Цели и задачи проведения танцевальных занятий в детском саду
Миссия организации занятий танцами в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) определена Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и заключается в следующем:
- проводить музыкально-оздоровительную работу в детском саду, направленную на сохранение и укрепление здоровья малышей;
- формировать разнообразные умения и навыки посредством сочетания музыки с ритмическими движениями (к примеру, учить детей передавать движениями характер, образы музыки);
- создать условия для выявления у ребёнка творческих задатков, музыкальных способностей;
- воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
Если цели проведения танцевальных занятий едины для всех групп в детском саду, то задачи, призванные их реализовать, имеют некоторые отличия, что связано с особенностями возрастного развития дошкольников.
Танцевальные занятия помогают раскрыть творческий потенциал малышей
Таблица: задачи проведения танцевальных занятий в ДОУ
Возрастная группа | Особенности возрастного развития | Задачи проведения танцевальных занятий |
Младшая |
|
|
Средняя |
|
|
Старшая |
|
|
Подготовительная | Способность двигаться непринуждённо под музыку разного характера (весёлую, грустную, подвижную и др.). |
|
На танцевальных занятиях дети разучивают групповые хореографические композиции
Методическая разработка «Музыкально-ритмические движения в детском саду»
Ирина Чичина
Методическая разработка «Музыкально-ритмические движения в детском саду»
Музыкально-ритмические движения в детском саду
«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное,
что есть в жизни – это свободное движение под музыку.
И научиться этому можно у ребенка и вместе с ним»
Анна Иосифовна Буренина
Музыка — самое эмоциональное искусство (Д. Б. Кабалевский)
. Ее воздействие на формирование личности огромно. «Без
музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы не полна, глуха, бедна…Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся». Эти слова крупнейшего композитора современности Д. Шостаковича как нельзя более полно отражают основной взгляд на музыкальное воспитание и развитие ребенка.Можно не редко услышать такую фразу: «Мой ребенок пошел в отца, у него нет совсем музыкального слуха». Достаточно распространенная формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери. Однако все в действительности несколько иначе. Педагоги — музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности, т. е. физиологические способности организма, например, органа слуха или голосового аппарата имеются у каждого. Именно он составляет основу развития музыкальных способностей. И поэтому считается доказанным, что если для музыкального развития созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.
Что же такое музыкальность? Это комплекс способностей, позволяющих человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании, пении, движении.
Музыкально-ритмические движения — являются синтетическим видом деятельности — это один из видов, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.
Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция)
. Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве
метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак — Далькроз. Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей, a также пластичности и выразительности движений. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания — в ее гуманном характере. Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование»
, проникновение в
музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях, вместе c тем считал, что музыка является первоосновой. Синтез музыки и движений конкретизирует игровой образ. C одной стороны, музыкальный образ способствует более точному и эмоциональному исполнению движений, c другой – движения поясняют музыку, основные средства выразительности. Такие сложные явления, как метроритм, регистр, музыкальная форма, которые трудно объяснить детям словами, дошкольники воспринимают не только ухом, но и всем телом, это увеличивает музыкальное переживание, делает его более осознанным.
Занятия движениями имеют неоценимое значение, а особенно для соматически ослабленных детей, детей с неустойчивой нервной системой, незрелостью эмоционально-волевой сферы. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. Поэтому так важно приобщать к движению под музыку неловких, заторможенных в двигательном отношении детей, которым необходимо помочь обрести чувства уверенности в свои силы или, наоборот, расторможенных и гиперактивных детей, чтобы научить их контролировать свои эмоции и чувства. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика, координация движений, развивается произвольность движений, невербальные коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки и движений.
Научными исследованиями доказано, что любой звук вызывает y человека сокращения мускулатуры. Весь организм отвечает на действие музыки. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Профессор-музыковед Л.Медушевский писал: «Бесконечно богатая информация, заключённая в музыке, считывается не рассудком, a динамическим состоянием тела — соинтонированием, пантомимическим движением». Известно, что движение оказывает влияние на характер восприятия образов музыки.
Б. М. Теплов также доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т. д.)
. Также исследованием проблемы
музыкально-ритмического воспитания занимались известные отечественные и зарубежные педагоги и психологи.Среди них: Д. Б. Кабалевский, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, М. А. Румер, Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю. А. Двоскина, А. В. Кенеман, С. Д. Руднева, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, А. И. Бурёнина и многие другие.
Приобщение детей к музыке идёт различным путём. В сфере музыкально-ритмической деятельности оно происходит посредством доступных и интересных предложений – упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку, проникнуться её настроением, осознать характер произведения, понять форму, выразительные средства.
Музыкально-ритмическая деятельность направлена на воспитание у каждого ребёнка эстетических, физических, нравственных и умственных качеств.
В области музыкально-ритмических движений решаются следующие задачи
1. Обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение.
2. Развивать ритмичность движений под музыку.
3. Подводить к выразительному исполнению движений, к совместным и индивидуальным действиям.
Наряду с постановкой воспитательных задач происходит выработка музыкально-ритмических навыков:
• Самостоятельно начинать движения после вступления;
• Самостоятельно изменять движения в зависимости от формы (2 и 3-частной, динамики (громко – тихо, регистра (высокий – низкий)
;
• Выполнять движения, в общем, для всех темпе, координировать их;
• Двигаться в умеренном, быстром темпе.
Во время разучивания музыкально-ритмических заданий педагог пользуется различными методическими приёмами, учитывая возрастные особенности детей.
Один из важнейших приёмов обучения — целостный наглядно-слуховой показ. Музыка и движения едины. Педагог один (или с ребёнком)
может показать разучиваемое
движение под музыкальное сопровождение. Правильный показ движений, точные указания помогают ребёнку технически правильно выполнить то или иное движение.
Таким образом, восприятие музыки — активный слухо-двигательный процесс. Через движение ребёнок ярче и эмоциональней воспринимает музыку, чувствует смену её настроения, закрепляет знания o средствах музыкальной выразительности, понимает и ощущает её, развивает эмоции, интересы, вкусы, т. е. приобщается к музыкальной культуре, обогащается его духовный мир.
Не секрет, что люди любят двигаться под музыку, но спонтанный танец – это не продукт интеллектуальной деятельности человека, это, скорее движение, возникающее на уровне подсознания. Гораздо сложнее точно выполнять комплекс движений в определённой последовательности под определённую музыку. Ещё сложнее танцевать группой, когда необходимо не просто выполнить движение, но и выполнить их синхронно. При разучивании танца происходит тренировка многих умений ребёнка: запоминание отдельных движений и движений в комплексе, координация движений, способность слушать музыку и повторять под неё движения (т. е чувство ритма, способность выразиться творчески. Все эти умения помогают формировать умственные способности ребёнка, т. е. помогают развивать интеллект.
Музыка, движение и развитие интеллекта тесно связаны. Эмоциональное воздействие музыки глубоко осмысливается ребёнком, приобретает личностное воздействие. Воспитать умного ребёнка сложно, а вырастить тонко чувствующего человека ещё сложнее.
Музыкально-ритмическое движение или другими словами танец – есть та форма обучения, которая является и комфортной, и интересной, и дающей возможность самовыражения.
Развивая ребёнка гармонично, решая эти и другие поставленные задачи, необходимо точно осознать, чего от данного конкретного ребёнка мы хотим сейчас и в ожидаемом будущем. Именно в дошкольном возрасте дети не испытывают чувства неудобства, стеснения, связанного с тем, что может что-то не получиться. Свобода движения — это лёгкость и радость. Очень мне нравится девиз Г. П. Фёдоровой: «Танцевать — ум развивать»
. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы гармоничного умственного, нравственного, физического развития, формируется личность ребёнка.
Осваивая танцевальные композиции, дети запоминают определённые комбинации чередования движений, при этом стремятся взаимодействовать друг с другом, ориентироваться в пространстве, импровизировать.
У детей своё восприятие того, что происходит на занятиях — все они не предсказуемы, и, как ни странно, но более сложные композиции детям интересны, исполняют они их с большей эмоциональной отдачей.
Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением, но и образными упражнениями, сложными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию взрослых.
Детей дошкольного возраста специалисты называют гениями труда и великими творцами. Творит ребёнок не только рисунки или фигурки из пластилина, не только танцевальные композиции и незамысловатые песенки — творит ребёнок самого себя, совершенствует память и внимание, характер и волю.
Ценность детского творчества не в результате, а в процессе, оно нужно не зрителям, а детям.
Многое меняется в нашей жизни, но хочется верить,что один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие М. Монтель», поможет решать поставленные перед нами, педагогами и родителями, задачи помочь детям дошкольного возраста в эстетической игре выйти в мир музыки, ощущать и переживать её чувственно, создать предпосылки к формированию творческого мышления, способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.
Ребёнок не должен бояться ошибиться. На то он и ребёнок, чтобы многого не уметь. На то мы и взрослые, чтобы научить. Надо нам искать пути друг к другу, пути понимания, тогда процесс обучения и воспитания будет приносить радость и взрослым и детям.
P.s.:В детском саду вместо термина «риритмические движения«, «музыкально-двигательное воспитание«, затем «движение под музыку«, «музыкальное движение«, «музыкально-ритмические движения«, «музыкально-ритмическая деятельность«. На протяжении многих лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке. Однако между всеми этими терминами нет принципиального различия, так как большинство специалистов по музыкально-ритмическому воспитанию в дошкольных учреждениях справедливо считали музыку «исходным моментом» в ритмике, а движение — средством ее усвоения.
Виды танцевальных занятий в детском саду
В ДОУ практикуются следующие виды танцевальных занятий:
- ритмика (ритмическая гимнастика) — система музыкально-ритмических занятий, призванная научить детей двигаться под музыку, владеть своим телом, а также развивать внимание, память;
- ритмопластика — вид оздоровительной гимнастики, основанный на элементах гимнастики и хореографии, призванный комплексно воздействовать на группы мышц детей с целью развития чувства ритма и раскрытия пластических способностей;
- хореография — занятия, направленные на сценическое представление танца через планомерное разучивание танцевальных движений.
Танцевальные занятия в системе работы ДОУ
В практике работы детских садов проведение танцевальных занятий осуществляется по определённой системе: хореография организуется отдельным занятием, ритмопластика чаще всего является частью музыкальных занятий, а ритмика обычно отдаётся на откуп работы кружка. Занятия хореографией и ритмопластикой проводятся 1–2 раза в неделю в зависимости от распределения часов остальных курсов. На кружковую деятельность по ритмике также отводится 1–2 урока в неделю.
Танцевальные занятия проводятся педагогом дополнительного образования, имеющим соответственную квалификацию, то есть хореографом или инструктором по физкультуре. Занятия по ритмопластике также может проводить музыкальный руководитель.
Обычно танцевальные занятия в ДОУ проводит хореограф
Музыкально – ритмические движения в детском саду. консультация на тему
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Музыкально – ритмические движения в детском саду.
Музыка представляет собой наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребёнка, развить слух и чувство ритма. В сфере музыкально-ритмической деятельности приобщение детей к музыке происходит посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку, проникнуться ее настроением, осознать характер произведения, понять его форму и выразительные средства.
Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движении. Развитие чувства ритма — это развитие способностей детей в области эмоционального восприятия и воспроизведения целостных музыкальных образов. Дети вначале слушают музыку, у них возникают определённые эмоциональные переживания, под влиянием которых движения приобретают необходимый характер.
Поэтому в музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения. Без танцев трудно представить музыкальную деятельность ребенка в детском саду. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного марша радует, бодрит. Это выражается в подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движениях рук и ног. Напротив, спокойный характер пляски позволяет сделать осанку свободнее, движения неторопливыми, более мягкими, округлыми. Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью их общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа — все это может отражаться в движении. Образ передается с помощью сочетания и чередования средств выразительности. Следовательно, музыкально-ритмические движения — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. Музыкально – ритмические движения, являются наиболее естественным и важным способом самовыражения художественной личности ребенка от 3 до 7 лет. В этот возрастной период формируется детская психика, развивается речь, закладываются начальные эстетические представления о красоте окружающего мира, вырабатывается правильная осанка, правильное дыхание, умение красиво и выразительно двигаться под музыку.
При развитии музыкально – ритмических движений осуществляются следующие задачи:1. Развитие двигательных качеств и умений, развитие координации движений, формирование правильной осанки, красивой походки.
2. Обогащение двигательного опыта детей разнообразными видами движений.
3. Развитие творческих способностей, потребности в самовыражении в движении под музыку.
Осваивая эту форму музыкальной деятельности, учитываю следующие принципы: 1)комплексное решение основных задач музыкального воспитания;
2) систематичность;
3) постепенность;
4) последовательность;
5) повторность;
Этапы обучения музыкально-ритмическим движениям:
- Начальный этап обучения
- Углубленное изучение
- Закрепление и совершенствование музыкально – ритмических движений.
Программа последовательного освоения музыкально-ритмических движений составлена на основе проведённых научных исследований и обобщения опыта практических занятий ритмикой в детском саду с учётом возрастных особенностей дошкольников.
В ранним детстве (на первом году жизни) музыкально-ритмическая деятельность малыша выражается в чисто импульсивной реакции на звуки и отличается большой подражательностью. Взрослый, активизируя ребёнком исполнением, на плясовую мелодию и более спокойно на колыбельную. Возникают первые проявления эмоционального отклика на музыку посредством движения.
Дети второго и третьего года жизни готовы к самостоятельным музыкально-двигательным выражениям. Отображая в играх внешнюю сторону действий персонажей, они пытаются под влиянием музыки показать их различный характер. При индивидуальном исполнении могут выполнить отдельные разрозненные действия, затрудняясь связывать их в целое. Ребята ощущают смену частей произведения( особенно в двухчастной форме с контрастными построениями) и соответственно изменяют движения с помощью взрослого. Чувствуя метрическую пульсацию, дети пытаются отметить её хлопками.
На четвёртом году жизни малыши могут высказываться об игре, вспоминая её отдельные моменты. Они способны самостоятельно изменять движения в соответствии с двухчастными музыкальным произведением, если звучание каждой части достаточно продолжительно (примерно 8 тактов) однако эти реакции ещё несовершенны. Дети легко осваивают метрический рисунок в хлопках, труднее при ходьбе и совсем затрудняются при беге. Ясные темповые и динамические изменения вызывают у них желание бегать.
Дети пятого года жизни могут делать краткие замечания по поводу музыкально-ритмических игр, упражнений, касаясь тематики, сюжета, меньше говорят о музыке, способны отменить двух и трёхчастную форму в движениях, произвольно изменяя их характер и направление, ощутить выразительность музыкально-игрового образа, пытаясь выразить его каким-либо характерным движением.
Дети шестого года жизни в своих высказываниях пытаются отметить некоторые связи музыки и движения. Слушая произведение, они могут восстановить в памяти последовательность движений в играх, хороводах, плясках. Ребята чувствуют и предают движениями повторные, контрастные части музыки, предложения, фразы, если они ясно определены, симметричны и продолжительны. Отмечается более развито чувство ритма- умение воспроизводить постоянный ритм( который длится некоторое время), выделять акцент, сильную долю, смену темпа.
Дети седьмого года жизни, активно воспринимая музыку, отмечают её связь с движением, чувствуют выразительные особенности музыкального звучания. Они самостоятельно двигаются в пляске, хороводе, у3пражнениях, различая форму произведения: деление на фразы , предложения, асимметричность построения.
Успехи и достижения в области музыкально-ритмического воспитания, безусловно, зависят от общего физического развития ребёнка, однако в большей мере этому способствуют правильная организация и систематичность занятий.
Сформируем конкретные задачи воспитания и обучения на занятиях ритмикой:
· Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать движения с их характером.
· Развивать чувство ритма: учить ощущать в музыке ритмическую выразительность, передавая её в движениях.
· Развивать художественно-творческие способности, которые у детей старшего дошкольного возраста проявляются в своеобразном индивидуальном выражении игрового образа, придумывании, комбинировании танцевальных движений, построений хороводов.
Эти задачи решаются при выполнении основного программного требования- соответствия характера движений содержанию и развитию музыкального образа.
Программа по музыкально-ритмическому движению, имеет два подраздела: музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения.
Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок, хороводов, упражнений. Важно научить ребят воспринимать музыку целостно, схватывать её общее настроение, характер.
Навыки выразительного движения чтобы двигаться в соответствии с характером музыки, надо иметь определённый запас движений.
— из физкультуры основных движений: ходьба, бег, прыжки.
— из сюжетной драматизации берётся принцип построения — инсценирование сюжета песен, программной музыки.
— из области танца используются, прежде всего, элементы народных плясок, доступные восприятию дошкольников. Включаются несложные движения бального танца (шаг польки, шаг галопа и др.).
Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения тесно взаимосвязаны и являются единым процессом восприятия музыки и воспроизведения её особенностей в разнообразных движениях. Обязательно взаимодействие с родителями, беседы, анкетирование по следующим вопросам:
- Любит ли ваш ребенок танцевать, танцует ли он дома?
- Какие танцы Вы предлагаете ребенку и танцуете ли Вы с ним?
- Умеет ли Ваш ребенок внимательно слушать ритмическую, танцевальную музыку, дослушивать до конца, не отвлекаясь; определять ее характер, запоминать и узнавать?
- Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок занимался хореографией? (Народными, бальными, ритмическими танцами?)
Используя анкеты, можно надеяться, что родители станут больше проявлять интерес к музыкальному воспитанию детей, можно предложить им придумать некоторые танцевальные движения, совместно с детьми, что положительно скажется в нашей работе.
Таким образом, последовательная, систематическая работа, над решение задач музыкально-ритмической деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоциональному динамическому осмыслению движений. Это осознанное отношение к восприятию музыки наполняет ребенка радостью. Музыка открывает для ребенка богатый мир добра, света, красоты, учит творческой преобразовательной деятельности. Но наиболее действенной в методике музыкального воспитания оказывается индивидуальная форма работы с детьми.
Интернет источники:
https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65635a2bd79a5c43b88521206d27_0.html
https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/625702/
https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00317255_0.html
Музыкальный руководитель Власова Е.В.
Какие упражнения практикуются на танцевальных занятиях в ДОУ
Можно сказать, на танцевальных занятиях дети вовлекаются в выполнение тех же упражнений, что и на уроках физкультуры с акцентом на выполнение танцевальных движений. В целом же, набор заданий будет таким:
- общеразвивающие упражнения (обычно для разогрева мышц);
- элементы партерной гимнастики (упражнений, которые выполняются лёжа, сидя под разными углами);
- экзерсисы — задания на развитие пластики тела и культуры движений (освоение позиций для ног, рук, принятых в профессиональной среде танцоров);
- танцевальные движения;
- игры (с элементами музыкальных, подвижных, сюжетно-ролевых);
- упражнения на релаксацию.
Виды танцевальных движений для дошкольников
Танцевальные движения (шаги) в детском саду отрабатываются последовательно: от простых, похожих на физкультурные упражнения, к сложным, почти цельным танцам. Рассмотрим основные движения:
- приставной шаг, который предваряет изучение галопа, выполняется вперёд, назад, влево и вправо с носка, на носках (один шаг — полтакта музыкальной фразы размера 2/4);
- галоп (скользящее движение ноги вперёд, влево или вправо, слегка согнув ноги в коленях, с толчком и отрывом от пола);
- переменный шаг предваряет изучение движений польки, состоит из приставного шага и движения ногой, стоящей впереди;
- шаг польки или переменный шаг в виде лёгких прыжков вперёд, назад и с поворотом на 360 градусов (музыкальный размер также 2/4);
- русский переменный шаг — замедленные плавные переменные шаги;
- вальсовый шаг — вперёд, назад, влево, вправо с поворотом кругом (музыкальный размер ¾);
- шаг мазурки под вальсовый музыкальный размер делится на мужской (1 скользящий шаг и 2 подскока) и женский (1 скользящий и 2 маленьких шажка левой и правой ножками), движения выполняются только вперёд.
На хореографических занятиях малыши разучивают классический набор танцевальных шагов
Статья «Музыкально-ритмические движения в детском саду»
Статья
«Музыкально – ритмические движения в детском саду»
Мы работаем с детьми дошкольного возраста. А что больше всего любят делать дети? Конечно же, играть, петь рисовать и танцевать.
Детские танцы
– это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с
ритмики
, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни. А, как мы знаем, музыка — искусство синтетическое, в ней оживает все. Движения, приобретают осязательную форму, становятся как бы слышимыми. У многих детей, в силу их возрастных особенностей, ещё не развито чувство ритма, координация движений, пространственное воображение, а обучение по принципу: «повтори за мной» и «поставь ногу сюда, а эту вот так», не всегда успешно. Сухой неоднократный повтор за музыкальным руководителем или воспитателям гасит интерес к этому виду деятельности, потому столько времени приходится тратить на постановку танца:
некачественное и невыразительное исполнение движений не может радовать ни детей, ни зрителей.
Как привить детям любовь к обучению музыкально-ритмическим движениям с младшего возраста?
Конечно же, через игру,
чтобы в занимательной, игровой ситуации ребёнок выполнял движения легко и непринуждённо, увлекаясь самим процессом обучения, чтобы он не стеснялся сделать движение неправильно, а был захвачен игрой, сюжетом, ведь давно известно: если ребёнку интересно, то гарантия того, что у него всё получится, возрастает во много раз.
Чтопонятно – то выполнимо!
И если в музыкально – ритмических движениях игровые приемы не используются, тогда и ребенок теряется интерес к этому виду деятельности.
Музыкально-ритмические движения —
один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. Музыкально – ритмические движения, являются наиболее естественным и важным способом самовыражения художественной личности ребенка от 3 до 7 лет. В этот возрастной период формируется детская психика, развивается речь, закладываются начальные эстетические представления о красоте окружающего мира, вырабатывается правильная осанка, правильное дыхание, умение красиво и выразительно двигаться под музыку. Основываясь на опыте в работе с детьми, можно сказать, что наиболее трудоемким является процесс развития двигательной памяти, координации движений, ориентации в пространстве. Наиболее доступным для детей являются естественные движения, к которым относятся так называемые
основные:
ходьба, бег, прыжки, поскоки. Очень важно обучить ребенка сначала непринужденно, свободно, красиво, выразительно двигаться под музыку, выполняя музыкально – ритмические задания на основе естественных движений,
и уже потом исполнять простейшие танцевальные элементы и несложные танцы.
Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно — физическому. Музыкально-ритмические упражнения, помогают ребенку научится владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке, укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметами. Работа над музыкально – ритмическими движениями предполагает решение следующих
задач :
1.
Развитие музыкальности :
- Развитие способности воспринимать музыку, понимать её характер.
- Развитие специальных музыкальных способностей музыкального слуха (мелодический, гармонический, тембровый), чувство ритма.
- Развитие музыкального кругозора и интереса к искусству звуков
- Развитие музыкальной памяти
2. Развитие двигательных качеств и умений
- Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя определённые виды движения (ходьба, бег, прыжковые движения, общеразвивающие упражнения, имитационные движения, плясовые движения)
- Развитие ловкости, точности, координации движений
- Формирование правильной осанки, красивой походки
3.Развитие умения ориентироваться в пространстве
- Самостоятельно находить свободное место в зале,
- перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом
- Обогащение двигательного опыта детей разнообразными видами движений.
4. Развитие творческих способностей:
Воспитание потребности к самовыражению в движения под музыку:
- Формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку
- Развитие творческого воображения и фантазии
- Развитие способности к импровизации в движении,
- Умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями.
5. Развитие и тренировка психических процессов
- Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике
- Развитие умения начинать и заканчивать движения вместе с музыкой. развитие слухового внимания, способность координировать свои слуховые представления и двигательную реакцию.
- Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления
6.Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности
- Воспитание умения чувствовать настроение музыки, понимать состояние образа, переданное в музыкальном произведении, и выражать его в пластике.
- Формировать чувство такта и культурных привычек.
Осваивая эту форму музыкальной деятельности, следует учитывать следующие принципы:
-комплексное решение основных задач музыкального воспитания; -систематичность; -постепенность; -последовательность; -повторность;
Этапы обучения музыкально-ритмическим движениям:
- Начальный этап обучения
- Углубленное изучение
- Закрепление и совершенствование музыкально – ритмических движений.
Начальный этап
обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробовать упражнение, подражая педагогу. Название упражнений, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей. Показ упражнения происходит в зеркальном изображении. Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка. Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.
Совместное исполнение движений способствует созданию общего приподнятого настроения, единое ритмичное дыхание регулирует психофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание. На такой групповой деятельности оказывается как бы гипнотическое воздействие, сила которого зависит от звучания музыки и от того, насколько выразителен, артистичен педагога. В этом состоянии дети как бы автоматически копируют все движения в зеркальном отражении (копируют все до мелочей — мимику, тончайшие нюансы исполнения).
Этап углубленного разучивания
характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения упражнений. Основная задача этого этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию детьми закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения. Главным условием обучения на этом этапе является – целостное выполнение упражнения. Количество повторений в занятии увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом. На этапе углубленного разучивания дети приобретают некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и запоминают несколько композиций. Все это способствует развитию у детей самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом.
Этап закрепления
и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка и переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку. На этом этапе необходимо совершенствовать качество исполнения упражнений и формировать у детей индивидуальный стиль. Этап совершенствования упражнения и творческого самовыражения считается завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей
.
Если следовать формуле, что «учиться нужно весело
», то лучшего материала для занятий с детьми как коммуникативные игры и сюжетные танцы ничего не придумаешь! Они не только просты, но и веселы, что обусловлено созданием своеобразной игровой ситуации, образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой. Для того, чтобы произошло общение, своеобразный диалог между партнёрами, необходимо их взаимопонимание, которое невозможно без знания выразительного языка пантомимических и танцевальных движений, без умения видеть в танце особую форму «рассказа» и воспринимать отдельные выразительные движения, как специфические средства, передающие сюжетное развитие танца. Особенности сюжетного танца и коммуникативных игр создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества у детей
Приёмы работы на танцевальных занятиях в детском саду
Разрабатывая танцевальные занятия, педагог использует 4 группы приёмов.
Словесные приёмы
Речь является связующим звеном между движениями и музыкой.
Объяснение
Словесное разъяснение особенно важно для работы над новыми упражнениями на занятии. Комментарии педагога должны быть образными, конкретными и точными. Например, в старшей группе на танцевальном занятии «В подводном царстве» на отработку движения в цепочке, шеренге и по диагонали со своими воспитанниками я разучивала игровое упражнение «Волны». После повторения понятий шеренга и цепочка словесное описание было построено так: «Ребята, станьте в две шеренги лицом друг к другу. Когда начинается музыка, шеренга справа, взявшись за руки и подняв их вверх, идёт навстречу ребятам, стоящим в шеренге слева. А левая, двигаясь одной линией, проходит под поднятыми руками правой. После того как закончится музыка, шеренги делают разворот через правое плечо и, поменявшись местами, повторяют упражнение».
Загадки и стихотворения
Обычно этот приём используется для мотивации малышей: в начале занятия для ознакомления с темой. На танцевальном занятии загадки могут выступать иллюстрациями к музыкально-пространственным упражнениям для разминки. Так, задание на отработку крадущегося, осторожного шага в подготовительной группе я описываю загадкой про лису:
- Что за хитрая плутовка? Рыжая головка, Хвост пушистый — краса! Кто же это? (Лиса).
А разминочные прыжки можно сопроводить загадкой про зайца:
- Серенький, пушистый, Лесной побегайка, Прыгает, резвится Наш весёлый… (Зайка).
Разгадывание загадок может совмещаться с хороводным танцем
В своей практике рифмовки я использую для презентации тем, связанных с изучением истории этого вида искусства, например, при рассмотрении вопросов о танцах народов мира с детьми средней группы:
- У всех народов танцы есть, В мире танцев нам не счесть! Танго, ча-ча-ча, гопак, И лезгинка, и трепак. В танце кружатся народы, Дружно водят хороводы, Мы не можем больше ждать, Тоже будем танцевать.
Это интересно. Трепак — быстрая русская пляска в двудольном размере, уходящая корнями в историю Древней Руси. Трепак построен на комбинации дробных шагов, притопываний и присядке с выбрасыванием ног.
Беседа
Этот словесный приём особенно актуален для воспитанников средней и старших групп. Обычно в беседе дети с педагогом обсуждают значение танца для поддержания здорового образа жизни, рассматривают выразительные возможности танца (например, после просмотра отрывка балета «Лебединое озеро» в старшей группе). Беседы на тему танцев имеют познавательную и морально-этическую направленность. Вот несколько примеров тематики разговоров по теме:
- «Такие разные танцы» (старшая группа);
- «Танцев много интересных» (средняя группа);
- «Танцуй ради жизни» (подготовительная);
- «Танцы народов мира» (вторая младшая, средняя).
Чтение
Представление материала в таком виде является не слишком удобным способом работы на занятиях, требующих динамики. Поэтому чтение практикуется как элемент самостоятельной деятельности детей старшей или подготовительной группы. Например, в рамках темы «Наш танцующий детский сад», когда ребята рассматривают альбомы с фотографиями воспитанников ДОУ с разных мероприятий, на которых они исполняют танцы. Дети читают краткие справки об этих танцах (название, откуда появился).
Наглядные приёмы
Безусловно, пальма первенства в этой группе отдана демонстрации, то есть презентации движений педагогом. Причём не только на этапе знакомства с упражнением, но и на стадии повторения.
Педагог обязательно показывает воспитанникам, как именно выполнять то или иное движение
Кроме того, наглядность на занятиях может осуществляться через:
- картинки (например, при рассмотрении темы «Космос» педагог для погружения ребят старшей группы в атмосферу презентует картинки с изображениями планет Солнечной системы, а затем предлагает разучить «космический» танец «Инопланетяне», пластика которого напоминает движения роботов);
- фотографии известных танцоров в образах (например, Майи Плисецкой в образе «Кармен», Галины Улановой в образе Маши из балета «Щелкунчик» и др.);
- схемы (этот вид наглядности практикуется только со старшими дошкольниками и подразумевает показ ребятам схематического исполнения танцевальных движений).
Реквизит для танцевальных занятий
Важными элементами наглядности на танцевальных занятиях являются атрибуты:
- погремушки (для младших дошкольников);
- султанчики, мячики (для отработки движений руками);
- ленты (для выполнения движений художественной гимнастики);
- элементы костюмов (папахи, веночки, сапожки и пр. для создания антуража национальных танцев).
Практические приёмы
Творческие способы осмысления темы — рисунки, поделки, аппликации — применяются как способ закрепить полученную информацию. Например, в средней группе после знакомства с русским народным танцем и костюмом малыши выполняют аппликацию из цветной бумаги «Кокошник», наклеивая узор на заготовку головного убора.
Творческое задание может быть итогом изучения темы
Игровые приёмы
Учебно-воспитательный потенциал игр для дошкольников просто огромен. На танцевальных занятиях используются в основном музыкальные подвижные игры с элементами театрализации, что объединяется понятием этюда.
Таблица: игры на танцевальных занятиях в детском саду
Название игры | Возраст детей | Оборудование (музыкальное сопровождение) | Суть игры |
«Тренируем эмоции» | Со второй младшей группы | Музыкальные отрывки разных настроений | Педагог просит малышей:
|
«Надуй куклу» | Старшие группы | Музыка на усмотрение педагога | Дети разбиваются на пары. Один участник стоит с опущенной головой, согнув ноги и руки. Он — «кукла». Его партнёр — «насос». По команде «насос» начинает сгибать и разгибать туловище, а «кукла» распрямлять конечности, поднимать голову, то есть «надуваться». Когда «кукла» полностью надута, партнёры меняются местами. |
«Джаз тела» (по Г. Рот) | Со средней группы | Ритмичная музыка | Водящий показывает порядок выполнения упражнения: под музыку сначала двигаются только голова и шея (в разные стороны, вперёд, назад), затем только плечи и так отрабатываются движения локтей, кистей, бёдер, коленей и ступней. Затем дети двигают всеми этими частями тела одновременно. |
«Танец в зеркале» | Старшие группы | Музыкальные отрывки разных настроений и ритмов | Дети разбиваются на пары. По очереди показывают движения под музыку, партнёр повторяет. |
«Лес» | Со средней | Звуки природы | Педагог предлагает детям представить себя разными деревьями (рябиной, дубом, сосной), кустарниками, травами и пр. Затем дети по команде взрослого реагируют на:
|
«Спящий котёнок» (игра на релаксацию) | Первая, вторая младшая группы | Р. Паулс «День растает, ночь настанет» (колыбельная). | Дети, изображая котят, ложатся на коврики. Под музыку у них медленно поднимаются и опускаются животики. |
Это интересно. В современных детских садах активно практикуются упражнения-игры, разработанные Габриеллой Рот — танцовщицей, философом, преподавателем, пропагандировавшей медитативные техники в танце.
Игротанцы (танцы-игры)
Это одна из разновидностей игр, в которых движения выполняются под рифмовки, пальчиковые игры, развивающие подвижность, ловкость и создающие положительный микроклимат. Обычно игротанцы проводятся в минуты до или после интенсивной интеллектуальной нагрузки, а также в виде одной из форм организации детей и родителей на утренниках. К примеру, перед Новым годом на досуговом мероприятии участники играют в игру «Тепло-холодно». Под музыку «Новогодний парад» педагог говорит: «Тепло», — дети с родителями танцуют, на слово «Холодно» — обнимаются.
Игротанец может проводиться в качестве физкультпаузы
Конспект занятия по ритмике в группе раннего развития
Структура занятия ритмика с мамами для группы детей 1,5 — 3 года:
1. Разминка «У тебя, у меня» 2. Пространственно-ориентированная часть «Зайка» «Мишка», «Курочки и козлята», «Кошка и мыши» 3. Партерная гимнастика «На полянке»: «Цветочек» «Бабочка» массаж «Ежик» пальчиковая игра «Паучок» логори игра-подражалка «Четверо лягушат» игра-подражалка «У жирафа пятна пятнышки…» 4. Активный блок занятия: «Полоса препятствия» 5. Упражнения на восстановление дыхания «Солнечный зайчик» 6. Танец — игра с мамами «За лапку»
1. Разминка 1. У меня, у тебя (выпад ручка правая, ручка левая) Звонкие ладошки (хлопки в ладошки) У меня, у тебя,(выпад ручка правая, ручка левая) Как пружинки, ножки («пружинка») Мы с тобой, мы с тобой(выпад ручка правая, ручка левая) Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп (по коленочкам) Мы с тобой, мы с тобой(выпад ручка правая, ручка левая) Прыг-скок, прыг-скок (прыжки на месте) 2. У меня, у тебя (выпад ручка правая, ручка левая) Глазки, словно пуговки, (соединить большой и указательный пальцы в кольцо) У меня, у тебя (выпад ручка правая, ручка левая) Губки, словно, клюковки. (показать ручками «клювики») Мы с тобой глазками (выпад ручка правая, ручка левая) Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп (хлопаем глазками) Мы с тобой губками (выпад ручка правая, ручка левая) Чмок, чмок, чмок, чмок. («поцелуйчики») 3. У меня, у тебя (выпад ручка правая, ручка левая) Чудо-локоточки, (ручки на пояс, выполняя «пружинку») У меня, у тебя (выпад ручка правая, ручка левая) Острые носочки.(«вытягивание носочка») Мы с тобой, мы с тобой (выпад ручка правая, ручка левая) Хоп, хоп, хоп, хоп! («крылышки») Мы с тобой, мы с тобой (выпад ручка правая, ручка левая) Прыг-скок, прыг-скок! (прыжки на месте) 2. Пространственно- ориентированная часть («за руку с мамой») круг Иммитация движений под музыку: «Зайка», «Мишка», «Курочки и козлята», «Кошка и мыши» «Зайка»
Зайка прыгал, прыгал, прыгал, Прыгал и устал. (прыгаем) Хвостиком пошевелил,(виляем хвостиком) Ушки вверх поднял.(руками делаем «ушки» над головой) Зайка прыгал, прыгал, прыгал, Прыгал и устал. (прыгаем) Хвостиком пошевелил, (виляем хвостиком ) Ушки вверх поднял. (руками делаем «ушки» над головой) И услышал зайка тихий, Очень тихий звук. (прикладываем руку к правому уху и поворачиваемся вправо, так же влево) Посмотрел по сторонам,(делаем рукой «козырек» над глазами, поворачиваемся вправо, так же влево) В норку прыгнул вдруг. (подпрыгиваем на месте или прыгаем вперед)
«Мишка»
Вот как наш мишутка пляшет хорошо: (Руки на поясе, топают ногами) Топ-топ-топ! Он руками машет тоже хорошо: (Машут руками и хлопают в ладоши) Хлоп-хлоп-хлоп! Мишка ловко покружился (На месте кружатся). Мишка маме поклонился (Наклоны вперед). Мишка маму приглашает танцевать (Маме ручки даем) Мишка деток приглашает поплясать. ( Пружинки на месте) Можно прыгать, можно прыгать и скакать ( Прыжки на месте) А потом остановиться И друг другу поклониться. (Наклоны вперед) Мишка очень, очень любит поплясать. (Пружинки на месте)
«Курочки и козлята»
1. Прибежали курочки (дети «цыплятки» бегают по кругу) В огород на грядки, Привели с собою Маленьких цыпляток. 2. Ко-ко-ко! Стук-стук-стук! (приседают и стучат пальчиками по полу «клюют») Клювики стучали. И морковку и салат Курочки щипали. — Ме-ме-ме! Всех поймаю! (показываем рожки «козлика», ножки высоко поднимаем, шагаем по кругу) Ме-ме-ме! Забодаю!
«Кошка и мыши»
На прогулку вышла кошка. Тихо ходит по дорожке (Ходим на носочках «тихо» по кругу) — Мяу-мяу! Где же мышки, (Делаем рукой «козырек» над глазами, поворачиваемся вправо, так же влево) Мышки – серые штанишки? Кошка мышек не нашла кошка («ложится спать» на корточки) И поспать домой ушла. Мышки сразу прибежали Зашумели, запищали (бегаем на носочках по кругу) — Где же кошка, пи-пи-пи? Ей мышаток не найти! (разводим руки в разные стороны, машем головой «не найти»)
3. Партерная гимнастика: «На Полянке» Упражнение «Цветочек»: (И.П. Спинкой к маме, между маминых ног. Поза прямого угла, ноги вместе, носки вытянуты. Ручки по 3-ей позиции) «Эти алые цветочки Вдруг открыли лепесточки (Ручки во 2-ой позиции) Ветерок легко летает (махи руками) Лепесточки колыхает Эти алые цветочки Вдруг закрыли лепесточки, (Ручки по 3-ей позиции) Начали бутонами качать (Покачивание рук в 3-ей позиции) Вдруг уснули, просыпаться не хотят» (Упражнение «Складочка») Упражнение «Бабочки» (И.П. Сидя, соединить стопы «подошва к подошве», руками изображать взмахи крыльев бабочек, наклон вперед, кладем животик на ножки — «ловим сачком бабочку») Массажная пауза «Ежик» (И.П. Лицом к маме, ножки широко вытянуты, имитация движений «ежик» при помощи массажных мячиков.) Маленький ёжик, четверо ножек. (по ножкам «катающие» движения мячиком) По лесу идёт, песенку поёт: Фуфты, фуфты, фуфты, фу (по ручкам «топающие» движения мячиком) Сладко яблочко несу. Фуфты, фуфты, фуфты, фу Ребятишек угощу! (круговые движения по животику) (Повтор движений) Пальчиковая игра «Паучок» (И.П. Лицом к маме, ножки широко расставлены) Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. (Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.) Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).) Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу/коленям.) Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит) Паучок ползёт опять, А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке. (Действия аналогичны первоначальным, «паучки» ползают на голове.) Логори (ножки под себя, наклоны головы вправо-влево) Игра — подражалка «Четверо лягушат» (И.П. поза «Бабочки») Четверо лягушат вместе на пне сидят Вместе на пне сидят, вкусных червяков едят (Пальцы растопырены (лапки), раскачиваемся из стороны в сторону) Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням! Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!(С силой выбрасываем руки то вперёд, то над головой, выполняя «хватательные» движения (кулачки сжимаем — разжимаем) Вдруг — в лужу один нырнул, в тёплой воде заснул (наклоняемся вниз, ложась туловищем на колени, руки кладём под щёку, глаза закрываем (спим) А трое лягушат вкусных червячков едят Ням-ням… Вдруг — в лужу один нырнул, в тёплой воде заснул А двое лягушат вкусных червячков едят Ням-ням… Вдруг — в лужу один нырнул, в тёплой воде заснул Последний всё сидит и на червячков глядит (движения повторяются с 1 куплета) игра — подражалка « У жирафа пятна пятнышки…» (И.П. лицом к маме, ножки широко расставлены) У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями. На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела) У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (Щипаем себя, как бы собирая складки) На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела) У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку) На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела) А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки) На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. 4. Полоса препятствия: ортопедические коврики 2 лавки (шаги вперед лицом, шаги спинкой, ползание вперед и спинкой вперед, подтягивание на руках) обручи (1 обруч вертикально) конусы с палочками 5. Упражнение психогимнастика: «Солнечный зайчик» «Хочешь поиграть с солнечным зайчиком? Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит тебя, подружись с ним. Отлично! Вот мы и подружились с солнечным зайчиком, глубоко вздохнём и улыбнёмся друг другу». 6. Танец с мамами «За лапку» + поклон 1.На полянку прибежали мишки и зайчата (за две ручки с мамами, наклоны головы вправо-влево, пружинка) Праздник весело встречают шустрые зверята За лапку, за лапку, за лапку берись (мама поочередно подает правую-левую ручку) Зайчонок и Мишка скорей покружись (кружатся) 2.Лапками захлопала , хлопай веселей (ручками хлопаем) Ножками затопала, топай посильней (ножками топаем) За лапку, за лапку, за лапку берись (мама поочередно подает правую-левую ручку) Зайчонок и Мишка скорей покружись (кружатся) 3.Ушки мы погладили станет нам теплей (имитируем поглаживание ушек) Покрутили хвостики будет веселей (машем «хвостиком) За лапку, за лапку, за лапку берись (мама поочередно подает правую-левую ручку) Зайчонок и Мишка скорей покружись (кружатся) Поклон: шаг вправо — приседание — поклон головы; шаг влево- приседание — поклон головы Содержание музыкального репертуара на месяц: 1. Разминка « У тебя, у меня» (исп.неизвестен) 2. Пространственно-ориентированная часть ««Зайка» (исп. Е. Железнова) «Мишка» (исп.неизвестен) «Курочки и козлята» (исп. Ляйля Хисматуллина) «Кошка и мыши» 3. Партерная гимнастика «На полянке»: «Цветочки» «Бабочки» (исп. неизвестен) массаж «Ежик» (исп. Ляйля Хисматуллина) пальчиковая игра «Паучок» (исп. Е. Железнова) логори (исп. Е. Железнова) игра-подражалка «Четверо лягушат» (исп. Е. Железнова) игра-подражалка «У жирафа пятна пятнышки» (исп. Е. Железнова) 4. Активный блок занятия: «Полоса препятствия» («Про следы» из м/ф «Маша и Медведь) 5. Упражнение психогимнастика: «Солнечный зайчик» (исп. неизвестен) 6. Танец — игра с мамами «За лапку» (пес. «Пляска лесных зверят»)
Рекомендуем посмотреть:
Из опыта работы воспитателя детского сада. Обогащение словаря детей 2-3 лет Конспект утренней гимнастики в группе раннего развития детей Развлечение в группе раннего возраста Опыт взаимодействия педагога и родителей в решении задач образования. Группа раннего возраста
Похожие статьи:
Развивающие игры для детей 2-3 лет в детском саду. Картотека
Подвижные игры для детей раннего возраста в детском саду
Конспекты занятий в группе раннего возраста детского сада
Конспект занятия в группе раннего возраста. Петушок
Конспект занятия в группе раннего возраста. Одуванчик
Картотека тем танцевальных занятий
Тематика танцевальных занятий соотносится с темами, рассматриваемыми в ходе осуществления образовательного процесса в разных возрастных группах, и отображается в календарно-тематическом плане конкретного вида танцевальных занятий.
Представленный фрагмент планирования по ритмопластике во второй младшей группе включает рассмотрение таких тем, как:
- «Путешествие в страну танца»;
- «Мишка косолапый»;
- «Весёлый зоопарк».
С тематикой занятий и примером составления календарно-тематического планирования по ритмопластике в средней, старшей и подготовительной группах можно ознакомиться в работе музыкального руководителя Нижельской Г.А.
Занятия хореографией с самыми младшими дошкольниками носят характер ознакомления с основными танцевальными движениями, что отражено в плане танцевальных занятий для первой младшей группы. В перспективном плане хореографа Е. Шешуковой представлены темы занятий хореографией во второй младшей группе.В комплексе с разработкой учебной программы курса даётся календарно-тематический план по хореографии для детей 4–5 лет и 5–7 лет.
Это интересно. Занятия хореографией в первой младшей группе организуются с октября, так как сентябрь является месяцем активной адаптации малышей к детскому саду.
Темы танцевальных занятий сочетаются с общей тематикой образовательного процесса, например, постановка танца мухоморов на празднике осени
Кружковая работа по ритмике в детском саду
Кружок является формой организации детей на основании их интересов и предпочтений, а также пожеланий мам и пап относительно расширения представлений дошкольников в той или иной образовательной области. Кружок по ритмике призван помочь детям не только научиться определять меру своих возможностей и сил, но и подготовить организм к овладению более сложными движениями. В связи с этим особенно востребованной организация кружка оказывается в младшем дошкольном возрасте. Занятия проводятся 2 раза в неделю, но их хронометраж в сравнении с принятыми временными рамками для непосредственной образовательной деятельности (НОД) может быть в среднем на 5 минут длиннее (например, если в младшей группе урок длится 15 минут, то занятие кружка может занимать 20 минут). Ознакомиться с образцом рабочей программы кружка по ритмике, тематикой занятий для младшей группы можно здесь.
Как провести танцевальное занятие в ДОУ
Этапы разработки задач танцевального занятия вписываются в 3 этапа.
Таблица: содержание и хронометраж этапов проведения танцевальных занятий
Этап | Суть | Время (минуты) | ||||
Первая младшая группа | Вторая младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | ||
Вводный | Мотивация ребят, подготовка организма к физическим нагрузкам. Упражнения:
| 2–4 | 3–4 | 3–4 | 3–4 | 3 |
Основной |
| 5 | 9 | 14 | 17 | 24 |
Заключительный | Осуществление перехода от интенсивных нагрузок к состоянию покоя с помощью упражнений на релаксацию. | 1 | 2 | 2 | 3–4 | 3 |
Итог | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 |
Это интересно. Музыкально-подвижная игра может включаться в заключительный этап, а не в начальный.
Общефизические упражнения являются обязательной частью вводного этапа занятия
Таблица: конспект занятия по хореографии «В весеннем лесу» в старшей группе (фрагмент)
Автор | Киселёва О. А., педагог дополнительного образования по хореографии. |
Вводный этап | Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим прогулку в весенний лес. А в лесу нас ждёт много нового и интересного. Разминка. Ходьба, бег, галоп, подскоки. (Выполняются под аккомпанемент фортепиано). Топающий шаг на всей стопе. Педагог: Итак, прошу всех занять места в вагонах. До леса мы доберёмся на поезде.
Дети стоят в колонне, положив руки на плечи впереди стоящего. Направляющий — паровозик, руки согнуты в локтях. Упражнение выполняется из исходного положения: ноги чуть согнуты в коленях, спина прямая. Шаг дробный, небольшой, стопа полностью соприкасается с поверхностью пола. «Паровозик» двигается по кругу…> Упражнение на релаксацию. Музыкальное сопровождение: аудиозапись «Вальс цветов» П. И. Чайковского (балет «Щелкунчик»). Педагог: Мы на лесной полянке. Долго мы шли по лесу. Пора бы отдохнуть. Полежим на травке. Дети лежат на ковре, на спине, расслабив мышцы рук, ног и закрыв глаза. Партерная гимнастика. Сокращение стопы. Работа над укреплением мышц стопы. Педагог: Солнце поднимается выше и выше. Становится жарко. Давайте опустим ножки в воду. Дети сидят на ковре, руки в упоре за корпусом, ноги вместе и выполняют сокращение стопы, вытягивая носки вперёд, затем выпрямляя стопу (носки «на себя»). |
Основная часть | Педагог: А на полянке расцветают прекрасные цветы. И мы с вами, как в сказке, превратимся в цветы. Давайте вместе вспомним, какие цветы первыми можно увидеть весной в лесу или на лугу. Обратите внимание на иллюстрации растений, которые вы видите на доске. Кто из вас знает, какое растение самым первым зацветает в лесу, едва сойдёт снег в марте? Кто узнал его на картинке? (Дети называют и показывают подснежник — пролеску сибирскую. Ребятам предлагаются ещё две иллюстрации известных первоцветов — мать-и-мачехи и одуванчика)…> <�… Музыкальная игра. Педагог: Давайте превратимся в эти прекрасные цветы и покажем, как они растут, цветут, пробуждаются по утрам. (Выбираются дети, исполняющие роли Дождика и Солнышка. Используется реквизит для персонажей). Музыкальное сопровождение — «Вальс до-диез минор» Ф. Шопена. Дети располагаются свободно по залу, изображая бутоны, из которых с началом музыки начинают «распускаться прекрасные цветы». Музыкальное сопровождение побуждает играющих к пластичности движения, выразительной мимике. Под палящими лучами солнца цветы начинают вянуть: дети, медленно расслабляясь, опускаются на одно колено. А под дождиком снова оживают, поднимаются. Действия сопровождаются соответствующей мимикой. Роли дождика и солнышка исполняют дети…> <�… Этюд «Радуга». Детям раздаются по две ленточки одного цвета. Используются ленты цветов радуги. Изучение движений, использующихся в танцевальном этюде, без музыкального сопровождения и повторение ранее изученных движений: «ленточки» «ветерок», «поющие руки», «красим забор», круговых движений и т. п., далее в сочетании с приставным шагом (И.п.: стоя на месте по 6 позиции — «узкая дорожка» — перед зеркалом, руки с лентами опущены вниз). Работа над этюдом с музыкальным сопровождением под вальс А. Тома (И. п.: стоя в кругу лицом к центру, в обеих руках ленты одного цвета). |
Заключительный этап | Закрепление навыков выполнения движений с предметами (лентами). Педагог благодарит детей за работу. |
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/27/zanyatiya-po-ritmike-i-khoreografii-v-detskom-sadu |
Видео: занятие по ритмопластике с детьми младшего дошкольного возраста
Видео: занятие по ритмопластике с детьми 4–5 лет
Видео: занятие по хореографии в старшей группе
Ход занятия
Вводная часть.
беседа о море (“каких обитателей моря вы знаете, как живут они на глубине, что встречается на морском дне и т. п. ”, рассматривание соответствующих иллюстраций, чтение отрывков из литературных произведений,
ходьба (идем к морю)
: обычная (по дорожке, на носках (по мостику, на пятках (по тропинке, с высоким подниманием колена (по траве,
подскоки,
бег.
Основная часть.
Игра “Море волнуется”. Под плавную музыку дети двигаются, подражая морским обитателям, в это время педагог произносит текст. На слова “Морская фигура на месте замри” — дети останавливаются и замирают в образе какого-либо морского существа. Тот ребенок, чья поза больше понравилась педагогу, исполняет движения изображаемого существа и становится ведущим. Игра повторяется 3-4 раза.
Танцевальная композиция с лентами на музыку Сен-Санса “Аквариум” (можно взять композицию движений А. И. Бурениной из сборника “Ритмическая мозаика”,
Игра “Рыбки”. На полу из веревки выкладывается “домик”. Для музыкального сопровождения подбирается плавная, неторопливая музыка с двумя ярко выраженными частями. На первую часть музыки дети-“рыбки” двигаются по залу, на вторую часть – “заплывают в домик”. При повторении игры — “домик” становится меньше.
Имитационные движения. Слушая музыкальные фрагменты, дети подбирают тот или иной выразительный образ морского обитателя. Ребенка, который наиболее ярко исполнил движения, педагог может попросить продемонстрировать их еще раз для всей группы.
Заключительная часть:
Игровое упражнение “Будь внимателен”. Детям дают прослушать фрагмент музыки (размер 3/4, вальс, обращают внимание на особенность музыки, показывают возможные варианты движения.Далее детям дается задание: “под музыку вальса – танцуем, остальную музыку слушаем, сидя на месте”.
Подведение итогов занятия.
Занятие 3.
Для детей 6-7 лет.
Тема: Путешествие в Танцевальную страну.
Образовательные задачи:
развивать чувство ритма,
учить различать части в музыке (на примере трехчастных произведений,
учить различать динамические оттенки в музыке (громко – тихо,
учить передавать в движении характер музыки.
Открытое танцевальное занятие в детском саду
Показательный урок — это не первое занятие в теме, построенное на заданиях, методика выполнения которых хорошо знакома детям. Такое занятие демонстрирует уровень владения малышей теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области танцевального искусства. А также позволяет определить степень методической оправданности использования педагогом тех или иных приёмов в работе. При этом хронометраж и структура открытого урока отличаться от обычного не будут.
На открытом занятии дошкольники демонстрируют свои умения и навыки
Таблица: конспект отрытого занятия по ри в средней группе (фрагмент)
Автор | Липская А., педагог дополнительного образования по хореографии МБДОУ Д/с №1, ЗАТО Углегорск, Амурская обл. |
Вводный этап | Организационный момент: построение, поклон. Педагог:
Разминка — это разогрев тела. Цель разминки состоит в том, чтобы поднять температуру тела и создать идеальные условия для гладкой работы всех физических систем, необходимых для тренировки.
|
Основная часть | <�… Упражнение «Дружная семья». Педагог: Жила-была большая дружная семья: прабабушка, две бабушки, мамы с папами и ребятишки. Они часто все вместе ходили в парк на прогулку. И вот однажды, чтобы веселей было гулять, придумали ребята себе занятие: считать свои шаги. Аллея в парке была длинная, им приходилось делать много шагов, а считать они умели только до четырёх. Думали они, думали, как им удлинить счёт, и придумали: после каждой цифры решили ребята добавлять букву «и». Сказано — сделано.
<�… Педагог: Ребята, вы любите загадки? Да? Ну тогда давайте их отгадывать. Отгадали загадку — покажем отгадку.
|
Заключительный этап | <�… Педагог: Вы сегодня активно, хорошо выполняли упражнения, танцевали. Молодцы, ребята! Всем спасибо за занятие. |
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/otkrytoe-zanjatie-po-ritmike-tancuem-igraem-vseh-priglashaem.html |
Видео: открытое занятие по ритмике в младшей группе
Видео: открытое занятие по хореографии с детьми старшего дошкольного возраста
Анализ и диагностика танцевальных занятий в детском саду
Танцевальные занятия позволяют выявить, насколько качественно детьми усвоен программный материал по следующим параметрам:
- заинтересованность и потребность воспринимать музыку и движения;
- уровень исполнения ритмичных движений под музыку;
- степень проявления творчества в исполнении комплекса движений игр, танцев и плясок.
Мониторинг проводится дважды в год: в начале учебного года и в конце. В первой младшей группе в начале года диагностика не проводится.
Музыкально-ритмические движения на уроках музыки в начальной школе
МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Музыка для ребёнка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Ни для кого не является открытием, что в музыкальном обучении детей младшего школьного возраста первостепенная роль, прежде всего, отводится игровой деятельности, движению, экспериментированию, развитию творческих способностей ребёнка. В этой связи следует особо отметить уникальность преподавания музыки при разнообразном использовании различных видов искусств – пение, движение под музыку, музыкальное сочинительство и другое. Замечено, что при обучении пению у детей младшего школьного возраста существенно повышается уровень читательских, счётно- арифметических, письменно-графических навыков, так как во время музыкальных занятий активизируются функции мозга, а также улучшается эмоциональный настрой ребёнка. Такие занятия помогают снять психическое напряжение ребёнка и повышают интеллектуальную активность данной возрастной категории. Очень полезно и нужно использовать на уроке момент психологической разгрузки детей – это «минутки здоровья», музыкально- ритмические движения.
Музыкально-ритмические движения – это вид исполнительской деятельности детей, который включает упражнения, пляски, игры. «…Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности – методом, основанным на естественной двигательной реакции на музыку, свойственной любому ребёнку» (Л. Кулаковский). Такой вид исполнительской деятельности развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка» (Л. Генралова). Даже если ребёнок молчит, но движениями передаёт характер музыкального произведения, выражает своё отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога,- значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует. «От слова – к музыке, от движения — к мышлению» (Т. Боровик).
Игра, относящаяся к музыкально-ритмическим движениям, является основным видом деятельности на уроках музыки в начальной школе. Музыкальные игры имеют большое значение в музыкальном развитии детей. С их помощью в интересной и непринуждённой форме можно успешно решать стоящие перед педагогом задачи. Известно, что игры, даря радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных черт характера, развитию координации движений, быстроты реакции, ловкости. В музыкальном воспитании чаще всего используются игры инструментальные (сюжетные и несюжетные), с пением, словом, а также музыкально-дидактические игры. Сюжетные игры отличаются яркими образами. В этих играх есть персонажи, события, отношения между действующими лицами. Всё это заставляет детей реагировать эмоционально и действовать творчески, в соответствии с развивающимся сюжетом. Более раскрепощённые, раскованные дети легче включаются в игры, быстрее соглашаются на ведущую роль. Перед разучиванием сюжетной игры желательно познакомить детей с её содержанием и музыкой. Несюжетные игры обычно включают элементы соревнований, с их помощью решаются двигательные задачи – ритмические и творческие. Несюжетные игры включают определённые правила, которые должны выполняться всеми играющими. Часто в таких играх используются разнообразные предметы (бубны, погремушки и т.д.). Игры с пением. С помощью этих игр можно решать многие задачи музыкального воспитания (формирование интереса к музыке и пению, развитие музыкального слуха, памяти чувства ритма, чистоты интонирования), а также коррекционные задачи (нормализация психических процессов и свойств, тренировка двигательного аппарата, упорядочивание темпа движения и пения). К достоинствам игр с пением относится и то, что с их помощью легче отрабатывать координацию движения. Игры со словом так же, как и с пением, своими корнями уводят нас в фольклор, в том числе в потешки, прибаутки. Стихотворный текст потешки, обладающий чётким ритмом, динамикой, эмоциональной насыщенностью, побуждает ребёнка к действию. Эмоциональная отзывчивость ребёнка на художественный образ находится в тесной связи с ритмическими движениями, выполняемыми под стихотворный текст. В подвижной речевой игре дети легко улавливают музыкальность, напевность, ритмичность речи, познают меткость и выразительность языка. Каково же значение игр со словом? Они развивают речь, расширяют кругозор, улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения, развивают чувство ритма, интонационный и поэтический слух, музыкальность, голосовые способности детей, координацию, движение со словом. Несколько слов о методике разучивания игр со словом. Сначала ребёнок воспринимает материал, потом осмысливает его, а затем уже воспроизводит. Поэтому игру со словом начинаем под пение педагога, затем по отдельности разучиваем движения и текст. Когда текст разучен и движения освоены, их надо объединить, предложив детям сопровождать движения словами, обращая внимание на высокое звучание, выразительное произношение и согласование текста и ритма как движение, так и речи. Произношение текста по слогам, скандирование не допустимы: это нарушает поэтичность, эмоциональность текста и всей игры в целом. Если же интенсивность движений мешает проговаривать текст, можно разбить детей на подгруппы: часть детей играет, проговаривает текст, а другая активно включается в проговаривание. Выбирая ту или иную игру со словом для разучивания, преподаватель должен быть уверен: дети справятся не только с текстом, но и с движениями, это окажется им по силам и не потребует много времени и усилий для разучивания. В противном случае подготовительная работа превратится в муштру и вызовет у детей негативное отношение, отрицательные эмоции, сведёт на нет пользу этих игр. Благодаря урокам музыки с двигательными функциями многие дети, раскрывая свой потенциал, становятся более уверенными и активными.
Список литературы
- Бекина С. И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение М.: Просвещение, 1985
- Калашникова И. А. Виды музыкальной деятельности на уроках музыки в школе. Игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения [электронный ресурс] // Музыка вокруг нас, Режим доступа — https://kalashnikova-irina.ru/met/metod/vidy-muzy-kal-noj-deyatel-nosti-na-uro-2#ixzz3xiTIoibY