Урок обществознания в 10 классе по теме «Социальная структура общества»


Социальная структура общества 10 класс. Обществознание. — презентация


Социальная структура общества 10 класс. Обществознание.


Социальная структура Внутреннее устройство общества. Социальные роли Социальные группы

Социальный статус Социальное положение человека в обществе, которое зависит от: –профессии, –экономического положения, –политических возможностей, –демографических свойств человека. Статус указывает на место человека в обществе. Целевая аудитория радио «Монте-Карло»

Виды социальных статусов ПредписанныйПредписанный – дается человеку обществом. ДостигаемыйДостигаемый – приобретается человеком своими собственными усилиями за определенный промежуток времени. В конце ХХ века большинство социальных статусов – достигаемые.


Социальная роль Способ поведения человека. Статус включает несколько ролей. Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, которые зависят от социальных норм.

Социальная группа Любая совокупность людей, выделенных по таким критериям, как: –пол, –возраст, –национальность, –раса, –профессия, –образование, –место жительства и др. Численность групп на земле в 2 раза больше численности людей.

Социальное неравенство Различные социальные группы занимают разное положение в обществе. Социальная дифференциация Социальная дифференциация – разделение общества на социальные группы, занимающие разное положение в обществе. Это положение определяется неодинаковыми правами и привилегиями, ответственностью и обязанностями, собственностью и доходами, отношением к власти.

Социальное равенство социальном равенстве разные точки зрения Существование неравенства не снимает вопроса о социальном равенстве. Существуют разные точки зрения: 1. Марксизм считает, что, неравенство связано с частной собственностью. 2.Социальное равенство – утопия. 3.В современном обществе социальное равенство — это равенство перед законом и равенство возможностей.

Социальная стратификация Взаимосвязанные между собой социальные группы образуют социальную структуру общества. Каков основной элемент этой структуры? Классовый подход Марксистская теория В основе – деление общества на классы. Критерий – собственность. Социальная стратификация Деление общества на страты (слои). Критерии: доход, престиж профессии, образование, возраст, место жительства, объём власти и др.

Социальная структура Богатые Средний класс Бедняки Богатые Средний класс Бедняки Люмпены Люмпены – люди, опустившиеся на «дно» общественной жизни: бродяги, бомжи, нищие. Маргиналы Маргиналы – люди, занимающие промежуточное положение между устойчивыми социальными слоями: иммигранты, безработные, переселенцы, инвалиды.

Социальная мобильность Переход из одной социальной группы в другую. Виды мобильности: Вертикальная мобильностьВертикальная мобильность – перемещение с одной ступени социальной лестницы на другую. Горизонтальная мобильностьГоризонтальная мобильность – переход человека в группу, находящуюся на том же уровне, что и прежняя. Виды мобильности: Вертикальная мобильностьВертикальная мобильность – перемещение с одной ступени социальной лестницы на другую. Горизонтальная мобильностьГоризонтальная мобильность – переход человека в группу, находящуюся на том же уровне, что и прежняя. Переход из одной фирмы в другую, из одной семьи в другую, из одного гражданства в другое. Восходящая вертикальная мобильность Восходящая вертикальная мобильность: карьера, образование, увеличение дохода. Нисходящая вертикальная мобильность Нисходящая вертикальная мобильность: разорение, понижение в должности.

Социальные лифты Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие. армия образование профессия брак собственность церковь

Социальная мобильность закрытое обществоИзменение статуса в патриархальном, феодальных обществах крайне ограничены (сословия, касты) – закрытое общество. открытое общество В современном обществе сняты ограничения на социальные перемещения – открытое общество.

Социальные интересы Интересы людей, связанные с положением социальной группы в обществе и человека в ней. Социальные интересы воплощаются в деятельности: её направленности, характере, результатах. Они направлены на сохранение в группе отношений, от которых зависит распределение благ. Социальные группы отстаивают свои интересы и воздействуют на политику: марши, демонстрации, выборы, создание партий.


Домашнее задание Прочитать §14, выучить понятия. С. 161 письменно выполнить в тетради задания 1-4.

Презентация «Социальные группы»

Социальные группы
Социальные группы

Понятие социальной группы Социальная группа - объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Понятие социальной группы

Социальная группа
— объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив – наиболее значимые для личности социальные группы. Именно они, в силу своей устойчивости, оказывают влияние на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта.

Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив – наиболее значимые для личности социальные группы. Именно они, в силу своей устойчивости, оказывают влияние на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта.

Основные признаки социальной группы: 1. Наличие интегральных психологических характеристик , таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы и так далее, которые формируются с возникновением и развитием группы .

Основные признаки социальной группы:

1. Наличие интегральных психологических характеристик
,таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы и так далее, которые формируются с возникновением и развитием группы.

Конкретный человек не может обладать интегральной характеристикой группы, которая обусловливается особым психологическим полем, возникающим при взаимодействии индивидов. Социальный контроль, который существует в каждой группе, влияет на формирование и развитие интегральных психологических характеристик.

Конкретный человек не может обладать интегральной характеристикой группы, которая обусловливается особым психологическим полем, возникающим при взаимодействии индивидов. Социальный контроль, который существует в каждой группе, влияет на формирование и развитие интегральных психологических характеристик.

2. Существование основных параметров группы как единого целого. Социальная группа имеет следующие параметры: композицию и структуру, групповые процессы, групповые нормы и санкции.

2. Существование основных параметров группы как единого целого.
Социальная группа имеет следующие параметры: композицию и структуру, групповые процессы, групповые нормы и санкции.

Композиция группы – совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения её анализа как целого. Например, численность группы, её возрастной или половой состав, национальность или социальное положение членов группы.

Композиция группы
– совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения её анализа как целого. Например, численность группы, её возрастной или половой состав, национальность или социальное положение членов группы.

Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней.

Структура группы
рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней.

К групповым процессам относятся динамические, то есть меняющиеся показатели группы как социального процесса отношений. Особое значение придается психологическим и организационным процессам сплочения (лидерство и руководство), уровню развития группы как социального единства (стадия развития коллектива), процессу группового давления (конформизм), процессам изменения отношений и так далее.

К
групповым процессамотносятся динамические, то есть меняющиеся показатели группы как социального процесса отношений. Особое значение придается психологическим и организационным процессам сплочения (лидерство и руководство), уровню развития группы как социального единства (стадия развития коллектива), процессу группового давления (конформизм), процессам изменения отношений и так далее.

3. Способность индивидов к согласованным действиям. Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных к достижению цели.

3. Способность индивидов к согласованным действиям.
Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных к достижению цели.

Степень согласованности действий зависит от уровня развития группы, социальной ситуации, деятельности лидера или руководителя. Способность действовать независимо от группы и влиять на её решения характеризует социальную силу личности.

Степень согласованности действий зависит от уровня развития группы, социальной ситуации, деятельности лидера или

руководителя.

Способность действовать независимо от группы и влиять на её решения характеризует социальную силу личности.

4. Действие группового давления , побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с экспектациями окружающих.

4. Действие группового давления
,побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с экспектациями окружающих.

Индивидуальным результатом такого давления выступает конформность как качество человека в нормативном или ненормативном варианте.

Индивидуальным результатом такого давления выступает конформность как качество человека в нормативном или ненормативном варианте.

5. Для педагогов наиболее важным признаком группы является установление определенных отношений между её членами. Все социальные отношения бывают двух типов: конвенциональные (формальные) и межличностные (неформальные). Эти два типа отношений сочетаются в любой социальной группе.

5. Для педагогов наиболее важным признаком группы является
установление определенных отношениймежду её членами. Все социальные отношения бывают двух типов: конвенциональные (формальные) и межличностные (неформальные). Эти два типа отношений сочетаются в любой социальной группе.

Типология социальных групп Основными критериями выделения таких типологий могут выступать: количество человек группе, общественный статус, уровень развития и так далее.

Типология социальных групп

Основными критериями выделения таких типологий могут выступать: количество человек группе, общественный статус, уровень развития и так далее.

По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные , по непосредственности взаимосвязей – на реальные и номинальные , по значимости – на референтные и группы членства .

По общественному статусу группы делятся на
формальныеинеформальные, по непосредственности взаимосвязей – нареальныеиноминальные, по значимости – нареферентныеигруппы членства.

Наиболее употребительные типологии выделяются: по количеству человек и по уровню развития . Эти два критерия значимы для педагогической организаторской деятельности учителя.

Наиболее употребительные типологии выделяются:
по количеству человекипо уровню развития.
Эти два критерия значимы для педагогической организаторской деятельности учителя.

По количеству человек выделяют большие группы, малые группы и микрогруппы.

По количеству человек выделяют
большие группы, малые группыимикрогруппы.

Состав микрогрупп включает в себя три или два человека. Основными связующими факторами данных групп являются чувства дружбы, любви, симпатии, общее дело.

Состав
микрогруппвключает в себя три или два человека. Основными связующими факторами данных групп являются чувства дружбы, любви, симпатии, общее дело.

Малая группа – это такая, участники которой лично знают друг друга. Одним из ведущих факторов, объединяющих группу, выступает совместная деятельность и общая цель.

Малая группа
– это такая, участники которой лично знают друг друга. Одним из ведущих факторов, объединяющих группу, выступает совместная деятельность и общая цель.

По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности: ассоциации , диффузные группы , и группы высокого уровня развития – коллективы .

По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности:
ассоциации,диффузные группы,и группы высокого уровня развития –коллективы.

В ассоциации отсутствует объединяющая совместная деятельность, требующая соответствующей организации, однако есть некоторый уровень сплоченности, определяемый совместным общением индивидов. В диффузной группе отсутствует и сплоченность, и организация, и совместная деятельность. В состоянии диффузии часто находятся группы в первый период своего существования.

В
ассоциацииотсутствует объединяющая совместная деятельность, требующая соответствующей организации, однако есть некоторый уровень сплоченности, определяемый совместным общением индивидов.
В
диффузной группеотсутствует и сплоченность, и организация, и совместная деятельность. В состоянии диффузии часто находятся группы в первый период своего существования.

Группы также рассматриваются с точки зрения отношения к социуму: позитивного – просоциальные , либо негативного – асоциальные . Любой коллектив является хорошо организованной просоциальной группой.

Группы также рассматриваются с точки зрения отношения к социуму: позитивного –
просоциальные,либо негативного –асоциальные.Любой коллектив является хорошо организованной просоциальной группой.

Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией. Корпорация характеризуется обычно замкнутостью, жестокой централизацией и авторитарным управлением, противопоставлением своих узких интересов общественным.

Хорошо организованная асоциальная группа называется
корпорацией.Корпорация характеризуется обычно замкнутостью, жестокой централизацией и авторитарным управлением, противопоставлением своих узких интересов общественным.

Социальная группа выступает как динамическое образование: она функционирует во времени и пространстве и обусловлена взаимодействием двух тенденций – интеграции и дифференциации .

Социальная группа выступает как динамическое образование: она функционирует во времени и пространстве и обусловлена взаимодействием двух тенденций –
интеграции и дифференциации.

Интеграция направлена на противодействие конфликтам и ситуациям, которые угрожают существованию группы как единого целого. Дифференциация направлена на специализацию взаимосвязей членов группы, основанную на различии их ролей.

Интеграция
направлена на противодействие конфликтам и ситуациям, которые угрожают существованию группы как единого целого.
Дифференциация
направлена на специализацию взаимосвязей членов группы, основанную на различии их ролей.

Образование, функционирование и развитие группы носит противоречивый характер. Последовательное изменение группы возможно как от низкого к более высокому уровню развития, так и наоборот – от высокого уровня развития до простой ассоциации.

Образование, функционирование и развитие группы носит противоречивый характер. Последовательное изменение группы возможно как от низкого к более высокому уровню развития, так и наоборот – от высокого уровня развития до простой ассоциации.

Презентацию выполнила Вершута Надежда

Презентацию выполнила

Вершута Надежда

Повторение, обобщение, систематизация знаний (собственно учебная деятельность).

Работа над презентацией:

Демонстрируется слайд №4: «Блиц – опрос»: Учитель: «Я называю понятие, а вы даете определение. В каждой группе – свой секретарь, который заполняет Таблицу успешности каждого ученика группы».

Учитель: Вы достаточно много знаете по данной теме, меня это радует. Все понятия, которым вы дали определения, выступают проверяемыми элементами в рамках Единого государственного экзамена. Итак, продолжаем повторение.

Учитель: Каждый человек является членом нескольких социальных групп

Презентация:

Демонстрируется слайд №5: «Логическая цепочка»

Учитель: «Любая социальная группа объединяет людей со сходными статусами и ролями. Группы бывают большие и малые. Члены малой группы, в отличие от большой, имеют непосредственные личные контакты. Например, классы, сословия, касты – это большие группы. Семья, школьный класс, круг друзей – малая группа. Социальная общность в широком смысле слова включает не только группы, выделяемые на основе социальных признаков (размер доходов, уровень образования, место в системе властных отношений), но и совокупности людей, объединенных геополитическими, культурно-историческими, территориальными, демографическими признаками. Например, народности, нации, этносы – социальные общности.

Задание: Приведите другие примеры многообразия социальных групп и общностей.

Учитель: Совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных социальных групп и общностей образует социальную структуру общества.

Презентация:

Демонстрируется слайд №6: « Какая, на ваш взгляд, схема более правильная? Почему?

Учитель: Социальные группы и слои занимают различные социальные позиции, иными словами обладают неравным объемом материального богатства и власти, прав и обязанностей, привилегий и престижа. В этом выражается социальная стратификация общества, ведущая к социальному неравенству. В наиболее схематичном виде социальное неравенство, социальное расслоение выражается в делении общества на низшие (бедные) , средние и высшие слои (богатые) . Какая группа быстрее ответит на задание? Заработанные баллы секретари записывают в таблицу Успешности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: