Диагностика математического развития старших дошкольников


Уважаемые коллеги! Родители! Предлагаем вашему вниманию раздел сайта «Ди­агностика математических способностей», который будет Вам очень полезен:

в нем представлены планируемые результаты освоения программы;

содержание заданий тесно связано с образовательной программой «Ма­тематические ступеньки»;

методы, используемые для диагностики, позволяют получить не толь­ко информацию о знаниях, умениях и навыках, которыми овладел ребенок, но и уровень формирования универсальных предпосылок учеб­ной деятельности (умение слушать взрослого и выполнять его инст­рукцию, умение провести самоконтроль и самооценку выполненной работы).

Анализ полученных результатов позволит вам определить области, в кото­рых ребенок испытывает затруднения, и наметить способы их устранения.

Успешность обучения в школе не связана с наличием большого количе­ства знаний, умений и навыков, хотя это тоже важно.

Школьное обучение предъявляет требования не только к наличию у ре­бенка определенного запаса знаний, умений и навыков, но и к уровню раз­вития способностей, в данном случае математических.

Что же такое математика для дошкольника? Что такое математические способности в дошкольном возрасте, которые впоследствии станут базой ус­пешного обучения в школе?

Математика для дошкольника — это:

приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, простран­стве и времени;

ознакомление с математическими зависимостями и отношениями;

приобретение навыков первоначальной учебной деятельности: умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формирование навыка самоконтроля и самооценки;

овладение математической терминологией (число, цифра, больше—мень­ше, плюс, минус, равняется, геометрические фигуры, сантиметр);

развитие внимания, памяти, мышления;

развитие графических навыков (написание цифр, рисование геометри­ческих фигур).

При этом целью обучения является не только ознакомление детей с мате­матическими представлениями, но и развитие у них математических спо­собностей.

Все эти задачи решаются в дошкольных образовательных учреждениях комплексно и систематически на занятиях по развитию математических представлений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребен­ка. Математические представления усваиваются ребенком и в процессе оз­накомления с окружающим миром, и во время игр в свободной деятельнос­ти. В дошкольном возрасте у ребенка начинают развиваться математичес­кие способности, которые включают в себя ряд частных способностей:

Способность к обобщению математического материала (числа, цифры, знаки).

Способность к обратимости мыслительных процессов (к переходу от прямого к обратному движению мыслей: прямой и обратный счет, сложение и вычитание).

Способность к свертыванию математического рассуждения и соответ­ствующих математических действий (переход от практических действий с предметами к действиям в уме).

Решающим фактором, от которого зависит, обнаружит ли ребенок спо­собности к данной деятельности или нет, является методика обучения.

В раздел включены разделы, которые были представлены в программе «Математические ступеньки»: количество и счет, геометрические фигуры, величина, ориентировка во времени и пространстве, логические задачи.

Внутри каждого раздела задания группируются по задачам, которые со­ставляют структуру математических способностей.

Подбирая диагностические задания (тесты), мы хотели, чтобы вы увиде­ли своего ребенка умным, талантливым, способным, а ребенок почувствовал свои силы, уверенность и готовность к обучению в школе.

КАК РАБОТАТЬ С МАТЕРИАЛАМИ САЙТА

Диагностика завершает работу по формированию элементарных матема­тических представлений.

Не спешите выполнить все задания с ребенком за один день. Если ребе­нок устал или ему неинтересно, прервитесь.

После выполнения каждого задания ребенком закрасьте шарик слева зе­леным цветом, если задание выполнено правильно, желтым — если он до­пустил неточности, красным — если задание не выполнено совсем.

Как только ребенок выполнит все задания, заполните таблицу. Для этого пересчитайте количество зеленых шариков с условными обозначениями и результаты впишите в графу таблицы «сколько по факту». Внизу под таблицей прочитайте оценки результатов.

Диагностика математического развития детей дошкольного возраста

Уметь играть в шашки, шахматы. С помощью задач на поиски недостающей фигуры развивать логическое мышление, находчивость, смекалку. Уметь объяснять знакомый маршрут движения. Ознакомиться при помощи воспитателя с планом местности, картой-схемой, масштабом.

Ориентироваться во времени, осознанно пользоваться единицами времени (час, минута, сутки, неделя, год). Ориентироваться по часам.

Показатели:

знать цифры, знаки, уметь пользоваться ими при решении арифметических задач;

уметь аргументировать выбор арифметического действия;

знать некоторые правила вычислительной деятельности; уметь измерять метром, литром, линейкой; сравнивать многоугольники, объяснять их особенности; знать основные правила движения пешеходов на улице, маршрут из дома к детскому саду, магазину, школе; уметь начертить план групповой комнаты; использовать знания в самостоятельной деятельности (игровой, бытовой, изобразительной, конструктивной); ориентироваться по часам с помощью будильника.

Начало формы

3.Математическая готовность детей к обучению в школе.

Математика – это одна из представленных в программе сфер культуры, взаимодействие с которой способствует органичному вхождению ребенка в современный мир.

Математическая готовность к обучению в школе — показатель освоения математического содержания окружающей действительности, которое направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. В более конкретной трактовке математическая готовность – показатель возможностей выполнения арифметических действий с числами, владения знаковыми системами, основами моделирования, самостоятельность в решении творческих задач и оценке результата.

В содержании математического обучения дошкольников преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов.

Освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, таких как умение, обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.

Учебно-игровые задачи представлены как образовательные: освоение детьми умений найти пару, сгруппировать предметы, осуществить поиск недостающего, определить направление движения и так далее.

Только должным образом подготовленные в дошкольном возрасте ученики школы могут быстро учиться делать правильные умозаключения, усваивать основные правила логического вывода, полностью «впитывать» сведения, относящиеся к математической логике — науке, содержащей концентрированное выражение законов дедуктивного мышления.

Примеры тестов на готовность детей к школе

Чтобы узнать степень подготовленности ребенка к будущему тестированию в ДОУ, родители могут проводить обучение дома с детьми самостоятельно.

Тесты на развитие внимательности:

  • Находить отличия между двумя рисунками (их можно рисовать самостоятельно, намеренно делая несколько разных элементов).
  • Копирование узоров на бумаге или движений.
  • Игра «хлопок»: перед началом нужно договориться, на какое слово ребенок должен хлопнуть в ладоши. Родитель может что-то рассказывать, а ребенок внимательно слушать, пока не услышит нужное слово. Кстати, этот тест можно преобразовать и на занятие по развитию памяти: после рассказа можно предложить ребенку пересказать, что он запомнил.

Умение находить отличия на картинках — один из главных тестов на внимательность

Отлично развивают память и следующие упражнения:

  • Запоминание 8 картинок (например, в каком порядке они были или что на каждой было изображено).
  • Запоминание на слух 10 слов в том порядке, в котором они назывались.
  • Запоминание не менее трех последовательных предложений (и слова должны быть именно в том порядке, в котором взрослый называл ребенку).
  • Рассказывание по памяти стихов, рассказов, сказок, изображений на картинках.

Тесты на повышение уровня мышления:

  • Найти и объяснить различия между предметами, природными явлениями.
  • В дошкольных тетрадях есть отличные тесты на мышление: из предложенных предметов нужно выбрать лишний и объяснить свой выбор.
  • Сложить из бумаги определенные фигуры (например, самолетик). Взрослый должен один раз показать, как это делать, ребенок — повторить.
  • Вырезание предметов, нарисованных взрослым.
  • Создавать аппликации самостоятельно или по образцу в детской книжке.
  • Определять последовательность событий.
  • Складывать пазлы без помощи взрослых.
  • Находить лишнее слово в предложенной группе, уметь объяснить свой выбор.

Тесты на развитие кругозора:

  • Назвать основные профессии, что они дают людям и чем полезны.
  • Сказать, как называется наша планета, в какой стране ребенок живет, столицу Родины, а также свой город и конкретный адрес дома.
  • Назвать фамилии, имена и отчества свои и родителей.
  • Назвать времена года, что характерно для каждого из них, в какой последовательности идут.
  • Назвать основные цветы и геометрические фигуры.

Повышение квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений

Обратите внимание! Кроме вышеперечисленных тестов, с ребенком нужно регулярно заниматься на умение пространственного ориентирования: право-лево, сзади, спереди, снизу, сверху. А также тренироваться с ребенком в рассказах, чем он увлекается и зачем идет в школу.

Диагностирование знаний по математике

Диагностика математических представлений детейв УДО

Методические рекомендации для воспитателей.

Пояснительная записка

Условия свободного выбора программ позволяет педагогам проявлять творчество, смело использовать инновации, а детям получать уважение и признание самоценности дошкольного периода жизни. Но! По каким бы программам педагоги не работали, стартовые возможности для последующего обучения в начальной школе должны быть равные. Мы должны создать условия для общего психического развития детей, в частности условия формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению.

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Современное содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие, формирование культуры и самостоятельности мышления. Данный аспект является главным в развитии личности ребенка, так как мышление влияет на воспитанность человека. Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье. Постепенное введение ребенка в мир математических представлений приводит к более глубоким знаниям, умение использовать и применять их на практике. Непременным условием проверки знаний ребенка является диагностика. Проводя диагностику, мы получаем полную картину подготовленности детей к дальнейшему обучению.

Данное пособие представляет собой методические рекомендации для воспитателей по проведению диагностики математических представлений в каждой возрастной группе. Оно сопровождается: консультацией о диагностике, как способе исследования педагогического процесса; критериями диагностирования знаний; методикой обследования по каждому разделу развития элементарных математических представлений; материалом для обследования и примерных образцов справок, планов коррекции, банка данных.

Диагностика – как способ исследования педагогического процесса

Эффективность воспитательного процесса – это соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике.

Диагностика результатов развития личности является главным содержанием деятельности по определению эффективности воспитательного процесса. Основное предназначение воспитания заключается в его развивающем влиянии, поэтому происходящие изменения в личности ребенка могут свидетельствовать об эффективности данного процесса. Педагогическая диагностика – способ исследования педагогического процесса, целью которого являются оптимизация и обоснование его результатов для общества.

Под «желаемыми результатами» понимаются: соответствие уровня знаний, умений и навыков задачам воспитания и развития воспитанников данного возраста; развитие психических процессов в соответствии с возрастными особенностями; развитие морально-волевых качеств, способностей ребенка. Диагностические исследования требуют точной фиксации, качественной, профессиональной оценки результатов, логических выводов, компетентных и реальных рекомендаций.

Диагностика изменений ситуации развития ребенка в течении нескольких лет, а не одноразовые срезы, пусть даже очень глубокие и детальные должна лежать в основе разработки рекомендаций и выводов по результатам изучения эффективности воспитательного процесса. Педагогическое обследование направлено на определение уровней усвоения программного материала воспитанниками дошкольного возраста. На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технологии достижения желаемого результата, формы и способы устранения недостатков. Педагогическое обследование направлено на выявление уровня усвоения программного материала, достижения высокого результата его усвоения, коррекцию форм, способов и методов обучения воспитанников, эффективность использования педагогических технологий. Педагогическое обследование могут проводить педагоги ДОУ (заведующий, методист, педагоги узкой специальности, воспитатели), имеющие квалификационную категорию или опыт педагогической работы по программам и технологиям, реализуемым в ДОУ.

Целесообразно проводить многолетнее диагностическое исследование с неизменными критериями и методиками на протяжении всего периода изучения. В этой связи следует продумать и создать систему хранения иинтерпретации получаемой в течение нескольких лет информации

.

В ходе диагностики необходимо определить наиболее эффективные педагогические средства и те формы и способы организации воспитательного процесса, которые в наименьшей степени повлияли на развитие личности воспитанников.

Материал для диагностики не должен быть громоздким и требовать большого количества времени и сил для подготовки и проведения изучения, обработки получаемых результатов. Для чистоты эксперимента используется материал, аналогичный тому, который рассматривался на занятиях, но отличный от уже виденного. Идеальный вариант, когда для каждого раздела программы имеется отдельный «чемоданчик», в котором материал собран по темам.

Процесс изучения эффективности воспитательной деятельности не должен причинить вреда испытуемым, а его результаты не могут стать средством давления на воспитанника или родителя. В противном случае станет невозможным получение достоверных результатов на последующих этапах диагностики. Недопустимо без согласия испытуемых публичное оглашение ответов на вопросы, сообщение результатов, которые унижают достоинства детей или их родителей.

Диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включенной, в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны. Развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители. Проведение любой диагностики всегда связано с вопросами: С какой целью она проводится? Как будут использованы ее результаты? Данные диагностики позволят родителям и педагогам следить за ходом развития ребенка и осуществлять индивидуальный подход, в этом заключается позитивная роль диагностики в системе дошкольного образования. Диагностика на определение уровня развития детей по усвоению программного материала проходит в два этапа. Вводный — в начале года, и заключительный — в конце года, также существует промежуточный этап — в середине учебного года, по желанию педагога или в связи с корректировкой программы. Для этого подбираются игровые упражнения, задания (в письменной и устной форме), соответствующие задачам обследования. Формы проведения обследования могут быть разными: групповые и индивидуальные, письменное выполнение задания, устное на итоговых занятиях, в беседах, тестирование. При групповом обследовании группа детей не должна превышать 10-12 человек. Дети садятся за столы, на столах лежит необходимый для обследования материал. Каждое задание следует читать достаточно громко, в ровном спокойном темпе. (Не должно быть слов от себя). Переходить к чтению следующего задания следует тогда, когда выполнят примерно 95% проверяемых. Дети, которые не успели выполнить, тоже переходят к следующему заданию. На выполнение каждого задания затрачивается не более трех минут. Если в ходе работы дети устали, то необходимо провести физкультминутку. Общая продолжительность группового обследования не должна превышать продолжительность занятия соответственно возрасту.

Индивидуальное обследование должно проводиться на следующий день после фронтального. Основное содержание индивидуального обследования составляют вопросы математического характера, проводится с каждым ребенком, другие дети не слышат.

Вопросы содержат основной программный материал. В начале года обследование проводится по вопросам предыдущего учебного года (в старшей группе в начале года по вопросам средней группы, в конце года по вопросам старшей группы). В начале года выявляются пробелы в знаниях программного материала, и намечается коррекционная работа с отстающими детьми на период первой половины учебного года. В конце года также намечается коррекционная работа на летний период.

Для детей подготовительной группы примерно в марте — апреле проводятся беседы на выявление уровня математического развития детей при подготовке к школе. Беседы содержат вопросы математического содержания, и преследуют цель коррекционной работы на летний период.

Диагностическое обследование проходит по основным направлениям развития элементарных математических представлений соответственно возрасту по трех бальной системе оценок.

Высокий уровень — 3 балла. Дети имеют предусмотренный программой запас знаний, умеют использовать их для решения поставленных перед ними задач, справляются с заданием самостоятельно, без посторонней помощи и дополнительных (вспомогательных) вопросов. Владеют необходимыми навыками и применяют их. Ответы дают полные с объяснениями и рассуждениями, используют полные предложения. Речь спокойная, с достаточным запасом слов, оперируют предметными терминами.

Средний уровень — 2 балла. Дети имеют предусмотренный программный запас знаний, умеют использовать его для решения задач. Однако им требуется помощь (подсказка) педагога, вспомогательные вопросы. Если дети пытаются справятся сами, то делают это не в полном объеме, рекомендуемом программой для данного возраста. Дети знакомы с необходимыми навыками и умеют использовать их, но для этого им нужна помощь. При использовании навыков для выполнения задания результат получается недостаточно качественным. Ответы дают без объяснений и рассуждений, применяют простые предложения и словосочетания. Речь с ограниченными запасом слов, не оперируют предметными терминами.

Низкий уровень — 1 балл. Дети имеют представления о знаниях и навыках, предусмотренных программой для данного возраста, однако испытывают затруднения при их использовании. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети не всегда справляются с заданием, часто отмалчиваются, отказываются выполнять задания или делают их с большими ошибками, соглашаются с предложенным вариантом, не вникая в суть задания. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не использует предметные термины.

При выставлении итоговой оценки каждому воспитаннику учитываются результаты разных уровней. Общий результат оценок каждого ребенка выводится исходя из большего количества, если больше троек — высокий; больше двоек — средний; если больше единиц — низкий. При одинаковых результатах 3 балла и 2 балла, 2 балла и 1 балл необходимо склоняться к более высокому уровню. Затем выводится групповой показатель, составляется диаграмма обследования группы. Составляется аналитическая справка,

которая зачитывается на педагогическом совете. Соответственно аналитической справке в каждой группе, из детей, показавших низкий уровень усвоения программного материала
создаются группы коррекции, и составляется план коррекционной работы научебный год и каникулярное время
. Важно, чтобы диагностика обследования имела место за весь период хождения ребенка в детский сад, чтобы иметь полную картину роста знаний малыша; вести, если нужно коррекционную работу при подготовке ребёнка к школе.

Диагностирование знаний по математике

В средней группе

Критерии:

Высокий (3 балла) — Ребёнок владеет навыками сосчитывания предметов (до 8-10), обнаруживает зависимости и отношения между числами. Владеет навыками наложения и приложения предметов с целью доказательства их равенства и неравенства. Устанавливает независимость количества предметов от их расположения в пространстве путём сопоставления, сосчитывания предметов (на одном и том же количестве предметов). Осмысленно отвечает на вопросы, поясняет способ сопоставления, обнаружения соответствия. Ребенок оперирует свойствами предметов. Группирует предметы по одному, двум, трем свойствам, по наличию одного и отсутствию другого свойства. Различает геометрические фигуры и тела. Называет и показывает структурные элементы фигур: сторона, угол, их количество. В речи пользуется соответствующей терминологией.

Самостоятельно устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) размеров по длине, толщине, высоте. Ориентируется в направлениях от себя, от других объектов, в движении в указанном направлении. Имеет представления о временных отношениях – в последовательности частей суток, протяженности во времени: вчера, сегодня, завтра. Ребёнок самостоятельно устанавливает связи между числом, цифрой и количеством. Проявляет интерес к играм на видоизменение фигур, составление силуэтов. Легко справляется с заданием на «допридумывание», дорисовывает изображённые фигуры. Пытается размышлять, доказывает ход своих мыслей. Поясняет последовательность действий. Обладает хорошей памятью.

Средний (2 балла) — Ребенок в достаточной степени владеет навыками сосчитывания предметов (до 4-7), пользуясь при этом приемами наложения и приложения с целью доказательства равенства и неравенства. С помощью взрослого устанавливает независимость количества предметов от их расположения в пространстве. Затрудняется в высказываниях, пояснениях. Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам (все большие, все некруглые). Выполняет действия по группировке фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

С небольшой помощью взрослого устанавливает некоторые отношения групп предметов (длине, ширине), пространственные и временные отношения.

Допускает ошибки при установлении связей между числом, цифрой и количеством, но при помощи взрослого устраняет их.

Ребенок с помощью воспитателя выполняет задания на преобразование фигур и комбинирование. С помощью наводящих вопросов взрослого додумывает, дорисовывает изображенные фигуры. Проявляет догадку, но допускает ошибки при решении задач на логику. Осуществляя заданную последовательность действий, допускает ошибки.

Низкий (1 балл) — Ребенок допускает ошибки при сосчитывании предметов (до 3-5). Различает предметы по форме, размерам, называет их. Устанавливает некоторые отношения между предметами, пространственные и временные отношения только по подсказке взрослого. Не устанавливает связей между числом, цифрой и количеством. Равнодушен к заданиям на преобразование, комбинирование, проявление творчества и фантазии. Не пытается подумать, не принимает условий задачи. Не запоминает стихи.

Память.

Методика обследования.

1. Наблюдение за ребенком в повседневной жизни.

2. Д/упр. «Посмотри и запомни!» Фигуры разложены в определенном порядке, ребенок запоминает, закрывает глаза, положение фигур меняется. Затем ребенок открывает глаза, и называет изменения. Точно также можно с цифровым рядом. (Кратковременная память)

3. Хорошо ли ребенок запоминает стихи, загадки, в стихах. (Долговременная память)

Материал для обследования: фигуры разного цвета, формы, величины; цифры.

Количество и счёт

Методика обследования.

1. Выявить умение считать в пределах 10 в прямом порядке, в обратном порядке.

2. Сосчитай, сколько здесь кругов (5 кругов расположены в беспорядке). Сосчитай, сколько здесь квадратов (4 квадрата расположены в ряд). Где фигур больше: там, где 5, или там, где 4. Как можно проверить?

3. Отсчитай столько матрешек, сколько у меня кругов? Квадратов?

Материал для обследования: круги, квадраты, «Чудесный мешочек» с мелкими игрушками.

Порядковый счёт

Методика обследования.

1. Счет двойками, выявить умение использования порядкового счета в пределах 10.

2. Д/упр. «Кто первый? Кто пятый? На каком месте стоит Винни-Пух?»

3. Д/упр. «Какая цифра стоит на третьем месте в числовом ряду?..»

Материал для обследования: набор цифр, карточка к заданию «Винни-Пух».

Величина

Методика обследования.

1. Д/упр. «Найди самую длинную (короткую) полоску, широкий (узкий) шарф, высокое (низкое) дерево, большой (маленький) гриб».

2. Покажи на рисунке: самый широкий шарф, самый узкий; покажи яблоко, которое белочка сможет занести в дупло.

Материал для обследования: полоски разной длины (4-5), полоски разной ширины (4-5), изображение дерева (выс. – низ.), карандаши разной толщины, картинки ко второму заданию.

Геометрические фигуры

Методика обследования.

1. Д/упр. «Отбери: все квадраты, треугольники, круги, овалы, прямоугольники».

2. Сколько сторон, углов у квадрата, треугольника, круга..?

3. Работа со счетными палочками: построй квадрат (сколько палочек нужно взять для построения?), построй треугольник, круг. (Можно с группой)

Материал для обследования: набор из геометрических фигур, счетные палочки.

Формы

Методика обследования.

1.Наиди в группе и назови предметы круглой формы (квадратной, треугольной…)

2. Вспомни и назови предметы данной формы из домашней обстановки.

Материал для обследования: геометрические фигуры.

Ориентировка во времени

Методика обследования.

1. Д/игра. «Что сначала, что потом». (Ребёнку предлагается разложить картинки с изображением частей суток и деятельности людей, соответствующей этим отрезкам времени).

2. Беседа «Вчера, сегодня, завтра». (На примере занятий в УДО).

3. Покажи по картинке «Что раньше? Что потом?»

Материал для обследования: картинки на части суток с природными явлениями и деятельностью людей, картинка к заданию «Что раньше?».

Ориентировка в пространстве

Методика обследования.

1. Д/упр. «Что где? (Ребенку предлагается назвать, что находится впереди от него (сзади, вверху, внизу, слева, справа).

2. Д/упр. «Пойдешь — найдешь» (ребенку предлагается идти в заданном направлении и найти предмет. Например: «Сделай два шага вперед, повернись налево, сделай три шага вперед, повернись направо. Что ты нашел?)

3. Правильное использование предлогов «над», «под»; слева, справа.

Материал для обследования: игрушка, картинка к заданию №3.

Знание цифрового материала

Методика обследования.

1. Д/упр. «Расставь цифры на свои места» (ребенок должен цифры от 1 до 9 расставить в ряд).

2. Соответствие количества предметов и цифры. Предложите ребенку к каждой карточке с определенным количеством предметов подобрать нужную цифру.

3. Предложить ребенку достать из мешочка нужное количество игрушек, соответствующее указанной цифре.

Материал для обследования: цифры от 1 до 9, карточки с разным количеством рисунков, «Чудесный мешочек» с мелкими игрушками.

Ориентировка на листе бумаги

Методика обследования.

1. «Геометрический диктант». Под диктовку дети рисуют нужную фигуру на листе бумаги слева, справа, вверху, внизу, в середине. (Можно с группой)

Материал для обследования: чистые листы бумаги, простые карандаши.

Логическое мышление

Методика обследования.

1. Наблюдение за ребенком в повседневной жизни.

2. Задание на логическое мышление: «Найди лишнюю фигуру». Объясни, почему она лишняя.

3. «Дорисуй!» (Можно с группой)

Материал для обследования: карточки к заданию №2, листы к заданию «Дорисуй!», простые карандаши.

Какая готовность проверяется, методики диагностики готовности ребенка к школе

Диагностика готовности ребенка к школе определяется по трем основным сферам:

  • интеллектуальной;
  • психологической;
  • речевой.

Что касается проверки интеллекта, дошкольник в возрасте 6-7 лет уже вполне может выучить два четверостишия, найти между картинками не менее 8 отличий, составить рассказать, в котором будет присутствовать не менее 8 предложений.

Обратите внимание! Также ребенок на 7 году жизни должен уже уметь концентрировать внимание и сознательно удерживать его в течение 30 минут.

Дети 6-7 лет должны уметь удерживать свое внимание на протяжении 30 минут

В качестве диагностики психологической готовности ребенка к школе проводится собеседование. Обычно оно проводится школьным психологом. Если такого нет, то педагог. В ходе беседы ребенок должен ответить на вопросы: «Зачем он идет в школу?», «Что нужно делать в школе». Также попросят рассказать немного о себе. В ходе рассказа психолог делает выводы, как держится ребенок, готов ли он пойти в первый класс, налаживать контакты со сверстниками, отвечать при всех в классе.

Обратите внимание! Очень важно правильно настроить ребенка перед собеседованием, чтобы он не стеснялся и был расслаблен. Больше разговаривайте о собеседовании, рассказывайте зачем оно нужно.

Методы гендерного воспитания детей дошкольного возраста

В качестве речевой диагностики готовности к школе используется несколько методов:

  • Самостоятельное составление рассказа о чем-либо, включающее в себя не менее 8 связанных между собой предложений.
  • Составление рассказа о себе или историй из своей жизни.
  • Правильное употребление форм сложных слов.
  • Рассказ стихотворения на память, с выражением.
  • Изменение слов, образуя новые.
  • Использование антонимов.
  • Понимание образных выражений.
  • Отгадывание загадок.
  • Правильное выговаривание всех звуков на родном языке. Если поступление планируется в школу с языковым уклоном, могут попросить назвать алфавит в прямом и обратном порядке на иностранном языке.
  • Правильное использование обобщений (животные в доме — домашние, тетрадь, пенал, учебник — школьные принадлежности).

Обратите внимание! С помощью этой методики педагоги проверяют речевую подготовку дошкольников.

Диагностика педагогического процесса в подготовительной к школе группе

Елена Викторовна Котова

Диагностика педагогического процесса в подготовительной к школе группе

Мониторинг физического развития на начало года, показывает показатель 4,2 (84%)

-есть проблема в развитии детей.

Вывод (сентябрь)

:
диагностировано 27 человек, необходимо проводить индивидуальную работу. Анализируя результаты диагностики воспитанников, имеют сформированные представления о здоровом образе жизни (об особенностях строения и функциях организма человека, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности в жизни человека, о пользе и видах закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье). Хорошо умеют соотносить атрибуты спорта. Испытывают трудности в перестроении, в построение в шеренги.
Вывод: продолжать формировать основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры. Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни, закаливания. Продолжить обучать в метании меча с переменами рук.

Вывод (апрель)
диагностика образовательной области «Физическое развитие»
показала, что
диагностировано 27 человек:
— высоким уровнем обладают 14 воспитанников (52%)

.

Двигательный опыт ребенка с высоким уровнем усвоения образовательной области «Физическое развитие»

богат (объем освоенных основных движений, общеразвивающих упражнений спортивных упражнений); в двигательной деятельности проявляет хорошую выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость; в поведении четко выражена потребность в двигательной деятельности и физическом совершенствовании. Проявляет стойкий интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, избирательность и инициативу при выполнении упражнений; имеет представления о некоторых видах спорта, уверенно, точно, в заданном темпе и ритме, выразительно выполняет упражнения. Способен творчески составить несложные комбинации
(варианты)
из знакомых упражнений; проявляет необходимый самоконтроль и самооценку. Способен самостоятельно привлечь внимание других детей и организовать знакомую игру; мотивирован на сбережение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Умеет практически решать некоторые задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, готов оказать элементарную помощь самому себе и другому
(промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью)
.

— со средним уровнем развития – 10 воспитанников (37%)

. Двигательный опыт ребенка со средним уровнем усвоения образовательной области
«Физическое развитие»
беден (малый объем освоенных основных движений, общеразвивающих и спортивных упражнений); плохо развита крупная и мелкая моторика рук, в двигательной деятельности затрудняется проявлять выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость. В поведении слабо выражена потребность в двигательной деятельности; не проявляет интереса к новым физическим упражнениям. Ребенок неуверенно выполняет упражнения. Не замечает ошибок других детей и собственных. Интересуется простыми подвижными играми, нарушает правила, увлекаясь
процессом игры; слабо контролирует способ выполнения упражнений, не обращает внимания на качество движений, не проявляет интереса к проблемам здоровья и соблюдению в своем поведении основ здорового образа жизни. Представления о правилах личной гигиены, необходимости соблюдения режима дня, о здоровом образе жизни поверхностные. Испытывает затруднения в самостоятельном выполнении культурно-гигиенических навыков, в уходе за своим внешним видом, вещами и игрушками.
-с низким уровнем развития – 3 воспитанников (11%)

. С низким уровнем развития по образовательной области
«Физическое развитие»
в старшей
группе испытывает трудности в координации движений, гибкости, быстроте, выносливости. Не проявляет интерес к новым и знакомым физическим упражнениям. Не замечает ошибок.
Средний показатель по образовательной области – 4,7 (94%)

Мониторинг художественно-эстетического развития на начало года показывает показатель 4,1 (82%)

— есть проблема развития детей.

Вывод (сентябрь)

:
диагностировано 27 человек необходимо проводить индивидуальную работу. Большинство детей умеют узнавать мелодию Государственного гимна РФ. Определяют жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец)
; инструмент, на котором оно исполнено. Освоили навыки лепки. Лепят различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения; владеют способами
«налепа»
. Приобщать к изобразительному искусству. Создать условия для совершенствования художественной деятельности детей. Следует продолжать формировать умение создавать декоративные композиции. Совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками.

Вывод: на начало года поставлены задачи по овладению детьми музыкально ритмическими движения в соответствии с программным репертуаром, выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг). Различать части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев)

.

Вывод (апрель)
диагностика образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
показала, что из 27
диагностируемого:
— высоким уровнем обладают 12 воспитанников (44%)

. Дети с высоким уровнем развития по художественно-эстетическому развитию в старшей
группе умеют конструировать по собственному замыслу, строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Ритмично двигаются по характеру музыки, инсценируют самостоятельно по содержанию песен, а также с интересом выполняют танцевальные движения.
— со средним уровнем развития – 13 воспитанников (48%)

.
Диагностика по данной образовательной области показала, что у воспитанников этого уровня развития интересы неустойчивы. Рассматривают, анализируют по вопросам взрослого. Не всегда способны конструировать по собственному замыслу. Иногда прибегают к помощи взрослого. Способны использовать простые схематические изображения для несложных задач. Ножницы держат правильно. Используют однотипные приемы вырезания.
-с низким уровнем развития 2 воспитанника (7%)

. Дети с низким уровнем развития по художественно-эстетическому развитию в старшей
группе показывают, что воспитанники испытывают трудности в правильном держании ножниц и, следовательно, не используют разнообразные приемы вырезания. Многие не различают жанры музыкальных произведений, но имеют предпочтения в слушании музыки. Испытывают трудности выполнять танцевальные движения.
Средний показатель по образовательной области – 4,6 (92%)

Вывод (сентябрь)

мониторинг социально-коммуникативного развития на начало года показывает показатель 4,4
(88%)
— есть проблема в развитии детей.

Диагностировано 27 человек необходимо проводить индивидуальную работу. Частично способны в дидактической игре договариварится со сверстниками об очередности ходов, выборе схем, карт; проявляют себя терпимым и доброжелательным партнером. Активно участвуют и самостоятельно отбирают или придумывают разнообразные сюжеты игр; придерживаются в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации. Частично видят свои ошибки и исправляют их с помощью взрослого. Анализ результатов по формированию самообслуживания показал, что воспитанники хорошо умеют самостоятельно ухаживать за одеждой, устранять непорядок в своем внешнем виде. Ответственно выполняют обязанности дежурного, проявляют трудолюбие при трудовых поручениях и труде на природе.

Вывод: уделять больше внимания обогащению сюжета игр, закреплению умения вести ролевые диалоги, принимать игровые задачи, общаться со взрослыми и сверстниками. Продолжить обучать эмоционально откликаться на переживание близких взрослых, детей, персонажей сказок, м/ф и худ/ф, кукольных спектаклей.

Вывод (апрель)
диагностика образовательной области «Социально — коммуникативное развитие»
показал,
диагностирован 27 человек,что: — высоким уровнем обладают 19 воспитанников (70%)
. Дети этого уровня имеют представление о том
«что такое хорошо и что такое плохо»
. Стремятся выполнять нормы и правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе. Относят содержащиеся в них требования к себе, четко их формулируют. Понимают важность нравственного поведения. Могут дать нравственную оценку своим и чужим поступкам, действиям. Все больше интересуются проблемами социального характера и обсуждают их. Задают соответствующие вопросы. Используют в общении развернутую речь. Проявляют потребность в сотрудничестве с другими детьми, умеют договариваться, но иногда прибегают к помощи
педагога. Стараются использовать развернутую речь, поддерживают общую тему разговора. В повседневной жизни четко соблюдают необходимую последовательность действий, организуют свое рабочее место, убирают за собой. Имеют четкие, обобщенные, информативные представления об эмоциях и чувствах. Адекватно реагируют на эмоциональные состояния других людей, сопереживают и стремятся содействовать. С интересом участвуют во всех мероприятиях группы, проявляют инициативу. А также имеют устойчивый интерес к разным видам труда. Проявляют бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
— со средним уровнем развития – 6 воспитанников (22%)

. Дети этого уровня поведение определяют правилами повседневной жизнедеятельности, действуя в привычных ситуациях. Моральные нормы формируют слишком обобщенно или слишком конкретно. Могут их нарушать в реальной ситуации, но позитивно реагируют на замечания
педагога. Знают и выполняют правила культуры общения в совместной с взрослыми и сверстниками деятельности, могут их нарушать, иногда нуждаются в напоминании взрослого. Стремятся высказывать свои предложения, но они могут быть нереалистичны. В сложных ситуациях обращаются за помощью, но устраняются от решения проблемы, нуждаясь в руководстве воспитателя. Имеют общие представления об эмоциях и чувствах, самостоятельно затрудняются объяснить причины их возникновения. В игре осознают необходимость соблюдения правил и выполняют их, но нуждаются в помощи взрослого, могут нарушать их при преобладании своих собственных предпочтений и интересов.
-с низким уровнем развития 2 воспитанник (7%)

.

Средний показатель по образовательной области – 4,7 (94%)

Вывод (сентябрь)

: мониторинг речевого развития на начало года показывает показатель 3,8
(76%)
— есть проблема в развитии детей.

Диагностировано 27 человек необходимо проводить индивидуальную работу. Употребляют в речи синонимы, антонимы, сложные предложения; различают понятия «звук»

,
«слог»
,
«слово»
,
«предложение»
; владеют звуко-слоговым анализом. Но в тоже время с трудом пересказывают и драматизируют небольшие литературные произведения, составляют по плану и образцу рассказы о предмете по сюжетным картинкам.

Вывод: необходимы индивидуальные занятия по речевым заданиям, дидактические игры, чтение художественной литературы, провести беседы и консультации с родителями по данному разделу.

Результаты мониторинга показали, что необходимо учить составлять сложные предложения. Совершенствовать диалогическую речь. Формировать умение согласовывать слова в предложении. Развивать все компоненты устной речи, практическое овладение нормами речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков. Продолжать работу над дикцией.

Вывод (апрель)
диагностика образовательной области «Речевое развитие»
показала, что из 27
диагностируемого:
— высоким уровнем обладают 10 воспитанников (37%)

. Дети этого уровня употребляют слова, обозначающие все части речи, их лексические средства разнообразны, используют синонимы, антонимы. При рассказывании по серии картинок соединяют все части в единое целое, композиция рассказов выдержана, относительно точно пересказывают литературные произведения. Отчетливо произносят звуки, речь отчетлива. Хорошо понимают прочитанное, развернуто отвечают на вопросы по содержанию. Пересказывают индивидуально и коллективно. Имеют предпочтения в литературных произведениях, называют некоторых писателей. Могут выразительно, связно и последовательно рассказать небольшую сказку, могут выучить небольшое стихотворение. Драматизируют небольшие сказки, читают по ролям стихотворение. Выделяют первый звук в слове, сравнивают слова по длительности, подбирают слова с заданным звуком.

— со средним уровнем развития – 14 воспитанников (52%)

. Дети этого уровня затрудняются в общении с незнакомыми людьми. Лексические средства разнообразны, но не используют или пользуются редко синонимами, антонимами. Допускают немногочисленные ошибки в выборе лексических и грамматических средств, в употреблении предлогов. При рассказывании по серии картинок с помощью взрослого соединяют части в единое целое, композиция рассказов может быть не выдержана. По предложению воспитателя дети среднего уровня могут изменить слово, образовать слово. Отчетливо произносят большинство звуков, речь отчетлива.

-с низким уровнем развития – 3 воспитанников (11%)

. Дети с низким уровнем развития по образовательной области
«Речевое развитие»
в
подготовительной к школе группе чаще всего имеют трудности в общении, допускают лексические и грамматические ошибки, не могут пересказывать индивидуально и испытывают трудности в групповом составлении рассказа. Испытывают трудности в определении звука в слове. Таким детям стараемся оказывать индивидуальную помощь.
Средний показатель по образовательной области – 4,4 (88%)

Вывод (сентябрь)

мониторинг познавательного развития на начало года показывает показатель 4,2
(76%)
— есть проблема в развитии детей.

Диагностировано 27 человек необходимо проводить индивидуальную работу. Следует продолжать учить называть числа в прямом и обратном порядке до 10, начиная с любого числа. Соотносить цифры 0-9 и кол-во предметов. Различать величины, длину, ширину, высоту, объем, массу (вес)

и способы их измерения. Выбирать и
группировать предметы в соответствии с позна-вательной задачей. Большинство детей знает герб, флаг, гимн России; называют столицу; имеют представление о родном крае, его достопримечательностях. Также имеют представление о школе, библиотеке; знают правила поведения в городе, на природе и соблюдают их. Не все еще могут устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
Вывод: Для формирования у детей познавательного интереса, развития наблюдательности, мыслительной деятельности использовать в своей работе элементы ТРИЗА, дидактические игры, экспериментирование, проектную деятельность, также привлекать родителей.

Вывод (апрель)
диагностика образовательной области «Познавательное развитие»
показала, что из 27
диагностируемого:
— высоким уровнем обладают 12 воспитанников (44%)

. Проявляют разнообразные познавательные интересы, при восприятии нового пытаются понять суть происходящего. Систематически применяют самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач. Определяют и сопоставляют свойства предметов и материалов, из которых изготовлены знакомые и малознакомые предметы. Проявляют исследовательское поведение, систематически стремятся самостоятельно получить новые знания об интересующем предмете. Знают свои имя и фамилию, адрес проживания, имена и фамилии родителей, их профессии. Знают столицу России, могут назвать некоторые достопримечательности родного поселка.

— со средним уровнем развития – 13 воспитанников (48%)

. Дети этого уровня принимают заинтересованное участие в экспериментировании, организованном взрослым. Стремятся экспериментировать сами, но нуждаются в помощи взрослого. В речи отражают ход и результат экспериментирования, задают вопросы. Испытывают затруднения в применении знаний и способов деятельности. Содержание игры недостаточно разнообразны. Имеют отдельные представления о своей жизнедеятельности. Выражают свои потребности в отдельных словах, жестах, позах. С помощью взрослого отражают свой практический опыт. Знают свои имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей. Иногда затрудняются назвать фамилию и профессию своих родителей. Знают столицу России, могут назвать некоторые достопримечательности родного поселка.

-с низким уровнем развития — 2 воспитанника (7%)

. Дети с низким уровнем развития по познавательному развитию испытывают трудности в элементарных знаниях имена родителей, адрес проживания и т. д. С данными детьми ведется усиленная работа по устранению данных пробелов в знаниях.

Средний показатель по образовательной области- 4,6 (88%)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: