Рабочая программа по обществознанию для 7 класса, Кравченко


Рабочая программа по обществознанию 7 класс

Рабочая программа по обществознанию в 7 классе на 2009г.-2010г. Пояснительная записка Рабочая программа составлено в соответствии с программой, разработанной в полном соответствии с обязательным минимум содержания курса «Обществознания» под редакцией А.И. Кравченко и Е.А. Певцова. Цель обучения: формирование интереса и положительной мотивации школьников к изучению предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся. обучить учащихся тому, что они часть окружающего мира, что у них есть личностные качества, что они являются часть общества.
В процессе учебы будут решаться следующие задачи: • Познакомить учащихся с понятием «подросток», «подростковый возраст». «коллектив», «личность». • Почувствовать себя частью общества и его будущим • Научит выявлять отличительные черты характера. • Использовать сильные стороны своего характера в своей деятельности. • Использовать сильные стороны своего характера в своей деятельности. • Понять, что они не одни, что вокруг них есть люди, которые тоже хотят уважительного отношения к себе. • Дать знания о здоровом взаимоотношении между людьми. • Выработать патриотические чувства В рабочей программе в соответствии с требованиями программы запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольная и самостоятельная работы. Цель: повышение общекультурного уровня учащихся. Программа рассчитана на 34 часов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС: Программа: Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание 5-11 классы. М.: Просвещение 2007г. Учебник: Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. Методическое оснащение: Обществознание. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой / авт.-сост. Н.С.Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2008.

Для реализации программы в полном объеме на 1-е полугодие предусмотрены часы резерва (2ч.).

Содержание рабочей программы

Глава I ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА Тема 1. Переходный возраст Возраст в: 1) хронологическом плане; 2) физическом и психологическом плане; 3) социальном плане. Подростковый возраст — период перехода от детства к подростковой жизни (юности). Физиологические и психологические изменения под¬росткового возраста. Особенности подросткового возраста. Характеристика стар¬шего подросткового возраста (период от 13 до 15 лет). Подро¬стковый возраст — отрезок жизни между детством и зрелостью. Основные понятия темы: возраст; возрастная периодизация; подростковый возраст; тинейджеры; юность.

Тема 2. Задачи и трудности подросткового возраста Задачи подросткового возраста. Важнейшие особенности подросткового возраста: частичная принадлежность подростка к группе детей, частичная — к группе взрослых. Задачи развития подростка: принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом; формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола; принятие мужской или женской роли; достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; подготовка к трудовой деятельности; подго¬товка к вступлению в брак и к семейной жизни; появление же¬лания нести ответственность за себя и общество; обретение си¬стемы ценностей и этических принципов. Проблемы подросткового возраста. Основные понятия темы: эмоциональная независимость, си¬стема ценностей Тема 3. Быть взрослым Период взросления. Сложности вхождения в мир взрослых. Выбор образов взрослого себя в подростковом возрасте. Роль из¬бранного идеала во взрослении подростков. Противоречивость подросткового возраста. Особенности воспитания подростков. Основное понятие темы: взрослый. Тема 4. Физические изменения подростков Бурный и неравномерный рост, развитие организма. Резкое ускорение роста. Половое созревание. Факторы физических из¬менений подростков. Проблемы питания подростков. Вопросы внешней привлекательности. Роль внешней привлекательности в становлении межличностных отношений. Опасность недо¬вольства собой как фактора, формирующего комплекс неполно¬ценности. Самооценка. Неравномерность развития подростков. Основные понятия темы: самооценка; комплекс неполно¬ценности. Тема 5. Психологический портрет личности: темперамент и характер Понятие «личность». Основные свойства психологического портрета личности: темперамент; характер; способности; ин¬теллект; чувства; эмоции. Типы личности по темпераменту: сангвиник; холерик; флегматик; меланхолик. Характер человека. Морально-волевые качества личности как стержень характера. Основные понятия темы: личность; темперамент; характер. Тема 6. Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства Способности человека. Общие и специальные способности. Интеллект как способность к познанию и логическому мышле¬нию. Чувства человека: собственно чувства; аффекты; эмоции; настроение; стрессовые состояния. Эмоции — низший, чувства — высший тип психических реакций. Основные понятия темы: способности человека; интеллект; настроение; стресс; эмоции.

Тема 7. Самооценка подростка Самооценка как основа регулирования поведения лично¬сти. Опасности завышенной и заниженной самооценки. Фак¬торы влияния на самооценку подростков. Взаимосвязь само¬оценки и успеваемости в школе. Роль самовоспитания в ста¬новлении личности. Некоторые методы самовоспитания: само¬приказ; самовнушение; самоободрение. Основные понятия темы: самооценка; самовоспитание.

Тема 8. Выдающаяся личность Представления о выдающихся личностях у мыслителей прошлого (Н. Макиавелли, Т. Карнейль, Ф. Ницше). Роль природных задатков для формирования выдающейся лично¬сти. Становление выдающейся личности вопреки своей природе. Одаренные дети. Умственная одаренность — биологически прирожденные качества. Возможность развития и угасания ум¬ственной одаренности. Роль силы воли, трудолюбия и мотива¬ции к достижению поставленной цели в развитии умственной одаренности. Социальная среда (семейное воспитание, школь¬ное образование, влияние общества) в развитии умственной одаренности. Роль поощрения одаренности в ее развитии. Основные понятия темы: выдающаяся личность; одарен¬ность; одаренные дети.

Тема 9. Лидер и его качества Лидер. Различные точки зрения на качества, которыми дол¬жен обладать лидер. Шесть основных элементов лидерства по С. Норткоту Паркенсону: воображение; знание; талант; реши¬мость; жесткость; притяжение. Искусство общения как обязательная черта лидера. Умение ярко говорить самому и умение слушать, когда говорят другие, — основа искусства общения. Основные понятия темы: лидер; искусство общения. Глава II ПОДРОСТОК В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ Тема 10. Социальная среда подростка Понятие «социальная среда». Роль социальной среды для предоставления условий развития личности, удовлетворения ее культурных потребностей, контактов с другими людьми. Бли¬жайшая и дальняя среда подростков. Промежуточное положе¬ние школы между двумя мирами подростков — ближним и дальним. Степень доверия подростков различным кругам об¬щения. Семья как малая группа, пользующаяся наибольшим доверием подростков. Влияние реакции окружающих людей на поведение под¬ростков. Прямая и косвенная зависимость от реакции окру¬жающих. Основное понятие темы: социальная среда.

Тема 11. Подросток в группе Общество — совокупность разных групп. Группы: большие и малые; постоянные и временные. Малые группы, или группы личного контакта. Одновременное вхождение человека в нес¬колько групп. Законы группы. Жизнь человека по законам группы. Групповое давление. Конформизм как особая форма поведения в ответ на групповое давление. Ориентация на «значимых других». Значение уровня само¬оценки человека на степень влияния группового давления. Основные понятия темы: группа; конформизм; «значимые другие».

Тема 12. Межличностные отношения Межличностные отношения — отношения в малой группе. Роль психологических качеств и нравственных норм в межлич¬ностных отношениях. Важнейший закон межличностных отно¬шений: как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе. Взаимопонимание в межличностных отношениях. Основные понятия темы: межличностные отношения; взаи¬мопонимание.

Тема 13. «Мы» и «они» «Мы» и «они» как обозначение двух типов отношений: «мы» — те, к кому испытываю симпатию, с кем постоянно общаюсь, кому доверяю; «они» — кого не знаю, с кем не общителен и не¬уживчив. «Мы» и «они» — два разных полюса, две противопо¬ложности, существующие в единстве, противостоящие друг другу, но и взаимодополняющие друг друга. Опасность превращения в неприязнь, а затем — в конфликт или столкновение, отграничения от других. «Свои» и «чужие». «Другие» и «иные». Различия между «своими» и «чужими». Основные понятия темы: «мы»; «они»; «свои»; «чужие»; «дру¬гие»; «иные».

Тема 14. Мир знакомых и незнакомых людей Знакомые и незнакомые люди. Взаимодействие со знако¬мыми и незнакомыми людьми. Влияние жизни в обществе зна¬комых или незнакомых людей на характер человека, его образ жизни, привычки и речь. Отношения с близкими знакомыми и друзьями как личные отношения. Отношения с незнакомыми как деловые (формальные) отношения. «Я» и «другие». «Чужие» и «чужаки». Защита «своих». Основные понятия темы: знакомые; незнакомые; «я»; «дру¬гие»; «чужие»; «чужаки».

Тема 15. Социальный портрет молодежи Молодежь — большая социальная группа. Возрастные гра¬ницы молодежи (от 14 до 30 лет). Важнейшие события, прихо¬дящиеся на молодежный возраст: завершение общего образова¬ния; выбор профессии и получение профессионального обра¬зования; начало трудовой деятельности; вступление в брак; рождение детей. Младшая (до 18 лет), средняя (от 18 до 24 лет) и старшая (от 25 до 30 лет) группы молодежи. Проблемы молодежи в современном обществе: социальные, экономические, нравственные. Ценности современной моло¬дежи. Влияние резкого контраста материальной обеспеченно¬сти на ценности современной российской молодежи. Активное вхождение российской молодежи в новую экономику и поли¬тическую жизнь. Рост влияния молодежи России как социаль¬но-политической силы. Самосознание молодого поколения как главного фактора устойчивого развития России и в опреде¬ленной степени движущей силы коренных преобразований в обществе. Основное понятие темы: молодежь.

Раздел III ПОДРОСТОК И ЗАКОН

Тема 16. Юридические границы подросткового возраста Наличие прав и обязанностей — юридическая характеристика человека. Деление подростков на две категории людей: малолет¬них (дети от 6 до 14 лет) и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет). Характеристика юридического положения несовершенно¬летних с позиций законодательства Российской Федерации. Осуществление законных интересов несовершеннолетних (полностью или частично) их родителями, опекунами, попечи¬телями. Соотношение прав и обязанностей. Ответственность. Основные понятия темы: права; обязанности; ответствен¬ность.

Тема 17. Подросток как гражданин Паспорт как юридический документ, удостоверяющий лич¬ность человека. Гражданство. Пути приобретения и смены. Гражданин. Гражданские (личные) права и свободы. Политиче¬ские права граждан. Проведение собраний, митингов и демон¬страций как проявление политических прав граждан. Законо¬дательные условия их проведения. Участие граждан в управле¬нии государством. Обязанности граждан Российской Федерации. Основные понятия темы: паспорт; гражданство; гражданин; гражданские (личные) права и свободы; политические права граждан; обязанности граждан.

Тема 18. Подросток и его права Гражданские (личные) права ребенка. Право на жизнь. Пра¬во на неприкосновенность личной жизни. Социально-экономические и культурные права ребенка. Право на труд и свободный выбор профессии. Защита от экономической эксплуатации. Право на отдых. Защита дет¬ства и материнства. Право на охрану здоровья и медицин¬скую помощь. Культурные права — права, призванные обеспечить до¬ступность образования, свободу творчества и преподавания, участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры. Основное понятие темы: права ребенка.

Тема 19. Опасный путь преступной жизни Преступления. Уголовная ответственность за совершения преступления. Возраст наступления уголовной ответственно¬сти для несовершеннолетних. Виды наказаний несовершенно¬летних. Факторы, учитывающиеся при назначении наказания несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательно¬го воздействия. Организованная преступность. Рост строгости наказания за преступления, совершенные организованной группой. Административные нарушения и меры административной ответственности. Правила поведения несовершеннолетнего при задержании сотрудниками милиции. Основные понятия темы: преступления; уголовная ответ¬ственность; административные нарушения. Глава IV ОБРАЗ ЖИЗНИ ПОДРОСТКА

Тема 20. Подросток в обществе риска Рост факторов риска в современном обществе. Особые опасности оказаться в ситуации риска в период взросления. Влияние внешних препятствий, ограничение собственной ак¬тивности, собственной беспомощности и неумение выразить свои чувства и стремления как основа для роста риска у подро¬стков. Отличие положения подростка в обществе от положения взрослого. Источники риска в жизни современных подростков. Рост шумового фона; городские дороги; отрицательные последствия телепросмотров; алкоголизм и наркомания. Основные понятия темы: здоровье; алкоголизм; наркомания.

Тема 21. Проблема одиночества Одиночество. Проблемы, возникающие у человека, чув¬ствующего себя одиноким. Причины появления одиночества в юности. Одиночество — сложное явление, по-разному воспри¬нимаемое разными людьми. Положительная сторона одиноче¬ства — удовлетворение стремления к уединению. Одиночество и связанная с ним депрессия. Сущность подростковой депрес¬сии. Пути решения проблем подростковой депрессии. Основные понятия темы: одиночество; подростковая депрессия.

Тема 22. Подростковая культура Разнообразие подростковых обществ. Формальные и не¬формальные подростковые группы. Подростковая культура. Особенности подростковой культуры. Выражение подростко¬вой культуры через ценности, взгляды и типы поведения, через вещи, которые используются в повседневной жизни. Молодежная одежда. Разные функции одежды у подростков и взрослых. Молодежная музыка. Роллеризм как особый образ жизни и особая субкультура. Основные понятия темы: формальные группы; неформаль¬ные группы; подростковая культура.

Тема 23. Образ жизни Структура образа жизни. Отражение образа жизни в мане¬рах поведения, традициях, стиле жизни, обычаях, вкусах. Отра¬жение в образе жизни элементов культуры, не только типичных для данной социальной группы, но и отличающих ее от других групп. Образ жизни — отражение как характерных, так и отли¬чительных черт поведения. Образ жизни у разных народов и категорий населения (древние римляне, бушмены, русские купцы, английский стиль жизни, американский образ жизни). Основное понятие темы: образ жизни.

Тема 24. Досуг и отдых Досуг и отдых — составная часть повседневного образа жиз¬ни людей. Основные черты досуга: продолжительность, место и способ проведения, структура. Досуг и отдых в разные исторические эпохи. Влияние эко¬номического уровня развития общества и бытующих в нем традиций на формы современного досуга у разных народов. Досуг как смена видов деятельности. Культурный досуг; его направленность на познание, духовное и эстетическое разви¬тие человека. Роль библиотек и музеев в развитии человече¬ского общества и культуры, в организации досуга в прошлом и сегодня. История создания библиотек. Библиотеки как научно-ин¬формационные и культурно-просветительские учреждения. Библиотеки массовые (публичные) и специализированные (на¬учные и технические). Работа одновременно в массовом и спе¬циализированном режимах наиболее крупных библиотек. Лич¬ные (домашние) библиотеки. Музеи как научные, исследовательские, просветительские учреждения. История возникновения и развития музеев. Типы современных музеев: научно-просветительские, исследователь¬ские, учебные. Различные профили музеев. Свободное время у современных россиян. Характерная чер¬та досуга россиян, переход от активного отдыха к пассивному. Основные понятия темы: досуг; отдых; свободное время; культурный досуг; библиотека; музей. Тема 25. Спорт Возникновение и история спорта. Спортивные развлечения в образе жизни различных групп населения. Зарождение совре¬менных видов спорта. Современный спорт. Спорт профессиональный и любитель¬ский. Технические и военные виды спорта. Проблема приобще¬ния к спорту современных подростков как путь сохранения и развития их здоровья. Основные понятия темы: спорт; профессиональный спорт; любительский спорт.

Раздел V ПОДРОСТОК И ЕГО ЖИЛАЯ СРЕДА (4 часа) Тема 26—27. Город и село Город — особая среда обитания. Возникновение первых го¬родов. Эволюция города. Восточный город. Римский форум. Средневековый город. Современные города. Города: малые, средние, крупные и города-миллионеры. Характеристика современных российских городов. Город и урбанизация. Качество городской жизни: стоимость питания; жилищные условия; качество жилья; связь; образова¬ние; здравоохранение; общественная безопасность; уровень на¬ружного шума; уличное движение; чистота воздуха и воды. Появление мегаполисов. Плюсы и минусы городской жизни. Село. Характеристика села. Происхождение слова «село». Отличие жизни горожан и сельчан. Укрупнение сел. Появление сел городского типа. Влияние коренных изменений современного города и села на образ жизни подростков. Основные понятия темы: город; урбанизация; мегаполис; се¬ло; качество жизни; пригородные зоны; город-спутник.

Тема 28—29. Мой дом, мое жилище Три территории обитания человека: общественная, домаш¬няя, личная. Дом — человеческая среда обитания, переплетения челове¬ческих отношений и связей. Факторы, определяющие выбор жилья. Эволюция жилища в истории человечества. Современное жилище. Требования к современному жилищу — дом, в котором созданы условия для гармоничного развития чело¬века. Особенности требований к современному жилищу в раз¬ных странах и у разных категорий населения. Взаимоотношения с соседями. Уровни взаимоотношений приблизительного знакомства; поверхностного знакомства; контактного знакомства; глубокого знакомства. Влияние района проживания горожанина на качество его жизни. Основные понятия темы: дом; жилище; среда обитания; соседи.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса обществознания учащиеся должны знать: • Основные понятия и термины; • Психологический портрет личности в подростковом возрасте; • О характере взаимоотношения между подростком и остальными социальными группами; • Свои права и обязанности; уметь: • применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера; • получать социальную информацию из разнообразных источников; • ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом, находить ответы на вопросы. иметь представление: • о специфике развития личности в подростковом возрасте.

Перечень литературы и средств обучения

1. Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание 5-11 классы. М.: Просвещение 2007г. 2. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. 3. Обществознание. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой / авт.-сост. Н.С.Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2008. 4.Морозова СВ. Профилактика правонарушений несовершен¬нолетних: ресурсы образования // Преподавание истории и об¬ществознания в школе. 2003. № 8. С. 36—40. Настольная книга учителя обществознания / Сост. Т.И. Тю-ляева. М., 2003. 5.Петрова Л.А. Из рабочей тетради по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 2. С. 38-41. 6.Репин Е.Н., Репина Н.А. Деньги в их истинном значении: Пособие для учителей и учащихся. М., 1999. 7.Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания. 2002/03 учебный год / Под ред. СИ. Козлен-ко. М., 2002. 8.Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания. 2003/04 учебный год / Под ред. СИ. Козлен¬ке М., 2003. 9.Справочник преподавателя общественных дисциплин/ Авт.-сост. Е.Е. Вяземский, Т.И. Тюляева. М., 1998. 10.Сухолет И.Н. Вопросы духовной культуры в школьном об-ществознании: Пособие для учителя. М., 2003. 11.Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социали¬зация учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 1. С. 16-23. Маркович Д.Ж. Социальная экология. М., 1996. Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. М., 1994.
Полный текст материала Рабочая программа по обществознанию 7 класс смотрите в скачиваемом файле
. На странице приведен фрагмент.

Автор: Ткачева Анна Александровна → Ткачева 11.11.2009 6 91050 5995 Комментировать

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Вход | Регистрация

Есть мнение? Оставьте комментарий

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: