Картотека дидактических игр (вторая младшая группа)
Ход игры
Рассказывание русской народной сказки «Гуси — лебеди». Рассматривание красочных иллюстраций к сказке. «Смотрите, ребятки, какая красивая, обливная яблонька сестричку с братиком спрятала от злых гусей — лебедей. А мы тоже сейчас вырастим волшебную яблоньку, всю в спелых, сладких яблоках и угостим или наших кукол. Положим им на тарелочки. Но куклы у нас разного размера, поэтому нам придется разложить яблоки по 3 разным корзинкам: самые большие для Алёны; Средние для Оли; Маленькие для Кати. Сейчас мы с вами, скажем волшебные слова, и на этом подносе вырастет самая настоящая яблоня. Только надо всем дружно сказать волшебные слова: Криблекраблебумс. Вот и выросла наша яблонька. Показываю детям яблоню с яблоками и корзины. Возле корзинок сажаю трех кукол. « На нашей яблоне растут яблоки трех размеров. Сейчас каждый ребенок по очереди подойдет к яблоньке и по образцу сорвет такое же яблоко, что и у него в руках. Если яблоко сорвано правильно прошу положить их в соответствующую корзинку». Когда все яблоки сорваны и разложены по корзинам, дети относят яблоки на стол и продолжают угощать кукол. Если игра кончена, а дети ещё не наигрались, то яблоки можно повесить на место и повторить игру.
«Чем отличаются картинки»
Цель:
закреплять умение детей находить различия на двух одинаковых картинках, развивать глазомер детей, воспитывать внимание, наблюдательность.
Оборудование:
2 одинаковые картинки – сюжет один, но разница в том, что на одной из них некоторые предметы различаются по величине, т. е. какой-то предмет выше предыдущего, какой-то – толще, а третий – вообще короче и т. д. 4–5 комплектов картинок.
Ход игры
Воспитатель вывешивает 2 одинаковые на первый взгляд картинки на доску и предлагает детям найти отличия. Дети внимательно рассматривают и называют по очереди различия. За каждый правильный ответ воспитатель раздает фишки. Таким же образом дети рассматривают другие картинки. Игра продолжается. Побеждает тот, у кого больше всех фишек.
«Бабочки и гусеницы»
Цель:
научить детей сортировать предметы по величине, учить быстро и обдуманно выполнять свои действия.
Оборудование:
фигурки яблок и цветов, возрастающие по величине.
Ход игры
Дети делятся на две команды: у одной название «Бабочки», у другой – «Гусеницы». Для игры используется три стола. На одном из них располагаются фигурки яблок и цветочков, на два других команды будут раскладывать свои фигурки. Дети выстраиваются в две колонны. По команде воспитателя игра начинается: дети, стоящие в колоннах первыми, подбегают к столу, выбирают самую большую из лежащий там фигурок: «Бабочки» – фигурку цветка, «Гусеницы» – фигурку яблока, подбегают к своему столу и кладут туда фигурку на левый край стола, затем возвращаются в колонну и встают в конец. Следующая пара детей выбирает из оставшихся фигурок самые крупные, бегут к своему столу и кладут свои фигурки после тех, что уже лежат. Игра продолжается до тех пор, пока все фигурки не будут сложены по убыванию. После этого проверяется порядок выложенных фигур, исправляются ошибки, если они есть. Побеждает та команда, которая первой без ошибок справилась с заданием или сделала меньше ошибок, чем соперники.
Картотека дидактических игр по развитию речи по теме «Зима» для старшей группы
Светлана Казьмина
Картотека дидактических игр по развитию речи по теме «Зима» для старшей группы
1. Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»
.Цель: учить подбирать определения к предмету, явлению.Игровое правило: педагог
(возможно дети)
называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.Например: Белка – пушистая, рыжая, шустрая, маленькая, красивая…. Пальто – теплое, зимнее, новое, длинное, короткое, синее… Снег – холодный, белый, пушистый, легкий, рассыпчатый, липкий и т. д.
2. Дидактическая игра «Какое что бывает?»
.Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение.Игровое правило: воспитатель предлагает детям рассказать Незнайке, что бывает…Например: новым – шуба, валенки, шапка, пальто…; зимним — день, утро, вечер, лес, погода, одежда, обувь…; пушистым – снег, белка, лиса, кошка, пух, ёлка, волосы, кофта, шарф…; холодным – чай, снег, молоко, лёд, погода, ветер,
зима, комната, перчатки, мороженое, сосулька, компот…; белым — снег, молоко и т. д.
3. Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»
.Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.Игровое правило: воспитатель предлагает детям ответить на вопросы какая, какой, какие?Например:
зима (какая)
– белоснежная, белая, морозная, суровая, снежная, лютая, студёная, холодная, ветреная, нарядная, сказочная, чудесная, блестящая; лёд
(какой)
– прозрачный, крепкий, тонкий, гладкий, скользкий, холодный, хрупкий…; лыжи
(какие)
– деревянные, красивые, гладкие, скользкие и т. д.
4. Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»
.Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.Игровое правило: воспитатель предлагает детям назвать предмет подходящий к слову…Например: снежный – ком, дом, колобок, вихрь…; снежная – баба, постройка, полоса, дорога…; снежные — заносы, постройки, дома, кучи…; снежное – поле и т. д.
5. Дидактическая игра «Что лишнее?»
.Цель: закреплять знание признаков разных времён года, учить чётко излагать свои мысли;
развивать слуховое внимание.Игровое парвило:воспитатель называет время года: «Зима»
. Затем называет признаки разных времён года (день стал коротким, а ночь длинной, птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишние признаки и объясняют свой выбор.
6. Дидактическая игра «Бывает – не бывает»
(с мячом)
.Цель:
развивать речь, память, мышление, быстроту реакции.Игровое правило: воспитатель произносит словосочетание и бросает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом – (не бывает)
; снег зимой –
(бывает)
; мороз летом –
(не бывает)
; капель летом –
(не бывает)
; лёд зимой замерзает –
(бывает)
; летом дети делают кормушки птицам –
(не бывает)
; зимой текут ручейки –
(не бывает)
зимой носим сарафаны –
(не бывает)
; и т. д.
7. Дидактическая игра «Придумай сам»
.Цель: учить детей составлять предложения с заданным количеством слов.Игровое правило:воспитатель предлагает детям опорные слова: снег, снежинки, снегопад, мороз. Воспитатель просит детей составить предложении е из 4, 5, 6 слов. Ребёнок первым составивший предложение получает фишку.Например: В ноябре выпал первый пушистый снег. Белые пушинки в воздухе кружатся. Уже несколько дней на улице снегопад. Трескучий мороз не позволяет детям гулять.
8. Дидактическая игра «Когда это бывает?»
.Цель: уточнить и углубить знания детей о временах года.Игровое правило: воспитатель называет время года
(зима)
и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку следующему и т. д.
9. Дидактическая игра «Кто больше знает слов»
.Цель: найти и назвать слова со звуком [c] в начале слова по
теме «Зима»
.Игровое правило: воспитатель предлагает детям осмотреться и назвать предметы на звук [c], потому что с этого звука начинается слово
«снег»
.Например: снег, снеговик, снежинка, санки, снегопад, снегоход, салазки, Снегурочка и т. д.
10. Дидактическая игра «Времена года»
.Цель:
развивать внимание, мышление и речь.Игровое правило: воспитатель называет приметы какого-либо времени года (зима, весна, лето, осень)
.Дети по приметам определяют и называют время года.
11. Дидактическая игра «Когда это бывает?»
.Цель: закрепить знания детей о временах года, их характерные признаки;
развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку.Игровое правило: воспитатель даёт описательный рассказ одного из времён года, дети его называют.
12. Дидактическая игра «Слова – родственники»
.Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.Игровое правило: воспитатель называет слово (снеговик, дети подбирают однокоренные слова.
13. Дидактическая игра «Придумай предложение»
.Цель:
развивать связную речь, умение правильно построить распространённое предложение.Игровое правило: воспитатель называет слово (зима)
. дети придумывают предложение с заданным словом.
14. Дидактическая игра «Назови ласково»
.Цель: учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.Игровое правило: воспитатель предлагает детям подобрать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами к заданным словам на тему
«Зимняя одежда»
,
«Зима»
.Например: шуба –
(шубка)
; снег –
(снежок)
; шапка –
(шапочка)
; мороз –
(морозец)
; горка –
(горочка)
и т. д.
15. Дидактическая игра «Назови одним словом»
.Цель: закрепить обобщающие слова на тему
«Зимняя одежда»
,
«Зимняя обувь»
.Игровое правило: воспитатель показывает
картинки на тему «Зимняя одежда»
,
«Зимняя обувь»
, дети называют обобщающие слова к предложенным
картинкам.
16. Дидактическая игра «Закончи предложение»
.Цель: учить составлять распространённые предложения.Игровое правило: воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают.Например: Вот какого замечательного мы слепили…
(снеговика)
. На нашем участке стоит…
(весёлый снеговик)
.
17. Дидактическая игра со снежком «Подбери слово»
.Цель: учить подбирать слова к заданным.Игровое правило: воспитатель задаёт слово, а дети подбирают слова характеризующие заданное слово.Например: снег
(какой)
белый, пушистый, легкий, искристый, холодный, блестящий и т. д. ; шуба
(какая)
теплая, меховая, пушистая и т. д. ; лыжи
(какие)
деревянные, пластиковые, легкие, длинные и т. д. ; настроение
(какое)
весёлое, грустное, радостное и т. д.
18. Дидактическая игра «Составь из слов каждой строчки предложение»
.Цель: учить составлять предложения.Игровое правило: воспитатель озвучивает слова, в дети должны составить предложение.Например: пушистый, накрыл, деревья, снег; макушке, снежная, на, сосны, шапка и т. д.
19. Дидактическая игра с мячом «Один – много»
.Цель: учить образовывать слова во множественном числе.Игровое правило: воспитатель задаёт вопрос, бросая мяч ребёнку. Ребёнок отвечает, возвращая мяч обратно.Например: Одни варежки, а много?
(Много варежек)
. Одно пальто, а много?
(Много пальто)
. Один комбинезон, а много?
(Много комбинезонов)
. Одни валенки, а много?
(Много валенок)
. Одна шуба, а много?
(Много шуб)
. Одни колготки, а много?
(Много колготок)
. Одна шапка, а много?
(Много шапок)
. Один пуховик, а много?
(Много пуховиков)
. Один шарф, а много?
(Много шарфов)
.
20. Дидактическая игра «Скажи наоборот»
.Цель: учить образовывать антонимы.Игровое правило: воспитатель называет словосочетание, а ребёнок называет противоположное.Например: теплое утро –
(холодное утро)
; холодный ветер –
(теплый ветер)
; пасмурный день –
(ясный день)
; большой сугроб –
(маленький сугроб)
; толстый лёд –
(тонкий лёд)
.
21. Дидактическая игра «Дай ответ – чего нет?»
.Цель: учить использовать в
речи родительный падеж.Игровое правило: воспитатель спрашивает – ребёнок отвечает.Например: Есть снег. А чего нет? (Нет снега)
. Есть шапка. А чего нет?
(Нет шапки)
. Есть вьюга. А чего нет?
(Нет вьюги)
. Есть варежки. А чего нет?
(Нет варежек)
. Есть метель. А чего нет?
(Нет метели)
. Есть валенки. А чего нет?
(Нет валенок)
. Есть сугроб. А чего нет?
(Нет сугроба)
. Есть шуба. А чего нет?
(Нет шубы)
. Есть лёд. А чего нет?
(Нет льда)
. Есть сапоги. А чего нет?
(Нет сапог)
.
22. Дидактическая игра «Составь рассказ о зиме с помощью таблицы-помощницы»
.Цель: учить составлять рассказ с помощью плана
(таблицы-помощницы)
.Игровое правило: воспитатель предлагает детям план рассказа-описания о зиме.
• Солнце. (Имеется в виду, как в это время года солнце греет и освещает землю)
.
• Небо. (Имеется в виду,какое в это время года небо: пасмурное, ясное, хмурое, облачное и т. д.).
• Земля. (Как выглядит, чем покрыта земля в это время года)
.
• Деревья. (Описать внешний вид деревьев в это время года)
.
• Изменения в жизни зверей.
• Изменения в жизни птиц.
• Одежда и обувь людей.
• Занятия людей в это время года.
• Игры детей в данное время года.
23. Дидактическая игра «Подбери много слов-действий»
.Цель: учить подбирать к слова-признаки.Игровое правило: воспитатель предлагает детям подобрать как можно больше слов-признаков к нарисованным предметам.Например: солнце –
(греет, светит, печёт, поднимается, опускается и т. д.)
; снежинка –
(кружится, летает, тает, падает и т. д.)
; заяц – (бегает, прыгает, прячется, боится, торопится, грызёт, спасается и т. д.); снегирь –
(летает, клюёт, сидит, наблюдает, выводит птенцов и т. д.)
.
24. Дидактическая игра с мячом «Назови ласково»
.Цель: учить образовывать слова в ласковой форме.Игровое правило: воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку, тот, соответственно, называет слово в ласковой форме и бросает мяч обратно.Например: зама-
(зимушка)
; снег –
(снежочек)
; снежинка –
(снежиночка)
; лёд-
(ледок)
; ветер –
(ветерок)
; шапка –
(шапочка)
; шуба –
(шубка)
; сапоги –
(сапожки)
; валенки –
(валеночки)
; свитер-
(свитерочек)
; брюки –
(брючки)
; варежки –
(варежечки)
; шарф –
(шарфик)
и т. д.
25. Дидактическая игра «Подбирай, называй, запоминай»
.Цель: учить подбирать определения и глаголы к существительным.Игровое правило: воспитатель произносит слово, а ребёнок
(какая, какое? какие)
.Например:
зима (какая)
– холодная, суровая, морозная, снежная, вьюжная, долгая
(нудная)
и т. д. ; снег
(какой)
— …; снежинки
(какие)
— …; лёд
(какой)
— …; пода
(какая)
— …4 день
(какой)
— …; мороз
(какой)
— …; снежинки зимой
(что делают)
– падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают и т. д. ; лёд на солнце
(что делает)
— …; мороз
(что делает)
— …; дети зимой
(что делают)
— … и т. д.
26. Дидактическая игра «Сколько их?»
.Цель: учить согласовывать числительные с существительными в роде, числе и падеже.Игровое правило: воспитатель называет числительное с существительным, а дети продолжают.Например: одна снежинка – (две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок, шесть снежинок и т. д.); один снеговик — …; одна сосулька — …; один сугроб — …; один снежок — …; одна горка — …одна льдинка — … и т. д.
27. Дидактическая игра «Закончи предложение»
.Цель: учить составлять сложные предложения со значением противопоставления.Игровое правило: воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают и повторяют предложение полностью.Например: Зимой бывает снегопад, а осенью
(листопад)
; зимой бывает снег, а летом …; зимой снег падает, а летом …; зимой катаются на санках, а летом … и т. д.
28. Дидактическая игра «Ко что делает?»
.Цель: учить подбирать имена существительные к названным действиям.Игровое правило: воспитатель произносит предложение и просит ребёнка исправить ошибку.Например: Девочка спит в берлоге.
(Медведь)
. Мама зимой по лесу бегает.
(Заяц)
. Бабушка расстелила по земле большой снежный ковёр и спрятала под ним от мороза зверей.
(Зима)
. Детки прилетели к нам зимой во двор.
(Птицы)
. Дедушка катается зимой с горки на санках.
(Ребёнок)
.
29. Дидактическая игра «Лишнее слово»
.Цель: способствовать
развитию слухового внимания, обогащению словаря и уточнению значения слов.Игровое правило: воспитатель произносит слова, а ребёнок должен назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.Например: шуба, сапоги, юбка, свитер, брюки. (сапоги – обувь)
;
зима, весна, лето, осень, ноябрь. (ноябрь – месяц)
; белка, заяц, медведь, синица, ёж.
(синица – птица)
; шуба, шарф, панама, варежки, шапка-ушанка.
(панама — носят летом)
.
30. Дидактическая игра «Как?»
.Цель: учить детей давать качественную оценку действий, отвечаю на вопрос как?Игровое правило: воспитатель предлагает детям продолжить фразу.Например: Самолёт летит быстро, а воробей –
(медленно)
. Санки по полю едут медленно, а с горы –
(быстро)
. Птицы летом поют много, а зимой –
(мало)
. Животным летом в лесу хорошо, а зимой –
(плохо)
. Ёжику в норке тепло, а зайцы под кустом –
(холодно)
. Летом в лесу корма много, а зимой –
(мало)
.
Всем спасибо за внимание.