Предметно-игровая среда Выполнили: Ларина Татьяна Васильева Светлана КГБОУ СПО «Рубцовский педагогический колледж» — презентация


Картотека игр по предметной деятельности в раннем возрасте

Игры и занятия, направленные на развитие восприятия и мышления

«Башня из мисочек»

Воспитатель ставит самую большую мисочку вверх дном, а на нее — мисочку поменьше и говорит: «Вот какая башенка получилась!» Башню можно построить из двух, трех и более мисочек. Возможно, ребенок сразу же сломает башню. В этом случае нужно поиграть с ним в такую игру: взрослый строит башню, а малыш разрушает. Через некоторое время можно предложить ребенку самому построить башню. Оказывая малышу помощь в подборе подходящих деталей, следует избегать прямых указаний. Можно спросить у малыша: «Какую теперь надо поставить мисочку? Где у нас мисочка поменьше?»; посоветовать ему: «Попробуй взять другую мисочку, поменьше». Постепенно ребенок на собственном опыте убедится, что башня получается только тогда, когда мисочки ставятся друг на друга в убывающем порядке.

«Подбери колечко»

Маленькому ребенку достаточно сложно усвоить принцип нанизывания колец в порядке убывания. Облегчить эту задачу можно, используя пирамидку с конусообразным стержнем и, соответственно, с разным диаметром отверстий колец. Нанизывая колечки на такую пирамидку, ребенок видит, какое колечко легко надевается на стержень, а какое не доходит до его основания.

Если малыш силой пытается протолкнуть неподходящее кольцо или удовлетворяется тем, что оно повисло на верхней части стержня, нужно с помощью наводящих вопросов или подсказок помочь ему правильно собрать пирамидку, например: «Может быть, проще будет надеть другое колечко? Попробуй вот это», «А как же другие колечки? Посмотри, сколько их осталось. Это колечко не опустилось вниз и не пускает другие. Давай его снимем и попробуем надеть другое колечко», «Давай найдем колечко, которое опустится до самого низа».

При этом следует обязательно хвалить ребенка за любую попытку решить поставленную задачу.

«Подбери колечко»

Маленькому ребенку достаточно сложно усвоить принцип нанизывания колец в порядке убывания. Облегчить эту задачу можно, используя пирамидку с конусообразным стержнем и, соответственно, с разным диаметром отверстий колец. Нанизывая колечки на такую пирамидку, ребенок видит, какое колечко легко надевается на стержень, а какое не доходит до его основания.

Если малыш силой пытается протолкнуть неподходящее кольцо или удовлетворяется тем, что оно повисло на верхней части стержня, нужно с помощью наводящих вопросов или подсказок помочь ему правильно собрать пирамидку, например: «Может быть, проще будет надеть другое колечко? Попробуй вот это», «А как же другие колечки? Посмотри, сколько их осталось. Это колечко не опустилось вниз и не пускает другие. Давай его снимем и попробуем надеть другое колечко», «Давай найдем колечко, которое опустится до самого низа».

При этом следует обязательно хвалить ребенка за любую попытку решить поставленную задачу.

Предметно-развивающая среда и принципы ее построения в ДОУ

Определение 1
Предметно-развивающая среда – это совокупность природных и социальных средств, методического и предметного обеспечения условий ближайшего и перспективного развития ребенка в различных областях и направлениях деятельности.

Современное образование реализуется на основании реализации личностно-ориентированного подхода. Он требует создание в дошкольной образовательной организации предметно-развивающей среды. Для этого, педагогу необходимо ориентироваться на личностное развитие каждого учащегося, его потребности, желания и стремления, уровень интеллектуального и физического развития, возрастные особенности конкретной группы.

Развивающая среда в ДОУ строится на основе учета игровых потребностей детей конкретной возрастной группы. Игровая форма деятельности является приоритетной в дошкольном возрасте. поэтому, обучение и развитие целесообразно строить путем построения предметно-игровой среды, развивающей направленности. В такой среде происходит формирование условий, которые требуются для гармоничного и полноценного развития ребенка, формирование творческих направлений деятельности и реализация условий обеспечения зоны ближайшего развития.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Методическая работа по организации предметно-игровой среды в разных возрастных группах детского сада 400 руб.
  • Реферат Методическая работа по организации предметно-игровой среды в разных возрастных группах детского сада 270 руб.
  • Контрольная работа Методическая работа по организации предметно-игровой среды в разных возрастных группах детского сада 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Воспитательный потенциал предметно-игровой среды ДОУ обусловлен следующими параметрами:

  • Формирование отношения к моральным и культурным ценностям;
  • Освоение социального взаимодействия и форм построения социальных контактов;
  • Формирование социально значимых свойств личности;
  • Способ перевода внешних отношений во внутреннюю сферу личности;
  • Удовлетворение игровых и иных деятельностных потребностей ребенка;
  • Сфера общественной и культурной деятельности;
  • Развитие творческого потенциала.

Построение природно-игровой среды в любой возрастной группе детского сада ориентировано на развитие у детей навыков самостоятельности и самодеятельности.

Предметно-игровая среда строится по следующим принципам:

  1. Принцип дистанцирования расположения. Расположение игрового пространства должно быть ориентировано на установление визуального контакта педагога с детьми.
  2. Принцип совместной деятельности. организация предметно-игровой среды производится путем взаимодействия детей и педагогов.
  3. Принцип динамичности. Предметно-игровая среда должна иметь возможность быть дополненной новыми предметами в любой момент, либо, из нее должны быть удалены некоторые предметы.
  4. Принцип гибкости зонирования. Пространство должно подразделяться на зоны, чтобы дать детям возможность заниматься различными видами деятельности одновременно.
  5. Принцип гендерного подхода. При формировании развивающего пространства требуется учитывать гендерные и возрастные различия детей.
  6. Принцип эстетичности. Среда должна быть приятной для визуального рассмотрения.
  7. Принцип эмоционального комфорта. Среда должна обеспечивать активизацию личностного развития каждого учащегося.
  8. Принцип открытости/закрытости. Предметно-игровая среда должна быть персонализированной для каждой возрастной группы. Кроме того, она должна развиваться вместе с детьми, преображаться и совершенствоваться по мере их развития.
  9. Принцип безопасности. Среда должна быть безопасной для ребенка, поэтому, предметы, входящие в ее состав, должны соответствовать росту и возрасту детей конкретной группы.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

LiveInternetLiveInternet

Ведущая деятельность в раннем детстве – предметная деятельность (иногда ее называют предметно-орудийная или предметно-манипулятивная деятельность. Ее отличие от простого манипулирования окружающими предметами, характерного для детей младенческого возраста, состоит в том, что действия ребенка с предметами начинают подчиняться функциональному назначению данных предметов. Взрослый учит ребенка тому, как следует использовать ложку и чашку, как держать в руке карандаш и как — совочек, что нужно делать с игрушками — возить машину, укачивать куклу, дуть в дудочку.

В совместной деятельности с ребенком взрослый выполняет сразу несколько функций: 1) дает ребенку смысл действий с предметом, его общественную функцию; 2) организует действия и движения ребенка, передает ему технические приемы осуществления действий; 3) через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребенка.

На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры-подражания. Они представляют собой первые шаги к усвоению норм и форм поведения взрослых, а далее – к формированию у ребенка определенных личностных качеств. Например, куклу ребенок укладывает спать, кормит ее, везет коляску, гладит, пылесосит, готовит еду и т.п.

В раннем возрасте у ребенка начинают складываться сознательно контролируемые произвольные действия. Они проявляются в рисовании, конструировании, в других видах творческой деятельности. Эти действия называются произвольными потому, что они возникают не под воздействием внешних стимулов в форме реакции на них, а вследствие внутреннего замысла, который руководит действиями ребенка. Произвольные действия — это целенаправленные действия, у детей раннего возраста они могут быть неустойчивыми. Начав их выполнять с определенной целью, ребенок довольно скоро отвлекается, забывает о ней под влиянием случайных внешних обстоятельств.

В раннем возрасте возникает и получает развитие символическая игра. Для развития такой игры важно появление символических или замещающих действий. Когда, например, кукла укладывается на деревянный брусок вместо кровати — это замещение. Когда ребенок, перевернув куклу вниз головой, трясет ее и сообщает, что сыплет соль из солонки, — это еще более сложные замещающие действия.

Двухлетняя девочка протягивает маме камешек: «Вот тебе конфетка, кушай!» (камешек используется в значении конфеты). Способность к замещению рассматривается как одна из важнейших предпосылок развития игры. Иногда замещение оказывается несформированным даже к концу раннего детства. В этом случае ребенок на предложение покормить куклу, осмотрев стол с игрушками, отвечает, что кормить нечем — нет ни хлеба, ни чая, ни сахара. Такие дети нуждаются в специальном внимании, нужно выяснить, с чем связано отставание в формировании символических (замещающих) действий, и оказать им помощь.

К концу раннего возраста дети много играют с различными предметами, прежде всего игрушками, причем не просто манипулируя ими, а конструируя, строят из них что-либо новое.

В конце второго — начале третьего года жизни в поведении ребенка можно наблюдать феномен «роль в действии». Ребенок, воспроизводя действия конкретного взрослого из своего окружения, не осознает этого, но охотно соглашается, когда ему это сообщают («Ты ведешь машину как папа. Ваня — папа»). Позже он сам замечает сходство своих действий с действиями взрослого и называет себя его именем. Полуторагодовалый мальчик берет сломанную электробритву, втыкает вилку в дырочки детского кресла, долго водит бритвой по щекам, приговаривая: «Я — папа».

Перечисленные этапы развития предметной игры составляют одновременно предпосылки сюжетно-ролевой игры: переименование предметов, отождествление ребенком своих действий с действиями взрослого, называние себя именем другого человека. Со стороны взрослых ребенку необходима помощь, живой интерес, практические советы. Взрослый своими предложениями постепенно усложняет и вносит разнообразие в игру; обеспечивает материальную сторону игры: подбирает игрушки и материалы (посуду, мебель, лоскуты, одежду, инструменты и т.д.).

В ранний период времени появляются первые попытки обращения к изобразительной деятельности в форме рисования на бумаге. Сначала дети изображают каракули, которые могут представлять все что угодно: кошку, собаку или человека, любой другой знакомый ребенку объект. На третьем году жизни рисунки детей обнаруживают уже больше сходства с изображаемым объектом.

Таким образом, рисование в раннем детстве проходит 3 стадии: 1) каракули; 2) узнавание предмета в случайном сочетании линий; 3) изображение по замыслу, по словесно сформулированному намерению (собственно изобразительная деятельность).

Для дальнейшего развития изобразительной деятельности необходимо обогащать восприятия и представления ребенка и формировать графические образы.

На первом году жизни непосредственное взаимодействие между детьми практически не наблюдается. Младенцы относятся друг к другу как к живым игрушкам: что-то лепечут, дергают за волосы, трогают пальцами глаза и т.п. В возрасте 18-20 месяцев у детей возникают первые взаимодействия с партнерами по игре. Начиная с этого возраста дети стремятся больше играть друг с другом.

Позднее появляется сюжетно-ролевая игра. Ее возникновение связано с рядом обстоятельств.

Во-первых, у ребенка к этому времени должна достичь высокого развития символическая функция, он должен научиться пользоваться предметами не только по их прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры. Во-вторых, у ребенка должна возникнуть потребность копировать действия взрослых. В-третьих, он должен научиться взаимодействовать с другими людьми (детьми и взрослыми) в игре.

В сюжетно-ролевой игре ребенок копирует способы обращения людей с предметами и способы общения людей друг с другом в различных социальных ситуациях. Тем самым ребенок лучше усваивает предметные действия, нормы общения, а также ролевое поведение. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.

Ирина Базан

Источник: https://psihogrammatika.ru/?p=386

Серия сообщений «Детская психология»:
Часть 1 — Психическое развитие детей в период новорожденности. Часть 2 — Психическое развитие детей в период младенчества (от 2-х месяцев до 1 года). … Часть 6 — Кризис 3-х лет Часть 7 — Кризис 7-ми лет Часть 8 — Предметная и игровая деятельность в раннем детстве Часть 9 — Феномен воображаемого друга

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: