Все секреты Су-Джок терапии для развития речи детей

Научные исследования говорят о том, что фундамент физического и психического здоровья человека закладывается еще в раннем детстве, а точнее в первые семь лет жизни ребенка. Именно в этот период происходит становление внутренних органов и систем, совершенствуется иммунная защита, развиваются такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение, внимание, закладываются основные черты личности. Вот почему Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) такое большое внимание уделяют гармоничному развитию личности и применению здоровьесберегающих технологий, среди которых особый интерес вызывает су-джок-терапия для детей.

С какой целью применяют

Корни методики уходят в далекое прошлое: 2500-3000 лет назад врачеватели Египта, Китая, Тибета, Индии уже использовали подобный точечный массаж для укрепления здоровья своих пациентов. Но лишь в конце прошлого века эти бесценные знания были собраны воедино и усовершенствованы профессором Пак Чжэ Ву из Южной Кореи.

Ученый утверждает, что природа заложила в человеческое тело механизм, способный эффективно, без помощи извне, избавляться от болезней. Своеобразным «пультом управления», запускающим восстановительные процессы, являются активные точки, расположенные на стопах, пальцах и ладонях (отсюда и название лечебного метода, означающее в переводе с корейского «Кисть-стопа»).

Эти части тела представляют для специалистов су-джок наибольший интерес, так как по своему строению они подобны телу человека, являются его отражением, миниатюрной копией. Отсюда возникло учение о зонах соответствия (подробнее о них мы уже рассказывали в статье: «Су-джок-терапия: как восстановить здоровье без лекарств») и точках, способных улучшить самочувствие человека.

Используя этот массаж в детском возрасте, мы преследуем следующие цели:

  1. Укрепить здоровье ребенка. Причем, речь не только о профилактике заболеваний, но и о борьбе с ними: ведь раздраженные массажем нервные окончания, расположенные на кистях и стопах, посылают импульсы в головной мозг, а тот дает ответную команду на активизацию функций рефлекторных органов.
  2. Уравновесить психоэмоциональное состояние малыша. Массаж су- джок позволяет создать энергетический баланс в теле человека, привести в норму процессы возбуждения и торможения, помогая избавиться от гиперактивности, тренируя усидчивость и умение концентрироваться.

  3. Повысить иммунную защиту организма.
  4. Стимулировать развитие познавательного интереса, памяти, внимания, мышления.
  5. Подготовить руку будущего школьника к письму.

Наблюдения показывают, что у детей с ОВЗ после сеансов терапии отмечаются позитивные изменения настроения и общего самочувствия. У больных ДЦП значительно улучшается координация движений, психомоторика, возрастает четкость артикуляции и звукопроизношения.

Важно знать, что зоны коры головного мозга, отвечающие за двигательную и речевую активность, практически накладываются друг на друга. Поэтому, массируя точки на маленьких пальчиках, мы не только разрабатываем их чувствительность и мелкую моторику, но и улучшаем речь дошкольника, способствуя его интеллектуальному развитию.

Массаж су-джок хорошо подходит для малышей. Эта абсолютно безопасная, простая и при этом очень эффективная методика универсальна. Ее одинаково успешно применяют в работе с дошкольниками врачи, педагоги и родители.

Как это работает?

Безусловно, знания о значении точечного массажа на работу всего организма накоплены с древних времен. Внутренние органы и системы человека имеют проекцию на поверхности кожи в виде специальных зон или точек, особенно много их на верхних и нижних конечностях. Воздействие на эти зоны позволяет активизировать работу соответствующего органа, улучшить его состояние и уменьшить негативные проявления.

Простая и совершенно безвреденая система, которую придумал южнокорейский профессор Пак Чже Ву. Несомненно, она не имеет никаких побочных эффектов или осложнений, поэтому использование этой методики в занятиях дает очень хороший результат у детей с речевыми нарушениями разной степени выраженности. Не только при работе квалифицированного логопеда – специалиста, но и во время применения родителями дома.

Для этих целей используется массажер в виде круглой коробочки, похожей на каштан. Внутри ее лежат две металлические пружинки в виде колечка, которые одевают на пальцы рук и ног. При этом возникают приятные ощущения., иногда щекотно, но ни капельки не больно. Поверхность каштанчика неровная, потому что на нем шипы-колючки или пупырышки. Маленьким пациентам лучше последние, они не колются. Их можно катать в ладошках, по щекам и другим частям тела.

В логопедической работе

Сегодня специалисты все чаще и чаще говорят об увеличении количества детей с нарушениями речевого и сенсорного развития. Эти отклонения приводят к ряду серьезных проблем: прежде всего, к нарушению психического здоровья малыша, адаптационным и коммуникативным сложностям, трудностям с усвоением знаний. Таким детям необходима своевременная помощь.

Научные исследования доказали, что развитие речевых центров головного мозга происходит под влиянием сигналов, идущих от пальцев рук. Поэтому одновременно с логопедическими упражнениями специалисты рекомендуют проводить массаж су-джок, направленный на активизацию работы маленьких пальчиков.

Во время занятий с дошкольниками логопеды используют:

Работа логопеда направлена на развитие фонематического слуха ребенка, умение воспринимать и дифференцировать звуки. Массажеры су-джок превращают сложные упражнения в увлекательную и полезную игру:

  • Услышав слово, нужно определить количество звуков в нём и отсчитывать шариком соответствующее число шагов на размеченной дорожке.
  • Надеть на пальчики столько колечек, сколько слогов в заданном слове.
  • В потоке произносимых педагогом звуков распознать и отбить шариком каждый гласный (или согласный).

Специалисты работают над произношением звуков, подкрепляя слуховое восприятие зрительным и тактильным. Детям предлагают:

  • Обвести массажером контуры буквы, изображенной на картинке, добиваясь ее правильного произношения.
  • Проговорить слоги, чистоговорки, четверостишия в сочетании с самомассажем пальцев и ладошек: «Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра – туда идти пора. Ру-ру-ру – саночки возьму. Ры-ры-ры – прокачусь с горы».

Развивая речь ребенка, логопед работает с грамматическими категориями. В упражнения также часто включают элементы массажа су-джок, добиваясь тем самым более активной работы мозга, тренируя память, внимание и восприятие. К примеру, перемещая массажный шарик в пространстве относительно других предметов, отрабатывают употребление предлогов: в, на, за, под, перед.

Интересно, что терапия су-джок успешно справляется даже с такими серьезными речевыми нарушениями, как заикание.

Специалисты говорят, что эта патология связана с недостатком энергии тепла. В результате ребенок испытывает постоянный страх, внутреннюю скованность, спазмы.

Исправить ситуацию можно, активизируя соответствующие меридианы цветовым воздействием (закрашивая рефлекторные зоны красным фломастером), массированием кончиков пальцев, прогреванием энергетических точек, их стимуляцией магнитами, семенами или зернами растений.

Как заниматься с шариком-«каштаном»

Прежде всего, игры с шариком и кольцом су джок используются для массажа пальчиков и ладошек. Бесспорно, можно использовать на занятиях как шарики так и колечки. Су джок процедуры станут более привлекательными и приятными для детей, если пальчиковые игры сопровождать интересными ритмичными стихами.

Примеры игр:

  • Шарик Малыши выполняют те действия, о которых говорится в стихах.

    Шариком кружок катаю, взад — вперед его гоняю. Глажу, чищу я ладошки, будто с них сметаю крошки.

  • Ежик Сначала малыш катает шар на ладони, затем прокатывает вдоль каждого пальца.

    Ёжик бегал на ладошке, у него устали ножки. На спинке иголки, ох какие колкие. Ежик ростом очень мал, нам иголки показал. А иголки тоже на ежей похожи.

  • Сорока Сказка про сороку, которая варила кашу. Проговаривая слова русской народной потешки, водим сначала по ладони. Затем одеваем на каждый палец колечко, называя очередного гостя. Прокатываем его до основания и снимая.
  • Нажимать шаром по ручке малыша, имитируя шаги, затем нажатие сделать слабее. Снова усилить воздействие и ускорить темп, после чего нажать шаром поочередно на пальцы.

    Шла медведица спросонок, а за нею – медвежонок. Прибежали тут детишки, принесли в лукошке книжки. Стали книжки открывать и на листиках писать.

Работа над речью

Бесспорно, работа с грамматическими и лексическими категориями, фонематическим слухом, звукопроизношением тоже возможна с применением шариков:

  • Один — много Взрослый катит шарик по столу к ребенку, при этом называет предмет в единственном числе. Пациент ловит шар и катит обратно, преобразовывая во множественное число.
  • Большой — маленький Аналогично можно построить игру, если преобразовывать слова с помощью уменьшительно — ласкательных суффиксов. Например, лис – лисенок, кот – котенок.
  • Слоговая структура слова Одновременно произносит слово по слогам и крутить шарик в соответствии с ритмическим рисунком. Одно движение на 1 слог. Или простучать массажером заданный ритм. Вдеваем пальчики в пружинки, при этом соблюдаем правило: сколько слогов, столько и пальчиков.
  • Фонематический слух Прислушиваясь к словам, которые называет взрослый, проехать столько звуковых дорожек, сколько звуков в слове.
  • Мелкая моторика Напишите на бумаге букву, затем попросите ребят прокатить шарик с помощью ладошки или пальчиков по контуру буквы.
  • Связная речь Можно позволить самостоятельно поиграть шарами, развивая творчество и фантазию.

Использование методов в домашних условиях

Конечно, су-джок – отличное средство развития способностей ребенка, которое разнообразит занятия, делая их необычными и увлекательными. Но не стоит забывать о том, что дети дошкольного возраста часто болеют, ведь их иммунная защита находится пока в стадии формирования. В этом случае терапия су-джок поможет бережно оказать первую помощь заболевшему малышу и предупредить развитие осложнений. Поэтому любой маме не помешает получить консультацию специалиста су-джок, чтобы узнать какие упражнения применять при разных заболеваниях.

Родители должны знать, что воздействие на точки может быть довольно болезненным: важно правильно рассчитать силу давления, чтобы не напугать малыша. Лечение в раннем детском возрасте рекомендуется проводить в игровой форме, сопровождая каждое действие веселыми комментариями, стихами, песенками или «чинилками», наподобие традиционного: «У лисы боли, у волка боли, а у моего малыша (называем имя) заживи-заживи-заживи».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: