Елена Александровна Благинина (1903-1989) — русский поэт, переводчик. Над рожью, дождиком примятой, Стоит денёк почти сквозной. Орловский ветер пахнет. — презентация


Урок литературного чтения в 4 классе с презентацией. Благинина «Котёнок»

Разработка урока по литературному чтению «Е.А. Благинина «Котёнок» 4 класс
Автор: Попова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов МОБУ НОШ №24 р.п. Чунский, Иркутская область Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Е. А. Благининой; содействовать привитию интереса к чтению, любви к животным; способствовать развитию выразительности речи, умения находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; прививать, развивать навык выразительного чтения Планируемые результаты Предметные: познакомятся с произведением Е. А Благининой «Котенок»; научатся читать вслух бегло, осознанно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения. Метапредметные: познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; коммуникативные: формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции Личностные: знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет Е.А. Благининой; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудиозаписи музыкальных произведений; презентация.
Организационная структура урока
I. Организация начала урока Долгожданный дан звонок Начинается урок Тут затеи и задачи, Игры, шутки, всё для вас Пожелаю всем удачи За работу! В добрый час! II. Речевая разминка — Начнём урок с речевой разминки. Слайд 1
Кошка-крошка на окошке Кашку кушала по крошке. — Прочитайте про себя, хором, грустно, весело — Чем мы сейчас занимались? — Для чего мы выполняли речевую разминку? — А о чём мы сегодня на уроке будем говорить и о ком читать вы узнаете отгадав загадку.
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока — Прочитайте загадку. Назовите отгадку. Слайд 2
Зубы острые что иглы Коготки ещё острей И походка как у тигра Только он не царь зверей Даже вовсе не тигрёнок А пушистенький (котёнок) — О ком мы будем читать? — А кто автор этого произведения?
Слайд 3
— Найдите лишнюю фамилию. В.А. Моцарт П.И. Чайковский Е.А. Благинина Л. Бетховен — Скажите тему урока — Чему будем учиться на уроке?
Слайд 4
– Сегодня на уроке будем учиться читать выразительно произведение Е. А. Благининой «Котёнок».
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора — Предлагаю вам послушать сообщение об авторе. Слайд 5 — 6
Елена Александровна Благинина родилась 27 мая 1903 года. Дочь багажного кассира на станции Курск-1, внучка священника, она собиралась стать учительницей. Но желание писать оказалось сильнее. «Ребята любили и ее, и ее стихи – прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про березки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести»
V. Работа над содержанием стихотворения «Котенок». 1. Работа с толковым словарем. Слайд 7
— В тексте произведения нам встретятся такие слова. — Прочитаем слова хором: бархат, загляденье, досыта Найдите в словаре и зачитайте их значения.
Бархат — плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом. Загляденье – кто-либо или что-либо, отличающееся необыкновенной красотою, на кого или на что можно заглядеться, кем или чем можно залюбоваться. Досыта — до полного насыщения, вдоволь. 2. Первичное чтение произведения. — Откройте учебник на стр. 119 – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Задание: Проследите и определите настроение произведения – Какое это произведение: весёлое или грустное? 3. Повторное чтение. Прочитаем стихотворение вслух (по 1 столбику – 5 учеников) – Где нашла девочка котенка? (В саду.) – Что делал котенок в саду? Прочитайте. – Почему котенок мяукал и дрожал? — Представьте, что вам предложили проиллюстрировать это стихотворение. Давайте на несколько минут станем художниками. Слайд 8
— Тут фотографии разных котят. Найдите ту, которая больше всего подходит к нашему котёнку в начале. Почему? – Что сделала девочка? (Взяла котенка домой, накормила.) – Прочитайте строчки, в которых говорится, каким стал котенок.
Слайд 9
— Найдите фотографию, которая больше всего подходит к нашему котёнку в конце.
Физминутка Кот Мурлыка, кот Царапка (выполняем 2 раза) Учит деток танцевать Ну-ка левой, ну-ка правой, Раз-два-три-четыре-пять! 4.Выразительное чтение — Найдите главные ключевые слова (в 1 столбике, 2, 3, 4, 5), которые нужно особо выделить голосом — Как прочитаете эти слова — В каком темпе будем читать? Стихотворение читают несколько учеников – Что вы думаете о девочке? – Приходилось ли вам наблюдать такую картину, какую увидела девочка? – Как бы вы поступили, если бы увидели бездомного котенка? Слайд 10
— Прочитайте.

Интересное о кошках.

Предками кошек считаются саблезубые тигры По сравнению с людьми кошки, безусловно, обладают высокоразвитым восприятием запаха. Нормальная температура тела кошки — 38 по Цельсию. Кошка может прыгнуть в высоту, в 5 раз превышающую ее рост. Отпечаток носа каждой кошки уникален, нет двух одинаковых отпечатков. Ученые определили, что кошки насыщают воздух отрицательными ионами, которые полезны для здоровья человека. Кошки могут предсказывать погоду. И болезни они лечат, и детей усыпляют, змей убивают, злых собак отгоняют и даже грабителей задерживают, и песни поют. — Что для вас было интересно?
Слайд 11VI. Домашнее задание — Предлагаю пополнить ваши знания и выполнить творческое задание по желанию написать сочинение, найти сказки, стихи, интересные факты о кошках. VII. Итог урока. Рефлексия — Предлагаю вспомнить, то о чём говорили на уроке и выполнить проект «Узелок на память». Задание в конвертах. (Дети работают самостоятельно под музыкальное сопровождение) — Зачитайте что у вас получилось. Но вот и всё, урок к концу подходит Мы славно поработали сейчас, Учитель ваш уже итог подводит Не сводит с вас своих довольных глаз — Спасибо вам, ребята, за работу — На память я хочу подарить вам котёнка. — С каким настроением вы закончили урок, покажите смайлик. Слайд 12
Презентация на тему: Елена Александровна Благинина. Котёнок, 4 класс

Рекомендуем посмотреть:

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Литературное чтение, 4 класс Кроссворд с ответами для урока внеклассного чтения, 4 класс. Литературные персонажи Конспект урока внеклассного чтения «Литературные сказки» в 4 классе с презентацией Разработка урока игры по литературному чтению, 4 класс

Похожие статьи:

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Введение

Урок литературного чтения в 4 классе. Пересказ текста «Удивительная находка»

Урок литературного чтения в 4 классе. Проверка техники чтения

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Славянский миф

Стихи Елены Благининой для детей

Благинина Елена Александровна, родилась 14(27).5.1903, в селе Яковлево (ныне Свердловский район Орловской области). Отец Благининой работал багажным кассиром на станции Курск-1, зимовали в Ямской слободе под Курском, на лето приезжали к деду, в Яковлево. Здесь Елена получила первые уроки словесности от деда — сельского дьякона и учителя церковно-приходской школы, а также от матери — «великой книгочейки с феноменальной памятью». Отец тоже любил читать, он выписывал журналы «Светлячок», «Путеводный огонёк», «Нива» со всеми приложениями.

Детство

Жили Благинины не богато. Колбаса и конфеты бывали только на Пасху и на Рождество. Ели щи да кашу, по воскресениям — пироги с ливером. И вдоволь овощей и фруктов. Тем не менее отец, человек редкой доброты, регулярно устраивал «леденцовые праздники» для всей окрестной детворы, на гроши выписывал детские журналы, и где сама Благинина с 8 лет начала писать стихи.
Вскоре семья насовсем переехала в Ямскую слободу под Курском. В 1913 году Елена Благинина окончила железнодорожную школу и поступила в Мариинскую гимназию, где училась с большой охотой и продолжала писать стихи. Окончить гимназию Благининой ее не удалось: гром войны вскоре слился с громами революции, гимназию сперва слили с реальным училищем, а после, не сумев наладить занятия в новой школе, вручили всему выпуску справки и отпустили без экзаменов. С детства Елена мечтала стать учителем и в 1921 году поступила в Курский педагогический институт. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве (время было трудное: двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в институт.

с этими стихами читают: ◦ Стихи Агнии Барто ◦

Однако желание писать оказалось сильнее, и вскоре Елена поняла, что её страсть к поэзии намного сильнее, нежели к преподаванию. Она была увлечена Блоком, Ахматовой, Гумилевым, Мандельштамом. В 1921 году в сборнике «Начало» было опубликовано первое стихотворение Благининой «Девочка с картинкой». Вскоре молодая Благинина уже была членом Курского союза поэтов. Стихи, с которыми она выступала на вечерах, публиковались в сборнике «Золотое зерно» (1921) и в «Альманахе первом» курского Союза поэтов (1922).

Узнав, что в Москве существует Литературно- художественный институт им. Валерия Брюсова (его называли просто — «Брюсовский институт»), Благинина решила в него поступить, и в 1922 году уезжает в Москву. Она поступила в институт и одновременно работала в багажном отделении газеты «Известия». Училась у Г. Шенгели, поэта и стиховеда.

Творчество

После окончания института по творческому и редакционно-издательскому циклу в 1925 году, Елена трудится в «Известиях», в университете радиовещания, Всесоюзном радиокомитете. Печатать свои творения у Елены Благининой не было возможности по идеологическим соображениям , потому как что они были достаточно серьезными и основывались на христианской вере и категорически не вписывалась в концепцию пролетарского искусства. С этим и был связан ее приход в детскую литературу. В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов, заявив о себе как даровитый литератор. Именно тогда на страницах, где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя — Е. Благинина. С 1933 года Благинина становится постоянным автором, а затем и редактором журнала «Мурзилка», затем — журнала «Затейник».

Благинина часто выступала перед юными читателями вживую. С помощью своих произведений она проникала в их душу и создавала поистине очаровательную сказку, куда мог уйти любой ребенок. «Ребята любили и её, и её прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», — вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями.

Интересно: The Minstrel At Lincluden Роберт Бёрнс

За журнальными публикациями пошли и книги. Практически одновременно в 1936 году вышли поэма «Садко» и сборник «Осень», в который Благинина поместила свои лирические красивые стихотворения о золотой поре года. Потом было много других книг. Появляется ряд сборников «Вот какая мама!» (1939), «Радуга» (1948), «Сорока-белобока», «Стихи», «Посидим в тишине», «Огонек», «Гори-гори ясно!», «Башмачки», «Осень спросим», «Трудные стихи», «Не мешайте мне трудиться», «Аленушка», «Травушка-муравушка», «Журавушка», «Улетают-улетели» и другие. С 1938 года Е. А. Благинина – член Союза писателей СССР.

Тема труда как радости с большей психологической глубиной и тактом утверждается Благининой в целом ряде ее стихотворений — «Научу одеваться я братца!», «Будут на зиму дрова», «Уморилась» и др.

В 1943 году Благинина побывала в Орле, освобождённом от немецко-фашистских захватчиков, помогала возрождать литературную жизнь старинного русского города. Именно в этот период ею написаны стихи «Орёл 43-го», «Окно», «Была и буду», маленькая поэма «Гармошка», посвящённая воспитаннику орловского Некрасовского детского дома партизану Мише Курбатову.

Книги Благининой, вышедшие в 50-60-е годы («Гори-гори ясно!», «Огонёк», «Осень – спросим», «Алёнушка», «Не мешайте мне трудиться» и другие), – книги уже зрелого мастера.

Уже во второй половине 1960-х Благинина издала два сборника «взрослых» стихов – «Окна в сад» (1966), и «Складень» (1973), ряд публикаций в периодической печати, в частности, в журнале «Новый мир» и «Знамя». Все это свидетельствует о растущей философской насыщенности и нравственной остроте творчества писательницы.

Именно с этого времени внимание издателей и критиков к Благининой все больше и больше уменьшается. Ей пришлось столкнуться с арестом отца и мужа. Она была подругой и женой талантливого поэта Георгия Николаевича Оболдуева (1898— 1954), представителя древнего дворянского рода, в годы сталинских репрессий пережившего тюрьму и ссылку, а затем тяжело контуженного на фронте. При жизни Г. Оболдуева было опубликовано только одно его стихотворение в 1929 году. Единственная книга стихов — «Устойчивое неравновесье» — вышла в 1979 году в Мюнхене, подготовленная усилиями западногерманского слависта Вольфганга Казака. Роман «Люблю мучителя своего все неистовее» опубликованный в 1997, посвящен горькой литературной судьбе ее мужа, поэта Георгия Оболдуева (1898-1954).

Благинина поддерживала гонимых Б.Пастернака и Л.Чуковскую. В ее доме собирались люди, способные к «самостоянию», объединенные честностью и преданностью искусству, умением достойно встречать горести и беды.

В мемуарную прозу Благининой вошел целый ряд воспоминаний о детстве, юности, 1930-х, военном и послевоенном периоде отечественной истории. Эта книга — «о времени и о себе», в ней отразился «век и человек» с его интеллектуальной и нравственной высотой и трагически неустойчивым бытом. Публикацию романа завершает цикл «взрослых» стихов Благининой:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: