Урок русского языка в 9 классе «Сжатое изложение публицистического стиля»


Урок развития речи. Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе

Автор: Подобашина Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Хоринская СОШ №2 им. Д.Ж. Жанаева».

Урок развития речи в 9 классе.

Тема

:
Подготовка к написанию сжатого изложения
Основная цель урока

– научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.

Образовательная:

  • формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста;
  • формировать умение выделять в тексте микротемы, определять в них главное;
  • отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию.

Развивающая:

  • способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;

Воспитательная:

  • формировать коммуникативные умения, внимательное отношение к русскому языку.

Задачи урока:

  1. Повторить приемы сжатия текста.
  2. Научить применять приемы сжатия текста на практике.
  3. Способствовать воспитанию самостоятельности через возможность проявить свои знания в практической ситуации (упражнения с текстом, написание изложения).
  4. Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.

Тип урока:

урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Вид урока:

урок по развитию речи.

Методы и приемы обучения:

кейс-метод. Урок проведен в рамках авторской технологии «Перспектива», автор ПрищепаТ.А.
доцентТомского ГПУ, к.п.н.
Вид кейс-метода:

обучающий

Тип кейса:

аналитический

Оборудование:

план-конспект, раздаточный материал с исходным текстом для сжатого изложения, презентация.

Используемая аппаратура:

компьютер, проектор, экран.

ХОД УРОКА

1.Организационый момент.

Цели и задачи.

Сегодня у нас с вами очередной урок по развитию речи: подготовка к написанию сжатого изложения. Вы знаете, что это первая часть экзамена по русскому языку, следовательно, мы готовимся к ГИА. 1 слайд

— Работать мы будем в группах. (Все учащиеся заранее разбиваются на 4 группы). Группы получили материалы:

— приемы сжатия текста,

— памятки «Как писать сжатое изложение» 2 слайд

и «Как проверить написанный текст» 3 слайд

— образец написания сжатого изложения

Каждая группа заранее получила задание — изучив предложенные материалы, произвести сжатие публицистического текста, используя известные приемы сжатия. Текст у всех групп одинаковый. Таким образом, в группах вырабатывается свой вариант выполнения задания, который они презентуют.

Каждая из групп поочередно работает в определенной ролевой позиции:

  • Одна группа будет «оптимистами». Что вы будете делать?

— Отмечать в выступлении все положительное.

  • Другая группа – «пессимисты». Что будет делать эта группа?

— Отмечать в выступлении все отрицательное.

  • Третья группа – «эксперты». Какова задача этой группы?

— Оценивать работу групп новаторов, оптимистов и пессимистов.

(если группа экспертов смогла выделить дополнительные плюсы или минусы, то она имеет право снизить на балл за каждый дополнительный плюс или минус оценку группам оптимистов и пессимистов).

  • Четвертая группа — «новаторы». Эта группа будет выступать по конкретному вопросу, который был предложен для обсуждения членам подгруппы заранее. (критерии: четкость речи, использование материалов кейса для доказательства, подтверждения точки зрения).

Каждый этап-раунд длится около 10 минут:

  • 3-4 минуты – выступление «новаторов»;
  • 2 минуты – работа в группах оптимистов, пессимистов, экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов в представленной идее, обобщению и анализу полученной информации;
  • 2 минуты – выступление оптимистов и пессимистов (по 1 минуте на каждую группу);
  • 2 минуты – работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой группы с точки зрения поставленных перед данной группой целей деятельности; работа каждой группы оценивается экспертами по 5–бальной шкале, оценка объявляется и обосновывается.
  • 0.5 минуты — смена ролевых позиций для групп.

В конце занятия подведем итоги.

Следует напомнить ребятам о 5-ти бальной оценочной шкале и обратить внимание на таблицу, в которой есть графа – штрафы. Группа будет получать штрафные очки, если во время выступления кто-то из участников подгруппы будет делать замечания вслух, обсуждать свои вопросы, другими словами вести себя некорректно по отношению к другим товарищам.

На доске таблица:

Группы Новаторы Оптимисты Пессимисты Штрафы Итого
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа

II. Защита группами своих тезисов.

  1. раунд: Выступление первой группы.

Тезисы выступления.

(на экран проецируется отсканированное изложение 1 группы

).
4 слайд
Выступление закончено, каждая группа работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.

Оптимисты:

Пессимисты:

Эксперты:

Новаторам ставим __ баллов. Оптимистам ставим __ баллов. Пессимистам – __ баллов.

Меняются ролевые позиции. (баллы выставляются в таблицу)

По этой же схеме выступают другие группы.

  1. раунд: Выступление второй группы.

(на экран проецируется отсканированное изложение 1 группы

).
5 слайд

  1. раунд: Выступает третья группа.

(на экран проецируется отсканированное изложение 3 группы

).
6 слайд

  1. раунд Выступление четвёртой группы.

(на экран проецируется отсканированное изложение 4 группы

).
7 слайд
III. Работа над образцом изложения: 8 слайд

Варианты изложений, представленные группами, были хорошие. Есть, конечно, недостатки, которые мы будем устранять в дальнейшей работе. Предлагаю вам примерный образец изложения.

(на экране – образец изложения) Учитель анализирует образец.

В приведенной работе применяется один основной прием компрессии – упрощение:

В первом абзаце три предложения объединены в одно сложноподчиненное, придаточная часть которого является осложненным простым предложением.

Во второй и третьей микротемах использован прием слияния нескольких предложений в одно.

При компрессии данного текста применен один прием сжатия текста – упрощение, который правильно используется во всех трех микротемах.

IV. Подведение итогов:

Шкала оценок:

14-15 баллов =5

12-13 баллов=4

11-10 баллов=3

Рефлексия:

  • Что вы вынесете из сегодняшнего занятия?
  • Чувствуете ли вы, что овладели приемами сжатия текста?
  • Какой из приемов вам показался наиболее доступным?

Каким приёмом сжатия текста вы воспользовались? 9 слайд

Домашнее задание

: Сегодня, я думаю, вы поднялись еще на одну ступеньку в умении писать сжатое изложение и покажете свое мастерство при выполнении домашнего задания: написать сжатое изложение по тексту.
10слайд

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: