Учебно-исследовательский проект «Колыбельные песни: зачем они нужны?»


Урок музыки во 2 классе на тему «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»

Конспект урока

Тема:

« Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»

Цель урока:

познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных.

Задачи:

Образовательная:

формировать исполнительские умения во всех видах деятельности, формировать умение определять характер музыки и высказываться о ее звучании.

Развивающая:

развивать эмоциональный отклик на музыку, музыкальную память , музыкальный слух.

Воспитательная:

воспитывать чувство уважения к национальной культуре, воспитывать ответственность за выполнение общего дела.

Планируемые результаты урока:
Предметные:
знать названия произведений , имена композиторов, названия музыкальных инструментов, осознанно и выразительно исполнять музыку во всех видах деятельности.

Познавательные:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия , построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные:

планирование, прогнозирование, контроль действий и его результата.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем, умение выражать свои мысли.

Личностные:

умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства, формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Средства обучения

: « Марш деревянных солдатиков « П.И.Чайковский, « Нянина сказка» П.И.Чайковский,«Спят усталые игрушки», «Мама» П.И.Чайковский , «Сказочка» С.С.Прокофьев.

Ход урока:
«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский.
Музыкальное приветствие.

— Я очень рада встречи с вами. Музыка, под которую вы вошли в класс, помогла вам вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке.

Проявляют

эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.

  1. Актуализация знаний

— Назовите музыкальное произведение, под звучание которого вы вошли на урок.

— Кто композитор этого марша?

— О чем мы говорили на прошлом уроке?

— Какие бывают марши?

— Марши бывают разные, а что объединяет все марши?

— Послушайте музыку и попробуйте сами назвать тему нашего урока.

Мы вошли под звучание марша.

Композитор этого марша П.И.Чайковский

На прошлом уроке мы говорили о разновидности марша

Марш бывает: торжественный, траурный, сказочный, игрушечный.

Четкий шаг и четкий ритм.

Наблюдаю

т за различными проявлениями искусства в учебной деятельности.

Тема нашего урока -колыбельные.

  1. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания

-Правильно, сегодня мы поговорим на тему «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»

— Мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями двух выдающихся композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева.

— По каким произведениям вы знаете П.Чайковского и С.Прокофьева?

— У маленького Пети Чайковского была няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче.

— В сказках происходят разные чудесные события.

— Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте, о чем будет эта сказка? Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся?

« Нянина сказка» П.И.Чайковский – слушание.

— Итак, о чем же рассказала вам эта сказка?

— Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую рассказала няня маленькому Сереже.

— Что вы представите, когда прозвучит эта музыкальная сказка?

«Сказочка» С.С.Прокофьев – слушание.

-Итак, вы услышали музыкальные сказки П.Чайковского и С.Прокофьева. Подумайте, одинаковые эти сказки или разные?

— Чья сказка вам особенно понравилась? Почему?

— Ребята, на что похожа мелодия в пьесе «Сказочка» С.Прокофьева?

Правильно, пьеса «Сказочка» звучит как колыбельная.

А что же такое колыбельная?

— Заглянем в музыкальный словарь и прочитаем о колыбельных.

— Итак, что такое колыбельные? Что узнали о колыбельных песнях?

— Послушайте песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной?

(Учитель играет песню «Здравствуй, Родина моя»)

— Почему эта песня не колыбельная?

— Послушайте следующую песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной?

«Спят усталые игрушки» — слушание

— Узнали ли вы ее?

— Покажите движениями рук интонации колыбельной. На что похоже это движение?

— Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать характер колыбельной песни? — Ребята, подумайте, а в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню?

— Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково поглаживая малыша, передает свои чувства любви.

— Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома». Какие чувства выражены в ней? «Мама» П.И.Чайковский – слушание

— Вы видите ласковые мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка… Мама напевает колыбельную. Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему? Как вы думаете?

— Какую колыбельную песню, известную вам, вы хотели бы сами исполнить?

— Как нужно исполнять эту песню?

«Колыбельная Медведицы» — исполнение (с солистами)

Слушают, воспринимают, анализируют.

По произведениям « Марш деревянных солдатиков» и « Шествие кузнечиков»

Слушают, воспринимают , анализируют.

Распознают

и оценивают выразительность музыкальной речи, её смысл.

Наблюдают

, воспринимают , определяют различные виды музыки.

Осуществляют

первые опыты сочинения.

Сравнивают

музыкальные произведения, опираясь на свой опят.

Импровизируют

с учетом характера музыки.

Колыбельная

– это один из древнейших жанров фольклора. Обычно это песня напеваемая для успокаивания и засыпания.

Выражают

свое эмоциональное отношение к музыкальным образам

Инсценируют

фрагмент из музыкального произведения.

Подбирают

аккомпанемент к музыкальному произведению.

Впервые колыбельную ребенку поет мама.

Анализируют

и соотносят выразительные свойства музыки.

Размышляют

о жанре музыки.

« Колыбельная медведицы»

  1. Первичное закрепление во внешней речи

— А теперь давайте подчеркнем движением руки выразительность интонации колыбельной.

-Что нужно для того, чтобы выразительно исполнить колыбельную?

Инсценируют

фрагмент музыкального произведения.

Размышляют, анализируют.

  1. Рефлексия

Сегодня мне удалось…

-Было интересно…

-Я научился…

Отвечают на вопросы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: