Бинарное занятие в ДОУ статья на тему
1 слайд
Выступление на городском методическом объединении
«
Бинарное занятие в свете реализации новых стандартов в ДОУ»
В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета. Как сделать так, чтобы наши дети не из-под палки, а играя, могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты? Как сделать так, чтобы каждому ребенку было комфортно, интересно и вместе с тем понятно на занятии (увлекательном деле) или на любом другом мероприятии? Как гармонично вплести игровые моменты в канву занятия? Как подобрать тот или иной метод к любому этапу занятия, чтобы добиться максимального результата?
Сегодня методика обучения, как и всё в стране, переживает сложный период. Изменились цели дошкольного образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных областей, а через интегрированные образовательные области.
Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у ребенка возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, которого мы должны придерживаться.
Интеграция – (лат. Integratio
2 слайд
Бинарное занятие – это одна из форм интеграции предметов и реализации межпредметных связей. Основная цель бинарного занятия – систематизация и обобщение имеющихся знаний, формирование целостного восприятия изучаемого материала. В первую очередь, это нетрадиционный вид занятия, в подготовке и проведении которого участвуют либо два, а может три педагога. Бинарное учебное занятие – это занятие, при подготовке которого педагоги совместно планируют формы и методы работы, как свои, так и обучающихся, но проводит каждый педагог свою часть учебного занятия автономно. Тема учебного занятия (как интегрированного, так и бинарного) формулируется исходя из возможностей общего содержания учебных программ, реализуемых данными педагогами. Однообразные, скучные, монотонные занятия — на бинарном занятии становятся интересными и увлекательными, дети активны на протяжении всего занятия.
3 слайд
Цели бинарных учебных занятий Основная цель бинарного занятия – систематизация и обобщение имеющихся знаний, формирование целостного восприятия изучаемого материала.
Для детей | Для педагогов |
Развитие креативного, творческого мышления детей, умения применять полученные знания в новой ситуации Формирование целостного мировоззрения Расширение кругозора | Более рациональное использование учебного времени Повышение мотивации к изучению образовательных областей Возможность личностного профессионального роста Развитие сотрудничества педагогов |
4 слайд
Этапы подготовки бинарного занятия
- выбор темы занятия, анализ фактического материала, который может служить темой бинарного занятия. Идея занятия – очень важно!
- формулирование целей занятия
- отбор содержания, формулирование основных проблем, ключевых идей занятия, понятий, смыслов
- поиск наиболее рациональной формы занятия
- совместное, тщательное планирование. Занятие делится на дополняющие друг друга части
- написание совместного конспекта занятия
- продумывание рисков и ограничений
5 слайд
Более целесообразна интеграция областей « Познание и физическая культура»; «Познание (математика) и художественное творчество»; « музыка и познание», «Художественное творчество и музыка»; «Коммуникация и худ. творчество», «Социализация и художественное творчество» и другие.
6 слайд
- Во-первых – соединяются педагогические усилия двух педагогов, что позволяет на высоком уровне вести профессиональнее обучение, т.к. достоинства одного дополняются достоинствами другого. Имеющиеся недостатки в деятельности одного, компенсируются достоинствами другого.
Во-вторых – объединение усилий двух педагогов способствует усилению управления процессом познавательной и практической деятельности (особенно когда большая наполняемость группы). - В-третьих – усиление индивидуальности обучения, позволяет выявить тех детей, которые нуждаются в особом внимании.
В-четвертых – облегчается изучение сложных тем. Эти занятия имеют большое значение в плане повышения квалификации самих педагогов, их профессиональной направленности.В пятых — повышение мотивации и заинтересованности детей, внимание поддерживается на высоком уровне
Нетрадиционный подход к изучению учебного материала, форма проведения занятия увлекательна и нестандартна
В шестых — экономия учебного времени
Такие занятия позволят использовать разнообразие:
— форм организационной деятельности;
— методов обучения;
— систем контроля.
7 слайд
При бинарном обучении обеспечивается комплексное сочетание разнообразных методов обучения: диалогический, целевой ориентации, мотивационно-побудительные, коммуникативные, контроля, анализа, совершенствования, они могут чередоваться.При бинарном обучении изложение нового материала не отменяется, оно имеет другую форму и не должно растворяться в практическом действии, а наоборот – систематизироваться, образуя целостную систему по той или иной теме.
8 слайд
Организация бинарного обучения требует – соответствующей многогранной работы. При переходе на бинарное обучение учебные планы и программы, которыми мы руководствуемся в работе, могут применяться в полной мере, но с дополнениями бинарного сводно-тематического плана т.е. уточняются темы программ, которые бинарны.
9 слайд
Результаты интеграции для образовательного учреждения:Адекватность современным требованиям образования и воспитания; Объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем; Широкий выбор деятельности; Появление новых перспектив развития; Получение качественного педагогического результата.
Рекомендации:Для успешного проведения интегрированных занятий необходимо:систематическое проведение интегрированных занятий один раз в неделю.увлеченность педагога и осознанность им важности проблемы. вынашивание замысла, в процессе которого идет дальнейшая разработка содержания.подбор технического оснащения.
10 слайд
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом бинарные занятия обладают огромным воспитательным потенциалом, формируют убеждение в связанности предметов и целостности мира, позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы. Эти занятия дают возможность активизировать мышление воспитанников, применять полученные знания на практике.
Бинарные занятия позволяют развивать сотрудничество педагогов. Для проведения такого занятия требуется «повозиться», но как сказал Сухомлинский: «Педагог, готовится к хорошему уроку всю жизнь… Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы открыть перед детьми искорку знаний, педагогу надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости».
Бинарные уроки – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов.
Бинарные уроки – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов.
Есаулкова О.В., преподаватель информатики и ИКТ,
ОГАПОУ «Старооскольский медицинский колледж»
На сегодняшний день в России в связи с введением стандартов нового поколения планируется отход от излишней теоретизации в изучении и переход к практико – ориентированному подходу, позволяющему выпускникам получить сведения об окружающем мире с точки зрения взаимодействия личности, общества и государства.
Каждый преподаватель строит свою педагогическую деятельность таким образом, чтобы привлечь внимание со стороны обучающихся к своему предмету, вызвать у них интерес. Методическое мастерство сегодня определяется соответствием следующих элементов:
1) вариативность подходов к преподаванию предмета
2) сочетание различных стратегий преподавания
3) индивидуальность подходов
4) умение ориентироваться на ожидаемые результаты и понимать цели.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Любая современная педагогическая технология это синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и современного педагогического опыта.
Решению этих задач в профессиональном образовании способствуют технологии интерактивного, интегрированного, проектного, проблемного, модульного обучения. Составной частью современных педагогических технологий является форма организации обучения.
Несколько слов из истории педагогических технологий.
Интегрированный урок — это учебное занятие, на котором обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов (курсов). Его могут проводить как один, так и несколько человек.
Задача интегрирования — не просто показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую, реальную связь дать учащимся представление о единстве окружающего мира. Интегрированные уроки предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся, развивают потенциал, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию личности. Структура интегрированных уроков — четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе урока, большая информативная емкость материала.
Преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным монопредметным очевидны. На таком занятии можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами.
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических технологий.
Бинарные уроки – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный вид урока. Урок по теме ведут два или несколько педагогов предметников.
На бинарных уроках можно соединить казалось бы несовместимые предметы, например, математика и английский язык.
Бинарные уроки требуют очень большой подготовки, как преподавателей, так и учащихся. Это творчество двух педагогов, которое перерастает в творческий процесс у студентов. Почему? Потому, что изучение некой проблемы на стыке двух наук — это всегда интересно, такой вид деятельности вызывает высокую мотивацию. А не это ли главное – увлечь студентов, спровоцировать творческий поиск?
Это новое явление в классно-урочной системе – это, скорее, исключение из правила. К ним прибегают не часто. Их трудно состыковать с учебной программой двух, трех предметов, возникают сложности с расписанием. Да и времени для подготовки такого занятия требуется больше, чем обычно. Противопоказаниями в применении бинарных уроков является несогласованность, несовместимость педагогов.
Методика проведения бинарных уроков
Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, формирование универсальных учебных действий, т.е. дать студентам возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение. Развитие мотивов обучения – необходимый показатель сформированности внутренней позиции студента.
Для подготовки бинарного урока необходима своя определенная система.
Формы проведения бинарного урока:
- урок-лекция;
- урок-семинар;
- урок-зачет;
- урок-пресс-конференция;
- урок-практическая работа;
- урок-путешествие;
- урок-исследование;
- урок-заседание редколлегии;
- урок творческий отчет;
- урок-викторина;
- урок-конкурс;
- урок-проект;
- урок работы с ЭОР,
- урок на основе моделирования.
Методы проведения бинарных уроков:
- наглядной передачи и зрительного восприятия;
- стимулирования и мотивации;
- проблемно-поисковый;
- исследовательский.
Приёмы обучения:
- беседа;
- дискуссия;
- наблюдение;
- демонстрация;
- фронтальный, групповой или индивидуальный опрос;
- практическая работа.
Но кроме того, современный бинарный урок является одной из форм проекта. Обычно это межпредметный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.
Урок делится на дополняющие друг друга части, при этом необходимо избегать дублирования. Выдвигается проблема исследования, группа делится на творческие группы, которые занимаются поиском информации, фактов и аргументов, необходимых для проведения исследования и оформлением результатов.
Бинарные уроки проводятся на этапе творческого применения изученного материала, на таких уроках решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы на основе межкультурного взаимодействия. Результаты исследования представляются в виде презентаций, таблиц, соцопроса, работы с микроскопами и микропрепаратами, видеофильмов, имеющих практическую ценность, которые, в дальнейшем, можно использовать в качестве дидактического материала.
Бинарные уроки создают условия для практического применения знаний, систематизируют знания, развивают навыки самообразования, так как подготовку к уроку учащиеся осуществляют самостоятельно, они занимаются поиском информации, фактов, аргументов, необходимых для проведения исследований, оформления результатов. Все это развивает их аналитические способности, изобретательность, активизирует мыслительную деятельность.
Порядок подготовки бинарных уроков:
1-й этап. Проводится анализ учебного материала двух и более дисциплин, с целью определения общей темы, которая будет основой такого урока.
2- й этап. Совместное тщательное планирование педагогами хода урока, в котором четко будет определена роль каждого из них. Необходимо знать, что такой урок должен состоять из дополняющих друг друга, но не дублирующих частей из разных предметов.
3- й этап. Подведение итогов. Оценивание и оформление результатов деятельности учащихся.
Бинарный или интегрированный? Различие.
Бинарный урок – это разновидность интегрированного урока, его ведут два преподавателя, в то время как интегрированный урок могут вести как один, так и несколько преподавателей.
На бинарном уроке решаются более сложные задачи:
- расширяется кругозор у учащихся и педагогов;
- интегрирует знания из разных областей;
- способствует формированию у учащихся убеждения в связности предметов, в целостности мира;
- служит средством повышения мотивации к изучению предметов, т. к. создает условия для практического применения знаний;
- развивает у обучающихся навыки самообразования, потому что подготовку к уроку учащиеся частично могут осуществлять самостоятельно и во внеурочное время;
- развивает аналитические способности и изобретательность;
- обладает огромным воспитательным потенциалом;
- позволяет учащимся принимать решения в творческих ситуациях.
Это более высокий уровень сотрудничества двух педагогов, а также педагогов и учащихся. Главный смысл бинарного урока заключается в подготовке человека к самостоятельной практической деятельности.
Опыт проведения бинарных уроков показывает, что подготовка и проведение бинарных уроков способствует совершенствованию профессиональных компетенций преподавателей и формированию адекватной оценки студентов значимости изучаемых дисциплин для будущей профессиональной деятельности.
Бинарный урок – это высшая форма реализации новых образовательных стандартов, т.к. позволяет достичь метапредметных результатов и совершенствовать метапредметные компетентности студентов.
Бинарный урок. Что такое
При конструировании современного урока все чаще используются различные формы и методы организации обучения.
Потому современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только педагога, но и учащихся.
Одним из направлений в достижении этой задачи может являться проведение бинарных уроков.
Слово «бинарный» происходит от латинского слова «bis».
Бинарный урок это нетрадиционная форма обучения. В её структуре органически сочетаются личности учителя и педагога-специалиста, их взаимодействие друг с другом, а также с учащимися.
Методика бинарного урока отличается от методики традиционного тем, что учитель и педагог — специалист одновременно ведут урок по какой-либо завершающей теме.
Известно, что при проведении традиционных уроков по различным предметам восприятие учащимися новой информации по каждой учебной дисциплине не складывается в целостную систему. В результате школьники не могут оперативно применять знания одного предмета при изучении другого, а также продуктивно использовать их при решении проблем комплексного характера. В случае же одновременного рассмотрения программного материала в рамках двух учебных предметов получаемая информация приобретает практическое значение, а усвоение новых знаний идёт как бы путём их наложения на базовые знания и навыки.
Бинарный урок позволяет выявить связь различных предметов, делает обучение целостным и системным. Проведение бинарных уроков требует от педагогов особенной тщательной подготовки. Таки уроки могут быть успешными только при условии слаженной творческой работы обоих учителей.
Что может дать бинарный урок? Естественно качество закрепления изученного материала, лучшую усвояемость учебных элементов, повышение интереса к предметам и многое другое, что зависит от непосредственно поставленных целей конкретного занятия.
Таким образом, бинарная технология урока позволяет перенести теорию в практику, а формирование умений и навыков поднять на уровень осмысленной, учебной деятельности. При этом достигается единый подход к рассмотрению возникающих проблем и единства требований к учащимся в процессе их учебной деятельности.
Под влиянием интереса, вызванного общением треугольника «учителя — педагога-.специалиста – учащихся», активнее протекает восприятие учебного материала, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение. Бинарный урок воспитывает у учащихся умение пользоваться теоретическими знаниями в разнообразных вариантах, в нестандартных ситуациях.
Бинарные уроки, без сомнения, оживляют образовательный процесс, развивают познавательный интерес школьников, способствуют развитию личности ребенка, дают возможность повысить мотивацию обучения.
Бинарная модель обучения — важное средство реализации внутрипредметных и межпредметных связей, она так же является интегрированным средством обучения, помогающим разрешать многие задачи, а также организовать коррекционное сопровождение учащихся.