Портрет современного педагога-воспитателя
Екатерина Бондаренко
Портрет современного педагога-воспитателя
Воспитатель играет важнейшую роль в жизни ребенка, будучи чувствительным к его потребностям и понимая его символический язык, а также отслеживая особые потребности ребенка в группе. Именно от воспитателя зависит настроение ребёнка, его адаптация к условиям ДОУ, его взаимодействие со сверстниками, его продуктивная деятельность. Так каким же должен быть в наши дни воспитатель?
1. Современный воспитатель должен быть однозначно профессионально компетентен. Он должен уметь решать профессиональные задачи, и выполнять трудовые профессиональные функции.
2. Должен иметь высшее профессиональное образование (в идеале)
или среднее профессиональное образование по направлению подготовки
«Дошкольное образование и педагогика»
, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки
«Дошкольное образование и педагогика»
.
3. Воспитатель должен быть – мобилен. Современное общество быстро меняется, модернизируется. Поэтому и воспитатель должен быть готов к этому. Должен уметь приспосабливаться к новым социальным условиям своего профессионального труда. Тогда его будут ценить, как профессионального, качественного работника.
4. Воспитатель должен быть достаточно компетентен в учебно – познавательном процессе. Мог уметь свои знания и навыки применять в своей профессиональной практической деятельности. Он должен владеть механизмами целеполагания, планирования своей деятельности, анализа, рефлексии, самооценки своей успешной деятельности. Владеть приемами действий в различных профессиональных ситуациях. Также педагог должен уметь самостоятельно искать, анализировать, отбирать и обрабатывать и передавать необходимую информацию субъектам образовательного процесса.
5. Воспитатель в своей педагогической деятельности должен знать,и руководствоваться следующими документами:
5.1. Трудовым кодексом РФ,
5.2. Законами РФ и своего края;
5.3. Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка МБДОУ и другими локальными актами учреждения;
5.4. Правилами внутреннего распорядка воспитанников МБДОУ;
5.5. Конвенцией о правах ребенка;
5.6. Основной общеобразовательной программой «ООП»
и дополнительными образовательными программами.
Приказами, распоряжениями заведующего и вышестоящих органов образования, нормативно-методическими документами Правительства РФ;
5.7. Трудовым договором и настоящей должностной инструкцией;
5.8. Основными положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
.
6. Педагог должен быть коммуникативен – уметь взаимодействовать с окружающими его людьми, работать совместно в групповой деятельности. Должен любить детей, так как мы рассматриваем воспитателя, то педагог должен заодно быть очень добрым к детям, отзывчивым и мочь сочувствовать и переживать детским проблемам и переживаниям.
7. Воспитатель должен быть настолько компетентен к детям, чтобы его знания, умения и навыки имели успех в его профессиональной деятельности, он обязан (я думаю)
обладать индивидуальными – личностными характеристиками. Т. е. обязательно творческой, креативной, инициативной, самостоятельной личностью. Хотел развиваться, самореализовываться и самосовершенствоваться, ставить перед собой все новые и новые цели к достижению своих профессиональных вершинств и качеств. Поднимать свою профессиональную планку.
8. Также педагог должен уметь взаимодействовать с родителями детей. От них воспитатели могут получить дополнительную информацию об интересах, способностях, особенностях детей. При взаимном положительном взаимодействии с родителями, наиболее лучше сказывается на детях, их учебно – образовательный процесс.
9. Внешний вид педагогадолжен быть безупречным: одежда чистая, опрятная, волосы уложены, макияжа ровно столько, сколько необходимо (нельзя переборщить, парфюм не резкий, приятный.
10. Личностные качества педагога имеют большое значение, т. к. педагог является примером для ребёнка.Рассмотрим личностные качества:
10.1. Доброта и терпение. А ещё справедливость, милосердие, понимание и главное — любовь к детям. Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека — основополагающие для воспитателя.
10.2. Высокие нравственные качества. Если воспитатель сам не обладает качествами, которым он учит детей, то как же он их этому научит? Педагог ДОУ должен следить за своими поступками, быть честным с собой и детьми, отвечать за свои слова, быть открытым перед детьми, уважительно относиться к ним.
10.3. Организаторские способности. Умение планировать, выполнять всё последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности комплексно — это качества, которые обеспечат успешную работу воспитателя ДОУ.
10.4. Трудолюбие. Работа с детьми отнимает много энергии, а ведь важно работать с радостью. Если будете всем сердцем любить свою профессию — работать будет одно удовольствие.
10.5. Позитивный настрой. Дети, которых воспитывают в атмосфере доброжелательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными в себе, общительными, эмоционально открытыми.
10.6. Способность к творчеству. В детском саду приходится много придумывать, чтобы сделать воспитание и обучение детей максимально для них интересным. Хорошо, когда воспитателю это с лёгкостью удаётся.
Портрет современного школьника: ожидания и реалии
/data/edu/files/x1463909831.pptx (Презентация к докладу «Портрет современного школьника»)
Введение
Литература советского периода и рассказы старших поколений позволяют представить образ советского школьника. Его главными жизненными ценностями были любовь и дружба, достоинство и честь, совесть, доброта и ответственность. Для него было характерно инициативность, стремление к самосовершенствованию. Выпускники школы были уверены в завтрашнем дне и в своей нужности обществу, поэтому мотивом при профессиональном самоопределении служила общественная польза.
Но с тех пор исчезли высокие идеалы, а главной жизненной ценностью стало материальное благополучие. Что же ценно для моих сверстников сегодня? Как они представляют свою самостоятельную жизнь? На наш взгляд, это очень актуальные вопросы, ведь нынешние школьники – это будущее нашей страны.
Современная Концепция духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет национальный воспитательный идеал высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Гипотезу нашей работы, объект, предмет и методы исследования вы видите на экране.
Свои исследования мы начали с анкетирования выпускников 90 и 103 школ в возрасте от 16 до 18 лет. Нами была разработана анкета на основе той, что предлагает выпускникам правительство России. В ходе анкетирования были опрошены 67 учеников. Различия в ответах среди выпускников разных школ практически отсутствуют, поэтому данные предоставляются в общем массиве.
Уже на первом этапе мы отбросили гипотезу, на которой основывается наша работа, как ошибочную.
И сейчас мы представим итоги нашего исследования и выводы по ним.
Анкета состояла из пяти пунктов, первым из которых был политические ориентации молодёжи
.
На первый вопрос ребята в основном ответили, что следят за развитием событий в стране, но, к сожалению, им это не интересно.
Никто из опрошенных не сказал, что положение дел в стране его устраивает.
На вопрос о своём благосостоянии половина учеников ответила, что их благосостояние зависит только от них самих, а 37% — от условий жизни и их собственных усилий в равной степени.
В случае нарушения своих прав почти половина учеников готова обратиться в правоохранительные органы, но никто не собирается участвовать в акциях протеста.
О своём патриотизме с полной уверенностью заявляют лишь четверть выпускников, тогда как 44% сомневаются с ответом.
А на этом слайде представлено мнение, что значит быть патриотом.
Следующий пункт анкеты: экономические ориентации молодёжи
.
О своей уверенности в реализации своих планов на будущее с полной уверенностью заявляют чуть больше четверти опрошенных.
На вопрос: что значит успешная карьера для человека? 73% считают, что это моральное удовлетворение от работы и возможность заниматься любимым делом, но и высокий доход является определяющим.
А вот что влияет на карьеру? 88% считают, что это образование, а 60% что это личные качества и особенности характера.
Этот слайд показывает, что высокая заработная плата привлекает молодёжь в работе больше всего.
При устройстве на хорошую работу ребята практически единогласно ответили, что могут рассчитывать только на собственные силы.
Из всех предложенных сфер для работы молодёжи, самой перспективной ребята определили сферу новейших технологий. А вот минимальные предпочтения ребят отдали образованию и здравоохранению.
Можно сделать вывод, что мотивациями для профессионального самоопределения подростка служат престижность профессии и высокий заработок.
Далее поговорим об ориентациях на образование и развитие
.
Половина опрошенных выпускников признаются, что стараются учиться нормально, но учёба не вызывает у них особого интереса.
Что касается удовлетворённости выпускников качеством полученного образования, то в целом выпускники довольны образованием, которое получают.
В вопросе о жизненных ценностях 75% учеников выбрали семейное счастье наиболее ценным. Далее расположились здоровье и возможность приносить пользу другим людям.
Об участии в разнообразных проектах, 42% опрошенных ответили положительно.
Таким образом, можно сделать вывод об активности молодых людей в области научно — исследовательской и практической деятельности.
Следующий пункт нашей анкеты этническая и религиозная самоидентификация молодёжи
.
Большинство молодёжи не определились со своим отношением к представителям других национальностей, но почти шестая честь с опаской относятся к другим этносам.
В борьбе за интересы представителей своей национальности готовы участвовать лишь треть, остальные же не собираются участвовать в открытом конфликте. На наш взгляд, молодое поколение недостаточно толерантно.
Заключительный пункт нашей анкеты ориентации на здоровье и физическое развитие.
Радует, что нет среди опрошенных ребят тех, кто совсем не занимается спортом.
Дополнением к портрету выпускника является проведение им досуга. К сожалению, увеселительные мероприятия и социальные сети лидируют.
Что касается вредных привычек, все единогласно ответили, что вредные привычки отрицательно сказываются на здоровье.
Вывод
В заключение теперь мы можем представить современного школьника. Это молодой человек главными жизненными ценностями, которого являются здоровье и семейное счастье. Он не сильно озабочен нравственностью своих поступков, но имеет представление об идеале. Выпускник мало озабочен экономическими, социальными и политическими проблемами своей Родины. Он стремится к самовыражению, с удовольствием занимается саморазвитием и самосовершенствованием, оставляя свободное время для общения с друзьями. Таким образом, молодой человек активно включается в жизнь социума. Получение качественного образования или хорошей работы он рассматривает, как средство сделать карьеру и достичь высокого материального благосостояния. Молодой человек не готов к самостоятельной взрослой жизни, к неожиданным трудностям, но с оптимизмом смотрит вперёд, так как всегда может рассчитывать на помощь родителей. Он уверен, что уровень его знаний, полученных в школе, высок, что поможет ему при поступлении. А чтобы выпускник современной общеобразовательной школы стал достойным членом общества, нужно готовить его к преодолению всех жизненных трудностей.
Результатами нашего исследования заинтересовалась администрация школы. С целью корректировки планов воспитательной работы для устранения выявленных несоответствий между «ожиданиями» и «реалиями» нам предложили выступить на педагогическом совете, который прошёл в марте. А в мае прошли выборы председателя в совет старшеклассников. По результатам выборов на эту должность вступила Шубина Полина ученица 11 «А» класса. С сентября нового учебного года совет начал свою работу.
В 5-6 классах введено детское самоуправление, проводятся политинформации. Ученики включаются в активную, социально-значимую деятельность.
«Воспитатель-это волшебник, который
открывает детям дверь в мир взрослых»
К. А. Гельвеций
Меня зовут Виктория, я мама двоих детей. Моей старшей дочери 15 лет, а сыну 5 лет. Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 142 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» они посещали в разный временной период, и я лично могу сравнить воспитателя 90- х годов и наших современных.
Внешне воспитатели остались практически такими же, но виден их «рост» и стремление идти в «ногу» со временем. Меняется мир, изменяются дети, это, в свою очередь, выдвигает новые требования к жизни и работе с нашими современными детьми. Наши воспитатели стремятся овладевать новыми современными технологиями, которые в свою очередь помогают расти нашим детям не только физически, но и умственно развитыми. Конечно, я не хочу сказать, что дети, рождённые в восьмидесятые или девяностые годы, были чем-то обделены в плане воспитания и образования. На тот период развития нашей страны образовательный процесс тоже «шёл» в «ногу» со временем. Но сейчас, в эпоху компьютеризации, современному воспитателю необходимо использовать разнообразные достижения науки и техники (интерактивные доски, планшеты, компьютеры и т.д.), чтобы удовлетворить любознательность современного ребёнка и помочь ему познавать окружающий мир. Конечно, компьютер новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития, но надо помнить, что он должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. У наших воспитателей это хорошо получается.
Современному воспитателю нельзя забывать о том, что он должен не только развивать у ребенка любознательность, активность, эмоциональность, отзывчивость, формировать предпосылки учебной деятельности, но и сохранить его здоровье.
Я очень хочу, чтобы современные воспитатели работали в системе, обеспечивающей условия для снижения гиперактивности у детей снятие тревожности и концентрации внимания (уголки уединения, настроения, песочная терапия, сказкотерапия, музыкотерапия и т.д.).
Проблема нравственного воспитания остаётся актуальной: экологические катастрофы, разлад в физическом и нравственном здоровье людей, бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения, да и общества в целом. И насколько, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.
Сделать родителей своими союзниками — основная задача современного воспитателя.
Современный воспитатель-это человек, сочетающий в себе и психолога, и артиста, и друга, и наставника. Он должен смыслом наполнять детскую душу, формировать у детей мировоззрение, убеждения, пробуждать таланты, развивать интерес к будущей счастливой, самостоятельной жизни.
Если человек гордится своей работой и местом, где он работает, то это чувство помогает ему свернуть горы, в душе такой человек «храм строит», а не просто «лес рубит». Ещё Сократ сказал: — «Все профессии от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач».
Я считаю, что каждый ребенок совершенен и рожден, чтобы расти, воспитываться и обучаться в любви. «Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и, все же она, у тебя останется» — Л.Н.Толстой.