Умственное развитие дошкольника
Определяется степенью:
- владения карандашом и кистью;
- умения писать и читать;
- умения делать короткий пересказ и запоминать небольшие стихи;
- знания цифр (в прямом и обратном порядке), умения производить простые арифметические операции;
- знания основных геометрических фигур;
- умения определять время;
- владения начальными представлениями об окружающем мире.
Обучение детей 2-3 лет
Этот возраст характеризуется интенсивным знакомством ребенка с окружающим миром, цветами и формами предметов, их размерами и текстурой. Малыш способен ярко выражать эмоции, реагировать на свои успехи и неудачи, коммуницировать с другими детьми и взрослыми. В течение этого возрастного периода не стоит усердствовать в обучении ребенка буквам и цифрам, поскольку все это для него является непонятными иероглифами, которые не вызывают никакого интереса. Также эффективность изучения иностранных языков будет гораздо выше в более позднем возрасте.
Обучающая программа для детей должна быть направлена на познание окружающего мира с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния и осязания. Учеными доказано, что успех в освоении навыков чтения напрямую зависит от умения чувствовать мир. Программа дошкольного образования детей 2 и 3 лет базируется на развитии мелкой моторики. Дело в том, что пальчики ребенка содержат большое количество рецепторов, отправляющих импульсы в участки мозга, которые одновременно отвечают за согласованность движений пальцев рук и за развитие речи. Для этих целей прекрасно подойдет пальчиковая гимнастика, перебирание мелких предметов (безопасных, конечно же), игра с кубиками и мячиками различной величины, занятия с лоскутами тканей различных текстур, игры в «ладушки», «сороку-ворону», лепка из пластилина и так далее.
Стоит уделить должное внимание физическим упражнениям, сопровождаемым потешками и прибаутками. Вообще, любая деятельность малыша в таком возрасте должна проходить в игровой форме – это наиболее эффективная для него методика познания мира и обучения на данном этапе развития.
Узконаправленные методики
7.Н.Зайцев разработал уникальный способ, помогающий быстро и эффективно обучить чтению. Начать заниматься можно в любом возрасте.
Обучение происходит не по стандартной схеме, а с помощью складов или сочетаний букв. Школьная программа в данном случае будет даваться с трудом, с разделением на буквы и звуки возникают проблемы.
Материалом служат – кубики, которые можно приобрести, либо изготовить и склеить самостоятельно.
8.Методика Е. Чаплыгина рассчитана на детей от 3 лет. С её помощью детки за короткое время обучаются чтению. В этом процессе им помогают кубики уникальной конструкции, а для обучения счёту подходит разработанное им же домино.
9.Дж. Кюизинер предлагает обучать счёту ребят с года. Специальные материалы в виде разноцветных палочек разной длины помогают малышам не только начать считать, но и конструировать, мыслить логически, творчески. К системе прилагается пособие с возможными играми.
Обучение детей 4-5 лет
Этот возраст прекрасно подходит для того, чтоб аккуратно начать обучение ребенка буквам и цифрам. Теперь малыш уже способен анализировать свойства предметов, целенаправленно воздействовать на них, он более спокоен, усидчив и лучше организован. Если ребенок в течение 10-15 минут может увлеченно играть в развивающие игры – вперед! Возраст 4-5 лет идеально подходит и для того, чтобы отдать свое чадо в какой-то кружок или спортивную секцию. К этому времени физическое развитие опорно-двигательного аппарата ребенка позволяет ему успешно осваивать азы плавания, хореографии, боевых искусств и так далее.
Если вы заметили у ребенка склонность к лингвистике, изучение иностранного языка или посещение театрального кружка будут отличным решением для развития этих способностей. Творческим детишкам отлично подойдут лепка, изобразительное искусство, вокал. Однако если ребенок еще не умеет сосредотачивать внимание, осознанно выполнять развивающие задания, нетерпелив и бурно реагирует на собственные неудачи, следует немного повременить с чтением и посещением кружков.
Научиться концентрироваться ребенку поможет совместное изготовление поделок. Начинать следует с простых деталей, чтобы результат был скорым, постепенно усложняя задачу. В ходе работы важно показывать малышу, что любую неудачу можно исправить. В этот процесс легко можно вписать изучение алфавита, цифр и животных. Проявив немного фантазии, можно сразу убить нескольких зайцев. Для развития мелкой моторики целесообразно использовать такие упражнения, как прохождение ручкой по лабиринту, обводка и раскраска картинок, плетение, лепка и многое другое.
Обучение детей 6-7 лет
Современные физиологи, психологи, педагоги и логопеды сходятся во мнении, что этот период наиболее благоприятен для развития внимания, восприятия, памяти и мышления ребенка. Физиологически малыш уже готов к развивающему обучению, и у него появляется желание учиться. Именно поэтому шестилетний ребенок порой способен довести родителей до белого каления своими многочисленными «почему». Отмахиваться от своего любознательного чада или ограничиваться поверхностными ответами – это все равно что лишить дерево живительной влаги. Поэтому наберитесь терпения и найдите полную информацию, чтобы удовлетворить любопытство своего малыша. В этом возрасте самое время научить ребенка счету, письму, умению определять время по часам, объяснить ему основы географии и астрономии. Обучающая программа для детей 6 лет уже предусматривает переход к организованным формам занятий.
Важные теоретические нюансы
Во многих методических источниках смешиваются понятия «образовательная программа» и «рабочая программа». Однако эти два понятия не являются синонимичными, более того, они находятся в подчинительной связи.
Образовательная программа — модель образовательного процесса, по которой работают все (!) группы того или иного детского сада. Эта модель согласно п. 5, ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» выбирается руководителем и методическим советом ДОУ на своё усмотрение.
Образовательная программа считается фундаментальной основой работы детского сада, однако и она претерпевает изменения год от года, что связано с изменяющимися реалиями жизни. Например, в последние годы в программы вносятся коррективы относительно меры привлечения компьютерных технологий в работу с дошкольниками.
Рабочая программа — это документ, опирающийся на образовательную программу и требования к организации учебно-воспитательного процесса в учреждении образования, то есть на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который отражает особенности работы педагогов разных специализаций с воспитанниками конкретного (!) возраста. Например, рабочая программа по развитию речи в средней группе, рабочая программа преподавателя музыки и т. п.
Рабочие программы составляются ежегодно под особенности развития конкретной группы малышей с опорой на общую образовательную программу ДОУ.
Рабочая программа составляется на основании образовательной с учётом особенностей детей в группе
Правильные действия родителей
Итак, программа дошкольного образования каждого ребенка должна включать в себя игры-упражнения на развитие сенсорного восприятия (развитие органов чувств), речи, мыслительной деятельности, физических навыков, на воспитание любознательности, а также на формирование общих элементарных представлений об окружающем мире. Успешно решить данную задачу помогают всевозможные учреждения дошкольного образования. Детские сады, группы дошкольной подготовки и специализированные учебные заведения не только используют в работе эффективные программы и уникальные методики по подготовке детей к школе, но и имеют в своем арсенале дополнительные курсы, например обучающие программы по английскому языку.
Несомненно, обучение ребенка в коллективе имеет ряд преимуществ перед индивидуальными занятиями: здесь нарабатываются навыки правильного взаимодействия со сверстниками, вырабатывается дисциплина, понятие ответственности, умение разрешать сложные ситуации. Интерактивные обучающие программы, а также работа психологов, бесспорно, помогут ребенку в будущем легче адаптироваться в новых школьных условиях и быстрее перейти к позиции «я – школьник».
Конечно же, каждый малыш индивидуален, и добиться желаемых результатов без посторонней помощи также вполне возможно. Если вы твердо решили, что ваши самостоятельные занятия с ребенком будут не хуже, чем обучающая программа для детей в дошкольных учебных заведениях, просто учитывайте возрастные особенности психологии малыша и придерживайтесь определенных правил.
Требования и уровень
Образовательная авторская методика является результатом интеллектуальной работы воспитателя. По подготовке такой разработки можно анализировать уже готовые методики, сделать исследовательскую работу и внести интересные технологии обучения современных методик.
Авторская разработка должна соответствовать требованиям ФГОС, целями которых является:
- личностное развитие детей;
- укрепление их здоровья;
- воспитание активной жизненной позиции, творческого подхода в решении задач в различных условиях жизни;
- прививание деткам патриотизма, честности, доброты, уважения к взрослым и традициям.
Уровень авторской методики должен иметь передовой педагогический опыт, отличаться новизной и иметь инновационный характер. Об инновационном общеобразовательном документе под редакцией Вераксы Н.Е. и других.
Для того чтобы вникнуть во все тонкости посетите вебинар «Рабочая программа — основной документ воспитателя ДОО».
И вы на нем рассмотрите следующие вопросы:
- Нормативно-правовые основания разработки рабочих программ воспитателя ДОО.
- Особенности разработки рабочей программы в соответствии с принципами интеграции образовательного процесса и требованиями ФГОС ДО.
- Положение о рабочей программе как реализация единого подхода к разработке и оформлению программы.
- Структура и содержание рабочей программы.
Эта разработка предполагает соответствие правилам системности в образовании. Она должна быть направлена на развитие способностей ребенка. Уровень авторской методики собирается использовать основные дидактические средства и обеспечивать учебными пособиями по реализации учебной программы. В такой методике отражаются задачи и цели программы на каждый год деятельности. Ее можно создать и коллективом воспитателей.
Рекомендации для родителей
- Обучение проводите в игровой форме и используйте для этого любую возможность: читайте малышу, общайтесь, придумывайте совместно игры, ищите на прогулке объекты одного цвета, показывайте ему интересные природные явления, поддерживайте в ребенке любознательность, научите его оперировать временем.
- Обязательно обеспечьте своему чаду общение со сверстниками. Это должны быть систематические совместные игры на детских площадках, в парке, устроение малышам конкурсов, викторин, эстафет. Все это будет первыми навыками поведения ребенка внутри коллектива.
- Переходить к обучению ребенка чтению стоит лишь тогда, когда его устная речь развита в достаточной степени. Начните опять-таки с игровых форм, постепенно переходя к более сложным. Помните, что в этом деле важна не столько длительность, сколько частота и последовательность занятий. Литература для чтения должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям малыша – читайте то, о чем ему интересно знать. Если речь ребенка содержит много ошибок слоговой структуры слов или их согласования, имеет явные дефекты произношения, то первоначальной вашей задачей является обращение к логопеду.
- Ни в коем случае нельзя резко переводить ребенка на школьный режим: лишать его тихого часа, устраивать домашние уроки с тетрадками, звонками и переменами. Все то, что предусматривают обучающие программы для школьников, в воспитании дошкольника не только излишне, но и может нанести определенный вред – будучи насильно вовлеченным во взрослую жизнь, ребенок может потерять желание и интерес к школьной жизни.
Программа воспитания и обучения в детском саду
Программа воспитания и обучения в детском саду является доработанным и обновленным вариантом российской Программы воспитания и обучения в детском саду (М., 1985) с учетом достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования.
В обновленном варианте программы пересмотрен ряд принципов (обязательность усвоения знаний, проведения фронтальных занятий и др.), скорректированы отдельные ее положения с учетом современных ориентиров и требований к содержанию дошкольного образования в России. Согласно «Концепции дошкольного воспитания» (В.В. Давыдов, Н.А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства в новом варианте программы на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая индивидуальные особенности ребенка.
В соответствии с позицией гуманно-личностного отношения к ребенку в программе зафиксирован отказ от формирования политико-идеологических установок и соответствующих представлений, игнорирующих духовные и общечеловеческие ценности, упразднены жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. Развитие в рамках данного варианта программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей.
С учетом обозначенных подходов новое издание представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет. Традиционное содержание программы трансформировано и обогащено необходимой развивающей средой.
Цели программы:
- создавать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
- формировать основы базовой культуры личности;
- всесторонне развивать психические и физические качества детей от рождения до 7 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- подготовить ребенка к жизни в современном обществе.
Задачи:
- заботиться о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создавать в группах атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимально использовать разнообразные виды детской деятельности, их интеграцию в целях повышения эффективности образовательного процесса;
- использовать вариативность образовательного материала для развития творчества в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- проявлять уважительное отношение к результатам детского творчества;
- обеспечивать развитие ребенка в процессе воспитания и обучения;
- проводить координацию подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
- обеспечивать участие семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
- соблюдать преемственность в работе детского сада и начальной школы, исключать умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста;
- реализовывать региональный подход.
В программе выделен новый раздел — «Ребенок и окружающий мир: природное окружение. Экологическое воспитание» (автор О.А. Соломенникова).
Цели раздела:
- ознакомить детей с живой и неживой природой;
- формировать бережное отношения к ней;
- воспитывать экологическую культуру.
Задачи:
- уточнять, систематизировать и углублять знания о растениях, животных и природных явлениях, состоянии окружающей среды;
- формировать знания о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие);
- представления о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;
- потребности в заботе об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города (поселка, деревни и т.д.);
- привычки рационально использовать природные ресурсы;
- эстетическое отношение к действительности, прежде всего к природе во всех ее проявлениях;
- осознанное отношение к себе как активному субъекту окружающего мира;
- умение правильно взаимодействовать с природой;
- интерес к миру природы;
- развивать эмоционально-доброжелательные отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.
Структурно-содержательная характеристика
В программе предусмотрено максимальное содействие становлению ребенка как личности, развитию активности детей в учебной и внеучебной деятельности. Занятия рассматриваются как важная, но не преобладающая форма обучения детей, поэтому программные задачи во всех возрастных группах представлены едиными блоками.
В конце каждого раздела программы даны ориентиры, которые должны помочь педагогам понять, какого уровня развития при правильной организации жизни ДОУ могут достичь дети. Из множества показателей выбраны те, которые дают объективную оценку уровню приобретенных к концу года умений.
Специально организованные занятия рекомендуется проводить с первой младшей группой. Экологическое воспитание осуществляется также в процессе наблюдений, целевых экскурсий, чтения художественных произведений, различных игр, а также трудовой и продуктивной деятельности.
Для более успешного усвоения материала рекомендуется использовать такие формы работы, как интегрированные занятия, опытническая деятельность, просмотр видеофильмов, телепередач, экологическая тропа и экологические праздники.
Программа составлена по возрастным группам и охватывает четыре периода физического и психического развития детей:
- ранний возраст — от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста);
- младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы);
- средний возраст — от 4 до 5 лет (средняя группа);
- старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
С детьми до 3 лет рекомендуется проводить 10 занятий в неделю продолжительностью 8—10 мин; 4-го года жизни — 11 занятий (одно из них в русле дополнительного образования) продолжительностью не более 15 мин; 5-го года жизни — 12 занятий (по дополнительному образованию — 2) продолжительностью не более 20 мин; 6-го года жизни — 15 занятий (по дополнительному образованию — 2) продолжительностью не более 25 мин; 7-го года жизни — 17 занятий (по дополнительному образованию — 3) продолжительностью не более 30 мин.
Труд детей, начиная со второй младшей группы, выделяется в особый раздел как самостоятельный вид деятельности и как средство нравственного воспитания. Расширено и конкретизировано содержание трудовых умений и навыков по всем возрастным группам, содержание работы по ознакомлению детей с трудом взрослых, подчеркнуто воспитательное значение коллективного труда детей и необходимости их посильного участия в труде взрослых.
В программе разработано содержание детских праздников, развлечений и досуга. Определены примерные уровни развития, в которых отражаются результаты, достигнутые ребенком к концу каждого года пребывания в дошкольном учреждении.
Программа включает перечни литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.
Предметно-развивающая среда
Предусмотренная программой среда нацеливает педагогов на создание всех необходимых условий для ознакомления дошкольников с природой. В групповой комнате — уголок природы, на территории детского сада — небольшой огород-цветник, уголок леса, поля и сада. Рекомендуется организовать экологическую тропу, помогающую знакомить детей с различными природными явлениями, живыми и неживыми объектами, провести наблюдения, организовать игру и т.д. В программе отражаются требования к содержанию животных и растений в уголках природы в разных возрастных группах. Раскрывается содержание комнаты природы (специально выделенное помещение для объектов живой природы), а также кабинета природы (экологии), где можно устроить мини-огород: высадить в ящики с землей лук, овес, горох; помидоры, капусту, перец, огурцы; бархотки, астры. (В экологически неблагоприятных условиях не следует рассаду высаживать в открытый грунт, так как попробовать выращенные овощи дети не смогут.)
Так, например, в уголке природы подготовительной к школе группы рекомендуется иметь: аквариум с рыбками (разновидности золотых рыб и тепловодных); клетку с птицами (волнистые попугайчики и канарейка); млекопитающих (морская свинка, сирийский хомячок, белая крыса); пресмыкающихся (черепаха); комнатные растения 6—7 разновидностей (например, бегония Рекс, узумбарская фиалка, алоэ, герань, хлорофитум, камнеломка, традесканция, кринум, сансевьера, бальзамин, фикус), овощи и фрукты, в том числе и экзотические; срезанные зимой ветки деревьев и кустарников; календари погоды и природы; наглядный иллюстративный материал (репродукции картин художников, сюжетные картинки, слайды и т.д.; альбомы: «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», «Насекомые», «Деревья», «Цветы на клумбе», «Растения леса, поля, луга», «Времена года» с подборкой стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок); дидактические игры по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию; рисунки и поделки детей; материал для проведения элементарных опытов (сосуд с водой, формочки, снег, лед в формочке, камни, глина, песок, срезанные веточки, лупа); материал для развития трудовых навыков: природный и бросовый (шишки, веточки, желуди, каштаны, ракушки, семена растений; коробки, упаковочная бумага, колпачки от флаконов и т.д.); оборудование и инвентарь (ящики для посадки семян и рассады, баночки с кормами, щетки-сметки, доски разделочные, поилки, лейки, щетки для удаления пыли с ворсистых листьев, пульверизатор, тазики, миски, поддоны, совочки, горшочки, крупный речной песок, корм для птиц и животных).
Особое внимание в программе обращается на необходимость ознакомления детей с характерными природными особенностями родного края.
Особенности организации работы специалистов ДОУ
В программе отмечается необходимость подготовленности воспитателя к осуществлению экологического воспитания детей дошкольного возраста. Воспитатель должен сам хорошо разбираться в вопросах экологии. С участием родителей рекомендуется организовывать экологические праздники: 22 марта — Всемирный день воды, 1 апреля — Международный день птиц, 22 апреля — День Земли, 22 мая — Международный день биоразнообразия, 5 июня — Всемирный день охраны окружающей среды, 4 октября — Всемирный день защиты животных.
Экологические занятия (фронтальные или подгрупповые) по программе рекомендуется проводить в каждой возрастной группе, начиная с первой младшей.
С сентября по май во всех возрастных группах, кроме старшей, занятия чередуются в течение месяца: «Предметное окружение», «Явления общественной жизни», «Природное окружение. Экологическое воспитание». В старшей группе детского сада один раз в неделю воспитатель или эколог проводит занятия по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию. Для углубленной работы по экологическому воспитанию во второй половине дня в кабинете экологии можно проводить дополнительные занятия.
Педагог должен учитывать региональный компонент: природу родного края, народные традиции, краеведение. В конце учебного года для проверки эффективности работы по данному разделу рекомендуется проводить диагностическое обследование детей.
Учебно-методическое обеспечение
К программе подготовлены методические рекомендации, которые построены на основе принципа интеграции. При их разработке авторы опирались на труды отечественных ученых — педагогов и психологов, заложивших и развивавших научные основы воспитания детей дошкольного возраста: Н.М. Аксариной, Е.А. Аркина, В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, Л.А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, О.М. Дьяченко, Р.И. Жуковской, А.В. Запорожца, А.В. Кенеман, П.Ф. Лесгафта, А.М. Леушиной, В.И. Логиновой, М.И. Лисиной, В. Г. Нечаевой, Н.П. Сакулиной, А.В. Суровцевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной, В.Н. Шацкой, С.Т. Шацкого, Д.Б. Эльконина и многих других.
Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. — М.: Сфера, 2009.
- Tags:
- программа воспитания
- программа обучения
- развивающая функция образования
- индивидуальные особенности ребенка
- программа дошкольного образования