Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей в старшей группе


Значимость кружковой работы в ДОУ

Кружок в детском саду — неформально объединённая группа, образующаяся на основе интересов и предпочтений детей и пожеланий родителей. Материалы, используемые в работе, превышают требования ФГОС, поэтому кружковые группы относятся к дополнительныму образованию в детском саду.

Кружки выполняют несколько функций:

  • Образование. Ребёнок получает дополнительные знания и развивает определённые навыки в интересующей его области.
  • Воспитание. Работа в кружке развивает у детей коммуникативные навыки, социально адаптирует, воспитывает культуру поведения.
  • Коррекция и развитие. Занятия в кружках улучшают способности ребёнка или же корректируют их развитие при некоторых отклонениях (например, логопедический кружок).

    Кружковая работа помогает раскрыть творческий потенциал детей

Если ребёнок посещает занятия кружка с увлечением, то одно это уже создаёт для него ситуацию успеха, а значит, повышает самооценку.

Цели

Кружковая работа может осуществляться для различных целей:

  • Повышение знаний и умений в определённой области или же их компенсация.
  • Ознакомление с материалом, не рассчитанным для изучения в обязательной программе.
  • Формирование социальных навыков.
  • Творческое развитие.

При создании того или иного кружка воспитатель должен учесть:

  • интересы в группе;
  • возраст детей;
  • время нагрузки на ребёнка.

Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

Программа дополнительного образования для детей 5–6 лет художественной направленности «Творческая мастерская»


Программа дополнительного образования для детей 5-6 лет художественной направленности «Творческая мастерская»

Пояснительная записка Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции…

Рабочая программа кружка «Сказка к нам приходит» по театрализованной деятельности в средней группе (4–5 лет) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Сказка к нам приходит»

по театрализованной деятельности в средней группе
(4-5 лет)
Ручкина Ольга Витальевна г. Южно-Сахалинск Цели и задачи
программы. Цель программы: Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрально-игровую…

Виды кружков в детском саду

Вся кружковая работа делится на 4 направления:

  • Художественно-эстетическое развитие — реализация творческого потенциала воспитанников.
  • Познавательное развитие — удовлетворение интересов и любознательности детей.
  • Физическое развитие — приобретение опыта двигательной активности, привитие ЗОЖ.
  • Социально-личностное развитие — совершенствование коммуникативных навыков, социальная адаптация.

Кружки по изобразительному искусству

Рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит мыслить образами, расширяет воображение. Кружок художественного рисования, знакомящий детей с нетрадиционными техниками рисования, подойдёт как для младших групп, так и для ребят постарше. Педагог может экспериментировать с показом разных техник ребятам, учитывая их интерес.

Рисование — одно из самых любимых детских занятий

В процессе изобразительной деятельности ребёнок знакомится с различными объектами и запоминает их величину, форму, цвет, то есть развивает зрительное восприятие.

В возрасте 3–4 лет у ребёнка только начинают формироваться представления о предметах, поэтому в процессе рисования дошкольники не могут уловить многие детали, но зато активно экспериментируют с цветом. Подойдёт:

  • рисование ладошками,
  • рисование пальчиками,
  • рисование нитками,
  • печать поролоном,
  • набрызг.

Для развития мелкой моторики очень полезна лепка. Аппликация поможет развивать восприятие детей.

Занятия лепкой развивают мелкую моторику, а значит, и речевые способности дошкольника

В средней группе дети очень любят мастерить. В этом возрасте детям будут интересны занятия по работе с бумагой и картоном, пластилином, тканью, различными природными материалами:

  • оригами;
  • аппликация;
  • рисование нитью;
  • монотипия;
  • отпечатки листьев;
  • печать пластилином;
  • рисование ватными палочками;
  • рисование воском.

Полноценное общение со сверстниками является важным фактором формирования гармоничной личности старшего дошкольника. Работа в коллективе приобщает детей уважать интересы других, воспитывает организованность, волевые качества, коммуникативную культуру. В старшем возрасте уже можно использовать более сложные техники:

  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография («Каляка-маляка»);
  • граттаж;
  • пластилинография («Пластилиновая ворона»).

Фотогалерея: нетрадиционные техники изобразительного искусства


Рисование ладошками является простым в исполнении и подойдёт для самых маленьких воспитанников


Монотипия позволяет получить целостную картину методом зеркального отпечатка нарисованной половины


С помощью кляксографии можно создавать очень выразительные композиции


Рисование мыльными пузырями развивает творческие способности детей, а также артикуляцию


Техника рисования ватными палочками хорошо подойдёт для создания зимних пейзажей


Картины, выполненные в технике граттаж, требуют большой внимательности, поэтому подойдут для ребят старшей группы


Пластилинография помогает создавать объёмные картины

Таблица: фрагмент перспективного плана кружка «Каляка-маляка» в первой младшей группе

АвторРомановская Е. Р., воспитатель МБДОУ Д/с «Теремок», г. Цимлянск, Ростовская область
МесяцТемаЗадачи
Январь«Снежок порхает, кружится»
  • Создать образ снегопада;
  • учить рисовать пальчиками или ватными палочками;
  • развивать чувство цвета и ритма.
«Весёлый снеговик»Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью.
«Вот какие ножки у сороконожки»
  • Освоить технику рисования вертикальных линий;
  • развить чувства формы и ритма.
Февраль«Весёлые рыбки»
  • Учить рисованию с помощью ладошки;
  • развивать воображение.
«Автомобиль для папы»
  • Упражнять в рисовании пальчиками;
  • вызвать интерес к подарку для папы.
«Мои любимые домашние животные»
  • Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью;
  • учить имитировать шерсть животных.
«Полосатые полотенца для лесных зверушек»
  • Учить рисованию узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике;
  • развивать чувство ритма (чередование узоров).
Март«Мимоза для мамочки»
  • Упражнять в рисовании пальчиками;
  • упражнять в технике скатывания салфеток;
  • развивать чувство композиции.
«Мои рукавички»
  • Упражнять в технике печатания;
  • учить украшать предмет несложной формы.
«Вот какие у нас сосульки!»
  • Освоить способ рисования вертикальных линий кисточками разной длины;
  • развивать чувство формы, цвета, ритма.
«Жили у бабуси два весёлых гуся»
  • Упражнять в использовании ладони в изобразительном искусстве;
  • закреплять умение дополнять изображение деталями.
«Подснежники»
  • Учить рисовать тычками;
  • учить рисовать, создавая форму цветка.
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2017/07/18/kruzhkovaya-rabota

Видео: мастер-класс по пластилинографии

Музыкальные кружки

Кружки по музыке приучают ребят к культуре, воспитывают вкус, способствуют развитию творческих способностей. Пение — основной вид музыкальной деятельности в детском саду. Вокальный кружок помогает развивать слух, память, чувство ритма, способствует развитию речи.

В младшем возрасте дети могут ещё не воспринимать слова песни и их смысл, но уже тонко чувствуют мелодию, ритм. В таком возрасте голосовые связки тонкие, короткие, поэтому требуется бережное отношение к детскому голосу. Песни должны быть простыми в исполнении, понятными по образам. В средней группе у ребят увеличивается словарный запас, расширяется музыкальный кругозор, улучшается артикуляция. В старшей группе у детей формируется определённый музыкальный опыт, но голосовой аппарат по-прежнему слабый, ранимый. Упражнения на дыхание и артикуляцию усложняются, требуют большего внимания.

Музыкальный кружок развивает слух и чувство ритма у детей

Регулярные занятия музыкой оказывают благоприятное влияние на развитие интеллектуальных способностей.

В вокальном кружке используются следующие средства:

  • Техническое оборудование: магнитофон,
  • фотоаппарат,
  • видеокамера.
  • Музыкальные инструменты.
  • Информационные средства:
      книги,
  • брошюры,
  • картинки,
  • ноты.
  • Видео: концерт вокального кружка «Колокольчик»

    Познавательная деятельность

    Познавательные кружки развивают любознательность и мотивацию к обучению, расширяют кругозор. В младшей группе можно организовывать кружки по опытно-экспериментальной деятельности: «Маленькие исследователи», «Разноцветный мир», «Юные исследователи», в которых дети могут ознакомиться со свойствами песка, камня, воды.

    В средней группе полезно вводить занятия с углублением в определённые сферы: «Занимательная математика», «Окружающий мир», «Экология». В старшей группе изучаемый материал усложняется и расширяется (например, «Юный фокусник»).

    Таблица: перспективный план кружка «Кладовая природы» в средней группе

    АвторСветлолобова С. Л., воспитатель МБДОУ ДСОВ №135, г. Братск, Иркутская область
    МесяцТемаЗадачиПриёмыФорма работы
    Сентябрь«В гостях у Листопадничка»
    • Сформировать представления о том, почему желтеют и падают листья осенью;
    • воспитывать любознательность.
    • Беседа-дискуссия,
    • рассматривание иллюстраций,
    • рассказ,
    • просмотр видео,
    • чтение.
    Клуб интересных встреч
    «Нужна ли листьям вода?»
    • Показать на наглядном примере, что все растения питаются водой;
    • развивать наблюдательность.
    • Опыт,
    • самостоятельное наблюдение,
    • обсуждение результатов.
    Опытно-исследовательская деятельность
    «Панно из сухих листьев»
    • Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях;
    • развивать творческую активность и любознательность.
    • Рассматривание листьев деревьев,
    • дидактическая игра «С какого дерева лист?».
    Ручной труд
    «Чей это лист?»
    • Вызывать интерес к результатам своих опытов;
    • учить анализировать;
    • развивать наблюдательность.
    • Дидактическая игра «Чей это лист?»,
    • загадки о деревьях,
    • стихи о деревьях.
    Игровая деятельность
    Октябрь«Проводы птиц до весны»
    • Развивать интерес к птицам и всему живому, наблюдательность;
    • воспитывать любовь к природе.
    • Художественное слово,
    • иллюстрации,
    • наблюдения,
    • рассказ воспитателя.
    Целевая прогулка
    «Наблюдение за кормушкой»
    • Учить анализировать;
    • развивать наблюдательность, память.
    • Выставка кормушек,
    • показ воспитателя,
    • самостоятельная работа.
    Наблюдение в природе
    «Раскрашивание силуэтов птиц»
    • Закрепить знания о перелётных птицах;
    • развивать творческую активность.
    • Дидактическая игра «Кто что ест?»,
    • иллюстрации птиц,
    • самостоятельная художественная деятельность.
    Художественная деятельность
    Дидактическая игра «Птицы»
    • Закрепить знания о птицах и их названиях;
    • воспитывать бережное отношение к живому.
    Дидактическая игра «Птицы»Игра
    Ноябрь«Какие животные меняют окраску и почему?»
    • Дать представления об окраске животных, зачем она нужна;
    • вызвать интерес к образу жизни животных.
    • Беседа-дискуссия,
    • рассматривание иллюстраций,
    • чтение сказки «Зачем заяц белый».
    Клуб любознательных
    «Прячем зверят»Учить находить в группе окружающие предметы, подходящие по окраске определённому виду животных.
    • Дидактическая игра «Спрячь животное»,
    • самостоятельная деятельность детей.
    Игра
    «Животный мир и его окраска»
    • Вызвать интерес к данной теме;
    • закрепить полученные знания;
    • воспитывать интерес к животным.
    • Рассматривание иллюстраций,
    • самостоятельная работа.
    Мастерская «Самоделкина»
    «Кто где живёт?»
    • Развивать интерес к животному миру;
    • дать знания о среде обитания;
    • воспитывать любовь к животным.
    • Дидактическая игра «Кто где живёт?»,
    • инсценировка сказки.
    Интеллектуальная игра
    Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/09/18/perspektivnyy-plan-kruzhkovoy-raboty

    Физическое развитие

    Кружки, помогающие в приобретении опыта в двигательной активности, развивающие понятие ценности здорового образа жизни, безусловно, нравятся детям. Кружок «Если хочешь быть здоров» предполагает обладание навыками гигиены в игровой форме, приучение к здоровому образу жизни. Детям необходима двигательная активность. Футбольный кружок, кружок бадминтона и т. п. в игровой форме помогут развить у детей координацию, получить эмоциональную разгрузку. Кружок по плаванию будет полезен для правильного физического развития дошкольников.

    Занятия в физкультурном кружке заряжают ребят бодростью и хорошим настроением на весь оставшийся день

    Таблица: календарное планирование по кружковой работе «Школа мяча» в старшей группе

    АвторГабдрахманова А. М., инструктор по физической культуре МАДОУ Д/с №14 «Умка», г. Мегион, Ханты-Мансийский АО
    МесяцТемаЗадачиСодержание
    СентябрьДиагностикаВыявить уровень физической подготовки детей.
    • Отбивание мяча не менее 10 раз, не теряя его (дети стоят на месте, наклоняя тело несколько вперёд, рука ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть свободно расставленными пальцами накладывается на мяч сверху и от себя, равномерно, согласованно с передвижением).
    • Броски мяча в корзину двумя руками из-за головы (с расстояния 3 м, высота 2 м).
    • Подбрасывать и ловить мяч двумя руками на месте.
    • Броски мяча о пол и ловля двумя руками в движении.
    • Броски мяча на меткость в цель.
    ДиагностикаВыявить уровень физической подготовки детей.
    • Перебрасывание мяча через сетку.
    • Перебрасывание мяча друг другу.
    • Отбивание мяча на месте.
    • Подбрасывание мяча с хлопками в движении.
    • Броски мяча в цель на меткость.
    История возникновения мяча
    • Углубить представление детей о спортивных играх с мячом.
    • Познакомить с историей возникновения мяча.
    • Развивать ориентировку в пространстве.
    • Знакомство с историей возникновения мяча.
    • Русские народные игры: «Свечки», «Одноручье».
    • Беседа «Спортивные игры с мячом».
    • Дидактическая игра «Что это за мяч?».
    • Подвижная игра «Пятнашки с мячом».
    Броски мяча
    • Учить бросать мяч вверх и ловить двумя руками не менее 10 раз подряд;
    • Закреплять умение самостоятельно принимать И.П. при прокатывании мяча.
    • Воспитывать самостоятельность.
    • Броски мяча вверх и ловля его на месте не 10 раз подряд.
    • Прокатывания мяча одной рукой и двумя руками из разных И.П. между предметами (ширина 90–40 см, длина 3–4 м).
    • Прокатывание мяча ногами по прямой.
    • Подвижная игра «Ловкий стрелок».
    Подбрасывание мяча
    • Продолжить учить бросать мяч вверх с хлопками.
    • Упражнять в перебрасывании мяча.
    • Воспитывать ловкость.
    • Подбрасывание мяча вверх с хлопками.
    • Перебрасывание мяча друг другу из разных И.П.
    • Подвижная игра «Ловишка с мячом».
    Броски мяча
    • Отрабатывать броски мяча вверх в движении.
    • Развивать глазомер, координацию движений.
    • Отрабатывать бросок мяча ногой в цель.
    • Броски мяча вверх и ловля его в движении (не менее 10 раз подряд).
    • Броски мяча о пол и ловля 2 раза на месте (не менее 10 раз подряд)
    • Подвижная игра «Ловишка с мячом».
    • Броски мяча ногой в цель (3 раза из 10).
    ОктябрьБроски мяча
    • Учить бросать мяч о пол и ловить его двумя руками не менее 10 раз подряд.
    • Упражнять в перебрасывании мяча друг другу.
    • Воспитывать настойчивость.
    • Учить передавать друг другу мяч ногами.
    • Броски мяча о пол и ловля двумя руками в движении (не менее 10 раз).
    • Перебрасывание мяча друг другу в разных направлениях стоя, сидя.
    • Передача мяча друг другу в парах.
    • Подвижная игра «Мяч в воздухе».
    Перебрасывание мяча
    • Учить бросать и мягко ловить мяч в парах разными способами.
    • Развивать ловкость, внимание, глазомер.
    • Перебрасывание мяча сидя и стоя спиной друг к другу.
    • Перебрасывание мяча друг другу в разных построениях (парами, тройками).
    • Перебрасывание мяча друг другу в разных построениях (парами, тройками) с помощью ног.
    • Подвижная игра «Мяч в воздухе».
    Перекатывание набивного мяча
    • Упражнять в перекатывании набивного мяча друг другу.
    • Развивать координацию движений, внимание.
    • Забрасывание мяча в корзину.
    • Перекатывание набивного мяча друг другу.
    • Ударить перед собой мяч, повернуться кругом, поймать мяч.
    • Подвижная игра «Кого назвали, тот и ловит».
    Перебрасывание мяча
    • Учить перебрасывать мяч через сетку.
    • Совершенствовать метание набивного мяча.
    • Воспитывать выдержку.
    • Перебрасывание мяча через сетку.
    • Метание набивного мяча из-за головы.
    • Подвижная игра «Гонка мячей по шеренгам».

    Таблица: распространённые кружки, создаваемые в ДОУ

    Варианты названийВид деятельностиФормы работы с детьмиВозраст детей
    • «Умелые ручки»,
    • «Пластилиновая ворона»,
    • «Оригами»,
    • «Тестопластика»,
    • «Мукосолька»,
    • «Самоделкин».
    Художественно-эстетическая, творческая (изготовление поделок)
    • Работа с бумагой (оригами, торцевание, мятая бумага, квиллинг и др.);
    • аппликация;
    • работа с природными материалами (манная крупа, опилки, яичная скорлупа и др.);
    • работа с солёным тестом, лепка;
    • работа с пластилином;
    • создание поделок из спичек (выкладывание спичек в шахматном порядке);
    • рукоделие (начиная со средней группы);
    • рассматривание образцов;
    • изготовление поделок.
    Для детей любого возраста
    «Лего»Конструктивная
    • Рассматривание готовых построек;
    • демонстрация способов крепления;
    • собирание моделей по образцу;
    • самостоятельная работа;
    • игры.
    Начиная со второй младшей группы
    «Робототехника»Развивающая
    • Знакомство с конструкторами;
    • построение модели с картинки;
    • работа с комплексом заданий по схемам.
    Старшая, подготовительная группы
    «Бисероплетение»Творческая, художественно-эстетическая
    • Беседы;
    • знакомство со схемами плетения;
    • нанизывание бисера на леску;
    • знакомство с техникой параллельного плетения;
    • плетение украшений и игрушек.
    Старшая, подготовительная группы
    «Волшебная иголочка»Художественный труд
    • Разрезание ткани по нанесённым меткам;
    • создание бахромы на салфетке;
    • закрепление ткани в пяльцах;
    • вдевание нитки в иголку;
    • завязывание узелка;
    • вышивание «гладью»;
    • оформление вышивок на выставку.
    Старшая, подготовительная группы
    • «Логопедический кружок»,
    • «Развитие речи»,
    • «АБВГДЕйка».
    Коррекционно-развивающая, познавательная
    • Игры;
    • беседы;
    • чтение литературы;
    • загадки;
    • заучивание скороговорок;
    • рассматривание картин;
    • зарядка для пальчиков;
    • зарядка для языка;
    • чтение стихотворений для развития речи;
    • настольные игры;
    • рассматривание сюжетных картинок;
    • логопедические игры;
    • упражнения по развитию речи;
    • чтение по слогам (со средней группы).
    Для детей любого возраста
    «Психологический кружок»Социализация
    • Беседы;
    • этюды;
    • игры-перевоплощения;
    • рисование;
    • игры-имитации;
    • психогимнастика.
    Для детей любого возраста
    «Развивай-ка»Развитие мелкой моторики рук, внимания
    • Пальчиковые разминки;
    • дорисовывание изображений из геометрических фигур;
    • дидактические игры;
    • беседы;
    • загадки;
    • эксперименты.
    Вторая младшая и средняя группы
    • «Танцевальный кружок»,
    • «Хореография».
    Физическое развитие, художественно-эстетическая
    • Упражнения для разогрева мышц;
    • формирование правильной постановки рук и корпуса;
    • разучивание связок и комбинаций;
    • движения с использованием реквизита (флажков, цветных платков, лент, мячей, вееров);
    • участие в концертах.
    Для детей любого возраста
    «Ритмика»Физическое развитие, художественно-эстетическая
    • Хороводы;
    • инсценировки песен;
    • пляски;
    • танцы;
    • двигательные упражнения.
    Для детей любого возраста
    «Вокальный кружок»Художественно-эстетическая
    • Распевание;
    • пение;
    • музыкальная игра;
    • беседа.
    Для детей любого возраста
    «Оркестр»Художестенно-эстетическая
    • Игровые;
    • наглядные;
    • дидактические.
    Старшая, подготовительная группы
    «Здоровячок»Физкультурно-оздоровительная
    • Релаксационные упражнения;
    • хороводы;
    • различные виды игр;
    • занимательные разминки;
    • пальчиковая гимнастика;
    • дыхательная гимнастика.
    Для детей любого возраста
    • «Спортивный кружок»,
    • «Фитнес»,
    • «Крепыш».
    Физкультурно-оздоровительная
    • Игры;
    • беседы;
    • гимнастика;
    • физические упражнения;
    • разминка;
    • массаж;
    • ритмическая гимнастика;
    • подвижные игры;
    • закаливание.
    Для детей любого возраста
    «Скандинавская ходьба»Физкультурно-оздоровительная
    • Разминка рук и ног;
    • выполнение перекатов с носка на пятку;
    • прыжки с опорой на палки;
    • наклоны и вращательные движения туловищем;
    • беседы о правилах ходьбы;
    • ходьба.
    Старшая, подготовительная группы
    «Бадминтон»Физкультурно-оздоровительная
    • Подготовительные упражнения с воланом;
    • упражнения с ракеткой и воланом;
    • упражнения, развивающие подвижность и эластичность;
    • передвижение по площадке;
    • обучение технике удара ракеткой;
    • игра через сетку.
    Начиная со старшей группы
    «Весёлый мяч»Физкультурно-оздоровительная
    • Беседы об истории игр с мячом;
    • ловля и передача мяча;
    • ведение мяча ногами;
    • перебрасывание мяча через сетку;
    • организация фотовыставки.
    Младшая группа
    «Футбол»Физкультурно-оздоровительная
    • Удары по неподвижному мячу;
    • катание мяча;
    • бросание мяча вверх;
    • ведение мяча правой и левой ногой;
    • игровые упражнения;
    • подвижные игры;
    • эстафеты.
    Начиная со средней группы
    «Плавание»Физкультурно-оздоровительная
    • Экскурсия по бассейну;
    • знакомство со свойствами воды;
    • обучение задержанию дыхания в воде;
    • погружение и лежание на поверхности воды;
    • скольжение с надувным кругом;
    • обучение плаванию различными способами;
    • движения ног под музыку;
    • плавание под водой.
    Начиная со второй младшей группы
    «ЛФК»Физкультурно-оздоровительная
    • Упражнения на развитие гибкости;
    • упражнения для коррекции осанки и плоскостопия;
    • упражнения на равновесие;
    • прыжки;
    • метание;
    • лазание;
    • ползание;
    • игры разной подвижности.
    Для детей любого возраста
    • «Математический кружок»,
    • «Занимательная математика»,
    • «ФЭМП».
    Познавательная, развивающая
    • Дидактические игры;
    • задачи на смекалку;
    • беседы;
    • практикум;
    • интеллектуальные игры;
    • дискуссии;
    • творческая работа.
    Начиная со средней группы
    • «Литературный кружок»,
    • «Библиотечный кружок»,
    • «Почитай-ка».
    Художественно-эстетическая, развивающая, познавательная
    • Беседы о сказках, писателях;
    • чтение литературных произведений;
    • обмен мнениями;
    • загадки;
    • знакомство с пословицами и поговорками;
    • инсценировки;
    • викторины;
    • литературное развлечение;
    • просмотр иллюстраций;
    • рисование.
    Для детей любого возраста
    «Обучение чтению»Познавательная, развитие речи
    • Работа над предложениями и устной речью;
    • решение ребусов;
    • игра с буквами, словами, предложениями.
    Старшая, подготовительная группы
    «Грамота»Образовательная
    • Дидактические игры;
    • рисование звуков;
    • упражнения по артикуляции;
    • чтение;
    • загадки.
    Старшая, подготовительная группы
    «Патриотическое воспитание»Социализация с акцентом на гражданско-патриотическое воспитание
    • Игры;
    • чтение;
    • беседы;
    • наблюдение;
    • экскурсии;
    • ситуации морального выбора;
    • викторины;
    • рисование.
    Старшая, подготовительная группы
    «Окружающий мир»Познавательная
    • Игровые ситуации;
    • наблюдение;
    • беседа;
    • исследовательская деятельность;
    • эксперименты.
    Начиная со средней группы
    • «Экология»,
    • «Зелёный мир»
    Познавательная, экологическое воспитание
    • Экскурсии;
    • целевые прогулки;
    • наблюдение;
    • показ сказок;
    • рассматривание иллюстраций;
    • дидактические игры;
    • чтение литературных произведений;
    • беседы;
    • уход за растениями;
    • оформление гербария.
    Для детей любого возраста
    Фольклорный кружокОбразовательная, воспитательная
    • Наглядный, словесный, практический;
    • беседы с детьми;
    • наблюдение за природой;
    • слушание русских народных песен, сказок;
    • разыгрывание народных сказок взрослыми;
    • инсценировки песен и малых фольклорных форм;
    • ручной труд.
    Начиная со средней группы
    ИЗОХудожественно-эстетическая
    • Беседы;
    • рассматривание картин;
    • чтение художественного материала;
    • наблюдение за живыми объектами;
    • дидактические игры;
    • знакомство с различными техниками рисования.
    Для детей любого возраста

    Таблица: фрагмент конспекта логопедического занятия в кружке «Говоруша» в средней группе

    АвторАфанасьева О. В., учитель-логопед МБДОУ Д/с №147 «Улыбка» комбинированного вида, г. Чебоксары, Чувашская Республика
    Тема«Звук и буква О»
    АктуальностьДети с отклонениями в речевом развитии составляют 80% от всех детей, поэтому важность создания логопедических кружков в таком случае просто неоспорима.
    Задачи
    • Развитие правильной артикуляции и дыхания у детей;
    • развитие мелкой моторики;
    • правильная постановка дикции;
    • совершенствование интонации.
    Оборудование
    • Символы «Живые звуки»,
    • магнитная доска,
    • буквы,
    • цветные домики,
    • ноутбук,
    • обучающая презентация,
    • картинки,
    • обезьянка,
    • контурные изображения облака, озера, острова,
    • цветные карандаши,
    • листы с рисунками букв для раскрашивания.
    Ход занятияЗаходит обезьянка, приветствует детей. В.: «Ребята, давайте поздороваемся с обезьянкой, она очень любит играть и предлагает вам поучаствовать в игре «Эхо». Игра «Эхо». Дети повторяют вслед за обезьянкой следующие звуки:
    • УАУ,
    • ААУ,
    • УУА,
    • АУУ,
    • АУА.

    В.: «А теперь давайте покажем обезьянке упражнения по гимнастике». Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Улыбка». В.: «Ребята, обезьянка удивлена. Покажите, как мы удивляемся?». Дети мимикой показывают эмоции. Далее воспитатель читает детям сказку «Живые звуки»:

    • Жил-был звук О. (Демонстрируется символ «Живой звук» О, красный круг с лицом, рот в форме овала). Очень звук О любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук О пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «О, О, О». Звук О был в восторге от всего: «О! Какое красивое ОБЛАКО! О! Какое глубокое ОЗЕРО! О! Какой зелёный ОСТРОВ!» Звук О мог не только восторгаться всему вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят: О О О — О О О — О О О — О О О О. В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко…» Очень многим нравился звук О. Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.

    Далее проходит игра «Найди картинку». Раскладываются картинки на столе и формы облака, острова и озера. Ребята должны разложить картинки со словами со звуком О на соответствующие формы.

    Отчёт о работе кружка в ДОУ

    Отчёт о проделанной работе в кружке является обязательным документом в системе дошкольного образования. Обычно преподаватель представляет его в конце года. Указывается цель создания кружка и его задачи. Например, кружок «Умелые ручки» в старшей группе ДОУ имеет цель раскрыть творческий потенциал детей, привить любовь к изобразительному искусству.

    Были поставлены следующие задачи:

    • Развитие творческого мышления у детей.
    • Развитие мелкой моторики рук.
    • Развитие навыков работы с различными материалами.
    • Воспитание аккуратности, самостоятельности.

    Дети, работая в коллективе, учатся ценить собственный труд и оценивать работы других. Развивается социальная адаптация, умение работать в группе. На каждом занятии ребятам сообщалась информация о представляемых материалах, работе с ними. Родители были ознакомлены с работой кружка и помогали в его организации: покупали необходимые материалы, корректировали работу детей. Работы, сделанные воспитанниками, были подарены родителям или ребятам в группе на различные праздники: Новый год, 8 Марта, 23 Февраля, День матери. Занятия проводились раз в неделю по 25–30 минут.

    Использовались разные формы проведения занятий:

    • беседа,
    • рассказ преподавателя,
    • подготовка к работе,
    • изготовление произведений,
    • выставка работ,
    • дарение.

    В конце года дошкольники научились:

    • работать с бумагой;
    • работать с ножницами и клеем;
    • планировать работу, озвучивать свои идеи;
    • изготовлять поделки из бумаги для подарка;
    • реализовывать творческие задумки.

    Фотогалерея: фотоотчёт о работе кружка «Умелые ручки» в старшей группе детского сада


    В коллективе дети учатся уважать свои интересы и других ребят


    Работа с клеем, бумагой и ножницами развивает мелкую моторику рук


    При создании работ дети включают свою фантазию, тем самым разивая творческое мышление


    При работе с мелкими деталями необходимо проявлять аккуратность и внимательность


    Свою работу ребёнок может преподнести в подарок родителям, воспитателю или ребятам в группе


    Выставка готовых работ является важным моментом, помогающим детям обрести уверенность в себе

    В зависимости от предпочтений ребят, рекомендаций родителей и возможностей дошкольного учреждения можно создать любой кружок в детском саду. На дополнительных занятиях дошкольники смогут получить новые знания, полезные навыки и положительные эмоции, повысить самооценку и развить творческие способности.

    «Творческая мастерская — одна из современных форм работы с детьми в ДОУ».

    Творческая мастерская — одна из современных форм работы с детьми в ДОУ.

    1 слайд

    Уважаемые коллеги, сегодня мне хотелось бы представить вам одну из современных форм совместной деятельности педагога с детьми — творческая мастерская.

    2слайд

    Творчествов широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого

    3слайд

    Творческая мастерская – одна из форм образовательной деятельности, позволяющая детям проявить свою инициативу, так как предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творчестве.

    Целью работыв творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала; оказании помощи в реализации его возможностей; способствование развитию самостоятельности и креативной личности; развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста к предметному миру.

    4слайд

    Само понятие «мастерская» пришло в педагогику из сферы творчества, изначально подразумевая место, где создается что-то новое, до сегодняшнего дня не существовавшее.

    Мастерская – условно обозначенное пространство группы со столами, составленными в один общий стол так, чтобы дети и воспитатель могли сидеть вместе.

    Мастерская (в которую на время превращается групповое помещение) – специально организованное пространство, где целенаправленно создаются красивые интересные и нужные для детской жизни вещи.

    В детском саду выделяют несколько типов мастерских в зависимости от состава участников, целей и способов деятельности, временной продолжительности процесса.

    5слайд

    По составу участников мастерские подразделяются:

    — на занятия только для детей;

    — только для педагогов

    — только для родителей (законных представителей)

    — которые могут быть проведены и с взрослыми, и с детьми.

    6слайд

    По целям и видам деятельности выделяются:

    — художественная мастерская (включает в себя аппликацию, рисование, лепку);

    — театральная (изготовление элементов костюмов, пригласительных билетов, афиш, декораций);

    — мастерская игр и игрушек (мебель из спичечных коробков, игрушек из коробочек);

    — сувенирная мастерская (изготовление поздравительных открыток, подарков для сотрудников детского сада, гостей);

    — архитектурная мастерская (изготовление макетов домов, дорог, карты поселка, ландшафтных макетов – гор, вулканов).

    7слайд

    По временной продолжительности мастерские разделяют на «одноактные» (в течение одного занятия) и длительного действия (2-3 занятия), когда работа прерывиста, может продолжаться неделю (метод погружения) или даже в течение нескольких недель.

    Использование мастерской возможно, как в виде самостоятельной единицы, организованной в свободное от непрерывной образовательной деятельности, так и как форма организации занятий (или как ее часть) при проведении комплексного занятия.

    В каждой мастерской обязательно есть мастер-педагог, задача, которого включить ребенка в процесс индивидуальной творческой познавательной деятельности, помочь ему совершить открытие, подарить радость создания нового, самостоятельно полученного знания.

    8 слайд

    Работа в творческой мастерской может осуществляться по следующему алгоритму:

    Мотивация; обсуждение увиденного; совместное с детьми планирование предстоящей работы; распределение обязанностей по желанию детей, если работают в паре или в микрогруппе; совместная деятельность воспитателя и детей; анализ результатов деятельности

    9слайд

    При организации мастерской необходимо соблюдение ряда существенных условий. Так Н.А. Короткова, И.А. Мухина выделяют следующие условия.

    Необходимо организовать общее пространство для работы. Это может быть большой рабочий стол (или несколько столов), сделанный из сдвинутых обычных столов с необходимыми материалами, инструментами, образцами.

    Это могут быть отдельные места для индивидуальной работы.

    За рабочим столом должны быть обязательно предусмотрены и места для всех потенциальных участников, в том числе и для воспитателя, который не отделяет себя от детей, а располагается рядом с ними. Места за детьми не рекомендуется закреплять жестко, как на занятии, здесь каждый может устроиться, где захочет, от раза к разу самостоятельно выбирая себе соседей. Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им требуется какой-то инструмент, материал. Динамична и позиция воспитателя, который на каждом проведении мастерской располагается рядом с тем или иным ребенком, которому требуется повышенное внимание в связи с имеющимися трудностями в данном типе работы или материалом и инструментами.

    Организованное таким образом общее рабочие пространство содействует появлению чувства свободы, обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других, непринуждённо обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваются мнениями и открытиями «Смотри, как у меня», «Я понял, как это сделано!»

    Второе условие – возможность общения участников мастерской друг с другом, где диалог (между участниками мастерской, отдельными группами, с самим собой) выступает главным принципом взаимодействия, сотрудничества, сотворчества в ходе работы.

    Следующим условием, по мнению Н.А. Коротковой, выступает то, что начиная занятие, взрослый не обязывает и не принуждает к нему, а обращает их внимание на подготовленные материалы, выдвигает интересные идеи работы. Иначе говоря, педагог предлагает детям несколько целей (образцов, схем) или разные материалы для реализации одной цели, чтобы обеспечивает выбор по интересам и возможностям.

    Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми – выбрав для себя цель, сам начинает действовать, становится живым образцом планомерной организации работы. Он не инструктирует и не контролирует детей (это стиль учебного занятия), но обсуждает замыслы, анализирует вместе с ними образцы, комментирует шаги своей работы; самим своим деятельным присутствием и стремлением получить конечный результат поддерживает это стремление и у остальных участников.

    Атмосфера, создаваемая при работе в мастерской, должна способствовать творческому саморазвитию личности ребенка и стимулировать его. «При этом важно не только, что мы узнаем, но и какие чувства и эмоции при этом испытываем». Поэтому от педагога требуется особое внимание к состоянию эмоциональной сферы ребенка.

    Немаловажным условие в данной ситуации служит и то, что деятельность в мастерской должна быть безоценочной, т.е. недопустимы критические замечания в адрес любого участника мастерской, что создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности с реализацией принципов «педагогики успеха».

    Как отмечает Н.А. Короткова, предлагаемая детям работа должна быть спроектирована воспитателем на 25-30 минут, необходимых для достижения конечной цели (исходя из темпов работы «среднего» ребенка группы), при этом нужно иметь некоторый резерв времени, чтобы каждый смог, не торопясь включиться в деятельность, справиться с ней, действуя в собственном темпе.

    В связи с этим еще одним немаловажным условием при организации мастерской является тот факт, что вся деятельность имеет открытый временный конец.

    По мере завершения (достижения принятой каждым цели) дети переходят к свободной деятельности по собственному выбору. Взрослый в это время не покидает «рабочее поле» до тех пор, пока все не завершат работу, ободряя своим присутствием медлительных детей.

    Таким образом, детям предлагается работа, предполагающая достижение собственного (личного) целостного продукта каждым из членов группы. Конечные продукты всех участников, не теряя самостоятельной ценности, могут в итоге образовать общий продукт – коллекцию, макет, большое панно и т.п. Иначе говоря, все члены группы могут работать вместе, рядом в общем смысловом поле, но каждый утверждает себя в собственном результате. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важны сам процесс постижения истины и создание творческого продукта.

    А сейчас вашему вниманию предоставляем небольшой опыт работы по организации творческой мастерской в нашей группе.

    10-11 слайд

    Творческая мастерская начала свою работу к подготовке работ на выставку детского творчества « Зимние мотивы». Была создана коллективная работа «Зимний лес». Чудесный пейзаж получился! На них лес, словно сказочный, волшебный, деревья получились стройные, заснеженные, как кружевные.

    11 сл. Также были созданы индивидуальные работы «Ёлочка красавица», Снеговичок». Ребята объединили их общим сюжетом « Новогодние друзья».

    12,13,14слайды

    В преддверии новогодних праздников гостями нашей группы были учащиеся сатисской средней общеобразовательной школы.

    Встреча прошла в форме творческой мастерской. Школьники показали детям театрализованную сказку «Звери в зимнем лесу».

    13 сл. Затем дошкольники с гостями отправились в творческую мастерскую, где совместно создавали коллективные работы по аппликации «Медведь в берлоге». Встреча прошла на позитивной ноте, массу приятных впечатлений получили и учащиеся, которые смогли окунуться в мир дошкольного детства и дошколята, от общения со старшими товарищами.

    14 сл. В конце встречи школьники вручили маленьким друзьям лопатки, сделанные своими руками в школьной мастерской.

    15-16слайд

    Накануне праздника Дня защитника Отечества в творческой мастерской началась работа по изготовлению подарков папам.

    16 сл. Дети клеили, украшали чайные чашки символом страны – российским флагом. Также были выполнены индивидуальные работы для творческой выставки.

    17-слайд

    Перед праздником «8 марта», в нашей группе открылась творческая мастерская «Букеты для мам». Дети из своих ладошек выполнили букет для самых любимых мамочек. В ходе мероприятия ребята трогательно и нежно говорили о своих мамах, во время словесной игры — «Моя мама — самая, самая», ребята находили нежные и ласковые слова для мам. В мастерской активное участие приняли все без исключения! Говорят, что ладошки ребенка – это маленькие солнышки, в них тепло, нежность и любовь. Это приятно и ценно вдвойне, потому, что работа выполнена в коллективе с другими детьми.

    18слайд

    Для любимых бабушек дети приготовили цветы. Они сделанные руками ребят, с особым чувством душевного тепла и любви, несут в себе нежность и любовь к близким и дорогим людям.

    19-21слайд

    К празднику Пасхи начала свою работу Сувенирная мастерская, в которой готовились поделки-сувениры -«Курочка с пасхальным яичком».

    20 сл. Дети мастерили из бумаги курочку, украшали яркими красками пёрышки — домик для пасхального яичка. Затем расписывали яичко различными узорами.

    21 сл. Каждый ребёнок подарил своим близким сделанный своими руками сувенир и вызвал радость от ожидания светлого праздника Пасхи.

    22-26слайд

    22слайд В день открытых дверей заработала в группе детско-родительская творческая мастерская, которая является одной из самых эффективных форм взаимодействия семьи и детского сада. Родители вместе с детьми отправились по следам зайчика и помогли ему сменить белую шубку на серую.

    23слайд Главную роль в создании и функционировании детско-родительской творческой мастерской играет деятельность воспитателя.

    24 слайд При заинтересованном неформальном общении исчезает беспокойство родителей, появляется чувство доверия к педагогу и готовности к взаимодействию с ним.

    25 слайд Родители вместе с ребёнком лепят, рисуют, творят что-то новое, необычное. Они становятся частью жизни ребёнка, не той где мама и папа заботятся: поел ли? поспал? тепло ли оделся? А той где ребенок — маленькой создатель. Где он сам придумал! Сам сделал! Он уже взрослый, у них появляются общие радости и вопросы.

    26 слайд А работы, которые получаются у ребят и родителей, достойны всяческих похвал.

    27слайд

    Закончить своё выступление хотелось бы словами великого педагога Сухомлинского. Он говорил:

    » В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полёта. Творчество — вот имя этой волшебной птицы!»

    Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу, чем раньше научится видеть красоту окружающего мира, понимать язык природы, музыки, поэзии, радоваться и удивляться, тем ярче, эмоциональнее, чище он будет.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]