Классные часы на тему экологии и охраны окружающей среды
Человек на протяжении всего существования находится в тесном взаимодействии с окружающей природой. Но его отношение к ней не всегда является положительным. Прежде всего человек и его деятельность является основным источником загрязнений, катаклизмов, ухудшения экологической обстановки. Это приводит к необходимости проведения воспитательной работы среди подрастающего поколения.
Школе отводится важная роль в этом процессе. Дети должны постигать законы природы, осваивать нормы экологического поведения понимать, к чему приводит неразумная деятельность людей. Для педагогов вариантом донести эту информацию до молодого поколения станет классный час по темам: «Экология» и «Охрана окружающей среды». Материал будет интересен и актуален для школьников 5-7 классов. Проблема защиты природы имеет особое значение, поскольку около 70% населения планеты дышат вредным для здоровья воздухом, а из-за плохого качества воды ежегодно умирает более 25 тыс. человек.
Классный час на тему: Экология и здоровье человека.
Классный час: «Экология и здоровье человека»
Цель:
Формирование экологической культуры и мотивации на здоровый образ жизни у студентов
через образовательную среду при профессиональной подготовке педагогов СПО.
Задачи:
1.Образовательные: Формирование знаний , умений и навыков при изучении предметов естественного цикла и медико – биологических дисциплин.
2.Воспитательные: Воспитание экологического сознания и экологической культуры, бережного отношения к окружающей природной среде.
3.Развивающие: Развитие творческих способностей при подготовке внеклассных мероприятий о природе родного края.
Структура:
Экология
— наука о взаимоотношении человека со средой обитания в различных аспектах (экономическом, техническом, физико-техническом, социально-психологическом) и призвана определить оптимальные условия существования человека, включая допустимые пределы его воздействия на окружающую среду.
Здоровье
– состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов.
Рассмотрим некоторые вопросы, которые тесно связаны с существованием человека на планете Земля. ( «Земляне», «Трава у дома»).
В процессе жизнедеятельности человек подвержен различным факторам внешней среды, как окружающей природной, так и социальной. Грамотное и внимательное отношение к своему здоровью поможет человеку его сохранить и укрепить в течение жизни, а не растерять, в случае курения, употребления алкоголя, наркотиков и безграмотного отношения к своему организму. Главными факторами риска для здоровья человека являются: образ жизни. Внешняя среда, наследственность, здравоохранение.
Сегодня мы рассмотрим некоторые факторы, связанные с внешней средой, влияющей на здоровье человека. И попытаемся выработать концепцию, которая поможет нам в дальнейшем сохранить свое здоровье.
1.Химическое загрязнение атмосферы и здоровье человека.
— Какие источники загрязнения атмосферы вам известны?
— Какое влияние оказывают газообразные вещества на здоровье человека?
— Почему парниковый эффект является глобальной проблемой экологии?
2.Ьиологическое загрязнение и здоровье человека.
— Какие болезни, передающиеся воздушно – капельным путем вам известны?
— В чем их опасность?
— Каковы источники биологического загрязнения?
— Назовите меры профилактики от инфекционных заболеваний, передающихся воздушно – капельным путем и кишечной инфекции.
3.Влияние звуков на человека.
— Является ли шум источником загрязнения окружающей среды?
— Каковы меры профилактики от шумового загрязнения?
4.Погода и самочувствие.
— Что такое биоритмы и их влияние на трудоспособность человека?
— Кто такие метеопаты?
— Как погода влияет на самочувствие человека, на его работоспособность и отдых?
5.Питание и здоровье.
— Что такое рациональное питание?
— Каковы особенности питания детей младшего школьного возраста?
6.Проблема адаптации человека в окружающей среде.
— Что такое адаптация?
— Как влияет адаптация на социальное здоровье?
— Какие правила необходимо знать, чтобы уметь адаптироваться в новых условиях коллектива?
Таким образом, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия , а не отсутствия болезней и физических дефектов.
Известный советский врач.хирург, Н.М.Амосов, проживший долгую, творческую жизнь, спасший много жизней , написал: «Здоровье – это максимальная приспособленность органов при сохранении качественных пределов их функций»
Цели и задачи экологического классного часа
Нужно отметить, что классный час на тему охраны природы преследует цель развития культуры бережного отношения к окружающей среде.
Следует познакомить детей с терминами: экологическая безопасность, исчезающие виды растений и животных, Красная книга, рассказать об основных источниках загрязнений.
Молодое поколение должно знать, как уязвима природа и насколько пагубным может быть воздействие общества на нее. И конечно, дети как члены общества должны научиться вести экологический образ жизни, не оставлять мусор, беречь животных.
«ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ» (Викторина с элементами беседы) Классный час на тему: — презентация
«ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ» (Викторина с элементами беседы) Классный час на тему:
1. Почему могут быть опасны для здоровья консервированные продукты? ОТВЕТ: можно отравиться ботулином. 2. При сжигании мусора воздух загрязняется ядовитыми веществами. Назовите 4 опасных вещества. ОТВЕТ: диоксины, канцерогены, радионуклиды, двуокись СО. 3. Назвать несколько приемов удаления нитратов из овощей. ОТВЕТ: вымачивание, отваривание, маринование.
4. В табачном дыму содержатся аммиак, ацетон, пропилен, никотин, пиридин и другие вещества. Назовите вещество, вызывающее привыкание к курению. ОТВЕТ: никотин. 5. Назвать две причины ультрафиолетового голодания растений. ОТВЕТ: загазованность в атмосфере, пыль. 6. Какие частицы образуются при распаде радиоактивных веществ? ОТВЕТ: частицы, лучи, нейтроны.
7. Табачный дым содержит много химических соединений, веществ и элементов. Назовите их примерное количество. ОТВЕТ: около Назовите вещество, которое полностью нейтрализует действие нитратов. ОТВЕТ: витамин С. 9. Что такое пестициды? ОТВЕТ: средства химической защиты растений от вредителей и болезней.
10. Можно ли получить отравление, работая в респираторе с анилиновыми красителями и растворителями? ОТВЕТ: да, можно. Пары этих веществ впитываются через кожу. 11. Назовите эффективные способы обеззараживания воды в условиях похода. ОТВЕТ : 1. Кипячение; 2. Добавление йода из расчета 2 капли на 1 литр. 12. Можно ли по внешнему виду отличить продукты, содержащие отравляющие вещества от чистых? ОТВЕТ : нет. Только специальными исследованиями.
13. Кто такой пассивный курильщик? ОТВЕТ : человек, находящийся в накуренной комнате, рядом с курящими людьми. 14. Как называется группа особо опасных органических соединений, содержащая яд? ОТВЕТ : диоксины. 15. Когда автомобиль выбрасывает больше токсичных веществ? ОТВЕТ : на холостом ходу.
16. Почему современные дожди бывают кислыми? ОТВЕТ : в дождевых каплях растворены газообразные окислы серы, азота, углерода, хлора, выброшенные в атмосферу предприятиями. Это слабо концентрированные кислоты. 17. Почему в населенных пунктах нельзя сжигать мусор, отходы, листья? ОТВЕТ : потому что воздух загрязняется ядовитыми веществами. 18. Какую долю в организме человека составляет вода? ОТВЕТ : 65 %.
19. Почему вода из большинства водоемов России непригодна для питья? ОТВЕТ : вода загрязнена отходами от предприятий и ядовитыми веществами с полей. 20. Какую группу серьезных инфекционных заболеваний можно предотвратить путем обеспечения безопасности водоснабжения и канализации? ОТВЕТ : кишечные: холера, дизентерия, гепатит, брюшной тиф.
21. Какую главную опасность для окружающей среды и здоровья людей представляет ядерная энергетика? ОТВЕТ : загрязнение окружающей среды ядерными отходами. 22. Назовите самый токсичный металл. ОТВЕТ : ртуть. 23. Содержание каких химических веществ в воде способно предупреждать кариес зубов? ОТВЕТ : фтор.
24. Почему не рекомендуют употреблять в пищу ягоды и грибы, выросшие возле дорог? ОТВЕТ : они содержат ядовитые вещества: цинк, отходы бензина. 25. Назовите самый мощный источник загрязнения атмосферы нашего населенного пункта. 26. Какие существуют способы дезинфекции воды? ОТВЕТ : озонирование, кипячение, обработка ультразвуком.
Аннотация Презентация содержит 10 слайдов с вопросами и ответами,аннотацию и информацию об авторе. Презентация предназначена для проведения классного часа в среднем или старшем звеньях школы, легко может быть дополнена другими вопросами. Навигация осуществляется по щелчку мыши. Цель классного час: воспитание экологической культуры учащихся. В работе использовались следующие программы: Microsoft Word Microsoft PowerPoint
АВТОР Ильина Вера Филипповна- учитель математики и физики I категории МКОУ «Азовская СОШ «Образовательно- воспитательный центр» ЯНАО, село Азовы
Связанные даты
Ежегодно 5 июня во всем мире отмечают Всемирный день охраны окружающей среды, который призван обратить внимание людей на имеющиеся проблемы. Он сопровождается акциями и мероприятиями по охране природы. Экологическая безопасность становится темой номер один в этот день. Кстати, основоположником понятия «экология» является немецкий биолог Эрнст Геккель, который предложил это название в 1866 году в своей знаменитой работе «Общая морфология организмов». Где изложил теорию отношений живых организмов между собой и окружающей средой. Также важными датами являются Всемирный день воды (22 марта), День леса (20 сентября), День защиты животных (4 октября).
Интересные задания по теме
Поскольку рассматриваемая проблема является общечеловеческой, наиболее оптимальной формой проведения классного часа будет круглый стол. Нескольким ребятам можно предложить подготовить дома доклады по различным аспектам темы, например: «Загрязнение почвы», «Проблема нехватки чистого воздуха», «Животные в опасности» и др. А затем обсудить всем классом рассмотренный материал и предложить свои пути решения проблем. Еще одним вариантом может быть разделение школьников на группы. Каждая группа получат задание с конкретной экологической проблемой. Затем дети совместно обсуждают ее и один школьник от каждой группы рассказывает о своей теме и путях улучшения экологической обстановки.
Экологическое воспитание школьников — первостепенная задача взрослых и, прежде всего, учителей. Необходимо регулярно проводить классные часы, воспитательные мероприятия, субботники, посещения заводов и другие производственные экскурсии.
«Вперед, по экологической тропе» классный час
«Вперед, по экологической тропе»
Учитель рассказывает, что такое экология[2].Экологи всего мира бьют тревогу: «Природа в опасности». Человек своей хозяйственной деятельностью наносит природе ущерб. Мы не должны ждать и бездействовать, когда погибнет все живое. Сейчас вы увидите сами, что помощь природе действительно нужна. Я приглашаю к доске участников инсценировки: «Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка». Дети инсценируют сказку «Репка» [2].
Учитель: То, что произошло в этой сказке, это и есть суть нашего сегодняшнего кл. часа. Что нельзя делать человеку, чтобы таких ситуаций в жизни не было? (ответы детей)
Природа окружает нас везде. Она не только рядом с нашим домом. Мы сейчас вместе отправляемся в путешествие по экологической тропе. Будем смотреть внимательно по сторонам, запоминать все, что увидим и услышим, будем выполнять интересные задания, отвечать на мои вопросы. Что такое природа? На вопрос учителя отвечают дети, которые выучили стихотворения о цветах («Фиалка», «Лютик», «Незабудки», «Одуванчик»).[3]
Учитель: Где растут полевые цветы? Где растут луговые цветы? (на доске вывешиваются таблички — слова: луг, поле). Что не должен делать человек, если он хочет, чтобы луга и поля радовали глаз и приносили пользу человеку?
Учитель: Теперь мы обратим свое внимание на деревья. Для этого я вам раздам карточки, на которых написаны их названия. Обучающая игра называется «Воробей». Слова для водящего: «Чив чив, сидел воробей на малине, слетел воробей на яблоню». Тот, кто назвал себя яблоней, подхватывает: «Чив, чив, сидел воробей на яблоне, слетел воробей на …» и
т.д. Прозевавший свое название отдает карточку с названием дерева другому участнику игры (3 минуты). Далее следует сообщение учителя «о дереве лимон».
Учитель: Я заметила на деревьях птиц. Попробуйте отгадать их названия.
Учитель загадывает загадки:
«Днем спит, ночью летает, прохожих пугает» (Сова)
«Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник» (Дятел)
«Верещунья, белобока, а зовут ее …» (Сорока)
Учитель: В лесу на полянке собрались звери. Надо с ними познакомиться (дети по просьбе учителя находят игрушки: медведь, заяц, лиса, ёж). Далее сам учитель берет игрушку (белочка) и приглашает к разговору 2 учащихся (Белка и Соловей).
Учитель: Послушайте просьбу Белочки и Соловья[2].
Учитель: Что не должен делать человек, чтобы животных было много в лесу и они не тревожились, верили людям? (ответы детей)
Учитель рассказывает о Наших далеких предков – славянах, которые воспринимали лес как живое существо[5].
Учитель: Город Москва построен на берегу Москва-реки. Воду из этой реки человек использует. Что не должен делать человек, чтобы не загрязнять реку? (ответы детей) Далее идет просмотр небольшого сюжета о Москва-реке. Заключение: учитель берет в руки глобус и приглашает детей рассказать обо всем, что они увидели. Дети, читая стихотворение, передают друг другу глобус [4].
Учитель: Мы сейчас даём советы человеку, а значит и себе. Я вас призываю бережно относиться к природе. Если каждый человек будет помнить об этом, то наша планета будет очень красивой. Мы будем жить счастливо. Путешествие по экологической тропе заканчивается[4]. Заключительной частью сегодняшнего кл. часа будет песня (все учащиеся поют песню на мотив «Я шагаю по Москве»[4].
Учитель: На этом наш кл. час закончен. Я прошу вас повторить слова, которые вывешены на доске. Спасибо всем за работу.