Конспект занятия в средней группе на тему : «Пожарная безопасность»


Конспект урока по ОБЖ : «Пожарная безопасность»

Ход урока

  1. Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

  1. Сообщение темы и цели урока.
  1. Работа над новым материалом.

Пожар –

это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Пожарная безопасность –

это состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Пожары возникали и возникают периодически – на объектах экономики, на транспорте, в жилых домах и общественных зданиях.

Особенно часто пожары возникают в жилом секторе и общественных местах (в местах массового скопления людей). Именно там они представляют наибольшую опасность.

Замкнутость горящих помещений и связанная с этим чрезмерная скученность людей, возможная паника, вертикальное распространение огня, ядовитые вещества, выделяющиеся при горении синтетических материалов, — всё это приводит к наиболее трагическим последствиям.

Внимание!

Пожары возникают там, где человек пользуется огнём для своих повседневных нужд и где из-за нарушений правил пожарной безопасности огонь выходит из-под его контроля.

Чаще всего пожары возникают по причине так называемого человеческого фактора. Это происходит, когда люди в силу своей неграмотности в области пожарной безопасности, халатности и недисциплинированности нарушают правила пожарной безопасности в повседневной жизни.

Человеческий фактор превращает огонь в страшную, всеразрушающую стихию.

Огонь становится врагом человека:

  • если к использованию его в процессе жизнедеятельности относятся безответственно;
  • если не соблюдаются установленные нормы пожарной безопасности;
  • если силу огня пытаются использовать не для созидания, а для разрушения (поджоги, вооружённые конфликты);
  • если теряется контроль над процессом горения.

Стоит только огню вырваться из-под контроля человека, возникает пожар со всеми вытекающими последствиями.

Наиболее распространённые причины пожаров в быту

Неосторожное обращение с огнём:

  • бросание непогашенных окурков и спичек, курение в неотведённых местах;
  • разведение костров во дворах жилых домов или на садовых участках;
  • отогревание в зимнее время замёрзших труб отопления паяльной лампой или факелом;
  • подогрев на плите пожароопасных веществ бытовой химии;
  • чистка легковоспламеняющимися жидкостями промасленной одежды в закрытых помещениях;
  • небрежное хранение горючих жидкостей;
  • применение для освещения открытого огня;
  • проведение газо- и электросварки без соблюдения правил безопасности.

Неисправность и неправильная эксплуатация электрооборудования:

  • перегрузка электросети включением нескольких электроприборов в одну розетку;
  • повреждение электроприборов, небрежное соединение, оголение или плохая изоляция проводов;
  • оставление электронагревательных приборов включёнными в сеть в течение длительного времени и их перегрев;
  • расположение дополнительных электронагревателей вблизи от легковоспламеняющихся предметов (занавесок, штор, покрывал и др.);
  • нарушение правил эксплуатации электроприборов, определённых в инструкциях предприятий-изготовителей;
  • эксплуатация электропечей, не оборудованных терморегуляторами.

Неправильная эксплуатация печного отопления:

  • неисправность печей и их плохая подготовка к отопительному сезону;
  • своевременно не очищенные от сажи дымоходы и печи;
  • установка металлических печей, не отвечающих требованиям пожарной безопасности;
  • оставление топящейся печи без присмотра;
  • применение для розжига печи бензина, керосина, дизельного топлива и других легковоспламеняющихся жидкостей.

Шалости детей:

  • игра со спичками;
  • разведение костров в подвалах и на чердаках;
  • поджог тополиного пуха в летнее время;
  • нарушение правил обращения с пиротехникой.

В процессе жизнедеятельности человек постепенно вырабатывал меры пожарной безопасности, чтобы снизить ущерб разрушительной силы огня, когда он вырывался из-под контроля. Меры пожарной безопасности – это действия по её обеспечению и по выполнению её требований.

В деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности можно условно выделить три взаимосвязанных направления.

Первое направление

– это разработка и совершенствование требований пожарной безопасности, которые устанавливаются федеральными законами или другими нормативными правовыми актами и определяют ряд условий социального и технического характера по обеспечению пожарной безопасности. Данные условия определяли и определяют нормы поведения человека в процессе его жизнедеятельности по профилактике пожаров.

Второе направление

– это определение порядка и организации тушения пожара. Тушение пожара представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию возгораний. Организация и эффективность подобных действий всегда зависели от сил и средств, привлекаемых на борьбу с пожарами.

Третье направление

– это создание и совершенствование системы подготовки населения в области пожарной безопасности, обучение правилам безопасного поведения при пожаре для снижения фактора риска для жизни и здоровья.

Это должен знать каждый

В настоящее время в Российской Федерации пожарная охрана – большая и сложная структура. Основная её часть – Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы,

которая входит в систему МЧС России1. Это мощная и мобильная структура, основными задачи которой являются: организация и осуществление государственного пожарного надзора в Российской Федерации; организация и осуществление охраны населённых пунктов и предприятий от пожаров; тушение пожаров.

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды

:

  • Государственная противопожарная служба;
  • муниципальная пожарная охрана;
  • ведомственная пожарная охрана;
  • частная пожарная охрана;
  • добровольная пожарная охрана.

В Государственную противопожарную службу входят

федеральная противопожарная служба, противопожарные службы субъектов Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности

Необходимость соблюдения правил пожарной безопасности диктуется законами жизни и определена законодательством Российской Федерации. Для граждан Российской Федерации Федеральным законом «О пожарной безопасности» (от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ)

предусмотрены определённые права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности.

Граждане имеют право на:

  • защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
  • возмещение ущерба, причинённого пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;
  • участие в установлении причин пожара, нанёсшего ущерб их здоровью и имуществу;
  • получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке, от органов управления и подразделений пожарной охраны;
  • участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

Граждане обязаны:

  • соблюдать требования пожарной безопасности;
  • иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утверждёнными соответствующими органами местного самоуправления;
  • при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
  • до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
  • выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;
  • предоставлять возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Граждане за нарушение требований пожарной безопасности,

а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В статье 167 «Умышленные уничтожение или повреждение имущества» Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено:

«Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трёх месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, совершённые из хулиганских побуждений, путём поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлёкшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет».

  1. Выводы.
  1. Чаще всего пожары возникают в жилом секторе и общественном месте.
  2. Личная безопасность человека в ситуациях, возникающих при пожаре, прежде всего зависит от его поведения и умения адекватно действовать во время пожара.
  3. Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы – главное звено в системе пожарной охраны Российской Федерации.
  1. Первичный контроль знаний и закрепление материала.

Вопросы.

  1. Какие права имеют граждане Российской Федерации в области пожарной безопасности?
  2. Какие обязанности возложены на граждан Российской Федерации в области пожарной безопасности?
  3. Какие наиболее распространённые причины пожаров в быту вы знаете?
  4. Почему подключение к одной розетке нескольких электроприборов может привести к пожару? Обоснуйте свой ответ.
  1. Окончание урока. Рефлексия.

Самооценка учащихся, оценка работы учителем, выставление и комментирование оценок.

  1. Домашнее задание.
  1. Подготовить к пересказу §1 «Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности»;
  2. Выполнить задание (рубрика «Задание», стр. 10).
  3. Изучить и прочитать Дополнительные материалы к § 1.
  1. Задание.
  1. Подберите с помощью Интернета и средств массовой информации примеры губительных пожаров, которые произошли из-за нарушений правил пожарной безопасности.
  1. Дополнительные материалы к §1.

В последнее время в нашей стране обозначилась тенденция к сокращению числа пожаров и случаев, сопряжённых с гибелью и травматизмом людей по их причине. МЧС России осуществляет комплекс мер по совершенствованию системы оперативного реагирования на пожары. С этой целью в МЧС России создаются пожарно-спасательные подразделения.

Спасатели МЧС проходят специальную подготовку. В штаты боевых расчётов вводятся автомобили первой помощи и установки импульсного пожаротушения. На базе танка Т-64 создана машина «Импульс», которая тушит пожар в десять раз эффективнее обычных. Кроме того, с помощью 120-миллиметрового миномёта в очаг возгорания, расположенный на расстоянии 1000 м, можно выстелить 25-килограммовую капсулу, наполненную огнетушащим порошком. Эта машина предназначена для тушения крупных пожаров на нефтехранилищах, в местах добычи нефти, на различных промышленных и гражданских объектах с помощью установки залпового огня капсулами с огнетушащим порошком.

Вопросами пожарной безопасности занимается также Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России.

В Российской Федерации с июня 2003 г. действуют новые Правила пожарной безопасности (ППБ-01-03), утверждённые приказом МЧС Росси от 18 июня 2003 г. №313.

1 МЧС России – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

внеклассное занятие «Пожарная безопасность»

автор: Малышева Ирина Владимировна

Воспитатель КОУ «Калачинская адаптивная школа — интернат»

внеклассное занятие «Пожарная безопасность»

Тема: «Пожарная безопасность».

Цель:

познакомить с правилами пожарной безопасности, последовательностью действий в случае пожара.

Задачи:

  • Ознакомить с основными причинами пожаров, с первичными средствами пожаротушения;
  • Учить соблюдать правила пожарной безопасности и умения правильно вести себя в экстремальной ситуации, быстро реагировать на опасность;
  • Развивать познавательные интересы;
  • Воспитывать чувство гордости за людей профессии пожарного;

Ход урока

  • Организационный момент

Днем ли, ночью, утром раноЕсли что – то загорится,То пожарная охранаНа подмогу быстро мчитсяКрепко помните друзья,Что с огнем шутитьНЕЛЬЗЯ!

Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Каждые пять секунд – новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. А в результате – колоссальные убытки. И самое главное–десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.

  1. Сообщение темы и целей

— Ребята, о чём мы будем сегодня говорить?

— Правильно. Сегодня мы будем говорить о правильном обращении с огнём, познакомимся с правилами пожарной безопасности, узнаем как вести себя при пожаре и в заключении поиграем в игру.

Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.Огонь – враг,

если к нему относятся небрежно и несоблюдать правила обращения с огнём.

Но есть люди, чья профессия – побеждать огонь, спасая людей попавших в беду. Они бесстрашны, сильны, самоотверженны. Пожарные носят специальную одежду, защищающую их от огня и дыма и постоянно тренируются, проводят специальные учения,

Как же называют людей этой профессии? Пожарные.

В России первая пожарная команда была организована в 1803 году по приказу императора Александра I. Сейчас пожарные команды есть в каждом городе.

У пожарных сейчас есть мощная техника — пожарные автомобили, корабли и катера, специальные пожарные поезда, теплоотражающие костюмы и множество огнетушащих средств. Но главную работу выполняет все-таки человек. Пожарный должен не только бороться с огнем, используя достижения науки и техники, но и уметь грамотно оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим, успокоить людей, вывести их из горящего здания.

Во все времена пожарные приходят на помощь по первому зову. О собственной безопасности они думают в последнюю очередь. Профессия пожарного считается одной из самых опасных в мире, поэтому для нее нужна самоотверженность, бесстрашие, мужество и воля.

В чём состоит работа пожарников?

Пожарные обследуют каждое здание, без их разрешения не возводится ни один новый дом – не строится ни фабрика, ни завод, не появляется новый строительный материал. Пожарные обследуют склады, магазины, гостиницы, кафе и рестораны и везде проверяют пожарную безопасность.

В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях.

Причины пожаров во всех случаях одни и те же:

— Неосторожное обращение с огнем.

— Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.

— Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки.

— Возгорание телевизоров, радиоаппаратуры.

— Детская игра со спичками.

— Нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;

— Утечка бытового газа;

— Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями (хлопушки, петарды, бенгальские огни, фейерверки и т. д.)

— Чем можно потушить пожар?Дети.

Вода, песок, земля, огнетушители, мыльный раствор, порошок.

Если вы почувствовали запах гари, увидели дым или огонь, немедленно звоните по телефону «01», вызывая бригаду пожарных.

Кто из вас знает, на чём передвигаются пожарные по городу? Верно! В их распоряжении специально оснащённые пожарные машины. Они ярко-красного цвета со складной лестницей на крыше. Когда они мчатся по улицам, то все другие машины уступают им дорогу, заслышав громкий звук пожарной сирены.

Пожарные машины ездят сразу по нескольку штук. На каждой машине – бригада пожарных.

Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди.

Запомни правила противопожарной безопасности.

Правило 1

. Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.

Правило 2

. Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.

Правило 3

. Не суши бельё над плитой.

Правило 4

. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только со взрослыми).

Правило 5

. В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу (от выскочившего уголька может загореться дом).

Правило 6.

Не украшай елку игрушками из горючих материалов.

Правило 7.

Не играй со спичками.

Что делать если в доме начался пожар?

Правило 1

. Позвать на помощь взрослых, вызвать пожарную машину по номеру 01.

Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю воды.

Правило 2

. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место, или попроси соседей позвонить по номеру 01.

Правило 3

. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры.

Правило 4

. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком — внизу дыма меньше.

Правило 5

. При пожаре никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.

Правило 6

. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.

Правило 7

. Когда приедут пожарные, во всём их слушайся и не бойся. Они лучше знают как тебя спасти.

Задание для детей по группам.

1 группа

ваши действия
при загорании телевизора.

  1. Обесточить телевизор (вытащить вилку из розетки).2. Сообщить в пожарную охрану по телефону 01.3. Если горение продолжается, накрыть телевизор плотной тканью, подходя к телевизору с боку, можно его облить водой.4. Если вы не в силах справиться с огнем, покинуть помещение, плотно закрыв двери, окна. Сообщить соседям.

2 группа

– ваши действия
в задымленном помещении, если есть возможность выхода
.

  1. Позвонить в службу спасения «01».2. Дышать через мокрую ткань.3. Двигаться, пригнувшись или ползком к выходу.4. Не входить туда, где большая концентрация дыма.5. Плотно закрыв за собой дверь, двигаться вдоль стены к лестнице.

3 группа

– ваши действия в случае,
когда огонь отрезал путь к выходу.

  1. Позвонить в службу спасения «01»2. Заткнуть тряпками все щели в двери, поливать дверь водой.3. Создать запас воды в ванной комнате.4. Находиться лучше на полу около окна, дыша через мокрую ткань, или выйти на балкон.5. Взять с собой мокрое одеяло, чтобы защититься от огня (если начнет проникать), фонарик и яркую тряпку для сигнала спасателям.

1.Если на вас горит одежда, ни в коем случае не пытайтесь бежать, огонь будет разгораться еще сильнее.

2.Нужно как можно быстрее сбросить горящую одежду, постараться сбить пламя – падайте на землю и катайтесь, если поблизости есть лужа или снежный сугроб – падайте в них.

3.Если находитесь в помещении, можно набросить на себя какую-нибудь плотную ткань (одеяло, покрывало, пальто), только оставляйте открытой голову, чтобы не задохнуться дымом.

4.До приезда врачей не снимайте самостоятельно одежду с обожженных участков тела!

Первая помощь при ожогах:

1.Приложите к месту ожога влажную и холодную ткань, хорошо, если есть

2.стерильный бинт, салфетки (обычно они есть в аптечках у водителей), можно смачивать пораженный участок холодной водой.

3.Не отдирайте одежду от пораженных участков, не смазывайте ожог маслами и мазями, ждите приезда скорой помощи.

Физминутка.

Игра «Огонь – вода»

Выбирается ведущий по желанию, либо по считалке или другим способом. Когда ведущий громко говорит: «Огонь» – все начинают приседать, когда говорит: «Вода» – все начинают прыгать. Ведущий старается запутать игроков, повторяя иногда подряд одно и тоже слово, меняя при этом интонацию, делая движения, соответствующие другому слову

  1. Закрепление

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

Учитель:

А сейчас мы с вами поиграем в игру на внимание. Я буду спрашивать, авы, если согласны, отвечайте «ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ!», а если нет, то хлопайте в ладоши.

  1. Кто, услышав запах гари, сообщат о пожаре?
  2. Кто, из вас заметив дым, закричит «Пожар! Горим!»?
  3. Кто из вас шалит с огнем, утром, вечером и днем?
  4. Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «04»?
  5. Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
  6. Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том!
  7. Кто костров не разжигает и другим не разрешает

Игра: “ЧТО? ГДЕ? КОГДА?”

  1. Почему пожарных вызывают по телефону именно “01”?

— “01”- самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер несложно набрать даже в темноте и на ощупь.

  1. Почему пожарная машина красная?

— Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет- цвет огня.

  1. Как одеваются пожарные?

— Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания.

  1. Чем опасны пожары?

— При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но самое страшное, что при пожаре могут погибнуть люди.

  1. Чем можно тушить начинающийся пожар?

— Пожар можно тушить огнетушителем, водой, песком, одеялом.

  1. Отчего бывают пожары?

— Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются без присмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и т. д.; если играть со спичками.

7.Что ты должен сообщить, вызывая пожарных?

— Необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит?

  1. Где лучше спрятаться при пожаре: в шкафу или под диваном?

— Прятаться нельзя: пожарные не найдут, можно задохнуться.

  1. Что надо делать, если в квартире много дыма?

— Необходимо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой, дышать через намоченную ткань, продвигаться к выходу ползком.

  1. Что вы станете делать, если увидели, что нижние этажи дома охвачены пламенем?

— Смочить свою одежду и все вокруг себя, ждать помощи.

  1. Почему во время пожара нельзя пользоваться лифтом?

— Лифт во время пожара — настоящая дымовая труба, в которой легко задохнуться. Кроме того, при пожаре он может отключиться.

  1. Вам на Новый год подарили замечательные фейерверки и бенгальские огни. Где вы будете их зажигать?

— Фейерверки, свечи, бенгальские огни можно зажигать только со взрослыми вне дома.

Чтобы избежать опасных ситуаций запомните правила пожарной безопасности (раздаются памятки для учащихся).

  1. Итог занятия:
    С огнем нужно быть предельно осторожным. Когда он используется в управляемой ситуации, он очень помогает в жизни, и многие процессы невозможны без него. Но в руках безответственных людей огонь становится очень опасным. Назовите тему нашей беседы. О чем мы говорили?
  2. Рефлексия
    Ребята, что вам запомнилось? Поднимите руку, кто из вас считает, что он сегодня хорошо работал? Кто не очень доволен своей работой? Поднимите руку, кто на следующем уроке будет работать лучше, чем сегодня?

внеклассное занятие «Пожарная безопасность»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: