Проект организации поисковой деятельности в подготовительной группе на тему: «Кто же ты Баба – Яга?»


Проект «Образ Бабы Яги в русских народных сказках»

Проект «Образ Бабы Яги в русских народных сказках»

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..…2

Глава 1. Баба Яга героиня сказок.……………………………………………….3

Опрос одноклассников об образе Бабы Яга в русских сказках…………4

Глава 2. Образ Бабы-Яги, костяной ноги

2.1. Родословная Бабы-Яги……………………………………………………….5

2.2. Где жила Баба-Яга?………………………………………………………………………………7

Глава 3. Основные типы Бабы-Яги в волшебных сказках…………………….10

Глава 4. Анализ образа Бабы Яги

Заключение………………………………………………………………………18

Выводы……………………………………………………………………………20

Библиография………………………………….………………………………….21ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..22

Введение

Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес. А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Почему она ест маленьких детей? Почему живет одна в темном лесу? Кто ее придумал? Это вымышленный сказочный персонаж?

А может быть, Баба Яга – мифологическое существо

Проблема исследования: А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Почему она ест маленьких детей? Почему она живёт одна в тёмном лесу? Кто её придумал? Это вымышленный персонаж? А может быть, Баба Яга – мифологическое существо? Я решила побольше узнать об этом герое и найти ответы на все эти вопросы

Гипотеза исследования: Предположим, что Баба Яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок.

Цель : на примере русских народных сказок изучить образ Бабы-Яги.

Задачи:

изучить образ Бабы Яги; узнать о происхождении Бабы Яги; выяснить Баба Яга реальность или вымысел?

Методы исследования: чтение художественной литературы, наблюдение, классификация, обобщение, сравнение, анализ

Объект исследования: русские народные сказки

Предмет исследования: сказочный персонаж Баба Яга

Глава 1. Баба Яга героиня сказок.

На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в избушке на курьих ножках, окруженной забором из человеческих костей, старая Яга. Временами она — злобная ведьма — налетает на Русь, несет с собой мор людей и падеж скота, похищает детей. Иной раз она – «гостеприимная» хозяйка, — и к ней заглядывают гости с Руси: одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Так кто же она, эта загадочная старушка, откуда пришла в русский фольклор, почему этот образ так неоднозначен

Все знают, кто она такая, и помнят практически всё о её проделках. Как правило, они весьма неприятны. И самой героине отводят место нечистой силы. Тем не менее, в любой сказке Баба Яга выполняет важную роль. Выкиньте её из текста, и герой обязательно ничего не сможет: он либо не достанет необходимый ему меч-кладенец, либо не получит точное указание, где искать и куда идти, да в конце концов, непременно окажется голодным и грязным, поскольку эта вредная старушенция изначально непременно его кормит, поит и в баньке парит, а уж потом творит всё остальное. Таким образом, без неё никуда.

Почему героиней моей работы стала именно Баба Яга? Всё очень просто. Когда я была совсем маленькой, Баба Яга была моей самой любимой героиней сказок.

Все мы с детства знаем, что живет Баба-Яга в избушке на курьих ножках, вокруг избы – забор из человеческих костей, и на заборе вместо горшков – черепа, вместо засовов – нога, вместо запоров – руки. «Руками в печку садит вместо лопаты, ногами уголь выгребает, языком печку метет». Слугами Бабы — Яги считают гадов (змей, лягушек, черных кошек, ворон). Черти и вся нечистая сила у нее в подчинении. Но всегда ли это так? И такая уж кровожадная эта Баба-Яга? На эти и другие вопросы постараемся ответить в работе.

Опрос одноклассников об образе Бабы Яга в русских сказках

Свою работу я начала с опроса одноклассников. Мне было интересно: что они думают о Бабе Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы:

    Баба Яга положительный или отрицательный герой Кто такая Баба Яга? Чем занимается Баба Яга: Где живёт Баба Яга: Баба Яга реальность или вымысел

В опросе участвовало19 учеников нашего класса. По результатам опроса были сделаны мониторинги (См. приложение 1)

Вывод: Проанализировав, ответы учеников мы можем сделать вывод, что. Большинство детей представляют Бабу-Ягу злой лесной колдуньей. Что-то в этом герое народных сказок такое, что пугает, но одновременно влечёт и притягивает. Нам захотелось узнать больше об этой загадочной старушке, познакомиться с ней поближе, узнать, где жила Баба-Яга и почему её так зовут. Что о ней, правда, а что выдумка.

Глава 2. Образ Бабы-Яги, костяной ноги.

2.1. Родословная Бабы-Яги

В Мифологическом словаре: «Баба-Яга, Яга Ягишна, Яга Виевна, Яга Змиевна — сказочный персонаж;» род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи.

«Баба»– первая часть имени показывает, что она преклонного возраста. Ведь наши слова « баба», «бабушка» предназначены для обозначения людей старшего поколения.

У неё необычная чаще всего – костяная нога.

С тех давних времен, когда славяне были язычниками и верили в языческих богов, Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного считали злыми духами. Древние люди верили, что в лесу живут лешие, на деревьях сидят соловьи-разбойники, в воде прячутся водяные и русалки.

По некоторым источникам Баба-Яга в языческие времена была могущественной богиней, хозяйкой леса и зверей. Её избушка — врата в подземное царство, которое славяне называли Навь. Там обитали души умерших, подземные демоны и боги. Баба-Яга — богиня на границе мира людей Яви и царства мёртвых Нави. Когда герой, переходящий из Яви в Навь в поисках мудрости и счастья попадал к Яге, она решала, достоин ли он получить тайные знания или должен умереть. В других мифах и сказках Баба-Яга — это тощая носатая старуха-волшебница с растрёпанными волосами, горящими злобой глазами.

Баба-Яга — страшилище, сидящее в железной ступе с железным пестом. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает двух своих внучек, которых ей приписывали, и услаждается при этом пролитием крови. Подобно ведьмам, посещает шабаш ведьм, летает на Лысую гору в ступе. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только второстепенных и особенно те мифы, которые олицетворяют явления и символы природы и житейских потребностей. Таким образом, Баба-Яга из злой адской богини превратилась в злую старуху-колдунью, людоедку, которая живёт в таёжных лесах, где на белом мху растёт ягода ягель, а сам сосновый бор называется Яг. По названию бора и ягоды старушку отшельницу и знахарку назвали Бабой-Ягой.

Характер у нее скрытный и нелюдимый, голос грубый. Когда дома, проводит большую часть времени, сидя на печи. Знания имеет колдовские и непонятные. Сушит травы, варит разные зелья, знает старинные заклинания от сглаза, порчи, зубной боли. Люди боятся её, но когда очень нужно, приходят за помощью. Имеет физический недостаток – «костяную» ногу и ей удобнее не ходить, а летать. Летает в ступе, а то и на помеле, пестом подгоняет ступу, а метлой рулит и заметает след. Злая старуха — человек хозяйственный, кроме ступы с пестом, что заменяло в старину мельницу, имеет также кота, кот говорящий, по имени Баюн, возможно, умеет рассказывать сказки. Охотничьи дома были низенькими, поэтому и спит Баба Яга «нос в потолок». Если в добром настроении, то добру молодцу, который зашел к ней, загадки загадает, тайны приоткроет, накормит-напоит, а если в плохом, то дело может очень плохо кончиться, когда имеешь дело с хозяйкой леса.

2.2. Где жила Баба-Яга?

Вот одна из версий. На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в странной избушке, окруженной забором из человеческих костей, старая Яга. Иной раз к ней заглядывают гости с Руси. Одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Она имеет обширные знакомства в живом и мертвом царствах, свободно посещает их. Кто она, откуда пришла в русский фольклор, почему ее имя чаще встречается в сказках северной Руси, попытаемся разобраться. Постоянное место обитания Яги – дремучий лес.

Живет она в маленькой избушке на курьих ножках. Вокруг избы – забор из человеческих костей. На заборе висят черепа. Вместо замка – пасть с острыми зубами. Умеет эта избушка поворачиваться, если её попросить, к лесу задом, а к подошедшему человеку передом. Только невелика радость войти внутрь. Там лежит на лавке сама Баба Яга.

Вышла Марьюшка на поляну, а на поляне избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа. «Финист – ясный сокол»

Побежала – стоит избушка на Курьих ножках, стоит — поворачивается. «Гуси – Лебеди»

Археологам хорошо известны небольшие деревянные срубы, стоящие на «курьих ножках», то есть на пнях, которые можно обнаружить при раскопках курганов Х века. Вокруг них, как правило, идет кольцевая ограда из шестов, а на шестах человеческие черепа. Предназначались эти срубы или домовины для погребального обряда. В них, совершив положенные ритуалы, оставляли покойника. Через некоторое время истлевшие останки выбрасывали, череп водружали на шест, а в сруб клали другого покойника. Ужас обуревает героя при виде жилища Баб-Яги: «Стоит избушка на курьих ножках, кругом избушки двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове и только один не занятый. Подумал Иван-царевич: «Уж не моей ли он головы дожидается?».

Подходя к избушке, герой обыкновенно говорит: «Избушка–избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!» Поворачивается избушка, а в ней Баба-Яга: «Фу–фу! Русским духом пахнет… Ты, добрый молодец, от дела лытаешь или дела пытаешь?» Тот ей и отвечает: «Ты прежде напои, накорми, а потом про вести спрашивай». Несомненно, что сказка эта придумана людьми, хорошо знакомыми с бытом северных народов. Фраза о русском духе попала в нее не случайно. Деготь, широко применявшийся русскими для пропитки кожаной обуви, сбруи и корабельных снастей раздражал чуткое обоняние таёжников, употреблявших для пропитки обуви гусиный и рыбий жиры. Гость, зашедший в юрту в сапогах, смазанных дегтем, оставлял после себя стойкий запах «русского духа. Возможно, что таинственная избушка на курьих ножках это широко известный на Севере «лабаз», или «чамья», – тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенный для сохранения снастей и припасов. Лабазы всегда ставятся «к лесу задом, к путнику передом», чтобы вход в него находился со стороны реки или лесной тропы.

Есть предположение, что «проблемы» Бабы-Яги с ногами (Баба-Яга – костяная нога), связаны с тем, что она входит в круг божеств, ведущих свою родословную от змеи. Ряд исследователей так рассказывают о появлении костяной ноги. Сначала Баба-Яга ползала, как змея. Потом стала прыгать на одной ноге, а затем – ездить в ступе по земле: «…бежит ступа по дороге, а в ней сидит Баба-Яга».

И только после этого она поднялась со ступой в воздух. А чтобы летала её колесница побыстрее, Яга подгоняет её, постукивая пестом или железной палицей. Да ещё и подметает след за собой приделанным к ступе помелом. Где она несётся – бушует ветер, стонет земля, воют звери, прячется скот. Чем-то сродни это её «космическое» транспортное средство ковру-самолёту, которым она порой одаривала своих любимцев, и с крылатыми лошадьми из её несметных табунов.

Иногда она может перемещаться с места на место, принимая облик вихря или бури; как и ведьма, может оборачиваться змеей, кобылой или коровой, деревом, различными предметами, природными явлениями.

Слугами Бабы-Яги, как и слугами ведьмы, считали гадов (змей, лягушек, ящериц), черных котов, воронов; считалось также, что у нее в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила (например, сказочный кот Баюн, наделенный голосом, слышанным за семь верст, а своим мурлыканьем напускающий колдовской сон, почти неотличимый от смерти).

Такой образ Бабы-Яги, злобной колдуньи, был характерен для многих, но далеко не для всех народных сказок.

Долго ли, коротко ли – прилетает к избушке, входит – в избушке сидит Баба – Яга, костяная нога, старая, беззубая. («Заколдованная Королева»)

Вошел в избушку Иван, гостиный сын, а там лежит Баба – Яга костяная нога. («Сказка о Василисе Премудрой»)

Костяная нога упоминается почти всегда в единственном числе — образ одноногой Яги. Уже её одноногость является основанием, что она входит в круг божеств. Начало родословной от змеи. Она, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею.

Глава 3. Основные типы Бабы-Яги в волшебных сказках

Образы Бабы-Яги в волшебных сказках разнообразные и противоречивые.

Можно выявить три основные формы Яги:

Яга – воительница, Яга – похитительница, Яга – дарительница.

Яга-воительница

В некоторых сказках Яга превращается в ведьму. Она внушает ужас и отвращение, действует против людей, подобно другим чудовищам. Ягу наделяют чертами похитительницы зверей, характером злой воительницы.

Яга – воительница, сражающая с героями и побеждающая многих из них. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю: она выступает против приехавших в ее царство богатырей, причем, в отличие от змея, который обычно выступает единолично, нападает во главе целого воинства. Ее «рать-сила несметная»

…Баба – Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить. ( «Баба-Яга»)

2. Яга-похитительница – наиболее распространенный тип и характерен северному образу Яги.

В сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи.

Яга в таких сказках выступает как приврат­ница, стерегущая границу между миром живых и миром умерших, и провод­ница в иной мир; она испытывает героев, пытающих проникнуть в мир мерт­вых, и помогает тем, кто эти испытания выдержал. Избушка Яги, стоящая на границе двух миров, является как бы вратами в мертвое царство, загробный мир; даже облик ее в сказках и поверьях напоминает о смерти: она бывает окружена человеческими останками (на плетне висят черепа и т. д.).

«Гуси лебеди» (русская народная сказка)

«В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.

Девочка вошла в избушку:

— Здравствуй, бабушка!

— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

— Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

— Садись покуда кудель прясть.

Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет — вдруг из-под

печки выбегает мышка и говорит ей:

— Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:

— Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается».

3.Яга-дарительница

Принимает героя, иногда испытывает его и вручает ему то, что в дальнейшем помогает ему достичь цели. В некоторых сказках Яга выступает в роли помощницы, дарительницы. Она одаривает героя чудесным конём, открывает героям секреты – их знание спасёт от гибели. Вообще Яга творит множество добрых дел.

«О молодильных яблочках и живой воде» (русская народная сказка)

«- Ну, дитя мое милое, далеко же тебе ехать: живая вода и молодильные яблоки — у сильной богатырки девицы Синеглазки, она мне родная племянница. Не знаю, получишь ли ты добро…

— А ты, бабушка, дай свою голову моим могутным плечам, направь меня на ум-разум.

— Много молодцев проезживало, да не много вежливо говаривало. Возьми, дитятко, моего коня. Мой конь будет бойчее, довезет он тебя до моей середней сестры, она тебя научит.

Иван-царевич поутру встает ранехонько, умывается белешенько. Благодарит бабу-ягу за ночлег и поехал на ее коне…»

Яга-советчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому

обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре);

Послушай же, ступай по тропинке

И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время. «Василиса Премудрая»

Яга-повелительница сил природы и животного мира. Яга повелевает утром, вечером, ночью, ветром (в народных сказках типа «Заколдованная королевна», «Василиса Прекрасная» волками, медведями, другим лесным зверьем);

… Баба – Яга вышла и говорит своей работнице:

— Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько «Баба _ Яга»

… Стала Баба – Яга спать ложиться и говорит

— Когда завтра я уеду, ты смотри – двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь. «Василиса Прекрасная»

в) Яга-охранительница (покровительница), следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя, и дарительница.

г) Была добра к трудолюбивым людям, помогала им. Ну чем не помощница Яга в русской народной сказке «Марья Моревна».

«Тут баба-яга собрала ужин, наставила всяких кушаньев, вин и медов. Андрей не чванится—сел за стол, давай уплетать. Баба-яга села рядом—он ест, она выспрашивает, как он на Марье-царевне женился да живут ли они хорошо? Андрей все рассказал: как женился и как царь послал его туда — не знаю куда, добыть то — не знаю что.

— Вот бы ты помогла мне, бабушка!

— Ах, зятюшка, ведь про это диво дивное даже я не слыхивала. Знает про это одна старая лягушка, живет она в болоте триста лет… Ну ничего, ложись спать, утро вечера мудренее.»

Баба Яга всё время норовит кого-нибудь изжарить и съесть! Почему же тогда к Бабе Яге часто приходят за советом то Иван-царевич, то Василиса Прекрасная? А потому, что существовал такой обычай — обращаться за любыми знаниями к предкам. А дальние предки, конечно, находятся в потустороннем мире, куда живым вход заказан. Но Баба Яга служила посредником, проводником в потусторонний мир.

Не такая уж она была страшная, как кажется.

Взять хотя бы сказку «Гуси-лебеди».

В переводе с санскрита гуси-лебеди — души умерших, которые сопровождают праматерь.

Это они унесли братца Иванушку Бабе Яге. Там она хотела его изжарить. На самом деле нет сказки, где бы Баба-яга жарила детей, она только хочет это сделать. Но существовал замечательный обряд — перепекание больного ребенка. Бабка-повитуха клала ребенка на раскатанное тесто (в тесто заговаривался определенный заговор) и заворачивала в него ребенка. После этого клала на хлебную лопату и запихивала в печь на некоторое время. Вытаскивала, разворачивала, тесто отдавала собакам. Ребенок выздоравливал. Точно так же как в русской народной сказке про Бабу Ягу. На наш взгляд, страшно. Но если смотреть с точки зрения славянской культуры, то Баба Яга из отрицательного персонажа превращается в положительный.

Не зря во всех сказках Баба Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице.

Ведьмы, колдуньи, волшебницы, к которым ходили люди за советом, за травой от всех болезней, за заговором на любимого, за хорошей погодой, и т. д. То есть, они имели связь с нереальным миром, и при желании, могли помочь обычным людям. Ведовство в те давние, дохристианские времена, очень ценилось. Эти люди были и врачами, и психологами. Они были посвященными в тайны Природы. Но, с приходом Христианства, эти их знания и умения стали не нужны.

Под влиянием христианства усилились и отрицательные черты Бабы Яги. Раньше она была мать-прародительница, дарительница, а позже стала отождествляться со злыми силами и духами смерти. Она стала отталкивающей и жуткой богиней, в сказочный персонаж она выродилась уже потом.

Однако наши предки относились к сказкам не в пример серьезнее. Сам термин «сказка» вошел в литературный обиход не так давно, а до того рассказы о чудесах носили название «баек — побаек», а рассказчики назывались «бахари» — от слова «баять», то есть говорить.

Ни о какой «сказочной небывальщине» и речи не было, все воспринималось всерьез. В древности мир русского человека делился на две абсолютно равные части — добрый мир, реальность, где русич мирно жил, пахал, охотился, рыбачил и прочее, и злой, дальний, потусторонний, но также абсолютно реальный, существующий где-то не здесь, где-то за тридевять земель.

Не всякому, пришедшему к Бабе Яге за помощью, открывала она путь в царство Кощеево. И как добрый молодец себя вел, такой прием от хозяйки и получал. Будет вежлив, трудолюбив — тут же заработает волшебный клубок или знания о том, как погубить страшное чудище… А нет — угодит на лопату и в печь. Это как древнейшие правила волшебного этикета, которые надо не только знать, но и исполнять! Вот и получается, что когда-то назначение сказки было не столько развлекательно — пугательным, сколько мудрым назиданием подрастающему поколению, правилами общения с потусторонним миром.

К XIX веку Яга утратила свою силу, ее образ измельчал, и она превратилась в обычный сказочный персонаж, которым можно напугать только детей, да и то до определенного возраста. А в ХХ веке, во многом благодаря советскому кинематографу, Яга стала едва ли не комическим персонажем – а смех, как известно, побеждает страх.

То, что Баба Яга – герой положительный мне ответили только 4 человек. Большинство же считают её отрицательным персонажем (15 человек)

Подводя итог моей работы можно сказать следующее.

Все мы знаем, кто такая Баба Яга. Она может принимать любое обличье, в том числе и образ древней страшной старухи. Её странная избушка на курьих ножках стоит в дремучем лесу. Передвигается она, летая в ступе, подгоняя её пестом и заметая за собой следы помелом и метлой. Иногда она может на этой метле и прокатиться, так, для развлечения. В гости к ней чаще всего попадают добры молодцы. Причём по доброй воле, сами находят дорогу к ней. Ну, а если девице по какой надобности придётся идти к Бабе Яге, то ей обязательно помогут, расскажут что делать и как себя вести. А приём гости Бабы Яги получают разный. Кому-то она помогает, кого-то съедает. Всё зависит от того, как человек себя поведёт. Точно она не откажет в помощи человеку доброму, вежливому и трудолюбивому. И, несмотря на то, что чаще всего Баба Яга людям помогает, и в сказках никого так и не съела, почти все её считают отрицательным персонажем сказок.

Заключение

Итак, я рассмотрела разные типы образа Бабы-Яги в русских народных сказках. Если в начале работы стояла цель изучить этот русский сказочный персонаж, то во время работы пришлось познакомиться с ней настолько близко, что почти «побы­вали в гостях в тридевятом царстве», «узнали в лицо» эту загадочную и таинственную женщину из русских народных сказок.

Так какая она Баба Яга? Герой отрицательный или положительный? Пусть каждый решит для себя это сам. Одно несомненно – эта сказочная старуха делится с нами, людьми XXI века, атрибутами победы: быть смелым, добрым, рассудительным, трудолюбивым, искать правду, не хамить.

Ведь только по-настоящему сильному и мужественному человеку могут быть даны силы для путешествия в неведомый, волшебный сказочный мир. Только настоящий герой может вернуться из Кощеева царства с победой. И этим настоящим и мужественным человеком может стать каждый из нас! Вот чему учит нас сказочная старушка, Баба Яга. Наша любимая.

И пусть живёт она триста лет, пусть колдует, пусть обитает в избе на курьих ногах, но всё же она человек! Хоть и особенный… А человек не может отказать в помощи другому человеку

В ходе своего исследования я узнала, что Баба Яга — одно из самых известных и таинственных существ на Земле. Она не всегда бывает злая и коварная, часто помогает герою, но она существо более опасное, обладающее куда большей силою, потому, что живет она, в дремучем лесу, на границе мира живых и мертвых и принадлежит к двум мирам. Отсюда ее безграничные возможности.

Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает. Нельзя не согласиться с тем, что некоторое обаяние в облике «лесной старухи» сохранилось, иначе, чем еще объяснить его популярность у маленьких читателей России?

Выводы

На основе связей между различными предметами, явлениями, действиями Бабы Яги в русских народных сказках можно сделать вывод о её сущности.

Баба Яга:

Ведает судьбой ♦ Наказывает (губит) людей ♦ Испытывает людей ♦ Дарит клубок (путеводную нить) ♦ Даёт советы, которые способствуют достижению цели ♦ «Чует сердцем» ♦ Ведьма (ведать, знать) ♦ Яга – язвить, причинять боль, мучить ♦

Связана со смертью и подземным миром ♦ Похищает и ест людей ♦ Связана с ночью и тьмой ♦ ей служит чёрный кот ♦ Она всегда старая, полускелет ( костяная нога) ♦ Она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет») ♦ Вокруг её дома ограда из черепов ♦ Огонь, данный ею, может убить ♦

Связана с огнём ♦ Ей подвластны утро, день и ночь(белый, красный и чёрный всадники) ♦ Ведает огнём (глаза черепов в ограде) ♦ Лежит на печи ♦ Наказывает людей (губит) ♦

Повелительница зверей и леса ♦ Ей служат гуси — лебеди ♦ Служат ей дикие звери ♦ Избушка на курьих ножках (полузвериный облик) ♦ Живёт в дремучем лесу ♦

Связана с воздушной стихией ♦ свистит (свист связан с ветром) ♦ Поднимает ветер помелом ♦ Летает на ступе ♦ Ей служат гуси-лебеди ♦

Повелительница времени ♦ Ей подвластны утро, день и ночь (белый, красный и чёрный всадники) ♦

Таким образом, моё исследование показало, что Баба Яга – вымышленный сказочный персонаж. Её прообразом является славянская богиня смерти. Сущность Бабы Яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая сварливая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнём, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и смертью, Судьбой.

Моё предположение подтвердилось.

Библиография

Исторические корни волшебной сказки Л., 1996, Краткая энциклопедия славянской мифологии. — М.:АСТ, 2003 Образы русской волшебной сказки. М.,- 1974. С. 5. 2. Язычество древних славян, — М.:Русское слово, 1997. , Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература. М., 1986. Забылинин. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. — М., 1989. Нечистая, неведомая и крестная сила: Т. 2.- М., 1993. Скоро сказка сказывается. Сб. волшебных сказок — М; Инициатор, 1993.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

Словарь терминов

Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. Как правило, злая старуха – колдунья.

«Курьи ножки» — это название произошло, скорее всего, от «курных», то есть окуренных столбов, на которых славяне ставили «избу смерти».

Миф – древнее народное название о легендарных героях, богах, о явлениях природы; недостоверный рассказ, выдумка.

Пест – короткий тяжёлый стержень с округлым концом для толчения чего – нибудь в ступе.

Помело – палка с намотанной на конце тряпкой, мочалкой, хвоей для обметания, метла.

Ступа – тяжёлый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут пестом зёрна, кору, листья.

Сказка – древнейший народный жанр повествовательной литературы, преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.

Приложение 2.

Анализ Русских народных сказок

Название сказки Место обитания Бабы Яги Внешний вид Волшебные вещи в сказках и др. чудеса Животные, служащие Бабе Яге Положительный или отрицательный персонаж
«Гуси-лебеди» «…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается…» «…морда жилиная, нога глиняная» Золотые яблочки Мышка, гуси-лебеди Отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть
«Царевна-лягушка» «Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается» «…зубы – на полке, а нос в потолок врос» Клубок __________ Положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея)
«Баба Яга» «Стоит в лесу хатка, а в ней сидит Баба Яга» Баба Яга – костяная нога Гребешок, полотенце Кот, собаки, быки Отрицательный, так как хотела съесть девочку
«Василиса Прекрасная» «В дремучем лесу избушка Яги-Бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами» «В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает» Куколка;три всадника (белый, красный, черный);три пары рук __________ Положительный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами)
«Марья Моревна» «За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый» «Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает» Волшебный платочек Волшебные кони Отрицательный, так как хотела убить Ивана-царевича
«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» Избушка на курьих ножках Сидит седая старуха, прядет кудель Волшебный клубок, дубинка, топор, дудка. Лягушка Положительный, так как помогла Андрею-стрелку
«Финист – ясный сокол» Три Бабы Яги.

«Стоит избушка на курьих ножках – вертится»

Ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Третья – «сама черная, а во рту один клык торчит» Серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряные пяльцы и золотая иголочка, серебряное донце и золотое веретенце Кот, собака, Серый волк Положительный, так как все трое помогли найти Марьюшку

.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: