Конспект игры-драматизации сказки «Теремок» в средней группе

Театр для детей — это волшебная страна, где фантазии становятся реальностью, предметы оживают, а добро всегда побеждает зло. Всё это разновидность игры, которая является неотъемлемой частью жизни дошкольника. Театрализованная деятельность оказывает на ребёнка огромное эмоциональное влияние, пробуждают его воображение, активность. Средний дошкольный возраст — замечательное время для развития творческих талантов. Малыши пятого года жизни с удовольствием примеряют на себя различные роли, проникаясь переживаниями вымышленных героев, при этом раскрепощаясь и постигая природу человеческих взаимоотношений.

  • 1.1 Задачи и приёмы театрализации в ДОУ
    1.1.1 Фотогалерея: приёмы работы в средней группе по обучению театрализованной деятельности
  • 1.2 Виды театрализованной деятельности в среднем дошкольном звене
      1.2.1 Фотогалерея: разновидности кукольного театра в средней группе
  • 1.3 Уголок театрализации в групповой комнате
    • 2 Проведение занятий по театрализации в средней группе

      2.1 Индивидуальный подход на занятии

    • 2.2 Мотивирующее начало театрализованной деятельности
    • 2.3 Варианты тем для занятий в средней группе

      2.3.1 Таблица: фрагменты конспектов занятий по театрализованной деятельности в средней группе

    • 2.3.2 Таблица: сценарий сказки для драматизации
  • 3 Проект по театрализованной деятельности
      3.1 Таблица: сказки для театрализаций, используемые в проекте
  • 4 Анализ и диагностика театрализованной деятельности в средней группе
  • 5 Видеоматериалы по теме
      5.1 Видео: драматизация сказки «Репка» в средней группе
  • 5.2 Видео: театрализованная деятельность в средней группе «Курочка Ряба»
  • 5.3 Видео: театрализованное мероприятие с участием детей и родителей (средняя группа) «Кошкин дом»
  • Методика и организация театрализованной деятельности в средней группе детского сада

    Театрализованная деятельность остаётся важным компонентом педагогического процесса в среднем дошкольном звене. Такие занятия чаще всего проводятся в рамках предмета «развитие речи» (например, один раз в три-четыре недели) либо выносятся в кружковую работу.

    Задачи и приёмы театрализации в ДОУ

    Занятия по театрализации решают множество задач, способствуя, прежде всего, гармоничному развитию ребёнка.

    Образовательные задачи:

    1. Начальные основы театральной культуры. Ребята знакомятся с театральной терминологией, разновидностями театрального искусства, учатся, как нужно правильно вести себя во время пребывания в театре.
    2. Театральная игра. У дошкольников совершенствуется умение ориентироваться в сценическом пространстве, перемещаться по площадке, выстраивать диалог с партнёром по постановке на определённую тему и запоминать слова персонажей театрального этюда.
    3. Работа над спектаклем. У ребят развиваются навыки манипуляций с воображаемыми предметами. Ребята учатся воплощать в игре конкретные чувства, переживания, создавать определённый образ посредством интонации, мимики и пантомимики.
    4. Ритмопластика. Дошкольники учатся реагировать на музыкальный сигнал либо команду, при этом действовать согласованно, запоминать различные позы и передавать их образно.
    5. Речевая культура. У малышей происходит становление речевого дыхания, правильной артикуляции, чёткой дикции, развивается умение изменять интонацию, сочинять коротенькие рассказы и сказки, находить элементарные рифмы.

    Развивающие задачи:

    1. Театрализованная деятельность прививает ребятам навыки публичного выступления.
    2. У детей активизируется словарь, обогащается словарный запас, совершенствуется интонационный строй, развивается диалогическая речь.

    Воспитательные задачи:

    1. Повышается общая культура ребёнка, происходит приобщение к духовным ценностям.
    2. Театрализованная деятельность воспитывает в дошкольнике самостоятельность, артистичность, творческое начало, умение общаться с ровесниками и взрослыми.

    Организуя в среднем дошкольном возрасте театрализованную деятельность, воспитатель опирается на определённые приёмы:

    1. Словесные: чтение коротких сказок и рассказов (которые потом трансформируются в сценарий спектакля), беседы с малышами, обращение к своему личному опыту, конкурс чтецов.
    2. Наглядные: совместное рассматривание костюмов, декораций к конкретным спектаклям, просмотр театральных постановок в детском саду (их организуют педагоги либо приглашаются профессиональные актёры).
    3. Практические: сюда относятся игры-драматизации, разыгрывание коротеньких этюдов, рисование эпизодов из конкретных сказок и рассказов, изготовление своими руками декораций, атрибутов, масок и прочих элементов костюмов.

    Фотогалерея: приёмы работы в средней группе по обучению театрализованной деятельности


    Просмотр театральных постановок вызывает у малышей желание разыграть собственный спектакль


    Первоначальный этап — знакомство со сценарием будущего спектакля


    Дошкольники сами разыгрывают небольшое представление

    Виды театрализованной деятельности в среднем дошкольном звене

    Театрализованную деятельность в среднем дошкольном звене можно разграничить на две ключевые группы: игры-драматизации (театр драмы) и режиссёрские игры. В первом случае дошкольники сами становятся действующими лицами спектакля: облачаются в костюмы, играют роли персонажей, передавая их движения и переживания с помощью интонации, мимики и пантомимики.

    Разновидностью драматического театра является театр масок, который также имеет место в средней группе. По размерам детской головки педагог изготавливает шапочки-маски. Они могут быть сшитыми или вязаными, также можно использовать картонное изображение, которое фиксируется вокруг головы резиночкой.

    С помощью костюмов, масок или шапочек малыши перевоплощаются в сказочных персонажей

    В ходе режиссёрской игры ребёнок только создаёт сцену, управляя игрушечным героем — объёмным или плоским. В связи с этим выделяются следующие виды театра:

    1. Настольный. Это манипуляции с самыми обычными игрушками (матрёшками, фигурками животных и пр.), при этом сценической площадкой является детский стол. Содержание таких спектаклей обычно подбирается предельно простое, отсутствуют замысловатые движения и действия. Воспитатель вполне может сам придумать небольшой сюжет.
    2. Конусный. Является разновидностью настольного. Персонажи при этом изготавливаются из бумажных конусов.
    3. Театр на фланелеграфе (либо магнитной доске). Малышей обычно увлекает сам процесс игрового действия: ведь картинки не падают, а словно приклеены к доске, будто волшебные. Педагог может легко изготовить множество персонажей для таких спектаклей: изображение можно нарисовать либо же вырезать из открыток, журналов, старых книг. Картинка наклеивается на тонкий картон, с обратной стороны которого наклеена фланель. Если этюд разыгрывается на магнитной доске, то воспитатель использует для прикрепления героев маленькие, незаметные по цвету магниты.
    4. Теневой. Это замечательное развлечение для детей, которым нравится смотреть, как фигурки людей и животных движутся по ярко освещённому экрану. Педагог обтягивает деревянную раму-ширму тонкой белой тканью, из неплотного картона вырезает фигуры персонажей и окрашивает их в чёрный цвет (а части тела при этом могут быть подвижными, например, голова, руки и ноги) за счёт использования ниток либо проволоки. При показе спектакля фигурки плотно прижимаются к материалу, а сзади располагается источник света. Желательно, чтобы руку кукловода зрители не видели: для этого каждая фигурка оснащается дополнительным элементом, за которую её удобно держать.
    5. Бибабо (или театр «Петрушки»). Представляет собой набор из кукол, которые надеваются на руки подобно перчатке. Такие персонажи продаются в детских магазинах, при желании их можно изготовить самостоятельно. Простейшая кукла состоит из тела-рубашки, головы и ручек. Голову можно позаимствовать у старой куклы, резиновой игрушки либо смастерить из пластилина, папье-маше, пластмассового шарика, обозначив соответствующие детали. Тело-рубашка шьётся по размеру руки ребёнка. Во время показа этюда головка насаживается на указательный палец, а руки (или лапы животного) – на большой и средний. При этом сценой театра бибабо является ширма, на которую ставятся декорации. Маленькие кукловоды находятся за ширмой и управляют куколками. Такой театр обычно вызывает у малышей восторг и море ярких эмоций.
    6. Пальчиковый. Это маленькие куколки, сшитые из материала, связанные из пряжи либо склеенные из бумаги. Личико оформляется с помощью пуговиц, бисера, бусин, ниточек и пр. Дети надевают игрушки на пальчики и с помощью ширмы показывают спектакль.
    7. Варежковый театр. Основан на использовании ненужных детских варежек, к которым пришиваются глазки, ушки, ротик, волосы и прочие детали. Как вариант варежку можно вырезать из бумаги, а затем склеить. Дети очень любят изготавливать таких кукол, раскрашивая их карандашами, гуашью, фломастерами, украшая аппликацией. Такие варежки, кстати, могут включать в себя часть декораций, например, травку или деревья.

    Фотогалерея: разновидности кукольного театра в средней группе


    Персонажи театра бибабо надеваются на руки подобно перчатке


    Обычную варежку можно трансформировать в сказочного персонажа


    В конусном театре персонажи представляют из себя бумажные конусы


    Для настольного театра сценической площадкой является обычный стол


    Маленькие куколки надеваются на пальчики и с помощью ширмы разыгрывается игровое действие


    Для создания теневого театра нужны фигурки чёрного цвет и белый экран


    Плоские персонажи крепятся к фланелеграфу

    Спектакли, поставленные малышами, получаются более яркими, интересными, если они проходят под музыкальное сопровождение. Музыкальный руководитель может подыграть ребятам на пианино либо воспитатель подбирает подходящие аудиозаписи. Таким образом, театрализованная деятельность в ДОУ тесно связана с музыкальной.

    Уголок театрализации в групповой комнате

    В развивающей среде средней группы непременно должен быть оформлен уголок театрализации, где представлены самые разные виды театра, декорации и костюмы, шапочки-маски и различный театральный реквизит (билетики, касса, афиши и пр.). С помощью всей этой атрибутики в свободное время малыши могут развивать свои актёрские способности, разыгрывая небольшие спектакли, воображая себя различными персонажами.

    В уголке театрализации ребята могут самостоятельно разыгрывать спектакли, используя различных кукол, декорации, костюмы

    Картотека театрализованных игр

    По мнению специалистов, картотека «Театрализованные игры для детей» способствует развитию внимания, выдержки, согласованности действий. Можно выделить следующие театрализованные детские игры в средней группе:

    Картотека

    «Руки-ноги»

    Основной целью является развитие активного внимания и быстроты реакции.

    По одному хлопку ребята должны поднять руки, по двум хлопкам сразу встать. Если руки подняты: по одному — опустить руки, по двум — сесть.

    «Забавная игра со стульями»

    В ходе выполнения работы воспитатель детского сада прививает умение свободно перемещаться в пространстве. Здесь очень важна координация действий. Дети должны научиться красиво садиться на стулья, строить заданные фигуры и т.д.

    Организация уголка природы в детских садах по ФГОС

    Обратите внимание! По команде воспитателя ребята должны аккуратно передвигаться по залу со своими стульями и «построить» круг (солнышко), домик для куклы, самолет, автобус.

    «Что ты слышишь»

    Этот урок обеспечивает тренировку слухового внимания. Ребята должны сидеть рядом друг с другом и прислушаться к звукам.

    Упражнение с предметами

    Данное занятие направлено на тренировку зрительного внимания. Воспитатель раскладывает на столе несколько предметов. Среди них можно встретить:

    • карандаш;
    • тетрадь;
    • часы;
    • спички;
    • монету.

    Водящий ребенок в это время должен отвернуться. Педагог предлагает подойти к столу, чтобы посмотреть на предмет и запомнить его форму, цвет, расположение. После чего ребёнок должен снова отвернуться в сторону, а воспитатель тем временем убирает убирает один из представленных предметов. Дошкольник должен угадать, какой пропал предмет.

    «Передай позу»

    Выполняя данное задание у детей развиваются такие качества, как память, внимание, наблюдательность, фантазия, выдержка. Воспитатель сажает детей на стулья, создавая полукруг. По команде педагога ребята должны закрыть глаза. Водящий ребенок должен самостоятельно придумать и зафиксировать определенную позу, показывая первому сверстнику. Соответственно, товарищ должен запомнить и показать другому ребёнку. Следовательно идёт сравнение поз последнего игрока с позой водящего.

    «Запомни фотографию»

    Основной целью данного упражнения является развитие произвольного внимания, воображения и фантазии. Ребята должны согласованно выполнять все действия.

    Обратите внимание! Перед тем как приступить к выполнению задания воспитатель распределяет дошкольников на несколько групп, каждая состоит из 4–5 человек. Дети должны самостоятельно выбрать одного фотографа. Он должен расположить свою группу в определенном порядке и сделать карточки.

    Во время выполнения работы, ребёнок должен помнить расположение группы. Педагог просит «фотографа» отвернуться в другую сторону. Ребята сразу же меняют расположения и становятся в другие позы. «Фотограф» должен воспроизвести изначальный вариант.

    Проведение занятий по театрализации в средней группе

    Чтобы работа по развитию творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности была эффективной, необходимо вести её планомерно и систематично, с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей малышей.

    Индивидуальный подход на занятии

    На занятии театрализованной деятельностью особое значение приобретает индивидуальный подход. Педагог должен создавать такие условия, чтобы у каждого дошкольника появилась возможность раскрыть свои способности. В этих целях используются следующие приёмы:

    1. Выбор роли по своему желанию (согласно характеру ребёнка).
    2. Назначение на ключевые роли робких и стеснительных малышей (это позволит им побороть свои страхи, стать увереннее в себе и повысить самооценку).
    3. Проигрывание диалогов в парах.
    4. Если ребёнок имеет проблемы с речью (многие дети пятого года жизни ещё плохо говорят, особенно мальчики), то нужно выбирать ему роль, где основной эффект построен на мимике и пантомимике.
    5. Если дошкольник хорошо запоминает большой объём текста, то нужно давать ему роли с большим количеством слов.
    6. Некоторым детям перед разыгрыванием спектакля нужно дать время на манипуляции с игрушкой (возможно, малыш захочет поговорить с ней).

    Некоторым ребятам на занятии театрализацией нужно уделить особое внимание

    Мотивирующее начало театрализованной деятельности

    Театрализованная деятельность в средней группе — само по себе очень увлекательное для детей занятие, тем более, если педагог придумает для него интригующую мотивацию.

    Например, воспитатель показывает малышам красивый сундучок — она нашла его по дороге в детский сад. Там находятся персонажи сказки (это может быть «Теремок» или «Колобок», «Курочка Ряба» или «Заюшкина избушка» и др.). Чтобы сундучок открылся, дети должны отгадать загадки.

    В красивом сундучке находятся герои сказки

    Другой вариант начала занятия — педагог держит в руках клубок ниток. Он не простой, а волшебный, может привести в сказку. Клубочек катится и приводит ребят к игрушечному Лунтику. Он сообщает детям, что они, действительно, оказались в сказке, где разговаривают звери и птицы, а добро всегда побеждает зло.

    Любимый мультгерой Лунтик приглашает малышей в сказку

    Чтобы заинтересовать детей театрализованной деятельностью, воспитатель может нарядиться в бабушку-сказочницу (Маланью или Арину) и пригласить ребят поиграть с ней. При этом хорошо немного стилизовать групповую комнату под русскую избу — поставить печку, деревянную расписную посуду и пр.

    Воспитатель переодевается в бабушку-сказочницу

    Ещё один вариант мотивирующего начала занятия, которое наверняка вдохновит детей — предложение превратиться в актёров. Дошкольники очень любят перевоплощаться в представителей той или иной профессии. А быть актёром — это очень интересно, ведь можно почувствовать себя кем угодно: прекрасной принцессой, маленьким щенком, трусливым зайчиком.

    Разыгрывание спектакля можно предварить с небольшой беседы о театре. Ребята вспоминают, есть ли у них в городе театры, какие именно (драматические, кукольные), как называются люди, которые там работают. Таким образом, занятие приобретает патриотическую направленность — малыши пополняют знания о своём родном городе.

    Варианты тем для занятий в средней группе

    Самые первые занятия по театрализации должны носить ознакомительный характер («Что такое театр», «Мир театра», «Путешествие в театр» и т. д.). Педагог знакомит ребят с театром, объясняет его внутреннее устройство, показывает фотографии красивых зданий. Дошкольники узнают, что бывают драматические и кукольные театры, знакомятся с профессией актёра.

    Ребята узнают, что все здания театром очень красивы и величественны

    На последующих занятиях малыши разыгрывают коротенькие сценки, на которых они учатся выражать определённые эмоции посредством интонации, мимики и жестикуляции (например, «Измени голос», «Угадай, кого покажу», «Мимические этюды у зеркала»), выразительно читают стихотворения (например, «Что я умею» Б. Заходера).

    Тематика основного блока занятий по театрализации в средней группе связана с русскими народными и литературными сказками. Воспитатель разыгрывает с детьми спектакли по следующим произведениям: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Колобок — колючий бок» В. Бианки, «Кто сказал «Мяу», «Под грибом» В. Сутеева, «У меня зазвонил телефон» К. Чуковского.

    По сказке В. Сутеева «Под грибом» можно поставить и кукольный, и драматический спектакли

    Также занятия могут иметь патриотическую направленность («Театры в моём городе») или обучать дошкольников вежливости (разыгрываются различные сценки из жизни, где ребята должны употреблять вежливые слова).

    Дети пятого года жизни также могут упражняться в профессии сценариста и режиссёра: придумывать свои сценки из жизни игрушек (например, «Где живут игрушки», «Игрушки пришли в гости к кукле Кате» и пр.).

    Таблица: фрагменты конспектов занятий по театрализованной деятельности в средней группе

    Автор и название занятияХод занятия
    Хлебникова Н.А. «Играем в театр»Воспитатель входит в образе сказочницы и беседует с детьми о том, где можно увидеть сказки. Ребятам предлагается перевоплотиться в артистов — учиться передавать чувства выражением лица и жестами. Игра-разминка «Передавалки».
    • По заданию педагога дети должны передавать друг другу конкретные эмоции: улыбку, «сердилку», «испуг», «страшилку».
    • Следующее задание — передать по кругу определённое количество хлопков.
    • Передать настроение с помощью голоса. Нужно сказать фразу «Поехали, поехали в лес за орехами» грустно и весело.

    Сказочница сообщает дошкольникам, что к ним в гости пришёл котёнок. Дети вспоминают мультфильмы и сказки, в которых есть этот герой, а затем передают друг другу игрушечного котёнка, гладят его, говорят ласковые слова. Воспитатель читает стихотворение Б. Заходера «Кискино горе»

    • Плачет киска в коридоре, У неё большое горе. Злые люди бедной киске Не дают украсть сосиски.

    Беседа по содержанию. Несколько детей рассказывают его грустно, другие — весело. Педагог предлагает ребятам самим превратиться в котёнка, который хочет украсть сосиски. Нужно встать со стульчика, как киска, на задние лапки, покрутиться возле стола, вдохнуть ароматный запах сосисок. Но вот входит хозяйка — котёнок убегает. Чтение стихотворения Л. П. Савиной:

    • Киска, кисонька, кисуля! — Позвала котёнка Юля.— Не спеши постой, постой! — И погладила рукой.

    Ребятам предлагается представить, как они рукой гладят кошечку. Сказочнице пора возвращаться домой. Она интересуется у ребят, что им понравилось на занятии больше всего, какие интересные вещи они узнали.

    Каменская Н.К. Сказка «Теремок»Воспитатель рассказывает детям, что по дороге в детский сад она нашла красивую коробочку. Чтобы открыть её, нужно отгадать загадки (по ходу отгадывания демонстрируются игрушки):
    • Живёт в норке, грызёт корки. Короткие ножки, боится кошки. (Мышка).
    • Зелёная я, как трава, Моя песенка «ква-ква». (Лягушка)
    • По полю скачет — ушки прячет. Встанет столбом — ушки торчком. (Зайка).
    • Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк)
    • Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живёт, кур в деревне крадёт. (Лиса).
    • Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь)

    Ребята догадываются, что звери — герои сказки «Теремок». Педагог предлагает разыграть эту сказку, произносит волшебные слова, и ребята превращаются в лесных жителей — надевают шапочки-маски. Кто-то из ребят играет роль солнышка и ёлочек (соответствующие маски). Воспитатель в роли автора рассказывает сказку, а дети играют роли персонажей. Проводится физкуль.

    • Стук-стук молотком, (Имитация молотка).
    • Строим, строим новый дом. (Ходьба на месте).
    • Ты, пила, пили быстрей, (Имитация пилы).
    • Домик строим для зверей. (Прыжки на месте).
    • Дружно работали, дом быстро построили — каждому по комнате.
    • Звери дружно жили, не тужили, печку в домике топили.
    • Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

    А теперь надо вновь превратиться из лесных зверят в ребят! (воспитатель снимает с детей шапочки-маски). Детям предлагается сесть за столы и выложить из счётных палочек теремок. Анализ занятия. Педагог выясняет у дошкольников, что им больше всего понравилось, а что было трудным.

    Лагутина А.В. «Марфуша в гостях у ребят»Перед детьми появляется Марфуша (переодетый взрослый). Она рассказывает, что когда наводила порядок, обнаружила носок, платочек, перчатку, варежку и тапок. И вот теперь Марфуша не знает, что со всем этим делать. Она решает положить вещи в волшебный сундучок и произнести заклинание. Проводится пальчиковая гимнастика:
    • Сложим мы в мешок большой (гладим по левой и правой ладони).
    • Каждой вещи по одной ( загибаем пальцы левой руки по очереди):
    • Тапок, варежку, носок (соединяем пальцы большой с большим),
    • И перчатку, и платок ( указательный с указательным и т. д.)
    • Ты мешочек наш, расти ( ладони и пальцы прижаты друг к другу,раскрываем, делаем “шар”).
    • Что там вышло, покажи ( ладони вверх, вниз, вверх, вниз).

    Марфуша оставляет мешочек и уходит. Воспитатель по одному достаёт предметы и удивляется. Тапок превратился в мышку. Дети имитируют её тоненький голос. Педагог достаёт игрушечного муравья. Проводится игра «Муравей и птица»: когда педагог произносит «муравей», дети должны бегать маленькими шашками, а на сигнал «птица» нужно присесть. Следующий персонаж из мешочка — зайчик-перчатка. Малыши превращаются в зайчат — прижимают голову к плечикам, подбирают под себя «лапки» и дрожат. Воспитатель достаёт бабочку, включает по очереди две мелодии. Ребята должны отгадать, под какую именно может порхать бабочка. Девочки выполняют танцевальные движения под музыку. Последний герой — воробей. Дети отгадывают про него загадку.Дети с помощью воспитателя догадываются, что все эти персонажи — герои сказки В. Сутеева «Под грибом». Вначале они были грустные, но им помогла дружба, и герои стали весёлыми (беседа сопровождается демонстрацией пиктограмм с весёлым и грустным лицом). Ребята поочерёдно играют роль какого-нибудь персонажа и просятся под грибок. Проводится игра «Узнай друзей по голосу»: дети передают палочку. У кого она окажется в руках, тот называет ведущего по имени, а тот должен определить по голосу, кто же его позвал. Игра «Передавалки»: нужно в ладошках передать соседу большой мячик. Дыхательная гимнастика «Ветер»: на выдохе дошкольники произносят «фу-у-у». Дошкольники делятся впечатлениями. Воспитатель достаёт из мешочка угощение.

    Таблица: сценарий сказки для драматизации

    Название сказкиСодержание
    «День рождения Машеньки»Жила-была девочка Машенька. Она была очень весёлая и добрая девочка. Её любили не только подружки, но и все зверюшки! И вот однажды, когда у Машеньки наступил день рождения, зверюшки решили поздравить её с праздником. Они приготовили для именинницы подарки и поздравления. Сначала к Машеньке пришёл Котик! (котик постепенно появляется на ширме).Подошёл к ней и говорит: “Машенька, поздравляю тебя с днём рождения! И прими от меня подарок!” (котик слегка покачивается, а Маша стоит неподвижно). Девочка была очень рада приходу Котика и его подарку и говорит: “Спасибо, котик, я очень рада, что ты пришёл! Проходи, пожалуйста”. Котик прошёл и уселся на стульчик. А в это время по тропинке бежал вприпрыжку Зайка. Он увидел Машеньку и радостно сказал: “Здравствуй, Машенька! Я поздравляю тебя с днём рождения! И дарю тебе…” Девочка поблагодарила Зайку: “Спасибо, зайка! Проходи, пожалуйста!” Зайка с радостью согласился, прошёл и уселся рядом с котиком. Только Зайка уселся, как все услышали песенку. Её напевал Лисёнок, который тоже торопился с поздравлениями к Машеньке. Лисёнок подбежал к девочке и радостно сказал: “Я поздравляю тебя с днём рождения! Вот для тебя подарок! ”Подарил Машеньке подарок и совсем было собрался уходить, как Маша сказала: “Спасибо, лисёнок, оставайся на праздник!” Лисёнок поблагодарил девочку, пошёл и сел на стульчик рядом с Зайчиком. И тут все увидели, что вразвалочку идёт Мишутка. Мишутка был очень робкий и стеснительный. Подошёл и тихонько сказал: “Поздравляю с днём рождения!” Подарил Машеньке подарок и тихонько пошёл домой. А Маша ему вслед и говорит: “Спасибо, Мишутка, оставайся на празднике!” Мишутка от удовольствия даже тихо зарычал, пошёл и сел рядом с Котиком. И тут все увидели, что к Маше с поздравлениями идут Волчонок и Петушок. Петушок шёл впереди и звонко кукарекал, а Волчонок шёл за ним и всё думал, как он будет поздравлять Машу. Подошли они к имениннице и говорят: “Поздравляем тебя с днём рождения! Желаем … Вот подарки от нас!” Маша сказала: “Спасибо, проходите, пожалуйста!” Волчонок прошёл и уселся рядом с Мишуткой, а Петушок — рядом с Лисёнком, потому что они были друзья и всегда играли вместе. Когда гости уселись, Маша увидела, что к ней торопится Козочка.Она была нарядная и весёлая. Козочка тоже несла Маше подарок. Подошла она к девочке и говорит: “Поздравляю тебя с днём рождения! И прими от меня подарок!” Машенька сказала: “Спасибо большое, проходи, пожалуйста!” Козочка с удовольствием прошла и села рядом с Петушком. Маша была очень рада гостям, но с нетерпением ждала свою подружку Дашеньку. И тут она увидела, что по тропинке торопливо идёт Дашенька, а с ней Мышонок. Когда Дашенька и Мышонок подошли, Маша сказала: “Я рада, что вы пришли, смотрите, сколько у меня гостей!” Даша и Мышонок поздравили именинницу с днём рождения и предложили поводить хоровод “Каравай” для Машеньки. Все зверюшки согласились, встали в круг, а Маша в середину круга, и они стали водить хоровод!

    Подготовка и проведение занятий в ДОУ

    Театрализованная деятельность в средней группе ДОУ — это увлекательный процесс для детей. Чтобы привлечь интерес ребенка к этой деятельности, нужно придумать забавную игру. Например, воспитатель приносит с собой красивый сундучок, который был найден по дороге в детский сад. В данном сундучке находятся персонажи сказки. Чтобы предмет открылся, ребята должны отгадать загадку.

    Программа в детском саду по развитию внимания

    Другой сценарий — это подбор забавного наряда. Чтобы заинтересовать детей театрализованной деятельностью, воспитатель может выбрать наряд бабушки-сказочницы (Маланью или Арину). Педагог приглашает дошкольников поиграть с ней.

    План проведения занятий

    Чтобы провести занятие, составляется специальный перспективный план. Закрепляется представление о разных видах театра. Также закрепляются приемы работы с пальчиковым театром. Режиссерский подход — это рассмотрение интересных игр «Был у зайца огород», «Прощание с зимой», «Встреча весны», в ходе которых у дошкольников развивается интерес к сценическому искусству.

    Планирование урока

    Важно! Это способствует воспитанию доброжелательности, коммуникабельности в отношении друг с другом.

    Кроме этого, педагог проводит беседу с детьми, читая сказку. Это стимулирует эмоциональному восприятию. Таким образом, пополняется словарный запас. Дошкольники учатся находить выразительные средства в мимике.

    Сценические атрибуты

    Перед проведением занятия, педагог должен подготовить сценические атрибуты (аксессуары, головные уборы, декорации), такие как, куклы, театральные костюмы, а также грим.

    Применение сценических атрибутов

    Примеры сценариев

    Воспитатель примеряет на себе образ сказочницы, которая проводит увлекательную беседу с детьми. Ребятам предлагается перевоплотиться под образы артистов — учиться передавать чувства выражением лица и жестами.

    Примеры сценариев

    Создается специальный театральный проект в игровой форме. Дети должны передать друг другу конкретные эмоции. Следующее задание — это передача по кругу определенного количества хлопков. Нужно выговорить фразу «Поехали, поехали в лес за орехами».

    Сказочница сообщает дошкольникам, что к ним в гости пришёл котёнок. Дети вспоминают мультфильмы и сказки, в которых есть этот герой, а затем передают друг другу игрушечного котёнка.

    Воспитатель читает стихотворение Б. Заходера «Кискино горе» или К.И Чуковского «Айболит».

    Открытый урок с ребятами по НОД — проводится беседа по содержанию. Несколько детей рассказывают его грустно, другие — весело.

    Педагог предлагает ребятам самим превратиться в котёнка, который хочет украсть сосиски. Нужно встать со стульчика, как киска, на задние лапки, покрутиться возле стола, вдохнуть ароматный запах сосисок. Но вот входит хозяйка — котёнок убегает.

    Чтение стихотворения Л. П. Савиной:

    «Киска, кисонька, кисуля!

    Позвала котёнка Юля.

    Не спеши постой, постой!

    И погладила рукой».

    Ребятам предлагается представить, как они рукой гладят кошечку.

    Сказочнице пора возвращаться домой. Она интересуется у ребят, что им понравилось на занятии больше всего, какие интересные вещи они узнали.

    Проект по театрализованной деятельности

    Театрализация представляет большой материал для проектной деятельности в средней группе. Это могут быть краткосрочные и долгосрочные проекты. Длительность краткосрочного — от одного дня до двух недель, долгосрочного — от двух недель до полугода и даже год.

    Пример долгосрочного проекта – «Театр рядом с нами» Воспитателя И. Г. Гимаевой. Он задействует детей, педагогический коллектив и родителей. Родители при этом привлекаются к изготовлению персонажей сказок, выставке рисунков «Мы из сказки», организации фотовыставки «В кукольный театр всей семьёй».

    Проблема для решения в ходе реализации проекта: неумение передавать эмоциональный характер героев, недостаточный словарный запас, трудности связной речи.

    Воспитателем разработан подробный план проекта, в том числе сценарии открытых мероприятий, продуманы ожидаемые результаты деятельности. В ходе подготовительного этапа педагог создаёт в группе различные виды театра (к этому процессу привлекаются родители и сами дошкольники), читает дошкольникам сказки и рассказы — будущие сценарии спектаклей.

    Таблица: сказки для театрализаций, используемые в проекте

    МесяцНазвание сказкиВид театра
    СентябрьБелорусская сказка «Пых»кукольный театр
    ОктябрьРусская народная сказка «Репка»картонный театр
    Ноябрь«Теремок»кукольный театр
    Декабрь«Заюшкина избушка»пальчиковый театр
    Январь«Зимовье зверей»пальчиковый театр
    Февраль«Колобок»пальчиковый театр
    МартСказка Л. Н. Толстого «Три медведя»картонный театр
    АпрельРассказ Т. Караманенко «Ёж и грибок»пальчиковый театр
    Май«Маша и медведь»драматизация, заключительный этап проекта

    Во время реализации проекта театрализованная деятельность тесно переплетается с художественным творчеством (ребятам предлагаются раскраски на тему сказок, рисование любимых героев), физическим воспитанием (физкультминутки на сказочные темы).

    Анализ и диагностика театрализованной деятельности в средней группе

    Все занятия по театрализованной деятельности в средней группе строятся по похожей схеме. Вначале педагог погружает дошкольников в тему, создаёт нужный эмоциональный настрой. Затем разыгрывается конкретный этюд или спектакль, где малыши демонстрируют свои творческие способности.

    Обязательный этап каждого занятия — эмоциональное заключение. Воспитатель совместно с детьми проводит анализ театрализованной деятельности. Педагог даёт дошкольникам возможность высказать своё мнение, отметить, что каждому из них больше всего понравилось на занятии. Ребята вспоминают, какую сказку они разыграли, какие задания были лёгкими, а какие показались трудными. Таким образом, в ходе анализа воспитателя отмечает моменты, над которыми в дальнейшем нужно поработать, в том числе в индивидуальной деятельности.

    Театрализованная деятельность в средней группе включает в себя диагностику, которая проводится дважды в год (как правило, это октябрь и май). Воспитатель обозначает умения и навыки, которые должны приобрести дети к концу учебного года, отмечает, насколько каждый ребёнок обладает ими в начале обучения (октябрь), а затем в конце года (май). На основании полученных данных педагог делает выводы об успешности обучения.

    Для оценки уровня детского развития используется трёхбалльная шкала: хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно (некоторые используют пятибалльную систему). Характеристики высокого уровня развития для диагностики:

    1. Посредством интонации, мимики и жестикуляции передаёт характер и особенности героя произведения.
    2. Умеет перевоплощаться в персонажа, импровизировать по ходу игры.
    3. Отчётливо произносит слова персонажа.
    4. Ориентируется в разных видах театра, владеет игрушками, пальчиковыми куклами, куклами бибабо и пр.
    5. Охотно участвует в детских спектаклях в ДОУ.

    Сказки для инсценировки в средней группе

    Дети данной возрастной группы характеризуются своим стремлением к социализации. Они активнее включаются в ролевые игры, примеряя на себе различные роли (социальные и героев известных сказок).

    Обратите внимание! В среднем дошкольном возрасте ребята становятся более внимательными, они уже могут воспринимать не только стихотворные произведения, но и короткие русские народные произведения.

    Чтение сказок в подготовительных группах детских садов

    Какие представления можно показывать в средней группе?

    «Заюшкина избушка»

    В роли ведущего выступает сам воспитатель или, по желанию, ребенок. Главными героями этой сказки являются:

    • Заяц;
    • Лиса;
    • Собака;
    • Медведь;
    • Бык;
    • Петух.

    Воспитатель должен заранее подготовить соответствующий реквизит. Это маски с ушами животных (медвежонка, собаки и других героев) или их изображением. Также это лубяная заюшкина и ледяная лисья избушки. Перед началом постановки педагог читает детям сказку, знакомя не только с ее содержанием, но и с тем, как передавать характер персонажей при помощи мимики и интонации.

    Воспитатель объясняет детям значение устаревших и малознакомых слов, чтобы воспитанникам было понятно содержание произведения. В ходе обсуждения сказки он задает наводящие вопросы о характерах персонажей, чтобы они смогли их передать во время инсценировки. Например, лиса – хитрая, заяц – добрый, скромный, петух – храбрый, и так про всех персонажей.

    Сказка «Заюшкина избушка» связана с лексическими темами «Времена года», «Домашние и дикие животные». В ходе инсценировки дети учатся образовывать притяжательные прилагательные: заячья, зайкина избушка, лисья.

    «Колобок»

    Еще одна популярная сказка, которая есть в картотеке средней группы. В роли ведущего выступает взрослый или ребенок. Герои сказки:

    • Колобок;
    • Бабка;
    • Дедка;
    • Заяц;
    • Волк;
    • Медведь;
    • Лиса.

    Особенность этой сказки — у персонажей немного слов, поэтому детям нужно больше использовать мимику и жесты, чтобы передать характеры своих героев. Воспитатель может сделать дорожку с растениями и грибами, ягодами, по которой будет катиться Колобок.

    Эта сказка связана с лексическими темами «Дикие и домашние животные», «Семья». Также с воспитанниками можно обсудить правила поведения.

    Обратите внимание! Данное произведение можно выбрать и для игры-импровизации. Например, предложить детям придумать реплики для Бабки и Дедки. Или других зверей, от которых укатился Колобок.

    Театрализованная деятельность в детском саду

    «Муха-Цокотуха»

    Это произведение нравится детям, и его часто выбирают для постановки, потому что оно в виде стихотворения. Фразы персонажей легче запоминаются, поэтому данную русскую сказку часто выбирают для занятий в средней группе. Роль ведущего можно разделить на нескольких детей, потому что текст большой, или же выбрать для инсценировки отрывок.

    В инсценировке «Мухи-Цокотухи» может быть задействована вся группа. Детям нужно без слов изображать персонажей при помощи мимики, жестов, движений. Главные роли — Муха-Цокотуха и Комарик.

    Это произведение подойдет и для импровизированного сценария, если уровень речевого развития детей позволяет им самостоятельно придумывать фразы своим персонажам. Данную сказку можно использовать и для урока логори

    Для инсценировки данной сказки стоит постараться приготовить дом, в котором будут жить герои. Воспитатель может сделать это самостоятельно или подойти с этой просьбой к детям. Тем самым у ребят появится еще больше желания принять участие в театрализованной деятельности.

    Занимательная математика в играх дошкольникам

    Дети играют роли Мышонка, Лягушки, Зайчика, Лисички, Волчонка и Медведя. При инсценировке ребята могут добавлять к словам звукоподражательные комплексы, чтобы сделать речь персонажей еще более выразительной.

    Обратите внимание! «Теремок» лучше всего подходит для отработки просодической стороны речи, а именно – высоты и силы голоса.

    «Репка»

    С этой сказкой также знакомят детей в среднем дошкольном возрасте. В роли Репки можно выбрать ребенка или использовать реквизит. Главными героями являются Бабка, Дедка, Внучка, Жучка (собака), Кошка и Мышка.

    Особенность этой сказки в том, что у персонажей практически нет слов. Поэтому дети могут импровизировать. Например, ребенок, исполняющий «кошкину» роль, может говорить «Мяу», Жучка – гавкать, а Мышонок – пищать. Для персонажей людей воспитатель предлагает детям придумать короткие фразы.

    Важно! Также эта сказка подходит для работы с неговорящими детьми, потому что звукоподражание — одно из главных направлений в работе с такой категорией лиц. Только в этом случае не нужно предлагать детям придумывать фразы самостоятельно.

    Инсценировка «Репки»

    Все перечисленные произведения подходят для работы с детьми среднего дошкольного возраста, потому что они небольшие по объему; персонажи говорят простыми фразами, их характер нужно передавать посредством мимики и жестов. Затрагиваемые лексические темы соответствуют возрасту детей, поэтому они смогут понять, о чем была сказка.

    После прочтения воспитатель проводит с детьми краткий анализ произведения. Он задает вопросы, о чем был сюжет, кто из героев положительный персонаж, а кто — отрицательный, почему они так считают и другие подобные вопросы. Дети лучше понимают характер персонажей и смогут лучше их передать.

    В ходе подобной беседы ребята учатся выражать свое мнение, что положительно влияет на качество связной речи. Происходит обогащение и уточнение лексики, предложения становятся более грамматически правильно построенными.

    Дети инсценируют сказку «Теремок»

    Видеоматериалы по теме

    Видеозаписи детских спектаклей — очень интересное зрелище для педагогов, дошкольников и их родителей.

    Видео: драматизация сказки «Репка» в средней группе

    Видео: театрализованная деятельность в средней группе «Курочка Ряба»

    Видео: театрализованное мероприятие с участием детей и родителей (средняя группа) «Кошкин дом»

    Театрализованная деятельность близка и доступна детям. Ведь она заложена в самой их природе: любую выдумку и впечатление из окружающей обстановки малыш стремится трансформировать в живой образ. Воспитанники средней группы с удовольствием участвуют в спектаклях, любят облачаться в яркие костюмы, управлять куклами, говорить от их имени. Такие действия помогают всестороннему развитию ребёнка, чересчур подвижному и эмоциональному помогают стать более собранным, целеустремлённым, а робкому — наоборот, преодолеть застенчивость и неуверенность в себе.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: