Консультация «Организация и проведение утренней гимнастики в ДОУ»


Утренняя гимнастика для детей в ДОУ

Утренняя зарядка – это не просто несколько упражнений, это целый комплекс, специально подобранный для всех мышц. Причем важно не только окончательно разбудить ребенка, но и дать детям возможность выполнять общее дело в коллективе. Такое общение помогает снизить внутреннее напряжение, которое невольно овладевает ребенком после того, как родители уходят, а он остается без них на целый день.

Цели

Целями утренней зарядки можно считать:

  • организацию общения детей во время двигательной активности;
  • снятие нервного напряжения ребенка и настрой его на позитив;
  • воспитание дисциплины.

Задачи

Перед воспитателем, инструктором физкультуры стоят следующие задачи:

  • настроить организм ребенка на активную работу;
  • повторить уже пройденный материал, в данном случае – упражнений;
  • получить новые знания, в данном случае – разучить новые движения, которые помогают стимуляции всех органов;
  • дать понятие о дисциплине, закрепить умение работать в коллективе.

Виды утренней гимнастики

Существует несколько видов утренней гимнастики. Для дошкольников подойдут следующие:

Игровой вид

В этом случае дети участвуют в различных играх, и каждая игра направлена на выполнение конкретных движений. Игры могут быть быстрые, а также не слишком подвижные. В конце гимнастики обязательно проводятся дыхательные упражнения. Вместо традиционных игр может быть предложена эстафета с полосой препятствий. Помимо упражнений также детям могут предложить пробежку, такая двигательная активность нравится дошколятам, к тому же очень полезна для здоровья.

Ритмика

Эта гимнастика, как правило, проводится под энергичную музыку, которая сама уже заряжает хорошей энергией. Дети бегают, прыгают, делают танцевальные движения, выполняют упражнения, чтобы заставить работать все мышцы. Такой вид гимнастики проводят у старших дошкольников, они уже хорошо умеют работать в команде, более дисциплинированны.

С наглядными пособиями

Дошкольникам предлагается выполнить комплекс упражнений, который нарисован на специальных карточках. Подобная работа невозможна в младших группах. Только старшие дошкольники могут сориентироваться и выполнить упражнение, схематично изображенное на табличке.

Методика проведения утренней гимнастики в детском саду

Утренняя зарядка для детей в детском саду. Нагрузка во время гимнастики нарастает постепенно, пик активности – в середине гимнастики, в конце комплекса активность снижается.

Упражнения проводятся в плотном режиме. Минимум времени уходит на объяснения, как выполнять. Спортивный инвентарь также раздается очень быстро.

Каждое движение повторяется неоднократно, за счет повторений вырастает нагрузка.

Есть несколько методов проведения гимнастики. Практические включают упражнения, которые уже известны детям и многократно повторялись на занятиях. Также могут присутствовать упражнения с некоторыми изменениями в технике. Приветствуются игровые формы и соревновательные. Среди словесных методов стоит указать следующие: выполнение упражнений по названию, по его описанию, с объяснением выполнения упражнения. Кроме того, к словесным методам относятся команды, беседы, форма «вопрос-ответ». Третий раздел – наглядные методы. К ним относят показ упражнения, различные пособия, на которых изображены схемы упражнений. Используются музыкальные, звуковые и визуальные сигналы.

Принципы гимнастических комплексов

Утренняя гимнастика в детских садах для детей дошкольников составлена специалистами. Комплексы в детских образовательных учреждениях выполняются по принципам:

  • Доступность: задания и игры соответствуют физподготовке воспитанников, объяснения и демонстрация упражнений понятны.
  • Результативность и польза: гимнастика развивает дошкольников, улучшает их здоровье.
  • Позитив: дошкольники делают УГ для отличного настроения, если малыш не расположен к занятиям (заболел, расстроен), выполнять упражнения его не стоит заставлять.

Физическое воспитание ребенка раннего возраста

Чтобы гимнастика вошла в привычку у дошкольников, она должна заинтересовать и вызывать только положительные эмоции. Для обеспечения стойкой мотивации воспитанников к занятиям педагог должен выбирать интересные упражнения, проводить их в форме игры или использовать оригинальный инвентарь.

Демонстрация упражнения

Этапы проведения утренней гимнастики

Утренняя зарядка для детей в детском саду. Гимнастику для дошкольников можно разделить на три этапа.

  • Первый, подготовительный

Детей нужно настроить на выполнение комплекса упражнений, организм ребенка должен подготовиться к физической активности. Важно понимать, что главная цель – оздоровление ребенка, профилактика плоскостопия, вырабатывание правильной осанки. Наращивание двигательной активности идет постепенно. Начальный этап гимнастики – построение, упражнения в строю. Это могут быть различные повороты, ходьба на носках, пятках, обычная, с подниманием коленей, прыжки, бег.

  • Второй этап, основной

В этот этап входят упражнения для активности мышц, сюда же входят и упражнения, формирующие осанку. Общеразвивающие упражнения для шеи, плечевого пояса, туловища, пресса, рук, ног – самые основные в этом этапе. Упражнения выполняются стоя, на полу, сидя. Практикуются парные упражнения. Также упражнения можно выполнять в тройках.

  • Третий этап, заключительный

После физической активности организм должен постепенно успокоиться, сердечный ритм нужно выровнять, также выровнять дыхание. Поэтому после активных упражнений полезными будут ходьба, дыхательная гимнастика. Любят дошкольники хороводы, которые одновременно игровой элемент и в то же время стабилизирующий активность.

Стоит отметить, что утренняя гимнастика выполняется дошкольниками в своих группах. Воспитателю нужно научить детей правильно выполнять команды, быть активным, дисциплинированным. Воспитателю важно найти нужный темп для проведения упражнений, подобрать нужное музыкальное оформление, если оно требуется, обращать внимание на правильность выполнения упражнений детьми и тут же исправлять ошибки. Ведь если упражнение ребенок выполняет не так, как требуется, то толку от такой физической активности не будет.

Структура и методика проведения утренней гимнастики во всех возрастных группах ДОУ

Людмила Геллер

Структура и методика проведения утренней гимнастики во всех возрастных группах ДОУ

Структура и методика проведения утренней гимнастики во всех возрастных группах ДОУ

Содержание

Введение 2

Построение утренней гимнастики 3

Утренняя гимнастика с детьми третьего года жизни 4

Утренняя гимнастика для детей четвертого года жизни 6

Утренняя гимнастика с детьми пятого года жизни 7

Утренняя гимнастика с детьми шестого и седьмого года жизни 10

Заключение 12

Список литературы 14

Введение

В дошкольных учреждениях обычного типа утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком, в детских садах с круглосуточным пребыванием детей – сразу же после ночного сна (зарядка)

.

Утренняя гимнастика включается в режим с первой младшей группы. Она направлена главным образом на решение оздоровительных задач. Способствуя укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, она в то же время создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями. Сочетание утренней гимнастики с водными процедурами очень полезно для закаливания детского организма.

Зарядка, которая проводится сразу же после ночного сна, помогает «пробудить»

ребенка, усилить деятельность
всех органов и систем и организованно начать день в дошкольном учреждении
В процессе утренней гимнастики решаются в той или иной степени и другие задачи физического (формирование правильной осанки развитие физических качеств, умственного нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Построение утренней гимнастики

Начинается она со строевых упражнений. Затем следуют разные виды ходьбы в чередовании с бегом, которые усиливают дыхание, кровообращение. После ходьбы и бега дети перестраиваются для выполнения общеразвивающих упражнений. За ними даются прыжки и более интенсивный бег. Заканчивается утренняя гимнастика ходьбой с различными положениями рук. В конце дети могут прочитать хором стихи, в которых подчеркивается значение утренней гимнастики, или спеть песню маршевого характера (стоя на месте или во время ходьбы)

Утренняя гимнастика с детьми третьего года жизни

Указания к организации. Впервые утренняя гимнастика включается в режим дня в первой младшей группе. Она проводиться сначала года ежедневно со всеми воспитанниками группы одновременно. Продолжительность ее до 5 минут.

Утренняя гимнастика в данном возрасте, помимо основной задачи, обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание детей на совместные формы деятельности.

Учитывая, что многие дети третьего года жизни не сразу включаются в организованную воспитателем деятельность, отстают во времени при выполнении заданий, воспитателю следует очень тонко и дифференцированно подходить к отдельным детям, не настаивать на непременном участии каждого в утренней гимнастике.

Содержание. Содержание гимнастики составляет 3-4 общеразвивающих упражнения, ходьба, бег и подскоки. Начинается гимнастика с кратковременной ходьбы, чередующейся с медленным бегом в течение 20 – 30 секунд, и построение группы. Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг. В начале года лучше применять построение врассыпную, так как дети еще плохо ориентируются и на организованное в определенную форму построение уходит слишком много времени.

Вводная и заключительная ходьба могут совершаться группкой в определенном направлении или парами, держась за руки, врассыпную или друг за другом. Ходьба должна быть спокойной неторопливой. Построившись, дети приступают к выполнению упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног, спины, живота и всего туловища.

Общеразвивающие упражнения подбираются из числа рекомендованных для занятий. Почти все они носят имитационный характер и проводятся в игровой форме. На утренней гимнастике широко используются положения сидя, лежа на спине и на животе.Во второй половине года могут быть использованы для общеразвивающих упражнений мелкие предметы: погремушки, флажки, кубики.

Количество повторений каждого упражнения 4 – 5 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей.

Затем проводятся бег, веселая подвижная игра или подпрыгивание на месте (2 раза по 15 – 20 секунд с небольшой паузой для отдыха)

. Заканчивается
утренняя гимнастика спокойной ходьбой на месте или с продвижением вперед, чтобы снизить общее возбуждение организма.
Из упражнений в названной последовательности составляется комплекс, который без существенных изменений выполняется в течение 2 недель подряд.

Каждый новый комплекс выполняется обычно вначале несколько медленнее, так как дети не сразу запоминают упражнения и воспитателю приходится тратить много времени на их объяснение и показ. Поэтому сначала можно некоторые упражнения повторять только 3 – 4 раза, причем в более медленном темпе. Как только дети усвоят все упражнения, их следует проводить в хорошем энергичном темпе. Через некоторое время (2 – 3 месяца)

целесообразно вернуться к повторению того же комплекса или взять его за основу для составления комплекса для упражнений с предметами.

Воспитатель предъявляет некоторые требования к качеству движений детей. Следит, чтобы ребенок по возможности занимал необходимое исходное положение, добивается сходства движений детей с образцом хотя бы в основном.

Например, методика проведения комплекса утренней гимнастики «Петушок и курочка»

будет такой: предварительно рассматриваются картинки с изображением петушка, курочки, воспитатель рассказывает о них. Затем при выполнении комплекса воспитатель изображает петушка, дети – курочек. Во время
утренней гимнастики воспитатель следит за тем, чтобы дети не задерживали дыхание.
Утренняя гимнастика для детей четвертого года жизни

Указания к организации. Организация утренней гимнастики во второй младшей группе ничем по существу не отличается от организации ее в первой младшей группе. Если в начале года можно допустить, чтобы кто-то из детей не принимал участия в утренней гимнастике, то через 1,5 – 2 месяца заниматься должны все. Нужно постепенно приучать детей включаться в нее без лишних напоминаний воспитателя. Увеличивается продолжительность утренней гимнастики (5 — 6 минут)

.

Содержание. Комплексы утренней гимнастики составляются из 4 – 5 упражнений общеразвивающего характера. Обязательно включаются в содержание их ходьба, подскоки на месте, бег.

В начале утренней гимнастики дается кратковременная ходьба разными способами (со сменой направления, на носочках и др.)

.Ходьба может совершаться в любом построении: друг за другом, врассыпную, парами не держась за руки. Она чередуется с бегом.

Затем дети становятся в круг или располагаются в свободном построении для выполнения общеразвивающих упражнений. В первом полугодии используются преимущественно упражнения, разученные детьми в прошлом году. Это способствует их повторению и закреплению, дает возможность детям, вновь поступившим в группу, подтянуться до общего уровня. Применяются также упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног. Спины, живота и всего туловища, рекомендованные в разделе занятий. Эти упражнения чаще всего основаны на образном подражании. Распространены общеразвивающие упражнения с кубиками, флажками, колечками, мячами средних размеров. Последовательность упражнений та же. Широко распространены исходные положения стоя, сидя, лежа на спине и на животе. Повторение упражнений в этой возрастной группе 5 – 6 раз. Оно зависит от сложности и характера упражнений, подготовленности и эмоционального состояния детей. В заключении следует бег, подскоки на месте (2 раза за 10 – 15 секунд с небольшим отдыхом)

или подвижная игра, хорошо знакомая детям, с очень простыми правилами и содержанием.

Комплекс утренней гимнастики без особых изменений повторяется подряд 1 – 2 недели.

Приемы руководства. Во время выполнения утреней гимнастики важно следить за качеством движений детей, четкостью фиксируемых поз. Добиваясь сходства движения с образцом в общих чертах, воспитатель следит за тем, что бы оно выполнялось указанным способом. Как и в предыдущей группе, упражнения в комплексах утренней гимнастики строятся на действиях известных детям персонажей («Пчелки»

,
«Медвежата»
и др.). На протяжении всей
гимнастики воспитатель действует совместно с детьми, показывая и поясняя упражнения, правильные способы движения. Однако воспитатель не выполняет с детьми упражнения до конца. Проделав 2 – 3 раза и задав темп выполнения он продолжает вести упражнение словесно, одновременно наблюдая за действиями детей, делая необходимые указания, по ходу движения.
К середине и особенно к концу года становится возможным использовать упражнения не привязанные к слитному сюжету.

Во время выполнения упражнений воспитатель напоминает детям, когда целесообразнее совершать вдох и выдох, следит, чтобы дети не задерживали дыхание во время ходьбы и бега.

Утренняя гимнастика с детьми пятого года жизни

Указания к организации. Проводя утреннюю гимнастику в помещении, рекомендуется организовывать ее не в групповой комнате, а в зале. Дети пятого года жизни более самостоятельны при подготовке и участии в утренней гимнастике. Продолжительность ее 6 – 8 минут.

Содержание. В содержание утренней гимнастики включаются упражнения в ходьбе, беге, подскоки на месте и 4 – 5 упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, шеи, ног, живота и спины. Структура построения утренней гимнастики та же, что и в предыдущей группе. Начинается утренняя гимнастика с недлительной ходьбы, которая не должна быть однообразной и скучной.Она совершается в любых построениях: друг за другом, парами, врассыпную и др. Постепенно ходьба переходит в легкий бег (1,5 – 2 круга по залу)

. А бег снова в спокойную ходьбу, во время которой производится перестроение.

Для выполнения общеразвивающих упражнений в начале года дети чаще всего становятся в круг. Во вторую половину года используется и построение в звенья. Схема расположения общеразвивающих упражнений в комплексе утренней гимнастики такая же, как и в предыдущих группах: сначала упражнения для плечевого пояса и рук, затем для ног и туловища. Содержание комплексов составляют упражнения знакомые детям. Используются всевозможные общие исходные положения (стоя, сидя, лежа, на коленях)

и разные исходные положения рук
(в стороны, вперед и т. д.)
.

Помимо мелких предметов для упражнений применяются кубы средних размеров, кегли, мячи. Количество повторений 4 – 6 раз. После общеразвивающих упражнений проводятся подскоки на месте.Они становятся разнообразней: ноги врозь – ноги вместе; с поворотами вокруг; перепрыгивая вперед-назад через лежащую на полу ленту; продвигаясь вперед вокруг кеглей. Дозировка 15 – 20 подскоков (1-2 раза)

. Они могут быть заменены бегом на месте или вокруг зала, переходящим в спокойную ходьбу. Может быть использована эмоциональная игра.

Каждый комплекс утренней гимнастики повторяется 1 – 2 недели. Некоторые упражнения могут меняться. Приемы руководства. В средней группе сохраняется значение утренней гимнастики для привлечения внимания детей к коллективным формам деятельности и для организованного начала дня в детском саду. Вместе с тем возрастает ее роль в активизации функциональной деятельности организма ребенка. С детьми пятого года жизни утренняя гимнастика проводится в хорошем, бодром темпе, без длительных пауз между упражнениями.

Особенность объяснения упражнений – краткость и четкость. Воспитатель лишь напоминает схему упражнения, последовательность его частей,например: «поставили ноги пошире, руки на пояс, наклоны вперед. Начали! Раз – два – три, выпрямились». И далее, уже по ходу упражнения, ни теряя ритма движения, продолжает пояснения,выдвигая требования к правильности движения: «Ниже, ниже наклонить, смотреть на меня, выпрямились. Повторим еще раз, — говорит воспитатель, на мгновение оставив группу: он заметил, что большинство детей сгибают ноги во время наклонов. – Ножки держать прямыми. Раз – два – три, пониже, выпрямились».

Необходимо напоминать и показывать детям, когда во время упражнений удобно совершать вдох и выдох, следить, чтобы они не задерживали дыхание во время бега и подскоков.

Бег и подскоки являются обязательной составной частью всех комплексов утренней гимнастики. Именно эти упражнения оказывают наибольшую функциональную и эмоциональную нагрузку на организм ребенка. Выполняемые ежедневно в больших дозах, они ведут к положительному тренировочному эффекту. В начале утренней гимнастики не применяется быстрый бег широким шагом. Наоборот, бег дается в умеренном темпе, мелкими шажками, с постановкой ноги с носка, руки свободно согнуты, корпус прямо, смотреть вперед. В конце утренней гимнастики бег должен быть активным, энергичным. Во время поскоков воспитатель задает определенный темп – примерно 12 – 15 подскоков за 10 секунд. Высокий темп объясняется тем, что дети пятого года жизни подпрыгивают на месте еще не высоко, лишь слегка отрывая носки от пола.

Если дети сильно возбуждены после бега и прыжков, надо дать им успокоится. Для этой цели хороша спокойная ходьба на месте или некоторые дыхательные упражнения (руки в стороны – вдох, руки опустить – выдох; руки вниз – назад – вдох, руки опустить – выдох, то же, поднимаясь на носки и т. п.)

Эти же упражнения иногда используют и в конце утренней гимнастики. Но не следует их рассматривать как обязательные. Они предлагаются воспитателем, если это необходимо. Легкое учащение дыхания является реакцией на интенсивные движения, не надо этого бояться, частота дыхания быстро входит в норму и без дополнительных мер.

Утренняя гимнастика с детьми шестого и седьмого года жизни

Указания к организации. Утренняя гимнастика становится привычной формы ежедневной физической культуры.При подготовке к ней дети оказывают большую помощь воспитателю: они собирают своих сверстников на утреннюю гимнастику, готовят необходимый инвентарь, освобождают помещение. Воспитатель следит за тем, что бы дети не задерживали друг друга разговорами. Продолжается утренняя гимнастика 8 – 10 минут.

Содержание. Упражнения в ходьбе должны быть разнообразными. Широко используется ходьба со сменой темпа, направления, на носках, пятках, наружных сторонах стопы, высоко поднимая колени, «гусиным»

шагом, с перешагиванием через препятствия и др., упражнения на внимание. Например, воспитатель поднимает желтый флажок – все идут, зеленый – бегут, красный – останавливаются; на хлопок поворачиваются кругом; по свистку быстро садятся на пол, а потом продолжают движение и т. д.

Все эти упражнения проводятся в разных построениях. Они недлительны и переходят в легкий бег (2 – 3 круга по залу)

. Бег снова переходит в спокойную ходьбу. И производится перестроение.

В комплексе используется 5 – 6 общеразвивающих упражнений. Для их выполнения удобнее всего построение в звенья. В звеньях дети размыкаются так, что бы не мешать друг другу. Используется построение в шахматном порядке, когда звенья через одно делают шаг в перед. Для удобства проведения упражнений сидя и лежа целесообразно применить поворот всех детей в пол-оборота направо или налево.

Среди разнообразных исходных положений во второй половине года на утренней гимнастике применяется и основная стойка (пятки вместе, носки врозь)

. Как и прежде, очень различны исходные положения для рук.

На утренней гимнастике в старшей группе несколько возрастает объем общеразвивающих упражнений без предметов. Включаются упражнения с гимнастическими палками, обручами, скакалками. Каждое упражнение повторяется 5 – 6 раз. Подскоки на месте с разными сочетаниями движений рук и ног, с продвижением вперед и назад, с перепрыгиванием высоких предметов и пр. повторяются 20 – 30 раз (1 или 2 раза с небольшим перерывом)

.

Как и в других группах, один комплекс утренней гимнастики проводится 1 – 2 недели. По своему усмотрению воспитатель может вносить в него уточнение и изменение. Приемы руководства. Основная особенность утренней гимнастики в старших группах – ответственное отношение детей к ее выполнению. Для них необязательна ее занимательность и образность. Воспитатель поясняет детям назначение утренней гимнастики, раскрывает ее роль в физическом развитии, приобретение силы, ловкости, формировании хорошего телосложения, красивой походки и т. д.

На утренней гимнастике воспитатель требует точности положений и направлений движения частей тела, умения выполнить упражнение в соответствии со счетом или темпом музыкального сопровождения.

Качество выполнения общеразвивающих упражнений достаточно высоко. Воспитатель начинает приучать детей в упражнениях тянуть ноги, руки, пальцы, оттягивать носки ног, стоять, сидеть или лежать в заданной непринужденной, но и в тоже время несколько напряженной и подтянутой позе. Детям нравится выполнять движения хорошо, красиво.

Так как на утренней гимнастике применяются известные детям упражнения, то объяснение их имеет некоторую специфику – оно должно быть очень четким и кратким, фактически только напоминающим детям исходное положение, вид движения (наклоны, приседание и т. д., требования к его качеству.

Пояснения упражнения сочетается с показом лишь в первые дни освоения комплекса. Причем к показу воспитатель широко привлекает детей, хорошо владеющих движением.

Дети старшего дошкольного возраста быстро запоминают последовательность упражнений в комплексах. Они успешно проделывают их без сопровождающего примера воспитателя. В крайнем случае, они ориентируются на впереди или рядом стоящих детей. Это дает возможность воспитателю не находится все время впереди группы, а ходить между рядами детей, тщательно наблюдать за упражнением каждого, оказывать индивидуальную помощь. Важно не сбиваться с темпа и ритма подсчета, регулирующего совместные действия детей.

На протяжении всей утренней гимнастики воспитатель неоднократно привлекает внимание к осанке детей, напоминая о необходимости не задерживать дыхание, дышать глубоко, согласовывать вдох и выдох с наиболее подходящими для этого фазами движения (руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох и т. д.)

. Некоторые упражнения связанны с небольшим естественным натуживанием. В момент такого натуживания происходит кратковременная задержка дыхания на вдохе, затем последовательный вдох и выдох.

Указания к проведению бега и подскоков те же, что и в средней группе.

Заключение

Утренняя гимнастика в дошкольном учреждении является важным компонентом двигательного режима. Она обеспечивает хорошее настроение, повышает жизненный тонус. Утренняя гимнастика вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, поднимает эмоциональный тонус, воспитывает внимание, целеустремленность, вызывает положительные эмоции и радостные ощущения, повышает жизнедеятельность организма, дает высокий оздоровительный эффект. У детей, систематически занимающихся утренней гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, повышается работоспособность.

Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.

Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость, улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.

Таким образом, утренняя гимнастика является неотъемлемым организующим моментом в режиме дня дошкольного учреждения и важной составной частью физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.

Список литературы

1. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. –М: Издательский

, 2002. – С. 91 – 94.

2. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста – М., «Просвещение»

, 1972. С. 203 – 208.

3. Осокина Т. И.Физическая культура в детском саду: пособие для воспитателя дет. сада. – М., «Просвещение»

, 1986.

4. Тарасова З. И. Физкультурные занятия в разновозрастной группе детского сада: пособие для педагогов ДУ. – Мн., 2000.

5. Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., «Просвещение»

,1976.

Рекомендации проведения гимнастики для детей разного возраста

Утренняя зарядка для детей в детском саду. Проведение гимнастики у детей разного возраста отличается. Прежде всего потому, что маленькие дети еще только привыкают к дисциплине, им сложно сразу уловить и выполнить команду воспитателя. Так, у младших дошкольников построения в колонну нет. Обязательный бег здесь «стайкой». По времени бег занимает не более 15 секунд. Упражнения дети выполняют также не в колонне, они стоят по кругу. Для младших дошкольников должен быть разработан комплекс из 4 общеразвивающих упражнений. Все упражнения воспитатель выполняет вместе с воспитанниками.

У дошкольников из средних групп – свои правила. Гимнастику они выполняют в колонне. Бег занимает не более 20 секунд. Общеукрепляющие упражнения выполняются, когда дети построились в две шеренги. В комплекс таких упражнений должно входить не более 5 заданий. Как выполнять упражнения, объясняет воспитатель. Каждое упражнение называется, чтобы дети могли запомнить название. Во время выполнения детьми упражнений воспитатель смотрит, нет ли ошибок, и помогает их исправить.

Для старших дошкольников комплекс общеразвивающих упражнений состоит из 6 заданий, для ребят из подготовительной группы в комплексе может быть не больше 8 упражнений. Бег длится 30 секунд. Во время проведения гимнастики воспитателю достаточно назвать упражнение, чтобы дети поняли, какое им выполнять. Нередко у команды маленьких физкультурников есть «солист», это ребенок, который стоит во главе и выполняет все упражнения так, как требуется. Другие дети смотрят на него, выполняя упражнения. Так можно избежать ошибок в технике упражнения. Воспитатель во время проведения гимнастики находится в группе и следит за правильностью выполнения упражнений, помогает тем детям, которые совершают ошибки.

Важен подбор спортивного инвентаря для дошкольников. Младшие дошкольники работают с флажками, кубиками, погремушками. Дети из средних групп во время гимнастики используют также флажки, кубики, а также ленты, бечевки. Старшие дошкольники уже умеют обращаться с обручем, гимнастической палкой, скакалкой, мячом.

Зарядка в детсаду в рамках общеобразовательного процесса

Воспитанники детсада должны расти здоровыми, чтобы у них сформировывались требуемые умения и навыки, а также способности. Здоровый малыш хорошо обучаем, понимает, что от него хочет воспитатель, ему интересно познавать новое. Помогает в этом зарядка, которая является систематическим занятием в детсаду.

Зарядка в ДОУ

Ее цель — сохранить и укрепить психику и организма в целом. Основная задача — создать позитивный эмоциональный настрой. Утренняя гимнастика (УГ) — составная часть режима физической подготовки дошкольников. Это комплекс специальных упражнений для мышечной ткани и суставов.

Зарядка для дошколят может проводиться в рамках занятий, положительно влияющих на систему дыхания, и игр для мелкой моторики. УГ может проходить вместе с методикой закаливания. Помимо сберегающих здоровье функций, зарядка в ДОУ имеет значение для формирования процессов психики, расширения кругозора, коммуникабельности.

Важно! Во время УГ идет активная выработка эндорфина — гормона счастья. Он повышает настроение и защищает от негативных мыслей.

Заряд бодрости от выполнения гимнастических упражнений

Цели и задачи УГ

Гимнастика в ДОУ разделяется по возрастным группам: 2-3 года, 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. Физическая составляющая важна для всего периода воспитания. Цель зарядки в садике — привить желание следить за своим здоровьем в течение всей жизни.

Ежедневно утро в садике начинается с УГ, которая дает возможность укрепить маленький организм.

К сведению! Важно привить человеку с детства любовь к физкультуре, в садике закладывают фундамент на будущее. Цель УГ заключается в улучшении работы систем организма.

Зарядка имеет огромное оздоровительно-воспитательное значение. Многим педагогам ДОУ сложно составить комплекс занятий, которые будут более результативными для детей разных возрастов, и они пользуются рекомендациями ФГОС.

Каждое утро в большинстве детсадов России начинается с УГ. Цель зарядки — развить мышцы тела и улучшить состояния здоровья. Организму малыша нужна физкультура, ему необходимо высвобождать энергию. Её можно направить в наиболее полезное русло, привлекая дошкольников к активным и интересным упражнениям, увлекательным играм.

Зарядка важна в организации дня и для состояния воспитанников. Те, кто уже проснулся и начинает баловать, с помощью упражнений станет спокойнее. Сонные и неактивные ребята, наоборот, взбодрятся. Задача зарядки — нормализовать дисциплину. Заниматься следует ежедневно, чтобы малыш привык к организованному спорту. Тогда это не будет вызывать отрицательные эмоции и усталость, а напротив, превратится в удовольствие.

К сведению! Важно выбирать комплексы упражнений по возрасту и возможностям дошкольников.

Темы для утренней гимнастики в ДОУ

Для дошкольников обычные упражнения не интересны. Нужна увлекательная тема. Чтобы гимнастика доставила удовольствие и принесла хорошее настроение, да к тому же произошло закрепление уже полученных дошкольником знаний на тематических и творческих занятиях, воспитатели придумывают темы.

Например:

  • Поход в огород.
  • Осенняя прогулка.
  • Насекомые.
  • Лесные жители.
  • Зимняя прогулка.
  • Умный пешеход.
  • На корабле.
  • Пожарная команда.
  • Морское приключение (в гостях у русалочки).

Вариантом может быть множество, каждый комплекс имеет упражнения с характерными названиями: «Матросы», «Водоросли», Спящий мишка», «Белочка с орешками» и другие. Такие игровые упражнения детям интересно выполнять, обычная гимнастика превращается в интересную игру.

Длительность утренней гимнастики для детей по возрастам

Для каждого возраста установлены ограничения по времени в проведении гимнастики. Младшие дошкольники выполняют упражнения не более 6 минут, дети средних групп – от 6 до 8 минут, ребята из старшей группы занимаются гимнастикой не более 10 минут, в подготовительной группе на упражнения отведено время с 10 до 12 минут.

Графические диктанты для дошкольников по клеточкам

Методы выполнения зарядки в детсаду

Проведение УГ — процесс ответственный, так как работа идет с малышами. Зарядку для детей в ДОУ должен выполнять или физинструктор в спортзале, или непосредственно педагог прямо в группе. По правилам, УГ проводится за полчаса до первого приема пищи.

Занятие с обручем

Рекомендации по длительности

УГ в каждой группе детсада различается не только продолжительностью, но и характером определенных упражнений. Рекомендации:

  • Продолжительность УГ в младшей группе детсада не должна быть больше 5 мин. Чтобы воспитанникам было интересно, зарядка должна проходить в форме игры с шутками и прибаутками. К примеру, малышам можно предложить походить как мишка, лисица или лошадь. Для выполнения упражнений подойдет хулахуп, кубики и маракасы.
  • В средней группе детсада УГ длится 6 мин. Структура зарядки чуть сложнее предыдущей, в качестве предметов для занятий можно добавить ленточки и мячики.
  • У воспитанников в старшей группе детсада превосходная память, поэтому УГ может проводиться без участия педагога. Воспитатель только раз должен показать им, как нужно заниматься. Из инвентаря рекомендуются шнуры-косички, мячики, обручи и палки. В комплекс можно включить танцы и ритмику. Продолжительность занятий примерно 10 мин.
  • УГ в подготовительной группе детсада имеет длительность 12 минут и по большому счету повторяет комплекс старшей группы. В роли инвентаря выступают прыгалки и гантели. Помимо этого, в комплекс могут быть добавлены некоторые спортивные элементы с применением шведской стенки.

Как организовать детей для утренней гимнастики

Кроме игровой тематики педагогу можно использовать и другие приемы для завлечения детей на УГ. Выразительная речь, увлекательное содержание и позитив помогут мотивировать воспитанников. Можно обыграть так, чтобы они самостоятельно пожелали заниматься, стать здоровее и сильнее.

Мотивировать заниматься утренней зарядкой в ДОУ поможет оригинальность подхода. К примеру, педагог может позвать всех детей в гости к Винни-Пуху, а чтобы туда попасть, нужно прыгнуть трижды и улыбнуться. Этот элемент игры завлечет ребят, и они обязательно выполнят все условия.

В дошкольном возрасте все дети очень любознательны. Им интересно, как двигаются животные, растут цветы и что происходит на планете. Опытные педагоги пользуются этим, чтобы организовать эффективную зарядку. Они придумывают много игровых упражнений для зарядки по утрам для детей с подключением персонажей и вымышленных героев.

Комплекс утренней зарядки для первой младшей группы

Важно! Если у ребенка справка о том, что ему временно противопоказаны физические нагрузки (такие выдают после болезни), можно предложить ему быть ведущим или понаблюдать за процессом со скамейки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]