Рабочая программа по обществознанию ФГОС (10 класс)


Рабочая программа по обществознанию в 10 кл, Боголюбов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

по обществознанию в 10 классе

Настоящая рабочая программа курса «Обществознания» разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования и Примерной программы среднего общего образования по обществознанию МО РФ 20014 г., авторской программы по обществознанию 10-11 классы, базовый уровень/ Под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой, А.И.Матвеева.

Цели:

• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе

Задачи

курса вносят существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:

• содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;

• формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

• воспитание гражданственности и любви к Родине;

• создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;

• выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;

• интеграция личности в систему национальных и мировой культур;

• содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;

• помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;

• ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:

— способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;

— передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;

— формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;

— развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;

— способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.

— помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;- помочь выработать собственную жизненную позицию;

Изменений в курсе обществознания в 10 классе -нет

Учебно-методический комплекс:

— Л. Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочие программы. 10—11 классы

— Обществознание. Учебник. 10 класс. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, М. Ю. Телюкиной

— Электронное приложение к учебнику — ресурсы сайта www.online.prosv.ru.

— Л. Н. Боголюбов и др. Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс

Количество учебных часов:

Программа рассчитана на 70 учебных часов из расчёта 2 учебных часа в неделю (базовый уровень)

Формы организации учебного процесса

:

При определении варианта проведения занятия следует ориентироваться на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:

— школьная лекция;

— семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;

— уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;

— работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;

— использование интерактивных ресурсов на уроке, создание презентаций;

— объяснение учителя и беседа с учащимися;

— самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;

-выполнение заданий в рабочей тетради различного уровня сложности в соответствии с содержанием учебного процесса;

— написание сочинений-эссе;

— заслушивание сообщений, докладов учащихся с последующим обсуждением.

Виды учебных занятий:

урок, нетрадиционные формы уроков; лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен: Знать/понимать

• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; • особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; • совершенствования собственной познавательной деятельности; • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации. • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; • предвидения возможных последствий определенных социальных действий; • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Описание места учебного предмета в учебном плане:

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы среднего (полного) образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312. в рамках среднего (полного) образования и в соответствии с учебным планом МКОУ «Головищенская СОШ» на изучение предмета «Обществознание» в 10 классе выделено 2 часа в неделю.

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 138 ч. для изучения на базовом уровне учебного предмета, в том числе в 10 классе по 70 часов из расчета 2 часа в неделю, В 11 классе -68 часов, один из которых планируется для различных видов самостоятельной работы учащихся (работу с источниками социальной информации, критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации. Оценивание таких видов работы осуществляется выборочно. По особенно актуальным темам курса запланировано 10 письменных практических работ с обязательным оцениванием всех обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Основное содержание.

10 класс (70 часов)

Введение 1 час

Глава 1. Человек в обществе.(17 час)

Понятие об обществе. Общество как совместная жизнедеятельность людей Общество и природа Общество и культура. Науки об обществе Структура общества. Особенности социальной системы. Взаимосвязь экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Позна­ние и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и её критерии Многообразие форм человеческого знания Социальное и гуманитарное знания. Человек в систе­ме соци­альных связей.

Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение и социализация личности Единство свободы и ответственность личности.

Глава 2. Общество как мир культуры. (15 час)

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: массовая, народная и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации Наука и образо­вание. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, её категории. Религия, её роль в жизни общества. Нравственная культура Искусст­во и ду­ховная жизнь Искусство, его формы, Основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений.(33час)

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источни­ки права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Право­отноше­ния и правона­рушения. Виды юридической ответственности. Систему судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России Совре­менное россий­ское за­конода­тельство. Основы государственного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпо­сылки право­мерного поведе­ния Правосознание. Правовая культура.

Заключение. Человек в 21 веке.(3 часа)

Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.

Резерв времени 1 час

Учебно – тематический план по обществознанию в 10 классе

п\п Наименование темы, главы Количество часов Класс
1. Вводный урок 1 10
1 Общество и человек 17 10
2 Общество как мир культуры 15 10
3 Правовое регулирование общественных отношений 33 10
4. Итоговое повторение 3 10
5. Резерв времени 1 10
ИТОГО 70

Формы и средства контроля: рабо

чая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации : контрольные работы, обобщающие уроки, тестирование.

Учебно-методическое
иматериально-техническое
обеспечение образовательного процесса

Информационно – методическое обеспечение

Литература для учителя:

  • Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В Обществознание Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва Астрель 2011г
  • Бахмутова Л.С Конспекты уроков для учителя истории.10 кл. Обществознание в трех частях. Москва. Изд. . 2004г
  • Боголюбов Л.Н, Лабзенкова А.Ю. и др. Обществознание. Учебник для 10класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень – М.: Просвещение, 2014г.
  • Боголюбов Л.Н. Пособие для учителя «Обществознание»10 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014г.
  • Лазебникова А.Ю, Рутковская Е.Л.Практикум по обществознанию (Подготовка к выполнению части 3(С)Москва «Экзамен»2012
  • Махоткин А.В, Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва 2010г.
  • Степанько С.Н. Обществознание 10 класс Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова.- Волгоград, 2009

Литература для учащихся:

  • Боголюбов Л.Н, Лабзенкова и др.. Обществознание. Учебник для 10класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень – М.: Просвещение, 2014г.
  • Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко., С.В Обществознание Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва, « Астрель» 2011г
  • Махоткин А.В, Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва, 2010г

Оборудование и приборы:

Мультимедийный проектор

Компьютер

Презентации по темам

Варианты тестовых заданий по каждой теме

Мультимедийные пособия.

Репетитор «Обществознание» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен: Знать/понимать

• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; • особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; • совершенствования собственной познавательной деятельности; • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации. • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; • предвидения возможных последствий определенных социальных действий; • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Календарно – тематическое планирование

по обществознанию по учебнику Л.Н. Боголюбова

в 10 классе

2 часа в неделю, всего 70 часов

п.п Тема урока Кол-во час Тип урока Вводимые понятия Практическая часть Домашнее задание Дата
1. Введение 1 С. 4-6
2 Что такое общество 1 П.1,с.7-18
3-4 Общество как сложная система 2 П.2, с. 18-22,

С. 22-28

5-6 Динамика общественного развития.

Проблема общественного прогресса

2 П.3, с. 28-34;

С. 34-42

7 Социальная сущность человека. 1 Комбинированный урок Личность, человек Задания, с. 48 П.4 с. 42-48
8-9 Деятельность – способ существования людей 2 Комбинированный урок Деятельность, сознание Работа с документами, с.56-57 П.5. с.49-52-58
10-11 Познавательная и коммуникативная деятельность.

Социальные и гуманитарные знания

2 Комбинированный урок Тип урока П6с 58-68
12-13 Свобода и необходимость в деятельности человека

Что такое свободное общество.

2 Комбинированный урок вводный П7.с68-72
14-15 Современное общество

Глобальная информационная экономика

2 Урок изученного материала

Комбинированный урок

Человек в обществе (17ч) Задания с. 92-93 П.8 с.72-84 -93
16-17 Глобальная угроза международного терроризма.

Идеология насилия и международный терроризм

2 Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Изучение нового материала Общество государство, П.9с.93-101
18 Контрольная работа по теме « Человек в обществе» 1 контрольный Комбинированный урок Социальная система, социальные институты Работа по таблице «Социальные институты «
Общество как мир культуры (15) Комбинированный урок Общественное развитие, общественный прогресс Задания, с. 48
19-20 Духовная культура общества

Многообразие культур

2 Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Духовная культура общества, институты культуры, контркультура Презентация « элитарная культура» П. 10 с.101-105-110
21-22 Духовный мир личности

Мировоззрение и его рль в жизни человека

2 Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Духовность человека, категорический императив Выполнение зданий

С. 120

составление таблицы о мировоззрении , с. 120

П.11 с.110-114-120
23-24 Мораль 2 Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Альтруизм, нравственность Работа с документами П.12 с. 120 -124-131
25-26 Наука и образование

Образование в современном обществе

2 Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Образование, универсальность Работа с документами П.13 с.131-136-142
27-28 Религия и религиозные организации

Религия и религиозные организации в современной России

2 Урок изучения нового материала.

Комбинированный урок

Конфессия, мистерия, церковь Выполнение заданий с. 152 П.14 с.142-146-152
29-30 Искусство .

Современное искусство

2 Изучение нового материала

Комбинированный урок

Художественная культура, эстетический вкус Составление словарика по теме П.15 с.152-158-162
31-32 Массовая культура

Средства массовой информации и массовая культура

2 Изучение нового материала

Комбинированный урок

Массовая культура, СМИ, таблоид Работа с документами П.16.с. 162-167-172
33 Повторительно – обобщающий урок по теме «общество как мир культуры 1 Урок повторения тестирование
Правовое регулирование общественных отношений (33ч)
3 4-35 Современные подходы к пониманию права.

Взаимосвязь естественного и позитивного права

2 Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Позитивное право, правопонимание Заполнить таблицу с. 183 П.17 с.175-179 — 184
3 6-37 Право в системе социальных норм

Норма права

2 Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Отрасль права Работа с документами

Заполнить таблицу «Мораль и право»

П.18 с. 184-188-193
38-39 Источники права.

Федеральные законы и законы субъектов РФ

2 Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Подзаконный акт, юридическая сила Работа с документами П.19 с.194-198-206
40-41 Правоотношения и правонарушения

Система судебной защиты прав человека

2 Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Правоотношение, проступок Работа с документами П.20 с.207-211-217
42-43 Предпосылки правомерного поведения

Правовая культура

2 Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Правовое воспитание Написание эссе П.21 с.217-221-228
44-46 Гражданин российской Федерации

Воинская обязанность

3 Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

налогоплательщик Работа с таблицей П.22 с.229-232-240
47-49 Гражданское право

Защита гражданских прав

3 Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Моральный вред, гражданское право Работа с документами П. 23 с.241-246-253
50-52 Семейное право

Права и обязанности детей и родителей

3 Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Семейное законодательство Семейный кодекс П.24 с.253-258-264
53-55 Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Занятость населения, социальная защита и социальное обеспечение

3 Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Трудовая книжка, трудовое право Трудовой кодекс П. 25 с.264-270-276
56-57 Экологическое право

Способы защиты экологических прав

2 Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Вред окружающей среде, окружающая среда Работа с документами П.26 с. 277-282-287
58-59 Процессуальные отрасли права

Арбитражный процесс

2 Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Презумпция невиновности, уголовно – процессуальный кодекс УК РФ П. 27 с.287-293-303
60-61 Конституционное судопроизводство

Принципы конституционного производства

2 Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Конституционный Суд РФ Работа с Конституцией РФ П. 28 с.303-306-312
62-63 Международная защита прав человека

Международные преступления и правонарушения

2 Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Работа с документами П. 29 с.312-317-322
64-65 Правовые основы антитеррористической политики российского государства

Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму

2 Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Террористический акт, контртеррористическая операция Работа с документами П. 30 с. 322-327-332
66 Контрольная работа по теме «»Правовое регулирование общественных отношений» 1 контрольный тестирование
Итоговое повторение (3 часа)
67 Человек в ХХI веке 1 С.334-335
68-69 Итоговое повторение 2 повторение тестирование
70 Резервное время 1

Кружок по обществознанию для 9-11 классов

Пояснительная записка

Направленность программы

Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования.

Олимпиадные работы по обществознанию в 9-11 классах состоят из трёх частей, которые различаются по проверяемому содержанию, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является тип заданий.

В процессе подготовки к олимпиадной работе по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения олимпиадной работы. Данная программа призвана сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках олимпиадных работ.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Данная программа включает темы, относящиеся ко всем содержательным блокам школьного курса обществознания: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право».

Успешное написание олимпиадной работы по обществознанию требует от учеников не только глубокого знания учебного материала и соответствующего уровня сформированности ведущих умений и понимания смысла заданий, включённых в олимпиадную работу, способности выстраивать свою мыслительную деятельность в нужном направлении. Поэтому нужна планомерная, систематическая деятельность по развитию сообразительности, творческих и аналитических способностей, что предполагает определённую тренировку в выполнении заданий различной степени сложности. Такая тренировка может быть эффективной в том случае, если школьнику будет предложен значительный по своему объёму банк вариативных заданий, различающихся по проверяемому содержанию, степени сложности и форме представления результатов их выполнения.

Это позволит преодолеть определённый психологический барьер перед олимпиадной работой, связанный с незнанием большинства учеников, как им следует оформить результат выполненного задания.

Цели и задачи программы

Главная цель программы

– подготовка учащихся 9-11 классов к написанию олимпиадной работы по обществознанию.

Задачи:

овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

подготовка учащихся к написанию олимпиадной работы по обществознанию, отработка практических навыков учащихся при выполнении заданий разного типа.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа данного кружка «Обществознание: теория и практика» предлагается для учащихся 9-11 классов, где ставится главная задача

подготовить школьников к написанию олимпиадной работы по обществознанию.

Общая характеристика рабочей программы

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач, указанных выше, времени, выделенного учебным планом на данный кружок, а также в соответствии с достаточно низким уровнем готовности обучающихся 9-11 классов к написанию олимпиадной работы по обществознанию.

В основу программы положены следующие принципы:

системный подход, позволяющий характеризовать современное общество во всех взаимосвязях и взаимозависимостях его основных сфер: экономической, политической, социальной и культурной;

практическая направленность, позволяющая применять теоретические знания в решении конкретных ситуационных задач, что для подростка особенно значимо;

деятельностный подход, который проявляется в анализе документов, выработке собственной позиции на основе этого анализа.

Главная содержательная линия курса

— человек в обществе. В связи с этим основное внимание уделяется личностному восприятию окружающей действительности, потребностям, интересам, мотивам деятельности, ценностям человека.

В программе определены в целостном и систематизированном виде следующие ключевые аспекты содержания курса обществознания основной школы:

общество как система: структура общества, этапы его развития, исторические типы обществ, взаимосвязь сфер общественной жизни;

экономическая сфера общества: система общественного производства, типы экономических систем, собственность и её виды, рыночная экономика;

политическая сфера общества: государство и его признаки, политические режимы, формы правления и территориального устройства, политические партии, политическая система современной России;

социальная сфера общества: социальная структура, социальная роль и социальный статус, социальная мобильность, социальное неравенство;

духовная сфера общества: религия, наука, образование, искусство, право, мораль.

Сроки реализации программы

Кружок рассчитан на 34 часа при проведении 1 аудиторного занятия в неделю.

Особенностью программы является

Ключевой задачей

является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества — духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой. Курс ориентирован на Обязательный минимум содержания образования по обществоведению для основной общей и средней (полной) школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом.

Рабочая дополнительная образовательная программа составлена на основе тематического планирования курса «Обществознание: теория и практика» для учащихся 9-11 классов.

Формы занятий

Основные формы проведения занятий курса

– лекция и практикум.

В завершении каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне.

Практикум предполагает знакомство со структурой олимпиадной работы по обществознанию, а также с особенностями выполнения заданий различных типов.

Ведущими методами изучения являются:

речевая деятельность; практические умения для выполнения заданий различных видов.

Приёмы организации деятельности:

Интерактивные:

лекция, дискуссии, мини-сочинение.

Активные:

семинар, практическая работа.

Возможны следующие виды деятельности учащихся:

анализ источников; написание эссе; решение тренировочных заданий по обществознанию.

Форма подведения итогов:

пробная олимпиадная работа по обществознанию в 9-11 классах.

Основное содержание предмета

Введение (1 ч.)

Особенности олимпиадных работ по обществознанию в данном учебном году. Организация и методика подготовки к написанию олимпиадных работ по обществознанию. Требования в олимпиадных работах по обществознанию.

Тема 1. Общество (4 ч.)

Общество — динамичная саморазвивающаяся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты. Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.

Тема 2. Человек среди людей (4 ч.)

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей. Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество. Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и ответственность личности.

Тема 3. Экономическая сфера общества (4 ч.)

Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства. Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная. Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков. Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и безработица. Инфляция.

Тема 4. Политика и право (5 ч.)

Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы. Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства. Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ. Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.

Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации. Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление. Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.

Тема 5.
Духовная жизнь общества (4 ч.)
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ. Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование. Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.

Тема 6.
Социальная жизнь общества (4 ч.)
Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства. Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи. Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.

Практикум. Структура олимпиадной работы. Особенности выполнения заданий различных типов (6 ч.)

Решение олимпиадных заданий. Пробная олимпиада по обществознанию. Итоговое занятие.

Уровень подготовки учащихся

Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

исследование реальных связей и зависимостей;

умение развёрнуто обосновывать суждение, давать определения, проводить доказательства (в том числе от противного);

объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

владение навыками редактирования текста;

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»);

формулирование полученных результатов;

создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Предполагаемые результаты

Предлагаемый учебный курс должен помочь учащимся

В приобретении учащимися опыта познавательной и практической деятельности, в который войдут:

работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

анализ современных общественных явлений и событий;

аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях о современных социальных проблемах;

успешное написание олимпиадной работы по обществознанию.

Список литературы для 9-11 классов

Обществознание 8-9 кл. / под ред. А.Ф. Никитина. — М., 2008.

Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы государства и права. – М.., 2008.

Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл. / сост. С.И. Володина и др.- М.: Вита – Пресс, 2008.

Введение в обществознание: 8-9 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова. – М., 2007.

Основы экономической теории: Учебник для 9-10 кл. / гос. унив. – Высшая школа экономики; под ред. С.И. Иванова – В 2-х книгах. М.: Вита – Пресс, 2007.

ГИА 2009 (в новой форме) Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания / А.Ю. Лабезникова, О.А. Котова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

Конституция РФ.- М., 2007.

Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Т. Кинкулькина. – М., 2007.

Автономов Введение в экономику. – М.: Вита – Пресс, 2008.

Сборник кодексов РФ. – М., 2009

Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М., АСТ: Астрель, 2009.

Мухаев Р.Т. Политология. И – М., 2008.

Кашанина Т.В. , Кашанин А.В. Право и экономика. – М., 2009.

Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика. – М., 2009.

А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов и др. Единый государственный экзамен. Обществознание: Репетитор. М.: Просвещение, Эксмо, 2007.

А. Клименко, В. Румынина. Экзамен по обществознанию, М.: Айрис-пресс, 2008.

И.И. Бабленкова, В.В. Акимов, Е.А. Сурова. Обществознание: весь курс для выпускников и абитуриентов, М.: Эксмо, 2007.

Учебно-тематический план

п/п

Название темы занятия Кол-во часов Виды познавательной деятельности Дата
Введение. 1 час.
1. Олимпиадная работа как форма проверки знаний учащихся. 1 Лекция
Тема 1. Современное общество. 4 часа.
2. Общество – динамичная саморазвивающаяся система. 1 Лекция
3. На пути к современной цивилизации. 1 Лекция
4. Глобальные проблемы современности. 1 Беседа
5. Решение тренировочных заданий. 1 Практикум
Тема 2. Человек среди людей. 4 часа.
6. Человек. Индивид. Личность. 1 Лекция
7. Личность и мораль. Потребности человека. 1 Беседа
8. Многообразие малых групп. 1 Беседа
9. Решение тренировочных заданий. 1 Практикум
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. 4 часа.
10. Экономика. Товар и деньги. Спрос и предложение. 1 Решение задач
11. Право собственности. Потребитель и его права. 1 Лекция
12. Роль государства в экономике. Предпринимательство. Труд. 1 Беседа
13. Решение тренировочных заданий. 1 Практикум
Тема 4. Политика и право. 5 часов.
14. Основы Конституционного строя РФ. 1 Практикум
15. Участие граждан в политике и управлении. 1 Лекция
16. Трудовое и семейное законодательство. 1 Лекция
17. Административное и уголовное законодательство. 1 Лекция
18. Решение тренировочных заданий. 1 Практикум
Тема 5. Духовная жизнь общества. 4 часа
19. Формы и разновидности культуры. 1 Беседа
20. Искусство. Культурные нормы. 1 Беседа
21. Образование. Наука. Религия. 1 Беседа
22. Решение тренировочных заданий. 1 Практикум
Тема 6. Социальная жизнь общества. 4 часа
23. Социальная структура. Социальная стратификация. 1 Лекция
24. Этнос: нации и народности. Межнациональные отношения. 1 Лекция
25. Конфликты в обществе. Семья. 1 Решение задач
26. Решение тренировочных заданий. 1 Практикум
Практикум. Структура олимпиадной работы. Особенности выполнения заданий различных типов. 6 часов.
27. Решение заданий 1 части. 1 Тренинг
28. Работа над ошибками решений заданий 1 части. 1 Практикум
29. Решение заданий 2 части. 1 Тренинг
30. Работа над ошибками решений 2 части. 1 Практикум
31. Решение заданий 3 части. 1 Тренинг
32. Работа над ошибками решений 3 части. 1 Практикум
33. Пробная олимпиада по обществознанию. 1 Тестирование
34. Итоговое занятие. 1 Беседа
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: