Сущность и цели планирования в ДОУ
Планирование образовательной и воспитательной работы с детьми является необходимой и очень важной частью работы педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). В свете новых требований к образованию и воспитатели, и руководство детских садов ищут новые виды и формы планирования, которые помогли бы достичь в первую очередь таких целей:
- Осуществление непрерывности и систематичности образовательного процесса.
- Выполнение комплекса поставленных Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и Программой ДОУ образовательных задач.
- Индивидуализация образования. Проведение образовательных ситуаций и режимных моментов в течение дня с учётом возможностей и потребностей детей каждой возрастной группы.
- Осуществление деятельностного подхода к дошкольному образованию. Теперь акцент делают не на систему знаний, умений и навыков, которые должен усвоить ребёнок, а на виды деятельности, в которых малыш активно познаёт окружающий мир и реализует себя.
Планирование — это заблаговременное, предварительное продумывание последовательности работы, «выстраивание» модели взаимодействия педагога с детьми и детей друг с другом в течение определённого временного отрезка.
Планирование необходимо как начинающим, так и опытным педагогам. Оно помогает оптимально распределить нагрузку на детей, охватить все предусмотренные программой явления и объекты окружающего мира, природы, социума, избежать ненужных повторов и внести в образовательный процесс элементы развлечений и разгрузочные моменты так, чтобы они не навредили, а помогли основной деятельности.
Помните, что каждая минута, потраченная на планирование, экономит десять минут вашего труда.
Брайан Трейси, бизнесмен
Достижению этих целей помогает чёткая, оправдывающая себя на практике структура планирования работы в дошкольном учреждении. Основой её является основная программа годовой план ДОУ, который разрабатывается и утверждается администрацией перед началом учебного года. Воспитатели групп составляют перспективные и ежедневные планы.
Больше о составлении планов можно узнать в нашей статье — Составление планирования в детском саду.
Если отношения между воспитателем и детьми тёплые и доверительные, все запланированные виды работы пройдут максимально удачно
Основные требования к планам работы в средней группе ДОУ
И перспективные, и ежедневные планы, которые составляют воспитатели групп, опираются на ФГОС, годовой план образовательного учреждения, основную программу ДОУ, СанПин. Это позволяет соблюдать единство требований и путей их воплощения. В частности, к планированию детской деятельности ставят такие требования:
- Реальность, осуществимость. Составляя план работы, педагог должен знать, имеются ли в наличии материалы и оборудование для неё, позволит ли предметно-развивающая среда в полноценно провести запланированный режимный момент, занятие и т. д.
- Научность, достоверность. Дети средней группы способны усвоить простые научные факты, интересную познавательную информацию, подаваемую не только в игровой форме, но и в виде короткого рассказа, устной заметки. Это обусловлено стремительным развитием процессов мышления. Все данные, которые педагог сообщает малышам, должны основываться на научном материале, если только это не сказка и не игра. К примеру, в детских книгах часто можно видеть изображения ежа с яблоками и грибами на спинке. Воспитатель может сообщить детям. что ёжик ест не только грибы и яблоки, его любимая еда: жуки, червячки. Но и фруктами, грибами лесные ежи тоже могут лакомиться.
- Осуществление триединой задачи педагогики (обучение, воспитание, развитие). Особенно заметно выполнение этого требования при планировании непосредственной образовательной деятельности (НОД), то есть ежедневных занятий, наблюдений во время прогулок, бесед, чтения художественной литературы. Эти виды деятельности в ежедневном плане обязательно сопровождаются перечислением всех трёх видов задач.
- Воспитательную, развивающую и обучающую нагрузку могут нести также индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей. В этом случае возможно планировать не три, а две задачи по ситуации. В плане это может быть отражено таким образом: «Совместная игровая деятельность детей в зоне «Семья, «Транспорт». Развивать умение детей строить игровые диалоги, объединяться в малые группы по интересам, самостоятельно распределять роли и следовать им. Воспитывать умение складывать игрушки и предметы-заменители после игр, бережное отношение к игровому оборудованию».
- Например, рассматривая на прогулке деревья или кусты, воспитатель может не только побеседовать с детьми об их строении, пользе (познавательное развитие). Можно предложить детям описать деревца (речевое развитие), определить, какое находится слева, справа, в середине, какое выше или ниже (формирование элементарных математических представлений), передать настроение деревьев мимикой, жестами (социально-коммуникативное развитие). Для этого после наблюдения планируют соответствующую дидактическую игру или творческий этюд.
главное внимание при планировании уделяется Её величеству игре как основному и наиболее естественному виду детской деятельности
Картотека: Хозяйственно-бытовой труд в средней группе.
Картотека: Хозяйственно-бытовой труд в средней группе
Карточка № 1
.
«Порядок в шкафу с игрушками и пособиями»
Цель: учить детей самостоятельно и эстетично расставлять игрушки и пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль. Развивать трудолюбие
, умение видеть непорядок. Воспитывать эстетический вкус, желание
трудиться для блага других
.
Карточка № 2
.
«Чистые подоконники»
Цель: учить детей при работе с водой соблюдать гигиенические навыки: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать. Развивать трудовые умения и навыки
, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание
трудиться в коллективе
, дружно.
Карточка № 3
.
«Помогаем няне»
Цель: Учить застилать постельное белье приучать детей оказывать посильную помощь взрослым. Развивать трудолюбие
, желание помогать взрослым. Воспитывать уважение к
труду взрослых
.
Карточка № 4
.
«Дежурство по столовой»
Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного ; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного правильно сервировать стол, убирать посуду после еды; сметать щеточкой со столов и подметать пол. Развивать трудовые умения и навыки
, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание
трудиться для блага других
.
Карточка № 5
.
«Дежурство по занятиям»
Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть и убирать их после занятия на место. Развивать трудолюбие
, желание помогать взрослым. Воспитывать желание
трудиться для блага других
.
Карточка № 6
.
«Порядок в игрушках»
Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие
, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание
трудиться для блага других
.
Карточка № 7
.
«Порядок в шкафу раздевальной комнаты (вместе с помощником воспитателя)
»
Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие
, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание
трудиться в коллективе
, дружно.
Карточка № 8
.
«Ремонт книг»
Цель: приучать детей подклевать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками.
Развивать трудовые умения и навыки
, глазомер, мелкую моторику рук, творческое воображение. Воспитывать желание
трудиться для блага других
, бережно относится к книгам и игрушкам.
Карточка № 9
.
«Чистые стульчики»
Цель: учить детей помогать поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате
: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам, после занятий. Развивать
трудовые умения и навыки
, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их
труду
.
Карточка № 10
.
«Стирка кукольной одежды»
Цель: Учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать трудовые умения и навыки
, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание
трудиться для блага других
.
Карточка № 11
.
«Моем расчёски»
Цель: Учить детей помогать воспитателю в мытье расчёсок: полоскать замоченные расчёски, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие
, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой.
Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду
.
Публикации по теме:
Хозяйственно бытовой труд «Помоем посуду» во второй младшей группеХозяйственно – бытовой труд «Помоем посуду» Форма организации: Совместный труд с воспитателем. (4-5 детей) Задачи: 1. Умение стравить.
Картотека «Хозяйственно-бытовой труд»Картотека: Хозяйственно-бытовой труд Карточка № 1. «Порядок в шкафу с игрушками и пособиями» Цель: учить детей самостоятельно и эстетично.
Картотека «Труд в природе» в старшей группеКарточка № 1. Полив комнатных растений. Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры;.
Коллективный труд в уголке природы «Мы сажаем витамины» в средней группеКоллективный труд в уголке природы «Мы сажаем витамины»в средней группе МБДОУ детский сад «Березка» филиал детский сад «Солнечный Зайчик».
Конспект занятия «Фабрика — прачечная». Коллективный хозяйственно-бытовой труд в подготовительной группеКоллективно – хозяйственно бытовой труд в подготовительной группе. Тема: «Фабрика — прачечная» Выполнила: Правосудова С. И. МБДОУ№ 236.
Конструкт хозяйственно-бытового труда в средней группе «Поможем вымыть игрушки»Цель: формировать положительное отношение к труду и его результатам. Задачи: Образовательная: Совершенствовать умение трудится в коллективе.
Виды и формы планирования
К основным видам планирования образовательной работы в детском саду относятся комплексное, перспективное и календарное.
Комплексно-тематическое планирование
Комплексное планирование часто называют комплексно-тематическим, поскольку идёт разбивка работы на тематические недели или месяцы. Комплексный план составляется обычно на год, отдельно для каждой возрастной группы. В нём указывается временной отрезок, за который будет изучена тема, название темы, программные задачи, которые предстоит осуществить, а также вариант итогового мероприятия.
Важно, чтобы тема месяца, недели была привязана к реальным событиям, происходящим в жизни детей во время её изучения и имела с ними логическую связь. Темы «Осенние явления», «Овощи и фрукты» нецелесообразно изучать зимой или весной, а вот тему «Моя семья», «О наших любимых мамах и бабушках» лучше ставить на конец февраля — начало марта, приурочив к Международному женскому дню.
В примерных образовательных программах, таких, как «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, даны образцы комплексно-тематического планирования. Педагогический коллектив отдельного дошкольного учреждения может взять их за основу, дополнив региональными особенностями, углублённым изучением культуры и традиций родного края, творчески переработав и сделав наиболее подходящими для условий именно этого ДОУ.
Изучение культуры Отечества и малой родины интересны детям среднего дошкольного возраста
В программе «От рождения до школы» одной теме уделяется 3 недели другие программы рекомендуют изучать одну тему от 2 недель до месяца. Право выбора оптимального варианта остаётся за педагогами ДОУ. Каждый из дней тематического раздела имеет свои темы, которые раскрываются в разных видах деятельности. В первый день детей знакомят с общей темой во время НОД, беседы, а в остальные общая тема раскрывается и дополняется как в процессе организованной деятельности, так и вне её — на прогулках, во время досуговых мероприятий, игровой и художественной деятельности и т. д.
Таблица: фрагмент комплексно-тематического планирования образовательной работы в средней группе по программе «От рождения до школы»
Тема и временной отрезок | Развёрнутое содержание работы | Варианты итоговых мероприятий |
День знаний (4-я неделя августа — 1-я неделя сентября) | Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книге. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребёнка (обратить внимание на произошедшие изменения: покрашен забор, появились новые столы), расширять представления о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник, повар и др.). | Праздник «День знаний», организованный сотрудниками детского сада с участием родителей. |
Осень (2-я–4-я недели сентября) | Расширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, отцвели цветы и т. д.), вести сезонные наблюдения. Расширять представления о сельскохозяйственных профессиях, о профессии лесника. Расширять знания об овощах и фруктах (местных, экзотических). Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления. | Праздник «Осень». Выставка детского творчества. |
Я в мире человек (1-я–3-я недели октября) | Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Расширять представления детей о своей семье. Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т. д.). Закреплять знание детьми своих имени, фамилии и возраста; имен родителей. Знакомить детей с профессиями родителей. Воспитывать уважение к труду близких взрослых. Формировать положительную самооценку, образ Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят). Развивать представления детей о своем внешнем облике. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, формировать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. | Открытый день здоровья. |
Мой город, моя страна (4-я неделя октября — 2-я неделя ноября) | Знакомить с родным городом (поселком). Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю. Расширять представления о видах транспорта и его назначении. Расширять представления о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения. Расширять представления о профессиях. Знакомить с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Россию. | Спортивный праздник. |
Новогодний праздник (3-я неделя ноября — 4-я неделя декабря) | Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. | Праздник «Новый год». Выставка детского творчества. |
Перспективное тематическое планирование
Существует множество методических пособий, которые дают образцы комплексно-тематического планирования. Основываясь на них, воспитатели групп составляют перспективное тематическое планирование на две недели или месяц. В нём указывают:
- темы недели и дней;
- образовательную область, к которой относится деятельность;
- режимные моменты, в которые проводится деятельность;
- темы НОД и программные задачи (кратко), последние можно и не указывать, если они дублируются в ежедневном плане работы;
- названия игр, упражнений, темы образовательных ситуаций.
Оформляют перспективное планирование обычно в виде таблицы, причём единых требований к оглавлению столбцов и строк нет, поэтому каждое образовательное учреждение вправе выбирать наиболее удобную форму. В некоторых детских садах планируют работу сразу на год, по каждой образовательной области отдельно, но в таком случае педагогу, чтобы составить ежедневный план, необходимо свести воедино данные из пяти различных таблиц. Более удобным и простым является планирование на неделю (две недели), с указанием дней и образовательных областей. В графах на их пересечении записывают виды деятельности. НОД можно вынести в отдельную таблицу или же указывать наряду с другой деятельностью.
Планируя работу таким образом, воспитатель имеет возможность:
- оптимально распределить нагрузку на детей, учитывая их естественные биоритмы (более сложные деятельности ставят в середину недели и в первую половину дня);
- обеспечить интеграцию областей и комплексную подачу материала, поскольку ему легко сочетать образовательные области, он видит и может контролировать сразу все структурные компоненты образовательного процесса;
- осуществить цикличность, периодичность деятельности таким образом, чтобы одинаковые игры или упражнения не шли в смежные дни.
Работу следует планировать так, чтобы впечатления от наблюдений дети могли закрепить в изобразительной деятельности на следующий день
Таблица: пример оформления перспективного тематического планирования на неделю, составила М. В. Корж
Тема недели | Калейдоскоп профессий | ||||
Задачи | Систематизировать и расширить представления детей о профессиях. Раскрыть нужность и пользу различных профессий, их пользу для человека, общества. Развивать мышление, связную речь, творческие способности, умение высказать своё мнение и выслушать товарищей. Воспитывать уважение к людям труда, предметам, которые они изготовили, желание трудиться, помогать старшим. | ||||
День недели и тема дня | Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
Понедельник. Все профессии важны. | НОД. Ознакомление с окружающим миром. Беседа «Все профессии важны». Дидактические игры: «Отгадай профессиию», «Что кому нужно для работы» | Дидактическая игра «Из чего это сделано?» Интеллектуальный тренинг «Что было бы, если бы не было профессий?» Упражнение «Определи, из чего сделано». | Упражнение «Назови профессию правильно». Чтение стихов о профессиях. Д. игра «Скажи наоборот». | НОД. Коллективная аппликация-коллаж «Мир профессий». СХД. Рисование «Мы — мастера росписи». | Подвижные игры «Найди свою пару», «Найди, где спрятано», «Поезд», «Лови, бросай, падать не давай», «Что мы видели — не скажем, а что делали — покажем». |
Вторник. Профессии моей семьи. | Дид. игра «Угадай профессию». Беседа «Зачем взрослым нужно работать?» | Дид. игры «Сварим суп (компот)», «Откуда пришёл предмет?». Образовательная ситуация. Экскурсия на кухню детского сада. Дид. игра»Так или нет? (логическая)». Сюж.-ролевая игра «Мой папа (дедушка) —строитель». | Полилог «Кем работают мои родные». Дид. игры «Кто о нас заботится?», «Кем работают мои мама и папа?» Упражнение «Послушный язычок (отработка правильного произношения названий профессий)». | НОД. Рисование «Красивое платье для мамы». Моделирование «Моя комната». Роспись бумажных форм посуды. | Подвижные игры «Передай мяч», «Повтори движение», «У медведя во бору», «Кто первый поднимет флажок?», «Дети и волк». |
Среда. Профессии на транспорте. | Тренинг «Как вести себя в общественном транспорте». Экскурсия по улице. Наблюдение за транспортом. | НОД. ФЭМП + конструирование. «Путешествие на поезде. Число и цифра 4. Количественный и порядковый счёт. Поезд из деревянного конструктора». Дид. игра «Летает, ездит, плавает». Образовательна ситуация. рассматривание и обсуждение игрушечного транспорта. Сюж.-ролевая игра «На корабле». | Рассматривание альбома «Профессии работников транспорта» и беседа по его содержанию. Дид. игры «Назови одним словом», «Скажи наоборот». | Чтение рассказа В. Сутеева «Кораблик». Самостоятельная деятельность в изоуголке (рисование, лепка, выкладывание из готовых форм транспорта). | Подвижные игры «Что мы видели — не скажем, а что делали — покажем», «Самолёты», «Поезд», «Цветные автомобили», «Найди свою пару». |
Четверг. Профессии на страже здоровья и порядка. | НОД. «Правила порядка знаем и в беду не попадаем! (ОБЖ)». Полилог «Что делать, чтобы не болеть?» | Дид. игры «Кто нас бережёт?», «Кем я стану, когда вырасту?» Экскурсия в кабинет медсестры. Образовательная ситуация «Кукла заболела». | НОД. Чтение и обсуждение рассказа И. Туричин «Человек заболел». Упражнение «Дополни предложение». | Вечер загадок о профессиях. Сюж.-ролевая игра «Салон красоты». | Подвижные игры «Мяч по кругу», «Замри», «Лови, бросай, падать не давай», «Охотник и зайцы», «Лягушки». |
Пятница. Калейдоскоп профессий. | Тренинг «Что мы умеем?» Дид. игры «Назови профессию», «Откуда пришёл этот предмет?». Беседа «Какая профессия самая важная?». | НОД. «Профессии в сельском хозяйстве. Д. игра «Что нам осень принесла?» Дид. игры «Кому что нужно для работы?», «Кем быть?» | Разучивание пословиц о труде. Беседа «Хвала рукам, что пахнут хлебом». Дид игра « Что сажают в огороде? (составление полных предложений)». | Развлечение с элементами театрализации «Город мастеров». Дид. игра «Продолжай узор». Экскурсия в кабинет муз. работника | Подвижные игры «Что мы видели — не скажем, а что делали — покажем», «Самолёты», «Кто первый поднимет флажок?», «Найди, где спрятано». |
Работа с родителями в течение недели |
|
Следует помнить, что дублировать информацию дважды не имеет смысла, поэтому если воспитатель подробно расписывает задачи всех видов деятельности в ежедневном плене-конспекте, то вносить их в перспективное планирование не нужно.
Календарное (календарно-тематическое) или ежедневное планирование
Ежедневное планирование является необходимой и очень показательной частью работы воспитателя детского сада. Ведь от того, насколько удачно, разнообразно и творчески подойдёт воспитатель к составлению плана ежедневной работы с детьми, можно судить о его профессионализме, знании физиологии и психологии детей определённого возраста, о его креативных способностях, умении налаживать партнёрские отношения с малышами и осуществлять интеграцию всех видов деятельности.
Формы ежедневного планирования разнообразны:
- В виде конспекта, текста (текстовое). Воспитатель записывает виды деятельности с задачами, некоторые приёмы и методы последовательно, как они будут выполняться в течение дня. Такое планирование обязательно для молодых начинающих педагогов, но в некоторых ДОУ подробные планы пишут все, чтобы был виден объём проделанной и предстоящей работы. Планировать работу в такой форме педагоги группы могут на день, а также 2–3 дня поочерёдно по договорённости.
- В виде схемы или блочно-схематическое. Оно напоминает таблицу перспективного планирования, но более подробную, с указанием и взаимной, и самостоятельной деятельности, и работы с родителями. работа разбита на блоки по режимным моментам (утро, НОД, прогулка, 2 половина дня).
- Модульное. Оно становится всё более популярным. Суть его состоит в том, что воспитатели используют готовые модули на день, то есть листы формата А4 с распечатанными таблицами, где указаны временные этапы, режимные моменты, основные виды деятельности. Педагогу необходимо указать тему дня, вставить названия НОД, дидактических игр и других видов занятости. этот вид планирования эффективен при наличии развёрнутого перспективного плана, где отражены задачи всех трёх видов (образовательные, воспитательные, развивающие) на день.
Таблица: пример модуля для планирования в средней группе
День недели, тема дня | Место в режиме дня | Виды деятельности | Организация предметно пространственной среды | Содержание работы воспитателя |
Понедельник. | Утро |
| Указываются используемые материалы и оборудование. | Воспитатель указывает виды работы, программные задачи. |
НОД | Образовательная область и тема НОД. | |||
Прогулка |
| |||
II половина дня |
|
Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет
Календарно-тематическое планирование учителя-логопеда в средней группе по теме недели «Фрукты» День недели, дата понедельник 30.09.19 Образовательная деятельность Коммуникативная деятельность Тема: «Сад.Фрукты»
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие»
,
«Социально-коммуникативное развитие»
,
«Физическое развитие»
Задачи: закрепить представления о фруктах,…
Календарно-тематическое планирование по теме «Моя улица» (средняя группа) Тема недели: «Улица города»
Цель: формирование гражданской принадлежности и патриотических чувств в процессе расширения кругозора детей о родном городе, о родном крае. Способствовать овладению знаниями о родном городе, о родном крае (домашний адрес, флаг города ,флаг России,…
Особенности ежедневного планирования в средней группе
Физиология и психология детей пятого года жизни обуславливает некоторые особенности, которые необходимо учитывать при составлении планов ежедневной образовательной и воспитательной работы. Развитие мыслительных способностей и возросшие физические возможности делают малышей одновременно и пытливыми, любознательными почемучками и активными, иногда невнимательными непоседами.
Чтобы удовлетворить потребность детей в познании мира, воспитатель должен планировать достаточное количество познавательных бесед, дидактических игр, образовательных ситуаций и других подобных видов работы. В то же время в плане должны быть подвижные игры и развлечения, физкультминутки во время НОД, различные виды гимнастики, детские дискотеки, танцевальные паузы, творческие игры.
Воспитатель и непоседливые четырёхлетки могут завести весёлый хоровод прмо посреди групповой комнаты, а в плане будут указаны хороводные игры
Планирование работы на каждом временном отрезке (утром, на прогулке, вечером) имеет свои особенности. Формы работы, актуальные методы и приёмы для них несколько отличаются.
Планирование наблюдений
Наблюдения включают в план трижды в день: утром, днём и вечером. Воспитатели чередуют наблюдения за явлениями природы, общественной жизни, предметами и их свойствами, живыми объектами (собакой, котом, птицами, насекомыми, растениями на участке и в помещении). Вопросы, которые задают детям, а также используемые стихотворения, пословицы, загадки вносят в план. Во вторую половину дня наблюдения можно заменить рассматриванием серии картин, тематических альбомов и обсуждением их содержания.
В наблюдения можно вводить и минутки любования красотой природы
Кроме того, детям предлагают наблюдения за органами зрения, слуха, речи «Наши ушки», «Наши глазки», «Наш язычок», которые обязательно завершают краткой беседой о бережном отношении к собственному здоровью. Для этих наблюдений в группе необходимо иметь карманные зеркальца по числу детей.
Зачастую наблюдения сочетают с опытами, экспериментами, трудовой деятельностью. К примеру, детям предлагают понаблюдать за поведением насекомых (муравьёв) и провести опыт, положить у муравейника кусочек хлеба и конфету, чтобы определить, какой продукт понравится насекомым. Понаблюдав за птицами зимой, дети раскладывают корм в кормушки, полюбовавшись красотой деревьев в снежном убранстве, при помощи лопат подбрасывают снег к стволам для защиты от вымерзания.
Планируют и наблюдения и в виде игры (1–2 раза в месяц): «Что интересное вы заметили на прогулке?», «Что мы видим вдалеке и вблизи?», «Что изменилось на нашей площадке?» Деятельность такого вида активизирует внимание и память детей, учит их не просто наблюдать, а запоминать, делать выводы, сравнивать.
Развивающие беседы в режиме дня
Беседе как педагогическому методу уделяют большое внимание в средней группе. Планировать следует не менее одной беседы в день (кроме тех, которые проводят во время НОД).
На пятом году жизни ребёнок начинает интересоваться не только происходящим с ним лично и внутри его семьи, но и отношениями между людьми, явлениями общественной жизни. Поэтому в течение дня необходимы познавательные, моральные и этические беседы: о значимых событиях (праздники, знаменательные даты), о малой родине, родном городе или селе детей, его достопримечательностях, культурном наследии, природе родного края, о культуре общения, взаимоотношений, дружбе, честности. Очень нравятся детям беседы о том, что их наиболее увлекает: играх, друзьях, домашних питомцах.
найдётся в режиме дня и место для доверительной индивидуальной беседы
Трудовая деятельность
Трудовая деятельность должна находить отражение в ежедневном плане по меньшей мере 1–2 раза. Планируют дежурства, коллективный и художественный труд, поручения, самообслуживание.
Дети пятого года жизни хотят чувствовать себя нужными, полезными. Поэтому им необходимо давать поручения, имеющие реальную пользу для группы, коллектива, а изготовленные в процессе практической деятельности поделки, рисунки, совместные работы применять для украшения раздевалки, групповых помещений, оформления альбомов, папок, чтобы у малышей появилось удовлетворение от проделанной работы и желание трудиться. Следовательно, темами НОД по изобразительной деятельности могут быть: «Изготовление декоративного фриза для украшения групповой комнаты», «Объёмные игрушки из бумаги на ёлку».
С этой же целью вводят поручения: помочь воспитателю подготовить материал к занятию, навести порядок в игровых зонах и т. д. Для коллективного труда выбирают такой вид работы, который не требует деления на подгруппы, поскольку малышам ещё трудно выполнять разнотипные действия. Дети вместе собирают овощи на огороде, кормят птиц и собирают семена для них, расчищают от снега дорожки.
Игровая деятельность и индивидуальная работа
Подвижные игры обязательно присутствуют в плане утром, днём и вечером. В средней группе утром и во вторую половину дня можно провести 1–2 игры малой и средней подвижности, а на дневную прогулку запланировать подвижные игры с максимальной нагрузкой: бегом, прыжками, спортивные, соревновательные.
Подвижную игру можно использовать и на занятии, и как паузу между занятиями
Дидактические игры также планируют на каждом этапе режим дня. Большинство дидактических игр должно отвечать теме недели и месяца. За воспитателем остаётся право вносить в план игры и по другим темам, если он знает, что необходимо провести дополнительную работу или, наоборот, подготовить малышей к изучению новой темы.
Неотъемлемой частью планирования является индивидуальная работа. Её планируют трижды в день, указывая имена детей, образовательную область, вид работы, программные задачи. В течение месяца индивидуальными занятиями должны быть охвачены все воспитанники. Чтобы осуществить это, воспитателю будет удобно завести список детей и отмечать в нём, с какими детьми он занимался и в какой именно области.
Кроме того, периодически (не ежедневно) планируют:
- досуговые мероприятия, праздники, развлечения;
- игры-драматизации, театрализованную деятельность;
- строительные и конструкторские игры;
- чтение художественной литературы;
- разучивание небольших стихотворений, малых фольклорных произведений;
- игры-имитации, импровизации;
- упражнения на снятие напряжения, релаксацию, эмоциональную отзывчивость;
- сюжетно-ролевые, режиссёрские игры;
- исследовательскую деятельность, опыты и эксперименты;
- кружковую работу;
- социальные, интеллектуальные, коммуникативные тренинги.
Таблица: примеры игр и упражнений творческого характера для детей средней группы
Вид работы | Программные задачи | Название |
Игры-имитации, импровизации | Способствовать развитию детского творчества и самовыражения, учить малышей передавать своё впечатление от увиденного в окружающем мире мимикой, пластикой. Воспитывать смелость в выражении своих эмоций, эмпатию. | «Мы — осенние листочки», «Сильный дуб и нежная берёзка», «Представим себя лесными зверятами», «Первые цветы расцветают». |
Упражнения на снятие напряжения, расслабление | Способствовать снятию усталости, напряжения в течение дня. Развивать умение выполнять упражнения согласно тексту, внимание, умение переключаться на другой вид деятельности. Воспитывать доброту, отзывчивость. | «Громкий гром и тихий дождик», «Послушаем звуки леса», «Ручки спят, ножки спят». |
Социальные тренинги | Учить детей вести себя в различных ситуациях, которые могут случиться в общественных местах. Развивать мышление, умение найти правильный выход из ситуации, воспитывать вежливость, доброжелательность, сознательное отношение к своему здоровью и благополучию, осторожность. | «Незнакомец просит о помощи», «С мамой в транспорте», «Заблудился в магазине, что делать?» |
Интеллектуальные тренинги | Учить детей активно мыслить, сопоставлять и делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Воспитывать умение выслушать товарища. | «Что было бы, если бы не стало профессий?», «Какой труд самый важный?», «Почему нужно беречь воду, растения?», «Зачем нужны книги?» |
Коммуникативные тренинги | Учить детей составлять диалог в зависимости от ситуации, высказывать свои желания, потребности в вежливой форме. Воспитывать вежливость, доброжелательность. | «Продавец и покупатель», «Попроси игрушку, книжку», «Познакомимся с новичком». |
Ежедневный план работы воспитателя ДОУ разбит на такие основные составляющие:
- Утро, утренний приём.
- НОД, занятия. Их планируют ежедневно согласно расписания, учитывая оптимальное распределение нагрузки на детей в течение недели.
- Дневная прогулка.
- Вторая половина дня.
Наполнение этих временных отрезков зависит от времени года, темы недели (месяца) и программных задач, которые поставил педагог на день.
Не следует забывать и об укреплении здоровья детей: гимнастика утром и после сна, физкультурные паузы и минутки, прогулки на свежем воздухе, закаливание присутствуют в режиме дня и планируются ежедневно. Система оздоровительной работы согласовывается с заведующим и медсестрой ДОУ.
закаливающие процедуры планируют в зависимости от сезона
Таблица: фрагмент плана-конспекта воспитателя средней группы, составила М. В. Корж
Тема недели | Зимние забавы |
Тема дня | Как играть — мы знаем, и себя оберегаем |
Этап | Прогулка |
Виды деятельности | Содержание работы |
Наблюдение | За играми воспитанников старшей группы. Вопросы к детям: — В какие игры играют ребята? — Каким снаряжением они пользуются? — Как они играют, соблюдают ли правила безопасной игры? Задачи: учить детей внимательно и целенаправленно наблюдать за явлениями окружающей жизни, строить высказывания на основе наблюдений. Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание играть вместе, соблюдать правила безопасности. |
Беседа | «Чем опасны снег и лёд?» Задачи: раскрыть детям опасность, которую могут таить снег и лёд, учить безопасному участию в зимних играх и забавах. Воспитывать сознательное отношение к собственному здоровью, желание играть, не нанося вреда себе и окружающим. |
Дидактическая игра | «Продолжи предложение». Задачи: закрепить в игровой форме знания детей о безопасных играх в зимний период, развивать связную речь, внимание, воспитывать организованность, |
Творческая имитационная игра | «Мы — снежинки». Задачи: учить детей мимикой и пластикой передавать впечатления от явлений зимы, воспитывать любовь к родной природе, умение видеть её красоту. |
Индивидуальная работа | С Катей О., Женей С. по ФЭМП. Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 5 в дид. игре «Кто за кем?» |
Подвижные игры | «След в след». Задачи: продолжать учить детей ходить цепочкой, попадая в след впереди идущего, развивать чувство равновесия, координацию движений, внимание, интерес к совместным подвижным играм. «Повторите движение». Задачи: учить детей выполнять движения по образцу, развивать координацию движений, внимание. |
Самостоятельная игровая деятельность | Катание на санках, игры со снегом. Задачи: продолжать формировать у детей модели безопасного поведения во время зимних игр, воспитывать чувство дружбы, товарищества. |
Трудовая деятельность | Поручить Ане Р., Вадиму Д., собрать варежки детей после прогулки для просушки. Задачи: учить детей чётко и организованно выполнять поручение, воспитывать ответственность, трудолюбие, внимание. |
Ответственно подойдя к составлению планов на месяц, неделю и день, педагог средней группы наполнит жизнь детишек в детском саду интересной и полезной деятельностью, сделает каждый день запоминающимся и разнообразным. Изучая планы опытных коллег, молодые воспитатели могут быстрее изучить весь комплекс работы в группе и ДОУ, перенять интересные творческие формы и приёмы работы с малышами.
Календарный план в средней группы (ноябрь)
Татьяна коновалова
Календарный план в средней группы (ноябрь)
Понедельник 26.11
УТРО: С рано прибывшими детьми поговорить о том, как они заботятся о маме, бабушке. Напомнить, что у взрослых много дел по дому и им будет приятно, если дети им помогут что-то сделать. В семье все помогают друг другу. П/игра «Перепрыгни ручеек»
— отрабатывать технику прыжков с места. К. ГН – закрепить умение пользоваться расческой, носовым платком. Д/ игра
«Узнай и назови овощи»
— закрепить название овощей, учить узнавать их по описанию воспитателя. Труд в уголке природы полить растения, вытирать пыль с листьев – создавать условия и побуждать детей помогать взрослому в уходе за комнатными растениями.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО (лепка)
:Тема:
«Вылепи какие хочешь овощи и фрукты для игры в магазин»
Цель: Учить детей выбирать содержание своей работы из круга определённых предметов. Воспитывать самостоятельность, активность. Закреплять умение передавать форму овощей и фруктов, используя разнообразные приёмы лепки. Развивать воображение.
Словарная работа: овощи, фрукты.
Индивидуальная работа: с затрудняющимися детьми.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА:
ПРОГУЛКА: Наблюдение за птицами – прилетевшими на участок – отметить, что птиц стало мало, что они уже не поют, не щебечут. Вспомнить их названия- воробей, ворона, синица, голубь – учить использовать в речи наиболее, убедительные прилагательные, глаголы, наречие- развивать речь. П/игра «Гуси- лебеди»
«У медведя во бору»«Самолеты»
-доставить радость от знакомых игр, учить играть дружно, развивать двигательную активность. С/игра по желанию детей – следить за взаимоотношениями, играть дружно, не ссориться.
ВЕЧЕР: Гимнастика после сна. КГН- воспитывать привычку самостоятельно умываться после сна, обмывать руки до локтей. С/р игра «Больница»
— развивать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых. Предложить пластилин- содействовать развитию индивидуальных творческих способностей, закрепить ранее полученные приемы лепки. Д/игра
«У кого какой домик»
= закрепить знания детей о жилищах диких животных, птиц, насекомых.
Вторник 27.11
УТРО: По мере прихода детей продолжать учить здороваться со взрослыми и сверстниками. Беседа «Где и кем работают родители»
-развивать разговорную речь. Д/игра
«Кому, что нужно»
— закрепить название орудия труда. КГН- совершенствовать навыки еды- правильно пользоваться приборами. Труд в уголке природы- покормить рыбок, хомяка- закладывать основы заботливого, ответственного и бережного отношения к живым существом, воспитывать любовь к природе.
МУЗЫКАЛЬНОЕ:
ПОЗНАНИЕ (математика)
:Тема: «Закрепление цифры 1. Большой, поменьше, маленький. Треугольник.
Цель: Закрепить знание о цифре 1; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; закрепить умение сравнивать знакомые предметы по величине; закрепить знания о геометрической фигуре треугольник, учить находить его среди множества других.
Словарная работа: треугольник, один, большой, поменьше, маленький.
Индивидуальная работа: с затрудняющимися детьми.
ПРОГУЛКА: Наблюдение за ветром- определить силу, направление ветви, дует в лицо- закрепить умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Труд на участке- подмести повельон, собрать мусор- воспитывать у ребят чувство ответственности за порученное дело. П/игра «У медведя во бору»
«Огуречик, Огуречик»«Поезд»
-играть, соблюдая правило, бегать по всей площадке не наталкиваясь друг на друга. Д/игра
«Подскажи словечко»
— развивать логическое мышление у детей знание домашних и диких животных и их детенышей. С/р игры по желанию детей.
ВЕЧЕР: КГН- необходимость пользования своевременно платком. Свободное творчество- нарисуй, что хочешь и объясни – закрепить приемы закрашивания. Труд приучать вместе с младшим воспитателям – соблюдать чистоту и порядок в помещение. С/р «Больница»
— развивать сюжет, использовать предметы заместители. Д/игра
«Что лишнее»
— развивать память, внимание, мышление, речь. П/игра
«Пузырь»
-делать круг уже и шире. Повторение стихов и песен к утреннику.
Среда 28.11
УТРО: Вспомнить с некоторыми детьми их домашний адрес, спросить для чего его не обходимо знать. Обратить внимание детей на то, что существуют разные названия улиц, спросить- почему? Напомнить детям, что в городе много улиц, поэтому, много и названий улиц- развивать разговорную речь. Д/игра «Кому, что нужно для работы?»
— закрепить знания о профессиях. КГН- правильно пользоваться столовыми приборами.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА:
КОМУНИКАЦИЯ (развитие речи)
:Тема:
«Осень спросим»
Цель: Расширять представления детей о многообразии природных явлений, устанавливать простейшие связи между ними, закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Продолжать совершенствовать диалогическую речь, учить активно участвовать в беседе, активизировать природоведческий словарь. Развивать мышление, память, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес и любовь к природе родного края.
Словарная работа: осень, золотая.
Индивидуальная работа: с малоактивными детьми.
ПРОГУЛКА: Беседа о наступающей зиме сказать о том, что скоро наступит зима, с детьми отметить состояние погоды, умение делать простейшие выводы, развивать речевую активность. П/игра «По ровненькой дорожке»
«Заяц и волк»«Лиса в курятнике»
— выполнять движения в соответствии с текстом. Труд собрать и разложить по коробочкам материал к занятиям. Д/игра
«Как шумит вода»
— закрепить произношение звука
«С»
. Игры с выносным материалом- воспитывать доброжелательность, взаимоотношения между детьми.
ВЕЧЕР: Закаливающие процедуры. КГН – закрепить умение после сна приводить волосы в порядок. П/игра «Гуси-лебеди»
— самостоятельно распределять роли, соблюдать правила игры. Д/игра
«Когда это бывает»
закрепить понятия
«утро -день-вечер-ночь»
. Игры настольно-печатные –развивать мышление, воображение, воспитать усидчивость. Предложить детям конструктор- учить договариваться о характере постройки, самостоятельно распределять материал, согласовывать действия друг с другом, побуждать использовать их постройки для других игр.
ПДД: Беседа «Где должны играть дети»
Рассматривание иллюстраци
Четверг 28.11
УТРО: Труд- дежурство по столовой- формировать формы сотрудничества, не мешать друг другу, уступать дорогу, спокойна ждать своей очереди у раздаточного стола. Д/игра «Отгадай одежду»
— учить детей соотносить слова с карточкой, развивать внимание. П/игра
«По ровненькой дорожке»
-выполнение движений по тексту. КГН – насухо вытирать лицо и руки полотенцем, вешать его на своё место! Д/И
«Назови что знаешь сладкое соленое,кислое….»
учить подбирать слова по данному определению.
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (конструирование)
:Тема:
«Подсолнух»
Цель: Учить детей делать декоративную игрушку для украшения интерьера группы или комнаты, подбирая для этого природный материал и дополнительное оборудование. Закреплять приёмы лепки. Воспитывать творческое воображение, фантазию.
Словарная работа: подсолнух, украшение.
Индивидуальная работа: с затрудняющимися детьми.
Физкультура
ПРОГУЛКА: Во время целевой прогулки вокруг детского сада рассмотреть здание. Предложить найти окна своей группы,группы самых маленьких детей,музыкального зала – учить ориентироваться на территории детского сада и в помещении. Д/игра «Когда это бывает»
— закрепить времена года, их отличительные признаки. П/игра
«Лохматый пес»«День- ночь»«Воробушки и кот»
— развивать двигательную активность. С/игра
«Семья»
— расширять самостоятельные действия детей, в выборе ролей использовании атрибутов, осуществлении и замысла. Закрепить части суток с Дашей, Викой, Димой.
ВЕЧЕР: Гимнастика после сна. КГН – напомнить детям о том, что после посещения туалета руки необходимо мыть с мылом. Д/игра «Где что летит?»
— закрепить правила произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из
группы слов, развивать фонематический слух. Предложить мозаику – развивать мелкую моторику пальцев. П/игра «Волк и заяц»
— роль водящего предложить Артему. Рассматривание альбома
«Вот наш Д/с»
— делиться впечатлениям об увиденном.
ОБЖ: «В мире опасных предметов»
Цель: Закреплять представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту.
Пятница 30.11
УТРО: Беседовать с детьми о том, кто сделал предметы, которыми мы пользуемся. Предложить найти в группе предметы, нуждающиеся в ремонте. Спросить, почему эти предметы оказались в таком состоянии. Предложить детям отремонтировать то, что можно. Напомнить детям, что все предметы отделаны руками человека, в них вложен труд и поэтому ко всему нужно относиться бережно. Д/игра «Что нужно для сада»
— учить детей классифицировать предметы по определенным признакам
(по месту их произрастания)
. Труд- полит комнатные цветы – оценивать результаты труда своего и товарища.
ПОЗНАНИЕ (окружающий мир)
:Тема:
«Научу обуваться и братца»
Цель: Продолжать знакомить детей с предметами домашнего обихода;учить вычленять признаки: цвет, материал, из которого изготовлена вещь. Формирование словаря- обогатить словарь детей словами и словосочетаниями. Учить детей отвечать на вопросы, составлять небольшой рассказ о предмете по образцу. Воспитывать бережное отношение к обуви, ухаживать за ней самостоятельно.
Словарная работа: кожаная, резиновая, летняя, зимняя.
Индивидуальная работа: с затрудняющимися детьми.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА:
ПРОГУЛКА: Предложит детям навести порядок на своем участке- убирать листья и палки, бумажки. Полюбоваться участком после работы, какой он стал чистый. Напомнить, что, убрав свой участок, дети помогли нашему дворнику. Спросить, что надо делать, чтобы всегда было чисто (не ссорить)
воспитывать у ребят чувство ответственности за порученное дело и коллективизма. Д/игра
«Что делает?»
— учить подбирать глаголы к существительному
«дворик»«дети»
. П/игра
«Мой веселый звонкий мяч»
— учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда,когда будут произнесены последние слова.
«Подбрось повыше»
— закрепить умение бросать мяч одной и двумя руками и ловить его.
«Догонялки»
-развивать ловкость, быстроту. С/р игра
«Шофер»
— помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей. Игры с выносным материалом.
ВЕЧЕР: Гимнастика после сна. КГН- тщательно переживать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой. Д/игра «Логическая цепочка»
-учить находить взаимосвязь между предметами и явлениями, развивать логическое мышления и связную речь. Рассматривания альбома
«Комнатные растения»
— воспитать любовь к растениям. С/р игра
«Парикмахерская»
— учить детей самостоятельно развивать сюжет игры, согласовывать тему, распределять роли, способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия, формировать правильное взаимоотношение между детьми в коллективе.