Занятие-импровизация в танцевальной студии (видео)


Импровизация в танце

Импровизация в танце – это способность двигаться без заученных в порядке движений, без каких то схем, комбинаций. Как же этого достичь? Легко! Как научиться? Самый непростой вопрос.

У нас есть несколько советов. Для начала купите плеер или запишите музыку в мобильный, чтобы музыка чаще была с вами, вам станет легче, вы начнете лучше ее ощущать! А как-нибудь попробуйте пройти ваш путь от метро или остановки до дома под музыку, пусть ваш шаг будет попадать в ритм, повороты попадать в паузы, а прыжки в звуки. Попробуйте менять музыку в плеере, и каждый раз ваш путь будет интереснее, он будет другим. Попробуйте менять стили и ритм мелодий, и путь станет то быстрее, то медленнее, акценты будут попадать на разные отрезки.

После таких тренировок вам покажется, что весь мир танцует, что все подчинено какому- то ритму. Так и есть, часто мы встречаемся как минимум с двумя ритмами каждый день. Это часы и сердце. И у каждого сердца свой ритм и он всегда с вами. (Наверное, я так раньше и танцевал — не слушал музыку, но слушал сердце). А как только у вас звучит музыка, кажется, что танцуют все: кто-то, впереди идущий, попадает в ритм мелодии, машины тормозят на светофоре в интересную паузу в вашей песне, гаишник забавно взмахнул палочкой в красивый акцент, пару человек неудачно споткнулись, четко попадая на смену ритма в композиции. Стоит только представить, и вы увидите один красивый танец длиною в жизнь. И у каждого он свой. Главное — это найти себя.

Импровизация в танце

Если у вас все получается, попробуйте все умения перенести в танцы. Выберите место, где вас никто не будет отвлекать от занятия, хотя бы час-полтора. Включите музыку и вспомните ваш путь до дома. Вспомните, как вы шагом попадали в ритм, как смешно перепрыгивали лужу, как поскользнулись и пытались удержаться, размахивая руками. Послушайте мелодию, определите ритм шага и начинайте двигаться. Добавьте поворотов, сократите расстояния, чуть больше движений руками, остановок, пауз, волн. У вас должно получиться, не сразу, но потом это даст результаты. Вам кажется, что у вас все получается или вы уже умеете, и начинаете зацикливаться на одном и том же, становится много повторений. Легко разнообразить. Нарисуйте небольшие квадраты на асфальте или полу мелом. Передвигайтесь по ним, вы увидите, как это непросто — делать простые шаги, попадая на квадраты и, конечно, в ритм. Надоело и это — переверните танец, начните его с колена или вообще лежа, это сразу разнообразит ваш набор движений. Пробуйте двигаться под одну и ту же композицию и быстро, и медленно, ведь у одной и той же мелодии может быть несколько исполнений. Пытайтесь перевести слова песни, ведь когда понятен смысл песни, можно отразить чувства, с которыми человек исполняет ее. А некоторые моменты даже изобразить движениями, и некоторые обыденные вещи превратятся в красивые танцевальные движения. Многие западные хореографы специализируются на этом. Это называется иллюстрация.

Импровизация в танце

Используйте изоляцию. Это интересный способ импровизации. Им часто пользуются брейкеры, которые танцуют робота. Это когда части тела двигаются четко по очереди, сначала рука, потом голова, потом правая нога, снова голова, левая рука, левая нога и т.д. Это вас заставит придумывать новые движения отдельными частями тела. Вы будете вынуждены заставить работать фантазию, чтобы не повторяться. Варианты безграничны. Представьте, что у вас связаны руки, а вам надо танцевать, танцуйте ногами, или наоборот — вы стоите по колено в цементе, но у вас свободно могут двигаться руки, шея, спина. Перебросьте себя мысленно в Африку, станцуйте на горячем песке босиком, или в Арктику — проскользните по льду. Покажите, что вы можете сделать в комнате с низким потолком, а может, вообще в маленькой комнатушке, заставленной мебелью, или в невесомости, а может, по пояс в воде или вообще в нее погрузиться. Ваш танец и ваши возможности неограниченны, включайте фантазию, ваш танец станет уникальным, ваш стиль будет особенным, выражайте чувства и эмоции через движения. Ведь наши предки именно этим и занимались. Они могли объяснить симпатию, голод или ненависть только движениями. Вот и вы окунитесь в этот мир танца.

Импровизация в танце

Вспоминаются слова Leur (эта француженка придумала свой стиль Ragga Jam- она рассказывала про своего друга из Бразилии, который танцует хаус в партере (много движений близко к полу) лучше всех из тех, кого она знает (а она за свои 20 лет танцевального стажа знает многих). Однажды она спросила его, откуда он придумывает столько движений внизу и так быстро умудряется их выполнять. Его ответ ее ошеломил, а для меня открыл новые грани. Оказалось, что много свободного времени он проводит в зоопарке, наблюдая за обезьянами!!! И ведь правда, они очень подвижны, они похожи на нас и они как будто танцуют. А добавить технику, скорость, манеру, ритм, получаются отличные движения.

Задумайтесь, ведь танец вокруг нас. Легко придумывать новые движения, смотря на мир. Так делала героиня фильма Лапочка, когда смотрела на баскетболистов или на девочек со скакалками. А какая отличная получилась комбинация, используя финты из стритбола и прыжочки девчонок. А ведь есть другие виды спорта, которые можно переложить на танец, есть рабочие, ремонтирующие дорогу, дети, которые забавно кувыркаются или во что-то играют, регулировщики, насекомые, разные механизмы. Каждый день рождается что-то новое, надо только научиться видеть это и не пропускать мимо себя. Придумать новые движения и комбинации легко, а вот показать манеру, преподнести танец — это другое дело. Над этим надо много работать, надо много танцевать и тренироваться. Кому-то это дастся просто, а кто-то будет усердно биться изо дня в день. НО результат все равно придет. Ведь кто заболел танцем, болен на всю жизнь. И у многих танец становится воздухом и пищей. Таких людей много, и когда мы танцуем — мы живем.

Импровизация как одна из форм развития хореографического искусства

Библиографическое описание:

Даренская, Н. В. Импровизация как одна из форм развития хореографического искусства / Н. В. Даренская. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2020 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 42-43. — URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/195/10435/ (дата обращения: 10.10.2020).


В данной статье рассматривается природа импровизации в контексте хореографического искусства. Автор приходит к выводу о том, что импровизация и хореография — равноправные партнеры в танце, играющие различные, но одинаково важные роли. Процесс формирования и непосредственного совершенствования системы пластического языка танца осуществлялось посредством импровизации.

Ключевые слова: хореографическое искусство, пластический язык, импровизация, танец.

Танец, как и всякое искусство, прежде чем принять форму, с которой мы встречаемся сегодня, прошел огромный путь развития, и чтобы понять и прочувствовать его, несомненно, нужно изучать процесс зарождения танца с глубокой древности, его роль и значение в истории народов. Одним из древнейших видов хореографического искусства является экстатическая массовая пляска. Под словом «пляс» подразумевалась импровизационная хореография с ее чувственно-эмоциональным характером. Танец строился на импровизационных движениях, используя музыкальный материал, либо определенные возгласы. Каждая новая эпоха накладывала отпечаток на танец: зарождались новые виды фольклорного танца, обогащалась и видоизменялась его лексика. Формирование и непосредственно совершенствование системы пластического языка танца осуществлялось посредством импровизации. Исследователь русского танца А. Климов подчеркивает: «Пляска родилась в хороводе и вышла из него, разорвав хороводную цепь и предоставив большой простор фантазии и индивидуальному мастерству исполнителей, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки. Одной из отличительных особенностей пляски является еще большая, чем в хороводе, индивидуальная импровизация. Импровизация составляет основу русской народной пляски, открывая перед исполнителем широкую перспективу самодеятельного творчества — свободное комбинирование разнообразных движений, их усложнение, сочинение новых и развитие старых вариантов» [1, c.48].

В настоящее время, с уверенностью можно утверждать, развитие искусства также немыслимо без импровизации. На это обращают внимание многие исследователи художественного творчества: подчеркивается значение импровизации в ораторском искусстве, в творческом писательском процессе, исследуются вопросы импровизации в театре, музыкальном искусстве. К сожалению, проблема импровизации на сегодняшний день не получила достаточной научной разработки, особенно конкретные аспекты, связанные с различными видами искусства, в частности, хореографии. Несомненно, педагоги и хореографы современных направлений хореографического искусства в своей деятельности используют основы импровизации, контактную импровизацию, но народная хореография далеко не всегда вспоминает о своей природе развития пластического языка, может именно в этом причина редкого исполнения сольной пляски и далеко не всегда перепляс вызывает бурю эмоций т. к. утратил свою импровизационную природу.

Импровизация, это некое незапланированное действие, фантазия на заданную тему, непосредственный процесс творчества без всякой подготовки. В переводе с латинского языка импровизация — неожиданный, внезапный. В современной культуре в определении танца существуют две противоречивые тенденции: с одной стороны танец ассоциирует с правильным исполнением движений и заученным хореографическим текстом, с другой — ассоциация с раскрепощением и «полетом». Это противоречие связано с все еще существующим противопоставлением двух различных тенденций внутри танца: импровизации и хореографии.

Существует достаточно распространенное заблуждение: в отличие от хореографии, импровизация — это отсутствие школы и техники. На самом деле школа есть, но — другая: техника релаксации и осознания тела, чувствование внутренних сигналов, импульсов движения, чувствование партнера, пространства, времени как элементов, рождающих композицию хореографического произведения. Это скорее техника раскрытия потенциальных возможностей танцовщиков, что необходимо современному хореографу в создании новой танцевальной «лексики» и в работе над образом.

Приведу пример 3-х направлений импровизации от различных стимулов:

  1. От слышимых стимулов:

Звук у танцовщика должен вызывать непроизвольную реакцию на исполнение движения. На первом этапе — это конкретные узнаваемые звуки (шелест бумаги, звук самолета, скрип двери и т. п.), затем включается ритм (тамбурин, удары в ладоши), высота звука и только на финальном этапе может быть использована музыка в ее полном объеме звучания.

  1. От визуальных стимулов:

Все, что видит танцовщик, может вызывать или не вызывать движение. В начале обучения стимулом может быть цвет. Цвета подбираются по контрасту: светлые и темные, теплые и холодные. Геометрические формы способствуют пространственному решению хореографической композиции. Цель: посредством ощущений танцовщик должен понять разницу между прямой и кривой, большим и малым и т. д.

  1. От касательных стимулов:

Эта импровизация основана на всем том, чего касается танцовщик. Начинаем от ощущений предметов различной текстуры, упругого и вязкого и заканчиваем восприятием, к примеру, хлопка, мокрой ладонью и передачей ощущений от касания партнера.

Применение стимулов основано на индивидуальности танцовщика и его профессиональной подготовке. Все эти направления импровизации можно использовать не только в современных техниках танца, но и в народном, классическом танце, свободной пластике.

Импровизация заложена в основу природы танцевального искусства. Она выступает как принцип создания хореографического произведения (сфера искусства постановки танца) или как принцип создания хореографического образа (сфера исполнительского искусства). Импровизация является важнейшим направлением хореографического мышления, организации формы танца, специфики танцевального исполнительства. Импровизация основана на памяти и степени подготовки импровизирующего, который может составлять композицию из готовых комбинаций, а иногда основывается на конкретной форме или виде танца. Чем богаче выбор выразительных средств, тем неожиданнее и оригинальнее будет его импровизация. Важно учитывать и фактор накопления информации. Система накопления танцевального материала связана с мировоззрением танцовщика или хореографа. Умение почерпнуть из памяти нужную информацию в необходимом количестве и с определенной быстротой — вот что часто требуется от танцовщика или хореографа при создании хореографического образа или произведения. Импровизация требует высокого мастерства, постоянного совершенствования, универсальности знаний, способностей к конструктивному мышлению, владению системой приемов и хореографической школой. Напрашивается вывод, что импровизация и хореография — равноправные партнеры в танце, играющие различные, но одинаково важные роли. Импровизация возможно еще не утвердила окончательно свои права в танце, но ее применение становится необходимой частью развития современного хореографического искусства.

Литература:

  1. Климов А. Основы русского танца. М., 1994 г.
  2. Никитин В. Модерн-джаз танец. М. «ГИТИС», 2000 г.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: импровизация, танец, хореографическое искусство, пластический язык, пластический язык танца, принцип создания, стимул, танцовщик, хореографический образ, хореографическое произведение.

Слово «импровизация» происходит от латинского «непредвиденный», «неожиданный». Импровизационные методы в современном танце начали использоваться в начале 20 века последователями современного танца для поиска новых форм движений, открытия потенциальных возможностей исполнителей, создания индивидуального, свободного выражения. Истоки импровизационного подхода зарождались практически одновременно в разных странах. В основе принципа обучения американской танцовщицы Айседоры Дункан — взгляд внутрь себя и поиск движения, лежащего глубоко внутри тела. Рудольф фон Лабан, австрийский танцор и педагог, развивал инструментарий импровизации как обучающий метод, который он назвал выразительным танцем. Благодаря созданной им системе форм усилий танец начал рассматриваться как форма невербальной коммуникации и самовыражения. Основоположники американского танца-модерн, такие как Дорис Хамфри и Марта Грэм, применяли новые танцевальные языки, выражающие экспрессивность, коммуникативность, особенности людей и ландшафтов.

Параллельно в этих странах активно развивается психосоматическая медицина, представителями которой являются Вильгельм Райх и его ученики. Они рассматривают личность в соотношении с её телесной организацией, на основании чего делаются выводы о том, что:

1) Телесные движения отражают внутренние эмоциональные состояния, личностные особенности и историю развития человека; 2) Изменения в двигательном поведении могут привести к изменениям в психике, способствуя здоровью и личностному росту.

Всё это привело к возникновению в США в конце 1940-х годов нового психотерапевтического направления – танцевальной психотерапии, где танец использовался как способ лечения психиатрических больных, а несколько позже этот метод невербальной психотерапии стал применяться в работе со здоровыми людьми и невротическими клиентами. Танцевально-двигательная терапия, используя танцевальную импровизацию и структурированную хореографию и делая акцент на осознанное движение, снимает мышечные блоки, помогает полному выражению и раскрытию нашего внутреннего «я», а также открывает безграничные возможности для самопознания и обретения целостной и гармоничной личности.

Родоначальники танцевально-двигательной терапии в своей работе использовали метод танцевальной импровизации, который и в настоящее время активно применяется. В отличие от классических танцевальных стилей, свободные танцевальные импровизации помогают человеку обратиться к своим давно забытым движениям, которые сохранила мышечная память. И даже возвратиться в собственное детство, чтобы вспомнить базовые движения: то, как раньше ему приходилось ползти, поворачиваться, шагать; как он чувствовал себя, когда делал первые шаги, кто стоял тогда рядом. Движения пробуждают память, которая может помочь выстроить новые движения.

Для импровизации важен психомоторный компонент: мышечная свобода, скорость реакции, гармоничность движения (пластичность, координация различных частей тела, владение центром тяжести), самоконтроль. Импровизация требует изменения мышления, следования внутренним импульсам, проявления креативности (активность, эмоциональная возбудимость, импульсивность, динамичность). Материалом для импровизации является взаимодействие ощущений, воображения и памяти.

В результате танцевальной импровизации могут появиться следующие положительные эффекты: выход из напряжения; принятие себя, обнаружение своих желаний и чувств; переживание новых состояний.

В ходе проведенного в августе 2020 года исследования, изучалось влияние на танцевальную импровизацию психологического состояния испытуемых и особенностей их индивидуальных движений. Целью работы является выявление особенностей моторных репрезентаций в танце-импровизации.

Для проведения исследования были выбраны две тестируемые группы: Группа 1: студенты и преподаватели курса танцевально-двигательной терапии; Группа 2: пациенты с диагнозом «sch», находящиеся на реабилитационном отделении в ГПБ Св. Николая Чудотворца Санкт-Петербурга и получающие танцевально-двигательную терапию у профессионального танцевального терапевта.

Использовались следующие методики: 1. Метод танцевальной импровизации. Танцевальная импровизация бывает индивидуальной, парной и групповой. В данном исследовании используется индивидуальная импровизация, которая представляет собой сольный танец в свободном стиле исполнения. 2. Методика «Телесный анализ» Н.Ю. Оганесян. Телесный анализ движения разработан Н.Ю. Оганесян для диагностики и анализа психомоторного состояния человека в процессе танцевально-двигательной терапии. Телесный анализ движения направлен на изучение индивидуальных характеристик и групповых компонентов.

Телесный анализ движений оценивается в баллах 0 до 5 , что позволяет математически обработать результаты исследования.

Ниже приведены данные телесного анализа индивидуальных характеристик движений двух тестируемых групп в процессе танца-импровизации по двум сравнительным параметрам: части тела и отношение к пространству.

Таблица 1. Количественный анализ. Группа 1

Таблица 2. Количественный анализ. Группа 2

2. Качественный анализ движений

Качественный анализ движений используется в танцевально-двигательной терапии для обобщения полученных в результате импровизации данных. Различные качества движений в танце, способность двигательно раскрываться, соответствие танца стилистической направленности музыки, использование пространства, — являются показателями для качественного анализа движений и критериями оценки психического состояния человека.

Наиболее показательный пример качественного анализа: 1. Испытуемый №1 первой группы: Женщина, 34 года, не замужем, один ребенок. Образование высшее филологическое, профессия – редактор. Короткие отрывистые движения позволяют предположить неуверенность человека в направлении следования в жизни, хватательные движения руками ассоциируются с поиском решений и энергии. Координация хорошая, но присутствуют стереотипно-механические движения. Охватывает все пространство, что характеризует её как коммуникабельного человека. Движения в различных плоскостях (низ, пол, верх). 2. Испытуемый №9 второй группы. Мужчина, 29 лет, не женат, живет с родителями, 2 высших образования, профессия – программист. Тело пластичное, хорошо попадает в ритм. Наблюдается высокая включенность и активное выражение темпа и настроения музыки с помощью движений рук в стиле «дирижирование». Это может характеризовать человека, как склонного к доминированию, подавлению. Танец происходит в среднем уровне, движения в целом сильно ограничены, руки делают акценты вниз. Чувствуется тревожность, сдерживаемая агрессия. Ноги практически не двигаются, голова опущена, что может говорить о нарушении контакта с миром, неуверенности в себе.

В данном исследовании удалось соединить данные количественного и качественного анализа движений и отобразить полученные результаты графическим способом.

Ниже приведены графики общих тенденций двигательной сферы и занимаемого пространства в импровизации испытуемых первой и второй групп. По вертикальной шкале указаны баллы по количественному телесному анализу, по горизонтальной – порядковой номер испытуемого. Цветовые линии отражают параметры сравнения.

В качестве параметров выбраны части тела, задействованные во время танца и отношение к пространству испытуемого, числовые данные для графиков взяты из таблиц 1 и 2 количественного анализа движений.

График 1. Общие тенденции двигательной сферы. Группы 1.

График 2. Общие тенденции занимаемого пространства. Группа 1

Общие тенденции самовыражения в Группе 1: по результатам телесного анализа двигательных функций и отношения к пространству можно сделать вывод, что испытуемые первой группы хорошо выражали себя в импровизации, используя все части своего тела и широко осваивая пространство зала.

По тем же параметрам приводятся графики общих тенденций двигательной сферы и занимаемого пространства второй группы.

График 3. Общие тенденции двигательной сферы. Группа 2

График 4. Общие тенденции занимаемого пространства. Группа 2

Общие тенденции самовыражения в Группе 2: испытуемые сдержанны в движениях, прослеживается большая погруженность в себя и страх самовыражения.

Анализ и интерпретация результатов исследования телесных проявлений в танце-импровизации позволяет сделать следующие выводы: танцевальные импровизации двух испытуемых групп значительно отличаются.

  • Представители первой группы – здоровые люди с двигательной и танцевальной подготовкой, активно проявляли своё настроение в танце, используя разнообразные и многоуровневые движения.
  • Представители второй группы – люди с психическими заболеваниями, слабо самовыражались в танце, движения были сдержанными, с малым освоением пространства. Необходимо добавить, что все представители второй группы находились под действиями фармакотерапии.

Таким образом, подтвердилась гипотеза данного исследования – на танцевальную импровизацию влияет психологическое состояние испытуемых и особенности индивидуальных движений.

Дальнейшие исследования в этой области будут продолжаться с разными категориями испытуемых.

Публикация по материалам диплома выпускницы программы дополнительного профессионального образования «Танцевальная терапия: теория и практика» Светланы Обловой. Руководитель программы — Наталья Юрьевна Оганесян. Защита дипломов состялась в сентябре 2020 года. Начало обучения следующего набора програмы дополнительного образования: 14 ноября 2020 года.

ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

Контактный танец — танец, в котором импровизация строится вокруг точки контакта с партнёром. Танцующие тела перемещаются, перекатываются, сталкиваются и отскакивают, балансируют и перелетают друг через друга. В КИ мы видим чувственность вальса и танго в сочетании с естественностью, простотой игры и самозабвенным полетом.

Контактная импровизация является одной из форм свободного танца, учит тело принимать решения в данном моменте. Быть «здесь-и-сейчас».

Учит доверять пространству и партнеру, чувствовать и слушать, взаимодействовать на чисто физическом уровне.

Это прежде всего общение партнёров друг с другом на языке тела, приводящее к совместным переживаниям и открытиям.

Два человека двигаются вместе, в соприкосновении, поддерживая спонтанный диалог , сконцентрировав внимание на тончайших изменениях и переносах веса и инерции — своих и партнёра, — на поиске взаимной опоры и баланса.

Они импровизируют, общаясь на языке прикосновений, вращаются, взлетают и прыгают друг на друга, сохраняя мягкость и бережное отношение друг к другу, чутко прислушиваясь к настрою партнёра..

Они не знают заранее, куда приведёт их движение .. Важно не обдумывать свой танец, но исследовать с партнёром возможности совместного творчества, и получая от этого удовольствие.

Контактная импровизация поможет вам увидеть все то, чего вы не могли заметить раньше – ваши духовные, эмоциональные и физические возможности.

История

Контактная импровизация была разработана Стивом Пэкстоном в результате исследования танцевальной импровизации. В 1972 году состоялся первый перформанс контактной импровизации Magnesium, проведенный студентами Оберлинского колледжа. Вскоре после этого Пакстон провел перформанс в Нью-Йорке.

Большое влияние на развитие контактной импровизации также оказала Нэнси Старк Смит, танцовщица и гимнаст.

Контактную импровизацию танцуют как отдельную форму танца, отличную от ранних экспериментов Пакстона.

Танец контактной импровизации продолжает развиваться благодаря практикующим контактную импровизацию во всём мире.

Теория и практика

Контактную импровизацию танцуют в форме перформанса или в форме социального танца. Часто последнее происходит в форме «джемов» (англ. jam), где люди могут как принимать участие в танце, так и выступать в качестве зрителей, и менять роли в любой момент.

Старейший еженедельный джем проходит в Торонто, на 2009 год он длится уже 33 года.

Контактная импровизация чаще всего практикуется в форме дуэта, хотя может происходить и с одновременным контактом нескольких человек, или в форме соло (используя пол, стены, стулья).

В преподавании контактной импровизации используются также смежные техники, такие как: метод Фельденкрайза, body-mindcentering, йога.

В России состоялось четыре «Международных фестиваля контактной импровизации и перформанса».

Пробуждение чувственности: как импровизировать в танце?

Главная » Статьи » Пробуждение чувственности: как импровизировать в танце?

И новички, и опытные танцовщицы стрип-пластики, exotic и «привата» в определенный момент задумываются о навыке импровизации. Ведь так хочется уметь в любой момент заворожить мужчину красивым танцем «от души», а одного лишь знания множества элементов для этого недостаточно! Поэтому мы собрали для вас комплекс упражнений и советов, которые помогут развить танцевальную импровизацию и сделать ее более чувственной.

Ошибка первого раза

Распространенное заблуждение об импровизации – на нее способен только хорошо подготовленный, опытный танцор. Потому после первой попытки импровизации новички расстраиваются от полученного результата и говорят – «еще рано».

Нужно понимать: большой набор элементов и связок – важный плюс, если человек регулярно практикуется импровизировать с ними. В противном же случае множество шаблонов движения, наоборот, сковывают танцовщицу, не дают ей раскрепоститься и перестроиться с воспроизведения заученных номеров в режим «свободного полёта». Поэтому не бойтесь начинать – импровизация доступна каждому, вопрос лишь в частоте тренировок.

Замедление

Импровизация – искусство чувствовать и контролировать своё тело благодаря самоизучению. А подстегнуть процесс исследования своих возможностей помогает упражнение на медленное движение.

Включите неспешную музыку. Начинайте двигаться тягуче, с маленькой амплитудой: переносите баланс с одной ноги на другую, плавно двигайте руками, ногами или корпусом. Постарайтесь прочувствовать, как движение рождается глубоко внутри тела и сознания. Через пару занятий начните мягко комбинировать разные элементы, «перетекать» из одного состояния в другое.

Тренируйтесь регулярно, хотя бы 10-30 минут в день. Можно делать упражнение перед основным танцевальным занятием.

занятия пол дэнс москва

Зонирование

Импровизировать всем телом нелегко, особенно новичкам. Поэтому хороший вариант для занятий – работать только с определенными зонами или типами движений.

К примеру, в течение 10-15 минут выборочно двигайтесь только:

  • Головой.
  • Руками.
  • Ногами.
  • Кистями рук.
  • Плечами.
  • Грудью.
  • Полностью корпусом.
  • Шагами с разворотами.
  • Волнообразными движениями.
  • Четкими геометрическими линиями.

В дальнейшем можете усложнить «игру», задавая определенные связки, например, «только руки и повороты», «только шаги следом за движениями головы».

Баланс и позы

«Прокачать» уровень контроля над телом поможет упражнение позирования. На определенный счет – 1-2, 1-2-3-4 – делайте различные движения, а на последний счет замирайте в какой-либо позе на несколько секунд.

Эффективны упражнения на баланс и координацию движений:

Поочередно стоять на одной ноге. Усложнения: закрывать глаза, менять положение корпуса, добавлять движения руками, головой, второй ногой.

Перекатываться на одной ступне. Делать плавные перекаты от подушечек пальцев до пяток.

Делать развороты. Проворачиваться на одной ноге в разные стороны, с места или с шага. Усложнения: двойные и тройные повороты, с приподниманием второй ноги, несколько поворотов с шагами по одной линии.

Смена ритма и уровня

Хорошая импровизация отличается динамикой танца. Учитесь меняться:

  1. Чутко реагируйте на смену ритмики в музыке и меняйте темп движений.
  2. Чередуйте плавные и резкие элементы.
  3. Делайте интригующие задержки с последующими эффектными «па».
  4. Меняйте уровень танца: на прямых ногах, в плие, на корточках, в партере.

А сделать такую тренировку более увлекательной поможет упражнение на антонимы. Придумывайте и танцуйте пары в духе «верх-низ», «плавно-резко», «тянуть-бросать», «нежно-яростно», «убегать-возвращаться».

Нетипичные условия

Развить чувственность и контроль тела, «зажечь» фантазию и получить новый ценный опыт помогут занятия в непривычных условиях: в тишине, в темноте, в море или озере, на песке, лежа на спине, лежа на животе, с предметами в руках (веер, цветок, трость, лента).

Содержание танца

Упражнение могут попробовать как новички, так и опытные танцоры. Смысл в том, чтобы заранее продумать характер или сюжет импровизации – например, счастье или горе, влюбленность, ожидание встречи, скука или усталость. Можно отыгрывать определенный персонаж: человека, животное, героя фильма или книги. Для самых смелых: станцуйте определенный цвет, предмет или своё имя!

Преодоление робости

Трудность импровизации также в страхе открыться окружающим – незнакомым людям, подругам или мужчине. Единственное лекарство – чаще танцевать перед людьми, чтобы обрести уверенность в себе. Выходите зажигать с подружками под любимые треки, приплясывайте за готовкой ужина или с пылесосом в руках, не стесняйтесь хвастаться недавно выученным движением. Вы не сделаете всё ровно и красиво сразу, будете зажиматься и робеть – но каждый такой случай подарит бесценный опыт и приблизит к эффектной импровизации.

занятия пол дэнс москва

«Прокачка» тела

Главный инструмент импровизации – тело, и от его подготовленности зависят ваши успехи. Поэтому не забывайте:

Качаться. Регулярно делайте комплекс упражнений на силу мышц и выносливость.

Тянуться. От пластики тела зависят танцевальные возможности и эстетика движений, поэтому занятия стретчингом должны стать неотъемлемой частью вашей жизни.

Следить за здоровьем. Не запускайте тренировочные травмы – консультируйтесь с врачом при ушибах и растяжениях, используйте противовоспалительные и укрепляющие мази, пейте больше чистой воды и кушайте богатые жирными кислотами продукты: растительные масла, орехи, рыба и сыры.

Багаж знаний

В начале статьи мы говорили о том, что знание множества элементов – не панацея для хорошей импровизации. Но, тем не менее, у раскрепощенной танцовщицы с внушительным опытом куда больше возможностей, чем у новичка. Поэтому наша студия 1366 приглашает вас на эффективные индивидуальные занятия pole dance, стрип-пластики, private dance и exotic! На персональных тренировках с опытным тренером вы сможете максимально быстро и глубоко изучить интересующий стиль танца в комфортной и уютной обстановке и обучиться искусству импровизации на практике.

Мы регулярно проводим закрытые вечеринки для наших учениц, где вы сможете выступить с собственной хореографией или импровизацией, получив бесценный опыт и мощный заряд вдохновения.

Читайте далее:

Как жить в полную силу? Открываем в себе источник жизненной энергии!

Умение получать удовольствие от самой жизни, от нахождения «здесь и сейчас» — настоящее искусство, которым овладеть бывает не так уж просто. В практике йоги за энергию жизни отвечает базовая чакра Муладхара.

Танцтерапия: как сделать свою жизнь ярче с помощью танца?

Хотите научиться выражать свои эмоции, обрести уверенность в себе и даже избавиться от старых психологических зажимов и травм? Занятия танцами – универсальный способ получить порцию эндорфинов, поднимающих настроение, проработать свою личность, привести тело в форму и оздоровить весь организм!

Как избавиться от стеснительности в танце?

Любой, даже профессиональный танцор, сталкивался с таким понятием, как зажатость и стеснение, неумение и невозможность выразить свои эмоции, раскрыться в танце и получить от этого чистый кайф. Как научиться по-настоящему любить себя, своё тело, тяжёлые тренировки и не бояться публики?

Волей случая: как импровизация влияет на современную хореографию

Вместе с продюсерским агентством A-Cube мы продолжаем рассказывать о современном танце и методах работы хореографов. Сегодня почти у каждого из них свой подход к постановке и подготовке танцовщиков, но все они стремятся к исследованию, которое невозможно без экспериментов. Импровизация помогает решать абсолютно разные задачи в хореографии, и ниже мы рассмотрим ключевые из них.


Айседора Дункан на рисунках Жюля Гранжуана

Импровизация, как форма выражения, существовала еще со времен зарождения культуры. Ритуальные, народные и социальные танцы появлялись из импровизации и были способом проведения досуга, развлечения и коммуникации. Но по мере того как развивалась культурная значимость танца, менялась и роль, отведенная импровизации.

Из истории балета мы знаем: танцу понадобились века, чтобы утвердится как полноценная форма искусства. В этом стремлении танец был вынужден подстраиваться под ценности и стремление доминирующих форм: театра, музыки, живописи и архитектуры. Эпоха Возрождения привнесла в танец академию — систему образования и концепцию гения — хореографа. Обе структуры берут свои корни в древнегреческом театре, где артист был проводником высших сил, а театр — формой образования общества.

Настоящая революция произошла в начале 20-го века, когда искусство отказалось от концепции гения, поставило под вопрос необходимость художественного образования и сместило фокус с финального продукта на метод его создания. Самый яркий пример этого перехода — живопись: фотография лишила её функции иллюстрировать реальность, и ей пришлось искать новые задачи через кубизм, экспрессионизм, импрессионизм, сюрреализм, дада и и т.д. В театре верхом отказа от художественного выбора стали перформансы дадаистов, где все определял случай. В танце это выразили первопроходцы модерна — Фуллер, Дункан, Сен-Дени и Аллан, которые не имели профессионального образования и строили хореографию на структурированной импровизации (например, танцы Дункан подчинялись музыке и теме, а не хореографии). По-настоящему задумываться над техникой нового танца, а также импровизацией как формой художественной и физической практики стали их ученики, анализируя находки наставниц.


Айседора Дункан на рисунках Жюля Гранжуана

Американский хореограф Мерс Каннингем, ученик Марты Грэм, партнер Джона Кейджа и адепт идей Сен-Дени в третьем поколении, стал легендой танца, определенного волей случая. Он поменял представления о роли хореографа в постановке, полностью доверив композицию случайности.

В постановке «In Field Dances» он предоставил полную свободу танцорам: у труппы был фиксированный хореографический материал, который танцоры могли исполнять в любое время и в любой части сцены по своему усмотрению. Не менее известная постановка «Canfield» созданна с помощью карточной игры, где каждая карта — закодированное движение, и ход игры определяет их последовательность. Также Каннингем был одним из первых, кто использовал современные технологии в хореографии: компьютерная программа Dance Forms генерировала движения, которые потом адаптировались танцорами.

У Каннингема случайности стали художественной идеей, которая показала миру танца, что хореограф не обязательно определяет движения и их порядок, но определяет концепцию постановки.

В труппе Уильяма Форсайта импровизация используется как метод тренировки и хореографии. В отличие от Каннингема Форсайт наследует балетную традицию. Он рассматривает балет, как геометрическую конструкцию, которую можно разбить на составляющие: точку, линию, круг и т.д . Следуя своей теории, Форсайт разработал Forsythe Improvisation Technologies — систему создания и анализа танца. Она основывается на взаимодействии тела танцора и пространства. Например, танцору предлагается нарисовать воображаемую линию в воздухе ногой, а потом стать частью этой линии. В балете танцоры также работают с линиями, например, арабеска. Но импровизация по Форсайту — это дополнительный вызов воображению и физическим возможностям. А также ряд инструментов, которые помогают проанализировать уже существующий танец.

Импровизация нашла свое место и в практике танцоров. Одно из самых известных направлений — контактная импровизация, форма свободного танца с партнером. Контактную импровизацию придумал американский танцор и хореограф Стив Пэкстон, объединив принципы айкидо, соматики и танца модерн в работе с партнером. Контактная импровизация основывается на работе с центром тяжести танцовщиков. Если классический дуэт базируется на поддержке слабого сильным, то в контактной импровизации все равны — контакт и поддержки подчиняются физическим принципам распределения и падения веса.

Сегодня контактная импровизация практикуется по всему миру как форма экспериментального, социального и перформативного танца. В первом случае она помогает человеку изучить свои инстинкты и привычки, во втором — общаться, танцуя вместе, в третьем — создавать произведение на глазах у публики.

Еще одна практика, основанная на импровизации — гага, которую придумал хореограф Охадом Нахарином. Гага — не техника, а метод работы с телом в классе. Учитель не задает упражнения, а направляет танцоров, обращаясь к их воображению. Гага в состоянии полноценно заменить традиционные классы балета и техники модерн, и с каждым годом становится все популярнее среди профессионалов и аматоров.

Импровизация стала необходимым навыком для работы в профессиональной труппе современного танца. Один из примеров — Nederlands Dans Theater (NDT), в чьем репертуаре как фиксированная хореография Ханса ван Манена, так и работы Шарон Эяль, центральный метод которых — импровизация. Танцоры труппы должны быть одинаково готовы работать на пуантах и искать собственный язык выражения через движение. Тренинг подбирается в зависимости от ближайшей постановки. Например, к хореографии Иржи Килиана танцоры готовят тело с помощью балетного класса, а к Хофеша Шехтера — с помощью класса гаги. Хореограф Марина Маскарель, готовя премьеру с молодым подразделением Nederlands Dans Theater — NDT II, начала с воркшопа по импровизации, чтобы узнать и раскрыть творческий потенциал танцоров. Маскарель говорит, что исследование — неотъемлемая часть рабочего процесса. Оно готовит всех участников к совместной работе и вводит танцоров в стиль и идейный мир хореографа.

Как разные спортсмены тренируют разные группы мышц, так разные танцоры применяют импровизацию для разных задач. Кто-то для тренировки, кто-то для раскрепощения, кто-то для контакта с другими и собой. Для многих импровизация ассоциируется со свободой движения и проявлением индивидуальности в танце. Но больше всего импровизация повлияла на свободу мысли. За последние 100 лет она вновь обрела важную позицию в танце, доказав, что фиксированные движения — не единственный способ профессионально тренироваться и выступать. По определению импровизация — это способ создать художественное произведения прямо в процессе исполнения. Стоит ли его фиксировать и воспроизводить? Вопрос касается эфемерности искусства танца как такового. С одной стороны состояние, движение и задачи импровизации можно запечатлеть письменно и на видео. С другой — танец невозможно зафиксировать во времени, ведь человеку сложно повторить движение и эмоциональное состояние с абсолютной точностью.

Занятие-импровизация в танцевальной студии (видео)


Педагог по танцу всегда ищет способы раскрепощения детей, развития танцевальности, выстраивания дружного сплоченного коллектива. Занятие-импровизация разработано для решения этих задач.

Импровизация (от лат. improvisus – неожиданный, внезапный) – встречающийся в ряде искусств (поэзия, драма, музыка, хореография) особый вид художественного творчества, при котором произведение создаётся непосредственно в процессе его исполнения (Музыкальная Энциклопедия). Для импровизации необходимо, чтобы тема была задана со стороны или чтобы она возникла внезапно, так сказать, на месте происшествия, и тут же была облечена в форму (Литературная Энциклопедия).

Занятие-импровизация по хореографии – это подготовленное и продуманное педагогом занятие, на котором дети учатся двигаться спонтанно, создавая движения в момент их исполнения и согласно заданию, предложенному педагогом.

Занятие предназначено для детей второго и более годов обучения, когда дети уже владеют элементарными танцевальными навыками, имеют доверительные отношения с педагогом.

Однако отдельные упражнения могут использоваться и раньше. Оптимальное количество учащихся на занятии от 4-х до 12-ти, в этом случае дети смогут импровизировать по парам и в группе, в то же время педагог сможет уделить внимание каждому. Возраст от 6 до 18 лет. Продолжительность занятия – 30-45 минут (в зависимости от возраста обучающихся).

План занятия

1. Разогрев. Длительность – 3-5 минут. Задача этой части занятия – подготовить тело к дальнейшим нагрузкам, разогреть мышцы и связки. В разогреве используются вариации ходьбы, легкий бег, движения плечами и руками, наклоны, легкие прыжки. Сначала все движения выполняются анфас. Для того, чтобы придать этому разделу занятия импровизационный характер, педагог дает детям определенные задания.

1) «Начинаем ходить (бегать) по всему залу, стараясь занять самое свободное место». Дети начинают хаотично перемещаться, останавливаясь в различных точках зала и выполняя привычные упражнения в разных ракурсах.

2) «Я буду хлопать в ладоши, а вы по моему хлопку должны замереть и принять какую-либо позу». Дети продолжают перемещаться в пространстве, педагог хлопает в ладоши, дети застывают в разных позах, задействуя разные уровни и ракурсы, затем снова начинают передвигаться до следующего хлопка. Педагог может играть с ритмом, например, выполняя хлопки на каждую восьмую или четверть или целую и т.п.

В процессе импровизации дети учатся ориентироваться в пространстве, быстро реагировать на изменение условий задания, принимать подходящие решения. Учатся быть внимательными друг к другу, избегая столкновений, не нарушая личного пространства других детей.

2. Разминка. Длительность – 5-7 минут. Задача разминки – более тщательная работа с мышцами и связками, совершенствование техники исполнения танцевальных элементов и движений. Эта часть занятия состоит из наклонов, скручиваний и спиралей торса, из легких изолированных движений, плие по разным позициям, упражнений на силу, координацию, из комбинаций шагов и прыжков, батманов, пассе, вращений и т.п.

Чтобы разнообразить эту часть занятия и внести в нее элемент импровизации, можно дать задание на изменение ракурсов. «Продолжаем выполнять упражнение, но разворачиваемся в любую другую сторону». Или: «По моему хлопку быстро меняемся местами и продолжаем выполнять движения».

3. Изоляция. Длительность – 5-7 минут. Изоляция – это раздельное движение разными центрами тела: головой, плечами, грудной клеткой, тазом, руками и ногами. В занятии используется для того, чтобы развить подвижность, свободу движения разных отделов позвоночника, а также для развития координации и танцевальности. Обычно педагог предлагает готовую схему движений, например, движения крестом или круговые движения определенным центром.

На занятии-импровизации педагог дает учащимся возможность выбрать, как будет двигаться определенный центр. Педагог говорит: «Начинаем движения головой». Дети начинают изолированные движения головой по любой схеме по своему желанию, в такт музыке. Аналогично работают и с другими центрами.

Затем педагог усложняет задачу, называя два центра: голова и таз, грудная клетка и плечи, ноги и голова и т.п. Затем можно указать три центра, а в конце педагог говорит: «Одновременно движутся все центры». Дети незаметно для себя начинают танцевать. И даже если они были скованы и застенчивы, это упражнение раскрепощает, повышает уверенность в себе и готовит к более сложным заданиям на импровизацию.

4. Танец-образ. Длительность – 5-7 минут. В этом разделе занятия педагог выбирает несколько разных по характеру музыкальных композиций и подбирает соответствующие образы. Дети танцуют, импровизируя согласно заданному образу. Педагог может дополнительно рассказать об этом образе. Например, сказать, что кактус очень колючий и ядовитый; ветер сначала ласковый и нежный, а затем холодный и порывистый и т.п. Попросить детей подвигаться с закрытыми глазами.

Например, под медленную лирическую мелодию дети танцуют, изображая цветок, ветерок, любовь, сон, змея, улитка и т.п. Под быструю ритмическую – кактус, ножницы, барабан, кенгуру и т.п. Задача педагога не давить на ребенка, если он стесняется, зажат, не уверен в себе. Как правило, к третьему занятию дети раскрепощаются. Всегда помогает личный пример педагога, дружеская атмосфера. Такие упражнения развивают фантазию и воображение ребенка, повышают настроение, дают почувствовать радость творчества, а также раскрепощают, помогают преодолеть комплексы.


«Зеркало»

5. Зеркало. Длительность – 5-10 минут. Это упражнение-игра, в котором дети учатся импровизировать в паре и в группе по заданию педагога. Сначала дети встают в пары друг к другу лицом на небольшом расстоянии. Включается спокойная медленная композиция. Один в паре ведущий, другой – ведомый. Ведущий медленно двигается, ведомый зеркально должен повторить движения партнера. Движения ведущего не должны быть резкими и сложными, чтобы партнер мог в точности «отразить» их.

Педагог может менять условия задания. Например, «поменяйтесь партнерами», «начинаем двигаться, меняя уровни» (ведущий должен выполнять движения то внизу, сидя или лежа, то наверху). «Все поворачиваемся лицом вправо (влево, к стене, к двери)» — дети поворачиваются, а тот, кто стоит впереди всех, оказывается ведущим, остальные – ведомыми. Когда дети только начинают осваивать это упражнение, они меняются ролями по хлопку педагога или по призыву «поменялись».

Затем они учатся без слов понимать партнера, меняться ролями, следуя невербальным знакам партнера (выражению глаз, лица, улыбке), либо передавать инициативу жестом (например, движением кисти или головы в сторону партнера).

Это упражнение сближает детей, помогает почувствовать партнера без слов, учит внимательному и доброму отношению друг к другу. В процессе его выполнения рождается целый танец-импровизация.

6. Импульсы. Длительность – 5-7 минут. Задача упражнения – лучше почувствовать, изучить свое тело, его отдельные части, что заставляет их двигаться, силу и объем движения. Подобные упражнения имеют психотерапевтический эффект, они помогают избавиться от привычного напряжения, улучшить ощущения в теле, выработать новый и легкий способ движения. Также дети учатся внимательно относиться к партнеру, к прикосновению, доверять друг другу.

Дети делятся на пары, распределяют роли – ведомый и ведущий. Ведомый закрывает глаза, ведущий осторожно прикасается к определенному участку его тела, придавая касанию направление, импульс. Ведомый следует этому импульсу и продолжает движение в заданном направлении, пока не получит другой импульс. Движение не должно быть чересчур расслабленным.

7. Игра. Длительность – 5-7 минут. Игры могут присутствовать на занятии с детьми любого возраста, главное правильно подобрать тему и образы. Например, в известную всем игру «Море волнуется…», можно играть, изменив условия. Ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три…, (вставляется любой эпитет – сказочная, цветочная, танцевальная, грустная, умная, страшная и т.п.) фигура на месте замри». Дети должны принять соответствующий образ и замереть. Ведущий выбирает наиболее понравившуюся фигуру и тем самым нового ведущего. Ведущий также может подойти и «нажать кнопку», и тогда фигура начинает двигаться, соответственно своему образу. Таким образом, игра становится более разнообразной и интересной. У детей развивается образное, абстрактное мышление, фантазия, быстрота реакции.

«Лучше один раз увидеть…» – это утверждение, безусловно, касается методики обучения танцу. Если вас заинтересовала описанная в этой статье форма занятий, посмотрите видеоролики с фрагментами импровизаций.

Заинтересовал материал? Поделитесь в социальных сетях и оставьте комментарий ниже:

  • Tweet
  • по электронной почте

Похожее

Креативный танец и импровизация для детей младшего возраста методическая разработка на тему

Методическое пособие.

Креативный танец.

Преподавание танцевальной импровизации детям.

I. Введение.

Понятие танцевальной импровизации.

Импровизация (итал. improvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — исторически наиболее древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения. ru.wikipedia

Будучи явлением относительно молодым на российской почве, танцевальная импровизация не получила еще в литературе, в том числе, в сетевых источниках, исчерпывающего и однозначного определения. Известный специалист в области танце-двигательной терапии и импровизации Александр Гиршон приводит на своем сайте (https://girshon.ru) 5 определений танцевальной импровизации:

1. Словарное Импровизация/Improvisation (от лат.improvisus непредвиденный, неожиданный, внезапный) — Метод творчества (в некоторых видах искусства), предполагающий создание произведения в процессе свободного фантазирования, экспромтом 2. Американское импровизация означает выбор среди возможностей, присутствующих в данный момент, в противовес исполнению определенного материала, выбранного заранее (Синтия Новак).3. Российско-процессуальное Импровизация — умение слышать свое тело, пространство и партнеров и отвечать на него. Важна активность внимания, отзывчивость тела на сигналы, внешние и внутренние.4. Европейское-интеллектуальное · Танцевальная импровизация — это форма мышления · Мышление — это то, что вы делаете, когда не знаете, что делать. (парафраз Жана Пиаже) · Таким образом, импровизация — это то, что вы делаете, когда не знаете, что делать5. Собственное определение А.Гиршона Импровизация — возможность быть любым.

Очевидно, тем не менее, что можно выделить несколько основных подходов к импровизации в танце, отличающихся по своим базовым, методологическим принципам.

1. Импровизация внутри определенного танцевального стиля. Такой подход к импровизации подразумевает свободное владение техникой и, желательно, идеологией определенного стиля танца, и умение варьировать освоенные элементы танца в свободном порядке, а не в соответствии с жесткой хореографической схемой (например, импровизация на базе техники фламенко, или индийского танца).

2.Дунканистская традиция, наиболее полно воплощаемая в настоящее время таким направлением, как музыкальное движение, рассматривает импровизацию как «способность «здесь и теперь» ответить, откликнуться в движении на музыку и подразумевает контакт с самим собой и с содержанием музыки»( https://www.heptachor.ru).

В этой традиции танец, и импровизация в том числе, является способом интерпретации музыки, эмоционально точного проживания музыки.

3. Современный подход к импровизации как к искусству свободного владения языком тела. Подобное понимание импровизации свойственно новейшим направлениям, или техникам танца — new dance и release based technique (техника релиз). Техника релиз основана на освобождении (релизе) некоторых групп мышц с целью получения навыков использования только тех групп мышц, которые необходимы в процессе танца. С помощью техники релиз развивается понимание собственного тела, что даёт большое разнообразие для развития движенческой лексики танцора. Можно назвать такой подход к импровизации «импровизация как таковая», или собственно импровизация, поскольку содержанием танца в данном случае не становится содержание внеположенного ему произведения (музыкального), а также отсутствует элемент-посредник (определенным образом стилистически окрашенные движения, как в первом случае). Импровизирующий человек проявляет в своем танце собственное, личное содержание, которое он вкладывает в свое движение. Можно утверждать, что при разнообразии нюансов современных техник импровизации в их основе лежит понимание человека как психофизической целостности и стремление к овладению, пониманию танцором психофизических механизмов движения. Задачей обучения в таком случае становится изучение собственного тела как двигательного механизма, или механики тела, а также развитие способности к сопряжению в движении психического пласта личности с физическим, или способности передать в движении некое психическое содержание.

Предлагаемая методика преподавания танцевальной импровизации детям (Креативный танец) исходит именно из последнего подхода к импровизации как таковой, или собственно импровизации, и ставит целью научить детей владеть механизмом движений своего тела и передаче своих чувств и мыслей непосредственно через движение.

Значение танцевальной импровизации для развития творческого потенциала ребенка трудно переоценить. Движение вообще приносит человеку радость. А когда в движении человек, в том числе и тем более, ребенок, может высказать себя, свою неповторимую и замечательную личность, то это приносит радость ни с чем не сравнимую. А уж если ты сможешь сделать свой танец красивым – причем, не за счет внешнего украшательства, а за счет выявления своих внутренних достоинств, которые ведь есть у каждого человека — то это просто здорово! И когда это танец представляют зрителям – а это и друзья, и учителя, и родные, — то очень важно, что ребенок показывает не плод чужого творчества, хоть и собственным трудом освоенного, но свой личный продукт, он презентует внешнему миру самого себя, осознавая (или, во всяком случае, приближаясь к этому осознанию) ценность собственной личности. Ребенок получает позитивный опыт высказывания себя миру, причем, посредством собственного телесного языка.

Специфика преподавания импровизации детям связана с необходимостью найти доступную форму для передачи довольно сложных идей, рассматриваемых на взрослых классах импровизации. Естественно, это возможно сделать, прибегая к игровым формам. Этим объясняется широкое использование на занятиях всевозможных танцевальных игр. Использование простых, но красивых объектов также привлекательно для детей. Это могут быть красивые цветные платки, с которыми так увлекательно и радостно танцевать под красивую музыку, и мячи, импровизация с которыми развивает ловкость, координацию движения, и любимые игрушки, танцуя с которыми можно проявить свое отношение к любимому существу.

Иногда на своих занятиях мы рисуем. Темами для рисования становятся образы движения, которые используются в упражнениях и играх. Так, танцу-игре «Звездочки» предшествует рисунок: куда упадет волшебная звездочка, там происходит чудо. Какое чудо произойдет от твоих звездочек? Нарисуй его!В игре «Волшебный садовник» мы рисуем цветы, которые выросли на поляне у садовника – у каждого свой, ни на кого не похожий цветочек!

Очень важный момент при занятии импровизацией с детьми – соблюдение баланса между свободой и дисциплиной. С одной стороны, импровизация предполагает очень большую степень свободы. Но без соблюдения необходимой дисциплины на занятии невозможно освоение комплекса упражнений, да и выполнение собственно импровизации. Наши занятия строятся таким образом, что первая часть урока отводится обязательным упражнениям, и тут мы договариваемся с детьми, что действуют строгие правила учителя, упражнения нужно сделать правильно и точно. Зато в своих импровизациях дети могут быть «хозяевами» своего танца, делать те движения, которые они считают нужными. Педагог может только посоветовать что-то, подсказать, поделиться своим впечатлением от танца. Дети, в свою очередь, часто охотно объясняют, что они танцуют. В таких взаимных обсуждениях постепенно выкристаллизовывается идея танца. Таким образом, на выступлении ребенок показывает импровизацию – но подготовленную. И так или иначе им осмысленную.

II. Комплекс упражнений и игр, используемых при обучении танцевальной импровизации.

  1. Партер

1. Зернышко. Наше первое упражнение – упражнение, с которого мы начинаем каждый наш урок, называется зернышко: садимся «по-турецки», берем в руку воображаемое волшебное зернышко, из которого у каждого должен вырасти его собственный волшебный цветочек – цветок его жизни – и сажаем его сзади в то место, где начинается наш позвоночник. Зерно прорастает – появляется росточек, из него вытягивается стебелек и тянется к солнцу, как всякое растение, которое словно стремится дорасти до солнышка. Когда стебелечек вытягивается – вместе с ним постепенно вытягивается наш стебелек-позвоночник, и на кончике этого стебелька раскрывается красивый-красивый цветок, у каждого – свой, его собственный цветок жизни. Это наша голова. Цветочек поворачивается и смотрит в одну сторону, потом – в другую, и снова его головка (наша голова) смотрит прямо. И так ему хочется дотянуться до солнца, что из его макушечки вытягивается золотой лучик и тянется вверх – тянется к самому солнышку. Стебелек натягивается – натягивается наш позвоночник. И как только этот лучик дотрагивается до солнышка, цветочек расслабляется и превращается в прекрасный подводный цветок с очень гибким стеблем, который колышется и танцует под водой свой танец – танец подводного цветка.

2. Качалочка. А сейчас мы можем поиграть сами с собой, со своим собственным телом. Представим, что нам хочется покачаться на качелях, а качелей как назло нет – тогда мы можем сделать эти качели из самих себя.

Для этого мы сядем на пол, подтянем к себе коленки и обхватим их руками, сделаем свою спинку круглой-круглой и качнемся: сначала назад – потом вперед, и так можно качаться сколько угодно.

3. Ракеты. Ложимся на пол и вытягиваем вверх руки и ноги, ровно-ровно – вертикально вверх – они устремлены в небо, как ракеты, приготовленные к вертикальному взлету. Наше тело – земля, оно полностью должно лежать на земле, а руки и ноги устремляются вверх, они настолько хотят взлететь в небо, что кажется, как будто мы уже достаем кончиками пальцев до неба, наши руки и ноги как будто дотягиваются до неба (но все туловище продолжает лежать на полу).

Отдых. Расслабляем руки и ноги, сгибаем ноги в коленях, кладем руки на колени и свободно вращаем ногами в коленках в разные стороны. После этого можно повторить упражнение «Ракеты».

4. Обезьянка. Сегодня мы сделаем снова упражнение «качалочка», но немного поинтереснее.

Итак, сначала мы хорошо, с удовольствием покачаемся, потом качнемся чуть посильнее назад, и постараемся достать одной ногой пола. Представим себе, что занимаемся этим на полянке в каком-нибудь необыкновенном лесу, вокруг нас растут разные чудесные кусты и деревья, на ветках которых висят бананы, кокосы, апельсины, клубника – кто что любит. И вот мы одной ногой упираемся сзади себя в пол, а другой пытаемся дотянуться и сорвать с веток как можно больше всяких вкусностей. А потом меняем ноги.

5. Растягиваемся в длину. Набрав как можно больше кокосов – ананасов, ложимся на спину отдохнуть.

Вытягиваемся в длину, и представляем, что к рукам и ногам у нас привязаны крепкие веревки, за которые нас тянут одновременно в длину – еще немного, и мы разорвемся, но тут веревки отпускают, и мы расслабляемся (делаем выдох).

6. Четыре глазика. Нам также не мешает развивать мышцы, которые находятся в животе. В этом нам поможет упражнение «Четыре глазика».

Ложимся на спинку, руки кладем вдоль тела, раскрываем ладошки, и представляем себе такую необычную вещь: как будто у нас на каждой ладошке появилось по одному глазику. И получается, что у нас не 2 глаза, как у всех нормальных людей, а целых 4. И всеми этими глазиками мы смотрим ровно вверх, в небо. Смотрим и отрываемся от пола: приподнимаем голову, руки, ноги, плечи, но смотрим при этом – всеми 4-мя глазиками – вверх, в небо.

Потом мы поворачиваемся всем телом на правый бок и смотрим всеми 4-мя глазиками перед собой, затем делаем то же самое в другую сторону.

7. Ракеты – стопы. Сейчас мы вспомним с вами упражнение «Ракеты», но только сделаем его немного сложнее. Итак, мы ложимся, вытягиваем ноги и руки вверх. А теперь, пусть одна нога тянется к небу носочком, а другая – пяточкой. А потом – наоборот.

Это довольно трудное упражнение, но оно нужно нам для того, чтобы наши ноги становились сильными и ловкими и могли танцевать так, как нам этого захочется.

8. Качалочка-3. А теперь мы снова вспомним наше упражнение «качалочка»: мы в свое удовольствие покачаемся, потрогаем сзади себя пол, потянемся сзади себя ногами, а теперь попробуем сделать немного большее усилие, потянемся назад ногами немного сильнее и перетянем за ногами все тело. Подогнем коленки и перевернемся. Делаем это мягко, не спешим.

9. Ножки-ладошки (в партере). Все мы умеем хлопать в ладоши. А что, если похлопать как в ладошки – ножками? Ну, как, получилось?

10. Наклон к стопам – к коленям. А теперь мы соединяем наши ножки (стопы) одну с другой, наклоняемся к своим ногам, свободно свешиваем вниз голову, ладони кладем рядом с ногами на пол. Просто сидим, отдыхаем и слушаем музыку. Теперь мягко, как киска лапками, переступаем ладошками налево и дотрагиваемся лбом до своей коленки – сидим – переступаем обратно в середину – переступаем к правому колену – сидим – «идем» ладошками снова в центр – просовываем руки внутрь между ногами наклоняемся ниже – расслабляемся – сидим – отталкиваемся руками от пола (вдох) — вытягиваемся вверх (вдох) – складываемся пополам.

11. Игрушечный магазин. Мы сидим, сложившись пополам, как будто мягкие тряпичные куколки, которые лежат на полке в игрушечном магазине и ждут, когда их кто-нибудь купит.

И вот они оживают. Берем себя правой рукой за правую ногу и ложимся на пол. Смотрим вверх. Не выпускаем ногу из руки. Садимся – складываемся – меняем ногу и руку.

12.Плаваем в небе. Я думаю, что танцевать – это значит чувствовать себя в пространстве так же свободно, как чувствуют себя птица в небе или рыба в воде. И сегодня мы с вами представим себе, что мы плывем в небе.

Для этого мы с вами ляжем на пол, на спину, посмотрим вверх над собой и представим себе, что над нами не потолок, а очень голубое, высокое небо, которое так прекрасно, что нам хочется в него взлететь. Мы смотрим в это прекрасное небо, тянемся к нему руками и ногами и постепенно отрываемся от пола: приподнимаем от пола голову, ноги, плечи, а руки и ноги как будто свободно плывут в небе. Смотрим все время вверх. Когда сильно устанем, то мы приляжем отдохнуть на проплывающее мимо облачко. Расслабимся, полежим немного, и опять взлетим – поплывем.

13. Магазин игрушек-2. Теперь, когда мы поплавали по небу, мы снова отправляемся в магазин игрушек. Сегодня наша куколка сделает немного более сложное движение.

После того, как мы ляжем на спину, держа в руке свою ногу, мы аккуратненько положим ее в сторону, не выпуская из руки. Свободную руку вытянем в сторону и в эту же сторону повернем голову. Поднимаем ногу вверх. Садимся. Складываемся пополам. Повторяем то же самое с другой ногой.

14. Капелька. Садимся на коленки и очень мягко перетекаем сначала в одну сторону, потом в другую, мягко, как будто мы – капельки воды.

Те, у кого хорошо получилось это движение, могут сделать немного сложнее: вытягиваем вперед ногу и накатываемся на нее, потом – на другую ногу.

15. Плаваем в небе — с поворотами. Вспомним, как мы с вами плавали в небе в прошлый раз, но теперь попробуем изменить направление взгляда: если в прошлый раз мы смотрели вверх прямо над собой, то теперь попробуем не спеша, плавно посмотреть в одну сторону, в другую, немного обернуться назад, посмотреть за себя. Одновременно постараемся делать более свободные движения в пространстве руками.

16. Растягиваем себя в разные стороны руками. Лежа на полу, берем крепко руками себя за пальцы ног и вытягиваем ноги ровно вверх, стараемся вытянуть колени.

Соединяем пятки вместе, разводим в стороны носки и колени – как будто присели вверх ногами – разводим руки и ноги вместе в стороны. Тянем себя за пальцы ног стороны, стараемся вытянуть колени, чуть-чуть покачиваемся из стороны в сторону. Не выпуская ног из рук, ложимся на один бок, затем не спеша перекатываемся на другой. На протяжении всего упражнения не выпускаем ноги из своих рук.

17. Растягиваем себя за ноги в сторону-2. Вспомним наше упражнение из предыдущего урока, когда мы растягивали себя, схватившись руками за носки своих ног. Сделаем это упражнение немного сложнее: Не выпуская из рук пальцев ног, потянем себя в разные стороны, затем одну ногу аккуратно подвернем внутрь, и «повесим» в таком растянутом положении в пространстве.

18. Три точки опоры. Встанем на колени, упершись руками в пол, постараемся сделать нашу спину параллельной полу, распределим вес тела равномерно на наших 4-х точках опоры, — это две ноги и две руки всего – четыре. А теперь, отрывая от пола то одну, то другую руку или ногу, двигаемся таким образом, чтобы у нас все время было только три точки опоры. Придумываем самые разные движения и позы, главная цель – все время удерживать свое тело на трех точках опоры. Находите положения тела, особенно приятные, удобные для вас, а также наиболее необычные, странные. Если мы будем делать это под музыку, получится достаточно необычный танец.

19. Подъем с колен. Встанем на ноги мы следующим образом: сидя на коленях, хорошо упремся руками в пол перед собой, подставим сзади себя пальчики ног, слегка оттолкнемся от пола руками и вытянем колени. Голова, руки, все тело при это остаются болтаться внизу. Немного встряхнем, поболтаем головой, руками, корпусом внизу – они должны быть совершенно свободными, легкими и расслабленными. Теперь слегка сгибаем колени и распрямляемся – вырастаем вверх, в небо (на движении вверх делается вдох). Все движения вверх мы обращаем к небу, представляя над собой не какой-то там обыкновенный потолок, а прекрасное, высокое голубое небо.

Упражнения стоя

1. Выравнивание. Теперь, когда мы встали, нам нужно немного выровнять, мысленно как бы построить свое тело.

Мы ставим свои ноги (стопы) параллельно; начиная от стоп, вытягиваемся вверх и представляем себе, что у нас на макушке приделана маленькая петелька, за которую нас подвешивают, как елочную игрушку на елку. Макушка тянется вверх, а все остальное свободно свисает вниз (скелетик).

Наше тело – конструкция. Руки, как будто винтиками, приделаны к телу и свободно, легко вращаются в этом направлении (вперед-назад). А макушка продолжает тянуться вверх.

2. Движение за рукой с поворотом. Наши руки приделаны к телу как будто винтиками, мы можем ими легко и свободно подвигать в этом направлении. А сейчас мы очень сильно потянемся рукой вперед, как будто хотим до чего-то дотянуться – и опустим руку, бросим ее.

А теперь потянемся сильно правой рукой вперед, так сильно, что еще немного – и упадем – и в последний момент повернемся на 180*. Во время поворота посмотрим вверх. То же самое – в другую сторону.

3. Весы. Стоим ровно и очень аккуратно «свисаем» в правую и затем – в левую сторону. Наша задача сделать это легко, но ровно, в одной плоскости.

4. Растяжка в длину стоя. То же самое упражнение делаем стоя: вытягиваем руки вверх (вдох), натягиваемся изо всех сил – расслабляемся (выдох).

5. Растяжка в сторону стоя. Стоим очень ровно. Поднимаем правую руку вверх. Растягиваемся вправо до потери равновесия. На выдохе свободно бросаем руку вниз. То же – другой рукой.

6. Солнечный зайчик. Вытягиваем в сторону правую руку ладошкой вверх, представляем себе, что к нам на ладошку опустился ласковый нежный солнечный зайчик. Мы играем с ним, катая его по всей своей руке. То же самое – на левой руке.

Солнечный зайчик перекатывается по двум рукам – с одной на другую. Постепенно он улетает все выше, выше, и мы помашем ему руками и всем телом, чтобы он не растаял и не замерз один: мы посылаем ему свое тепло и любовь.

7. Качалочка стоя. Мы с вами можем покачаться без качелей и стоя тоже, не только лежа.

Для этого выставляем вперед правую ногу, ставим ее на пятку, отклоняемся чуть-чуть назад и покачаемся с ноги на ногу, перенося вес тела с одной ноги на другую. То же самое с другой ноги.

8.Школа шпионов. Предыдущее упражнение усложняется серией шагов. Техника мягкого переноса веса тела с пятки на всю стопу.

9. Пальчики-братики. Чтобы станцевать сегодня наш волшебный танец, нам нужно сделать волшебными наши пальчики. Для этого мы сделаем такое упражнение.

Вытянем вперед руки, посмотрим на наши пальчики и увидим, что среди них есть большой палец (на каждой руке) – старший брат, и маленькие пальчики-братики. И вот, старший брат встает утром, и ему надо разбудить своих младших братиков – для этого он здоровается с ними – дотрагивается по очереди до каждого из них.

Теперь все пальчики проснулись, каждый из них может двигаться свободно, словно танцует, и на кончике каждого из них как будто зажигается маленькая звездочка.

  1. Танец-игра «Звездочки». Это не простые звездочки – волшебные. Куда такая звездочка упадет, там совершается какое-нибудь чудо, волшебство. Нужно придумать какие-то свои чудеса, волшебства, которые мы сможем произвести своим танцем, и постараться послать эти звездочки – свои чудеса – в разные – разные стороны: далеко и близко, и вверх – всюду. Только обязательно надо постараться почувствовать, как слетают звездочки с пальцев, смотреть, куда они упадут, и представлять, что на этом месте возникает, какое чудо.

10. Шаг – садимся на пол. Делаем шаг левой ногой, правую ногу подтягиваем под себя, и садимся на пол, немного помогая себе руками. То же самое с правой ноги.

Теперь мы можем смело перейти к следующему упражнению, в котором нам придется падать.

11. Цветок на скале. Представим себе, что на вершине высокой скалы растет цветок необыкновенной красоты. Нам так хочется дотянуться до него, что мы тянемся к нему – вперед и вверх — до самой последней невозможности. И, когда мы достигаем самой предельной точки своих возможностей тянуться, мы расслабляемся и падаем вниз (делаем при этом выдох).

Танец-игра «Воздушные шарики». Теперь мы с вами сделали все, чтобы у нас получилось поиграть в воздушные шарики. Правила такие. Представляем себе, что мы надуваемся воздухом, как воздушные шарики, и взлетаем вверх: на вдохе мы наполняемся воздухом и взлетаем в небо, как воздушные шарики. Все движения на вдохе мы направляем вверх.

Когда мы выдыхаем, мы сдуваемся, как шарик, который прокололи, и можем или совсем упасть на пол, или только дотронуться до пола, или просто «направить» свое движение вниз.

Потом мы снова набираем в себя воздух и взлетаем вверх.

И так мы летаем, как воздушные шарики: вдох – в небо, выдох – к земле. Очень легко и свободно. Под музыку.

12. Мячики. Очень легко прыгаем вверх-вниз. Макушка тянется вверх, руки легкие свободные. Представляем себе, что мы мячики, в которые кто-то играет: бьет о землю, и они прыгают вверх-вниз, очень легко и ритмично.

13. Рисование: круг над головой. Наши руки – длинные кисточки, которые мы вытягиваем вверх и дотягиваем их до самого неба. Рисуем в небе над головой круг, в движение включаем все тело.

14. Рисование: восьмерка. Наши руки – длинные кисточки. Мысленно зачерпываем ими краски (каждый выбирает свой любимый цвет) и рисуем цифру «8» в вертикальной плоскости, которая находится перед нами : правой рукой…левой… двумя одновременно.

15. Танец-игра: рисование в пространстве. Зачерпываем руками-кисточками красивой-красивой краски и в пространстве нашего зала, как на белом листе бумаги, стараемся нарисовать красивый узор плавной, непрерывной линией. Мы стремимся, чтобы линия нашего движения была плавной, непрерывной, бесконечной.

16. Упражнение на 8 счетов 1. Постепенное расслабление позвоночника и опускание корпуса вниз.

17. Упражнение на 8 счетов 2. Предыдущее упражнение дополняется переносом веса тела на руки и отжиманием.

18. Волшебные нити. Представим, что к кончикам наших пальцев привязаны волшебные длинные нити, уходящие в бесконечность. На конце каждой нити — что-то необыкновенное — звезда, волшебный цветок, Чудо. Движениями своих рук мы можем это Чудо притянуть к себе, или, наоборот, отодвинуть. Движение сначала на одном месте, затем — свободное движение в пространстве.

Танцевальные игры

Кроме уже приведенных выше игр, прямо вытекающих из логики предыдущих движений-упражнений, и потому описанных в разделе упражнений стоя, на занятиях мы играем и в другие танцы-игры.

Игра в «Ладошки». В эту игру мы особенно часто играем на наших первых занятиях, а также тогда, когда в группе появляется новый человек, потому что эта игра позволяет лучше познакомиться друг с другом — запомнить имена, но также и почувствовать друг друга через тактильный контакт.

Все встают в общий круг. По кругу по очереди каждый называет свое имя. Затем один участник называет имя любого другого, стоящего в кругу, они меняются местами, встречаясь друг с другом ладошками, когда проходят мимо друг друга. Так – пока все не встретятся друг с другом. Потом – разлетаемся по залу, как пушинки от одуванчика; пролетая мимо друг друга, прикасаемся друг ко другу и замираем на три счета.

Танец с платками. Попроси у мамы красивый легкий платок, включи красивую мелодичную музыку и попробуй поиграть немного с платком под музыку. Думай не о своих движениях, а о движениях платка. Находи такие движения, чтобы он красиво летал в пространстве, создай танец платка. Твои движения должны подчиняться танцу платка, его легкой невесомой ткани. Попробуй, и у тебя обязательно получится!

Танец огня. Чтобы станцевать этот танец, хорошо было бы найти очень темпераментную, «огненную» музыку. Возьмем яркую – красную или оранжевую — рубашку. И поиграем с ней. Это наш огонь. Мы то убегаем от него, то стремимся к нему. Пытаемся его поймать, но он снова вырывается от нас. Эта схватка с огнем может длиться бесконечно — пока у нас хватает на нее сил.

Танец – игра: «Статуэтки». В эту игру интереснее играть, когда участвует несколько человек.

Один из вас встает в какую-нибудь достаточно простую позу. Второй должен прикоснуться к первому – любой частью тела и в любом месте – и тоже замереть, к нему «прилепляется» 3-й – и так далее. У вас получается небольшая скульптурная группка. Как только она построилась, 1-й человек от нее отсоединяется, свободно движется, танцует в пространстве, пока не находит для себя новое место, где он замирает. Постепенно вся скульптурка строится на новом месте. Позы уже другие. Кто-то может замереть стоя, кто-то – лежа, кто-то – сидя. Чем разнообразнее окажутся ваши позы, тем будет интереснее. Так группа статуэток будет постоянно перетекать из одной точки пространства в другую.

«Раздельный танец». Прежде чем перейти к нашему сегодняшнему танцу-игре, давайте посмотрим, какие движения у нас могут выполнять разные части нашего тела — нашего конструктора.

Как у нас может двигаться голова… руки… ноги.

А теперь включаем музыку, и по моей команде: танцует только правая рука!..голова!..левая нога!.. левая рука!.. голова! правая нога!

Движения могут быть любыми, но старайтесь их делать отдельно друг от друга.

Если вас несколько человек, то пусть сначала игру ведет один человек, а потом кто-нибудь другой.

«Волшебный сад». В игре участвуют две группы: живые дети и скульптуры. Дети пришли гулять в заколдованный сад. Все статуи там – волшебные. Случайно прикоснувшись к такой статуе, человек замирает и сам превращается в скульптуру, а статуя оживает и начинает танцевать. Произвольно в процессе игры роли меняются. Танцуется под «волшебную» музыку.

«Скульпторы и скульптуры». Группа скульпторов и группа скульптур. Скульпторы «лепят» скульптуры: меняют им позы, жесты. При этом они должны заботиться, чтобы «скульптура» не сломалась. Эта игра с одной стороны, воспитывает чувство ответственности за партнера по игре, заботы о нем, с другой стороны, заставляет ребенка обратить внимание на конструктивные особенности нашего тела.

«Садовник». Представим себе клумбу в саду. На ней ранней весной посеяны зернышки, из которых со временем появятся сначала нежные росточки, а потом распустятся красивые цветы. Каждый из Вас –маленькое незаметное зерно, но в нем уже спрятан будущий удивительный и прекрасный цветок – у каждого свой, особенный. Представьте себе этот будущий цветочек. Но вот все сильнее пригревает солнышко, садовник поливает клумбу и постепенно на ней появляются – сначала ростки , а затем распускаются и сами цветы. Каждый цветок танцует свой собственный танец – единственный и неповторимый.

«Одуванчик». Все дети стоят в кругу. Это большой пушистый одуванчик. Каждый из вас — пушинка этого большого одуванчика. Я подхожу к одуванчику и дую на него — пушинки разлетаются в разные стороны. Каждая пушинка танцует свой нежный танец. Иногда пушинки встречаютсчя друг с другом, дотрагиваются друг до друга и замирают на три секунды (считаем про себя до трех), затем снова разлетаются. Вдруг подул холодный ветер, и пушинки падают на землю, перекатываются по полу. Дует теплый ветер, и они снова взлетают вверх. Я считаю до трех, и пушинки снова собираются в один большой одуванчик.

«Одуванчик-2». Мы стоим в большом кругу. Одна пушинка вылетает в центр и танцует свой волшебный танец. Затем она прикасается к другой пушинке, выбирая ее на танец, вторая пушинка вылетает в центр и танцует, первая становится на ее место. Так они продолжают дальше, передавая свой танец друг другу.

«Плот». Представим себе, что пол нашего зала — это плот, плывущий в неспокойном море. Если большая часть людей сгрудится с одной стороны плота, плот потеряет равновесие и перевернется. Мы должны распределиться в пространстве зала равномерно. Теперь мы будем перемещаться по залу, быстро или медленно, но так, чтобы наш плот не перевернуся и мы не утонули в море!

Глаза на лопатках. Дотянемся руками до своих лопаток и потрогаем их. Представим себе, что у нас там появились глазки! Теперь мы сможем идти задом наперед, не оглядываясь, смотря перед собой глазами, которые расположены у нас на лопатках! Ведущий подает сигналы: один хлопок в ладоши — двигаемся вперед, глядя своими обычными глазами; два хлопка — задом наперед, глядя глазами на лопатках. Условие: нельзя оглядываться назад.

Земля – Воздух. Сделаем глубокий вдох, представим себе, что мы, как воздушные шарики, наполняемся воздухом и взлетаем вверх. Представляем себе, что летим высоко в небе, купаемся в воздухе. На выдохе становимся тяжелыми, расслабляемся, падаем вниз, на землю, чувствуем свой вес на земле, перекатываемся по ней.

Руки-Ноги-Голова-Хвост. Ведущий поочередно называет ту часть тела, которая в данный момент должна двигаться. Исследуем все возможности движения данной части тела.

В такие танцы играем мы на наших занятиях. Но и вы тоже можете придумать свои танцы. Ставьте музыку, которая вам нравится, и придумывайте, танцуйте, импровизируйте!

III. Раздаточный материал, используемый на занятиях.

  • Разноцветные шифоновые платки, воздушные шарики, обручи, мячи
  • Фломастеры и цветные карандаши, бумага, игрушки
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: