Урок обобщения и систематизации знаний. Обучение грамоте, 1 класс


Цели урока систематизации и обобщения знаний и методы работы

По требования ФГОС указывают два вида целей

:

  • Содержательные: выявление уровня знаний учеников по теме (циклу, разделу), высокая степень систематизации знаний, формулирование обобщения знаний по предмету
  • Деятельностные: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умения работать в группе, развитие познавательного интереса, воспитание лидерских качеств, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации знаний.

Рекомендуемые методы работы: частично-поисковой, репродуктивно-поисковой, проблемный, словесно-наглядный.

Обзор типов уроков: урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Одним из важных условий проведения урока является рациональный выбор его типа и соблюдения основных элементов его структуры.

В педагогической литературе нет единой классификации типов уроков, существует несколько подходов к данной проблеме. Классификация типов урока производится по дидактической цели, по цели организации познавательной деятельности, по основным этапам учебного процесса, методам обучения, по способам организации учебной деятельности обучающихся.

Дидактическая цель является важнейшей составляющей процесса обучения, поэтому классификация по этому признаку наиболее близка к реальному уроку.

Типология уроков по признаку дидактической цели выглядит следующим образом:

  1. Урок усвоения новых знаний;
  2. Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления);
  3. Урок актуализации знаний и умений (урок повторения);
  4. Урок систематизации и обобщения знаний и умений;
  5. Урок контроля знаний и умений;
  6. Урок коррекции знаний, умений и навыков;
  7. Комбинированный урок.

Мне бы хотелось подробнее остановиться на таком типе урока, как урок актуализации знаний и умений (урок повторения).

О пользе повторения знали ещё наши предки. Народная мудрость гласит: «Повторенье — мать ученья».

В процессе обучения повторению изученного материала отводится важное место. Урок повторения имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.

Цель урока повторения: более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации учебного материала, установление логической связи между новым и ранее изученным материалом.

Задачи урока повторения:

  1. Образовательная — повторить, закрепить и систематизировать основные понятия ранее пройденного материала.
  2. Воспитательная — прививать культуру умственного труда, умения работать коллективно, в группе, самостоятельно находить правильное решение поставленной цели.
  3. Развивающая — расширить представления по данной теме, разделу, подготовить к восприятию нового материала, развивать логическое мышление.

Повторять надо в течение всего учебного года, чтобы повторение не было работой от случая к случаю, чтобы повторение входило органической частью в методику изучения учебной дисциплины.

Наиболее часто встречается следующая классификация видов повторения:

  • Повторение в начале учебного года;

При повторении в начале года на первый план должно выдвигаться повторение тем, имеющих прямую связь с новым учебным материалом. Новые знания, приобретаемые на занятие, должны опираться на прочный фундамент ранее усвоенных.

  • Текущее повторение всего, ранее пройденного
  • Повторение пройденного в связи с изучением нового материала (сопутствующее повторение);
  • Повторение пройденного вне связи с новым материалом;

Текущее повторение в процессе изучения нового материала, весьма важный момент в системе повторения. Оно помогает устанавливать органическую связь между новым материалом и ранее пройденным. Текущее повторение может осуществляться в связи с изучением нового материала. В этом случае повторяется материал, естественно увязывающийся с новым материалом. Повторение здесь входит составной и неотъемлемой частью во вновь изучаемый материал.

  • Тематическое повторение (обобщающее и систематизирующее повторение законченных тем и разделов программы);

При тематическом повторении систематизируются знания и умения обучающихся на завершающем этапе изучения какой-либо темы или раздела программы.

  • Заключительное повторение (организуемое при окончании прохождения большого раздела программы или в конце учебного года);

Цели тематического повторения и заключительного повторения аналогичны, материал повторения (отбор существенного) весьма близок, а приемы повторения в ряде случаев совпадают. Однако на заключительном повторении материал тем суживается. Такое повторение способствует большему осознанию пройденного, указывает на связь различных разделов учебной дисциплины и одновременно дает возможность обозреть большой объем материала.

Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения).

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений обучающихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

4) Актуализация знаний.

— с целью подготовки к контрольному уроку

— с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Урок повторение может быть проведен в форме повторительно-обобщающего урока; диспута; игры (КВН, конкурс, викторина); театрализованного урока (урок-суд); конференции; экскурсии; урока-консультации; урока – анализа контрольных работ; обзорной лекции; обзорной конференции; урока-беседы.

Эффективность урока повторения зависит от того, насколько широко используются на уроке различные виды репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности обучающихся. Он не достигает своей цели, если отдается предпочтение обычной воспроизводящей деятельности. Преподаватель должен подготовить задачи творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на ранее изученное. Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее, чем шире используются межпредметные связи, позволяющие переносить, свертывать и систематизировать знания.

Правильно организованное повторение – один из факторов, способствующих интеллектуальному развитию каждого обучающегося, достижению им глубоких и прочных знаний. Без сохранения приобретенных знаний, без умения применить их в необходимый момент – изучение нового материала всегда сопряжено с большими трудностями и не дает надлежащего эффекта. Таким образом, цель повторения – установить логические связи между вновь изучаемым и ранее изученным материалом, обогатить память, расширить кругозор, привести знания и умения в систему, самоорганизовать обучающихся.

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия).

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний.

Подготовка обучающихся к обобщенной деятельности.

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации.

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

4) Первичное закрепление:

— в знакомой ситуации (типовые)

— в изменённой ситуации (конструктивные).

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у обучающихся знаний и умений (задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.

4) Рефлексия (подведение итогов занятия).

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений обучающихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

4) Актуализация знаний.

-с целью подготовки к контрольному уроку;

-с целью подготовки к изучению новой темы.

5) Применение знаний и умений в новой ситуации.

6) Обобщение и систематизация знаний.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

9) Рефлексия (подведение итогов занятия).

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный момент.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики преподаватель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

5) Рефлексия (подведение итогов занятия).

7. Структура комбинированного урока

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания.

6) Первичное закрепление.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

9) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Оригинал работы:

Обзор типов уроков: урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

2-ой класс: «Город и деревня»

Цель урока: обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы «Город и деревня».

Оборудование: стенные картины, изображающие город и село.

Ход урока.

Данный урок целесообразнее проводить в форме беседы.

Вопросы для проведения беседы:

  • Где мы живем?
  • Как называется наш город?
  • Как называется улица, на которой стоит школа?
  • Какие дома стоят на улице?
  • Для чего предназначены дома, которые находятся на нашей улице? (жилые, магазины, ателье и т.п.)
  • Как освещается наша улица?
  • Какие растения есть на нашей улице?
  • Чем улица отличается от проспекта? от переулка? от площади?
  • Какие проспекты есть в нашем городе?
  • Как называется центральная площадь нашего города?
  • Чем занимаются люди в городах?
  • Что город дает деревне? А деревня городу?
  • Чем город отличается от деревни?
  • Чем занимаются люди в деревне?

Беседа сопровождается повторным рассмотрением картины.

В заключение урока – творческое задание: нарисовать ответ на один из вопросов, записанных на доске.

На доске записаны следующие вопросы:

-Что люди делают в деревне?

-Чем занимаются в городе?

  • Что дает деревня городу?

Итог урока: еще раз акцентировать внимание на том, что город не сможет выжить без села, а село – без города.

Выбор дидактического и наглядного материала для уроков обобщения и систематизации знаний

Особенно внимательно учителю следует отнестись к выбору дидактического материала. Для уроков данного тира лучше всего подходят графики, сводные таблицы, алгоритмы, инфографические материалы, дающие наиболее общее и детализированное представление обо всей теме. Работа по таким материалам должна строиться поэтапно: разбирая каждый график или схему, важно обращать внимание учеников на взаимосвязь отдельных аспектов, подчеркивать основные понятия и идеи, предлагать ученикам сравнивать, сопоставлять те или иные факты.

На этапах актуализации знаний или первичного закрепления рекомендуется использовать аудио- и видеоматериалы. Это может быть учебный фильм, серия диафильмов, фрагменты художественного кино или документального фильма. После просмотра ученики должны не просто пересказать и обсудить сюжет увиденного, но и обязательно связать его с материалом учебника, со своими знаниями.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: