Кто разрабатывает пособие
Автором лэпбука обычно является педагог. Но если для младшего дошкольного возраста воспитатель занимается и подбором материала, и его оформлением, то в средней группе к оформлению и поиску информации могут подключаться родители.
Например, в своей практике в рамках рассмотрения темы «Профессии» я даю воспитанникам и их родителям проектное задание составить рассказ о профессиях, без которых нам не обойтись. Или же составить пособие с картинками, загадками, играми, посвящёнными одной профессии.
В старшем дошкольном возрасте дети принимают активное участие в подборке материалов для оформления лэпбука: находят иллюстрации, вырезают, приклеивают их. Как и в средней группе, к поиску материалов активно подключаются мамы и папы, к примеру, составляют кроссворды, ребусы по теме или собирают «банк данных» о профессиях будущего (сити-фермер, занимающийся озеленением мегаполисов, разработчик домашних роботов и др.).
Материалы для группового лэпбука могут предлагать родители, дети, а педагог отбирает самое подходящее и нужное по теме
Что представляет собой лэпбук
Это дидактическое пособие, используемое учителями и родителями для более простого восприятия ребенком материала, который преподносится в привлекательной игровой форме. Его применение эффективно на развивающих занятиях для детей старшего дошкольного и иногда младшего школьного возраста. Тематика лэпбуков может быть разная, но чаще всего их применяют для освоения знаний, не относящихся к основной учебной программе. Яркая папка привлекает внимание ребенка, а задания и интерактивная составляющая вовлекают малыша в процесс познания путем непосредственного участия, а не выслушивания скучных рассказов учителя.
Лэпбук «Профессии» может содержать в себе информацию о нескольких популярных видах деятельности, их особенностях, применяемой в работе технике, униформе или инструментах. Использовать пособие лучше всего в группе в рамках отдельного проекта или тематической недели. Это, кроме получения знаний, даст ребенку и навык работы в коллективе.
Как разрабатывается лэпбук «Профессии»
Для оформления пособия ограничений полёта творческой мысли нет, есть только ряд тонкостей, выявленных опытным путём:
- пособие должно быть крепким, так как предназначено для активной эксплуатации, а значит, для основы лучше выбирать пластиковые папки или твёрдый картон (к примеру, от упаковки бытовой техники);
- материалы — карточки, картинки — должны быть заламинированы или обклеены скотчем;
- кармашки для хранения материалов нужно хорошо крепить к основе (клеем или двусторонним скотчем);
- содержание лэпбука можно организовать отдельными карточками, книжками-раскладушками или окошком с выдвижной лентой (например, для игры «Расскажи, кем ты хочешь стать» — ребёнок передвигает ленту и в окошке появляется изображение той или иной профессии, о которой нужно рассказать и дать комментарий относительно того, хотел бы малыш стать специалистом этого профиля).
Что касается содержания пособия, то оно должно соответствовать программному материалу по теме «Профессии», а также требованиям ФГОС относительно знаний, умений и навыков, которыми должны владеть дети конкретного возраста.
Таблица: нюансы выбора содержания блоков лэпбука «Профессии» в разных группах
Блок материалов | Зачем включается в пособие | Особенности рассмотрения в разных группах |
Информационный | Для ознакомления с темой. Информационный блок — это основа пособия, на которую ориентированы остальные материалы (наглядность, игры и пр.) | В первой младшей группе ребята знакомятся с профессиями, с результатами труда специалистов, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни: в садике готовит кушать повар, шофёр везёт автобус, на котором мама едет на работу, врач лечит, если заболели. |
Во второй младшей группе ребята расширяют знания о роде занятий человека (учитель, парикмахер, бухгалтер и др.), а также рассматривают тему в контексте профессиональных занятий своих близких («Моя мама — учитель» и т. п.). | ||
В средней группе ребята учатся соотносить профессию с инструментами и материалами, которые нужны для специалистов этого профиля (автомобиль — для шофёра, указка — для учителя, белый халат, лекарства, фонендоскоп — для доктора и пр.). | ||
В старшей группе ребята формируют обобщённое понятие «профессия», расширяют представления о трудовых действиях, о специальностях, которые были, есть и будут актуальными в мире. | ||
В подготовительной группе дети обобщают имеющиеся знания, а также формируют первичные представления о важности выбора профессии в жизни человека, знакомятся с профессиями будущего. | ||
Литературный (рассказы, стихотворения) | Для формирования образов профессий, воспитания уважения к труду. | Младших дошкольников с темой можно познакомить с помощью «Сказки о пропавших профессиях», которая акцентирует внимание на важности наличия специалистов в каждой области, а также привлекая отрывки произведения К. Чуковского «Доктор Айболит». |
В средней группе в лэпбук можно включить стихотворение «А что у вас» С. Михалкова, выстроив на его основе беседу на тему «Чем важны профессии наших мам и пап»:
| ||
Для старших дошколят в подборку можно включить:
| ||
Загадки | Для закрепления и повторения материала. | В младшем дошкольном возрасте задания лучше подбирать с зарифмованными ответами, так как ребятам ещё сложно работать с «классическим» вариантом загадок. В среднем и старшем в этот блок включаются загадки о вещах, напрямую связанных с профессией. |
Наглядный | Для придания эстетичности пособию и лучшего усвоения материала. Кроме того, в пособие включаются мультфильмы по теме. | В младшей группе в наглядный блок входят картинки с изображением представителей разных профессий для иллюстрации рассказов педагога, во второй младшей малыши сами описывают картинки в 3–4 предложениях. В средней группе на основе картинок дети составляют обобщённый рассказ о профессии в 4–5 предложениях, а в старших группах дополняют рассказ своим мнением относительно той или иной специальности, пробуют представить, как изменилась бы наша жизнь без этой профессии (в 6–8 предложениях). |
Творческий (раскрашивание, лепка) | Для закрепления материалов, развития творческих способностей и расширения познавательных интересов. | В младшем дошкольном возрасте ребята работают с картинками, на которых нет большого количества деталей. В средней и старшей группах дети раскрашивают специалистов в антураже их профессиональной деятельности (врач, осматривающий пациента, учитель на уроке). Начиная со средней группы, в этот блок можно включать пошаговые инструкции по лепке на темы, связанные с профессиями. |
Блок с ребусами и кроссвордами | Для работы с этим блоком ребятам нужно иметь представления о буквах, а также уметь писать, поэтому он используется только в лэпбуках для старших дошколят. Для малышей и детей среднего дошкольного возраста можно использовать картинки «Найди отличия». |
Видео: мультфильм-презентация профессий для младших дошкольников
Видео: мультфильм «В мире профессий» для дошкольников
Какие материалы должен содержать лэпбук
Внутреннее содержание пособия может варьироваться по желанию его создателей, фантазия здесь безгранична. Обычно подбор материала зависит от возраста детей, принято ориентироваться на группы от 4 до 6 лет и от 7 до 10 лет.
В лэпбук о профессиях для детей средней группы можно включить такие развивающие элементы:
- карточки с изображением представителей профессий в отдельном кармашке (обычно около 20 штук);
- картинки с атрибутами разных видов деятельности в соответствии с количеством профессий;
- раскладушка с классификацией работ;
- пустой сложенный книжечкой листик для того, чтобы ребенок сам мог описать выбранный ним вариант;
- конвертик с бумажным человечком и вариантами униформы (спецодежды), которые можно на него надеть;
- игра «Угадай профессию» в виде вращающегося круга с иллюстрациями места работы (офис, завод, ферма, банк и т .д.);
- книжечка, содержащая стихи, пословицы и поговорки о профессиях;
- мини-книжка с тематическими загадками;
- черно-белые картинки, которые предлагается разрисовать ребенку;
- кармашек с заданиями «Кто что делает».
Это же пособие может служить основой и для лэпбука для детей постарше, однако некоторые элементы нужно заменить более сложными. Например, можно добавить такие задания:
- карточки «История человеческого труда» с указанием интересных фактов, привязанных ко времени появления и этапам развития той или иной работы;
- книжечку с видами профессий по типу взаимодействия: «человек – техника», «человек – природа» и т. д.;
- интеллектуальную карту подбора вида деятельности (ребенок отвечает на поставленные вопросы и в итоге выходит на близкий к его интересам вариант);
- пирамиду профессий (руководящие, творческие, исполнительские).
Разные авторы пособий предлагают широкий выбор различных игр (лото, пазлы, ассоциации), ребусов, кроссвордов, конкурсов и викторин. Например, можно предложить ребенку поиграть в парикмахера, подставляя к вырезанному лицу человека различные варианты причесок, или во врача, используя картинки с атрибутами (градусник, таблетки, стетоскоп, шприц).
Подборка материалов для лэпбука «Профессии»
При выборе материалов педагог ориентируется на программу, ФГОС и уровень развития детей конкретной группы.
Информационный блок
В качестве текста для иллюстрации тематических картинок можно использовать описания современных профессий (Воспитателя, Менеджера, Парикмахера и др. и Бухгалтера, Повара, Продавца и др.). А для старшего дошкольного возраста в лэпбук стоит включить информацию о профессиях будущего.
Для обобщения профессий по сферам применения, можно сделать «Карту страны профессии», распределив специальности по нескольким направлениям: «Город Услуг» (парикмахер, продавец и др.), «Город Знаний» (учёный, учитель и др.) и т. д. Дети по описанию каждого города раскладывают картинки с изображением соответствующих специалистов.
О каждом «городе» ребята составляют отдельный рассказ-описание
Для облегчения задачи рассказать о профессии по картинке, детям средней и старшей групп можно предложить наглядный план.
План с иллюстрациями помогает составить рассказ о профессии даже тем, кто ещё не умеет читать
Стихотворения
В блок с рифмовками для младших дошкольников можно включить:
- Дайте повару продукты: Мясо птицы, сухофрукты, Рис, картофель… И тогда Ждёт вас вкусная еда.
- Утром солнце светит ярко, Молочко несёт доярка. Тёплое, коровье, Детям на здоровье.
- Дайте ножницы, расчёску, Он вам сделает причёску. Парикмахер непременно Подстрижёт вас современно.
- Молоток в работе нужен, И с пилою столяр дружен. Он дощечки распилил И скворечник смастерил.
Для среднего и старшего дошкольного возраста подборку можно составить по материалам сборника, опубликованного здесь.
Загадки
Рифмовку с «договорками» о профессиях обычно включают в пособие для средней группы, но в лэпбуке для малышей её можно использовать отрывками.
Для средней и старшей групп в подборку также можно включить загадки об орудиях труда:
- Всех на свете обшивает Что сошьёт — не надевает (Игла);
- Я по лысине бегу — Кудри с лысины стригу (Рубанок);
- Много дружных ребят На одном столбе сидят. Как начнут они резвиться — Только пыль вокруг клубится (Метла).
Загадки, посвящённые конкретным профессиям, можно найти здесь.
Пословицы, поговорки
В лэпбук для среднего и старшего возраста стоит включить пословицы и поговорки о важности труда:
- Ремесло за плечами не виснет.
- Повар и духом сыт бывает.
- Кашевар живёт сытее князя.
- Беда, коль пироги начнёт печь сапожник.
- Баловством хлеба не добудешь.
- Не все те повара, у кого ножи длинные.
Игровой блок
В этот блок можно в виде краткого описания условий или подборки наглядных материалов включать все виды игр.
Таблица: примеры игр для лэпбука «Профессии»
Как называется игра | Суть | На какую возрастную группу ориентирована |
Дидактические игры | ||
«Хлопни в ладоши, если…» |
| На вторую младшую |
«Исправь ошибку» | Педагог говорит фразу, а дети исправляют ошибку:
| На среднюю |
«Продолжи предложение» | Педагог начинает фразу, дети заканчивают:
| На старшие |
Театрализованные | ||
«Давайте покажем, как это» | Детям предлагается перечень ситуаций, которые они обыгрывают в сценках:
| |
«Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем» |
| На среднюю, старшие |
Подвижные игры | ||
«Все профессии важны» (для спортзала) | Педагог описывает профессию, дети выполняют движения:
| На старшие |
Примеры пальчиковых игр на тему «Профессии» можно найти в публикации Кочетковой Н.В. |
Фотогалерея: ребусы, кроссворд и тематические картинки «Найди отличия» для лэпбука «Профессии»
Ответы: стилист, кухарка, сталевар, астроном, горняк, дублёр, животновод, журналист, золотоискатель, лучник, ложкарь, краболов, косарь, скотовод, крестоносец, столяр, ключник, шпион
Разгадывая кроссворд, дети отрабатывают знания букв
Ответ: почтальон
На картинках с рыбаками детям нужно найти 5 отличий
На этих картинках ребята ищут 5 отличий
На этих картинках детям нужно найти 10 отличий
Фотогалерея: шаблоны для раскрашивания и инструкция по лепке по теме профессии
Дополнительным заданием к раскраске Повара может быть придумывание истории о том, что он готовит
Несмотря на количество мелких деталей, раскрашивать балерину могут даже малыши: заполнение цветом нужно только для балетной пачки
Раскраска Строителя с фрагментом кирпичной стены может использоваться уже во второй младшей группе для отработки аккуратного раскрашивания прямоугольников кладки
Рассматривая профессию парикмахера, важно сделать акцент на том, что этой деятельностью могут заниматься и женщины, и мужчины
Рассматривая тему, связанную с профессиональным развитием человека, стоит обратить внимание на специальности, которые для многих являются хобби, в частности занятие фотографией
На основе раскраски «Швея» можно предложить детям подготовительной группы поразмышлять на тему актуальности этой профессии в будущем
Среди важных профессий, без которых нам не обойтись, обязательно нужно обратить внимание на те, что имеют отношение к спасению жизней людей в неординарных ситуациях
Рассматривая тему «Профессии будущего», обязательно нужно упомянуть профессию учёного
Для придания яркости образу Художника можно использовать восковые мелки для раскрашивания
В старшей группе дети могут сами работать с инструкцией по лепке, разъяснения педагога не нужны
Лэпбук “Профессии”
Тема «Профессии» является важной частью курса ознакомления с окружающим миром. «Профессии» рассматриваются, начиная с младших групп и вплоть до подготовительной группы. В этой связи важно выбрать такой способ организации материала, который позволил бы не только обобщить информацию, но и открывал бы возможности для пополнения знаний, умений и навыков ребят разного возраста. Всё это позволяет сделать лэпбук «Профессии».
Лэпбук “Профессии” предназначен для детей средней и старшей группы.
Лэпбук используется как учебно-дидактическое пособие на занятиях, в свободной и самостоятельной деятельности детей.
Цель: расширение и закрепление знаний детей о профессиях.
Задачи:
1. Формировать представления о людях разных профессий;
2. Расширять словарь дошкольников;
3. Развивать связную речь;
4. Воспитывать уважение к любой профессии.
Лэпбук поможет познакомить с различными профессиями, в игровой форме закрепить атрибуты профессий, спецодежду, содержание деятельности.
В лэпбук включены различные игры,направленные на развитие логического мышления, памяти, внимания.
Пазлы.
Найди пару.
Подбери головной убор.
Также в лэпбуке содержаться загадки о различных профессиях, стихи, которые сделают знакомство с профессиями увлекательным для ребенка.
Лэпбук содержит алгоритм рассказа о профессиях,что позволит ребенку составить самостоятельно рассказ о любой профессии. Данный алгоритм позволяет сформировать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану, развивает связную речь.
Шаблоны Лэпбуков на МААМ
Публикации по теме:
Досуг «Все профессии важны» для детей старшей группы Цель: Расширять и обогащать знания и представления детей о профессиях, о труде. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий. Конспект занятия «Профессии наших родителей» для детей средней группы Конспект “Познавательное развитие”, формирование целостной картины мира. занятия для средней группы «Кем работают мои родители» Воспитатель:. Лэпбук по лексической теме «Профессии» для детей 6–7 лет подготовительной логопедической группы Лепбук “Профессии” Цель данного лэпбука: закрепить представления детей о профессиях людей. Речевое развитие, познавательное развитие. Разучивать. Лэпбук «Все профессии важны» для средней группы лепбук “все профессии важны” для детей средней группы. Данный лепбук необходим для занятий по познавательному развитию. Эти занятия могут. Фотоотчет о литературно-музыкальной викторине для средней группы «Все профессии нужны, все профессии важны!» Литературно – музыкальная викторина для средней группы «Все профессии нужны, все профессии важны!» В рамках Всероссийской недели книги. Лэпбук для детей дошкольного возраста «Профессии» ЛЭПБУК для детей дошкольного возраста на тему “Профессии” Описание: данный материал может быть использован педагогами ДОУ; родителями и. Лэпбук «Профессии» для детей 6–7 лет подготовительной группы Цель Лэпбука: создание условий для закрепления знаний детей о профессиях; Задачи: расширить знания детей о профессиях; развивать связную.
Проект «Профессии наших родителей» для детей средней группы Проект «Профессии моих родителей» для детей средней группы Вид проекта: краткосрочный (февраль-апрель, информационный, творческий, групповой,.
Проект «Лэпбук «Все профессии важны — все профессии нужны!» ]Проект: «Лэпбук «Все профессии важны – все профессии нужн!» Вид проекта: исследовательский, творческий. Участники проекта: несовершеннолетние.
Библиотека изображений:
Как использовать лэпбук в детском саду и дома
Пособие универсально: его можно использовать на занятиях и в детском саду, и дома. Лэпбук удобен:
- для презентации нового материала по теме;
- для отработки полученных знаний;
- для закрепления и повторения материала.
Исходя из направлений использования пособия, можно сделать вывод о том, что на его основе можно целиком выстроить занятие: актуализировать знания по теме стихотворениями, использовать знания на практике, отгадывая загадки, играя, и закрепить пройденный материал, решением ребусов, разгадыванием кроссвордов и раскрашиванием.
С лэпбуком дети могут работать как самостоятельно, так и в группе