Реализация системно-деятельностного подхода через игровые технологии на уроках химии Ким Елена Петровна, учитель химии МОУ «Гимназия 1» г. Саратова 16.11.2014Ким. — презентация


Современные педагогические технологии на уроках химии.

Современные педагогические технологии на уроках химии.

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.

Обучащийся после окончания школы должен:

— гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

— самостоятельно увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения; четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности;

— грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем);

— быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

— самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Сегодня в центре внимания — ученик, его личность, неповторимый внутренний мир.

Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам и учителю. Мы привыкли, что на уроке учитель рассказывает, а ученик слушает и усваивает. Слушать готовую информацию – один из самых неэффективных способов учения. Знания не могут быть перенесены из головы в голову механически (услышал – усвоил). Многим кажется, что нужно только заставить слушать ученика и дело тут же пойдет на лад. Однако ученик, как любая личность, наделен свободой воли, с которой нельзя не считаться. Поэтому нарушить этот природный закон и подчинить их себе даже ради благих целей невозможно. Желательного результата на этом пути добиться нельзя.

Отсюда следует, что необходимо сделать из ученика активного соучастника учебного процесса. Ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому учителю нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора познавательной деятельности ученика. Необходимо, чтобы в результате деятельности, ученик самостоятельно приходил к каким-либо выводам, чтобы сам для себя созидал знание. Важнейшим принципом дидактики, является принцип самостоятельного созидания знаний, который заключается в том, что знание учеником не получается в готовом виде, а созидается им самим в результате организованной учителем определенной познавательной деятельности. Развитию познавательных и творческих интересов у учащихся способствуют различные виды технологий.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Я изберу следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Внедрение современных технологий обучения и их систематическое использование способствует повышению качества обучения, мотивации, формированию функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций, развитию потенциальных способностей учащихся.Новые технологии дают новые возможности по формированию личностного потенциала и обеспечению успешности выпускника школы. Чтобы помочь современному школьнику, нам необходимо самим не отставать от современности. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений и осваивать современные образовательные технологии, быть технологически грамотным современным педагогом, владеющим современными методиками обучения.

На сегодняшний день использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

Развитию познавательных и творческих интересов у учащихся способствуют различные виды технологий:

1. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:

— технология уровневой дифференциации обучения;

— групповые технологии;

— технологии компьютерного обучения.

2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

— игровые технологии;

— технология проблемного и исследовательского обучения;

— технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

3. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

— технология обучения в сотрудничестве;

Современная школа нуждается не в одной педагогической технологии, а в целой палитре.

Личностно – ориентированные технологии

ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого. Обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Учащийся в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; он — цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлеченного.

Игровые технологии —

игра наряду с трудом и учением – один из видов деятельности не только ребенка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой—то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

-в качестве самостоятельной технологии;

-как элемент педагогической технологии;

-в качестве формы урока или его части;

— во внеклассной работе.

Интеллектуально-творческие игры (ИТИ) стимулируют развитие познавательных интересов учащихся, способствуют развитию их интеллектуально-творческих способностей, дают возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя в интеллектуально-творческой сфере через игру, помогают восполнить дефицит общения. ИТИ могут быть использованы не только во внеклассной и внеурочной работе, но и на уроках (при изучении нового материала, повторении пройденного, контроля знаний учащихся и т. д.)

В своей практике я систематически использую игровые формы организации контроля знаний и постоянно замечаю, как это повышает интерес учащихся к изучаемому материалу и предмету в целом, как учащиеся, которые в последнее время так мало читают, вдруг начинают листать книги, справочники, энциклопедии. Так на уроках, при изучении тем, связанных с экологией, например по теме “Природные источники углеводородов и их переработка”, применяю ролевые игры с применением экспертных групп. Класс разбивается на две группы: “специалистов” и “журналистов”. Первые подбирают материал и подготавливают наглядное пособие. Вторые готовят вопросы, которые они должны задавать во время игры.

Для закрепления материалов в 8 – 9 классах использую дидактические игры: “Химические кубики”, “Химическое лото”, “Крестики-нолики”, “Найди ошибку”, “Химический бой”, «Валентное лото», «Расшифруй фразу». Так же на внеклассных занятиях провожу зрелищные интеллектуально-творческие игры: “КВН”, “Что, где, когда”, “Звездный час”, «Эрудиты».

Компьютерная технология

— в конце XX века человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриального или информационного. Информационная технология – это не только технология, предполагающая использование в образовательном процессе компьютера. По сути дела, любой процесс, связанный с переработкой информации, может называться информационной технологией, однако, более правильно, под информационной технологией понимают совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Целесообразность использования компьютера в учебном процессе должна быть подтверждена педагогическими целями, достижение которых возможно только с применением компьютера, благодаря его возможностям. Компьютер может поддерживать и тем вносить разнообразие в процесс изложения нового материала, не исключается возможность моделирования с помощью компьютера химических процессов и явлений и, конечно же, в процессе контроля качества образования. При упоминании моделирования с помощью компьютера химических процессов и явлений, я ни в коем случае не призываю заменить живой демонстрационный эксперимент компьютерной версией. Я говорю о тех случаях, когда нет возможности в демонстрации из-за отсутствия необходимых реактивов или условий для проведения. Компьютер задействует наглядно-образное мышление, способствующее более эффективному усвоению учебного материала.

Использование компьютера и мультимедийных технологий дают положительные результаты при объяснении нового материала, моделировании различных ситуаций, при сборе нужной информации, при оценке ЗУН и т. д., а также позволяют на практике реализовать такие методы обучения, как: деловые игры, упражнения по решению проблем, презентации и прочее. На своих уроках я использую различные программы на дисках, которые помогают мне для объяснения новых или повторения старых тем, закрепить и систематизировать полученные знания. Пример одного урока. Тема: “Подгруппа кислорода, характеристика. Получение кислорода”. В процессе урока использовался мультимедийный проектор, где на экране демонстрировались опыты, которые в школьной лаборатории продемонстрировать невозможно. Так же на экране проектировались несколько таблиц. Ребятам предлагалось проанализировать, сравнить и сделать вывод. Из вышесказанного приходим к выводу, что компьютерная технология повышает уровень обучения и вызывает интерес учащихся к предмету.

На своих уроках использую различные программы, преследуя следующие цели: формирование умений обработки информации; развитие коммуникативных способностей; подготовка личности «информационного общества»; формирование исследовательских УУД, умения принимать оптимальные решения; максимально наглядная подача учебного материала. В зависимости от формы, целей и задач урока компьютерные технологии применяются как:

— источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя или книгу);

— наглядное пособие, используя возможности мультимедиа и телекоммуникации;

— тренажёр;

— средство диагностики и контроля.

Компьютерные технологии используются на всех этапах процесса обучения:

— при объяснении нового материала (источник учебной информации),

— при повторении (дидактические материалы);

— для контроля знаний (тесты),

— с целью организации досуговой среды.

Например, на уроках — презентациях: «Почему протекают химические реакции» «Расчеты по термохимическим уравнениям» и «Решаем задачи по химическим уравнениям» реализуется видеометод; решение по алгоритму, используется мультимедийный тест, который сопровождается оценивающими элементами и звуковыми положительными и отрицательными реакциями в зависимости от правильного решения задач, что снижает напряженность на уроке, делает обстановку более комфортной.

В своей работе использую различные компьютерные средства обучения:

— ресурсы Internet для сбора дополнительной информации по теме урока и создания компьютерных презентаций внеурочных и внеклассных мероприятий;

— компьютерное сопровождение к исследовательским проектам учащихся;

— контролирующие компьютерные средства обучения, например, «Тесты по химии»;

— компьютерные средства, как наглядные пособия: «Кирилл и Мефодий», библиотека электронных наглядных пособий для 8-11 классов и т.д.

Результаты использования ИКТ:

— Создание банка данных (компьютерные презентации учащихся 8, 9 классов) и компьютерные презентации учителя (по темам).

— Ежегодное повышение активности учащихся в использовании ИКТ при подготовке уроков и внеклассных мероприятий.

— Выступления на школьных методических объединениях, педсоветах, семинарах для учителей.

На любом этапе урока можно использовать компьютерные презентации, как индивидуально, так с помощью интерактивной доски.

Примеры использования презентаций на уроках химии:

Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией.

Работа с устными упражнениями.

Использование презентации при повторении пройденного материала.

Демонстрация условия и решения задачи.

Демонстрация химических опытов.

Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.

Проведение тестов.

Проведение физкультминуток.

Проведение рефлексии.

Демонстрация портретов химиков и рассказ об их открытиях.

Иллюстрация практического получения и применения химических веществ в жизни.

Создание учащимися компьютерных презентаций к урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Внеклассная работа: химические игры, КВНы и вечера.

Таким образом, включение в урок информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения химии интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Технология проблемного обучения

предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей. Проблемные ситуации на уроке могут возникать самым неожиданным образом. Выделяют такие правила создания проблемных ситуаций.

1. Перед учащимися ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладения новыми умениями.

2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.

3. Проблемное задание дается до объяснения нового материала.

4. Такими заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса, практические действия.

Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении.

1. Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном внимании и обсуждении учениками (традиционная система).

2. Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение; он же направляет самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (исследовательский метод).

4. Ученик сам ставит проблему и сам ее решает (исследовательский метод).

В проблемном обучении главным является исследовательский метод — такая организация учебной работы, при которой учащиеся знакомятся с научными методиками добывания знаний, осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и открывать новую для себя зависимость или закономерность.Таким путем учащиеся знакомятся с основными методами исследования в химии, овладевают умениями самостоятельно добыть новые знания, постоянно обращаясь к теории. Привлечение опорных знаний для решения проблемных ситуаций предполагает формирование и совершенствование как общеучебных, так и специальных умений учащихся (проводить химические опыты, соотносить наблюдаемые явления с изменениями состояния молекул, атомов, ионов, проводить мысленный химический эксперимент, моделировать сущность процессов и т. п.).

В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.

Проблемную ситуацию на уроке может создать как учитель так и ученики. Например: Тема: “Простые и сложные вещества”, учитель предоставляет ученику широкое поле деятельности: задает проблемные вопросы, предлагает из перечня различных веществ выписать отдельно простые и сложные вещества и подводит к тому, чтобы ученик сам, используя свой жизненный опыт, знания предыдущих уроков, попытался сформулировать понятие простого и сложного вещества. Ученик сам для себя созидает знания, так возникает интерес не просто к предмету, а к самому процессу познания. На мой взгляд, технология проблемного обучения позволяет учителю удерживать внимание ученика. Ведь выдвинутая проблема подвигнет к поиску путей ее решения, выдвижению гипотез, порой самых неординарных, их обоснованию, проверке и в конечном итоге получению результата. Когда информация проходит по такому пути, она прочно и ненавязчиво усваивается. Причем повышается самооценка учеников, так как они понимают, что были участниками процесса решения проблемы. При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он систематически создает проблемные ситуации, в учебно-познавательной деятельности, которые побуждают учащихся анализировать факты, самостоятельно делать выводы и обобщения, учащиеся самостоятельно формируют с помощью учителя определенные понятия, законы. В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение. Проблемные ситуации можно создавать при изучении практически любого раздела и темы предмета. Например, при изучении темы «Гидролиз солей» в разделе неорганической химии перед учениками ставится вопрос: «Какой характер среды существует в растворах солей?». Многие высказывают гипотезу, что если в растворах кислот и щелочей соответственно кислотный и щелочной характер среды, то в солях – среда нейтральная. Высказанную гипотезу предлагаю проверить в ходе самостоятельного лабораторного эксперимента с растворами трех предложенных солей. Вспоминаем, как экспериментально определиться с характером среды в растворах веществ, и осуществляем эксперимент. Высказанная гипотеза нашла подтверждение только в одном случае из трех. Поэтому ученики делают вывод, что в растворах солей может быть и кислотный, и щелочной, и нейтральный характер среды. И вновь возникает проблемная ситуация: «От чего же зависит характер среды в растворе той или иной соли?» Вспоминаем, какие частицы отвечают за кислотный, а какие за щелочной характер среды и пытаемся с помощью ионных уравнений гидролиза соли объяснить их появление в растворах солей.

Исследование может проводиться с целью получения новых знаний, обобщения, приобретения умений, применять полученные знания, изучения конкретных веществ, явлений, процессов. Так, при изучении темы “Соли азотной кислоты” в 9-ом классе использую элементы исследовательской работы. Исследование включает: проведение теоретического анализа; прогнозирование способов получения веществ и их свойств; составление плана экспериментальной проверки и его выполнение; формулирование вывода. Получается логическая цепочка: теоретический анализ – прогнозирование – эксперимент. Майкл Фарадей говорил: “Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим.” Для систематизации получаемых знаний учащиеся заполняют таблицу:

Использование в обучении химии исследовательского метода позволяет включать учащихся в максимально самостоятельную, творчески активную деятельность. Большое значение для выработки исследовательских умений имеют творческие работы, такие как составление кроссвордов и разнообразных задач, сочинение сказок, вычерчивание различных графиков, написание докладов, рефератов, проведение исследований и т. п.

К примеру замена одного вида молока другим — один из видов фальсификации молока и молочнокислых продуктов, составляющих главный компонент рационального питания человека. Фальсификация молока может осуществляться добавлением воды, обезжиренного молока, нейтрализующих веществ, подснятием сливок, прибавлением в молоко соды (с целью понижения кислотности) и др. Самая обыкновенная и «невинная» подделка заключается в продаже снятого (обезжиренного) молока как цельного. Известь (известковая вода), поташ и соду прибавляют к молоку летом для предупреждения его закисания. Некачественные продукты питания не только несут ущерб с экономической стороны потребителю, но и представляют угрозу здоровью человека. Поэтому важная задача — научить учащихся с помощью простых и доступных методов определять подлинность молока и молочнокислых продуктов.

Использование тестов на уроках химии

также занимает видное место в процессе внедрения новых технологий. Что дает возможность массовой проверки знаний учащихся. Тестовая методика – универсальное средство проверки знаний, умений. Тесты являются экономной целенаправленной и индивидуальной формой контроля. Систематическая проверка знаний в виде тестов способствует прочному усвоению учебного предмета, воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способность к анализу. При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, то есть повышается объективность проверки знаний. Этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету. Итоговые контрольные работы в 8 – 9 классах провожу в форме теста.

Здоровьесберегающие технологии —

Древнегреческий философ Геродот говорил так: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум». Быть здоровым – это естественное желание человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Под здоровьем ребенка понимают физическое благополучие, социальное и душевное здоровье. Здоровье ребенка напрямую влияет на возможность усваивать им образовательную программу, комфортно чувствовать себя в коллективе, реально оценивать свои возможности и стремиться к развитию. Социальное и душевное состояния ребенка во многом зависят от правильно организованного учебногопроцесса.

Под здоровьесберегающими технологиями понимают совокупность приемов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум четыре требования:

  1. учет индивидуальных особенностей ребенка,
  2. воспитание умения ребенка самостоятельно защищать себя от стрессов, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты,
  3. недопускание чрезмерной изнуряющей интеллектуальной нагрузки при усвоении учебного материала,
  4. обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантирует поддержание только благоприятного морально – психологического климата в коллективе.

При подготовке и проведении каждого урока я учитываю: строгую дозировку учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой; профилактика стрессов ; оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность; четкая организация учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске, применение ИКТ, соблюдаю требования СанПиНа;

1) на уроке создаю обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя, ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;

2) чёткая организация учебного труда для предупреждения утомляемости; при планировании урока предусматриваю смену деятельности, чередую различные виды активности: интеллектуальная – эмоциональная– двигательная;

3) использование динамических пауз, минут для здоровья (профилактические упражнения для глаз, упражнения на релаксацию, упражнения для формирования правильной осанки) для снятия напряжения, усиления работоспособности:

4) на уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “здоровый образ жизни”, “правильное питание”, “экология”; осуществляю индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

  • Задача 1

Вычислите, какую часть лимона необходимо съедать ежесуточно, для того чтобы восполнить потребность организма в витамине С.

В расчетах следует принять, что масса лимона равна 100 г; содержание витамина С в лимоне составляет 0,5%. Суточная потребность взрослого человека в витамине С – 100мг.

  • Задача 2

В куске белого пшеничного хлеба содержится 0,8 мг железа. Сколько кусков нужно съедать в день для удовлетворения суточной потребности в этом элементе (суточная потребность в железе – 18мг).

  • Задача 3

Один стакан цельного молока содержит 288 мг кальция. Сколько нужно выпивать в день молока для снабжения вашего организма достаточным количеством этого элемента? (Суточная потребность – 800 мг Са)

5) провожу тренинговые мини-занятия для уменьшения степени тревожности учащихся. Систематическое включение в урок элементов здоровьесберегающей технологии, делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес детей к предмету облегчает его изучение, приучает к дисциплине и заботе о своем здоровье, снижает показатель заболеваемости, приводит к улучшению психологического климата в классе, способствует понятию взаимосвязей химии и быта.

Результатом использования различных видов технологий можно считать: развитие познавательных и творческих интересов у учащихся, повышенная мотивация обучения, повышение качества усвоения знаний, создание благоприятных условий для проблемного обучения, привлечение разных видов деятельности учащихся, формирование исследовательских УУД, умения принимать оптимальные решения, возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Заключение

1. Цель педагогических технологий – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения. Главное – ориентация на личность школьника, т. к. педагогическая технология – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами; это деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня образованности личности.

2. История человечества в значительной степени – это история развития способностей человека к изобретательству, творчеству, совершенствованию различных технологий. Адаптивная система обучения (АСО) и коллективный способ обучения (КСО) – наиболее прогрессивные образовательные системы, которые при грамотном применении многое дадут для формирования личности ученика.

3. Применение элементов педагогической технологии на уроках позволяет учителю точно и конкретно определить место и значение каждого урока в теме, устанавливает логические связи между уроками по всем компонентам процесса обучения (целевому, содержательному, операционно-деятельностному, контрольно-регулировочному, оценочно-результативному), что обеспечивает повышение эффективности учебного процесса. Кроме того, происходит перевод обучения на субъект – субъектную основу, что обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, чувства коллективизма, способности контролировать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

2. Гузеев В. В Образовательная технология: от приема до философии. – М., 1996

3. Ксендзова Г. Ю. Перспективные школьные технологии:

Учебно-методическое пособие. – М., 2000.

4. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий:

Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2008. – 368 с.

5. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.

6. Томина Е. В. Модульная технология обучения химии в современном образовательном процессе: Учебно-методическое пособие. – Воронеж, ВГУ, 2004. – с. 3-4

7.Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Просвещение, 1977; 8.Гара Н.Н. Учитель творчеству. Книга для учителя. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1991; 9.Границкая А.С. Научить думать и действовать. М.: Просвещение, 1991; Дидактика средней школы. Под ред. М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, 1982;

Использование дидактических игр и моделирования на уроках химии

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования.

Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками.

Среди различных способов активизации познавательной деятельности определенное место занимают дидактические игры.

Цель работы: изучить возможности дидактических игр для развития познавательных процессов у обучающихся и закрепления знаний, приобретенных на уроках

По определению игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Н.П.Аникеева относит игру к косвенному методу воздействия, когда ребёнок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. В процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра по ее мнению – это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Игровой метод включения школьника в деятельность и общение предполагает именно личностный подход. Игра не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Функции игры:

Для лучшего представления влияния дидактических игр на повышение эффективности обучения целесообразно выделить три наиболее значимые и обязательно присутствующие функции игр — воспитывающую, дидактическую, развивающую. Кроме того, важнейшее значение имеет такое свойство игры, как занимательность. Проследить действие этих функций и занимательности на процесс обучения можно с помощью схемы 1.

Знания в дидактической игре ученики получают не только от учителя, они сами являются участниками их поиска, обмениваясь между собой информацией, способами её получения. В ходе проведения дидактической игры, развиваются разносторонние мотивы детей. Одних привлекает игровой мотив — соревнование, для других главный мотив — познавательный.

Ведущей функцией дидактической игры должна быть образовательная функция, которая является основной потому, что содержит дидактическую цель. В игровой ситуации дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, где эти знания и умения применимы. Например, при изучении темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» учащиеся 8 класса должны усвоить понятие о классификации химических элементов путем историко-логического подхода. В процессе проведения дидактической игры в занимательной форме с помощью карточек и привлечением метода историзма ученики познают последовательность становления и развития периодического закона, периодической системы и их научный смысл.

Воспитывающая функция дидактической игры проявляется через воспитание положительного отношения к предмету, желание изучать химию, трудолюбие и усердие в познании нового.

В игре получают своё развитие такие качества личности, как сила воли, целеустремленность, активность, динамичность, продуктивность мышления, вера в собственные силы, проявляются такие черты характера, как взаимовыручка и товарищество.

Дидактическая игра выполняет также развивающую функцию.

Развивающие возможности игры рассматривались в работах О.С.Газмана, А.М.Матюшкина, С.А.Шмакова.

Для усвоения знаний по химии постоянно требуется внимание, хорошо развитая память, максимальная интеллектуальная работа. Поэтому для успешного обучения химии необходимо тренировать эти психические свойства. При проведении игр «Кто лишний», «Найди ошибку», «Крестики-нолики» и др. ставится цель не только закрепить знания химической символики, облегчить запоминание названий химических элементов, но и совершенствовать память, внимание, развить воображение, интуицию, наблюдательность.

Следовательно, дидактическая игра через занимательность, обучающую, воспитывающую и развивающую функции способствует решению дидактических задач процесса обучения — образовательных, воспитывающих и развивающих.

Когда же нужна игра? Исследования психологов показывают, что если у школьников сформирован устойчивый и глубокий интерес к предмету, то здесь от игры можно отказаться (старшие классы). Если же такого интереса нет и учитель стремится создать его, то здесь игра может стать добрым помощником педагога. Необходимо также учитывать возраст школьников: чем они младше, тем игра для них важнее. И здесь не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры, – это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. «А таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок», — утверждает В.Ф. Шаталов. В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные сведения и знания ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недоступным для ученика, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие – важные психологические эффекты игры.

Игровые технологии в преподавании химии

Применение дидактических игр в изучении химии позволяет решать следующие задачи:

  1. Привитие интереса к изучению предмета
  2. Снижение перегрузки учащихся
  3. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся.

Работой над данной проблемой я попробовала применить в своей практике большое количество разнообразных дидактических игр. Мной разработаны и уроки где фрагментарно применяются игровые моменты, и уроки, где игра – ведущий метод (уроки – ролевые игры, уроки – конкурсы, уроки – смотры знаний, уроки – викторины, урок – расследование и другие).

Приведу пример. Первый год изучения химии как нового предмета чрезвычайно важен для формирования познавательного интереса учащихся. В начале изучения химии большой интерес у учащихся вызывает изучение свойств веществ, проведение опытов на уроках. Падает интерес при рассмотрении теоретических вопросов: степени окисления, изучении номенклатуры, а также при составлении химических формул и уравнений. Для того чтобы школьники не потеряли интерес к предмету и не боялись уроков химии, для создания непринужденной обстановки на уроке и активизации познавательного интереса учащихся предлагаю систему дидактических игр, представленных в тематическом планировании темы “Соединения химических элементов”. В данной теме изучается большое количество основополагающих химических понятий за короткий отрезок времени. Время ее изучения приходится на вторую четверть 8-го класса, когда наблюдается спад познавательного интереса у обучающихся.

Разрабатывая игровые уроки, необходимо предусмотреть следующие моменты:

  • продумать методику проведения игры на уроке (это может быть полностью урок или фрагмент урока на 10–15 мин);
  • ввести в игру момент соревновательности;
  • уточнить цели проведения игры, составить руководства для ведущего, инструкции для игроков, дополнительно подобрать и оформить дидактические материалы;
  • разработать способы оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности;
  • заранее предупредить учащихся об условиях и правилах игры;
  • создать творческую и демократическую обстановку, которая исключает равнодушное отношение ученика к занятиям и необязательное его участие в уроке.

Учащиеся 8-го класса хотя и имеют сильный познавательный интерес, но они не обладают в должной степени развитым абстрактным мышлением. Для них характерна установка на преимущественное запоминание материала, а не на его обдумывание. Самостоятельные рассуждения редки, а склонность к критическому анализу почти не встречается. Лучше всего в этом возрасте воспринимается не логика учебного материала, а его образ, собственное впечатление от самостоятельной деятельности. Поэтому наиболее актуальны при проведении уроков химии в начале обучения дидактические игры, направленные на запоминание понятий и терминов. Игры– упражнения занимают обычно 10-15 минут и являются хорошим средством для осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные головоломки, шифрограммы, кроссворды, и т. д. (Приложение 1)

В 9-м классе обучающие, контролирующие и обобщающие игры становятся сюжетными, где сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения. В результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Игры, связанные с химией, свидетельствуют о серьезной потребности в умственных упражнениях, в самопроверке своего интеллекта.

Наряду с учением и трудом игра в 10–11-х классах (старший подростковый возраст) по-прежнему несет в себе большие возможности для личностного развития детей. Сюжет как форма интеллектуальной деятельности в обучающих, контролирующих и обобщающих играх сохраняется. Однако в играх этого возраста я более широко использую частично поисковый и исследовательский методы обучения через решение экспериментальных задач. В 10–11-х классах широко применяю сюжетно-ролевые и деловые игры. При этом необходимо учитывать целый ряд условий:

а) предоставление старшим подросткам инициативы и творчества в разработке содержания игры, создание игровых органов самоуправления;

б) свободный выбор игровой роли в соответствии с личностными возможностями, обеспечение обстановки творческого исполнения роли;

в) индивидуальную работу педагога для достижения школьником успехов в игре;

г) создание высокого эмоционального подъема в ходе игры.

Считаю, что игровая деятельность – перспективный вид учебного занятия. В процессе игры у учащихся формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения; излагать и аргументировать свою точку зрения; внимательно выслушивать сторонников и оппонентов. В итоге развиваются интеллектуальные умения и способности: анализировать различные варианты и точки зрения; применять всесторонний подход к обсуждению явления; сравнивать и обобщать факты. Стойко поддерживается интерес к предмету. Игра – универсальное средство воспитания, развития, обучения учащегося, поэтому недооценивать ее значение по меньшей мере нерационально и непродуктивно.

Моделирование при обучении химии.

Моделирование, наряду с экспериментом, занимает особое место в обучении химии.

Под моделированием будем понимать метод научного (или учебного) познания, при котором изучается не непосредственный объект, а его модель, находящаяся с объектом в отношении соответствия, с целью получения новых знаний. В химической науке метод моделирования — один из ведущих в процессе познания ее объектов и явлений.

Возможности моделирования широки и многогранны, оно применяется на всех стадиях эксперимента, при обработке данных опыта. Изучение объекта посредством модели возможно потому, что объект и модель обладают общими свойствами. Замена предмета исследования моделью подчас очень удобна для познания.

Модели выступают и как средство получения знаний, и как средство их фиксации, что делает человеческое познание на современном этапе немыслимым без моделирования.

Моделирование широко применяется в процессе обучения в школе. Моделирование в школе — это приблизительное воспроизведение каких-либо объектов, которые по своей сложности и величине не поддаются или плохо поддаются исследованию или изготовлению в натуральном виде.

По способу построения все модели, применяемые при обучении, можно разделить на:

  • действующие (позволяют в лабораторных условиях продемонстрировать технологический процесс, применяемый в промышленности),
  • материальные (состоят из вещественных элементов и предназначены для воспроизведения структуры объекта)
  • идеальные (конструируются мысленно и фиксируются с помощью рисунков). Идеальные модели подразделяются на два вида: модели-представления и знаковые модели.

Первый вид — это образы объективной действительности. Человек мыслит образами, поэтому пополнение запасов химических образов в сознании учащихся — одна из задач преподавания химии, основа развития химического мышления школьников. Представление может стать моделью тогда, когда объекту воображения и моделируемому предмету свойственно нечто общее. Модели-представления особенно нужны при изучении микрообъектов, недоступных восприятию. Второй вид — знаковая модель — основывается на выражении отношений и свойств моделируемого объекта с помощью определенных законов, формул. Знаковая модель необходима при решении конкретных задач на основе существующей теории и уже известной системы знаков (например, при составлении уравнений, расчетных задач). Наглядность идеальных моделей повышается при использовании схем, рисунков.

В процессе обучения химии учащиеся сталкиваются с необходимостью использовать все упомянутые типы моделей буквально с самого начала изучения предмета.

Особенно необходим этот метод при изучении темы «Строение атома. Химическая связь»

При изучении темы «Строение атома. Химическая связь» использую различные модели, от простых, таких, как рисунки в учебнике, где просто показано распределение электронов по энергетическим уровням, до более сложных, пространственных, демонстрирующих форму, размер и расположение электронных облаков. В данном случае рекомендуется использовать не одну, а несколько моделей химического явления для лучшего усвоения и понимания. При этом следует показывать границы возможного применения каждой из них.

Внедрение в учебный процесс компьютеров создает качественно новые возможности для реализации моделирования.

Моделирование химических явлений и процессов на компьютере необходимо, прежде всего, для изучения явлений и экспериментов, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но они могут быть показаны с помощью компьютера. Использование компьютерных моделей позволяет раскрыть существенные связи изучаемого объекта, глубже выявить его закономерности, что, в конечном счете, ведет к лучшему усвоению материала. Ученик может исследовать явление, изменяя параметры, сравнивать полученные результаты, анализировать их, делать выводы.

Сейчас в свободном доступе есть достаточно широкий ассортимент педагогических программных средств (ППС), которые позволяют изучить процессы, скрытые от непосредственного наблюдения и потому трудно воспринимаемые учащимися. Визуализация процессов с использованием анимации служит формированию у учащихся наглядно-образного мышления и более эффективному усвоению учебного материала.

УКМ (учебные компьютерные модели) могут стать неоценимыми помощниками, например, при изучении строения атомов, типов химической связи, строения вещества, теории электролитический диссоциации, механизмов химической реакции, стереохимических представлений и т.д. Все эти перечисленные модели реализованы в программах: Химия. Электронная библиотека «Просвещение», Химия. Мультимедийное приложение к УМК «Химия. 8 класс», Уроки химии Кирилла и Мефодия 8 – 9 класс, Уроки химии Кирилла и Мефодия 10 – 11 класс, и др.

Модели химических реакций, лабораторных работ, химических производств, химических приборов (компьютерные модели макромира) реализованы в следующих программах: Химия (8 – 11 класс) виртуальная лаборатория, Химия общая и неорганическая (10 – 11 класс) и др.

Подобные модели используются в тех случаях, когда нет возможности по каким-либо причинам осуществить лабораторные работы в реальных условиях и нет возможности в реальности познакомиться с изучаемыми технологическими процессами.

Использование перечислённых выше программных средств на уроках химии имеют следующие достоинства:

• улучшается наглядность подачи материала за счет цвета, звука и движения;

• наличие демонстраций тех химических опытов, которые опасны для здоровья детей (например, опыты с ядовитыми веществами).

• ускорение на 10—15% темпа урока за счет усиления эмоциональной составляющей;

Считаю, что моделирование способствует углублению знаний об объективном мире, делает доступными для понимания и наглядными многие сложные теоретические понятия, технологические схемы и установки, а также развивает способности, углубляет знания основ наук, способствует связи теории с практикой, формирует практические навыки.

Мониторинг.

Успешность усвоения материала с использованием различных технологий трудно представить без специального отслеживания этого процесса.

Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием дидактических игр, элементов моделирования, ИКТ даже «слабые» учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.

Применяемые мной технологии усиливают восприятие, облегчают усвоение и запоминание материала, воздействуют сразу на несколько информационных каналов учащегося. При этом повышается интерес учащихся к урокам химии.

В своей работе я применяю различные методы оценивания качества знаний – контрольные работы, в том числе индивидуально-дифференцированные (трехуровневые); самостоятельные задания; компьютерное тестирование. Оценки учащихся выставляются в электронный журнал. Использую тематические тесты по органической и неорганической химии, в том числе в формате ГИА и ЕГЭ. При помощи этих тестов я провожу тематический контроль знаний по предмету.

Педагогический мониторинг и современный анализ деятельности позволяют проконтролировать стиль собственной деятельности, убедиться в том, что внедрение новых технологий – необходимость и потребность учителя на современном этапе.

Литература:

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998;
  2. Газман О.С., Харитонова В.Е. В школу с игрой. М.: Просвещение, 1991;
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]