Конспект урока «Органы пищеварения» план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Конспект урока по биологии (8 класс)
Учитель: Алфимова Ксения Владимировна
ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ
Цель урока: познакомить учащихся со значением пищеварения, изучить органы пищеварительной системы и пищеварительные железы, формировать умения анализировать, делать логические выводы, воспитывать правильное отношение к питанию и к своему здоровью.
Учебник: «Биология. Человек» 8 класс, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, издательство «Вентана-Граф».
На уроке используется технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
Фронтальная беседа по вопросам:
- Каково значение пищи?
- Из предложенного списка выберите продукты животного и растительного происхождения: творог, мясо, яйца, морковь, свекла, хлеб, масло, сахар, шоколад, картофель, сыр, орехи.
- Чем пища отличается от питательных веществ?
- Какие питательные вещества вы знаете?
- Каково значение белков и жиров в организме человека?
- Какие продукты наиболее богаты белками? Жирами?
- Каково значение углеводов в организме человека?
- Какие продукты наиболее богаты углеводами?
- Какова роль минеральных солей в организме человека?
- Почему пища должна содержать витамины?
- Изучение нового материала
Любой поступающий в организм пищевой продукт состоит из питательных веществ. Почему же вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введённые прямо в кровь, вызывают гибель человека?
Ответы учащихся.
Для того, чтоб пища могла обеспечить организм веществами и энергией, она должна быть преобразована в доступную для усвоения форму. Какая же система органов переваривает белки, жиры и углеводы?
Сформулировать тему урока. Записать тему в тетрадях и начертить маркировочную таблицу.
Знаю — V | Хочу узнать — ? | Узнал новое — + |
Стадия «Вызов»
Пищеварительная система человека выполняет три основные функции: секреторная, двигательная и всасывательная. Кто по этим названиям может описать их?
Внимание на доску: перед вами таблица, надо соотнести название функции с ёё сущностью.
Секреторная | Движение пищи по пищеварительному каналу, её перемешивание |
Двигательная | Переход питательных веществ в кровь и лимфу |
Всасывательная | Образование пищеварительных соков и их выделение в пищеварительный канал |
Расщепление сложных органических веществ на более простые |
Мы разобрались со значением пищеварительной системы, а сейчас давайте вспомним, какие отделы присутствуют в пищеварительной системе млекопитающих?
Похожа ли пищеварительная система млекопитающих и человека? Почему?
Давайте на доске изобразим пищеварительную систему в виде структурно-логической схемы.
Как вы считаете, это достаточная информация? Тогда давайте попробуем ее дополнить.
Стадия «Осмысления содержания»
Перед вами текст §30. Начинайте работу с текстом, проставляя пометки на полях:
“ v” – знакомая информация, “ + ” – новая информация, “ ? ” – непонятная информация
Не забывайте работать с маркировочной таблицей. После чтения текста заполняйте 3-ю колонку “Узнал новое”. (Это не простое переписывание текста, а способность сформулировать мысль в 2-3 словах перевести её на свой язык, а, следовательно, понять). Записи должны быть ёмкими, но краткими.
Система органов пищеварения
Система органов пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы.
Ротовая полость. Сначала пища попадает в рот. В ротовой полости она размельчается зубами и перетирается языком. Рецепторы, находящиеся в языке, позволяют нам определять вкус пищи, ее пригодность для еды. В ротовую полость впадают протоки многочисленных мелких и трех пар крупных слюнных желез. В слюне содержатся вещества, убивающие микробов.
Глотка и пищевод. Через глотку и пищевод пища попадает в желудок. Если широко открыть рот и рассмотреть вход в глотку, можно увидеть в верхней части ротовой полости твердое, а затем мягкое нёбо. Сверху у самого входа в глотку свисает нёбный язычок. По краям, слева и справа от него, находятся миндалины. Они состоят из лимфоидной ткани, выполняющей защитную функцию. В норме они бледно-розового цвета. Миндалины заполнены лейкоцитами, которые готовы во всеоружии встретить микробов, попадающих с пищей и воздухом. При хроническом воспалении миндалин – тонзиллите – их функция нарушается. Больные миндалины становятся резервуаром инфекции. Тонзиллит требует обязательного лечения.
Положите руку на горло и сделайте глотательное движение. Вы почувствуете, как поднялась гортань. Вход в нее закрыл надгортанник. Язычок (часть мягкого нёба) в это время приподнялся, перекрыв путь пищи в носовую полость. Смоченный слюной скользкий комок пищи (или слюна, если пищи не было) из ротовой полости и глотки по пищеводу пошел в желудок. Напомним, что пищевод переходит из грудной полости в брюшную полость, где находится желудок, через отверстие в диафрагме.
Желудок. В желудке пища переваривается под действием желудочного сока, а затем в полупереваренном виде поступает в кишечник.
Желудок находится под диафрагмой с левой стороны. В верхней части он заполнен воздухом. Воздушная пробка препятствует выходу пищи назад в пищевод. Эту же функцию выполняют специальные кольцевые мышцы, находящиеся у входа пищевода в желудок.
При переваривании пищи образуются многочисленные газы. Когда их скапливается очень много, они прорываются в пищевод – происходит отрыжка. Это может случиться, например, если выпить слишком много газированных напитков.
Кишечник. Из желудка пища попадает в тонкую кишку. Начальный отдел ее называют двенадцатиперстной кишкой. В него впадают протоки поджелудочной железы и общий желчный проток, по которому желчь печени и желчного пузыря попадает в кишечник.
Тонкая кишка образует несколько петель. В тонких кишках происходит окончательное переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь и лимфу. Там, где тонкая кишка впадает в толстую, находится начальный отдел последней – слепая кишка с аппендиксом.
Толстая кишка идет вверх, затем у диафрагмы переходит на левую сторону, спускается вниз, образуя свой последний отдел – прямую кишку. Через нее и удаляются непереваренные остатки пищи. В этом отделе кишечника накапливаются остатки пищи, подлежащие удалению из организма. В толстой кишке всасываются обратно в кровь вода и минеральные соли, использованные при пищеварении.
Пищеварительные железы. Они выделяют пищеварительные соки, которые переваривают пищу, превращают сложные питательные вещества в более простые и растворимые в воде. К пищеварительным железам относятся слюнные железы, микроскопические железы желудка и кишечника, поджелудочная железа и печень, выделяющая желчь. Часть выделенной желчи идет прямо в двенадцатиперстную кишку, часть – в желчный пузырь. Там она накапливается, а затем по мере надобности расходуется.
Стадия «Рефлексии»
Что нового вы узнали из данного текста? Что вам было уже знакомо? Что удивило или поставило?
В качестве закрепления можно провести несколько игр.
«Что это такое?» Участвуют двое, остальные – болельщики. Один получает список терминов и за 1 минуту он должен объяснить другому значение так, чтобы тот догадался о каком термине идёт речь.
«Узнай орган по таблице» Один получает список органов, которые ему надо показать на таблице, а второй называет эти органы. Время – 1 минута. (список органов – глотка, печень, аппендикс, тонкая кишка, поджелудочная железа, пищевод, прямая кишка, желудок, желчный пузырь, ротовая полость, толстая кишка).
«Да- нет» За 1 минуту один из участников зачитывает утверждение, второй говорит «да», если оно верно, «нет» — если оно ошибочно.
- Глотка является частью пищеварительного тракта.
- Слизистая желудка содержит большое количество желёз, выделяющих кишечный сок.
- В глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным.
- В ротовой полости пища подвергается механической обработке, смачиванию и обеззараживанию.
- Начальный отдел кишечника называют двенадцатиперстной кишкой.
- Аппендикс – это червеобразный отросток прямой кишки, при воспалении которого развивается заболевание аппендицит.
- В ротовой полости находятся миндалины, выполняющие защитную функцию.
- Желчь образуется в поджелудочной железе.
- Надгортанник закрывает вход в гортань во время глотания.
4. Домашнее задание
1. Составить более полную структурно-логическую схему, подготовить устный развёрнутый ответ.
2. Выполнить практическую работу «Местоположение слюнных желёз» (стр. 125 учебника).
- Подготовить сообщения о заболеваниях зубов или электронную презентацию.