Урок правовых знаний Право. Гражданин. Государство. — презентация


Права и свободы человека и гражданина

Тема, к изучению которой мы приступаем, должно быть, достаточно хорошо вам знакома. И вас не затруднит с ходу, безо всякой подготовки, перечислить права, которыми вы, как человек и гражданин, обладаете (или должны обладать). Наша задача – привести те знания, которые у вас есть, в определённую систему. Для этого ответим на несколько вопросов

.

Во-первых, выделим критерии классификации тех прав и свобод, которые вы готовы с ходу (или после небольшого раздумья) назвать.

Во-вторых, выясним, что из этого многообразия относится к правам, а что к свободам. Ведь если мы не обходимся каким-то одним из этих терминов, значит различие в их значении есть.

В-третьих, определимся, почему, говоря о правах и свободах, мы постоянно уточняем, что речь идёт о правах и свободах человека и гражданина. Или гражданин не человек?

И в-четвёртых, вспомним, что статус человека определяется не только его правами, но и обязанностями. Что в этой связке первично?

Итак, обо всём по порядку. Для начала выделим два подхода к определению источника происхождения прав человека

.

Сторонники теории естественного права считают таким источником природу. Человек обладает правами с момента своего рождения не потому, что их ему кто-то дал, а потому, что он родился человеком. Значит, никто, включая государство, не может эти права отнять. Нет, разумеется, кое-что государство может: уважать и гарантировать права своих граждан или нарушать и подавлять их. Но заявлять, что этих прав у них нет, оно не может.

Сторонники иного – позитивистского – подхода считают государство источником не только объективного (общеобязательных норм, правил поведения), но и субъективного права. Права человек получает потому, что государство их устанавливает и закрепляет в законах.

Какой из этих подходов кажется вам более обоснованным? Аргументируйте свою точку зрения. И подумайте вот ещё над каким вопросом: как приверженность к естественной или позитивной теории права отражается на политической идеологии людей, их отношении к государственному строю?

В зависимости от содержания

выделяют несколько групп прав: личные, политические, экономические, социальные, культурные. Более подробно каждую из этих групп мы будем характеризовать отдельно.

Провозглашены они были в разное время. На этот факт опирается традиция выделения трёх поколений прав человека

.

К первому поколению

относят личные и политические права. Вопрос об их естественности, неотъемлемости был поставлен в эпоху буржуазных революций. Все люди рождаются свободными и равными в правах – вот та идея, которую можно считать их главным лозунгом. Долой все сословные перегородки и ограничения, наследственные привилегии! Каждый должен иметь возможность занять то место в обществе, которого он может достичь личными усилиями, опираясь на свои способности, таланты и иные полезные качества. И долой то государство, которое цепляется за пережитки феодального прошлого. Право людей самим решать, каким должно быть государство, которое ими управляет, – тоже неотъемлемое.

На законодательном уровне впервые в истории личные и политические права граждан были закреплены в Декларации прав Вирджинии 12 июня 1776 года.

Становление второго поколения прав

– социально-экономических и культурных – относят ко второй половине XIX – началу XX века. Развитие буржуазного общества, в котором формально (перед законом) все были равны, не привело ко всеобщей идиллии. Расслоение людей по имущественному признаку достигло крайних пределов. Класс наёмных работников, численно преобладающий в развитых странах, очень настойчиво требовал ещё одной свободы – от нужды и страха за будущее, своё и своих детей.

Государства, заинтересованные в сохранении стабильности, отсутствии революционных потрясений, осуществляли социальные реформы. Вводилась единая система социального страхования, гарантировалось право на труд и его справедливую оплату. Чтобы любой человек мог стать полноценным участником социального прогресса, законодательно обеспечивались его возможности развиваться духовно – получать образование, иметь доступ к культурным ценностям и достижениям научно-технического прогресса.

Третье поколение прав

– это так называемые права солидарности. После Второй мировой войны, в разгар борьбы за освобождение колониальных народов, встал вопрос об их праве на независимое развитие, самоопределение.

Своего пика достигли глобальные проблемы, в первую очередь экологическая и проблема растущего разрыва в уровне развития стран Севера и Юга.

Особенность этого третьего поколения прав – их коллективный (а не индивидуальный) характер. Поэтому их также называют правами народов. Обратите, кстати, внимание на то, что попутно мы с вами выделили ещё один критерий для классификации прав и свобод – характер субъектов

, то есть их носителей.

Индивидуальны право на жизнь, труд, образование, участие в выборах и многие другие. К коллективным правам, кроме права народов на самоопределение и экологическую безопасность, относят также, например, право на забастовку, проведение демонстраций, митингов.

Сейчас много говорят о четвёртом поколении прав

– личностных, или соматических.

Это связано с появлением возможности вмешиваться в процесс воспроизводства человеческого рода, изменять физический (а в перспективе, возможно, и интеллектуальный) облик индивида. Речь идёт об искусственном оплодотворении и суррогатном материнстве, трансплантации органов, праве на аборт и изменение пола и тому подобных вещах.

Имеет ли человек право самостоятельно распоряжаться своим телом, «модернизировать» или даже «реконструировать» его?

Следующий критерий классификации – степень распространения

. Есть общие права и свободы, которыми должен обладать каждый человек всегда, в любой ситуации.

Право на неприкосновенность личности, частной жизни и жилища. Специальными правами могут пользоваться лишь представители определённых групп населения. Понятно, что право на пенсию имеет далеко не каждый человек. И только несовершеннолетние и нетрудоспособные по разным причинам люди могут рассчитывать на то, что кто-то будет их содержать. К группе специальных прав можно также отнести и права потребителей. В принципе, ими обладает каждый из нас, но вопрос о них встаёт лишь в определённых ситуациях. Можем вспомнить также о правах работников и работодателей и многое другое.

По юридической силе

выделяют основные права (те, что закреплены в конституции государства) и отраслевые.

Отраслевые права – производные от конституционных, они никак не могут их отменить или ограничить. Скажем, заключив брак, супруги чаще всего живут совместно, ведут общее хозяйство, обзаводятся совместным имуществом. Но их конституционные права на свободу передвижения, выбора места жительства, рода занятий, собственность это никак не умаляет.

Ещё один критерий – степень возможного ограничения права

. Абсолютные права – на жизнь, достоинство, судебную защиту – не могут быть отчуждены или ограничены. Большинство относительных прав тоже неотчуждаемы.

Но ограничиваться при определённых условиях могут. Эти условия Конституция России описывает следующим образом: «…в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Скажем, ограничение свободы выезда за пределы страны может быть связано с невыполненными финансовыми обязательствами перед государством. Или с совершением гражданином преступления. В этом случае может быть ограничена и личная свобода, так же, как и многие другие права.

Права разделяют также на позитивные и негативные в зависимости от той роли, которую в их осуществлении играет государство

.

Например, право на образование – позитивное. Для того, чтобы граждане могли его осуществить, государство должно предпринять определённые действия. Построить школы (и другие учебные заведения), оснастить их всем необходимым оборудованием, выделить средства на оплату работы учителей и преподавателей и так далее. А, скажем, право на тайну переписки или телефонных переговоров требует, чтобы государство воздержалось от каких-либо действий по её нарушению.

И последний критерий, выделяя который мы одновременно ответим на один из вопросов, поставленных в начале урока.

Некоторыми правами и свободами человек может обладать лишь в том случае, если он является гражданином

данного государства. Иностранные граждане, как правило, не могут участвовать в управлении государством, не имеют избирательных прав. Или могут участвовать лишь в выборах органов местного самоуправления, если постоянно проживают в данном регионе.

В России бипатриды не обладают пассивным избирательным правом. То есть, чтобы стать кандидатом в президенты, депутаты или претендовать на должность главы субъекта федерации, нужно отказаться от иностранного гражданства.

Но многие права и свободы с гражданством никак не связаны, они признаются за всеми. Поэтому мы их так и называем – права человека. Проанализируйте составленный вами список прав и свобод. Какие из них являются всеобщими, а какими могут обладать только граждане Российской Федерации?

Теперь о различии прав и свобод

. Обычно это объясняют так.

Когда мы говорим о свободах человека, имеем в виду возможность делать выбор, конкретный результат которого не описывается. Например, каждый из нас обладает свободой совести. То есть мы можем иметь любые убеждения, в том числе исповедовать любую религию. Какие именно убеждения и какую именно религию? Любые.

Термин «право» предполагает, что человек совершает какие-то конкретные действия, которые приводят к определённому результату.

Если вы обладаете пассивным избирательным правом, вы можете выдвинуть свою кандидатуру во время, скажем, парламентских выборов. Причём делается это не в свободной форме, а с соблюдением чётко прописанной процедуры. В итоге вас либо выберут, либо нет. Результат предельно конкретный, не так ли?

Но на самом деле разграничить эти два термина очень сложно. Вы легко можете в этом убедиться. Например, право собственности. С одной стороны, оно предполагает достаточно определённые действия: собственник может владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. А вот с описанием конкретных результатов этих действий, пожалуй, возникнут трудности. Так что выделение прав и свобод – это, скорее, дань традиции. Возможно, в недалёком будущем юристы поставят между этими двумя терминами знак равенства.

И последнее, о чём мы с вами сегодня поговорим, – права и обязанности

. Различия между ними назвать достаточно просто.

Право – возможность определённого поведения. Чтобы права можно было осуществить, человек должен их знать, желать ими воспользоваться и уметь их защитить при необходимости. За то, что человек не пользуется какими-то из своих прав, он не будет нести никакой ответственности.

Обязанность – необходимость определённого поведения. Свои обязанности тоже стоит знать. Но всегда найдётся кому вам о них напомнить. Обязанности диктуют человеку, что он должен делать. Их неисполнение наказывается законом.

Основные права принадлежат каждому человеку, независимо от пола, возраста, социального положения, состояния здоровья и прочих характеристик. Обязанности чаще всего зависят от всех этих факторов. Разумеется, соблюдать законы и бережно относиться к природному и культурному наследию страны должен каждый. Но, например, бремя уплаты налогов возложено на тех, кто получает доходы или прибыль, имеет определённое имущество. Призыв на военную службу также обязателен не для всех.

Но права и обязанности человека – это не разные полюса его статуса, отделённые друг от друга. Они взаимосвязаны и едины. Исполнение обязанностей – необходимое условие и гарантия осуществления прав

. Если каждый из нас не будет, как требует Конституция, уважать права и законные интересы других лиц, то никто не сможет рассчитывать на то, что они будут уважаться и соблюдаться. Права в этой связке, пожалуй, первичны. Чтобы их уважать, необходимо, чтобы они были чётко определены и чтобы имелись механизмы их реализации и защиты.

Вернёмся ещё раз к тем четырём вопросам, которые были поставлены в начале урока. Вы готовы на них ответить?


Право — уроки, тесты, презентации, конспекты

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

  1. Главная
  2. Право

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по праву для учителя и ученика.

  • Все 150
  • Уроки 34
  • Презентации 27
  • Тесты 16
  • Планирование 13
  • Мероприятия 28
  • Прочее 32
  • Все классы
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Презентация по теме,,Гражданская правоспасобность и дееспособность » Презетнация по теме,,Гражданская правоспасобность и дееспособность». Физические лица….

26.09.2020 Гильманова Екатерина Сергеевна 36 0

Разработка урока по правоведению 9 класс по теме «Основы наследствкнного права.» Ознакомить детей с понятие «наследственное право», дать необходимые знания….

14.08.2020 Гришина Елена Анатольевна 71 0

«Технология проблемного обучения в курсе финансовой грамотности» Педагогическая статья по вопросам преподавания…

29.08.2020 Мокшина Елена Викторовна 60 0

Внеклассное занятие: «Права и обязанности гражданина России». Внеклассное занятие: «Права и обязанности ».

30.06.2020 Курбанова Инга Мухамедовна 92 1

Մխիթար Գոշ. Առակագիր Երկրում կար շատ բարձր ու անմատչելի մի լեռ : Մարդիկ կամեցան բնակություն հաստատել նրա վրա, որովհետև լի էր նա ամենայն բարիքով…

09.05.2020 Овсепян Дианна Ашотовна 573 0

Қазақстан Республикасының Еңбек құқығы Оқушыларға құқықтық сауаттылықты арттыру …

05.06.2020 Сабырова Арайлым Нұржауқызы 144 0

Современный рынок труда. Мероприятие дает представление о профессиях, помогант подросткам выбрать дело по душе и в соответствии со способностями….

27.05.2020 Хоружина Светлана Михайловна 137 0

Тест по теме Право Тест создан в помощь преподавателям и студентам…

03.06.2020 Ольга Владимировна Кугаевская 1608 0

Индивидуальный по дисциплине «ПРАВО» на тему «ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ» В своем индивидуальном проекте я рассматривала федеральное собрание рф, чтобы знать, с чем работать, а также проблему трудоустройства инвалидов и ее решения путем введ…

04.05.2020 Склярова Олеся Алексеевна 586 0

Құқық дегеніміз не және ол қоғамдық қатынастарға қалай әсер етеді Оқушылардың құқықтық сауаттылығын арттыру …

05.06.2020 Сабырова Арайлым Нұржауқызы 610 8

Хуқуқбузарлик мавзусида очиқ дарсишланмаси 8-синф ўқувчилари учун Хуқуқбузарлик мавзусида очиқ дарсишланмаси…

03.04.2020 КАДДИРОВА БАРНО ХУДОЙКУЛОВНА 166 0

Презентация «Правоспособность и дееспособность» Презентация раскрывает понятие о правоспособности и дееспособности для младших школьников…

22.04.2020 Ларикова Лариса Николаевна 193 3

Презентация на тему «Министерство юстиции. Адвокатура и нотариусы» Bu mavzu 9-sinf òquvchilari uchun mòljalangan. Ushbu mavzu orqali òquvchilar Adliya vazirligi tòģrisida tòliq ma’lumotga ega bo‘ladilar….

13.04.2020 Нуманов Исроил Исомитдинович 173 0

Xalq Demokratik Partiyasi haqida Ushbu ishda XDP haqida umumiy ma’lumotlar keltirilgan…

04.04.2020 Akbarov Sherzod 183 0

Мектептің ішкі тәртіп ережесімен танысу Мектептің ішкі тәртіп ережесімен танысу …

01.04.2020 Абдрахманова Айгуль Бактыяровна 623 0

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Я правовед» Актуальность программы обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни: экономики, культуры, политики, также обусловлена принятием Страте…

03.03.2020 Мокшина Елена Викторовна 928 3

Единый совокупный платеж Өндірістік кәсіпкерлік-тауарлар, қызметтер, ақпараттар, рухани құндылықтар өндіретін кәсіпкерлік, кәсіпкерліктің бұл түрінде өндіріс функциясы негізгі болып табылады…

22.01.2020 Бекеев Бахтяр Бериккалиевич 990 2

Путешествие по страницам, конвенция о правах ребёнка Знакомство детей с документами «Конвенция о правах ребёнка» в игровой форме….

11.03.2020 Полипова Татьяна Александровна 204 1

Урок — лекция. Тема: Административные правонарушения и административная ответственность. Тема: Административные правонарушения и административная ответственность.

11.03.2020 Наталья Александровна Филатова 233 3

Oila — jamiyatning buguni va kelajagi negizidir. Презентация для учащихся 9 кл. узб.школы предмет право.Тема семья — ячейка общества….

03.04.2020 Фозилова Мохира Ахмадовна 293 0

  • ← Назад
  • Дальше →
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: