Классный час «Поговорим об этикете»
Классный час «Поговорим об этикете»
Цели:
познавательная:
познакомиться с историей этикета, выявить уровень своих знаний в этой области, побудить применять эти знания на практике.
воспитательная:
способствовать усвоению студентами норм этикета и повышению общей культуры.
развивающая:
продолжать развитие умений работать в коллективе, внимательно слушать и задавать вопросы, адекватно оценивать себя и свои поступки.
Структура:
Складывается из трёх этапов.
проектировочный.
— подбор материала, место данного занятия в системе классных часов, определение целей, методов и форм проведения.
2. исследовательский.
— работа студентов в микрогруппах по предложенным ситуациям, составление памяток, анкетирование.
3. рефлексивный.
— направлен на осознание и осмысление результатов своей деятельности.
Нормы исследования.
теоретический этап (Кл. руководитель).
Практический (самостоятельная деятельность студентов).
Регламент проведения 40 – 45 минут.
Метод
Групповая исследовательская деятельность студентов, индивидуальная деятельность.
Результат:
Проследить достаточно сложно, в идеале это усвоение норм этикета, применение этих правил в повседневной жизни.
Введение
В человеке всё должно быть прекрасно:
И лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А. П. Чехов
Быстрый ритм современной жизни предъявляет к человеку много требований: быть образованным, мобильным, успешным, творческим – перечислять можно бесконечно. Однако многое в жизни каждого человека зависит от умения произвести впечатление, внимательно выслушать собеседника, уверенности в себе, правильной речи и т. д. Этикет пронизывает все стороны жизни человека. Основы этих знаний закладываются в семье и школе, и тем не менее каждый человек, вступающий в самостоятельную жизнь и намеревающийся реализовать свои таланты и способности, нуждается в их совершенствовании и развитии.
Знание этикета открывает путь к успеху в личной и профессиональной сфере и помогает избежать лишних стрессов и волнений.
Поэтому выбор темы «Этикет» для классных часов я считаю актуальным и необходимым.
Алгоритм проведения
Из истории этикета (вступительное слово кл.руководителя)
Этикет- слово французского происхождения. Оно вошло в лексикон со времён французского короля Людовика 14, имевшего громкое прозвище Король- Солнце за необычайную любовь к роскоши. На одном из пышных приёмов у короля гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – этикеток и произошло слово «этикет».
В 18 веке потерпела крах наша миссия в Китае из-за того, что русский посланник отказался преклонить перед императором колени, т. к. это требовал этикет Пекинского двора.
В 1804 году Адам Крузенштерн, доставивший с кораблём российское посольство в Нагасаки, описывал с возмущением появление голландцев. При появлении высокопоставленного японца они сгибались в поклоне под прямым углом, вытянув руки по швам. После неудачной попытки русских поклониться на этот манер японцы больше не беспокоились на их счёт. И опять – таки нашим предкам пришлось удалиться ни с чем из-за нежелания соблюсти глупые, на их взгляд, правила этикета.
Тибетцы, например, здороваясь, снимают свой головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо да и ещё высовывают язык. Европейцы ограничиваются тем, что приподнимают шляпу и отдают лёгкий поклон. У японцев для приветствия применяются три вида поклонов: низкий, средний и лёгкий. На крайнем севере охотники, встречаясь, тёрлись носами. Доблестные мушкетёры, изящно склонившись, помахивали шляпами с длинными перьями. На Востоке было принято подносить руку ко лбу и к сердцу, а винных странах в качестве приветствия показывали друг другу языки … Теперь это нам кажется смешными, не так ли?
Актуализация знаний ребят о правилах поведения.
А что вы знаете об этикете?
Необходимы ли правила этикета в современной жизни? Почему?
Нужно ли пополнять знания об этикете, в связи с изменяющимися условиями жизни.
Знакомство с человеком всегда начинается с приветствия.
Вспомните, словесные приветствия русского и других народов (Привет! Как поживаешь! Добрый день! Здоровенько буллы!).
«Здоров ли ваш скот» — эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов говорят: «Я тебя вижу» В Китае спрашивают: « Ели вы сегодня?» И всё это означает одно и то же. А как звучит это по- русски? Мы говорим просто: «Здравствуйте», т. е. желаем нашему знакомому здоровья. Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим, считалось, если человек уклоняется от приветствия или не отвечает на него.
А сейчас давайте проверим насколько вы владеете искусством этикета и откроем небольшие секреты поведения.
Исследование.
Ребята разбиваются на группы в зависимости от общего количества, каждая микрогруппа получает задание.
Задание включает в себя рассказ с ошибками, которые необходимо найти и исправить, а также итогом работы микрогруппы должна стать памятка с правилами поведения в зависимости от ситуации, которую необходимо защитить перед другими группами.
Задание для м/г – 1.
Действие первое «Привет, именинник!»
У Серёжи день рождения. Он ждёт гостей, в комнате мама хлопочет у стола, папа с Серёжей смотрят телевизор, дедушка читает газету. Раздаётся звонок в дверь, входят одноклассники Серёжи – Илья и Настя.
Серёжа: «Ну наконец – то, я вас уже заждался. Что не могли раньше прийти?!»
Илья: «Серёжа, мы тебя поздравляем с днём рождения!»
Настя: «Это тебе от нас подарок». Ребята вручают имениннику цветы и пакет. Серёжа проводит ребят в комнату и кладёт подарок на полку.
Серёжа: «Ко мне пришли мои друзья. Позовите нас, когда всё будет готово, а мы пока в приставку поиграем».
Мама: «Хорошо, детки. Я постараюсь управиться побыстрее. Правда нужно ещё бутерброды сделать.
Серёжа: «Папа пусть тебе поможет, а нам некогда.
Серёжа с одноклассниками удаляется в другую комнату.
М/г – 1 разбирается, что было неверно в поведении ребят. В чём они допустили бестактность? Каковы самые элементарные правила поведения в гостях? Эти правила отражаются в памятке, которую можно выполнить на бумаге или устно.
Памятка 1
.
Правила для гостей и хозяев.
Входя в дом необходимо со всеми поздороваться.
В гости нужно приходить точно назначенное время, об опоздании предупреждать. Заранее приходить не стоит т. к. это может вызвать неудобства для хозяина, который ещё не готов к встрече.
Хозяину дома нужно начать разговор не с нападок и претензий, а радостно приветствовать своих гостей.
Хозяину дома необходимо представит окружающим своих друзей поимённо.
Имениннику желательно сразу раскрыть подарок и поблагодарить гостя; ни в коем случае не спрашивать о стоимости подаренной вещи; неприлично оставлять без внимания врученный подарок.
Стол к приходу гостей должен быть сервирован.
Если у хозяев что-то не готово к столу, гости должны предложить свою помощь; хозяева, поблагодарив, отказываются от неё. Гостей необходимо занять просмотром журналов, фотографий, прослушиванием музыки.
Задание для м/г – 2.
Действие второе «Почему обиделась мама»
Подруга: «Алло, Катя, это ты?»
Мама: «Нет, это не Катя, а кто её спрашивает?»
Подруга: «Да, так, знакомая. А где Катя?»
Мама: «Её нет дома. Что ей передать?»
Подруга: «Вот, коза, обещала меня подождать, а сама куда-то слиняла!»
Мама: « Простите, я с вами в таком тоне не могу дальше разговаривать».
После прочтения диалога м/г – 2 обсуждает ошибки и составляет памятку по телефонному этикету.
Памятка 2.
Телефонный этикет.
На телефонный звонок отвечайте сразу.
Не забывайте здороваться по телефону и лишь затем обращайтесь с просьбой.
Звонивший обязан назвать себя, если он не застал нужного человека, просит передать какое-нибудь сообщение.
Никогда в начале разговора не спрашивайте: «Кто говорит?»
Если звонивший ошибся номером отвечайте вежливо.
Если вам в гостях необходимо позвонить не забудьте спросит разрешения.
Если на пятый-шестой сигнал не отвечают, вешайте трубку.
Три чудодейственных слова, которых часто не хватает в нашей речи – «извините», «пожалуйста», «спасибо» — особенно полезны при телефонных разговорах.
Задание для м/г – 3.
Действие третье. В кинотеатре.
Саша и Петя давно собирались на новый фильм Стивена Спилберга. Они договорились встретиться у кинотеатра ровно перед началом сеанса. Однако, заигравшись в компьютерные игры, Саша опоздал. У кинотеатра его ждал злой Петя. Схватив друга за руку, и забыв извиниться, Саша потащил друга в зал. Пробираясь к своему месту Петя, нечаянно наступил одному из зрителей на ногу, но извинился. Ребята боялись пропустить самое интересное , и толкая друг друга, торопились на свои места. Наконец-то заняв их, они зашуршали фантиками от конфет, и довольные приступили к просмотру фильма.
(После прочтения действия 3 м/г №3 исправляет ошибки ребят и представляет свою памятку «О правилах поведения в общественных местах»).
Памятка 3.
Поведение в общественных местах (на примере кинотеатра).
Пунктуальность в кинотеатре не так обязательна как в театре, но её всё же следует придерживаться, хотя бы ради того, чтобы не мешать другим зрителям.
Тот, кто входит в зал уже после начала фильма, должен выждать в начале прохода, пока глаза не привыкнут к полутьме, чтобы не спотыкаться, не наступать людям на ноги и поскорее найти свободное место, где можно присесть.
Если вы идёте на просмотр фильма с группой друзей, а зал полон зрителей, не старайтесь все непременно сесть в один ряд, не кричите и не размахивайте руками, указывая друг другу свободные места: до них можно добраться спокойно, без лишнего шума, не толкая других зрителей.
Во время сеанса не прилично шуршать фантиками от конфет, перешёптываться и комментировать происходящее.
Пока по экрану пробегают последние титры, нужно подняться и направиться к выходу, стараясь при этом не создавать давки в проходе и не расталкивать других зрителей.
Задание для м/г – 4.
Действие четвёртое. Зав столом.
Ваня торопился в гости к своей подруге Маше, поэтому пришёл за полчаса до назначенного времени. Его встретили очень радушно и пригласили к столу. Как культурный человек за столом Ваня пользовался приборами , а не ел руками. Причём вилку он держал в правой руке, а нож в левой. Вспомнив о салфетке, Ваня заправил её за воротник рубашки. На столе чего только не было. Ваня решил, что нужно пробовать всё. На тарелку он положил очень много и как не старался доесть не смог. Затем хозяйка принесла своё фирменное блюдо, и Ваня очень подробно расспрашивал как оно готовится. Потом Маша принесла торт и вишнёвый компот. Компот был очень вкусный и Ваня выпил 2 стакана, мужественно глотая косточки.
Напившись компота, Ваня сказал: «Ну и наелся же я,» — встал из-за стола и поблагодарил Машу за обед.
(После прочтения четвёртого действия м/г №4 составляет памятку «Правила поведения за столом»
)
.
Памятка 4.
Поведение за столом.
В гости приходят в точно назначенное время, раньше приходить не рекомендуется, чтобы не застать врасплох.
Во время еды рот не должен производить никакого шума, есть нужно спокойно, неторопливо, не давясь.
Нож всегда полагается использовать в паре с вилкой. Нож держат в правой руке, вилку – в левой.
Салфетку необязательно развёртывать полностью, достаточно образовать широкий треугольник и положить его на колени. Никогда не заправляйте салфетку за воротник рубашки, за вырез жилетки и не повязывайте вокруг шеи. По окончании трапезы салфетку кладут слева от своей тарелки.
Не накладывайте на тарелку слишком много, не оставляйте слишком много объедков, не крошите хлеб и не размазывайте соус.
Никогда не расспрашивайте слишком подробно о поданном блюде, прежде чем положить порцию себе на тарелку.
Не нужно глотать апельсиновые семечки, вищневые и сливовые косточки, их полагается тихонько выплёвывать в поднесенный ко рту кулак, а затем незаметно класть на тарелку.
Категорически запрещается подробно рассказывать о болезнях, ужасных или безобразных сценах, а также сальные анекдоты. Нельзя отпускать замечания вслух по поводу подаваемых блюд, сплетничать с соседями по столу о тех, кто сидит дальше, наклоняться и тянуться к собеседнику, сидящему через одного от вас.
После того, как каждая микрогруппа представит свои результаты в виде разбора ошибок и составит памятки, ребята продолжают исследование на индивидуальном уровне. Студентам предлагается выполнить два теста «Приятно ли с вами общаться» и «Умеете ли вы слушать?»
После классный руководитель подводит небольшой итог.
Рассмотрев несколько жизненных ситуаций мы с вами показали и доказали, что тема нашего классного часа актуальна и полезна.
Я надеюсь, что она помогла всем вам задуматься и посмотреть на себя со стороны. Может быть вы исправите некоторые шибки в своём поведении, в контакте с друзьями, родными и знакомыми, в общении между собой, дома, по телефону и в учебном заведении.
Рефлексия
Выборочно или каждого опросить о том, что полезного и нового для себя они узнали на классном часе – это показатель результатов деятельности по содержанию.
В качестве оценки результатов по личному состоянию, можно использовать смешные рожицы, предварительно задав вопрос: «Был ли для вас полезен, занимателен, данный классный час? Уверенно ли вы себя чувствовали, когда выступали, высказывали собственное мнение?»
Литература:
1. Сгибнева Е. П. Солдатова Т. Б. Классные часы в 10-11 классах.: Ростов-на-Дону «Феникс», 2004.
2. Современный этикет. М.: Эксмо-Пресс, 2001.
3. Трофименко А., Волгин А. Поговорим об этикете. М: «Московская Правда», 1991.
Конспект классного часа «Этикет и мы»
(Лучше потерпеть до дома. Единственным исключением может быть мороженое, но едят его, не высовывая языка, чтобы все видели, какой он длинный и как ты лижешь со всех сторон мороженое. Нельзя входить с мороженым в транспорт. Нельзя есть фрукты на улице).
Вы размешали сахар в чае, что делать с ложкой?
(Кладут на блюдечко).
Как берут из общего блюда хлеб?
(Рукой).
С какой стороны подают кушанья, а с какой забирают?
(Подают кушанья со стороны левой руки, супы и напитки – со стороны правой. Забирают тарелки справа).
Куда вы положите ложку, если уже поели?
(Ни во время еды, ни после ложку для супа нельзя класть на скатерть, а только в тарелку).
В тарелке осталось несколько ложек супа, куда наклонять тарелку – к себе или от себя?
(Всё зависит от того, что вы хотите залить, свой костюм или хозяйкину скатерть. Лучше пожертвовать несколькими ложками супа, оставив его в тарелке).
Как нужно есть зелёный горошек?
(Его нужно слегка придавить вилкой, чтобы горошины не катались по тарелке, а потом уж подбирать).
Чем чистят мандарин, апельсин?
(Мандарин – рукой, апельсин – ножом).
С какой стороны обходят прохожих?
(Идущих впереди обходят слева, а идущих навстречу – справа).
Вашей спутнице уступили место в транспорте. Кто должен поблагодарить за это – вы или ваша спутница?
(Мужчина).
Кто уступает место (сидячее) в транспорте старикам, женщинам с детьми – мужчина или женщина? (Оба).
Какой стороны следует придерживаться при передвижении по тротуару?
(Правой).
Вы пришли в кино и пробираетесь на своё место в ряду, заполненном сидящими людьми. Как нужно проходить – лицом или спиной к сидящим? (Лицом).
Может ли девушка отказаться от приглашения на танец?
(Этикет разрешает отказаться от приглашения на танец, не объясняя причины отказа),
48. Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать: “Извините” или “Извиняюсь”?(Извините).
Можно ли вести беседу двоим, если с ними находится ещё один человек?
(Вести разговор, в котором не принимают участие все присутствующие –нельзя: третий может подумать, что речь идёт о нём или что ему не доверяют).
. Кто первым кладёт телефонную трубку – мужчина или женщина?
(Женщина).
IV.Обобщение и итог.
Воспитание детей всегда включает в себя обучение ребенка умению вести себя в обществе, устанавливать и поддерживать отношения с другими людьми. То есть обучение правилам этикета должно начинаться с самого раннего возраста. Дети, как губки, впитывают в себя решительно все, что их окружает, поэтому контролируйте свое поведение, потому что личный пример для ребенка убедительнее тысячи слов. Ваши манеры и соблюдение вами правил этикета — залог того, что ваши ученики вырастут культурными людьми, для которых правила этикета будут образом жизни и естественным способом общения.
Внеклассное мероприятие «Его Величество «Этикет»» для начальных классов
Внеклассное мероприятие «Его Величество «Этикет»»
Цель занятия: формировать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий
Задачи занятия:
- создать условия для систематизации знаний учащихся о понятии этикет;
- учить анализировать поступки людей, устанавливать причинно-следственную связь поступков и эмоций;
- формировать задатки самоконтроля в поведении детей;
- формировать у учащихся понимание необходимости выполнения правил этичного поведения в повседневной жизни на примере этикета казачества;
- развивать интерес к истории родного края;
- воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях, желание стремиться к соблюдению правил этикета: быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным
Ход занятия:
Упражнение «Приветствие»
Учитель: — Ребята, предлагаю всем встать в круг и поприветствовать друг друга по-европейски, пожимая руку. А теперь поздоровайтесь как японцы, поклонившись друг другу. «Африканцы» при встрече трутся носами. Поприветствуйте и вы друг друга по–африкански.
— Я очень рада видеть вас и ваши добрые радостные лица, лучистые глазки! Думаю, что вы получили заряд бодрости и энергии, и хорошее настроение не покинет вас на время нашего занятия.
Слайд 2 (по щелчку)
Учитель: — Оказывается в разных частях света, у разных народов существуют различные способы приветствий. Одни кланяются в пояс, как японцы, другие падают на колени и ударяются лбом о землю, третьи прижимают руку ко лбу и сердцу, четвертые прикасаются носами, пятые показывают язык… Главное, знать некоторые принятые среди культурных людей правила и выполнять их в жизни.
Слайд 3: рассматривание картинок
Учитель: — Какая картинка лишняя? Почему? (ответы детей)
— Попробуйте определить тему сегодняшнего внеклассного занятия.
— Сегодня мы поговорим о правилах отношения человека к человеку, т. е. об этикете, который различается у разных народов даже в одной стране. Так как мы живем на Дону, то будем учиться поддерживать культуру народа своего родного края, познакомимся с правилами казачьего этикета, которые сохранились до наших времен, и постараемся составить «Свод этических правил».
Чтение стихотворения учеником:
Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет. Это – нормы поведения: Как ходить на День рождения? Как знакомиться? Как есть? Как звонить? Как встать? Как сесть? Как здороваться со взрослым?
Как входить и где стоять, Кому место уступать, Как прилично одеваться, Где молчать, а где смеяться, Как к обеду пригласить, Что подруге подарить. Много разных есть вопросов. И на них даёт ответ Этот самый этикет. В школе, в доме, на работе, И в трамвае, в самолете, И в театре, и в кафе Пригодиться он тебе. (А. Усачёв)
Слайд 4
Учитель: Историческая справка
Слово «этикет» появилось при короле Людовике XIV во Франции. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали «этикетками». Отсюда и произошло понятие «этикет» — воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
Слайд 5
В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету. Первая книга по этикету называлась «Домострой». В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. Петр I, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы.
Слайд 6
При Петре I в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало» или «Показания к житейскому обхождению«. Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.
Игра «Вежливо – невежливо»
Учитель: — Насколько вам знакомы правила культурного поведения, проверим в игре «Вежливо – невежливо». Если я называю вежливый поступок – вы хлопаете в ладоши, если нет, то топаете ногами.
— поздороваться при встрече; — толкнуть одноклассника и не извиниться; — кричать, шуметь на перемене; — уступить место старшим; — не вставать на обращение учителя; — помочь подняться по лестнице; — перебивать во время разговора; – соблюдать на уроке тишину; – уметь выслушать друга; – пропустить вперед девочек; – сказать «До свидания» , уходя из класса домой;
– громко разговаривать в автобусе; – помочь поднять упавшую вещь; – обозвать обидным словом соседа; – пожелать в столовой: «Приятного аппетита»
Учитель: — Проживая на Дону, мы должны знать правила казачьего этикета, которые сохранились до наших времен. Соблюдая их, будем поддерживать культуру народа своего края. Казак не считал себя казаком, если не знал и не соблюдал традиции и обычаи казачества, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписаные казачьи домашние законы:
Слайд 7:
1. Уважительное отношение к старшим 2. Уважение к женщине (матери, сестре, жене) 3. Безмерное почитание гостя
Устный журнал
Выступление подготовленных детей:
1 ученик: — В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. Казачки кланялись мужчине на его приветствие, а между собой обнимались с поцелуем и беседой. При подходе к группе стоящих и сидящих, казак снимал шапку, кланялся и справлялся о здоровье. Среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято здороваться (приветствовать) даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице. При входе в хату (курень) крестились на образа, мужчины предварительно снимали шапку, тоже делали и при выходе. Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и услугу вообще, а постороннему особенно (подать оброненное, помочь поднять, поднести что-либо по пути, помочь при подъеме или выходе, уступить место для сидения, подать при общем застолье что-либо соседу или рядом сидящему). Прежде чем самому что-либо съесть или утолить жажду, должен был предложить рядом стоящему (сидящему). Предпочитали казаки за правило обходиться тем, что есть, а не тем, чем бы хотелось, но не быть в долгу. Долг, говорили, хуже неволи, и старались немедля освободиться от него. За долг считали и проявленную к тебе доброту, бескорыстную помощь, уважение. За это казак должен был рассчитаться тем же.
Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Непочитание отца с матерью считалось за большой грех.
В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность.
Слайд 8
2 ученик: — Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязывало младшего проявлять заботу, сдержанность, готовность к оказанию помощи и соблюдения некоторых правил этикета:
— при появлении старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы – снять шапку и поклониться;
— в присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать в разговоры без его разрешения) и, тем более, непристойно выражаться;
— младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными;
— при общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно спрашивалось мнение старшего;
— при конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим, и требовалось немедленное его исполнение.
Слайд 9 3 ученик: — В казачьих семьях безмерно уважительно относились к гостю, потому что гость считался посланцем Божьим. Независимо от его возраста, ему отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, даже если гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, станице, поселке обязательно встретят, как гостя, накормят и его, и коня.
Слайд 10
Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. Кто бы ни была женщина, к ней относились уважительно и защищали всегда. В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости. Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов и примером в этом являлась жена казака – мать его детей. Женщина-казачка считала для себя за великий грех и позор появиться на людях (обществе) с непокрытой головой, носить мужской тип одежды и стричь волосы.
Работа в группах (объединяются учащиеся двух соседних парт):
Учитель: — Составим «Свод этических правил», для работы объединимся в группы. Посоветуйтесь друг с другом. Запишите свои мысли.
Итог:
Учитель: — Какие правила культурного поведения мы должны соблюдать и выполнять в повседневной жизни??
Отчеты детей по группам
«Свод этических правил»
- В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятности и обиды.
- Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не отвечать на приветствие.
- Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.
Вежливый человек приветлив и внимателен к другим. Если его о чем-то спрашивают или просят оказать какую-то услугу, он всегда делает это охотно.
- Нужно быть вежливым в словах, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.
- Если ты сидишь, а в комнату вошел взрослый, встань, чтобы с ним поздороваться.
- Взрослым надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. За руку здороваются, если взрослый сам протягивает руку. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
- Если к тебе обратился взрослый, а ты сидишь, встань и разговаривай стоя.
- Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи, не забывай говорить «волшебные слова» («спасибо», «пожалуйста»).
- В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.
- Не ябедничай. Если друг в чем-то неправ, скажи сразу об этом, останови товарища, если он занимается чем-то плохим.
- Будь всегда точным и аккуратным.
- Умей владеть собой, не «срывай зло» на окружающих.
- Внимательно слушай собеседника, не перебивая его, пока тот не закончит рассказ. Даже в ссоре никогда не повышай голоса.
- Старайся избегать назойливости: если твое присутствие неприятно человеку — оставь его.
- В гостях веди себя так, чтобы твое присутствие было приятно и для хозяев, и для гостей.
- Гостей встречай приветливо. Даже если ты чем-то огорчён, должен вести себя так, чтобы гости этого не заметили.
Учитель: — Это лишь часть правил хорошего тона, но применение даже этой малой части облегчит вашу жизнь, потому что хорошие манеры необходимы каждому. Но для того, чтобы стать культурным человеком, мало знать этикет, нужно следовать этим правилам всегда. В этом секрет успеха! Рефлексия:
— Кому тема занятия была интересной?
— Что расскажите дома своим родителям?
— Какие выводы сделали для себя?
Использованная литература:
- «Краткий словарь по философии». Под ред. И.В. Блауберга и И.К. Пантина.
- «Словарь по этике». Под ред. И.С. Кона.
- Д.С. Лихачёв «Письма о добром».
- Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов/ред. Л.В.Кузнецова, Г.С.Семенов – М.:Школьная Пресса. 2002. – 112с.
- 3. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах: в помощь учителю М.:Школа-Пресс. 1998. -186с.
- https://kazakdon.ru/gostepriimstvo_kazakov.html Казачество на Дону
- https://obuchonok.ru/node/349 История возникновения этикета
- https://zelenodolsk-okv.ucoz.ru/_ph/1/694439073.jpg картина С. Гавриляченко «Постриги», 2000
- https://images.yandex.ru/ картина