Карточки по теме » Глагол» тренажёр по русскому языку (4 класс) на тему


Признаки

1. Постоянные:

  • вид (совершенный/несовершенный);
  • спряжение I или II;
  • переходность (переходный/непереходный);
  • возвратность (глаголы, которые без -СЯ не употребляются).

2. Непостоянные

  • наклонение (изъявительное, условное, повелительное);
  • число (единственное(иду, шёл, пойду), множественное (идём, шли, пойдём);
  • время (прошедшее, настоящее, будущее);
  • род (мужской, женский, средний);
  • лицо (первое, второе, третье);
  • возвратность (глаголы, имеющие возвратные и невозвратные формы).

Вид глагола

В русском языке глаголы могут быть двух видов: совершенного и несовершенного.

  • совершенный вид — глаголы отвечают на вопрос что сделать? и обозначают уже совершённое действие или действие в начальной стадии исполнения (решить, прочесть, спеть, запеть);
  • несовершенный вид — глаголы отвечают на вопрос что делать? (решать, читать, петь, запевать).

ЗАПОМНИ!

  • Только несовершенный вид: заискивать, перекликаться, перестреливаться, поглядывать, подсвистывать, подсевать, покашливать, приговаривать, принадлежать, разгуливать, сожалеть.
  • Только совершенный вид: грянуть, допроситься, загреметь, зашагать, отшуметь, очутиться, перепортить, побежать, полежать, полить, помечтать, понадобиться, попридержать, пораздумать, посидеть, хлынуть.

Спряжение глаголов

Глаголы могут спрягаться, то есть изменяться по лицам и числам.

Выделяют 2 спряжения глагола:

I спряжение — глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ЕТЬ, -АТЬ, -ОТЬ, -УТЬ, -ЯТЬ, -ЫТЬ; в 3-м лице мн. ч. оканчиваются на -УТ, -ЮТ (петь, прятать, колоть, тянуть, веять, мыть);

II спряжение — глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ИТЬ; в 3-м лице мн. ч. оканчиваются на -АТ, -ЯТ (возить, пилить, тратить).

ИСКЛЮЧЕНИЯ!

  • Эти глаголы относятся к I спряжению: брить, стелить, зиждиться, зыбить.
  • Эти глаголы относятся ко II спряжению: гнать, дышать, держать, зависеть, слышать, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, смотреть.

Способ определения спряжения глагола

  • Если личное окончание ударное, то определяем по личному окончанию: 1. Если -У/-Ю, -ЁШЬ, -ЁТ, -ЁМ, -ЁТЕ, -УТ/-ЮТ, то это I спряжение. 2. Если -У/-Ю, -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ, то это II спряжение.
  • Если личное окончание безударное, то определяем по неопределённой форме 1. Если неопределённая форма оканчивается на -ИТЬ (кроме брить, стелить), если это один из 7 глаголов на -ЕТЬ (смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть), если это один из 4 глаголов на-АТЬ (слышать, гнать, дышать, держать), то это II спряжение. 2. Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

ЗАПОМНИ!

Глаголы хотеть, бежать относятся к разноспрягаемым.

Как определить неопределённую форму глагола?

Каждый глагол имеет свою определённую форму.

Самый простой способ определить неопределённую форму глагола – это задать к глаголу вопрос «Что делать?» или «Что сделать».

Если глагол является логичным ответом на этот вопрос, то он является инфинитивом.

Также начальную форму глагола можно проверить с помощью окончания. Начальная форма глагола может иметь несколько видов окончаний:

  1. 1-ый вид – окончание –ть (или –ти). Примеры: ходить, бегать, косить, писать, искать, нести, пасти, нанести

    и т. д.

  2. 2-ой вид – нулевое окончание. Глагол в начальной форме имеет нулевое окончание, если на конце его корня стоит –чь. Например: толочь, жечь, напрячь, привлечь

    и т. п.

  3. Часто в конце глагола неопределённой формы стоит суффикс –ся. Примеры: учиться, здороваться, увлекаться, жениться, взрываться, загореться

    и т. д.

Глаголы в неопределённой форме имеют вид, переходность или непереходность, и спряжение.

Неопределённая форма – лежать

, определённая –
лежит, лежал
.

Переходные и непереходные глаголы

Глаголы в русском языке бывают переходные и непереходные.

  • Переходные — обозначают действие, которое переходит на какой-либо предмет, обозначаемый существительным, в винительном падеже без предлога (если действие переходит на часть предмета, винительный падеж заменяется родительным) — провожать сестру, рубить берёзу, читать книгу, шить костюм, выпить молока.
  • Непереходные — обозначают действие, которое не переходит на другие предметы (глаголы с суффиксом -СЯ – непереходные) — гулять в саду, спешить на поезд, заниматься спортом, купаться в море.

Понятие и морфологические признаки

Инфинитив, или неопределенная форма глагола — это его начальная форма. Именно в таком виде представлены глаголы в словарях: гнать, выехать, смириться. В форме инфинитива называются действие, процесс или состояние в независимости от того, кем, в какое время и как они совершены. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?». В предложении они могут быть одной из частей составного сказуемого, выраженного будущим сложным временем, сказуемым, подлежащим, иногда второстепенным членом. Это неизменяемая и неспрягаемая форма глагола, которая имеет только постоянные грамматические признаки.

Прежде всего, это вид, совершенный или несовершенный. Глаголы несовершенного вида обозначают действие, которое длится без конкретного указания на время: приговаривать, рассказывать, занимать. Такие действия еще называют вечными, так как они отвечают на вопрос «что делать?»: Моя соседка собирается ехать в огород; Браки должны заключаться на небесах; Пора определяться с выбором профессии. Совершенные глаголы обозначают уже совершившееся действие, либо то, которое обязательно произойдет. Вопрос задается «что сделать?»: Нужно выписать эту цитату в тетрадь.

Глаголы могут быть возвратными и невозвратными. Эту форму помогает определить постфикс -ся или -сь: прицелиться, тренироваться, подчеркиваться. В этих глаголах действие направлено на себя, и они будут возвратными. Невозвратные глаголы обозначают действия, направленные на кого-то, что-то: обязать, отметить, рассказывать. Признак переходности инфинитива можно определить по дополнительному, рядом стоящему слову, которое указывает на направление действия. Это может быть:

  • существительное или местоимение в винительном падеже без предлога: пронестифлаг, подчеркнуть окончание, произвести разбор;
  • существительное в винительном или родительном падеже без предлога, указывающее на отношение или часть чего-то: записать задание, ждать удачи;
  • существительное или местоимение в родительном падеже, используемое при отрицании: не судить его, не бросить ребенка.

Действие непереходного инфинитива обозначается одним словом. Постоянным признаком инфинитива является спряжение.

Инфинитив используется для образования новых форм и проверки правильного написания. В случае сомнения слово ставится в начальную форму: придумает — придумать (2-е спряжение). Есть слова, от которых ее образовать нельзя, например, неймется.

Наклонение глагола

В русском языке различаются три наклонения глагола: изъявительное, сослагательное (условное) и повелительное.

  • изъявительное наклонение — обозначает действие, которое происходило, происходит или произойдёт (спал, сплю, буду спать).
  • сослагательное (условное) наклонение — обозначает действие желаемое или возможное, образуется с помощью формы прошедшего времени глагола и частицы БЫ (я написал бы, вы пришли бы).
  • повелительное — обозначает побуждение к действию, приказ, просьбу (принесите, стойте, встань).

Применение начальной формы глагола

Для чего же нужна начальная форма:

  1. Благодаря инфинитиву можно определить спряжение глагола.

    А спряжение в то же время служит великолепной подсказкой при написании окончаний глаголов настоящего времени. У многих возникают трудности с правильным написанием окончаний –ишь, -ешь, -ит, -ет, -им, -ем. Зная спряжения глаголов, вы с лёгкостью с ними справитесь.

  2. От начальной формы глагола также образуются глаголы прошедшего времени, написание окончаний которых зависит от инфинитива.

    Например:
    развеЯть — развеЯл, понЯть- понЯл, выжИть — выжИл.

Время глагола

Глаголы изменяются по временам (только в изъявительном наклонении). Выделяют настоящее, прошедшее и будущее (простое и сложное) времена глагола.

  • Прошедшее время относится к действиям, которые к моменту речи уже завершились. Отвечают на вопросы: что делал? что делала? что делало? что делали?

Изменяются по родам и числам: Я / он шёл. (м. р., ед. ч.); Ты / она шла. (ж. р., ед. ч.); Оно шло. (ср. р., ед. ч.); Мы / вы / они шли. (мн. ч.).

  • Настоящее время относится к действиям, которые происходят в момент речи. Отвечают на вопросы: что делаю? что делаешь? что делает? что делаем? что делаете? что делают?

Изменяются по лицам и числам: (Я иду. (1 л., ед. ч.); Ты идёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она идёт. (3 л., ед. ч.); Мы идём. (1 л., мн. ч.); Вы идёте. (2 л., мн. ч.); Они идут. (3 л., мн. ч.)).

  • Будущее время относится к действиям, которые произойдут в будущем. Отвечают на вопросы: что сделаю? что сделаешь? что сделает? что сделаем? что сделаете? что сделают?

Изменяются по лицам и числам: (Я пойду. (1 л., ед. ч.); Ты пойдёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она / оно пойдёт. (3 л., ед. ч.); Мы пойдём. (1 л., мн. ч.); Вы пойдёте. (2 л., мн. ч.); Они пойдут. (3 л., мн. ч.)).

Формы будущего времени

  • простая (от глаголов совершенного вида: увижу, увидишь, увидит, увидим, увидите, увидят).
  • сложная (от глаголов несовершенного вида: буду читать, будешь читать, будет читать, будем читать, будете читать, будут читать).

Морфологические признаки неопределенной формы глагола

Начальная фор­ма гла­го­ла обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та, но при этом не обла­да­ет непо­сто­ян­ны­ми гла­голь­ны­ми при­зна­ка­ми лица, чис­ла, накло­не­ния, вре­ме­ни и рода. Инфинитив име­ет толь­ко посто­ян­ные мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки:

  • вид
  • пере­ход­ность
  • воз­врат­ность
  • спря­же­ние.

Звёзды нача­ли поти­хонь­ку гас­нуть.

Укажем мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки сло­ва «гас­нуть».

I. Гаснуть (что делать?)

  • гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие;
  • неопре­де­лен­ная фор­ма
  • несо­вер­шен­ный вид
  • непе­ре­ход­ный
  • невоз­врат­ный
  • I спря­же­ние.

II. Синтаксическая роль — часть состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го «нача­ли гас­нуть».

Мечта вырвать­ся из пле­на домаш­них забот была в ней силь­на.

I. Вырваться (что сде­лать?)

  • гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие;
  • неопре­де­лён­ная фор­ма
  • совер­шен­ный вид
  • непе­ре­ход­ный,
  • воз­врат­ный
  • I спря­же­ние.

II. Синтаксическая роль — несо­гла­со­ван­ное опре­де­ле­ние.

Неопределенная фор­ма гла­го­ла может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния.

Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ

ЗАПОМНИ!

Чтобы узнать, пишется у глагола -ТСЯ или -ТЬСЯ, нужно поставить вопрос. При вопросах что делать?/что сделать? пишется -ТЬСЯ, а при вопросах что делает?/что сделает? пишется -ТСЯ.

  • Что делать? купаться, смеяться, возиться, лениться, учиться.
  • Что делает? купается, смеётся, возится, ленится, учится.

Определение


В учебнике за 4 класс, когда дети знакомятся с этим понятием, приведено правило.
Неопределенная форма глагола — это начальная и неизменяемая форма, от которой образуются все отглагольные части речи (причастия, деепричастия, отглагольные прилагательные) и формы глагола, образующиеся при спряжении.

На какие вопросы отвечает неопределенная форма: что делать? (что сделать?).

Называется неопределенная форма в лингвистике термином «инфинитив» (от лат. Infinitus). По инфинитиву невозможно сказать, кто и когда совершает какое-либо действие (например, «ходить»: не понятно, кто и когда это делал, нет указания ни на лицо, ни на число, ни на время). Его морфологическими признаками являются суффиксы –ть (-ти) (например, идти, сказать) или окончание корня на –чь (например, лечь, сечь).

Правописание суффиксов глаголов

  • -ТЬ суффикс неопределённой формы глагола (пахать, пилить, строить, дышать).
  • суффикс прошедшего времени (слышать – слышал, читать – читал).
  • -НУ-, -А-, -Я-, -И- неизменяемые суффиксы глаголов (глохнуть, работать, веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять, чаять, чуять, строить, стоить, удвоить, утроить, клеить).
  • -ОВА-/-ЕВА- пишутся в глаголах, которые в 1 лице ед. числа оканчиваются на-УЮ, -ЮЮ (командую –командовать, воюю– воевать).
  • -ЫВА-/-ИВА- пишутся в глаголах, которые в 1 лице ед. числа оканчиваются на -ЫВАЮ, -ИВАЮ (опаздываю –опаздывать, настаиваю – настаивать).
  • -Е/ТЬ в глаголах с приставкой ОБЕС-/ОБЕЗ пишется в непереходных глаголах с приставкой ОБЕС-/ОБЕЗ-, обозначающих действие, замкнутое на самом субъекте (обессилеть от усталости, обескроветь (самому)).
  • -И/ТЬ в глаголах с приставкой ОБЕС-/ОБЕЗ- пишется в переходных глаголах с приставкой ОБЕС-/ОБЕЗ-, обозначающих действие, направленное на кого-то другого (обессилить врага, обескровить (кого-то другого)).

Для чего используется неопределенная форма глагола?

Во-первых, у мно­гих сло­во­форм гла­го­лов лич­ные окон­ча­ния явля­ют­ся без­удар­ны­ми. Например, воз­ни­ка­ют сомне­ния в напи­са­нии букв «е» или «и» в фор­мах слов:

  • строишь или строешь,
  • клеит или клеет,
  • выздо­ро­веем или выздо­ровим.

Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­ва в подоб­ной ситу­а­ции, необ­хо­ди­мо уста­но­вить спря­же­ние гла­го­ла по его неопре­де­лен­ной фор­ме. Алгоритм это­го подроб­но объ­яс­ня­ет­ся в этой ста­тье.

Во-вторых, в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни мно­гих гла­го­лов явля­ет­ся без­удар­ным суф­фикс, напри­мер:

  • кле́и-ть — кле́и-л,
  • посе́я-ть — посе́я-л,
  • ненави́де-ть — ненави́де-л.

От осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы обра­зу­ют­ся мно­гие гла­голь­ные фор­мы, напри­мер:

посея-ть — посея-л, посея-вш-ий, посе-я-нн-ый, посея-в, посея-вши.

Поэтому важ­но пра­виль­но опре­де­лить неопре­де­лен­ную фор­му, а в ней без­удар­ный гла­голь­ный суф­фикс, зна­ние кото­ро­го помо­жет в напи­са­нии гла­голь­ных форм про­шед­ше­го вре­ме­ни, дей­стви­тель­но­го и стра­да­тель­но­го при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни, форм дее­при­ча­стий.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]