создания птиц:

Способ лепкиЦельТехника лепки
КонструктивныйСоздание предмета из отдельно вылепленных элементов.Ребёнок представляет предмет в виде лежащих в его строение форм, вылепливает соответствующие детали и собирает (конструирует) образ. При работе конструктивным способом могут быть использованы все основные приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, отщипывание, вдаливание, заострение. При составлении предмета из отдельных элементов применяются приём соединения и последующего сглаживания швов или примазывание деталей. Пример. Для лепки вороны конструктивным способом необходимо заготовить вытянутый шар для туловища, шар для головы, заострённый шарик для клюва, лапки будут вылепливаться из раскатанных колбасок, хвост — из маленького сплюснутого цилиндра, крылья — из сплющенных шариков.
Пластический/скульптурныйЛепка предмета из одного куска пластического материала.Перед практической работой ребёнок представляет, какая одна форма лежит в основе предмета (для птицы — форма яйца). Из пластического материала скатывается заготовка этой формы, слегка разминается ладонями, материал согревается и становится податливым. Ребёнок моделирует образ из заготовки, используя приёмы оттягивания, прищипывания, скручивания, вдаливания. Пример. Лепка воробья скульптурным способ предполагает вытягивание из яйцеообразной заготовки частей фигурки в следующем порядке: шея, голова и клюв, крылья, лапки, хвост.
КомбинированныйСочетание в практической работе приёмов конструктивного и скульптурного способов для создания предмета.Этот способ чаще всего используется старшими дошкольниками. Основную часть фигурки ребёнок лепит конструктивным способом и дополняет его отдельно вылепленными деталями. Пример. Для лепки петушка из яйцеобразной заготовки скульптурным способом лепится туловище, голова и шея птицы, затем создаются и примазываются крылья и лапки, гребень и бородка, перья хвоста.

Способы лепки птицы

Конструктивный способ Пластический способ


Комбинированный способ

Разновидности лепки птицы

Воспитанникам подготовительной группы предоставляется свобода в продумывании художественного замысла, этапов работы и приёмов для его реализации. Важно, чтобы ребя имели доступ к материалам и инструментам. В помещении, где проводятся занятия по изобразительной деятельности, рекомендуется оформить стеллаж или шкаф, в котором хранилось бы всё необходимое для создания композиции. Исходя из своих вкусовых предпочтений, оценки собственных способностей и представляемой задумки, ребята самостоятельно подбирают пластилин для лепки, берут инструменты, дополнительные материалы для украшения. Также в стеллаже должны быть подготовлены различные варианты для основы поделки: набор цветной бумаги, картон, бумага с тиснением или бархатная бумага. Для оформления основы из шкафа с материалами и инструментами для занятий рисованием дети могут взять карандаши, фломастеры, краски и кисти. Иногда раскрашиваются сами пластилиновые поделки, чаще всего, на занятиях по декоративной лепке: готовую фигурку или игрушку ребята расписывают в стиле народной живописи.

Тема «Птицы» в перспективном планировании по лепке в подготовительной группе

В разделе «Лепка» программы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе тема «Птицы» представлена во многих занятиях. Она раскрывается при обучении лепке с натуры и по представлению, созданию образов народных сказок и художественных произведений (в том числе образов в , декоративному рисованию.

Тема занятияОрганизационная форма деятельностиОбучающие и развивающие задачи
«Домашние птицы»Индивидуальная.Закрепление умения лепить фигуру птицы по представлению. Развитие умения передавать особенности строение тела птицы и характерных движений птицы. Совершнествование умения украшать поделку при помощи инструментом и дополнительных материалов.
«Птичий двор»Коллективная.Закрепление умения лепить фигуры птицы в движении по представлению. Активизация интреса к работе в подгруппе. Развитие умения создавать сюжетную композицию: отображение взаимоотношений между мерсонажами сценки, правильное расположение фигурок в композиции, оформление основы работы.
«Летят перелётные птицы»Коллективная.Совершенствование умения передавать характерные особенности строения и позы птиц в движении. Развитие навыка групповой деятельности. Развитие интереса к продумыванию основы композиции (тематический или сюжетный фон). Развитие умения прогнозирования совместной работы и анализирования итогов.
«Ворона»Индивидуальная.Развитие умения создавать образ художественного произведения: ребята лепят ворону по стихотворению А. А. Блока «Ворона» («Вот ворона на крыше покатой…»). Совершенствование умения передавать характерные особенности и позу птицы. Развитие умения самостоятельно выбирать способ и приёмы лепки, материалы и инструменты, прогнозировать этапы действий.
«Воробей»Индивидуальная.Развитие умения создавать образ художественного произведения: ребята лепят воробья по стихотворению С. Я. Маршака «Где обедал воробей?» из цикла «Детки в клетке». Оттачивание навыков в лепке птицы в движении. Совершенствования умения создавать индивидуальную композицию (ребята могут слепить какое-либо животное из стихотворения, у кого в клетке побывал воробей). Развитие умения сочетать в работе различные виды изобразительной деятельности: для оформления основы поделки дети могут использовать приёмы аппликации, рисования, пластилинографии.
«Утка»Индивидуальная.Развитие умения создавать образ художественного произведения: ребята лепят утку по сказке М. Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Вариант индивидуального задания: в подгруппе из 2–3 человек ребята могут создать сюжетную сценку по выбранному эпизоду сказки. Закрепление навыков лепки фигуры птицы в движении. Совершенствование умения оформлять основу композиции, по необходимости привлекая приёмы аппликации, рисования или пластилинографии.
«Сова»Индивидуальная.Совершенствование умения лепить птицу по представлению. Развитие умения самостоятельно продумывать замысел поделки, этапов практической работы, способа и приёмов лепки, выбора материалов, инструментов, природных материалов и фурнитуры для украшения композиции.
«Синичка»Индивидуальная.Совершенствование умения лепить птицу по представлению. Развитие умения самостоятельно продумывать замысел поделки, этапов практической работы, способа и приёмов лепки, выбора материалов, инструментов, природных материалов и фурнитуры для украшения композиции.
«Снегирь»Индивидуальная/коллективная.Развитие умения создавать образ художественного произведения: ребята лепят воробья по рассказу Ю. Дмитриева «Снегирь». Оттачивание навыков в лепке птицы в движении. Совершенствования умения создавать индивидуальную композицию: снегирь угощается в кормушке, клюёт ягоды ребины, сел на еловую ветвь и т. д. Развитие умения сочетать в работе различные виды изобразительной деятельности: для оформления основы поделки дети могут использовать приёмы аппликации, рисования, пластилинографии. Вариантом задания занятия по теме «Снегирь» может быть создание коллективной композиции «Снегири на рябине»: ребята совместно оформляют лист полуватмана в качестве основы композиции (рисуют акварельный фон с переходами, дерево, в технике пластилинографии могут изобразить пожухшие листья или снег на ветвях, элементами пластилиновой мозаики создаются грозди рябины), индивидуально вылепливают фигурки снегирей в различных позах и располагают их в общей композиции. Развитие умения коллективной деятельности: продумывания замысла, распределение обязанностей. Развитие умения анализировать процесс и итоги коллективной работы.
«Лебедь» («Лебёдушка»)Индивидуальная/коллективная.Совершенствование умения лепить птицу по представлению.Развитие умения самостоятельно продумывать замысел поделки, этапов практической работы, способа и приёмов лепки, выбора материалов, инструментов, природных материалов и фурнитуры для украшения композиции. Возможна лепка образа художественного произведения: воспитанникам предлагается изобразить Царевну-Лебедь из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Вариант индивидуального задания для работе в подгруппе: лепка композиции «Лебединое озеро».
«Петушок с семьёй»Коллективная.Развитие умения создавать совместными усилиями сюжетную сценку. Закрепление умения лепить домашних птиц по представлению. Развитие умения создавать образы художественного произведения: ребята лепят сценку из рассказа К. Д. Ушинского «Петушок с семьёй». Формирование умения коллективного продумывания этапов работы и создания общей композиции.
«Утка», «Индюк», «Петух»Индвивидуальная.Формирование умения лепить фигуру птицы по мотивам дымковской игрушки. Совершенствование умения лепить комбинированным способом: основная форма дымковской игрушки лепится из целого куска, отдельно вылепливаются детали для крыльев, иногда хвоста. Развитие навыка расписывания вылепленной игрушки. Развитие интереса к произведениям народного искусства и желания создавать поделки по мотивам работ дымковских мастеров.
«Калининские птички»Индивидуальная.Формирование умение лепить фигуру птицы по мотивам тверской (калининской) игрушки. Совершенствование умения лепить комбинированным способом. Развитие навыка расписывания вылепленной игрушки. Развитие интереса к народным промыслам и желания создавать поделки по мотивам работ тверских мастеров.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: