Особенности развития речи у старших дошкольников (5-6 лет)

Развитие речи у детей предшкольного возраста имеет огромное значение. Правильно сформированная и развитая речь – основа дальнейших успехов в обучении ребенка в школе. Если ребенок меняет в своей речи местами слоги или звуки, так же он будет и писать, и читать. Скудный словарный запас помешает ребенку пересказывать тексты, писать изложения, сочинения, объяснять решение задач. Пытаться исправить такие упущения за пару месяцев до школы – бессмысленное занятие, которое не принесет ребенку ничего, кроме стресса. А вот за пару лет это сделать реально даже дома. Помочь в этом могут игры на развитие речи, правильно подобранные для детей 5 – 6 лет.

Речь на пороге школы: характерные черты

По достижении возраста 5 – 6 лет ребенок уже в достаточной степени владеет своим родным языком: его грамматикой, фонетикой, лексикой. Он умеет выражать свои мысли эмоционально, связно и логично, но при этом последовательно и выразительно.

Если говорить о развитии речи в 5 – 6 лет, то его особенности состоят в следующем.

  • Словарный запас.

В активном словаре дошкольника в этом возрасте может быть до 3 тысяч слов. Он понимает многие обобщающие термины (животные, птицы – дикие или домашние, ягоды, деревья, транспорт, профессии). Понятийный аппарат включает самые разнообразные темы: ребенок в состоянии размышлять, например, не только о смене времен года и поведении животных, но и о таких сложных вещах, как мечты, космос, любовь, семья. В речи практически отсутствуют ошибки произношения в виде добавленных, переставленных или замененных слогов или звуков. Это возможно только с многосложными словами, которые употребляются редко (экскаватор, парикмахерская, бронетранспортер). Но, как правило, если взрослые обратили внимание ребенка на эту ошибку, больше он ее не повторяет.

  • Грамматика.

Малыши этого возраста способны ответить на вопрос по знакомой теме, строя полное развернутое предложение. К 6 годам фразы ребенка становятся все более длинными, распространенными, большая часть слов употребляется в правильной форме. Иногда встречаются речевые ошибки («ихние», «медвежонков»).

  • Произношение.

Обычно к шестилетнему возрасту речевой аппарат дошкольника – при отсутствии анатомических отклонений (высокое нёбо, короткая подъязычная уздечка) – сформирован полностью, и трудностей с произношением звуков практически нет. Возможные проблемы с артикуляцией – неправильная постановка языка при произношении звуков [р] и [л] (их замена на другие звуки или пропуск в речи). Иногда страдают шипящие. Дети в этом возрасте уже способны замечать неправильное произношение у себя и окружающих. Если к 5–6 годам у дошкольника существуют проблемы с произношением тех или иных звуков, скорее всего, самостоятельно с ними он уже не справится – потребуется помощь специалиста.

  • Связная речь.

Старшие дошкольники способны пересказывать прочитанное произведение, составлять связный рассказ по картинке или группе связанных картинок, придумывать начало или конец предложенной истории, делиться впечатлениями об интересных событиях, просмотренном мультфильме, играх с друзьями. Они уже умеют осознанно подбирать наиболее подходящие слова для выражения своих чувств и мыслей. Дети точно описывают предметы, а также находят нужный предмет по описанию.

  • Выразительность.

Ребенок в возрасте 5–6 лет умеет говорить тише или громче, медленнее или быстрее. Умеет говорить шепотом, читать наизусть стихи с выражением, подбирая нужные интонации, делая логические паузы.

Задания для коррекции фонетической стороны речи

Она является основой для дальнейшей коррекционной работы и формирования навыков чтения и письма.

  • Знакомство с понятиями «звук», «слово», «предложение». Детей спрашивают, какие звуки они знают, из чего состоит слово. Логопед объясняет, что каждое слово имеет определенное значение. В качестве наглядного материала используют схемы, карточки.
  • «Найди звук» − цель этого задания научить выделять нужный звук в слове. Начинают с простого – изолированного произношения, затем в слогах, а потом – в словах.
  • «Сколько в домике окошек» − это игра на определение количества слогов в слове. Прежде чем давать это задание, должно быть сформировано понятие «слог». Предлагается разделить слова на группы по количеству слогов.
  • «Собери корзину» − логопед предлагает собрать в корзину слова, которые чем-то похожи. Они могут начинаться на один звук или иметь одинаковое количество слогов. Взрослый спрашивает, почему в одну корзинку собраны именно эти слова.
  • «Что летает, плавает, ездит». Логопед раскладывает картинки с изображением самолета, теплохода, трамвая, троллейбуса. Ребенку задают вопросы о том, как назвать их одним словом; сколько слогов у них и другие вопросы, касающиеся звуко-буквенного анализа. Затем предлагают составить с одним из этих слов предложение.

Проведение коррекционной работы по формированию фонетической стороны является профилактикой появления дисграфии и дислексии – нарушений процессов чтения и письма.

В чем помогут игры?

Игровая форма наиболее благоприятна для освоения различных навыков, в том числе и речевых. Правильно подобранные игры способствуют совершенствованию самых разных сторон речи, культуры общения.

Основные направления развития речи старших дошкольников в форме игры:

  • интонационная и динамическая выразительность речи;
  • правильный темп, ритм;
  • четкость произношения;
  • постановка правильного ударения;
  • умение ставить слова в правильные грамматические формы;
  • умение четко и полно формулировать свою мысль;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие монологической и диалогической речи;
  • формирование предпосылок к освоению письменной речи.

При этом важно, чтобы все задания ребенок воспринимал как призыв к участию в игре, а не занудное занятие (повтори, приведи пример, найди). Соответственно, мотивация к игровым занятиям и интерес к ним у ребенка намного выше, чем к урокам по развитию речи. А значит, и эффект будет ощутимее.

В процессе игрового общения с дошкольником не «глушите» его эмоции, чувства, давайте возможность их выразить. В противном случае у ребенка постепенно снизится потребность в общении как таковом, а значит, снизится и речевая активность. Если ребенок в какой-то момент не может найти подходящее слово – позвольте ему выразить мысль, подключив мимику, жесты, пластику.

Работа над лексико-грамматическим строем

В возрасте 6-7 лет у детей происходит сильное увеличение словарного запаса. Они используют все больше слов в своей активной речи, овладевают всеми грамматическими навыками. В этот период у детей закладывается основа для успешного овладения грамотой в школе. Работа ведется по следующим направлениям:

  • уточнение значения слов;
  • введение в речь прилагательных и глагольной лексики;
  • умение подбирать синонимы;
  • формирование умения точно называть предмет, его назначение и свойства;
  • работа со словами-антонимами;
  • воспитание умения внимательно слушать текст;
  • обучение словообразованию;
  • формирование навыка согласования.

Детям задают вопросы об окружающих их предметах, задают уточняющие вопросы. Работают не только с существительными, но и с глагольной лексикой. Задача логопеда − расширить словарный запас и научить употреблять слова в речи в правильном значении.

  • «Скажи какое?». Детям читают стихотворение – его обязательно нужно проиллюстрировать. Ребятам задают вопросы так, чтобы ответом на них были слова-прилагательные.
  • «Угадай предмет». Взрослый описывает детям предмет, а они должны угадать, о чем идет речь. Это может быть описание не только внешнего вида, но и его свойств. Затем взрослый и ребенок меняются местами.
  • «Назови противоположное». Перед детьми раскладывают картинки. Им предлагают назвать, что на них изображено, и подобрать противоположное значение. Затем задание усложняется: показывают иллюстрацию, на которой есть слова-антонимы (высокое дерево, низкий домик и т. д.). Дети должны составить предложения, используя антонимы.
  • «Путаница». Ребенку читают небылицу, показывая подходящую иллюстрацию. После ее прочтения, взрослый спрашивает, что в этом стихотворении правда, а что автор выдумал или перепутал.
  • «Подбери подходящее слово». Взрослый зачитывает короткий текст: «Папа решил сделать конуру. Сын принес ему доски. «Нет, они не подходят – конура сломается». Сын принес ему другие. «А вот из них получится замечательный домик для пса!». У ребенка спрашивают, какие сначала доски принес мальчик, а какие понравились папе.

У 6-7-летних детей больше всего трудностей возникает при согласовании прилагательных и существительных в среднем роде, образование глагола в повелительном наклонении. Поэтому при выполнении предложенных заданий на это следует обращать особое внимание.

У каждой игры – своя цель

Найти или придумать игру по развитию речи не так сложно. Главное – понимать, что у каждого вида игр есть своя цель, достигая которую, ребенок развивает тот или иной навык.

Все упражнения и игры для детей 5 – 6 лет можно разделить на 4 группы.

  1. Игры, развивающие звуковую культуру речи. В них ребенок совершенствует фонематический слух, учится определять расположение звука в отдельном слове или предложении, количество слогов в слове; подбирать слова с нужным звуком или с указанным количеством слогов.
  2. Игры на понимание грамматического строя родной речи. Такие игровые упражнения учат детей усваивать правильное, нормативное употребление слов в предложении, согласуя существительные и прилагательные по роду, числу, падежу, глаголы – по времени, виду и наклонению.
  3. Игры, способствующие пополнению лексического запаса. Играя, ребенок узнает о словах-предметах, словах-действиях, словах-признаках, учится согласовывать их между собой, выбирать из своего активного словарного запаса самое подходящее в данном случае слово, работать с синонимами и антонимами в речи.
  4. Игры, способствующие развитию связной речи. Другими словами – обучение рассказыванию. Оно тесно связано со всеми предыдущими видами игр (лексический запас, звуковая культура, грамматика). Ребенок учится составлять не просто связный текст, но текст логичный, обдуманный, наполненный смыслом.

Далее приведены примеры игр каждой группы. Не обязательно «переиграть» их все в один день и утомить ребенка. Можно какое-то время проводить по 1–2 игры, которые по мере утраты интереса к ним заменяются новыми. Изучив смысл каждой игры, родители смогут и сами придумать множество аналогичных заданий для своих детей.

Развитие звуковой культуры

Приведенные ниже игры способствуют освоению навыков распознавания звуков в словах, деления слов на слоги. Это поможет в дальнейшем избежать ошибок в произношении.

  • «Дорожка».

Играть веселее с несколькими детьми (или другими членами семьи). Мяч передается по кругу. Каждый последующий игрок называет слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова.

  • «Найди слово».

Ребенку предлагают подобрать слово с определенным звуком в начале (середине, конце), с обозначенным количеством слогов или букв. Если «с наскоку» не получилось – даются подсказки-характеристики, ребенок может задавать наводящие вопросы. Такое слово можно, например, поставить на пароль компьютера. Если малыш разгадает его – получит несколько минут компьютерной игры. Или, скажем, оно обозначает того, кому сегодня нужна помощь (хомячок, которому надо почистить клетку). Разумеется, придется помочь.

  • «Топорики».

Топориками на время становятся руки малыша. Когда взрослый называет ему слово по слогам, ребенок должен «отрубить» хлопком каждый слог. В конце можно посчитать, сколько слогов «нарубили».

  • «Верни слово».

Ребенку бросают мяч, называя первый слог слова. Его задача – быстро придумать окончание и «вернуть» взрослому готовое слово вместе с мячом. (ку – лак, ли – сток, кра – ски).

  • «Ловушка».

Роль ловушки играют ладошки ребенка. «Ловить» ими нужно определенный звук в словах. Как только услышал – «ловушка» «захлопывается» (хлопок в ладошки).

Формирование грамматической согласованности

Согласованное употребление частей речи в предложениях – залог правильной и красивой речи ребенка. Помогут в этом следующие игровые упражнения.

  • «Мешок».

Взрослый говорит: «Я даю тебе мешок, ты клади в него на -ок». Малыш должен называть слова, оканчивающиеся на -ок (листок, колобок, чулок, гребешок). Можно играть до первой промашки (например, «пирог»). Или предложить малышу назвать определенное количество слов, а затем посчитать допущенные ошибки. За каждую ошибку придумывается «штраф» — выполнение какого-либо шуточного задания (рассказать скороговорку, стихотворение, отгадать загадку).

  • «Поэт».

Взрослый читает детское стихотворение, не договаривая последнее слово рифмующихся строк (чтобы ребенок мог подобрать рифмованное окончание строки):

«Мы видали двух сорок

Без ботинок и… чулок».

  • «Расселение».

Взрослый показывает картинки с изображением предметов разного рода и числа. Малыш должен «расселить» их по домикам: в первом будут жить слова, определяемые фразой «она моя», во втором домике – «он мой», в третьем – «оно мое», в четвертом домике – «они мои».

  • «Это чьё?»

Ребенку показывают картинки с изображением частей тела разных птиц или животных. Он должен правильно отвечать на вопросы: «Это чей хвост?» «Это чья лапа?», «Это чье ухо?» (Волчий, заячья, овечье и т. д.)

Пополнение лексического запаса

Богатый словарный запас облегчает выражение мнения, чувств, отношения к происходящему, упрощает коммуникацию с другими людьми. А в дальнейшем это поможет с написанием сочинений, докладов, рефератов.

  • «Наоборот».

Взрослый бросает ребенку мяч, называя слово. Задача малыша – подобрать противоположное по значению слово и вернуть мяч (день – ночь, холодный — горячий, далеко – близко).

  • «Он какой?»

Играть интересно с несколькими детьми или всей семьей. Взрослый показывает игрокам какую-либо картинку или предмет и просит их ответить на вопрос: какой он? Победит тот, кто даст больше правильных ответов. Например: хлеб какой? Белый, мягкий, вкусный, полезный, ценный, румяный, хрустящий.

  • «Что бывает таким?»

Игра, обратная предыдущей. Игрокам называют признак предмета, к которому нужно подобрать как можно больше предметов.

  • «Скажи иначе».

Взрослый произносит фразу и просит ребенка сказать то же самое, но используя другое слово: дождь идет – моросит, льет; чистая вода – прозрачная; чистые руки – вымытые.

  • «Договори».

Родители называют начало фразы, а малышу нужно ее закончить. Например: «лед холодный, а огонь…», «солнце видим днем, а луну…».

Методики постановки правильной речи у детей 5-6 лет

Чтобы поставить правильную речь у ребенка, прибегают к различным методикам. Предварительно следует посетить специалиста, который проведет комплексную диагностику, определит имеющуюся проблему и наиболее эффективные пути ее решения.

Артикуляционная гимнастика

Данная методика решает сразу несколько задач. Благодаря артикуляционной гимнастике речь становится более четкой, улучшается произношение определенных звуков. Если имеются проблемы с шипящими, то эффективны следующие упражнения:

  1. Улыбнуться, чтобы было видно зубы. Удерживать улыбку на 10 счетов.
  2. Сомкнуть губы и вытянуть трубочкой, удерживать на 10 счетов.
  3. Поочередно выполнять предыдущие упражнения на 10 счетов.
  4. Показать зубы в улыбке, рот приоткрыть, а широкий язык разместить на нижней губе. Произносить «пя-пя-пя».
  5. Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но ничего произносить не надо. Нужно просто спокойно держать язык на нижней губе.
  6. Губы вытянуть трубочкой и, не надувая щеки, дуть на шарик из ваты, чтобы он попал в ворота из двух кубиков. Кубики постепенно надо ставить все дальше.
  7. С приоткрытым ртом облизывать верхнюю губу. Двигаться сверху вниз, задействовать только широкий передний край языка.
  8. Приоткрыть рот в улыбке, широкий язык прикрепить к небу. Оставаться в таком положении несколько секунд.
  9. Приоткрыть рот в улыбке, языком присосаться к небу. Удерживая его в таком положении, поочередно закрывать-открывать рот, продолжая улыбаться.
  10. Улыбнуться, разместив язык на нижней губе. Продолжительно произносить «ф-ф-ф».

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику для детей — узнаете тут.

Если у дошкольника наблюдаются проблемы с произношением свистящих звуков, то следует выполнять первые шесть упражнений на шипящие, а также следующие элементы:

  1. Улыбнуться, чтобы виднелись зубы. С приоткрытым ртом водить кончиком языка по внутренней стороне вверх-вниз и из стороны в сторону.
  2. Показать зубы в улыбке, с приоткрытым ртом кончиком языка упереться в резцы снизу и на 5 счетов выдвигать спинку языка, потом опустить ее. Кончик языка во время упражнения должен оставаться в начальном положении.

В старшем дошкольном возрасте часто возникают проблемы с произношением звука «р». Для его постановки полезно выполнять первые 4 упражнения на шипящие, упражнения №7-9, а также следующие элементы:

  1. Улыбнуться с приоткрытым ртом. Кончиком языка поглаживать твердое небо, двигая язык вперед-назад. Его кончик не должен заходить за зубы.
  2. Показать зубы в улыбке, с открытым ртом постукивать кончиком языка за зубами сверху, произнося «д-д-д-д». Темп постепенно увеличивать, задействуя только язык.

Для постановки мягкого и твердого звука «л» выполняют первые семь упражнения на шипящие (кроме упражнения №6), а также следующие элементы:

  1. Приоткрыть рот в улыбке, с зажатым между зубами кончиком языка продолжительно произносить «ы-ы-ы-ы».
  2. Приоткрыть рот в улыбке, чтобы виднелись зубы. С открытым ртом щелкать кончиком языка по небу, имитируя цоканье лошади (должен слышаться соответствующий звук). Темп постепенно увеличивать.
  3. Повторить предыдущее упражнение, но беззвучно.
  4. Улыбнуться, показав зубы. С открытым ртом проводить кончиком языка по верхних зубам с внутренней стороны, двигаясь сверху вниз и из стороны в сторону.

Дыхательная гимнастика

При нарушениях речи важно также заниматься дыхательной гимнастикой. Детям старшего дошкольного возраста подходят следующие упражнения:

  • Развести руки в стороны и передвигаться по помещению, произнося «ж-ж-ж». Изображать жука надо около 3 минут.
  • «Самолет». Ребенку сначала надо заводить мотор, произнося на выдохе «р-р-р». Затем самолет летит – руки в стороны, издается звук «ж-ж-ж». На виражах произносится «у-у-у», а при посадке – «ух-ух-ух».
  • Передвигаться на четвереньках, преодолевая различные препятствия. На выдохе надо произносить «мяу-мяу-мяу».
  • Лечь на спину, поместив руки под голову. Глубоко вдохнуть носом, выдохнуть с похрапыванием. Затем потянуться, согнуть ноги в коленях, глубоко выдохнуть через нос, перевернуться, повторить вдох и выдох с похрапыванием. Взрослый может комментировать эти действия так: «Медвежонок спит в берлоге и сопит. Он проснулся, потянулся, повернулся и опять заснул».
  • Встать прямо, ноги на ширину плеч, руки опущены. Махать прямыми руками вперед и назад, произнося «тик-так, тик-так». Маятник должен качаться равномерно. Достаточно сделать 10 движений.
  • Исходное положение такое же. На вдохе поднять руки в стороны, на выдохе хлопать ими по бедрам, произнося «ку-ка-ре-ку». Повторить 5 раз.
  • Имитировать надувание воздушного шарика. Дышать надо ртом коротко и отрывисто, губы при этом вытягивать трубочкой, произнося «ф-ф-ф». Затем изобразить, как шарик сдувается – вдохнуть носом и долго выдыхать со звуком «ш-ш-ш». Когда весь воздух выйдет, хлопнуть в ладоши.
  • Взрослый поднимает повыше игрушечную пчелку, а ребенок пытается ее достать со звуком «ж-ж-ж».
  • Несколько раз перекинуть друг другу мяч – загружаются вагоны поезда. Ходить по кругу, приговаривая «чу-чух-чух» в течение минуты. Затем остановить паровоз со звуком «ш-ш-ш» – произносить на выдохе максимально долго. Глубоко вдохнуть носом и разгрузить вагоны – также кидать друг другу мяч. Такая игра хорошо подходит, когда детей несколько.
  • Еще одна игра – смена погоды. Пока светит солнце, ребенок может бегать и прыгать. Затем начинается дождь – надо присесть и на выдохе говорить «кап-кап-кап».
  • Перешагивать и перепрыгивать различные препятствия в помещении, преодолевая горы. Дышать надо носом и произносить «туп-туп-туп». Затем в горах начинает дуть ветер – путник приседает и с выдохом произносит «с-с-с».
  • Если детей несколько, то одни должны изображать котят, а другие – щенят. Котята ходят на носочках, произнося «мяу-мяу-мяу», а щенки по сигналу пытаются их поймать, произнося «гав-гав-гав». Каждый раз ролями надо меняться.
  • Две команды могут играть и по-другому. Одна команда изображает снежинок – надо бегать на носочках. Другая команда является ветерком: сначала он отдыхает, затем просыпается, произнося на выдохе «ш-ш-ш». Снежинкам при этом надо спрятаться (присесть).
  • Несколько детей могут играть в пузырь. Надо встать в круг и постепенно расширять его со словами: «Раздувается пузырь, раздувается тугой, остается пустой такой и не лопается». Затем по команде пузырь лопается с протяжным «пу-у-ух» – дети быстро сужают круг. После надувается новый пузырь.

Развитие дикции

Работа с дикцией может осуществляться разными методами, с помощью выполнения логопедических упражнений, но наиболее распространенным вариантом являются скороговорки. Начинать надо с простейшего материала, постепенно усложняя задачу. Темп произношения скороговорок ускоряется также постепенно. Обязательно надо объяснять ребенку смысл произносимого материала.

Можно использовать следующие варианты:

  • белые бараны били в барабаны;
  • баран-буян залез в бурьян;
  • бородач боронил бороной борозду;
  • проворонила ворона вороненка;
  • грач сгоряча осерчал на грача;
  • жужжит жужелица, жужжит, кружится;
  • на дворе трава, на траве дрова, на дровах детвора;
  • забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананы забавной обезьяне;
  • чудик под диванчик прячет чемоданчик;
  • у Ивашки рубашка, у рубашки кармашки, кармашки у рубашки, рубашка у Ивашки;
  • ученик учил уроки – у него в чернилах щеки.

При работе со скороговорками надо уделять внимание произношению. Все звуки должны проговаривать четко и правильно. Вначале говорить можно по слогам.

Развитие связной речи

Связная речь является единым смысловым и структурным целым. Она должна быть понятна окружающим. Для развития связной речи выполняют следующие упражнения:

  • Взрослый начинает предложение, а ребенок должен его заканчивать. На начальном этапе задачу можно упростить, работая с картинками.
  • Волшебная коробочка. Каждый ребенок должен вытянуть из нее картинку, но показывать остальным ее нельзя. По очереди дети описывают свою картинку, а остальные угадывают, что на ней нарисовано.
  • Фантазер. Ребенку дают интересную тему, на которую он может фантазировать. Распространенный вариант – продолжить фразу «Если бы я был волшебником…».
  • Закончи рассказ. Ребенку надо прочитать небольшой текст, но концовку он должен придумать самостоятельно. Еще один вариант – придумать другую концовку для известной сказки. Например, колобок может быть не съеден, а благополучно убежать от лисы и жить долго и счастливо.

Обогащение словарного запаса

Ребенок в старшем дошкольном возрасте должен иметь довольно богатый запас слов, который должен регулярно пополняться. Для его обогащения можно прибегнуть к следующим играм:

  • Противоположности. Взрослый говорит, что есть девочка Маша (мальчик Вова), которая делает все наоборот. Ребенку надо угадать, что же именно она говорит, заменяя слова антонимами.
  • Закончить фразу. Взрослый произносит предложение, но заканчивать его должен ребенок: «Пух легкий, а камень тяжелый. Лимон кислый, а сахар сладкий. Ручей узкий, а река широкая». Ребенок должен договаривать последнее слово в каждом предложении.
  • Слова-синонимы. Ребенку нужно подбирать слова, которые близки по смыслу. Например, Маше подарили новую игрушку, и она очень обрадовалась. Какое у девочки настроение (веселое, радостное, праздничное)?
  • Назови предмет. Взрослый называет характеристику предмета (цвет, форму), а ребенок должен подобрать к ней максимальное количество подходящих слов: «Что бывает желтым? Солнце, цыпленок, лимон, цветок».

Рекомендации родителям

Важно, чтобы развитием речи занимались не только педагоги, но и родители. В этом возрасте уже занимаются подготовкой к школе, поэтому, если ребенок плохо говорит, нужно обратиться за помощью к логопеду и также выполнять его рекомендации.

  • Чаще разговаривайте с сыном или дочкой, спрашивайте, как прошел день или какое-либо мероприятие, на которое вы ходили вместе.
  • Обязательно читайте произведения, подходящие возрасту, и обсуждайте прочитанное.
  • Играйте с ребенком в настольные игры, подходящие детям 6-7 лет.
  • Если нарушено звукопроизношение, обязательно делайте артикуляционную гимнастику.
  • Детям нравится придумывать слова – эта игра не только благотворно влияет на развитие речи, но и на развитие ВПФ.

Возраст 6-7 лет – важный период в жизни ребенка. Он уже готовится к поступлению в школу, его речь становится похожа на речь взрослого. Задания и упражнения, предлагаемые логопедом, являются профилактической мерой для предупреждения появления дисграфии и дислексии. Грамотная речь – важная составляющая успешного обучения грамоте.

Развивающая игра на развитие математических представлений ребёнка.

  • Предложите разложить на ковре в свободном порядке собранные на прогулке дубовые и кленовые листья. Заранее проверьте, чтобы их было поровну. Например, по пять. Пусть ребёнок сосчитает сначала дубовые, а потом кленовые листья и сделает вывод об их количестве: «Дубовых листьев пять. Кленовых листьев тоже пять. Значит, дубовых и кленовых листьев поровну – по пять».

Теперь пусть подумает, как разложить листья так, чтобы сразу стало ясно, что их поровну. Он должен разложить листья в два ряда парами.

Попросите ребёнка подумать, как сделать, чтобы дубовых листьев стало больше на один, а кленовых меньше на один. Ребёнок должен предложить два варианта: добавить один дубовый лист или убрать один кленовый. Пусть сосчитает, по сколько листьев каждого вида будет в первом и во втором случае.

Задания для развития связной речи

В этот возрастной период на логопедических занятиях много внимания уделяют и связной речи. На уроках обучают:

  • составлять рассказ-описание с использованием картинки;
  • отвечать развернутыми предложениями;
  • использовать в речи предлоги и союзы;
  • составлять рассказ на заданную тему.

Кроме того, задания на формирование связной речи развивают воображение, языковое чутье, что важно для дальнейшего обучения в школе.

  • Взрослый предлагает малышу сочинить вместе сказку.
  • Называют ребенку пословицу и предлагают объяснить, о чем она. Затем вместе сочиняют историю, чтобы она соответствовала смыслу пословицы.
  • Логопед предлагает детям набор слов, из которых нужно составить предложения или историю.

В начале занятий для составления рассказов можно использовать картинки. Логопед помогает уточняющими вопросами. На развитие связной речи хорошо влияют театрализованные представления и кукольный театр. На таких занятиях можно еще потренировать дикцию, развить умение управлять модуляциями голоса и интонационной выразительностью.

Изменения в природе в сентябре.

  • Для общения с ребёнком и развивающих занятий лучше всего использовать прогулки на свежем воздухе. Учите его наблюдать за тем, какие изменения в природе происходят с наступлением осени.

Обратите его внимание на то, что с наступлением осени солнце светит уже не так ярко, стало прохладнее, исчезли бабочки и другие насекомые, в городах уже не видно стрижей и ласточек, т.е. начался отлёт птиц в тёплые края. На многих деревьях и кустарниках пожелтели или покраснели листья, оцвели цветы на лугах, часто дует холодный ветер, идут моросящие дожди.

  • В парке или сквере найдите и рассмотрите ель, липу, клён, берёзу, дуб, рябину. Обратите внимание ребёнка на характерные особенности этих деревьев: кору, листья, плоды и семена. Предложите собрать из опадающих листьев осенний букет. Дома поставьте букет в вазу. Пусть ребёнок попробует обвести и раскрасить отдельные листики, а потом вместе с ним нарисуйте натюрморт с букетом из листьев.

Загадайте ребёнку загадки о деревьях:

Общепринятые нормы

В норме дошкольник:

  • Знает и соблюдает правила грамматики. Он может неправильно поставить ударение в незнакомом слове или допустить ошибку при его изменении. Однако, если родитель или воспитатель его поправил, дети запоминают и больше ошибок не допускают.
  • Дает развернутый ответ на вопрос.
  • Произносит звуки членораздельно и внятно.
  • Умеет составить логичный рассказ по картинке или серии фотографий, придумать свое начало или окончание сказки, пересказать услышанный текст, поделиться эмоциями от просмотренного мультфильма или совместного отдыха, игры.
  • Описывает предмет и угадывает его по описанию.
  • Может менять интонацию, громкость голоса, скорость речи.
  • Участвует в театрализованных постановках (дома или в детском саду), артистично декламирует стихи, делает интонационные паузы.
  • Подбирает слова, близкие или противоположные по значению: радостный и веселый, смеющийся и плачущий.
  • Активно применяет приставочные глаголы: белая дверь открыта, а зеленая закрыта.
  • Умеет обобщать понятия: вилка, тарелка, кастрюля – посуда; кошка, мышка, собака, кролик – домашние животные; орел, дрозд, синица – птицы.
  • Правильно произносит большинство фонем. Исключение – звук «р».

Развивающие игры.

Развивая грамматический строй речи ребёнка, учите его образовывать форму множественного числа имён существительных. Предложите ему развивающую игру:

  • Вы бросаете ребёнку мяч и называете дерево, овощ или фрукт. Он ловит мяч, образует форму множественного числа этого существительного и возвращает мяч вам.

Например:

  • Куст – кусты
  • Клён – клёны
  • Берёза – берёзы
  • Липа – липы
  • Огурец – огурцы
  • Кабачок – кабачки
  • Лимон – лимоны
  • Груша – груши
  • Яблоко – яблоки

Предложите ребёнку назвать, что изображено на картинке, а потом образовать множественное число от названия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]