Родительское собрание «Как помочь ребёнку в учёбе?»


Как помочь ребенку учиться в 5 классе по Программе обновленного содержания»

Цель

: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности обучающихся, оценка значимости и действенности поддержки ребенка в его учебной деятельности со стороны родителей.

Задачи:

  1. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.
  2. Расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми.
  3. Отработка с родителями воспитательных и психологических приемов поддержки учебной деятельности ребенка.
  4. Выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся.

Форма проведения: круглый стол, работа в группах.

Слово учителя:

Здравствуйте,уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами , как помочь учиться ребенку при переходе из младшего звена в среднее .Особенность обучения учащихся при переходе в среднее звено, осложнена одновременным переходом к новой системе образования-обучение в системе обновленного содержания. Поэтому мы с вами должны помочь ребенку своевременно сориентироваться и не потерять интерес к знаниям, а также самим понять Программу обновленного содержания с целью своевременно поддержать своего ребенка.

Введение в тему собрания.

Представьте себе, что Вы попали в огромный мегаполис , в котором надо сориентироваться, чтобы попасть в нужный пункт назначения.

Задание для групп родителей : обсудить и ответить на вопрос»Как Вы себя поведете?»

В таком положении оказались наши дети: сегодня они переживают изменения при переходе от одного учителя к 15 новым педагогам со своими требованиями.

По каким же показателям можно судить, насколько ребенок готов к учебе в 5-м классе?

Во-первых,

это достаточная сформированность основных компонентов учебной деятельности, позволяющая ребенку успешно усваивать программный материал.

Если младший школьный возраст – период начального знакомства с учебной деятельностью, овладения ее основными компонентами, то средний школьный возраст – это период овладения самостоятельными формами работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности учеников, стимулируемой соответствующей учебно-познавательной мотивацией. Эта мотивация направлена не только на получение новых знаний, но и на поиск общих закономерностей и освоение самостоятельных способов добывания новых знаний.

Уже с начала обучения в средней школе расширяется само понятие “учение”. Теперь оно не ограничивается рамками учебной программы, а часто выходит за ее пределы, может в большей степени осуществляться самостоятельно. Но это возможно только в том случае, если интерес к учению становится основным мотивом. Если же учение не представляет для ребенка значимой ценности, его познавательная активность развита слабо, то учебная деятельность превращается в сугубо формальную, не выполняющую свою функцию в развитии детей. Отсюда – и разочарование в учебе, нежелание учиться, отрицательное отношение к школе в целом, так характерное для 5-классников.

Во-вторых,

за время учебы в начальной школе у детей должны возникнуть рефлексия и понятийное мышление.

Рефлексия – это осознание себя и своих действий. Рефлексия меняет взгляд ребенка на окружающий мир, заставляет не верить на слово тому, что говорят другие, а вырабатывать свой собственный взгляд, собственное мнение. Это личностное отношение к окружающему, прежде всего, затрагивает основную деятельность школьников – учебную. В результате у детей постепенно формируется личное отношение к учению.

В-третьих,

учащиеся 5-х классов должны быть готовы к установлению других, более “взрослых” взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Что касается отношений со сверстниками, то нужно отметить, что в этот период общение с ними начинает определять многие стороны личностного развития ребенка. В этом возрасте появляются притязания ребенка на положение в системе деловых и личных взаимоотношений в классе, формируется достаточно устойчивый статус ученика. На эмоциональное самочувствие ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебной деятельности и взаимоотношения с учителями. Существенные изменения происходят и в нормах, которые регулируют отношение школьников друг к другу: на первое место выступают нормы, связанные с качествами “настоящего товарища и друга”.

Сегодня мы делаем акцент не только на переходный период из младшего звена в среднее, но и качественное изменение системы образования.

Задание 2 группам родителей : представьте модель обучения ваших детей сегодня в школе?

Задание 3 и 4 группам родителей: представьте , какими качествами должен обладать ученик?

Защита групп.

А как определить насколько вы правы? По каким критериям мы можем оценить вашу работу?

( Составляются критерии оценивания и дескрипторы)Родители оценивают работу друг друга.

Учитель:

Сейчас Вы стали участниками учебного процесса ваших детей.

1.Вы сотрудничали друг с другом вне зависимости статуса, профессий, социального положения, вероисповедания. И это уже часть воспитательной цели на уроке.

  1. Второй важный признак работы обновленного содержания: вы самостоятельно искали ответы на вопросы.

3.Самый важный этап работы: вы оценивали свою работу и работу соседних групп по выработанным критериям и дескрипторам.

Легко ли учиться детям???????

Поэтому мы с вами должны быть рядом и своевременно уметь помочь ребенку.

Существуют факторы , о которых вы должны помнить.

1.Существует фактор физиологических изменений.

Переход в среднюю школу может совпасть с началом физиологических изменений в организме ребенка. Ребенок начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени.
Вы , очевидно заметили, что дети стали чаще
.

2.Личные проблемы.

Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста — психолога, и др
проситься остаться дома, ссылаясь на недомогание.

  1. Отсутствие интереса
    . Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.

Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или что учиться надо для общего развития, в этом случае не годятся. Но родители могут постараться наглядно показать ребенку смысл изучения того или иного предмета. Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие применения школьных знаний: например, без таблицы умножения очень сложно сосчитать, сколько денег понадобится на покупку продуктов. А знание алфавита помогает ориентироваться в каталогах и энциклопедиях

  1. Отсутствие способностей
    . Скорее речь идет об отсутствии у ребенка каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах.
  2. Неуверенность в себе
    . Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях “переходит” с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать. Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий. Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться в переходном возрасте. Ребенок начинает критически относиться к себе и своим успехам, своей внешности и способностям чего-либо достичь. У многих подростков наблюдается резкое падение самооценки. Помочь ребенку преодолеть эти трудности, почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобравшись в их причинах.

Программа обновленного содержания помогает учащимся самоутвердиться при работе в группах. Вырабатываются правила работы в группах. Учащиеся не испытывают чувства страха .Группа помогает, поддерживает каждого своего участника, одновременно с этим процессом у ребенка вырабатывается чувство ответственности перед другими участниками , а также вырабатывается умение аргументировать свои утверждения.

Родительское собрание на тему: «Как помочь своему ребёнку учиться».

Слайд 0

Родительское собрание на тему: «Как помочь своему ребёнку учиться».

Слайд 1

«Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». Легуве

Слайд 2

«Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания,- это чересчур торопиться». Ж.Руссо

Слайд 3

«Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью». ( А. Чехов)

Слайд 4

Почему мы хотим, чтобы наш ребенок хорошо учился?

Слайд 5

Легко ли им быть хорошими учениками?

Слайд 6

Что значит хорошо учиться? Быть трудолюбивым, не лениться, добросовестно готовиться ко всем урокам. Быть любознательным, много читать. Быть внимательным на уроках. Уметь размышлять, думать, быть сообразительным, смекалистым. Быть добрым, в хорошем настроении.

Слайд 7

Что же, по вашему мнению, обеспечивает успех урока? Готовность ребёнка к уроку (наличие домашнего задания и учебных принадлежностей) Внимательность и познавательная активность ребёнка Осведомлённость родителей о том, как обстоят учебные дела ребёнка, заинтересованность их в успешной учебной деятельности ребёнка.

Слайд 8

Исходя из вышесказанного следует: Ребёнку серьёзно относиться к выполнению домашних заданий, а родителям ежедневно просматривать тетради, дневник; если необходимо, попросить объяснения по тому или иному факту, а затем спросить, чем вы можете помочь. Стимулируйте познавательную деятельность ребёнка, развивайте его любознательность.

Слайд 9

Недельная учебная нагрузка в начальных классах: в России- 20-24 часа В Финляндии и Германии -28-32 часа Информация к размышлению

Слайд 10

Максимальный объем домашнего задания в соответствии с требованиями п. 2.9 СанПин 2.4.2 1178-02 1кл — 1 час со 2 полугодия 2кл — 1,5 часа 3кл-4кл — 2 часа

Слайд 11

Назовите, на ваш взгляд, проблемы: Почему у наших детей снижается интерес к учению?

Слайд 12

Ситуации В течение 5 минут вы должны ознакомиться с ними и представить ваши версии, одна из которых показывает, как не следует поступать в этой ситуации, а другая, как надо поступить правильно.

Слайд 13

Ситуация 1 Ребенок в отчаянии от того, что не может решить задачу. При этом на Ваши вопросы о ее содержании отвечает с трудом или не отвечает вовсе. Как в этой ситуации должен действовать родитель, который, возможно, и сам не силен в математике? 1. Как следует поступить? 2.Как не следует поступать?

Слайд 14

Ситуация 2 Накануне ребенок долго и упорно готовил окружающий мир. Но учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге — лишь «тройка». Ребенок заявляет, что больше предмет он учить не будет, потому что «бесполезно». Что делать? 1. Как следует поступить? 2.Как не следует поступать?

Слайд 15

Ситуация 3 Придя с работы, застаете ребенка в слезах. Поговорив с ребенком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начинать, какова его логика, как выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребенок абсолютно уверен в том, что у него это никогда не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол. Как помочь ребенку, не сломав его? 1. Как следует поступить? 2. Как не следует поступать?

Слайд 16

Советы родителям по поддержке ребёнка в учебной деятельности. Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” — достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Слайд 17

Правило второе: не более одного недостатка в минутку. По возможности выберите из множес- тва недостатков ребенка тот, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нём. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным. Иначе ваш ребенок перестанет реагировать на ваши слова, станет нечувствительным к вашим оценкам.

Слайд 18

Правило третье: за двумя зайцами погонишься… Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Слайд 19

Правило четвертое: хвалить — исполнителя, критиковать — исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

Слайд 20

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами другого. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Слайд 21

Учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него число дополнительных примеров, задач, уравнений без ошибок и исправлений. Правило шестое: ставьте перед ребенком доступные цели

Слайд 22

Приемы развития мыслительных способностей детей

Слайд 23

Упражнение 1. Подбери как можно больше заголовков к рассказу. Осенью папа привёз мне небольшую луковицу. Он сказал, что в луковице спрятана радость. Горшочек с луковицей мама отнесла в подвал. Через месяц показался росток. Я поставила горшок в ванной. Накрыла росточек бумажным колпачком. Ему нужна была прохлада. Вот выглянул бутончик. Я перенесла цветок на окно. Перед Новым годом раскрылись синие душистые цветы. Это был гиацинт. Гиацинт украсил нам праздничный стол. Вот какая радость была в серой луковице.

Слайд 24

Упражнение 2Перескажи максимально кратко, используя 1-4 предложения. Осенью папа привёз мне небольшую луковицу. Он сказал, что в луковице спрятана радость. Горшочек с луковицей мама отнесла в подвал. Через месяц показался росток. Я поставила горшок в ванной. Накрыла росточек бумажным колпачком. Ему нужна была прохлада. Вот выглянул бутончик. Я перенесла цветок на окно. Перед Новым годом раскрылись синие душистые цветы. Это был гиацинт. Гиацинт украсил нам праздничный стол. Вот какая радость была в серой луковице.

Слайд 25

Упражнение З. «Выражение мысли другими словами». Нынешнее лето будет очень теплым.

Слайд 26

Упражнение 4. «Исключение лишнего слова». «собака» «яблоко» «солнце»

Слайд 27

Упражнение 5. «Способы применения предмета». «книга»

Слайд 28

Продолжите фразу… «Мы решили для себя, что никогда не будем…» «Для нас главное в поддержке учёбы ребёнка — это …»

Слайд 29

Не ругайте, а учите! Если собрать воедино все замечания, которые делают детям, то доля негативных оценок будет очень высока. Критиковать надо не ребёнка, а его поступки и поведение. Заповеди воспитания

Слайд 30

Оцените сильные стороны своих детей. Мы часто хотим сделать из ребёнка то, что нравится нам самим, не прислушиваясь к его собственному мнению. Важно спросить у ребёнка: «Что тебе нравится? Что у тебя хорошо получается?» Заповеди воспитания

Слайд 31

Напоминайте ребёнку о его успехах. Часто ли вы хвалите ребёнка? Вспомните слова, которыми вы хвалите ребёнка. У ребёнка, уверенного в себе, всё получается. Заповеди воспитания

Слайд 32

Существует 55 способов выразить свою любовь к ребёнку словами: Молодец! Талантливо! Хорошо! Ты-одарённый! Удивительно! Поразительно! Прекрасно! Потрясающе! Как в сказке! Я тобой горжусь! Очень эффектно! Ты на верном пути Ты-просто чудо. Я сам не смог бы Поздравляю! сделать лучше!

Слайд 33

Научите своего ребенка расслабляться. Начните с дыхания и научите ребенка правильно дышать, а потом найдите что-то, о чем надо подумать, чтобы снять напряжение. Пусть Ваш ребенок думает об этом, пока не успокоится. Заповеди воспитания

Слайд 34

Заповеди воспитания Идите к цели постепенно. Можно нарисовать лестницу с пятеркой на верхней ступеньке и повесить ее на видном месте. А на разных ступеньках напишите: вовремя сдавай задания, читай всё, что положено по программе и т.д. 5

Слайд 35

Заповеди воспитания Никогда не забывайте что воспитание — это длительный процесс, включающий в себя поддержку, поощрение и упорный труд.

Слайд 36

Желаем Вам успехов в воспитании детей!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: