Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по лексической теме «Зима»
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и формирование лексико-грамматических категорий по теме «Зима»
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад №17, г. Каменск-Шахтинский. Описание: Данное занятие проводилось в подготовительной логопедической группе. При составлении занятия упор делался на лексическую тему «Зима». Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ. Цель: обобщение и систематизация знаний детей по теме «Зима». Задачи: Коррекционно-образовательные:
• совершенствовать навыки словообразования; • совершенствовать грамматический строй речи – согласование числительных с существительными в косвенных падежах; • совершенствовать фонематические представления – составление звуковой схемы слова; • совершенствовать навыки чтения и умения составлять слова из букв; • совершенствовать связную речь детей.
Коррекционно-развивающие:
• развивать общие речевые навыки, просодическую сторону речи, силу голоса; • автоматизировать правильное произношение поставленных звуков; • упражнять детей в образовании глаголов в форме прошедшего времени; • формировать умение слушать, развивать слуховое внимание; • развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога и других детей.
Содержание
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте со всеми поздороваемся. Логоритмическое упражнение «Зашагали ножки». На доске появляется слайд № 1 «Лесная школа».Логопед: Посмотрите к нам в гости пришли лесные жители и приглашают нас с вами к ним в гости. Да не просто в гости, а куда? Прочитайте. Дети читают «Лесная школа».Логопед: Ну что пойдем учиться в лесную школу? Дети: Да. Появляется слайд № 2.Логопед: Тетушка Сова принесла на занятие буквы. Помогите зверятам назвать их. Дети называют буквы на слайде.Логопед: А какое слово можно составить из этих букв? Дети: Зима. Логопед: Какая 1-я буква? Дети: З (слайд № 3)Логопед: Какая 2-я буква? Дети: И (слайд № 4)Логопед: Какая 3-я буква? Дети: М (слайд № 5)Логопед: Какая 4-я буква? Дети: А (слайд №6)Логопед: Прочитайте, что у нас получилось. Дети читают «Зима»Логопед: Отгадайте-ка, ребятки, Тетушки Совы загадку! Слайд № 7.
Что за нелепый человек? Морковкой нос, в руке метла, Боится солнца и тепла?
(снеговик)Слайд № 8.Логопед показывает набор пособия «Снеговички-звуковички».Логопед: Вот мои друзья Снеговички, В разноцветных шапках и шарфах они. Ребята эти не простые, Они волшебные – звуковые. Попробуйте отгадать – этот снеговик какой звук обозначает? Дети поясняют, что снеговик в красном обозначает гласный звук, в синем – согласный твердый звук, в зеленом – согласный мягкий звук.Логопед: Молодцы, ребята! А давайте составим из наших Снеговичков-звуковичков слово «ЗИМА». Детьми проводится звуковой анализ слова, дается характеристика каждому звуку в слове, выставляется соответствующий снеговичок.Логопед: Ребята, а что зима нам принесла? (холод, морозы, снега, лёд)
— Что зимою лежит на земле?
(На земле лежит снег)
. — Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Начните со слова «снег»
(снег белый, пушистый, холодный, блестящий)
.
Слайд № 9.Логопед: Посмотрите, у тетушки Совы есть для нас новое задание. Давайте его прочитаем. Дети читают «Составь рассказ о зиме».Логопед: Давайте поможем зверятам. Слайд № 10.Дети по мнемотаблице составляют рассказ:
Наступила зима. На небе темные тучи и падает на землю пушистый снег. Все вокруг засыпало белым снегом. Девочки и мальчики гуляют на улице. Они кормят птиц зимой зерном, семечками и хлебом.
Слайд № 11.Дети по мнемотаблице составляют рассказ:
Наступила зима. Падает пушистый снег. Много птиц улетели в теплые края. Но с нами остались зимовать синички, воробьи, вороны, снегири, клесты, голуби. Все вокруг занесло белым снегом. Поэтому птицами зимой нечего есть. И люди им в кормушки насыпают семечки, зерно и крошки хлеба.
Слайд № 12.Дети по мнемотаблице составляют рассказ:
Наступила зима. Все вокруг засыпало белым снегом. Мороз на окнах рисует узоры. Девочки и мальчики одевают зимой теплые вещи. Скоро мы будем наряжать ёлку и Дед Мороз со снегурочкой принесут нам на праздник подарки.
Логопед: Молодцы, много вы рассказали зверятам о зиме. А чтобы узнать о ней еще больше, давайте-ка с вами отправимся в гости к Зимушке-зиме. Массаж спины «Паровоз» Дети встают друг за другом «паровозиком».
Паровоз кричит : «Ду-ду! Я иду, иду, иду!»
(поколачивание кулачками)
А вагоны стучат, а вагоны говорят: «Так-так-так! Так-так-так! Так-так-так! Так-так-так!»
(похлопывание ладошками)Логопед: Едет, едет паровоз, Две трубы и сто колес. Слайд № 13.Логоритмическое упражнение «Веселый паровозик». Слайд № 14.Логопед: Вот мы и приехали. Давайте прочитаем как называется наша первая станция. Дети: Станция «Снежная». Игра «Семейка слов» Логопед: Давайте образуем семейку слов от слова «снег». — Когда идет сильный снег, как мы это называем? (снегопад)
. — Как можно назвать снег ласково?
(снежок)
. — Кого мы лепим из снега?
(Снеговика)
. — Каким станет парк, если его занесет снегом?
(заснеженным)
. — Ком из снега какой?
(снежный)
.
Игра «Есть – нет» Логопед кладет на ковер картинками вниз стопку карточек с изображением разного количества снежинок.Логопед: Возьмите 1 карточку, рассмотрите ее и скажите, сколько снежинок на ней нарисовано. Ваш сосед говорит, что у него нет такого количества снежинок, но зато есть другое количество и так далее. 1 ребенок: У меня есть 2 снежинки. 2 ребенок: У меня нет двух снежинок, но есть пять снежинок. 3 ребенок: У меня нет пяти снежинок, но есть три снежинки. 4 ребенок: У меня нет трех снежинок, но зато есть шесть снежинок. И т. д. Слайд № 15.Логопед: Едет, едет паровоз, Две трубы и сто колес. Логоритмическое упражнение «Веселый паровозик». Слайд № 16.Логопед: Вот мы и приехали. Давайте прочитаем как называется наша вторая станция. Дети: Станция «Вьюжная» Кто в трубе печной завыл? Кто ворота отворил? Кто там воет, завывает, Все дорожки заметает? Кто бросает снег в лицо, Наметает на крыльцо? (вьюга)Слайд № 17.Логопед: Эта картина называется «Вьюга». Как можно назвать вьюгу по-другому? Что такое вьюга? Дети: метель, буран, сильный ветер со снегом. Логопед: Давайте поиграем в игру «Вьюга». Вы будете петь звук «У» то тихо. То громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше моя рука, тем громче вы должны петь, и наоборот. Игра «Вьюга» Логопед: Давайте поиграем с вами во вьюгу. Вы будете говорить как вьюга — «У» — то громко, то тихо, в зависимости от того как я буду поднимать руку. Если я поднимаю руку вверх, то вы говорите громко, а если вниз, то — тихо. Логопед: Намела вьюга много-много снега. Игра «А что вчера?» — Ребята, я очень много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить. Я буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне должны ответить так, как будто это происходило вчера. — Сегодня снег блестит, а вчера снег блестел. — Сегодня снег падает, а вчера падал. — Сегодня снег сверкает, а вчера сверкал. — Сегодня снег тает, а вчера таял. — Сегодня снег хрустит, а вчера хрустел. — сегодня снег идёт, а вчера шёл. Логопед: Едет, едет паровоз, Две трубы и сто колес. Слайд № 18.Логоритмическое упражнение «Веселый паровозик». Слайд № 19.Логопед: Вот мы и приехали. Давайте прочитаем как называется наша третья станция. Дети: Станция «Зимняя» Игра «Зимние слова» Логопед: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Зимние слова». Я буду называть слова, вы хлопайте в ладоши, если услышите слово, связанное с зимой. — Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи. Молодцы! Вы были очень внимательными. Слайд № 20.Игра «Исправь ошибку» Сегодня зверята составляли с Тетушкой Совой Рассказы о зиме, только они все перепутали. Помогите Тетушке Сове исправить ошибки. — Первый зимний месяц называется сентябрь. Как наступает зима, так начинаются холода, и люди сразу одевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы. — Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику – Маминому дню. — Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах. — Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Молодцы, вы исправили все ошибки. Логопед: Едет, едет паровоз, Две трубы и сто колес. Слайд № 21.Логоритмическое упражнение «Веселый паровозик». Слайд № 22.Логопед: Вот мы и приехали. Давайте прочитаем как называется наша четвертая станция. Дети: Станция «Новогодняя» Огадайте-ка, ребятки, вы еще одну загадку. На дворе снежок идёт, Значит, праздник … (Новый год)Слайд № 23.Игра «Подбери признак» Логопед: Давайте поиграем с вами в игру «Подбери признак». Вам необходимо как можно больше подобрать признаков к слову «праздник». Праздник (Какой?) – веселый, семейный, зимний, радостный и т. д. Молодцы! Вот вам еще одна загадка. Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими, Нарядная, забавная, На Новый год я главная! (елка)Слайд № 24.Игра «Семейка слов» Логопед: Давайте попробуем вспомнить слова из одной семейки с этим словом. Как вы назовете маленькую елку? (елочка)
Как называется лес, в котором растут елки?
(ельник)
Какие шишки у елки?
(еловые)
Как называют большую елку?
(ель)
Молодцы!
Игра «Наряди елку» Предлагаю вам нарядить ёлку. (Выставляется искусственная ёлочка)
. Чтобы нарядить елку вам нужно выиграть елочную игрушку. А выиграет тот, кто назовет мне зимнюю примету или расскажет пословицу или поговорку о зиме.
Дети говорят примету, пословицу, поговорку о зиме, берут елочное украшение и вешают его на елку.Логопед: Вот и елка у нас наряжена. А что принято делать вокруг елки? Дети: Водить хоровод, играть в разные игры. Логопед: Давайте и мы с вами поиграем в игру «Елочки-пенечки». Слайд № 25.Музыкальная игра вокруг елки «Елочки-пенечки». Слайд № 26.Логопед: Ребята, пока мы с вами играли, нам кто-то прислал письмо. Прочитайте от кого оно. Дети: Письмо от Деда Мороза. Логопед: Давайте я помогу вам его прочитать. Ну, ребята, удивили, Не напрасно вас учили! Проявили вы усидчивость, Терпение, старание, А так же прилежание И хорошее воспитание. Приготовил вам подарки, Отыщите их под елкой вашей яркой! Дети вместе с логопедом ищут под елкой подарки.
Презентация на тему: Зима
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с общим недоразвитием речи третьего уро Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Рыбы Конспект НОД по развитию речи на тему: Зима в подготовительной логопедической группе
Похожие статьи:
Конспект занятия – путешествия на тему «Школа» в подготовительной группе
Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе
Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Декабрь
Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Январь
Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Февраль