- С чего начать?
- Для мальчиков
- Приемная
Оформление групповой комнаты в дошкольном учреждении для каждого воспитателя и родителей становится не просто обязанностью, но и творческим процессом. В нем реализуются уникальные идеи и опыт, порой нескольких поколений. В данной статье мы не только опишем, но и разместим различные уголки в детском саду в картинках. Надеемся что наш сайт и данная статья будет для вас полезна. Ну что же приступим.
С чего начать?
Прежде чем приступить к оформлению группы в детском саду и создавать различные тематические уголки в детском саду, обязательно следует заняться общей отделкой внутри группы. При покраске не стоит использовать много ярких цветов. Лучше, если тон основной краски будет светлым и «теплым»:
- бежевый,
- персиковый,
- жемчужный и так далее.
Хорошо смотрятся в детских группах фотообои с героями сказок, мультфильмов, а также наклейки с детской тематикой.
Лучше оформлять все помещения группы в едином стиле и заранее продумать тематику, которая будет связывать воедино спальню, приемную, зону для занятий и игровые уголки в детском саду. Перед началом оформления конкретных уголков стоит посоветоваться с родителями, вместе обсудить и ознакомиться с возможными вариантами для детей разного возраста. Здесь представлены некоторые уголки которые возможно организовать в детском саду, для примера посмотрите фото.
Развивающая среда
Игровое пространство
Традиционно в каждой группе предусмотрено отдельное помещение для спальни, а общее групповое помещение делится на зону для занятий и игровую. Игровые уголки для детского сада оформляются по-разному в зависимости от возраста детей в группе, свободного пространства и творческого размаха организатора. Так, например, в игровой зоне часто отдельное место отводится под уголок ряженья в детском саду.
Место для него необходимо выбирать с особой тщательностью, он должен быть легкодоступен и постоянно открыт для детей. Целью его оформления является создание условий в группе для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Оформить такое место можно в виде дома моделей, кабинета стилиста или небольшой ширмы с разнообразными нарядами:
- профессии,
- животные,
- артисты,
- герои сказок и так далее.
После того, как место определено и выбран вариант оформления можно приступать к практической части. Границы уголка оформляются с помощью мебели. Это могут быть: невысокий стеллаж с полками, ящиками и перекладиной для плечиков с нарядами. Для удобства в уголке может располагаться столик и стулья. Обязательным атрибутом в уголке ряженья должно стать зеркало, где дети смогут разглядывать и оценивать свой внешний вид. На стене можно расклеить картинки различных костюмов, шляпок и других предметов одежды.
Варианты оформления
Иногда в такой уголок гармонично вписывается уголок парикмахера в детском саду. Здесь уже все готово для оборудования рабочего места парикмахера – стол, стул для клиента, зеркало. На столе можно поставить флакончики, положить расчески, украшения для волос и прочее. На стене можно приклеить изображения ножниц и расчесок. Фартук для мастера может располагаться на одной из вешалок на перекладине.
Если позволяет место, то уголок парикмахерская в детском саду оформляется отдельно, как самостоятельная зона для сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская». Сначала также устанавливается необходимая мебель, полки. Вместо стеллажа с нарядами можно поместить тумбочку или мини-шкаф с принадлежностями парикмахера. Для них также можно сшить настенные кармашки. Затем уже вносятся игровые предметы. Обычно такое место делают, как детский уголок для девочки, исходя из интереса к прическам, украшениям и так далее.
Красивое оформление нашей группы
Прежде чем приступить непосредственно к теме нашей сегодняшней беседы, хотелось бы порекомендовать вам несколько красивых оформительских идей, которые мне очень нравятся. Ведь каждый воспитатель желает сделать свою группу не только уютной, но и полезной для детей и родителей. С помощью моих рекомендаций вам обязательно удастся это сделать.
Итак, советую обратить внимание на следующие комплекты (кстати, на них сейчас действует отличная скидка):
- «Режим дня в детском саду и дома. Ширмы с информацией для родителей и педагогов из 6 секций»
- «Лето: семейные путешествия. Ширмы с информацией для родителей и педагогов из 6 секций»
- «Секретный мир детей. Ширмы с информацией для родителей и педагогов из 6 секций»
- Уголок дорожной безопасности «Светофорчик»
Если вы желаете упорядочить график дежурств, то выберите для своей группы один из следующих комплектов уголков дежурных. Вы увидите, что дети проявят к ним интерес, и дежурство превратится в радость.
- Уголок дежурных по занятиям ( с карточками-картинками героев сказок и мультфильмов)
- Уголок дежурных по группе (с карточками для имен детей)
- Уголок дежурных по занятиям (с карточками, куда вписываются имена детей)
Для мальчиков
Однако в игровой зоне обязательно должно быть место для игр мальчиков. Детский уголок для мальчика может занять несколько больше места, чем для девочки. Основными требованиями к его расположению также остаются удобство и доступность для детей. Такие уголки создаются с целью учета игровых интересов детей разных полов, их дифференциации и развития игровой деятельности в целом.
Варианты оформления выбираются исходя из интересов большинства мальчиков в группе и общих «мальчиковых» тем. Например:
- автосалон,
- морская тема (корабль),
- мастерская,
- военная база,
- либо уголок космоса в детском саду.
Космический пространство будет интересно и полезно для детей старшего дошкольного возраста. С его помощью дети в игровой форме получат элементарные знания о космосе, планетах, космических кораблях.
Цветовое решение такого уголка определяется темой.
Это оттенки:
- синего,
- фиолетового,
- белого и желтого цветов.
Хорошо, если мебель для уголка будет выполнена в таких же цветах. Если бюджет группы не позволяет купить новую мебель, можно воспользоваться самоклеящейся пленкой нужного цвета и фактуры. На полу можно поместить коврик с космической тематикой (лунная поверхность, метеорит). Обязательно должна присутствовать простейшая модель солнечной системы – либо как плакат на стене, либо бумажные планеты в объемном виде, свисающие с потолка.
Цветовое решение
Индивидуализация в развивающей предметно-пространственной среде в детском саду
Индивидуализация в развивающей предметно-пространственной среде в детском саду
В соотвествии с Федеральным законом от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» современное дошкольное образование один уровней общего образования. Стремительные изменения в обществе повлекли за собой переменены и в дошкольном образовании, произошла переориентация с акцента на развитие у дошкольников «знаний , умений, навыков» на выбор стратегии поддержки личностного становления каждого ребенка. В статье 64 говорится «Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности».
В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. — раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования)
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы. Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация воспитательно-образовательной деятельности- с учётом индивидуальных особенностей воспитанников, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.
Индивидуализация невозможна без специально организованной предметно-развивающей среды, в которой ребенок действует самостоятельно. ФГОС ДО предъявляет следующие требования к развивающей предметно—пространственной среде: «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной». РППС должна обеспечивать возможность реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных возможностей.
В нашем детском саду проводится внутренняя оценка системы качества образования, ВСОКО включает: мониторинг индивидуальных достижений детей, используемый как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по программе; 2. мониторинг условий, который включает: — оценку психолого-педагогических условий; — оценку предметно-развивающей среды; внешнее общественное участие, оценка качества реализации ООП родителями (законными представителями) воспитанников.
В оценке предметно-развивающей среды в нашем ДОУ, одним из критериев является индивидуализация.
Имена детей во всех возрастных группах нашего ДОУ написаны на рисунках, кабинках на стульчиках; на столах; на кроватках. В группах имеются стенды «Всё обо мне», «Здравствуйте, я пришёл», « Моё настроение», «Мои достижения». «Когда я родился», «Моя любимая игрушка», «Звезда дня» («Звезда недели»), «Панорама добрых дел», «Уголок именинника» , «Ладошки успеха» , «Говорят дети». Имеются коробочка «Деловые хлопоты» (бейджики с дежурством ребенка на день). Информация на стендах меняется в течение года В каждой группе отведено место для коллекционирования. Ведутся портфолио достижений детей.
Для того, чтобы дети чувствовали себя эмоционально комфортно в каждой возрастной группе нашего детского сада имеются изображений семей, а именно:
— фото, фотоальбомы каждой семьи;
— рисунки и рассказы детей о семьях;
— вещи, принесённые детьми из дома;
— имеется место, где дети размещают в группе свои вещи (индивидуальные полочки или коробочки).
Развитие личности дошкольника невозможно без формирования в ребёнке такого качества как уверенность, значимость. Поэтому во всех группах имеются фотографии детей, портреты, фото детей, занимающихся определённой деятельностью; информация с фотографиями, достижениями.
Имеются детские работы подписанные (работы выполнены по теме, либо спонтанное детское творчество). Воспитатели размещают продукты детского творчества как в приемных, так и в групповых комнатах. Дети самостоятельно могут разместить свои рисунки и поделки в специально отведенных местах. Воспитатели оформляют индивидуальные выставки (размещают как в приёмной, так и в холлах детского сада).
Одним из основных условий по созданию индивидулизации в РППС является активное участие родителей. Родители в нашем детском саду являются нашими социальными партнерами, участниками образовательного процесса в ДОУ. Родители помогают в создании портфолио детей, помогают в организации индивидуальных выставок, участвуют в создании семейных и детских проектов. Кроме этого родители делятся информацией о своем ребенке, опытом в воспитании. Родители принимают участие и в монторинге индивидуальных достижений ребенка.
Правильно продуманная и построенная индивидуализация в развивающей предметно-пространственной среде предоставляет возможности дошкольнику для саморазвития и самостоятельности, развитие познавательной активности и инициативы, помогает воспитывать уверенную, творческую личность.
Гультяева Ирина Александровна,
старший воспитатель МКДОУ д/с № 451
Приемная
Раздевалка или приемная – первое, что видят ребенок и его родители, приводя малыша в детский сад. Поэтому к ее оформлению нужно отнестись со всей серьезностью. Для детей там обычно оформляется уголок настроения в детском саду. Цель такого уголка – это создание благоприятной эмоциональной обстановки в группе. Благодаря нему дети учатся понимать не только свое настроение, но и настроение сверстников.
В оформлении такого уголка могут использоваться готовые стенды или самодельные модели. Принцип их оформления одинаков: в нескольких кармашках располагаются картинки с различными эмоциями (их количество зависит от возраста детей), снизу прикрепляются кармашки для фотографий детей. Приходя в группу, ребенок вместе с родителем или воспитателем определяет свое настроение и помещает свою фотографию в кармашек под соответствующей эмоцией.
Если в течение дня настроение меняется, то фотографию перекладывают. Эмоции можно изобразить в виде смайликов, героев мультфильмов. Примерный перечень в старшей группе может быть таким: радость, веселье, спокойствие, удивление, грусть, злость.
Обратите внимание
Обратить внимание стоит и на уголок меню в детском саду. Цель его создания – это знакомство родителей с рационом питания ребенка вне дома, а также основными принципами питания детей дошкольного возраста. Мы можем его оформлен как готовый стенд или вручную (с нарисованными картинками по теме группы, в виде объемных фигурок из соленого теста). Обычно в нем предполагается несколько отделений-кармашков. В них ежедневно помещается меню, а также правила питания детей.
Как сделать детскую спортивную площадку из бревен своими руками – узнайте в нашем материале! Как правильно изготовить одежду для детей вы узнаете в нашей статье!
По https://karuselkin.ru/sad-i-shkola/kak-organizovat-i-provesti-detskij-novogodnij-utrennik/ ссылке вы найдете интересные сценарии на Новый год.
Если поступление в садик не является актуальной проблемой, и вы только готовитесь стать родителями, то красиво оформлять помещение для ребенка можно, организуя детские уголки для новорожденных. Обычно в них предусматривается спальное место для малыша, пеленальное место и место для одежды и игрушек. Цвета мебели и обоев также следует подбирать спокойные, светлые. Можно наклеить несколько веселых картинок с детскими игрушками. Мягкие игрушки в таком уголке исключаются. Итак, варианты детских уголков могут быть разнообразны, главное, чтобы они были эстетично оформлены, безопасны и интересны детям.
Индивидуализация образовательной деятельности в дошкольной организации
Мы часто задумываемся над тем, каким должен быть наш воспитанник. Мы хотим, чтобы ребенок был здоровым, доброжелательным и отзывчивым, самостоятельным, инициативным, любознательным, уверенным в своих силах, умеющим ставить перед собой цель. Если сравнить эти качества с портретом выпускника дошкольной организации в контексте ФГОС, то увидим явные совпадения.
Традиционно воспитатель был обязан дать ребенку знания в соответствии с программными требованиями. Жизнь меняется быстро и ни педагог, ни родитель не в состоянии предугадать, какие знания понадобятся ребенку в будущем. Отсюда возникает необходимость развивать у ребенка умение обучаться и развиваться в течение всей жизни. Это можно сделать с помощью индивидуализации образования, которая позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.
Практика показывает, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д. Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые я выявляю и учитываю, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Внимательно наблюдая за воспитанниками, выявляя их интересы и сильные стороны, я помогаю детям решать возникающие проблемы такими путями, которые бы соответствовали индивидуальному стилю учения. Таким образом, индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Мое внимание направлено на обеспечение активного участия каждого ребенка в образовательной деятельности.
Традиционный подход, предполагающий, что все дети одинаково реагируют на определенный метод обучения, что следует быть «как все», «не проявлять характер», «не требовать лишнего», часто оказывается неэффективным при обучении. В работе с детьми можно услышать такую фразу: «Смотрите, как Сережа рисует, он неправильно делает, не так, как все». В этом случае, я позитивно реагирую на индивидуальную особенность ребенка, при этом демонстрируя детям, что принять другого, отреагировать на различия – важно, правильно. Необходимо отметить, что между педагогом и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в каждом сообществе. Дети, замечая, как я проявляю уважение к каждому ребенку в группе, учатся приятию всех остальных детей – и тех, кто медленно бегает; и тех, кто отлично рисует; и даже детей с необычным или конфликтным поведением. Ведь степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения, которое, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми.
Индивидуализированное обучение происходит одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация может распространяться на целую группу детей. Группа представляет собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей, особенности межличностного общения и другие характеристики), в которой индивидуализация учения и развития проявляется стихийно. Делая свой собственный выбор содержания, партнерства, материалов, места и способа работы, каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы в своем темпе, получая свои результаты, в том числе приобретая новые знания, умения. Это ярко прослеживается, когда детям предлагаются игры различного содержания. Один ребенок выбирает игру «Собери картинку», трое-четверо воспитанников объединяются для игры «Мозаика». Бывает, что из всей группы детей один ребенок возьмет в руки книгу и с большим интересом будет рассматривать ее.
Для того, чтобы естественная индивидуализация состоялась, я своевременно организую развивающую среду, которая стимулирует активность детей. Если ребенок испытывает какие-либо трудности во время самостоятельных игр, например, в игре «Собери пирамидку», я прихожу на помощь. Ребенок сам чувствует, что у него что-то не получилось. Я ободряю, задаю вопросы, наводящие ребенка на мыслительную деятельность. Таким образом, воспитанник находит выход из сложившейся ситуации.
Для реализации индивидуализации при планировании определяю элементы ее обеспечения: гибкость в ходе осуществления деятельности и тщательный отбор материалов. Например, во время лепки дети планируют вылепить животных. Деятельность организую таким образом, чтобы дети получили возможность выбора: какого животного будет лепить каждый из них; из какого материала (пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, бумажная масса). Моя задача – помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно. Одним я помогаю словами, других ободряю, третьим оказываю физическую помощь, если они в ней нуждаются. Более способные воспитанники могут сделать много различных животных, причем такой сложности, как они желают. Далее я могу предложить свою помощь в оформлении целостной композиции. В ходе работы я задаю вопросы разной направленности и сложности, предлагаю разные варианты выполнения действий и идеи. Вместо того, чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать, я помогаю сделать то, что хотят сами воспитанники. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а я при необходимости могу реагировать на их индивидуальные желания и потребности. Пример лепки иллюстрирует и другой элемент обеспечения индивидуализации — тщательный отбор материалов. Большинство используемых мною материалов гибкие и имеют различную степень сложности – от самых простых до самых сложных. Такая вариантность создает оптимальные возможности для индивидуализации образования, поскольку использование материалов предполагает естественную индивидуализацию.
Индивидуализацию можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей. Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная педагогом деятельность может выполняться в небольших подгруппах из четырех-пяти детей. Когда дети делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются тем, что они выбрали, я внимательно за ними наблюдаю. В процессе деятельности воспитанников, я уделяю какое-то время каждой небольшой подгруппе или отдельным детям, обеспечивая им в случае необходимости поддержку и помощь.
Традиционно процесс обучения и воспитания, в основном, ориентировался на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник мог в полной мере реализовать свои возможности. Сегодня одним из решений данной задачи является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута, который способствует раскрытию личностного потенциала воспитанника. При составлении и реализации индивидуального образовательного маршрута использую как традиционные,так и современные методы и приемы. Через беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды знакомлю с различными эмоциями и чувствами. Провожу игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций): «Мирилки», «Утро радостных встреч», «Улыбнемся друг другу», «Мы за руки возьмемся» и другие. Для развития психических процессов в индивидуальный образовательный маршрут включаю такие игры и упражнения, как «Шкафчики», «Что исчезло?», «Что изменилось?», «Назови одним словом», «Найди отличия», «Дорисуй», «Что звучало?». Для эффективной реализации индивидуального образовательного маршрута постоянно изучаю и выявляю уровень развития каждого ребенка, темп его продвижения вперед, ищу причины отставания, намечаю и решаю конкретные задачи, которые обеспечивали бы дальнейшее развитие.
Практика показала, что использование индивидуализации образования максимально раскрывает индивидуальный потенциал ребенка, а также качественно влияет на положительное отношение детей к процессу обучения, на повышение уровня работоспособности на занятиях, на глубину и качество усвоения программного материала каждым ребенком и группой в целом. При планировании и организации любой деятельности, педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект собственного развития. Современный педагог должен идти «от ребенка», создавая условия для его успешной социализации, становления личности и индивидуальности.
Литература
- Вершинина, Н.Б., Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно–методические материалы[Текст] /Н.Б. Вершинина, Т.И. Суханова. –Волгоград: Учитель, 2010. — 111с.
- Ковальчук, Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет.сада [Текст] / Л.И. Ковальчук.-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
- Лесина, С.В. Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. Диагностика, планирование, конспекты занятий[Текст] / С.В. Лесина.–2-е изд., стереотипное. – Волгоград: Учитель, 2008. – 237с.