Перспективный план индивидуальной работы по математике


Значение дидактического материала в детском саду

Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю служат подспорьем правильно подобранные дидактические материалы. Они призваны помочь педагогу развить способности ребёнка и научить чему-то новому. Такие материалы должны органично вписываться в интерьер группы, дополняя и расширяя возможности воспитателя, создавая атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое.

Дидактические материалы — это вспомогательные материалы, используемые в процессе обучения

Дида́ктика (др.-греч. διδακτικός «поучающий») — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Википедия

Цели применения дидактических материалов

Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность малыша. Пирамидки и башенки из кубиков — тоже своего рода дидактический материал, просто надо подключиться к игре ребёнка, обсуждая с ним цвет, форму и размер игрушек. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.

Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:

  • развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;
  • формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);
  • создание положительного эмоционального настроя;
  • развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
  • развитие речевых навыков;
  • обучение счёту, грамоте.

Развитие мелкой моторики является приоритетной задачей при обучении младших дошкольников

Использование разнообразных дидактических материалов на занятиях в детском саду способствует активизации познавательной деятельности дошкольников.

Дидактические игры по математике для детей старшей группы

Виктория Клишова

Дидактические игры по математике для детей старшей группы

Дидактические игры по математике для детей старшей группы

«Подбери игрушку»

Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его, учить находить равное количество игрушек.

Содержание. Воспитатель объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки,например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.

«Подбери фигуру»

Цель:закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.

Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и треугольник, цвет и форма варьируются.

Содержание. Сначала педагог. предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур,говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?»

И т. д. Вызывает 2-3
детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида)
.
«У меня маленький синий квадрат»
.

«Назови и сосчитай»

Цель: учить детей считать звуки, называя итоговое число.

Содержание. Занятие лучше начать со счета игрушек, вызвав к столу 2-3 детей, после этого сказать, что дети хорошо умеют считать игрушки, веши, а сегодня они научатся считать звуки. Воспитатель предлагает детям сосчитать, помогая рукой, сколько раз он ударит по столу. Он показывает, как надо в такт ударам производить взмах кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят негромко и не слишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1-3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается. Далее, предлагается воспроизвести указанное количество звуков. Педагог по очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2-5 раз. В заключение всем детям предлагают поднять руку (наклониться вперед, присесть)

столько раз, сколько раз ударит молоточек.

«Назови свой автобус»

Цель: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером,

Содержание. Воспитатель ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов)

. Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями Педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал
«Остановка!»
дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал
«В автобус»
дети находят сбои автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.

«Хватит ли?»

Цель: учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.

Содержание. педагог предлагает угостить зверей.Предварительно выясняет: «Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить? Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство ж неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.

«Собери фигуру»

Цель: учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.

Содержание.Воспитатель предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с палочками и спрашивает: «Какого цвета палочки? По сколку палочек каждого цвета? Предлагает разложить палочки каждого цвета так, чтобы получились разные фигуры. После выполнения задания дети еще раз пересчитывают палочки. Выясняют, сколько палочек пошло на каждую фигуру. Педагог обращает внимание на то, что палочки расположены по-разному, но их поровну — по 4 «Как доказать, что палочек поровну? Дети раскладывают палочки рядами одну под другой.

«На птицефабрике»

Цель: упражнять детей в счете в пределах, показать независимость числа предметов от площади, которую они занимают.

Содержание.Воспитатель: «Сегодня мы пойдем на экскурсию — на птицефабрику. Здесь живут куры и цыплята. На верхней жердочке сидят куры, их 6, на нижней — 5 цыплят. Сравнивают курочек и цыплят, определяют, что цыплят меньше чем курочек. «Один цыпленок убежал. Что нужно сделать, чтобы курочек и цыплят стало поровну? (Нужно найти 1 цыпленка и вернуть курочке)

. Игра повторяется. В. незаметно убирает курицу, дети ищут маму-курицу для цыпленка, и т. д.

«Вчера, сегодня, завтра»

Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера»

,
«сегодня»
,
«завтра»
.

Содержание. По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика. Это «вчера»

,
«сегодня»
,
«завтра»
. В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие.

Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются,а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!»

Дети бегут к домику под названием
«вчера»
. Затем возвращаются в круг, игра продолжается.

«Почему овал не катится?»

Цель: познакомить детей с фигурой овальной формы, учить различать круг и фигуру овальной формы

Содержание.На фланелеграфе размещают модели геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника. Сначала один ребенок, вызванный к фланелеграфу, называет фигуры, а за тем, это делают все дети вместе. Ребенку предлагают показать круг.Вопрос: «Чем отличается круг от остальных фигур?»

Ребенок обводит круг пальцем, пробует его покатить. В. обобщает ответы
детей: у круга нет углов, а у остальных фигур есть углы. На фланелеграфе размещают 2 круга и 2 фигуры овальной формы разного цвета и размера. «Посмотрите на эти фигуры. Есть ли среди них круги? Одному из детей предлагают показать круги. Внимание детей обращают на то что на фланелеграфе не только круги, но и другие фигуры., похожие на круг. Это фигура овальной формы. В. учит отличать их от кругов;спрашивает: «Чем фигуры овальной формы похожи на круги? (У фигур овальной формы тоже нет углов)
. Ребенку предлагают показать круг, фигуру овальной формы. Выясняется, что круг катится, а фигура овальной формы нет.
(почему)
Затем выясняют, чем отличается фигура овальной формы от круга?
(фигура овальной формы вытянута)
. Сравнивают путем приложения и наложения круга на овал.

«Посчитай птичек»

Цель: показать образование чисел 6 и 7, научить детей вести счет в пределах 7.

Содержание. Педагог выставляет на наборном полотне в один ряд 2 группы картинок (снегирей и синичек (на некотором расстоянии одну от другой и спрашивает: «Как называют этих птиц? Поровну ли их? Как проверить?»

Ребенок размещает картинки в 2 ряда, одну под другой. Выясняет, что птиц поровну, по 5. В.добавляет синичку и спрашивает: «Сколько стало синичек? Как получилось 6 синичек? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких птиц получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их?Какое число больше:6 или 6?Какое меньше? Как сделать, чтобы птиц стало поровну по 6.
(Подчеркивает, если одну птицу убрать, то тоже станет поровну по 5)
.Убирает 1 синицу и спрашивает:
«Сколько их стало? Как получилось число 5»
. Снова добавляет по 1 птичке в каждом ряду и предлагает всем детям сосчитать птиц. Аналогичным образом знакомит с числом 7.

«Встань на место»

Цель: упражнять детейв нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.

Содержание: педагог по очереди вызывает детей, указывает,где им надо встать: «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.

«Где фигура»

Цель: учить правильно,называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.

Содержание.Воспитатель объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится.Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине, затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.

«Палочки в ряд»

Цель: закрепить умение строить последовательный ряд по величине.

Содержание. Воспитатель знакомит детей с новым материалом и объясняет задание: «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине»

. Предупреждает
детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя)
. «Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд» — поясняет воспитатель.

Дидактический материал для детского сада своими руками

Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно. Процесс создания пособий включает ряд этапов:

  1. Первым шагом в создании наглядного материала является формулировка цели. Необходимо понять, что именно даст детям разрабатываемый дидактический материал, ведь пособие должно соответствовать возрасту воспитанников, быть понятным и доступным.
  2. Второй шаг — это выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактический материал. Например, для того чтобы ребёнок выучил название цвета и соотнёс его с конкретным объектом (животным, фруктом или предметом), создаются плакаты или карточки по теме «Основные цвета».

    В этой дидактической игре ребята запоминают цвета и соотносят их с формами животных

  3. Шаг третий — продумать концепцию пособия. На данном этапе создания дидактического материала следует решить, какой именно вид наглядного пособия мы создаём: карточки, стенд, плакат или, возможно, целую игру.
  4. Шаг четвёртый — подобрать подходящие материалы для создания наглядного пособия. К дидактическим материалам, используемым в ДОУ, предъявляется ряд требований:
      Материал должен быть ярким, чтобы ребёнок мог легко запомнить то, что было изображено.
  5. Материал не должен быть хрупким или легко ломающимся. Маленькие дети испытывают нужду прикасаться ко всему, что их заинтересовало, ведь через прикосновения они познают мир.
  6. Материал должен быть максимально безопасен для дошкольников, даже в случае запихивания его в рот (но этого лучше не допускать).
  7. Используемые материалы должны быть гиппоаллергенными. В детский сад приходят дошкольники с разными показателями здоровья, поэтому все предметы, представленные для общего пользования, должны быть в равной степени безопасны для всех воспитанников.
  8. Материал должен выдерживать санитарную обработку (к примеру, картон или бумагу обклеивают специальной плёнкой или скотчем).
  9. Пятый шаг — это непосредственная сборка материала. При создании наглядного пособия нужно помнить, что изображённая или изложенная информация должна характеризовать окружающий мир и соответствовать действительности. А также важно, чтобы сделанный дидактический материал был красиво и аккуратно оформлен, это формирует у ребёнка чувство прекрасного и понятие аккуратности.

    Дидактические материалы должны быть привлекательными и аккуратно оформленными

  10. Заключительным шагом является своевременное планирование использования созданного дидактического материала.

С интересными идеями изготовления дидактических материалов для дошкольников своими руками и их подробным описанием можно ознакомиться в статье Оксаны Столь.

Не пытайтесь сразу добиться от ребёнка полного понимания темы. Лучше пройдите тему несколько раз, используя разный дидактический материал, тем самым закрепляя её.

Фотогалерея: дидактические материалы для развития мелкой моторики


Для изготовления такого пособия понадобятся шнурки и крупные пуговицы


Этот дидактический материал развивает у детей понятия целого и части


Малыши с удовольствием составляют изображения из кусочков фетра


Игры с прищепками развивают мелкую моторику и цветовосприятие младших дошкольников


Данное пособие создано для развития у малышей навыков мелкой моторики, мышления и обращения с канцелярией

Фотогалерея: дидактические материалы по математике


Игры со скрепками формируют навыки счёта


Такие карточки помогут ребятам запомнить цифры, а также развить тактильную чувствительность


Этот материал можно использовать как для формирования навыков счёта, так и для изучения основных цветов

Фотогалерея: дидактические материалы по изучению окружающего мира


Лэпбук — это самодельная книжка с дидактическими материалами и играми по определённой теме


С помощью этого материала дошкольники изучают явления природы, которые происходят во время весны, а также осваивают понятия времени, действий и движений


С помощью таких фишек можно изучать состав тех или иных блюд


Данное пособие помогает детям понять, что такое времена года, когда происходит смена сезонов и как меняется природа


Цель данного пособия — закрепить понятия один-много, большой и маленький и узнать названия съедобных грибов

Картотека игр с целями по ФГОС

«Правильный счет»

Цель: Необходимо оказать помощь, чтобы усвоить порядок следования чисел натурального ряда. В качестве материала педагог предлагает мяч.

Содержание: дети встают по кругу. Прежде чем приступить к действиям, нужно заранее договориться, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. После чего можно бросить мяч и назвать число. Тот, кто поймает мяч, должен продолжить считать, перебрасывая мяч своему напарнику.

«Кто где»

Цель: Следует правильно определять положение изделий, которые находятся в пространстве. Для различия предметов, педагог предоставляет игрушки.

Описание: Весь материал нужно разместить по разным местам. После этого воспитатель спрашивает, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко.

«Много-мало»

Цель: Оказание помощи усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

Содержание: Попросить рассказать об одиночных изделиях, которых много ил мало. Например: много книг, один стул, много людей. Можно разложить карточки разных оттенков. Синие карточки — 8, а желтые — 4. Потом педагог должен спросить каких карточек больше, каких меньше.

Метод проведения занятий

Видеоматериалы по теме

Представленные далее видеоролики содержат наглядное воплощение идей по созданию дидактических материалов в детском саду. Ознакомившись с ними, можно самостоятельно изготовить интересные и полезные игровые пособия для дошкольников.

Видео: дидактические игры своими руками

Видео: дидактические игры по математике для детского сада своими руками

Видео: дидактические материалы по обучению грамоте

https://youtube.com/watch?v=xKDbYhAEmLA

Видео: примеры дидактических пособий по сенсорному развитию детей

https://youtube.com/watch?v=JOKWuUwiXf8

Видео: как сделать фланелеграф

Использование дидактических материалов в детском саду помогает развивать познавательные, коммуникативные и творческие способности дошкольников всех возрастных групп. При применении пособий воспитателю следует помнить о широком спектре выбора их подачи. Изготовление дидактических материалов своими руками позволяет реализовать различные педагогические идеи в образовательном процессе ДОУ. Главное — правильно разработать пособия, продумать и оформить. В этом помогут разнообразные методические рекомендации и собственная фантазия автора.

Зачем это надо, какие задачи у обучения математике дошкольников

Мультипликационные и сказочные персонажи, которые так нравятся малышам, могут стать мотивирующим элементом при освоении математических понятий. Многие герои приходят в гости к детям (игрушка либо картинка), принося с собой картинки-раскраски, геометрические фигуры, символические сувениры (наглядности должно быть как можно больше). У дошкольников пробуждается живой интерес к математике.

Важно! Прежде чем приступить к игровому математическому занятию, необходимо выполнить интеграцию познавательной деятельности в прочие виды. К примеру можно подобрать правильную музыкальную композицию (лучше всего подвижную).

Одной из целей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) является формирование начальных математических представлений и понятий. Малыш должен уметь ориентироваться в сложном для детского понимания абстрактном мире чисел, величин, временных отрезков. Работа по обучению детей математике, которые посещают детский сад, ведется последовательно и целенаправленно, усложняясь год от года, что отражено и в образовательных программах.

Роль дидактических занятий по ФЭМП

Методика проведения занятий по ФЭМП в средней группе

Основной задачей является формирование у ребенка познавательного интереса к математике. Дети должны усовершенствовать навыки социализации. С этой целью воспитатель должен подобрать непринужденную обстановку для общения друг с другом.

Обратите внимание! Основной прием при занятии по математике — это неожиданный поворот событий. Например, педагог преподносит занятия, связанные с любимыми сказочными героями детей или животными.

Не менее приятным сюрпризом является нестандартный прием. Например, педагог предлагает малышу найти определенный предмет, который спрятан в помещении или разгадать загадку. Основной целью воспитателя является создание интриги, чтобы привлечь интерес ребенка.

Учитывая все требования ФГОС можно организовать познавательные занятия. Например, мамочке-белке сложно определиться с тем, сколько грибов и ягод ей нужно собрать, чтобы отнести своим детям.

Игра — это большая радость для ребенка дошкольного возраста, в то же самое время развивающая важные психические процессы (мышление и внимание, память и речь). Играя, ребёнок получает новые знания и умения, зачастую даже не догадываясь об этом. Проведение математических занятий интеллектуально развивает детей, повышает их познавательный интерес. Кроме того, подобная деятельность полезна для социализации дошкольников — учит их общаться друг с другом и педагогом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: