Конспект НОД по декоративному рисованию «Укрась фартук»


Что нужно учесть при подготовке к занятию

Какие краски и основу можно использовать, размер заготовки

В средней группе у дошкольников формируется умение создавать декоративные композиции по мотивом русских народных орнаментов (дымка, филимоновские узоры, городецкая роспись). Это, безусловно, развивает эстетические чувства детей. По образцу они начинают сами создавать узоры в стиле указанных росписей. Однако на занятиях необходимо поощрять также творческую самостоятельность воспитанников — они могут самостоятельно придумывать разнообразные узоры.

В качестве основы для подобных занятий могут использовать листы бумаги формата А4, на которых нарисован силуэт предмета, который нужно расписывать (в данном случае фартук). Второй вариант интереснее для детей — воспитатель предлагает им уже вырезанные шаблоны фартуков, которые необходимо украсить. Отметим, что шаблоны могут быть предварительно затонированы воспитателем или же детям предлагается вначале раскрасить их, а затем украшать.

В качестве материала для росписи лучше всего использовать гуашь — орнаменты в таком случае получаются яркие и сочные. Также декоративную композицию можно рисовать акварелью и цветными карандашами.

Техники и приёмы рисования

Декоративное рисование в средней группе призвано развивать чувство композиции, в этом отношении оно схоже с аппликацией (наклеиванием готовых форм в определенном порядке). Прежде всего, дошкольники учатся рисовать ровные линии, а затем наносить между ними точки либо мазки в определенном порядке. Элементы могут чередоваться по цвету и размеру.

Наиболее легкий прием — мазок: он не требует от ребенка слишком точных движений кистью и получается ее легким прикладыванием к бумаге. По этой причине мазки в композицию вносятся перед точками.

Точка — более сложный для воспитанников средней группы прием. Кисточка уже держится вертикально, и ребенок должен обладать уже довольно развитой координацией движений руки, чтобы слегка касаться кончиком кисти бумаги.

Еще более сложный композиционный прием — чередование, основанное на комбинации нескольких форм. В средней группе оно начинается с двух элементов, которые чередуются по форме либо цвету. Затем программный материал усложняется, и вводятся новые узоры — круги и кольца (которые дети осваивали еще в младшей группе). В декоративном рисовании круги и точки, как правило, маленького размера, они не связаны с образом предмета — это представляет некоторую трудность для ребенка 4–5 лет.

Что касается линий, они могут быть не только прямыми, но и волнистыми. Точки же можно расположить между волнами. Линии также могут различаться по толщине и цвету.

Ребенок может придумывать свой орнамент, включая туда дуги, цветочки, листики, которые выполняются и всей кистью, и кончиком ворса.

Воспитанники средней группы должны учиться симметрично располагать узор на предлагаемой форме (в данном случае фартуке). Кроме того, в ходе работы ребенок должен использовать всю бумажную заготовку — украшать не только низ фартука, но и его более маленькую верхнюю часть, бретельки.

Дополнительные виды изобразительной деятельности (лепка, аппликация)

Декоративное рисование открывает большие возможности для использования дополнительных видов деятельности — лепки и аппликации. Так, можно включать в композицию элементы пластилинографии — точки, дужки. Что касается аппликации, то с ее помощью можно создать очень оригинальную поделку — приклеив к расписанному красками фартуку карман и ленточки-завязки. Также необычная работа получится, если приклеить некоторые готовые формы — кружки или линии. Наклеенный кружок можно преобразовать в цветок, дорисовав к нему лепестки.

Можно ли индивидуализировать задания по замыслу и по уровню сложности

У некоторых воспитанников средней группы уже проявляются особые способности к художественному творчеству. Такие дети, как правило, быстро справляются с заданием, и чтобы заинтересовать их еще больше, педагог вполне может давать им дополнительные индивидуальные задания, например, дополнительно украсить композицию пластилином либо приклеить бумажные воланы по низу фартука (вырезать их поможет воспитатель).

План-конспект занятия по рисованию (средняя группа) по теме

  • Тема: «Украшение фартука» (декоративное рисование) в средней группе
  • Титаренко Анастасия Александровна,
  • Воспитатель
  • МБДОУ г. Астрахани № 100
  • Программное содержание: учить детей на полосе составлять простой узор из элементов народного орнамента; закрепить приём примакивания, ритм: слева -справа — между ними; упражнять в использовании нетрадиционной технике изображения (пальчиковая живопись); развивать цветное восприятие; воспитывать самостоятельное творчество; активизировать в речи детей: узор, элемент узора, примакивания, красный и зелёный цвет.
  • Оборудование: силуэт фартука, гуашь красного, зелёного цвета, два образца украшенных фартучков, Медвежонок, демонстративная доска, оборудование для показа приёмов изображения, «волшебная» полочка для детских работ.
  • Ход НОД
  • 1 часть. Вступительная

— Здравствуйте, ребята. Мы с Мишуткой Вас ждём.

— Мишутка, но почему ты такой грустный, ты не рад встречи с ребятами?

— Да вы что, я очень люблю приходить к Вам в гости встречаться с ребятами. Но ко мне должны завтра прийти гости, я буду готовить угощение и очень боюсь испачкать свою шубку.

  1. — Давай, Мишутка спросим у ребят, что надо сделать, чтобы не испачкаться?
  2. — Правильно, ребята, надо одеть фартучек.
  3. — Посмотри Мишенька, как много у нас фартуков.
  4. — Вижу, только они совсем не украшены.

— Мы с ребятами поможем тебе украсить их. Согласны ребята?

— У меня есть фартуки с разными узорами. Давайте посмотрим на них.

— Чем украшен этот фартук?

— Правильно, полосками. Где на фартуке расположены полоски?

— Внизу фартука. А вы знаете как нарисовать? Нужно приложить кисточку всем ворсом к бумаге и убрать – листочек готов. А как нарисовать цветы?

— Хорошо, нарисуем кружочек и закрашиваем его. Ребята, а знаете, можно нарисовать цветным пальчиком: набираем краску на указательный пальчик и приложим его к бумаге – цветочек готов. Потом пальчик помоем и осушим его о салфетку.

— А какой узор между полосками?

— Правильно, листочки и цветочки. Как они расположены на этом фартуке?

— Молодцы, конечно листочек – справа, другой – слева, а между ними цветочек. На что похожи цветочки?

— Правильно, на кружочки. Какого цвета листочки?

— Молодцы, зелёные. А цветы?

— Замечательно, молодцы, цветы красного цвета.

— Давайте посмотрим на узор второго фартука. Что изменилось?

— Правильно, ребята, на этом фартуке другой узор. Три листочка слева, справа и между ними, рядом цветы и опять три листочка. Посмотрим ещё на оба фартучка. Чем они похожи?

— Правильно, элементы узора одинаковые: листочки, цветочки и полоски.

— Скажите, с чего начнем украшать свой фартучек?

— Правильно, с полосок, затем между полосками нарисуем узор из листочков и цветочков. Полоски рисуем слева – направо, одним движением кисти не останавливаемся. Не забудьте оставить место для узора.

— Подумайте, как вы их расположите: листочки и цветочки. Кто уже придумал узор приступайте к рисованию. Держите спину прямо.

2 часть. Самостоятельная деятельность детей.

— Мы с Мишуткой будем смотреть как Вы рисуете.

Индивидуальная помощь, словесные указания, показ на своём силуэте, поощрение, закрепление. (Какой элемент рисуешь? Какого цвета? Где расположены? Как надо «купать» кисточку?)

3 часть. Анализ детских работ.

— Кто уже украсил фартучек, несите его на нашу полочку. Давайте на них посмотрим. И ты Мишенька посмотри.

— Катя, найди фартучек с ровным узором. Почему ты выбрала этот фартучек?

— Молодец, потому что полоски нарисованы ровно и узор между ними аккуратный. Листочки нарисованы слева, справа, а между ними – цвеиочки.

  • — Мишенька, тебе нравится наши фартучки?
  • — Конечно, нравится?
  • — Мы тебе их дарим, чтобы ты не испачкал шубку, когда будешь угощать гостей.
  • — Ребята, давайте попрощаемся с нашем гостей.

— А теперь надо убрать своё рабочее место. Молодцы ребята, хорошо занимались.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2014/05/19/neposredstvenno-obrazovatelnaya-deyatelnost-khudozhestvennomu

На каком этапе изучается тема украшения фартука

Тема «Украшение фартука» предлагается дошкольникам средней группы в начале учебного года (примерно в октябре). Эта тема тесным образом связана с изучением темы «Одежда» (в рамках занятий по ознакомлению с окружающим миром) и со знакомством с русским народным творчеством (дымка, филимоновские узоры, городецкая роспись). Кстати, впоследствии в средней группе детям также предлагается украсить свитер, платьице для куклы (эти темы решают аналогичные задачи).

Также эту тему хорошо связать с историей русского национального костюма, тем самым придав занятию патриотическую направленность. Перед процессом рисования дети знакомятся с новыми понятиями, узнают названия традиционно русских элементов одежды понева, косоворотка и т.д.). Воспитатель кратко объясняет дошкольникам символику цветов и геометрических форм на костюме.

Интерес к народным традициям, в частности, к декоративно-прикладному искусству, воспитывает и занятие «Фартук для дымковской барышни». Воспитанники закрепляют знание основных элементов дымковского узора, его цветовую палитру (яркие сочные тона).

Отметим, в средней группе перед глазами детей постоянно должен быть образец рисунка, выполненный педагогом. На его основе дети знакомятся с принципом построения орнамента и элементами, которые его составляют. Ребенок должен понимать, что форма предмета определяет и характер украшающего его узора — отсюда же идет и осознание связи формы и содержания.

Занятие по декоративному рисованию «Украшение фартука» в средней группе

Людмила Золотарева

Занятие по декоративному рисованию «Украшение фартука» в средней группе

Тема: «Украшение фартука»
(декоративное рисование)
в
средней группе
Золотарева Людмила Юрьевна,

Г. Москва, ГБОУ Школа №717, д/с №447

Программное содержание: учить детей составлять простой узор из элементов народного орнамента; закрепить приём примакивания, ритм: слева -справа — между ними; развивать цветное восприятие; воспитывать самостоятельное творчество; активизировать в речи детей: узор, элемент узора, примакивания, красный и зелёный цвет.

Оборудование: силуэт фартука, гуашь красного, зелёного цвета, банки для воды, салфетки, подставка для кисточек (на каждого ребенка, два образца украшенных фартучков, Карлесон, демонстративная доска, оборудование для показа приёмов изображения.

Конспект занятия по рисованию в средней группе: украшение фартука

ФИО автораНазвание конспекта
Титаренко А.А.«Украшение фартука» (декоративное рисование) Образовательные задачи: учить составлять простой узор из различных элементов (точки, линии, круги), закрепить прием примакивания, развивать чувство композиции, ритма, учить самостоятельно выбирать цвет для узора. Развивающие задачи: развивать восприятие цвета, фантазию, активировать словарный запас дошкольников (узор, элемент узора), развивать пространственное воображение (закрепить понятия «слева», «справа», «над», «под»). Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность в творческой деятельности. Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье». Демонстрационный материал: игрушка медвежонок, образцы украшенных фартуков. Раздаточный материал: вырезанные силуэты фартуков (на каждого ребенка), гуашь, кисточки, подставки для кисточек, баночки для воды. Предварительная работа: рассматривание красивых изделий: платочков, фартуков, шалей и пр. Ход Сюрпризный момент — появление Мишутки. Он грустный, потому что завтра ждет гостей и хочет приготовить для них угощение, однако очень боится испачкать свою красивую шубку. Отсюда возникает мотивация — Мишутке нужно помочь — изготовить для него красивый фартук. Конечно же, дети с энтузиазмом готовы выполнить просьбу персонажа. Рассматривание образцов украшенных фартуков на доске. Обсуждение различных вариантов узора. Внизу можно расположить полоски, листики оформить в виде простых мазков. Аналогично изображаются цветы — кружок, к которому добавляются мазки-лепестки. В ходе такой беседы дети закрепляют ориентировку в пространстве: листочки расположены на фартуке слева и справа, а между ними находится цветочек. Воспитатель проверяет у малышей знание цветов и геометрических форм. Перед непосредственно продуктивной деятельностью проводится физкульминутка либо пальчиковая гимнастика, которая по смыслу должна быть увязана с темой занятия. Например, «Наши нежные цветки»
Медведева С.Н.«История возникновения русского костюма «Укрась кукле фартук» Данное занятие по декоративному рисованию имеет патриотическую направленность — связано с историей русского народного костюма (в данном случае его тамбовского варианта). Детям объясняется символика орнамента, расширяется словарный запас за счет знакомства с новыми понятиями (понева, косоворотка, порты, сорочка, кокошник). В такую деятельность хорошо включить музыкальное сопровождение — русский народные песни и мелодии, показать соответствующие иллюстрации русских художников, слайды с изображением русских костюмов. В начале занятия звучит стихотворение «Что мы Родиной зовем…». Дети с воспитателем обсуждают его содержание, повторяют название нашей страны и города, в котором они живут. Поднимается вопрос — кто такие наши предки? во что они одевались? Где сейчас можно увидеть эту одежду (в музеях или сказках)? Педагог рассказывает детям о символике цвета и геометрических фигур на узоре одежды: волнистая линия — это вода, круг — солнце, синий цвет — радость, красный — благополучие, желтый — тепло. В качестве мотивирующего момента появляется кукла Матрена в русском национальном костюме и просит смастерить ей красивый фартук, что дети с удовольствием соглашаются сделать. Отметим, что физкульминутка проводится также в русском народном духе — в форме хороводной игры «Заинька».
Мещерякова И.П.«Фартук для сороки» Интересна мотивация занятия. К ребятам прилетает игрушка-сорока. Звучит стихотворение Ивана Демьянова «Сорочий фартук». Педагог с детьми обсуждает, почему у сороки фартук на грудке стал черным (по сюжету стихотворения он стал таким, потому что она забыла его снять, когда топила печь). Чтобы помочь сороке и порадовать ее, малышам предлагается подарить птичке новые раскрашенные фартуки. Рассматриваются образцы на доске. Педагог объясняет последовательность выполнения работы, вызыввет для показа одного более сильного ребенка. Физкультминутка также связана с темой занятия «Прилетела к нам сорока…». В конце занятия сорока обещает забрать с собой фартуки, когда они подсохнут, и подарить своим подружкам.
Грязнова О.И.«Украшение фартуков дымковской росписью» (декоративное рисование) Задачей занятия является закрепление элементов дымковской росписи (круги, кольца, точки, черточки). Детям предлагается расписать силуэт фартука дымковской барышни. При этом используются характерные для Дымки яркие сочные цвета (красный и желтый, синий и зеленый). Предварительная работа к такой деятельности включает в себя рассматривание альбома «Дымка», знакомство с выставкой дымковских глиняных игрушек, среди которых обязательно должна быть фигурка барышни. В качестве сюрпризного момента под веселую музыкальную композицию к детям приходит, пританцовывая, дымковская барышня. Она просит угадать детей, откуда она и беседует с ними о народных мастерах. Барышня демонстрирует на доске рисование кружочков, точек, колец и предлагает ребятам расписать для нее и подружек нарядный фартук. Под русскую народную музыку дети с барышней танцуют хоровод «Сударушка», а затем принимаются за самостоятельную работу. Кстати, интересный момент — барышня сообщает им, что она умеет делать чудеса, произносит волшебные слова и превращает детей в народных умельцев

Декоротивное рисование в средней группе «Украсим фартук»

Занятие по декоративному рисованию «Украшение фартука» в средней группе

Подготовила: Нибучина С.Н. 15.10.18г. Тема: «Украшение фартука» (декоративное рисование) в средней группе Программное содержание: учить детей составлять простой узор из элементов народного орнамента; закрепить приём примакивания, ритм: слева -справа — между ними; развивать цветное восприятие; воспитывать самостоятельное творчество; активизировать в речи детей: узор, элемент узора, примакивания, красный и зелёный цвет. Оборудование: силуэт фартука, гуашь красного, зелёного цвета, банки для воды, салфетки, подставка для кисточек (на каждого ребенка, два образца украшенных фартучков, кукла, демонстративная доска, оборудование для показа приёмов изображения. Ход НОД 1 часть. — Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости пришела кукла Катя Но почему то он очень грустная? — Катя, почему ты такая грустная, разве ты не рада снова встретиться с ребятами? — Ну что вы, я очень люблю приходить к Вам в гости. А грустная я, потому что ко мне должны завтра прийти гости, я буду печь торт и очень боюсь испачкать свое новое платье. — Не нужно расстраиваться. — А давай, Катя спросим у ребят, что нужно сделать, чтобы не испачкаться? — Правильно, ребята, надо одеть фартук. — Посмотри Катя , а у нас есть фартуки и мы готовы тебе помочь. — Вот, только они совсем не украшены. — Мы с ребятами с удовольствием раскрасим их для тебя. Согласны ребята? — У меня есть несколько фартуков с разными узорами. Давайте все вместе посмотрим на них. — Чем украшен этот фартук? — Правильно, полосками. Где на фартуке расположены полоски? — Вверху и внизу фартука. -Вы знаете как нарисовать полоску? Нужно приложить кисточку всем ворсом к бумаге и провести линию слева направо, не отрывая кисть от бумаги. — А какой узор между полосками? — Правильно, листочки и цветочки. Как они расположены на этом фартуке? — Какие вы молодцы, конечно, один листочек – справа, другой – слева, а между ними цветочек. На что похожи цветочки? — Правильно, на кружочки. Какого цвета листочки? — Молодцы, конечно зелёные. А цветы? — Великолепно, молодцы, цветы красного цвета. -А как нам нарисовать листочки? -Нужно приложить кисточку всем ворсом к бумаге и убрать – вот наш листочек и готов. -А как нарисовать цветочек? -Замечательно, молодцы, нарисуем кружочек и закрасим его. — Давайте посмотрим на узор второго фартука. Он похож на первый? — Правильно, ребята, на этом фартуке другой узор. Три цветочка в серединке а между ними по два листочка. Посмотрим ещё раз на оба фартучка, чем же они похожи? — Правильно, элементы узора одинаковые: листочки, цветочки и полоски. — Скажите, с чего вы начнете украшать свой фартучек? — Правильно, конечно с полосок, а между полосками нарисуем узор из листочков и цветочков. Полоски рисуем слева – направо, одним движением кисти не останавливаемся и не отрываем кисть от листа бумаги. Полоски рисуйте дальше друг от друга. Не забудьте оставить место для узора. — Подумайте, как будет расположен ваш узор, сколько цветочков и листочков вы будете рисовать. А пока вы думаете над своим узором, немного передохнем. Физкультминутка: Тесто ручками помнем, (сжимаем и разжимаем пальцы) Сладкий тортик испечем, Серединку смажем джемом, А верхушку сладким кремом (трем ладошка о ладошку) И кокосовою стружкой, Мы посыплем торт немножко (пальцы собираем в щепотку) А потом заварим чай. И пойдем гостей встречать (разводим руки в стороны) . — Кто уже придумал узор приступайте к рисованию. Держите спину прямо, кончики кисточек смотрят вверх. 2 часть. Самостоятельная деятельность детей. — Мы с Катей будем смотреть как Вы рисуете. — Если нужно, помочь детям индивидуально. Напомнить, как купать кисточку, как наносить на кисточку краску, излишки краски снимать о край баночки. 3 часть. Анализ детских работ. -А теперь давайте посмотрим на наши украшенные фартуки. Ты тоже, Катя посмотри. — Катя, тебе нравятся наши фартучки? — Конечно, нравятся! — Мы тебе дарим все эти фартучки, чтобы ты не испачкал свои новое платье, когда будешь печь для гостей торт. — Ребята, а теперь давайте попрощаемся с нашем гостем. — Ну а теперь надо убрать своё рабочее место. Ребята, вы молодцы, хорошо потрудились.

Образцы и поэтапное описание порядка выполнения работ

Простой шаблон фартука (фото 1) украшен только лишь ровными линиями. Все полоски имеют одинаковую ширину. Основная задача такой художественной деятельности — научить дошкольников чередовать элементы по цвету в определенном порядке.

Фартук на фото 2 имеет более затейливый силуэт — украшен внизу воланами. Воспитанникам средней группы было предложено украсить его дымковским узором, основанном изображении кругов, точек, колец и пересечении прямых линий. Цветовая гамма композиции соответствует дымковским традициям. Аналогичные детские работы предствлены на выставке на фото 3.

Занятие по рисованию «Фартук для куклы» (фото 4) включает в себя элементы математических представлений: украшая заготовку кружками и крестиками, в ходе рисования ребята средней группы закрепили пространственные понятия «слева», «справа», «вверху», «внизу», «посередине».

Фото 5 демонстрирует фартуки, относящие к татарскому народному костюму. Данное занятие проходит в рмках проекта: помимо фартука ребята расписывали сапожки и платья с жилеткой.

«Украшение фартука» (декоративное рисование)в средней группе

Автор материала: Чечела Лариса Витальевна

Тема: «Украшение фартука» (декоративное рисование)в средней группе

Программное содержание: Закреплять умение детей украшать предметы одежды используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы. Учить подбору красок в соответствии с цветом фартука. Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу.

  • Материалы к занятию: изображение фартука, краски гуашь, банка с водой, кисти, салфетка (на каждого ребенка), демонстрационная доска, сорока (пальчиковый театр), иллюстрации сороки, образцы украшенных фартуков, волшебная палочка для детских работ.
  • Ход непосредственно – образовательной деятельности:
  • Воспитатель вносит в группу сороку.
  • — Ребята, что за птица прилетела в гости к нам? (сорока)
  • Воспитатель читает стихотворение И. Демьянова «Сорочий фартук»
  • У сороки, погляди,
  • Черный фартук на груди!
  • Печку истопила, снять его забыла –
  • И теперь летит над садом.
  • «Накопилось столько дел!
  • Постирать бы фартук надо:
  • Весь у печки почернел!»
  • — Ребята, почему у сороки фартук почернел? (печку топила)

Конспект занятия «Украшение фартука» в средней группе

Конспект включает в себя не только планирование деятельности воспитанников на занятии, но и указание образовательного значения, материальной базы:

  • Цель.
  • Задачи.
  • Предварительная работа.
  • Оборудование и материалы.
  • План НОД:
  • Оргмомент — 1 минута.
  • Ввидно-информационный этап — 3–4 минуты.
  • Практическая часть — 13–14 минут.
  • Показ работ, подведение итогов — 2 минуты.

Важно. Практическая часть должна содержать 1–2 динамические паузы: пальчиковую игру или физкультминутку. Детям 4–5 лет сложно заниматься одним видом деятельности более 4 минут.

Детки любят показывать рисунки, обязательно обсуждайте их работы, хвалите, устраивайте выставки

Таблица: конспект НОД по декоративному рисованию по ФГОС в средней группе «Украшение фартучка»

АвторМокроусова Т.
Задачи
  • Формировать умение детей составлять простой узор из элементов народного орнамента;
  • закрепить приёмы примакивания, ритм: слева — справа — между ними;
  • развивать цветовое восприятие;
  • воспитывать самостоятельное творчество;
  • активизировать в речи детей: узор, элементы узора, примакивания, красный и зелёный цвет.
Оборудование
  • Силуэт фартука,
  • краска акварель,
  • банки для воды,
  • салфетки,
  • подставки для кисточки,
  • несколько образцов украшенных фартуков,
  • кукла Осень,
  • демонстративная доска,
  • оборудование для показа приёмов изображения.
Ход НОДЗдравствуйте, ребята. Мы с Осенью ждём вас. Но почему-то она очень грустная? Осень, почему ты такая грустная, разве ты не рада снова с нами встретиться? — Ну что вы, я очень люблю приходить к вам в гости. А грустная я, потому что ко мне должны завтра прийти гости, я буду печь торт и очень боюсь испачкать своё новое платье. — Не нужно расстраиваться. А давай, Осень, спросим у ребят, что нужно сделать, чтобы не испачкаться? Ответы детей. — Правильно, ребята, надо надеть фартук. — Посмотри, Осень, а у нас есть фартуки и мы готовы тебе помочь. Вот только они совсем не украшены. Мы с ребятами поможем раскрасить для тебя. Согласны, ребята? — У меня есть несколько фартуков с разными узорами, посмотрим на них. — Чем украшен этот фартук? — Где на фартуке расположены полоски? — Вы знаете, как нарисовать полоску? Нужно приложить кисточку всем ворсом к бумаге и провести линию слева направо, не отрывая кисть от бумаги. — А какой узор между полосками? — Правильно (листочки и цветочки). Как они расположены на этом фартуке? — Какие вы молодцы, конечно, один листочек справа, другой — слева, а между ними цветочек. На что похожи цветочки? — Правильно, на кружочки. Какого цвета листочки? — Молодцы, конечно, зелёного. А цветы? — Великолепно, молодцы, цветы красного цвета. — А как нам нарисовать листочки? Нужно приложить кисточку всем ворсом к бумаге и убрать — вот наш листочек и готов. — А как нарисовать цветочек? — Посмотрим на узор второго фартука. Он похож на первый? — Правильно, ребята, на этом фартуке другой узор. Три цветочка в серединке, а между ними по два листочка. Посмотрим ещё раз на оба фартучка, чем они похожи? — Правильно, элементы узора одинаковые: листочки, цветочки и полоски. — Скажите, с чего вы начнёте украшать свой фартучек? — Правильно, конечно, с полосок, а между полосками нарисуем узор из листочков и цветочков. Полоски рисуем слева — направо, одним движением кисти не останавливаемся и не отрываем кисть от бумаги. Полоски рисуйте дальше друг от друга. Не забудьте оставить место для узора. — Подумайте, как будет расположен ваш узор, сколько цветочков и листочков вы будете рисовать. Физминутка «Мы к плечам прижали руки» — Кто уже придумал узор, приступайте к рисованию. Держите спину прямо, кончики кисточек смотрят вверх. — А мы с Осенью будем смотреть, как вы рисуете. Если кому нужна помощь, мы с Осенью поможем. Напомним, как купать кисточку, как наносить на кисточку краску, излишки краски снимать о край баночку. — А теперь давайте посмотрим на наши работы. Ты тоже, Осень, посмотри. Тебе нравятся наши фартучки? — Конечно, нравятся! — Мы тебе дарим эти фартучки, чтобы ты не испачкала своё платье, когда будешь печь для гостей торт. — Ребята, а теперь давайте попрощаемся с нашей гостьей. — Теперь надо убрать своё рабочее место. — Ребята вы молодцы, хорошо потрудились. А что больше всего запомнилось? Ребята, мы смогли помочь Осени? Как мы ей помогли? Что тебе понравилось на занятии? Что тебе было трудно делать? Как ты помог Осени? Чему ты научился? Осень благодарит всех за чудесные фартучки.
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/dekorativnoe-risovanie-po-fgos-v-srednei-grupe-ukrashenie-fartuchka.html

Подготовка к занятию «Украшение фартука»

Занятия по декоративному рисованию с детьми 4–5 лет направлены на решение двух основных задач:

  • развить навык владения кистью,
  • сформировать способность складывать узор из простых элементов.

Декоративное рисование в средней группе — это роспись заготовки кистью и красками

Краски и основа для рисования

  • Гуашь — оптимальный вариант для росписи фартука. Краска хорошо набирается на кисть (без воды), ложится плавно, узоры получаются яркие и чёткие. Гуашью можно рисовать на белом и цветном фоне, украшение не сольётся с основой.
  • Акварель допустимо использовать. Но только для рисования на плотной основе белого цвета. Воспитатель внимательно следит, как дети набирают воду и краску, чтобы убирали излишки влаги, иначе накапают на рисунок или растекутся узоры.

Гуашь легко набрать на кисточку, это идеальная краска для пятилеток

Заготовку фартука воспитатель может вырезать к занятию

Иногда детям предлагают украсить заготовки фартука цветными карандашами. Это неправильно. Цветные карандаши используются в средней группе для предметного рисования. В декоративном рисовании малыши могут использовать простой карандаш для обрисовки трафарета: обводят фартук на бумаге.

Техника и приёмы рисования

  • Предварительное повторение и тренировка каждого приёма:
  • дети «рисуют» круги и линии в воздухе сухой кистью,
  • мелом на доске (маркером на специальной доске).
  • Рисование линий: приложить кисть всем ворсом к бумаге и сделать движение в нужном направлении.
  • Рисование и закрашивание кругов.
  • Детализация:
  • листочки в растительном орнаменте: приложить кисть всем ворсом к бумаге и убрать,
  • точки: кисть держится вертикально, кончиком кисти поставить отпечаток.
  • Важно. Воспитатель следит за выполнением практического задания детьми. Тем, кто испытывает трудности в рисовании, показывает приёмы индивидуально.

    Дети совершенствуют приёмы рисования гуашью под контролем педагога

    Это интересно. Роспись фартука можно провести с пятилетками в необычной технике. Украшать заготовки ребята будут при помощи нетрадиционных материалов и инструментов:

  • восковых мелков,
  • ватных палочек или дисков,
  • кусочков губки,
  • пальчиками,
  • штампами из овощей или фруктов.

Сделать необычный узор на фартуке легко, рисуя пальчиками по мокрой бумаге

Сочетание с аппликацией и лепкой

При создании поделки «Фартук» могут использоваться приёмы рисования, аппликации, лепки. Расписанный узором фартучек прекрасно дополняется различными элементами:

  • кусочками, полосками цветной или обёрточной бумаги,
  • пластилиновой мозаикой,
  • мазками пластилина,
  • засушенными цветами, листьями,
  • пуговицами, пайетками.

Узор фартука можно дополнить композицией из осенних листьев, например

Украшать наклейками, блёстками и прочей фурнитурой детишками нравится. Если доступ к этим материалам открыть в начале практической работы, поделку малыши сделают в виде аппликации из всевозможных кусочков и картинок. Сначала дети рисуют узор, а потом воспитатель приносит «волшебную коробочку» с новыми украшениями.

Индивидуализация заданий

Продуктивной работе и хорошему настроению внутри группы способствуют простые задания, направленные на удовлетворение личных вкусов и интересов ребят:

  • Разберите заготовки фартуков: круглый, треугольный, с оборкой, — кто какой хочет.
  • Для украшения фартука используйте цвета и оттенки по желанию.
  • Можете оформить рисунок дополнительными материалами: аппликацией, наклейками.

Пятилеткам, проявляющим повышенный интерес к рисованию, воспитатель усложняет общее задание. Например, просит нарисовать в центре фартука цветочную композицию, когда группа рисует один цветок.

Детские работы не шаблонные, каждый фартучек — уникален и красив

Место занятия «Украшение фартука» в картотеке по рисованию

Декоративное рисование в средней группе условно делится на украшение заготовок в виде бытовых предметов/одежды (свитер, варежки, платье, салфетка) и роспись в стиле народных промыслов (хохлома, гжель, дымковская игрушка). Тема «Украшение фартука» является универсальной. Украшать фартук дети могут геометрическим/растительным узором или народным орнаментом — это определяет воспитатель. Проводится занятие в середине учебного года, когда ребятами изучена тема «Одежда» и начинается знакомство с народным искусством.

  • «Мамин фартук»,
  • «Сорочий фартук»,
  • «Фартучек для дымковской игрушки»,
  • «Подарок любимой бабушке».

Расписывая фартук для дымковской барышни, ребята знакомятся с народным геометрическим орнаментом

Занятия по декоративному рисованию позволяют в игровой форме показать детям, что своими руками доступно сделать невзрачные вещи красивыми или создать подарок для друга или родственника. Вводный этап занятия направлен на создание у ребят мотивации к изучению узоров и самостоятельному творчеству.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: