Методическая разработка «Закон Ома для участка цепи»
Краткое описание документа:
Урок в 8 классе по теме «Закон Ома для участка цепи» содержит методическую разработку с компьютерной поддержкой. Цели урока: исследовать зависимость силы тока протекающей через проводник от напряжения на данном участке цепи и сопротивления проводника, создание условий для развития экспериментальных умений и навыков, умения обосновывать свои высказывания, развитие творческого мышления, умения переносить полученные знания в новую ситуацию, формирование научного мировоззрения через познаваемость физических явлений, формирование навыков самостоятельной работы. Урок строится по принципу: наблюдения => гипотеза => эксперимент => вывод. Решая проблему, дети выводят закон Ома для участка цепи. В конце урока — тест и качественные задачи.
Актуальность курса. В действующем государственном образовательном стандарте основного общего образования большое внимание уделяется экспериментальной подготовке учащихся: формированию у них умений описывать и объяснять физические явления; использовать физические приборы и измерительные инструменты для экспериментального определения физических величин; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, анализировать результаты и делать выводы.
Действующий образовательный стандарт основного общего образования предъявляет следующие требования к уровню подготовки выпускников основной школы по физике: уметь описывать и объяснять физические явления; использовать физические приборы и измерительные инструменты для экспериментального определения физических величин; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости и т. д.
Анализ урока
Объектомобучения является процесс обучения физике учащихся основной школы
Предметобучения — формирование компетентностей саморазвития учащихся в процессе выполнения экспериментальных задач.
Целью обучения — научное обоснование и разработка методики обучения физике, основанная на использовании экспериментальных задач как средства формирования компетентности саморазвития учащихся.
В основу нашего метода обучения была положена следующая гипотеза: если уточнить структуру и содержание компетентностей саморазвития, использовать методику, основанную на выполнении экспериментальных задач и для объективной оценки и коррекции применять квалиметрический анализ, то это позволит формировать компетентности саморазвития учащихся.
В соответствии с целью и гипотезой, были определены следующие задачи:
- На основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы выделить компетентности саморазвития, которые целесообразно формировать у школьников в процессе обучения физике, и их основные структурные компоненты.
- Определить роль экспериментальных задач в процессе формирования компетентностей саморазвития школьников при обучении физике.
- Разработать методику оценки уровня сформированности у школьников компетентностей саморазвития при решении экспериментальных задач.
- Осуществить экспериментальную проверку оценки уровня сформированности у школьников компетентностей саморазвития.
В процессе реализации поставленной цели и решения задач использовались общенаучные и специальные методытеоретического и эмпирического исследования: анализ и синтез основных принципов современной педагогики, моделирование закономерностей образовательного процесса; групповая обработка результатов диагностических процедур; выявление количественных показателей состояния образовательной среды.
Рефлексия учебной деятельности.
Подводим итоги урока. Собираем карты урока, в которых дети отмечали результаты работы на уроке.
Учитель предлагает продолжить предложение:
- я узнал…..
- я научился….
- теперь я могу….
- мне понравилось
Ученица 8 е класса Фаррахова Я. : Я узнала зависимость силы тока от напряжения.
Ученик 8 е класса Сабиров Т. : Я научился экспериментально определить зависимость силы тока от напряжения.
Ученик 8 е класса Бесоннова С. : Теперь я могу собирать простые электрические цепи.
Ученик 8 е класса Метаршоев М. : Мне понравилось работа со схемами.
Конспект урока «ЗАКОН ОМА ДЛЯ УЧАСТКА ЦЕПИ»
Цели урока: исследовать зависимость силы тока протекающей через проводник от напряжения на данном участке цепи и сопротивления проводника.
Задачи:
Образовательная: | формировать представление о зависимости силы тока от напряжения на участке цепи и его сопротивления; механизме протекающих при этом процессов в проводнике под действием сил электрического поля. |
Развивающая: | развивать умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов; продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач. |
Воспитательная: | развивать познавательный интерес к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул; показать роль физического эксперимента и физической теории в изучении физических явлений. |
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Результаты учебной деятельности учащихся:
- усвоить, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление проводника не меняется;
- усвоить, что сила тока на участке цепи обратно пропорциональна его сопротивлению, если при этом напряжение остается постоянным;
- знать закон Ома для участка цепи;
- уметь наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты демонстрационного эксперимента;
- уметь применять закон Ома для участка цепи при решении задач.
Ключевые идеи:
- Научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, научить учащихся применять знания в новой ситуации, развивать умения объяснять окружающие явления, совершенствовать навыки решения качественных задач, расширить кругозор учащихся.
- Развивать умения работать в коллективе в сочетании с самостоятельной работой, развивать коммуникативные способности.
- В процессе работы с учащимися учитель должен учитывать не только индивидуальные потребности учащегося, но и общие подходы к обучению, адаптируясь при этом к потребностям каждой личности.
- Использование приемов технологии критического мышления и новых подходов в обучении для активизации познавательной деятельности учащихся.
Оборудование: Презентация к уроку, компьютер, экран, видеопроектор; амперметр и вольтметр, источник тока В-24, ключ, соединительные провода.
Структура урока:
І. Организационный момент:
- -приветствие;
- -определение отсутствующих;
- -проверка степени готовности учащихся к уроку;
ІІ. Основная часть:
- Актуализация опорных знаний (выполнение творческих заданий)
- Выполнение тестового задания
- Минутка отдыха « Восприятие»
- Выполнение практического исследовательского задания в группах
- Вывод закон Ома для участка цепи.
- Закрепление знаний, умений, навыков. (решение устных задач)
ІІІ. Заключительный этап:
- Домашнее задание.
- Подведение итогов урока, оценка работ учащихся.
- Рефлексия
Ход урока.
1) Актуализация опорных знаний -10 мин.
Здравствуйте ребята наш урок, я хочу начать с такого четверостишья:
Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей.
Ребята, знания науки всегда, помогает человеку в жизни, а незнания приводит подчас к трагическим последствиям. Сделайте из этих слов для себя правильные выводы.
В моем четверостишье упоминается о электрических лучах. Как вы думаете, что это такое? (электрический ток)
Вопросы:
- Что называется электрическим током?
Эталон ответа. Упорядоченное направленное движение частиц.
- Что необходимо, чтобы в цепи существовал электрический ток?
Э.ответа. Источник тока, проводники, потребитель тока, и все эти элементы должны быть замкнуты.
3) Работа со схемами.
А теперь проверим, как вы видите нарушения в составлении электрических цепей.
Перед вами две эл. цепи, схемы которых представлены на экране.
1. Почему не горит исправная лампа в первой цепи при замыкании ключа? (Рис. 1)
Ответ учащихся.
Эталон ответа. Электрическая цепь имеет разрыв. Чтобы лампа загорелась, в цепи должен существовать электрический ток, а это возможно при замкнутой цепи, состоящей только из проводников электричества.
Учитель. А чем проводники отличаются от непроводников или изоляторов?
Ответ учащихся.
Эталон ответа. Проводники – такие тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному. А в изоляторах такие переходы невозможны, и лампа загорается.
Приглашается ученик, который дал правильный ответ и он, устранив разрыв, демонстрирует правильный ответ. Лампа загорается.
2. Почему не звенит звонок во второй цепи при замыкании цепи? (Рис. 2)
Ответ учащихся.
Эталон ответа. Для получения электрического тока в проводнике, надо в нем создать электрическое поле. Под действием этого поля свободные заряженные частицы начнут двигаться упорядоченно, а это и есть электрический ток. Электрическое поле в проводниках создается и может длительно поддерживаться источниками электрического поля. Электрическая цепь должна иметь источник тока. Подключаем цепь к источнику тока и звонок звенит.
Выполнение теста по выбору: ( см приложение Тест)
После выполнения теста учащимися в тетради, они вписывают соответственно шкале оценку в оценочный лист в графу «Выполнение теста»
МИНУТКА ОТДЫХА
Ребята, однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни? Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя.
На уроках физики мы говорим о познании природы. Но сегодня давайте взглянем « в себя». Как мы воспринимаем окружающий мир? Как художники или как мыслители?
- Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь.
- Переплетите пальцы рук.
- Посмотрите какой палец левой или правой руки оказался у вас вверху? Результат запишите «Л» или «П»
- Скрестите руки на груди. («поза Наполеона») Какая рука сверху?
- Поаплодируйте. Какая рука сверху?
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Учитывая, что результат «ЛЛЛ» соответствует художественному типу личности, а «ППП» — типу мышления.
Какой же тип мышления преобладает у вашего класса?
Несколько «художников», несколько «мыслителей», а большинство ребят – гармонично развитые личности, которым свойственно, как логическое, так и образное мышление.
Изучение нового материала
Перед вами портреты трёх ученых физиков. Один из них закрыт. Вы по двум другим должны отгадать, чей же этот портрет. Именно о нем, о его труде и пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Но в этой загадке есть небольшая неточность.
Найдите её.(Ом = Вольта: Ампер.)
Открываю портрет Ома. Именно он и откроет нам тайну в мир электрических явлений. Итак, ребята, тема сегодняшнего урока “Закон Ома для участка цепи”. Вы наверное обратили внимание, что портреты ученых соответствуют единицам измерения физических величин: силы тока, напряжения, сопротивления. Вот мы и должны выяснить с вами, а как же связаны между собой эти величины, какое практическое значение имеет закон Ома. Но сначала давайте узнаем, а как же Ом открыл свой закон?
Чтобы рассмотреть зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением, нужно обратиться к опыту. Запомните, чтобы установить зависимость одной величины от другой, все остальные должны быть постоянными. Сначала рассмотрим как зависит сила тока от сопротивления. Перед вами собрана электрическая цепь, в которую включены приборы (я показываю им прибор, а они мне называют его). Напряжение на концах проводника всегда поддерживается постоянным. Для этого следим за показанием вольтметра. (Демонстрирую опыт, показания приборов фиксирую в таблице). Ребята, обратите внимание на значения величин, изображенных в таблице.
УЧАЩИЕСЯ ВЫПОЛНЯЮТ В ГРУППАХ ( на группы учащиеся делятся по цвету карточек)
Поиск решения проблемы (открытие новых знаний)
Для этого создадим четыре группы, которые займутся исследованием, а потом расскажут нам о полученных результатах. Вспоминаем правила техники безопасности при сборке электрической цепи
Работа в группах (каждая группа получает задание)
Обсуждение результатов. (Представители групп рассказывают, что делали и какие результаты получили;)
-Назовите из каких элементов состояли электрические цепи? Для чего они необходимы? (источник тока — для создания и поддержания электрического поля в цепи, амперметр -для измерения силы тока в проводнике, вольтметр — для измерения напряжения на концах проводника, резистор -обеспечивает заданное электрическое сопротивление цепи, ключ -для замыкания и размыкания цепи)
— Сравниваем полученные выводы у групп №1 и №3; №2 и №4. Значения величин были разные, а выводы получились одинаковые.
Выводы:
- При постоянном сопротивлении участка цепи сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, т.е. сила тока увеличивается во столько же раз, как и напряжение
- При постоянном напряжении на концах проводника сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению, т.е. сила тока увеличивается во столько же раз, во сколько раз уменьшается сопротивление.
Мы имеем с вами R=сonst
U=const
— Получите формулу, выражающую зависимость между тремя величинами.
( Чтобы заменить знак на ,нужно поставить коэффициент пропорциональности, значение которого зависит от выбора единиц входящих в формулу. В системе СИ k=1)
— Зависимость между этими тремя величинами получила название «закон Ома для участка цепи», т.к. именно Георгу Ому в 1827 году впервые удалось экспериментально установить зависимость силы тока, напряжения и сопротивления.
— Сформулируйте закон Ома для участка цепи. ( Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению)
Рефлексия учебной деятельности.
Подводим итоги урока. Собираем карты урока, в которых дети отмечали результаты работы на уроке.
Учитель предлагает продолжить предложение:
- я узнал…..
- я научился….
- теперь я могу….
- мне понравилось…
Взаимосвязь величин в законе Ома вложена в смысл стихотворения, которое я сочинил для вас:
Ом Георг зовут меня Я физик без сомнения Я открыл закон, друзья, Всемирного значения. Если хочешь на участке Напряженье знать, Должен силу тока ты Умело измерять. Если ток в нем возрастает То тотчас без сомнения, Вверх пойдет расти, друзья, Тоже напряжение. Ну а если сила тока Начинает падать вниз Это значит, что сопротивленье Показало свой каприз. Если сила стала меньше То сопротивленье вдруг Резко буде повышаться Ты запомни это, друг.
Домашнее задание: заполнить карточки в тетрадях, читать § 38,39 упр.18,19
Установить зависимость между силой тока, напряжением на однородном участке электрической цепи и сопротивлением этого участка.
Задачи урока:
- Выяснить, что сила тока в участке цепи обратно пропорциональна его сопротивлению, если при этом напряжение остается постоянным
- Выяснить, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление не меняется.
- Научиться применять закон Ома для участка цепи при решении задач.
- Научиться определять силу тока, напряжение по графику зависимости между этими величинами, а также сопротивление.
Оборудование:
экран, демонстрационный амперметр и вольтметр, источники тока, ключ, соединительные провода, демонстрационный магазин сопротивлений, ТСО, портреты ученых.
План урока:
- Организационный момент.
- Целью подготовки к восприятию нового материала.
- Изучение нового материала.
- Закрепление знаний, умений и навыков.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
По словам русского поэта XIX века Якова Петровича Полонского,
Царство науки не знает предела – Всюду следы ее вечных побед, Разума слово и дело, Сила и свет.
Эти слова по праву можно отнести к теме, которую мы сейчас изучает – электрические явления. Они подарили нам много открытий, осветивших нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько еще неопознанного! Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры. Так что запускайте свой «вечный двигатель”, и вперед! Вспомним, что изучая тему «Электрические явления”, вы узнали основные величины, характеризующие электрические цепи.
2. Актуализация знаний учащихся.
Учитель:
В начале, пожалуйста, перечислим основные величины, характеризующие электрические цепи.
Ученики:
Сила тока, напряжение и сопротивление.
Учитель:
А теперь, дайте небольшую характеристику каждой из этих величин, по следующему плану:
- Название Величины.
- Что характеризует данная величина?
- По какой формуле находится?
- В каких единицах измеряется?
- Каким прибором измеряется или изменяется?
Ученики:
1. Сила тока
– характеризует электрический ток в проводнике.
I = q / t – формула для нахождения силы тока, где q-заряд, проходящий через поперечное сечение проводника, t-время прохождение заряда. Единица измерения – ампер. Измеряется сила тока амперметром.
2. Напряжение
– величина, которая характеризует электрическое поле.
U = A/q – формула для нахождения напряжения, где А – работа по переносу заряда через поперечное сечение проводника, q-заряд. Единица измерения – вольт. Напряжение измеряется вольтметром.
3. Сопротивление
: характеризует сам проводник, обозначается R, единица измерения 1Ом.
Учитель:
Вовочка! На доске заполни таблицу!
Правильно, заполненная таблица.
Учитель:
Ребята, а что вы знаете об ученых, открывших силу тока, напряжение, сопротивление?
(Ученики приготовили сообщения об ученых физиках.)
Ученики:
Единицы измерения физических величин силы тока, напряжение и сопротивления, названы в честь ученых открывших их. Ампер, Вольт и Ом.
1. Андре-Мари Ампер – на его памятнике надпись: «Он был также добр и также прост, как и велик”. Славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы 3 минуты, держа яйцо в руке.
2. Алессандро Вольта – был рыцарем почетного легиона, получил звание сенатора и графа. Наполеон не упускал случая посетить заседания Французской академии наук, где он выступал. Изобрел электрическую батарею, пышно названную «короной сосудов”.
3. Георг Симон Ом – немецкий физик. Работал школьным учителем. Открыл закон зависимости силы тока от напряжения для участка цепи, а также закон, определяющий силу тока в замкнутой цепи. Чувствительный прибор для измерения силы тока он изготовил сам. Опыты и теоретические доказательства были описаны им в главном труде «Гальваническая цепь, разработанная математически”, вышедшем в 1827г.
Разноуровневые задания: (Задания выполняют 2 группы учащихся).
Задание№ 1.
1. Сколько ампер в 250мА?
А) 250А Б) 25А В) 2,5А Г) 0,25 А
2. Вставьте пропущенное определение:
Величина, равная … называется электрическим напряжением. А) произведению мощности на силу тока; Б) отношению мощности к силе тока; В) отношению работы к величине электрического заряда.
3. Начертите схему электрической цепи: источник тока, ключ, амперметр, соединительные провода, две лампочки и вольтметр, измеряющий напряжение на одной из лампочек.
Ответ: (1 – Г; 2 – В; 3 – …)
Задание № 2.
1. Сколько киловольт в 750 В?
А) 750000кВ Б) 0,75кВ В) 75кВ Г) 7,5кВ
2. Вставьте пропущенное определение:
Величина равная … называется силой тока. А) отношению работы к величине электрического заряда Б) отношению электрического заряда ко времени. В) произведению работы на время.
3. Начертите схему электрической цепи: источник тока, ключ, амперметр, соединительные провода, две лампочки и вольтметр, измеряющий напряжение на двух лампочках.
Ответ: (1 – Б; 2 –Б; 3 –… )
3. Изучение нового материала.
Учитель:
На прошлых уроках ребята, мы изучали силу тока, напряжение и сопротивление в отдельности. Сегодня мы перед собой поставили цель: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи. Выясним, как зависит сила тока от сопротивления, если напряжение остается постоянным.
Обратимся к опыту:
1.
Соберем цепь, состоящую из: источника тока, амперметра, вольтметра, проводников сопротивлением 1 Ом, 2 Ом, 4Ом.
2.
В цепь по очереди включаем проводники, обладающие различным сопротивлением. Напряжение на концах проводника во время опыта поддерживается постоянным. Силу тока в цепи измеряем амперметром.
Результаты измерений поместим в таблицу.
Учитель:
Что вы наблюдали?
Ученики:
С увеличением сопротивления силы тока уменьшается.
Учитель:
Какой вывод можно сделать из этого?
Ученики:
Сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника.
Учитель:
Выясним, как зависит сила тока от напряжения, если при этом сопротивление не меняется.
Обратимся к опыту:
1.
Соберем цепь, состоящую из источника тока (гальванический элемент), амперметра, спирали из никелиновой проволоки (проводника), ключа и параллельно присоединенного к спирали вольтметра.
2.
Присоединяем к первому элементу последовательно , второй, затем третий такой же, замыкаем цепь и отмечаем показание приборов при каждом подключении дополнительного элемента.
Результаты измерений поместим в таблицу.
Учитель:
Что вы наблюдали?
Ученики:
При увеличении напряжения в два раза, сила тока увеличивается вдвое. При трех элементах напряжение на спирали увеличивается втрое, во столько же раз увеличилась сила тока.
Учитель:
Какой вывод из этого можно сделать?
Ученики:
Сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника.
Учитель:
Используя результаты опытов, и выводы сделанные их них, установим зависимость силы тока, напряжения и сопротивления.
Такая запись носит название закона Ома
для участка цепи.
Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.
I = U/R
Историческая справка: Этот закон открыл немецкий физик Георг Симон Ом в 1827году.
Учитель:
для того, чтобы вам было легче запомнить формулу закона Ома можно воспользоваться следующим способом ее записи.
Физическая пауза.
Учитель:
Прежде чем приступить к решению задач проведем физическую паузу. Представим что мы с вами пассажиры автобуса… – автобус резко трогается с места – ученики должны наклониться назад, – автобус тормозит – отклониться вперед, – автобус поворачивает направо – наклоняются влево, – автобус поворачивает налево – наклоняются вправо.
Учитель:
Какое физическое явление вы изображали?
Ученики:
Инерция – явление сохранения скорости тела, когда на это тело не действуют внешние силы.
4. Закрепление умений и навыков.
Используя закон Ома для участка цепи, решим задачу.
Задача 1.
Напряжение на зажимах электрического утюга 220В, сопротивление нагревательного элемента утюга 50 Ом. Чему равна сила тока в нагревательном элементе?
Дано: U = 220В R = 50 Ом I – ?
Решение: I = U/R I = 220В/50 Ом = 4,4А Ответ: 4,4А.
Задача 2.
На рис. изображен график зависимости силы тока от напряжения для двух проводников А и В. Определите сопротивление каждого из проводников. Какой из этих проводников обладает большим сопротивлением?
Учитель:
Решаем эту задачу по вариантам. Вариант 1 – находит сопротивление проводника А. Вариант 2 – находит сопротивление проводника В.
Вариант 1.
Дано: U = 6 В I = 3 А RA – ?
Решение: R = U/I R = 6 В/3 А = 2 Ом Ответ: 2 Ом
Вариант 2.
Дано: U = 4 В I = 1 А RB – ?
Решение: R = U/I R = 4 В/ 1 А = 4 Ом Ответ: 4 Ом.
Ученики:
2 Ом <4 Ом, значит RA < RB, сопротивление проводника А меньше, чем сопротивление проводника В.
5. Домашнее задание:
п. 42 – 44, упр. 19 № 3, 4.
6. Подведение итогов урока, оценки работы учащихся.
Самодиагностика.