Часть 1
1. Органы государственной власти в структуре экономики выполняют функции
1) производства 2) распределения 3) обмена 4) потребления
2. Верны ли следующие суждения о государственном долге?
А. К способам решения проблемы государственного долга можно отнести сокращение бюджетных расходов. Б. К способам решения проблемы государственного долга можно отнести одалживание денег у иностранных государств.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
3. Ситуация, при которой необходимые расходы государства оказываются больше возможных доходов, называется
1) профицитом бюджета 2) дефицитом бюджета 3) инфляцией 4) конкуренцией
4. Ситуация, при которой доходы государственного бюджета меньше предполагаемых расходов, называется
1) положительным сальдо 2) профицитом бюджета 3) дефицитом бюджета 4) сбалансированным бюджетом
5. В бюджетную систему Российской Федерации не входит (ят)
1) федеральный бюджет РФ 2) бюджеты субъектов РФ 3) бюджеты муниципальных образований 4) бюджеты акционерных предприятий
6. Государственный бюджет Российской Федерации принимается
1) Президентом РФ 2) Правительством РФ 3) Федеральным Собранием РФ 4) министром финансов
7. Ситуация, при которой в государственном бюджете доходы примерно равны расходам, называется
1) положительным сальдо 2) профицитом 3) дефицитом 4) сбалансированным бюджетом
8. Верны ли следующие суждения о воздействии государства на экономику?
А. Государство воздействует на экономические отношения через налогообложение. Б. Государство воздействует на экономические отношения через кредитно-денежную систему.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
9. Государство воздействует на экономические отношения через
1) правовое регулирование 2) налогообложение 3) кредитно-денежную систему 4) всё вышеперечисленное
10. Ситуация, при которой доходы государственного бюджета превышают расходы, называется
1) отрицательным сальдо 2) дефицитом бюджета 3) профицитом бюджета 4) сбалансированным бюджетом
Проверь себя
Как ты можешь охарактеризовать место человека в мире?
Человек — это самая маленькая часть общества, это отдельная личность. Он живёт вместе с другими людьми и все вместе эти люди и составляют общество. А значит человек — это основа общества.
Почему семья очень важная часть общества?
Семья объединяет самых близких друг к другу людей, которые вместе живут и вместе ведут хозяйство. И каждый человек принадлежит к какой-либо семье, а из всех семей состоит общество в целом.
Сколько народов живёт на Земле?
На земле живет около 4 тысяч различных народов, больших и малых.
Сколько государств на Земле?
На Земле около 200 различных государств.
Перечисли, что имеет любое государство. Найди некоторые из этих признаков на карте.
Любое государство имеет свою территорию, границы, столицу, язык. У любого государства есть свои символы, флаг, герб, гимн. У любого государства есть глава. У каждого государства есть название.
На карте мы видим государство Россия. Она имеет свою территорию, имеет свои границы, имеет столицу — город Москва. Эти признаки показаны на карте.
Часть 2
1. Найдите в приведённом списке методы прямого регулирования государством экономической сферы и запишите в строку ответов цифры, под которыми они указаны.
1) налогообложение 2) принятие законов 3) расширение государственных заказов 4) бюджетная политика 5) развитие государственного сектора
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие ценные бумаги.
Акции, облигации, деньги, вексель, приватизационный чек.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
3. Деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета называется __________.
4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
К важнейшим экономическим функциям государства как основного института политической системы общества относятся:
1) формирование эффективной экономической __________(А) государства, воздействие на ход экономических процессов в стране с целью роста благосостояния граждан и предотвращения экономических кризисов; 2) регулирование кредитно-денежной системы страны; 3) развитие и защита механизма __________(Б) и предотвращение негативных последствий __________(В); 4) защита и охрана всех видов __________(Г); 5) регулирование в стране __________(Д); 6) охрана интересов __________(Е) и контроль за качеством товаров и услуг; 7) контроль за сферой внешней торговли, защита экономических интересов страны в международных отношениях, обеспечение успешной интеграции страны в мировую экономику и т.д.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) монополизм 2) конкуренция 3) политика 4) собственность 5) трудовые отношения 6) потребитель 7) предприниматель
Запишите под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Конспект урока по окуружающему миру на тему Что такое государство
Тема: Что такое государство.
Конституция — основной закон нашей страны. Права ребенка.
Цель: Знакомство с понятием «государство». Ознакомление с современным государственным устройством России.
Ознакомление с основным законом государства — Конституцией. Ознакомление с правами детей.
Характеристика деятельности учащихся:
Познавательные. Кратко описывать государственное устройство Российской Федерации
Личностные. Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны.
Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.
Регулятивные. Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы.
Ход урока:
- Организационный момент.
Слайд 1 «История — это фонарь, который зажжён в прошлом, горит в настоящем и освещает дорогу в будущее» В. Ключевский
— Сегодня на уроке мы соприкоснёмся с историей нашего народа. Моей России длинные косички, У моей России светлые реснички. У моей России голубые очи. На меня, Россия, ты похожа очень.
- Актуализация знаний учащихся. Постановка учебной задачи.
- Работа с пословицами и поговорками
— Как вы понимаете смысл этих пословиц? 1. Велика святорусская земля, а везде солнышко. 2. Всякая птица своё гнездо любит. 3. Всякому мила своя сторона. 4. Где кто родился, там и пригодился. 5. Глупа та птица, которой своё гнездо не мило. 6. Дома и стены помогают. 7. Родина краше солнца, дороже золота. 8. Родная сторона — мать, чужая — мачеха. 9. Человек без Родины — что соловей без песни. 10. Родина — мать, умей за неё постоять. Вы готовы поработать? (Да!) Вы готовы отвечать? (Да!) Вы готовы, если надо, Что-то вспомнить и узнать? (Да!) Ну а главное — готовы Вы сегодня рассуждать? (Да!) — Ну, раз вы приготовились к работе, тогда мы поговорим на очень важную тему, которая касается каждого из вас: Государство и права детей. Ваша задача — узнать как можно больше о своих правах и о том, как их можно защитить.
- Игра-разминка поможет вам вспомнить, в каком государстве вы живёте:
Вижу чудное приволье, Вижу нивы и поля. Это русское раздолье, Это русская земля! Слышу песни жаворонка, Слышу трели соловья. Это русская сторонка, Это Родина моя! — Как называется наша Родина? (Россия) — Как звучит полное название государства? (Российская Федерация)
- Отгадайте ребус и тогда сможете прочитать фразу:
Слайд 2
Ключ к ребусу: Столица России — город Москва. — Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше государство называется Российская Федерация. А чем отличается одно государство от другого? (Ответы учеников.) — Действительно, государство имеет свой язык, на котором разговаривает его народ, свои символы, свою историю, традиции, географическое положение, свои обычаи. 3. Выбери изображения символов России: флага, герба.
Слайд 3
- Отгадав загадку, узнаете, какое дерево является символом России:
Русская красавица стоит на поляне, В зеленой кофточке, в белом сарафане (берёза)
- Работа по теме.
1. Знакомство со статьей в учебнике «Что такое государство». Стр. 96 — 100 — Вспомните, как называется основной закон нашего государства. (Конституция) 2. Чтение статьи в учебнике «Конституция — основной закон страны». Стр. 101 — 103
3. Уточнение и дополнение детей знаний о своих правах. — Ребята, вот вы и вспомнили, в каком государстве живёте. Россия — это правовое государство. — Кто объяснит, что это значит? — Наше государство живёт по законам, которые защищают права всех её граждан, независимо от возраста, национальности, пола. В России все граждане обладают равными правами. Каждый ребёнок с момента рождения взят под охрану государства, а это значит, что у детей тоже есть права, нарушить которые никто не может. Как вы понимаете, что такое права человека, права ребёнка? Верно, это самое ценное, что есть у человека, что даёт ему возможность жить полноценной, счастливой жизнью, быть живым и здоровым, развиваться, проявить себя. — Кто знает, какие права есть у детей? Рассмотрим иллюстрации и расскажем об основных правах ребёнка в нашем государстве: Слайды 4 — 8 1. Право на жизнь. 2. Право на имя, отчество и фамилию.
3. Право жить и воспитываться в семье.
4. Право на образование.
5. Право на медицинское обслуживание.
6. Право на защиту своих прав.
7. Право на полноценное питание и приемлемый образ жизни.
8. Право на отдых и досуг. — Все эти права записаны в законах, а это значит, что нарушать их, отнимать у вас никто не может. Человек, который нарушает ваши права, совершает преступление, и он несёт ответственность перед государством. Что же это за законы, которые обеспечивают вам, ребята ваши права? Таких законов много и приняты они не только в нашей стране, но и в других странах мира. Самым первым законом, защищающим права детей, стала «Конвенция о правах ребёнка». Она была принята 20 ноября 1989 года правительствами 170 стран. Этому закону подчиняется весь мир, в том числе и Россия. Другие законы, гарантирующие права ребёнка в нашей стране:
- Конституция Российской Федерации;
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральным законом «Об образовании».
V. Закрепление.
Оказывается не всегда в России, да и в других государствах были у людей права. Так было очень давно, в старину. Никаких прав не имели рабы и пленники, жившие в государствах древней Европы, чернокожие рабы Америки, крепостные крестьяне старой России. Слайд 9 Как это было нам рассказывает писатель Сергей Алексеев в повести «История крепостного мальчика» (можно взять рассказ А.П.Чехова «Ванька»). — Расскажите о ваших впечатлениях. — Почему вам стало жалко Митьку? — Какие права ребёнка были нарушены и кем? — Возможна ли такая ситуация в наше время, почему?
VI. Игра-заключение
У каждого гражданина России, есть не только права, но и обязанности. О своих обязанностях не должны забывать и вы. Послушайте стихи. О каких своих обязанностях забыли дети. 1. Э.Успенский «Разгром» Мама приходит с работы, Мама снимает боты, Мама приходит в дом, Мама глядит кругом. — Был на квартиру налёт? — Нет. — К нам заходил бегемот? — Нет. — Может быть, дом не наш? — Наш. — Может, не наш этаж? — Наш. Просто приходил Серёжка, Поиграли мы немножко. — Значит это не обвал? — Нет. — Значит, слон не танцевал? — Нет. — Очень рада. Оказалось, Я напрасно волновалась. 2. Лидия Огурцова «Драка» Я без шишек и царапин Не могу прожить и дня. У меня характер папин — Лезет драка из меня. Пять минут сидел я тихо, Рисовал людей, дома… Только драка, свистнув лихо, Снова вылезла сама! 3. Елена Стеквашова «Врунишка» Было раз — разбил я чашку, Все свалил на брата Сашку. Только мама как-то сразу Не поверила рассказу. Мне досталось не за чашку — За обиженного Сашку. 4. С.Маршак «Про одного ученика и шесть единиц». Отрывок Пришел из школы ученик И запер в ящик свой дневник. Где твой дневник? — спросила мать. Пришлось дневник ей показать. Не удержалась мать от вздоха, Увидев надпись: «Очень плохо». Узнав, что сын такой лентяй, Отец воскликнул: — Шалопай!