Проект «Образ Бабы Яги в русских народных сказках»
Проект «Образ Бабы Яги в русских народных сказках»
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..…2
Глава 1. Баба Яга героиня сказок.……………………………………………….3
Опрос одноклассников об образе Бабы Яга в русских сказках…………4
Глава 2. Образ Бабы-Яги, костяной ноги
2.1. Родословная Бабы-Яги……………………………………………………….5
2.2. Где жила Баба-Яга?………………………………………………………………………………7
Глава 3. Основные типы Бабы-Яги в волшебных сказках…………………….10
Глава 4. Анализ образа Бабы Яги
Заключение………………………………………………………………………18
Выводы……………………………………………………………………………20
Библиография………………………………….………………………………….21ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..22
Введение
Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес. А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Почему она ест маленьких детей? Почему живет одна в темном лесу? Кто ее придумал? Это вымышленный сказочный персонаж?
А может быть, Баба Яга – мифологическое существо
Проблема исследования: А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Почему она ест маленьких детей? Почему она живёт одна в тёмном лесу? Кто её придумал? Это вымышленный персонаж? А может быть, Баба Яга – мифологическое существо? Я решила побольше узнать об этом герое и найти ответы на все эти вопросы
Гипотеза исследования: Предположим, что Баба Яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок.
Цель : на примере русских народных сказок изучить образ Бабы-Яги.
Задачи:
изучить образ Бабы Яги; узнать о происхождении Бабы Яги; выяснить Баба Яга реальность или вымысел?
Методы исследования: чтение художественной литературы, наблюдение, классификация, обобщение, сравнение, анализ
Объект исследования: русские народные сказки
Предмет исследования: сказочный персонаж Баба Яга
Глава 1. Баба Яга героиня сказок.
На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в избушке на курьих ножках, окруженной забором из человеческих костей, старая Яга. Временами она — злобная ведьма — налетает на Русь, несет с собой мор людей и падеж скота, похищает детей. Иной раз она – «гостеприимная» хозяйка, — и к ней заглядывают гости с Руси: одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Так кто же она, эта загадочная старушка, откуда пришла в русский фольклор, почему этот образ так неоднозначен
Все знают, кто она такая, и помнят практически всё о её проделках. Как правило, они весьма неприятны. И самой героине отводят место нечистой силы. Тем не менее, в любой сказке Баба Яга выполняет важную роль. Выкиньте её из текста, и герой обязательно ничего не сможет: он либо не достанет необходимый ему меч-кладенец, либо не получит точное указание, где искать и куда идти, да в конце концов, непременно окажется голодным и грязным, поскольку эта вредная старушенция изначально непременно его кормит, поит и в баньке парит, а уж потом творит всё остальное. Таким образом, без неё никуда.
Почему героиней моей работы стала именно Баба Яга? Всё очень просто. Когда я была совсем маленькой, Баба Яга была моей самой любимой героиней сказок.
Все мы с детства знаем, что живет Баба-Яга в избушке на курьих ножках, вокруг избы – забор из человеческих костей, и на заборе вместо горшков – черепа, вместо засовов – нога, вместо запоров – руки. «Руками в печку садит вместо лопаты, ногами уголь выгребает, языком печку метет». Слугами Бабы — Яги считают гадов (змей, лягушек, черных кошек, ворон). Черти и вся нечистая сила у нее в подчинении. Но всегда ли это так? И такая уж кровожадная эта Баба-Яга? На эти и другие вопросы постараемся ответить в работе.
Опрос одноклассников об образе Бабы Яга в русских сказках
Свою работу я начала с опроса одноклассников. Мне было интересно: что они думают о Бабе Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы:
- Баба Яга положительный или отрицательный герой Кто такая Баба Яга? Чем занимается Баба Яга: Где живёт Баба Яга: Баба Яга реальность или вымысел
В опросе участвовало19 учеников нашего класса. По результатам опроса были сделаны мониторинги (См. приложение 1)
Вывод: Проанализировав, ответы учеников мы можем сделать вывод, что. Большинство детей представляют Бабу-Ягу злой лесной колдуньей. Что-то в этом герое народных сказок такое, что пугает, но одновременно влечёт и притягивает. Нам захотелось узнать больше об этой загадочной старушке, познакомиться с ней поближе, узнать, где жила Баба-Яга и почему её так зовут. Что о ней, правда, а что выдумка.
Глава 2. Образ Бабы-Яги, костяной ноги.
2.1. Родословная Бабы-Яги
В Мифологическом словаре: «Баба-Яга, Яга Ягишна, Яга Виевна, Яга Змиевна — сказочный персонаж;» род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи.
«Баба»– первая часть имени показывает, что она преклонного возраста. Ведь наши слова « баба», «бабушка» предназначены для обозначения людей старшего поколения.
У неё необычная чаще всего – костяная нога.
С тех давних времен, когда славяне были язычниками и верили в языческих богов, Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного считали злыми духами. Древние люди верили, что в лесу живут лешие, на деревьях сидят соловьи-разбойники, в воде прячутся водяные и русалки.
По некоторым источникам Баба-Яга в языческие времена была могущественной богиней, хозяйкой леса и зверей. Её избушка — врата в подземное царство, которое славяне называли Навь. Там обитали души умерших, подземные демоны и боги. Баба-Яга — богиня на границе мира людей Яви и царства мёртвых Нави. Когда герой, переходящий из Яви в Навь в поисках мудрости и счастья попадал к Яге, она решала, достоин ли он получить тайные знания или должен умереть. В других мифах и сказках Баба-Яга — это тощая носатая старуха-волшебница с растрёпанными волосами, горящими злобой глазами.
Баба-Яга — страшилище, сидящее в железной ступе с железным пестом. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает двух своих внучек, которых ей приписывали, и услаждается при этом пролитием крови. Подобно ведьмам, посещает шабаш ведьм, летает на Лысую гору в ступе. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только второстепенных и особенно те мифы, которые олицетворяют явления и символы природы и житейских потребностей. Таким образом, Баба-Яга из злой адской богини превратилась в злую старуху-колдунью, людоедку, которая живёт в таёжных лесах, где на белом мху растёт ягода ягель, а сам сосновый бор называется Яг. По названию бора и ягоды старушку отшельницу и знахарку назвали Бабой-Ягой.
Характер у нее скрытный и нелюдимый, голос грубый. Когда дома, проводит большую часть времени, сидя на печи. Знания имеет колдовские и непонятные. Сушит травы, варит разные зелья, знает старинные заклинания от сглаза, порчи, зубной боли. Люди боятся её, но когда очень нужно, приходят за помощью. Имеет физический недостаток – «костяную» ногу и ей удобнее не ходить, а летать. Летает в ступе, а то и на помеле, пестом подгоняет ступу, а метлой рулит и заметает след. Злая старуха — человек хозяйственный, кроме ступы с пестом, что заменяло в старину мельницу, имеет также кота, кот говорящий, по имени Баюн, возможно, умеет рассказывать сказки. Охотничьи дома были низенькими, поэтому и спит Баба Яга «нос в потолок». Если в добром настроении, то добру молодцу, который зашел к ней, загадки загадает, тайны приоткроет, накормит-напоит, а если в плохом, то дело может очень плохо кончиться, когда имеешь дело с хозяйкой леса.
2.2. Где жила Баба-Яга?
Вот одна из версий. На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в странной избушке, окруженной забором из человеческих костей, старая Яга. Иной раз к ней заглядывают гости с Руси. Одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Она имеет обширные знакомства в живом и мертвом царствах, свободно посещает их. Кто она, откуда пришла в русский фольклор, почему ее имя чаще встречается в сказках северной Руси, попытаемся разобраться. Постоянное место обитания Яги – дремучий лес.
Живет она в маленькой избушке на курьих ножках. Вокруг избы – забор из человеческих костей. На заборе висят черепа. Вместо замка – пасть с острыми зубами. Умеет эта избушка поворачиваться, если её попросить, к лесу задом, а к подошедшему человеку передом. Только невелика радость войти внутрь. Там лежит на лавке сама Баба Яга.
Вышла Марьюшка на поляну, а на поляне избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа. «Финист – ясный сокол»
Побежала – стоит избушка на Курьих ножках, стоит — поворачивается. «Гуси – Лебеди»
Археологам хорошо известны небольшие деревянные срубы, стоящие на «курьих ножках», то есть на пнях, которые можно обнаружить при раскопках курганов Х века. Вокруг них, как правило, идет кольцевая ограда из шестов, а на шестах человеческие черепа. Предназначались эти срубы или домовины для погребального обряда. В них, совершив положенные ритуалы, оставляли покойника. Через некоторое время истлевшие останки выбрасывали, череп водружали на шест, а в сруб клали другого покойника. Ужас обуревает героя при виде жилища Баб-Яги: «Стоит избушка на курьих ножках, кругом избушки двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове и только один не занятый. Подумал Иван-царевич: «Уж не моей ли он головы дожидается?».
Подходя к избушке, герой обыкновенно говорит: «Избушка–избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!» Поворачивается избушка, а в ней Баба-Яга: «Фу–фу! Русским духом пахнет… Ты, добрый молодец, от дела лытаешь или дела пытаешь?» Тот ей и отвечает: «Ты прежде напои, накорми, а потом про вести спрашивай». Несомненно, что сказка эта придумана людьми, хорошо знакомыми с бытом северных народов. Фраза о русском духе попала в нее не случайно. Деготь, широко применявшийся русскими для пропитки кожаной обуви, сбруи и корабельных снастей раздражал чуткое обоняние таёжников, употреблявших для пропитки обуви гусиный и рыбий жиры. Гость, зашедший в юрту в сапогах, смазанных дегтем, оставлял после себя стойкий запах «русского духа. Возможно, что таинственная избушка на курьих ножках это широко известный на Севере «лабаз», или «чамья», – тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенный для сохранения снастей и припасов. Лабазы всегда ставятся «к лесу задом, к путнику передом», чтобы вход в него находился со стороны реки или лесной тропы.
Есть предположение, что «проблемы» Бабы-Яги с ногами (Баба-Яга – костяная нога), связаны с тем, что она входит в круг божеств, ведущих свою родословную от змеи. Ряд исследователей так рассказывают о появлении костяной ноги. Сначала Баба-Яга ползала, как змея. Потом стала прыгать на одной ноге, а затем – ездить в ступе по земле: «…бежит ступа по дороге, а в ней сидит Баба-Яга».
И только после этого она поднялась со ступой в воздух. А чтобы летала её колесница побыстрее, Яга подгоняет её, постукивая пестом или железной палицей. Да ещё и подметает след за собой приделанным к ступе помелом. Где она несётся – бушует ветер, стонет земля, воют звери, прячется скот. Чем-то сродни это её «космическое» транспортное средство ковру-самолёту, которым она порой одаривала своих любимцев, и с крылатыми лошадьми из её несметных табунов.
Иногда она может перемещаться с места на место, принимая облик вихря или бури; как и ведьма, может оборачиваться змеей, кобылой или коровой, деревом, различными предметами, природными явлениями.
Слугами Бабы-Яги, как и слугами ведьмы, считали гадов (змей, лягушек, ящериц), черных котов, воронов; считалось также, что у нее в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила (например, сказочный кот Баюн, наделенный голосом, слышанным за семь верст, а своим мурлыканьем напускающий колдовской сон, почти неотличимый от смерти).
Такой образ Бабы-Яги, злобной колдуньи, был характерен для многих, но далеко не для всех народных сказок.
Долго ли, коротко ли – прилетает к избушке, входит – в избушке сидит Баба – Яга, костяная нога, старая, беззубая. («Заколдованная Королева»)
Вошел в избушку Иван, гостиный сын, а там лежит Баба – Яга костяная нога. («Сказка о Василисе Премудрой»)
Костяная нога упоминается почти всегда в единственном числе — образ одноногой Яги. Уже её одноногость является основанием, что она входит в круг божеств. Начало родословной от змеи. Она, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею.
Глава 3. Основные типы Бабы-Яги в волшебных сказках
Образы Бабы-Яги в волшебных сказках разнообразные и противоречивые.
Можно выявить три основные формы Яги:
Яга – воительница, Яга – похитительница, Яга – дарительница.
Яга-воительница
В некоторых сказках Яга превращается в ведьму. Она внушает ужас и отвращение, действует против людей, подобно другим чудовищам. Ягу наделяют чертами похитительницы зверей, характером злой воительницы.
Яга – воительница, сражающая с героями и побеждающая многих из них. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю: она выступает против приехавших в ее царство богатырей, причем, в отличие от змея, который обычно выступает единолично, нападает во главе целого воинства. Ее «рать-сила несметная»
…Баба – Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить. ( «Баба-Яга»)
2. Яга-похитительница – наиболее распространенный тип и характерен северному образу Яги.
В сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи.
Яга в таких сказках выступает как привратница, стерегущая границу между миром живых и миром умерших, и проводница в иной мир; она испытывает героев, пытающих проникнуть в мир мертвых, и помогает тем, кто эти испытания выдержал. Избушка Яги, стоящая на границе двух миров, является как бы вратами в мертвое царство, загробный мир; даже облик ее в сказках и поверьях напоминает о смерти: она бывает окружена человеческими останками (на плетне висят черепа и т. д.).
«Гуси лебеди» (русская народная сказка)
«В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.
Девочка вошла в избушку:
— Здравствуй, бабушка!
— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
— Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
— Садись покуда кудель прясть.
Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет — вдруг из-под
печки выбегает мышка и говорит ей:
— Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
— Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается».
3.Яга-дарительница
Принимает героя, иногда испытывает его и вручает ему то, что в дальнейшем помогает ему достичь цели. В некоторых сказках Яга выступает в роли помощницы, дарительницы. Она одаривает героя чудесным конём, открывает героям секреты – их знание спасёт от гибели. Вообще Яга творит множество добрых дел.
«О молодильных яблочках и живой воде» (русская народная сказка)
«- Ну, дитя мое милое, далеко же тебе ехать: живая вода и молодильные яблоки — у сильной богатырки девицы Синеглазки, она мне родная племянница. Не знаю, получишь ли ты добро…
— А ты, бабушка, дай свою голову моим могутным плечам, направь меня на ум-разум.
— Много молодцев проезживало, да не много вежливо говаривало. Возьми, дитятко, моего коня. Мой конь будет бойчее, довезет он тебя до моей середней сестры, она тебя научит.
Иван-царевич поутру встает ранехонько, умывается белешенько. Благодарит бабу-ягу за ночлег и поехал на ее коне…»
Яга-советчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому
обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре);
Послушай же, ступай по тропинке
И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время. «Василиса Премудрая»
Яга-повелительница сил природы и животного мира. Яга повелевает утром, вечером, ночью, ветром (в народных сказках типа «Заколдованная королевна», «Василиса Прекрасная» волками, медведями, другим лесным зверьем);
… Баба – Яга вышла и говорит своей работнице:
— Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько «Баба _ Яга»
… Стала Баба – Яга спать ложиться и говорит
— Когда завтра я уеду, ты смотри – двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь. «Василиса Прекрасная»
в) Яга-охранительница (покровительница), следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя, и дарительница.
г) Была добра к трудолюбивым людям, помогала им. Ну чем не помощница Яга в русской народной сказке «Марья Моревна».
«Тут баба-яга собрала ужин, наставила всяких кушаньев, вин и медов. Андрей не чванится—сел за стол, давай уплетать. Баба-яга села рядом—он ест, она выспрашивает, как он на Марье-царевне женился да живут ли они хорошо? Андрей все рассказал: как женился и как царь послал его туда — не знаю куда, добыть то — не знаю что.
— Вот бы ты помогла мне, бабушка!
— Ах, зятюшка, ведь про это диво дивное даже я не слыхивала. Знает про это одна старая лягушка, живет она в болоте триста лет… Ну ничего, ложись спать, утро вечера мудренее.»
Баба Яга всё время норовит кого-нибудь изжарить и съесть! Почему же тогда к Бабе Яге часто приходят за советом то Иван-царевич, то Василиса Прекрасная? А потому, что существовал такой обычай — обращаться за любыми знаниями к предкам. А дальние предки, конечно, находятся в потустороннем мире, куда живым вход заказан. Но Баба Яга служила посредником, проводником в потусторонний мир.
Не такая уж она была страшная, как кажется.
Взять хотя бы сказку «Гуси-лебеди».
В переводе с санскрита гуси-лебеди — души умерших, которые сопровождают праматерь.
Это они унесли братца Иванушку Бабе Яге. Там она хотела его изжарить. На самом деле нет сказки, где бы Баба-яга жарила детей, она только хочет это сделать. Но существовал замечательный обряд — перепекание больного ребенка. Бабка-повитуха клала ребенка на раскатанное тесто (в тесто заговаривался определенный заговор) и заворачивала в него ребенка. После этого клала на хлебную лопату и запихивала в печь на некоторое время. Вытаскивала, разворачивала, тесто отдавала собакам. Ребенок выздоравливал. Точно так же как в русской народной сказке про Бабу Ягу. На наш взгляд, страшно. Но если смотреть с точки зрения славянской культуры, то Баба Яга из отрицательного персонажа превращается в положительный.
Не зря во всех сказках Баба Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице.
Ведьмы, колдуньи, волшебницы, к которым ходили люди за советом, за травой от всех болезней, за заговором на любимого, за хорошей погодой, и т. д. То есть, они имели связь с нереальным миром, и при желании, могли помочь обычным людям. Ведовство в те давние, дохристианские времена, очень ценилось. Эти люди были и врачами, и психологами. Они были посвященными в тайны Природы. Но, с приходом Христианства, эти их знания и умения стали не нужны.
Под влиянием христианства усилились и отрицательные черты Бабы Яги. Раньше она была мать-прародительница, дарительница, а позже стала отождествляться со злыми силами и духами смерти. Она стала отталкивающей и жуткой богиней, в сказочный персонаж она выродилась уже потом.
Однако наши предки относились к сказкам не в пример серьезнее. Сам термин «сказка» вошел в литературный обиход не так давно, а до того рассказы о чудесах носили название «баек — побаек», а рассказчики назывались «бахари» — от слова «баять», то есть говорить.
Ни о какой «сказочной небывальщине» и речи не было, все воспринималось всерьез. В древности мир русского человека делился на две абсолютно равные части — добрый мир, реальность, где русич мирно жил, пахал, охотился, рыбачил и прочее, и злой, дальний, потусторонний, но также абсолютно реальный, существующий где-то не здесь, где-то за тридевять земель.
Не всякому, пришедшему к Бабе Яге за помощью, открывала она путь в царство Кощеево. И как добрый молодец себя вел, такой прием от хозяйки и получал. Будет вежлив, трудолюбив — тут же заработает волшебный клубок или знания о том, как погубить страшное чудище… А нет — угодит на лопату и в печь. Это как древнейшие правила волшебного этикета, которые надо не только знать, но и исполнять! Вот и получается, что когда-то назначение сказки было не столько развлекательно — пугательным, сколько мудрым назиданием подрастающему поколению, правилами общения с потусторонним миром.
К XIX веку Яга утратила свою силу, ее образ измельчал, и она превратилась в обычный сказочный персонаж, которым можно напугать только детей, да и то до определенного возраста. А в ХХ веке, во многом благодаря советскому кинематографу, Яга стала едва ли не комическим персонажем – а смех, как известно, побеждает страх.
То, что Баба Яга – герой положительный мне ответили только 4 человек. Большинство же считают её отрицательным персонажем (15 человек)
Подводя итог моей работы можно сказать следующее.
Все мы знаем, кто такая Баба Яга. Она может принимать любое обличье, в том числе и образ древней страшной старухи. Её странная избушка на курьих ножках стоит в дремучем лесу. Передвигается она, летая в ступе, подгоняя её пестом и заметая за собой следы помелом и метлой. Иногда она может на этой метле и прокатиться, так, для развлечения. В гости к ней чаще всего попадают добры молодцы. Причём по доброй воле, сами находят дорогу к ней. Ну, а если девице по какой надобности придётся идти к Бабе Яге, то ей обязательно помогут, расскажут что делать и как себя вести. А приём гости Бабы Яги получают разный. Кому-то она помогает, кого-то съедает. Всё зависит от того, как человек себя поведёт. Точно она не откажет в помощи человеку доброму, вежливому и трудолюбивому. И, несмотря на то, что чаще всего Баба Яга людям помогает, и в сказках никого так и не съела, почти все её считают отрицательным персонажем сказок.
Заключение
Итак, я рассмотрела разные типы образа Бабы-Яги в русских народных сказках. Если в начале работы стояла цель изучить этот русский сказочный персонаж, то во время работы пришлось познакомиться с ней настолько близко, что почти «побывали в гостях в тридевятом царстве», «узнали в лицо» эту загадочную и таинственную женщину из русских народных сказок.
Так какая она Баба Яга? Герой отрицательный или положительный? Пусть каждый решит для себя это сам. Одно несомненно – эта сказочная старуха делится с нами, людьми XXI века, атрибутами победы: быть смелым, добрым, рассудительным, трудолюбивым, искать правду, не хамить.
Ведь только по-настоящему сильному и мужественному человеку могут быть даны силы для путешествия в неведомый, волшебный сказочный мир. Только настоящий герой может вернуться из Кощеева царства с победой. И этим настоящим и мужественным человеком может стать каждый из нас! Вот чему учит нас сказочная старушка, Баба Яга. Наша любимая.
И пусть живёт она триста лет, пусть колдует, пусть обитает в избе на курьих ногах, но всё же она человек! Хоть и особенный… А человек не может отказать в помощи другому человеку
В ходе своего исследования я узнала, что Баба Яга — одно из самых известных и таинственных существ на Земле. Она не всегда бывает злая и коварная, часто помогает герою, но она существо более опасное, обладающее куда большей силою, потому, что живет она, в дремучем лесу, на границе мира живых и мертвых и принадлежит к двум мирам. Отсюда ее безграничные возможности.
Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает. Нельзя не согласиться с тем, что некоторое обаяние в облике «лесной старухи» сохранилось, иначе, чем еще объяснить его популярность у маленьких читателей России?
Выводы
На основе связей между различными предметами, явлениями, действиями Бабы Яги в русских народных сказках можно сделать вывод о её сущности.
Баба Яга:
Ведает судьбой ♦ Наказывает (губит) людей ♦ Испытывает людей ♦ Дарит клубок (путеводную нить) ♦ Даёт советы, которые способствуют достижению цели ♦ «Чует сердцем» ♦ Ведьма (ведать, знать) ♦ Яга – язвить, причинять боль, мучить ♦
Связана со смертью и подземным миром ♦ Похищает и ест людей ♦ Связана с ночью и тьмой ♦ ей служит чёрный кот ♦ Она всегда старая, полускелет ( костяная нога) ♦ Она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет») ♦ Вокруг её дома ограда из черепов ♦ Огонь, данный ею, может убить ♦
Связана с огнём ♦ Ей подвластны утро, день и ночь(белый, красный и чёрный всадники) ♦ Ведает огнём (глаза черепов в ограде) ♦ Лежит на печи ♦ Наказывает людей (губит) ♦
Повелительница зверей и леса ♦ Ей служат гуси — лебеди ♦ Служат ей дикие звери ♦ Избушка на курьих ножках (полузвериный облик) ♦ Живёт в дремучем лесу ♦
Связана с воздушной стихией ♦ свистит (свист связан с ветром) ♦ Поднимает ветер помелом ♦ Летает на ступе ♦ Ей служат гуси-лебеди ♦
Повелительница времени ♦ Ей подвластны утро, день и ночь (белый, красный и чёрный всадники) ♦
Таким образом, моё исследование показало, что Баба Яга – вымышленный сказочный персонаж. Её прообразом является славянская богиня смерти. Сущность Бабы Яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая сварливая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнём, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и смертью, Судьбой.
Моё предположение подтвердилось.
Библиография
Исторические корни волшебной сказки Л., 1996, Краткая энциклопедия славянской мифологии. — М.:АСТ, 2003 Образы русской волшебной сказки. М.,- 1974. С. 5. 2. Язычество древних славян, — М.:Русское слово, 1997. , Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература. М., 1986. Забылинин. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. — М., 1989. Нечистая, неведомая и крестная сила: Т. 2.- М., 1993. Скоро сказка сказывается. Сб. волшебных сказок — М; Инициатор, 1993.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.
Словарь терминов
Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. Как правило, злая старуха – колдунья.
«Курьи ножки» — это название произошло, скорее всего, от «курных», то есть окуренных столбов, на которых славяне ставили «избу смерти».
Миф – древнее народное название о легендарных героях, богах, о явлениях природы; недостоверный рассказ, выдумка.
Пест – короткий тяжёлый стержень с округлым концом для толчения чего – нибудь в ступе.
Помело – палка с намотанной на конце тряпкой, мочалкой, хвоей для обметания, метла.
Ступа – тяжёлый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут пестом зёрна, кору, листья.
Сказка – древнейший народный жанр повествовательной литературы, преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.
Приложение 2.
Анализ Русских народных сказок
Название сказки | Место обитания Бабы Яги | Внешний вид | Волшебные вещи в сказках и др. чудеса | Животные, служащие Бабе Яге | Положительный или отрицательный персонаж |
«Гуси-лебеди» | «…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается…» | «…морда жилиная, нога глиняная» | Золотые яблочки | Мышка, гуси-лебеди | Отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть |
«Царевна-лягушка» | «Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается» | «…зубы – на полке, а нос в потолок врос» | Клубок | __________ | Положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея) |
«Баба Яга» | «Стоит в лесу хатка, а в ней сидит Баба Яга» | Баба Яга – костяная нога | Гребешок, полотенце | Кот, собаки, быки | Отрицательный, так как хотела съесть девочку |
«Василиса Прекрасная» | «В дремучем лесу избушка Яги-Бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами» | «В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает» | Куколка;три всадника (белый, красный, черный);три пары рук | __________ | Положительный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами) |
«Марья Моревна» | «За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый» | «Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает» | Волшебный платочек | Волшебные кони | Отрицательный, так как хотела убить Ивана-царевича |
«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» | Избушка на курьих ножках | Сидит седая старуха, прядет кудель | Волшебный клубок, дубинка, топор, дудка. | Лягушка | Положительный, так как помогла Андрею-стрелку |
«Финист – ясный сокол» | Три Бабы Яги. «Стоит избушка на курьих ножках – вертится» | Ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Третья – «сама черная, а во рту один клык торчит» | Серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряные пяльцы и золотая иголочка, серебряное донце и золотое веретенце | Кот, собака, Серый волк | Положительный, так как все трое помогли найти Марьюшку |
.