Возникновение ислама и Арабский халифат 6 класс. План урока 1. Природа и занятия населения Аравии. 1. Природа и занятия населения Аравии. 2. Племена бедуинов. — презентация


Разложение первобытнообщинного строя арабов в VI-VII веках.

Арабские племена с древних времен населяли Разложение Аравийский полуостров, площадь которого равна поверхности Европы. Природа Аравии мало приветлива. Лишь на юго-западе полуострова на-VI-VII веках, ходится «счастливая страна» (как её называют арабы) с прекрасными почвами и богатой растительностью. Здесь уже в глубокой древности существовали высококультурные рабовладельческие государства.

Центральную часть полуострова занимают засушливые степи и пустыни. Лишь кое-где встречаются оазисы с рощами финиковых пальм. Возле оазисов жило оседлое население. Большую же часть страны населяли кочевые арабы — бедуины. Они занимались разведением овец и особенно верблюдов. Верблюд для бедуина — источник жизни. Бедуин утоляет жажду верблюжьим молоком, голод — верблюжьим мясом. Из шерсти верблюда бедуин делает себе одежду, из кожи — обувь, из шкур — стены кибитки. И даже верблюжий помёт используется как топливо.

Кочевое население Центральной Аравии жило в то время первобытнообщинным строем. Роды объединялись в племена, во главе родов и племён стояли старейшины — щейхи. Отдельные роды страшно враждовали между собой. Из-за обычая кровной мести в ходе беспрестанных междоусобиц гибли целые племена.

В VI-VII веках первобытнообщинный строй у бедуинов начал распадаться. Знать, обладавшая огромными стадами верблюдов, захватывала лучшие пастбища, водопои, наиболее плодородные земли возле оазисов. На этих землях она заводила табуны лошадей — знаменитых арабских скакунов. Основная же масса бедуинов и оседлых земледельцев влачила полуголодное существование. Многие бедуины совсем не имели верблюдов и, если не могли найти работы у знатных лиц, питались случайно убитыми дикими животными, а также ящерицами, саранчой и дикими финиками.

История развития ислама после смерти Пророка Мухаммеда ﷺ: Праведный халифат

Появление ислама кардинально изменило всю политическую, социальную, экономическую, бытовую жизнь многих народов от Испании до берегов Индонезии.

После кончины Пророка Мухаммада ﷺ образовалось первое мусульманское государство Халифат, в котором власть, как светская, так и духовная, была сосредоточена в руках халифа. Первыми халифами государства были Абу Бакр, а затем Умар, Усман, Али, после них к власти пришла династия Омейядов, а затем их сменила династия Аббасидов. В результате проводимых Халифатом завоевательных войн в течение седьмого и восьмого веков ислам распространился на Среднюю и Переднюю Азию, а также на Северную Африку, Закавказье, Индию, а затем на Балканский полуостров через Турцию.

Правление Абу Бакра ас-Сиддыка

После смерти Пророка Мухаммада ﷺ, когда встал вопрос о том, что следует избрать халифа, то есть его «заместителя», был избран на эту должность Абу Бакр. Ему удалось пробыть у власти всего два года, после чего он умер, но даже за эти два года он успел убедить племена, которые отвернулись от Ислама, чтобы они вновь вернулись в религию.

История ислама гласит, что Абу Бакр сделал многое для распространения ислама: успел начать боевые действия против Персии и Византии, которые в то время были самыми могущественными империями. Накануне своей кончины Абу Бакр назначил Умара (Омара) своим преемником.

Правление Умара ибн аль-Хаттаба

Омар (Умар) стал вторым халифом исламского государства, и он, продолжив военные походы на Византию, отвоевав Сирию, а также захватив Египет, Палестину, частично Магриб, который располагался на территории Северной Африки.

При халифе Умаре мусульмане вели военные действия и против династии Сисанидов, правившей в Персидской империи: в битве при Кадисии и Нихавенде он нанесли армии Ирана тяжелые поражения, а вскоре и заняли столицу государства Сисанидов Ктесифон, который находился неподалеку от Багдада. Мусульмане также заняли Армению, Азербайджан, Ирак, Мазендаран, Хузестан и часть Фарса, что составляло основные территории Ирана.

Во время правления Омара были проведены реформы, которые заложили основы мусульманской государственности: был определен порядок налогообложения, установлены законы. На покоренных территориях халиф Омар придерживался политики веротерпимости, христианам и иудеям была предоставлена защита и свободное вероисповедание своей религии.


Расширение Халифата во времена праведных халифов

Правление Усмана ибн Афвана

Следующий халифом избрали Османа (Усмана), в тот период Усман был самым достойным титула халифа человеком, и выбор членов совета был верным и справедливым.

При нем все ключевые посты в государстве занимали его родственники Омеяды, по этой причине в сторону Усмана (Османа) поступало много критики, в результате поднялся бунт, в ходе которого мятежники убили халифа. Осман сделал важный шаг в дальнейшем развитии ислама и создании основ религии – во время его правления был составлен полный канонический текст Священной Книги Коран. До этого момента текст Корана существовал только в памяти хафизов – людей, заучивших текст Священной Книги Коран наизусть в момент, когда появлялся каждый аят, будучи ниспослан Посланнику Аллаха ﷺ еще при жизни Пророка Мухаммада ﷺ. Осман отдал приказ собрать весь Коран и записать его тогда, когда сразу семьдесят хафизов погибло в одном из воинских сражений.

Правление Али ибн Абу Талиба

Следующим халифом стал Али ибн Абу Талиб, который прославился как мужественный, справедливый халиф, который внес огромный вклад в становление ислама и чьи заслуги перед исламом огромны. Во время правления халифа Али была развернута борьба с коррупцией, халиф стремился распределить государственные доходы так, чтобы разрыв между богатыми и бедными гражданами государства сократился максимально.

Четыре первые халифа вошли в историю ислама как Праведные халифы, а государство, во главе которого они стояли, получило название Праведный халифат.

Развитие Халифата

Первые три века существования ислама, когда он зародился и распространился, вошли в историю как золотой период арабской культуры – были сформированы первые мусульманские религиозные школы, сформулированы этические, философские и правовые положения, а также сформированы правила арабского языка, было положено начало таким наукам, как литература, химия, география и медицина.

История ислама продолжилась в феодальном государстве, которое стало преемником Праведного халифата – Омейядском халифате или Дамасском халифате, во главе которого стояла династия Омеядов. Во время существования этого государства исламский мир распространился на Северную Африку, частично Пиренейский полуостров — Андалусию, а также на Табаристан, Синд, Джурджан, Среднюю Азию, Юго-Восточную Азию, включая Малайзию и Индонезию.

Ислам в современном мире играет в жизни верующих большую и важную роль: это не только религиозная идеология, дошедшая со времени возникновения ислама до наших дней, но и идеология, определяющая светскую жизнь мусульман, мерило их гражданского поведения, системы ценностей. Исламская религия, мусульманство оказывает большое влияние на все сферы жизни мусульман.

История исламского мира является отдельным направлением для многих историков и исследователей, охватывая более 14 веков жизни человечества, именно, благодаря мусульманским ученым удалось сохранить научное наследие предыдущих цивилизаций и развить новые направления в науке, культуре и искусстве.

Мекка.

С западного побережья Аравии расположена гористая страна, богатая полезными ископаемыми. Здесь существовали рудники, развивалось ремесло, выросли города. Здесь же находился главный торговый центр Аравии — город Мекка. Каждую весну бедуины собирались в Мекку на ярмарку. Они продавали скот, кожи, шерсть и покупали ячменный хлеб и изделия местных ремесленников. Во время весенних ярмарок стихала вражда, прекращалась межплеменная резня, можно было свободно проехать по всем дорогам.


Делами в Мекке заправляли знатные люди, священники, купцы и ростовщики. Многие бедуинские племена и мекканские бедняки находились в долговой кабале у этих богачей.

В Мекке находился главный арабский храм, Кааба — каменное здание в форме куба (от слова «Кааба» произошло и самое слово «куб»). В его стену был вделан чёрный камень — метеорит, который упал с неба в незапамятные времена. Этот камень самый священным предмет для арабов. Каждый араб считает своим долгом хотя бы раз в жизни побывать в Мекке, выпить «святой воды» из источника возле Каабы и семикратно поцеловать чёрный камень. За это он надеялся попасть в рай. Мекканские жрецы получали большие доходы от паломников, приходивших поклониться Каабе. Но, кроме Каабы, каждое племя имело ещё своё особое божество.

Рабы, неимущий городской люд, окрестные бедуинские племена ненавидели алчных мекканских купцов и ростовщиков, жадных шейхов. Бедняки восставали против знати.

Чтобы легче было держать в повиновении простой люд, знать стремилась объединить арабов и направить их на завоевание соседних стран.

Противостояние распространению Ислама

Но мекканская знать не поддержала идеи Мохаммеда ﷺ и встретила его пророческую проповедническую деятельность враждебно. История возникновения Ислама рассказывает о тех тяжелых испытаниях, которые испытывал Пророк Мухаммад ﷺ поначалу, ведь очень немногие люди приняли для себя новую веру с самого начала: только сам Пророк Мухаммад ﷺ и его жена Хадиджа приняли ислам, а также его двоюродный брат Али ибн Абу Талиб, которого он взял на воспитание, в возрасте 9 лет. Также к числу первых мусульман присоединился Абу Бакр, который был богатым купцом, а также еще сорок человек, среди которых были богатые и бедные люди преимущественно в молодом возрасте, которые впоследствии стали первыми сподвижниками Пророка Мухаммада ﷺ.

От преследований соотечественников многобожников Пророк Мухаммед ﷺ вынужден был спасаться бегством в сопровождении своих последователей.

Возникновение ислама.

Но как сплотить племена бедуинов, разъединяемые раздираемые кровной враждой? Средством для объединения арабов явилась новая религия — ислам. По-арабски это слово означает «покорность», а исповедовающие ислам называются мусульманами, то есть «покорными богу». Около 610 года ислам стал проповедовать мекканский купец Мухаммед, или иначе Магомет (поэтому мусульман называют ещё магометанами). Проповеди Мухаммеда после его смерти были записаны в книгу, получившую название «Коран» (что значит «чтение»). Эта книга считается у мусульман священной.

Мухаммед говорил, что у всех рабов бог один — аллах, а он, Мухаммед, от имени аллаха пророчествует и учит людей. Как и христианские попы, Мухаммед учил, что мусульмане должны быть покорными и терпеливыми. За это их ждёт вечное блаженство в раю. Чтобы привлечь на свою сторону бедноту, Мухаммед осуждал ростовщиков.

Мухаммед призывал арабов прекратить междоусобицы и обратить своё оружие против тех, кто не верит в аллаха.

Знать и жрецы Мекки вначале враждебно отнеслись к Мухаммеду и его учению. Они боялись, как бы с принятием новой религии не упала роль Каабы. Но вскоре мекканская знать поняла, что Мухаммед не враг её, а защитник. Знатные мекканцы стали переходить в ислам, а чёрный камень в храме Каабы был объявлен главной мусульманской святыней.

С принятием общей религии арабы начали быстро объединяться.

Конспект урока по истории на тему «Возникновение ислама. Арабские завоевания»

Тема 4.2. Возникновение ислама. Арабские завоевания

Цели:

  • Рассмотреть особенности жизни арабских племен и проследить пути возникновения государства у арабов.
  • Сформировать у учеников представление о новой мировой религии, зародившейся в VII в., – исламе, рассмотреть ислам как одну из мировых религий.
  • Познакомить учеников с широким кругом «исламской терминологии», которая активно используется в современном лексиконе и классической литературе.
  • Способствовать развитию хронологических и картографических умений студентов.

1.История возникновения Арабского государства

Арабы, как груп­па пле­мен, воз­ни­ка­ют за­дол­го до на­ча­ла эпохи сред­не­ве­ко­вья. Еще в I ты­ся­че­ле­тии до н.э. на тер­ри­то­рии со­вре­мен­но­го Ара­вий­ско­го по­лу­ост­ро­ва воз­ни­ка­ют пер­вые го­су­дар­ства. Но пле­мен­ные объ­еди­не­ния здесь су­ще­ство­ва­ли и ранее.

Ос­нов­ным видом де­я­тель­но­сти для араб­ских пле­мен этой эпохи была по­сред­ни­че­ская тор­гов­ля

. Имен­но этот фак­тор пред­опре­де­лил воз­вы­ше­ние го­су­дарств, рас­по­ло­жен­ных на тер­ри­то­рии со­вре­мен­но­го Йе­ме­на. На­при­мер,
Хи­мья­рит­ское цар­ство
. Арабы в это время за­ни­ма­лись тор­гов­лей между Эфи­о­пи­ей, Ин­ди­ей и тер­ри­то­ри­я­ми Ближ­не­го Во­сто­ка. Это поз­во­ля­ло на­кап­ли­вать зна­чи­тель­ные бо­гат­ства, но в то же время при­во­ди­ло к тому, что три очень раз­ви­тых ре­ги­о­на Древ­не­го Во­сто­ка ока­зы­ва­ли на за­рож­да­ю­щий­ся араб­ский мир свое вли­я­ние. На­при­мер, в на­ча­ле I века н.э. на тер­ри­то­рии Эфи­о­пии по­яв­ля­ет­ся хри­сти­ан­ство. Ближ­ний Во­сток влиял на араб­ский мир бла­го­да­ря се­рьез­но­му дви­же­нию
иуда­из­ма
.

Что ка­са­ет­ся ин­дий­ско­го вли­я­ния, то оно осу­ществ­ля­лось со сто­ро­ны науки и фи­ло­со­фии. Имен­но это при­ве­ло к тому, что в араб­ском ре­ги­оне между собой со­при­ка­са­ют­ся и стал­ки­ва­ют­ся раз­лич­ные ре­ли­ги­оз­ные уче­ния. Все это до­пол­ня­лось ре­ли­ги­оз­ны­ми уче­ни­я­ми самих ара­бов, ко­то­рые также иг­ра­ли зна­чи­тель­ную роль.

Еди­ное го­су­дар­ство, ко­то­рое бы охва­ты­ва­ло весь Ара­вий­ский по­лу­ост­ров, в это время так и не сло­жи­лось. Го­су­дар­ства были не очень мно­го­чис­лен­ны­ми, и у них не было по­во­дов для объ­еди­не­ния. На­о­бо­рот, они со­пер­ни­ча­ли друг с дру­гом за тор­го­вые пути. На ру­бе­же эр мно­гие из этих го­су­дарств пе­ре­жи­ва­ли пе­ри­од упад­ка, свя­зан­ный с кли­ма­ти­че­ски­ми из­ме­не­ни­я­ми.

В се­ре­дине I ты­ся­че­ле­тия до н.э. воз­вы­ша­ет­ся тер­ри­то­рия Хи­джа­за

– рай­о­на на за­па­де Ара­вий­ско­го по­лу­ост­ро­ва, при­ле­га­ю­ще­го к Крас­но­му морю. Го­ро­да этого ре­ги­о­на также за­ни­ма­лись по­сред­ни­че­ской тор­гов­лей. Боль­шую роль там иг­ра­ли и такие от­рас­ли хо­зяй­ства, как
ско­то­вод­ство и ре­мес­ло
. Зем­ле­де­лие в Хи­джа­зе было воз­мож­но да­ле­ко не все­гда. В рай­оне го­ро­да Мекка зем­ле­де­лия не было вовсе. Там по­про­сту не было пло­до­род­ных зе­мель, земли были непри­год­ны для вы­ра­щи­ва­ния ка­ких-ли­бо зла­ков. Тем не менее, имен­но этот ре­ги­он сыг­рал огром­ную роль как в ис­то­рии Араб­ско­го мира, так и в ис­то­рии че­ло­ве­че­ства.

Ислам как фактор, объединивший арабов

Раз­дроб­лен­ность и раз­де­лен­ность всех тер­ри­то­рий, по­сто­ян­ные кон­флик­ты друг с дру­гом при­ве­ли к тому, что очень мно­гие люди в Ара­вии в это время осо­зна­ли необ­хо­ди­мость объ­еди­не­ния. Такое объ­еди­не­ние было воз­мож­ным на ре­ли­ги­оз­ной почве

. С 570 по 632 год в го­ро­де Мекка жил че­ло­век, ко­то­рый по­лу­чил имя
Му­хам­мед
(Рис. 1). Имен­но его на­зы­ва­ют ос­но­во­по­лож­ни­ком не толь­ко араб­ской ре­ли­гии, но и араб­ской ци­ви­ли­за­ции. Таким об­ра­зом, Му­хам­мед стал ос­но­во­по­лож­ни­ком новой ре­ли­гии –
ис­ла­ма
. Имен­но ислам в на­ча­ле VII века раз­ра­бо­тал новую ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­скую док­три­ну, опи­рав­шу­ю­ся как на до­ис­лам­ские уче­ния и тра­ди­ции араб­ских пле­мен, так и на хри­сти­ан­ские и иудей­ские тра­ди­ции. Можно про­сле­дить вза­и­мо­связь ис­ла­ма и хри­сти­ан­ства: на­при­мер, ис­лам­ские тек­сты упо­ми­на­ют биб­лей­ских про­ро­ков под ара­би­зи­ро­ван­ны­ми име­на­ми, счи­тая их пред­ше­ствен­ни­ка­ми ис­ла­ма.

Имен­но такое син­кре­ти­че­ское по­ни­ма­ние ре­ли­гии стало за­ло­гом успе­ха ис­ла­ма на тер­ри­то­рии за­пад­ной Ара­вии, а затем и всего бу­ду­ще­го араб­ско­го мира. Од­на­ко борь­ба между Му­хам­ме­дом и его ви­де­ни­ем ре­ли­гии и теми лю­дь­ми, ко­то­рые на­се­ля­ли в это время Ара­вию, не могла про­хо­дить мир­ным об­ра­зом. Му­хам­ме­ду даже при­ш­лось в 622 году бе­жать из сво­е­го род­но­го го­ро­да Мекки. Имен­но эта дата – 622 год

– яв­ля­ет­ся мо­мен­том, с ко­то­ро­го на­чи­на­ет­ся от­счет ис­то­рии ис­лам­ской ци­ви­ли­за­ции и ис­лам­ской куль­ту­ры. Этот год также на­зы­ва­ет­ся «хи­дж­ра», то есть «бег­ство», он стал точ­кой от­сче­та в ис­лам­ском ле­то­ис­чис­ле­нии. Да­ти­ру­ют­ся со­бы­тия в ис­лам­ском мире до се­го­дняш­не­го дня не по годам от рож­де­ства Хри­сто­ва, а по годам хи­дж­ры.

Из Мекки Му­хам­мед со сво­и­ми сто­рон­ни­ка­ми пе­ре­ехал в город Ясриб

. Этот город стал на­зы­вать­ся
Ме­ди­на
(«город про­ро­ка»). Мек­кан­цы по­ня­ли, что сто­рон­ни­ки Му­хам­ме­да, ко­то­рые сте­ка­ют­ся в Ме­ди­ну, вполне могли бы сте­кать­ся и в Мекку. В 630 году Му­хам­мед был при­гла­шен об­рат­но. Он вер­нул­ся в свой род­ной город, но
на­сто­ял на том, чтобы имен­но ислам был при­знан офи­ци­аль­ной ре­ли­ги­ей не толь­ко в Мекке, но и на тех тер­ри­то­ри­ях, на ко­то­рые этот город рас­про­стра­нял свое вли­я­ние
. Имен­но в 630 году, когда Му­хам­мед воз­вра­ща­ет­ся в Мекку, на­чи­на­ет­ся от­счет су­ще­ство­ва­ния об­ще­го араб­ско­го го­су­дар­ства. Это го­су­дар­ство имело
форму има­ма­та
(в одних руках со­че­та­лась свет­ская и ре­ли­ги­оз­ная власть). Има­мат – это форма ис­лам­ской тео­кра­тии. После смер­ти Му­хам­ме­да в 632 году к вла­сти при­хо­дят его на­след­ни­ки или за­ме­сти­те­ли –
ха­ли­фы
. Пер­вые че­ты­ре ха­ли­фа, так на­зы­ва­е­мые пра­вед­ные ха­ли­фы, пра­ви­ли в то время, когда араб­ский мир очень быст­ро рас­ши­ря­ет свои гра­ни­цы. Ха­ли­фы Абу Бакр, Оман Осман и Али, пра­вив­шие до 661 года, внес­ли огром­ный вклад в рас­про­стра­не­ние ре­ли­гии ис­ла­ма на тер­ри­то­рии не толь­ко Азии и Се­вер­ной Аф­ри­ки, но и на при­ле­га­ю­щие тер­ри­то­рии Ев­ро­пы. Ислам ока­зал­ся очень по­пу­ляр­ной ре­ли­ги­ей бла­го­да­ря тому, что ис­лам­ское го­су­дар­ство очень быст­ро на­би­ра­ло силу (Рис. 2).

Росту по­пу­ляр­но­сти ис­ла­ма не по­ме­ша­ла даже граж­дан­ская война

, ко­то­рая на­ча­лась в ха­ли­фа­те в 650-е годы. Два по­след­них пра­вед­ных ха­ли­фа (Осман и Али) были убиты во время меж­до­усо­биц в 656 и 661 годах. Все это не по­ме­ша­ло рас­ши­рять тер­ри­то­рию Араб­ско­го го­су­дар­ства. Под ру­ко­вод­ство Мекки и ха­ли­фов пе­ре­ш­ла вся тер­ри­то­рия Ара­вии, а затем были за­во­е­ва­ны новые земли.

За­во­е­ва­тель­ные по­хо­ды ара­бов в VII веке:

v 640 год – за­во­е­ва­ние Па­ле­сти­ны и Сирии,

v 642 год – за­вер­ше­ние по­ко­ре­ния Егип­та,

v 649 год – за­во­е­ва­ние Кар­фа­ге­на,

v 651 год – рас­про­стра­не­ние вла­сти на тер­ри­то­рии со­вре­мен­но­го Ирана

Государственное устройство Арабского халифата при династии Омейядов и Аббасидов

За­во­е­ва­ния про­дол­жа­лись и при новой ди­на­стии Омей­я­дов

, ко­то­рая на­ча­ла пра­вить в 661 году. За время их на­хож­де­ния у вла­сти до 750 года арабы рас­про­стра­ни­ли свое вли­я­ние на огром­ные тер­ри­то­рии, вклю­чая даже тер­ри­то­рию со­вре­мен­ной Ис­па­нии. Так был со­здан
Араб­ский ха­ли­фат
. Офи­ци­аль­но он про­су­ще­ство­вал до 1258 года, а вре­ме­нем его мак­си­маль­но­го рас­цве­та счи­та­ет­ся имен­но эпоха прав­ле­ния ди­на­стии Омей­я­дов: 661–750 гг. В 750 году за­во­е­ва­ния ара­бов были пре­кра­ще­ны. После этого из­ме­не­ния гра­ниц про­ис­хо­ди­ли не в поль­зу Араб­ской ци­ви­ли­за­ции.

Новая ди­на­стия Аб­ба­си­дов

(750–1258 гг.) также оста­ви­ла свой след в ис­то­рии Араб­ско­го мира. В их за­да­чи уже не вхо­ди­ли за­во­е­ва­ния. Де­я­тель­ность Аб­ба­си­дов была на­прав­ле­на на то, чтобы со­хра­нить един­ство зе­мель, на­хо­див­ших­ся в их под­чи­не­нии. Имен­но в это время еди­ное Араб­ское го­су­дар­ство по­сте­пен­но на­чи­на­ет рас­па­дать­ся. Неза­ви­си­мость по­лу­ча­ют тер­ри­то­рии, под­чи­нен­ные ара­бам в Ис­па­нии, а затем и го­су­дар­ства, об­ра­зо­вав­ши­е­ся на тер­ри­то­рии Ма­гри­ба (Ма­рок­ко, Алжир и Тунис). Аб­ба­си­ды про­дол­жа­ли со­хра­нять титул ха­ли­фов. Они со­че­та­ли в своих руках свет­скую и ду­хов­ную власть. С те­че­ни­ем вре­ме­ни свет­скую власть они по­сте­пен­но те­ря­ют. Она со­сре­до­та­чи­ва­ет­ся в руках их за­ме­сти­те­лей –
ви­зи­ров
. Также по­яв­ля­ет­ся спе­ци­аль­ный су­дей­ский ап­па­рат, ко­то­рый ока­зы­вал свое вли­я­ние на внут­рен­нюю по­ли­ти­ку го­су­дар­ства. Кроме этого, по­яв­ля­ет­ся
ин­сти­тут на­мест­ни­ков
(или
эми­ров
). В 762 году Аб­ба­си­ды пе­ре­нес­ли сто­ли­цу в Баг­дад, так как от­ту­да было удоб­нее управ­лять столь боль­шим го­су­дар­ством. В итоге эмиры по­лу­чи­ли власть на ме­стах, и по­сте­пен­но эта власть ста­но­вит­ся на­след­ствен­ной. На­мест­ни­ки Араб­ско­го ха­ли­фа­та на­чи­на­ют по­сте­пен­но фор­ми­ро­вать соб­ствен­ные ди­на­стии и пе­ре­да­вать власть своим сы­но­вьям, вну­кам, не спра­ши­вая даже фор­маль­но­го со­гла­сия на то из Баг­да­да. Так, ди­на­стии пре­вра­ща­ют свои тер­ри­то­рии в от­дель­ные го­су­дар­ства. В итоге к XIII веку Аб­ба­си­ды прак­ти­че­ски пол­но­стью по­те­ря­ли ры­ча­ги управ­ле­ния стра­ной. Это пред­опре­де­ли­ло рас­пад араб­ско­го го­су­дар­ства.

Особенности внешней политики Арабского халифата

Что ка­са­ет­ся внеш­ней по­ли­ти­ки

, то ре­ша­ю­щую роль иг­ра­ли ру­ко­во­ди­те­ли на­ем­ной армии, ко­то­рая со­сто­я­ла из
гу­ля­мов
– недав­них рабов, ко­то­рые пе­ре­шли на служ­бу в Араб­ский ха­ли­фат и при­ня­ли ислам. Гу­ля­мы, несмот­ря на их невы­со­кий офи­ци­аль­ный ста­тус, ино­гда даже дик­то­ва­ли ха­ли­фам те усло­вия, при ко­то­рых они со­гла­ша­лись при­ни­мать уча­стие в тех или иных по­ли­ти­че­ских делах. Ис­поль­зо­ва­ние таких недав­них рабов в ка­че­стве на­ем­ни­ков было ха­рак­тер­ной чер­той не толь­ко араб­ско­го мира, но и впо­след­ствии Осман­ской им­пе­рии.

Причины распространения ислама

Что же обу­сло­ви­ло столь быст­рое рас­про­стра­не­ние араб­ской куль­ту­ры на дру­гие тер­ри­то­рии? Ислам на на­чаль­ных эта­пах сво­е­го су­ще­ство­ва­ния не был обя­за­тель­ной ре­ли­ги­ей. В пер­вые века су­ще­ство­ва­ния Араб­ско­го ха­ли­фа­та там про­во­ди­лась по­ли­ти­ка ве­ро­тер­пи­мо­сти

. Арабы, при­хо­дя на новые тер­ри­то­рии, не ме­ня­ли су­ще­ство­вав­ших там ранее по­ряд­ков. Они по­ощ­ря­ли любые ре­ли­гии, а не толь­ко ислам.

Но в VIII–IX вв. эта по­ли­ти­ка по­сте­пен­но на­чи­на­ет ме­нять­ся. Для нему­суль­ман стали со­зда­вать­ся небла­го­при­ят­ные усло­вия. На­при­мер, они долж­ны были вы­пла­чи­вать по­зе­мель­ный налог ха­радж

, раз­ме­ры ко­то­ро­го по­сто­ян­но уве­ли­чи­ва­лись. Если че­ло­век при­ни­мал ислам, то ха­радж он все равно про­дол­жал пла­тить. Также в Араб­ском ха­ли­фа­те су­ще­ство­ва­ла
джи­зья
– по­душ­ная по­дать с ино­вер­цев в му­суль­ман­ских го­су­дар­ствах. От вы­пла­ты по­да­ти осво­бож­да­лись жен­щи­ны, ста­ри­ки, ин­ва­ли­ды, нищие, рабы, мо­на­хи (до на­ча­ла VIII в.) и хри­сти­ане, во­е­вав­шие в му­суль­ман­ской армии.

Таким об­ра­зом, об­ра­ще­ние людей в ислам было свя­за­но не толь­ко с идео­ло­ги­че­ской об­ра­бот­кой со­зна­ния, но и с тем, что здесь были вполне явные эко­но­ми­че­ские ры­ча­ги.

Достижения арабской науки и культуры

С дру­гой сто­ро­ны, ран­ний араб­ский мир был то­ле­рант­ным и ве­ро­тер­пи­мым. Вклад араб­ской куль­ту­ры за­клю­чал­ся в том, что она со­хра­ни­ла для нас ан­тич­ное на­сле­дие. Про­из­ве­де­ния неко­то­рых ан­тич­ных ав­то­ров дошли до нас не в ори­ги­на­ле, а в их араб­ских пе­ре­во­дах. Арабы эпохи ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья бе­реж­но от­но­си­лись к ан­тич­но­му на­сле­дию.

Рас­про­стра­не­ние араб­ско­го об­ра­зо­ва­ния и араб­ской науки озна­ча­ло не толь­ко изу­че­ние Ко­ра­на. В боль­шин­стве круп­ных го­ро­дов стро­и­лись не толь­ко школы, но и мед­ре­се

– свое­об­раз­ные уни­вер­си­те­ты, воз­ник­шие за­дол­го до по­яв­ле­ния из­вест­ней­ших ев­ро­пей­ских уни­вер­си­те­тов: Бо­лон­ско­го, Окс­форд­ско­го или Кем­бридж­ско­го. Арабы внес­ли огром­ный вклад в раз­ви­тие таких наук, как ма­те­ма­ти­ка, фи­зи­ка, аст­ро­но­мия и ис­то­рия. Арабы опи­ра­лись не толь­ко на ан­тич­ное на­сле­дие, но и со­зда­ва­ли соб­ствен­ную си­сте­му зна­ний. На­при­мер,
в Баг­да­де был со­здан Дом муд­ро­сти
(Рис. 4), ко­то­рый пред­став­лял собой нечто, на­по­до­бие ака­де­мии наук. В го­ро­де Басры су­ще­ство­вал осо­бый ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­ский кру­жок «Чи­стые бра­тья», рас­про­стра­няв­ший идеи, пе­ре­кли­кав­ши­е­ся с иде­я­ми, вы­ска­зан­ны­ми Пла­то­ном и Ари­сто­те­лем.

Если го­во­рить об араб­ских ма­те­ма­ти­ках

, то сле­ду­ет от­ме­тить уче­но­го
Аль-Хо­рез­ми
(Рис. 5). Он был ос­но­во­по­лож­ни­ком ал­геб­ры. Имен­но он пред­ло­жил сам тер­мин «ал­геб­ра», что пе­ре­во­дит­ся с араб­ско­го языка как «вос­пол­не­ние». Также Аль-Хо­рез­ми на­пи­сал книгу об ин­дий­ском счете. Этот трак­тат счи­та­ет­ся пер­вым до­ку­мен­том, на­чи­ная с ко­то­ро­го в араб­ском мире, а затем и в Ев­ро­пе рас­про­стра­ня­ют­ся со­вре­мен­ные
араб­ские цифры
(Рис. 6).

Если го­во­рить об аст­ро­но­мии

, то можно вспом­нить со­вре­мен­ные карты звезд­но­го неба. Очень мно­гие звез­ды до се­го­дняш­не­го дня имеют араб­ские на­зва­ния. Аст­ро­но­мия была важна ара­бам для мно­го­чис­лен­ных пла­ва­ний, ко­то­рые арабы со­вер­ша­ли по всем вод­ным про­сто­рам, до­ступ­ным для них. Арабы были из­вест­ны­ми пу­те­ше­ствен­ни­ка­ми эпохи Сред­них веков. Имен­но им при­над­ле­жит боль­шая за­слу­га в деле осво­е­ния че­ло­ве­че­ством новых тер­ри­то­рий на зем­ном шаре.

Если го­во­рить об араб­ской ме­ди­цине

, то нужно вспом­нить имя Абу Али ибн Сина (
Ави­цен­на
) (Рис. 7). Его трак­та­ты со­дер­жат опи­са­ния, ха­рак­те­ри­сти­ку и клас­си­фи­ка­цию огром­но­го ко­ли­че­ства бо­лез­ней. Самый из­вест­ный его труд –
«Канон вра­чеб­ной науки»
(Рис. 8) со­дер­жит опи­са­ния 2600 ле­кар­ствен­ных средств.

Если го­во­рить о гу­ма­ни­тар­ных на­у­ках

, то и здесь арабы внес­ли свой вклад. Осо­бым жан­ром ис­то­ри­че­ской науки ста­но­вит­ся
все­об­щая ис­то­рия
. Опи­са­ния араб­ских ис­то­ри­ков со­дер­жит огром­ный мас­сив ин­фор­ма­ции, ко­то­рая ев­ро­пей­ски­ми уче­ны­ми не осво­ен до се­го­дняш­не­го дня. Из­вест­ны­ми араб­ски­ми ис­то­ри­ка­ми были
Ат-Та­ба­ри
(Рис. 9),
Аль-Ма­су­ди
Араб­ский мир был свя­зу­ю­щим зве­ном между Ев­ро­пой и ци­ви­ли­за­ци­я­ми Южной и Во­сточ­ной Азии. Имен­но бла­го­да­ря дей­стви­ям ара­бов сред­не­ве­ко­вая Ев­ро­па по­лу­чи­ла такие изоб­ре­те­ния ки­тай­ских уче­ных, как бу­ма­га, ком­пас и порох. Таким об­ра­зом, вли­я­ние араб­ско­го мира на на­уч­ное ми­ро­вое раз­ви­тие было огром­ным и су­гу­бо по­ло­жи­тель­ным.

Бес­кон­фликт­ным об­ще­ние между за­пад­ным и араб­ским миром было да­ле­ко не все­гда. Время, когда две эти ци­ви­ли­за­ции осу­ществ­ля­ли пе­ри­од мир­но­го су­ще­ство­ва­ния, было срав­ни­тель­но непро­дол­жи­тель­ным. Кон­флик­ты между ара­ба­ми и ви­зан­тий­ца­ми по­сте­пен­но обост­ри­ли от­но­ше­ния между Кон­стан­ти­но­по­лем и цен­тра­ми араб­ской ци­ви­ли­за­ции. За­пад­ный мир и араб­ский столк­ну­лись и в эпоху Кре­сто­вых по­хо­дов.

7

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]