Использование тестопластики в работе с детьми дошкольного возраста.

Методы арт-терапии позволяют психологам лучше разобраться в проблемах человека и одновременно ненавязчиво и в мягкой форме их решить. В некоторых ситуациях язык формы, цветовой палитры и образов намного информативнее, чем обычный разговор.

Особенно хорошо арт-терапия зарекомендовала себя в работе с детьми. Малышам еще трудно выразить вербально свои тревоги и переживания, а с помощью лепки из соленого теста это сделать проще. Тестопластика является одним из популярных направлений в современной арт-терапии.

Лепка фигурок из соленого и экологически безопасного теста известна еще со времен Древнего Египта. Славянские народы лепили из теста обереги и подарки для близких, наделяя их особым волшебным даром защищать и привлекать достаток.

Сегодня тестоплатиска – это лепка в прямом смысле чего душе угодно из специально приготовленного соленого теста. В его состав входит только мука, вода и соль. После изделие можно высушить на солнце или в духовом шкафу, а также раскрасить с помощью гуаши или акриловых красок.

Тестопластика для детей приносит только позитивные эмоции и удовольствие детям любого возраста и даже взрослым. Ведь так приятно мять его в руках и видеть, как податливо оно отзывается на наши движения. Это полезное и очень увлекательное занятие поднимает настроение ребенку и окружающим его взрослым. Такой вид арт-терапии имеет массу преимуществ для ребенка:

  • развивает мелкую моторику рук (что ускоряет становление речи);
  • улучшает эмоциональное состояние малыша;
  • развивает воображение и мышление;
  • помогает видеть целое раньше частей;
  • способствует своевременному психофизиологическому взрослению;
  • помогает накапливать сенсорный опыт тактильных ощущений;
  • прививает ценностное отношение к человеку, его труду, культуре;
  • учит взаимодействовать и быстро адаптироваться в социуме.

Тестопластика является прекрасным занятием для детей с проблемами развития речи, гиперактивных непосед, социально-неадаптированных и замкнутых крох.

Это отличная возможность придать форму своим мыслям, а иногда и страхам (в последнем случае фигурка утилизируется, освобождая ребенка от проблемы). Формируя позитивные эмоции по завершению поделки ее можно потом показать значимым для ребенка людям и даже кому-то подарить, при этом получить одобрение от окружающих и гордиться собой.

Кроме того, чтобы зайчик или колобок получился красивым, нужно быть усидчивым и хорошо постараться. Занятие тестопластикой вместе с родителями помогает взрослым сблизиться и наладить контакт с ребенком. Лепка из теста это и первый этап развития творческих талантов ребенка, его воображения и фантазии.

Тестопластика в арт-терапии взрослых

Психологи используют этот метод коррекции и для помощи взрослым. Часто он применяется в качестве вспомогательной терапии при реабилитации пожилых людей и лиц с особыми потребностями. Задачи тестопластики – помочь человеку улучшить свой эмоциональный фон путем творческого выражения, раскрыть свои возможности и таланты, определить психологические проблемы, которые находятся в области бессознательного. Психолог помогает клиенту мобилизовать внутренние ресурсы и привести его к душевной гармонии.

Тестопластика в комплексе с иными методами психокоррекции открывает горизонты для самовыражения людей с ограниченными возможностями, пробуждают у них интерес к жизни и живость ума.

Как приготовить соленое тесто

В тестопластике применяется знакомое всем молодым мамам соленое тесто. Состав теста для лепки очень прост:

  • 300 г муки
  • 300 г соли
  • 200 мл воды
  • 1 ст.л растительного масла (по желанию)

Смешать соль с мукой и, тщательно помешивая смесь, постепенно влить воды. Опытные арт-терапевты рекомендуют брать соль мелкого помола, а чтобы консистенция была более эластичной добавлять в смесь столовую ложку рафинированного масла. Неиспользованную часть теста можно хранить в холодильнике до следующего сеанса.

О том, как приготовить соленое тесто и какие материалы понадобятся для творчества можно посмотреть вот в этом подробном видео-уроке:

Как лепить из соленого теста

Тесто — невероятно податливый материал, из которого можно слепить что- угодно: от горшочков и фигурок животных до панно самых разных размеров. Поэтому поделки из соленого теста — это огромный простор для фантазии, развития умений и создания чудесных вещей для декора, игр и подарков друг другу.

Для создания самых простых изделий из теста достаточно иметь скалку и доску, для детей старше трех лет и взрослых можно запастись кулинарным декором, использовать зубочистки для прорисовки деталей.

Практически для всех поделок из теста заготовкой обычно является «колбаска» или «шарик». Для создания, например, человечка используют шарик для головы, а колбаски – для лепки тела, рук и ног.

Сложные фигуры можно создать из раскатанного теста с применением шаблонов и формочек. Украсить изделие можно лентами, бусинами, листиками или косичками из теста или чем-то другим на выбор ребенка. И конечно же, особый этап — это раскрашивание полученной фигуры.

Раскрашивать поделки из соленого теста своими руками можно, как на этапе лепки, так и во время замешивания теста и после полного высыхания изделия.

А сушить поделки из соленого теста можно при комнатной температуре, в духовке при температуре 50 градусов и в микроволновке в самом маленьком режиме разморозки. Просушка изделий из теста, конечно, потребует времени, но зато потом такой подарок будет долго радовать своего создателя и хозяина!

Как сделать слепки из соленого теста

Пример занятия арт-терапией с детьми

Поделки из теста могут стать самостоятельным занятием с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Занятие может нести дополнительную образовательную информацию, например, мастеря сову из соленого теста, рассказать ребенку все интересные факты об этой птице. Но, большой плюс тестопластики в том, что сама по себе лепка приносит ощутимую пользу, как мыслительным процессам, так и психологически гармонизируя сознание.

В преддверии 8 марта, я провела такое занятие с сынишкой. Тема была банальная — подготовка подарков для учителей своими руками. Несмотря на то, что сначала мне пришлось его уговаривать пойти полепить, потом, я не могла его остановить! Так он разошелся, создавая поделки одну лучше другой)))

Так у нас появились вот такие 8-ки с цветочками и корзинки с фруктами и цветами.

Как только наши поделки из теста досохнут ( а сохнут они и в духовке при малой температуре и просто в комнате), мы планируем приклеить к ним магнитную ленту, чтобы они стали теплым украшением холодильника у любимой учительнице)))

В этом видео я показала наше видение лепки из соленого теста к празднику 8 марта:

В видео ниже представлено еще несколько мастер-классов по изготовлению поделок из соленого теста:

Мастер-класс для педагогов по тестопластике

Автор -составитель:

Епанчинцева Ирина Святославна,

воспитатель

МАУДО города Ялуторовска «Детский сад №9»

высшая квалификационная категория

Педагогический стаж 27 лет

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕСТОПЛАСТИКИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Цель: Представить возможности тестопластики как средства развития дошкольников

Задачи:

  1. Познакомить участников мастер-класса с приемами тестопластики.
  2. Показать систему работы с тестом, как материалом для изодеятельности детей.

Оборудование: соленое тесто, заготовка для изготовления поделки «Цыпленок», материал для украшения поделки.

Ход мастер-класса

Важную роль в создании современной образовательной среды сегодня выполняют инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей с особыми образовательными потребностями, строящиеся на принципе фантазирования в игровой деятельности.

Лепка из теста – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Тестопластика является одним из самых увлекательных видов декоративно – прикладного искусства.

Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний. На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытности. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье, и хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто — «Хлебосол».

Тесто имеет ряд преимуществ:

• Материал экологически безвредный, не аллергенный.

• Удивительно пластичный материал.

• Поделки из соленого теста более долговечны, их можно использовать в играх.

• Поделки можно раскрашивать в разные цвета.

При работе с тестом могут возникнуть трудности:

  1. Нужно научиться замешивать тесто. Ошибка, когда берем много муки, лучше завести меньше и хорошо вымесить. Рецепт теста: 1 стакан воды, 1 стакан мелкой соли, мука.
  2. Необходимо учитывать тематическое планирование при разработке программы кружка.

При работе с тестом фантазии нет предела!!! Процесс работы – радость познания. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его. Велико образовательное и воспитательное значение лепки, особенно в плане умственного и эстетического Работа с тестом позволяет решить разнообразные задачи, и направлена на:

  1. развитие сферы образов-представлений;
  2. формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словесно-логического);
  3. развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;
  4. формирование пространственно-временных представлений;
  5. развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
  6. развитие зрительно-моторной координации, стимулирование рефлекторных зон и нервных окончаний ладоней и пальцев;
  7. активизация формирования связей между полушариями мозга;
  8. развитие творческих способностей.

оме того, решаются и специальные задачи развития и коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности, что предполагает:

  1. развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;
  2. профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении;
  3. развитие социальных эмоций;
  4. создание условий для развития самосознания и самооценки;
  5. формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
  6. предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.

Применение тестопластики незаменимо для предупреждения тяжёлых эмоциональных нарушений, несформированности коммуникативной компетентности, с целью развития игровой деятельности, формирования у ребёнка игровых мотивов и интереса к игре. Тестопластика представляет для ребёнка широкие возможности для эмоционального реагирования социально приемлемым способом.

Во время совместной деятельности с ребенком использование приемов тестопластики дает возможность закреплять цвет, количество, форму, порядковый и обратный счет, а также расширять и уточнять знания об окружающем мире, используя загадки, стихи, пословицы и поговорки.

Тестопластика способствует активизации лексического запаса, актуализации имеющихся представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины; закреплению представлений о сезонных изменениях в природе. Даже неусидчивые дети в процессе тестопластики проявляют несвойственную им столь долгую концентрацию внимания на одном виде деятельности.

Практически нет детей, которые отказались бы поэкспериментировать с тестом, оставляя на нем отпечатки различными предметами, поиграть с формочками и стеками или слепить что-то на свое усмотрение.

В коррекционно-развивающей работе можно использовать различные дидактические игры и игровые упражнения, материалом для которых послужат изделия из теста. Например, в дидактической игре «Четвертый лишний» можно предложить детям найти лишнюю фигуру, изготовленную из теста (ребенок должен выделить признак отличия – по цвету, форме, размеру). Можно предложить детям самостоятельно сделать все фигуры одинаковыми, изменив признак несоответствия.

В игре «Узнай на ощупь» предлагаем детям узнать на ощупь заданный предмет (это могут быть фрукты, овощи, игрушки, изготовленные из цветного теста самим малышом). Кроме того, широкие возможности открывает тестопластика для развития элементарных математических представлений дошкольников.

Дети могут самостоятельно изготовить из теста материал для развития счетных навыков и операций. Возможно закрепление и актуализация таких математических понятий, как «один-много», «больше-меньше», «поровну», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «большой-маленький» и т.д. Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речемыслительных упражнений. Причем в данном случае наглядность представлена объемными предметами, а не иллюстративным материалом.

Работа с тестом — это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе детям с ограниченными возможностями здоровья. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

Тестопластика — это возможность использовать подручный материал:

  • Спагетти (колючки ежика)
  • Раскрашенные макароны и вермишель (украшение торта)
  • Крупы (выкладывали шубку мишке из гречки)
  • Перец горошком (носик, глазки)
  • Чесночнодавилка (прически)
  • Стеки (прорисовывать)
  • Пуговицы (сделать рельефную поверхность)

Вот так, играя, на основе общей увлеченности, тестопластика помогает детям развиваться, а педагогам – решать поставленные коррекционные и воспитательные задачи.

Каждое занятие кружка я начинаю с разминки:

  • Перекладывание и сжимание теста в ладошках;
  • Катание колобка в ладошках;
  • Надавливание на колобок — получение лепешки;
  • Пришли «мышки» стали норки рыть;
  • Налетели «гуси» стали тесто щипать;
  • Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту;
  • Скатывание лепешки в колбаску;
  • Заворачиваем колбаску в «улитку»;
  • «Улитка» спряталась в домик – получился колобок.

После разминки переходим к изготовлению поделки. Предлагаю сделать пасхального цыпленка (идея поделки взята на сайте https://yasno-solnishko.ru).

Для начала мы замесим солёное тесто из 2 ст. муки, 1 ст. мелкой соли и неполного стакана воды. Добавим желтую гуашь.

  1. Затем мы раскатаем тесто в пласт толщиной около 0,5 см и формочкой выдавим овал. В качестве формочки мы возьмем пластиковый стаканчик и слегка его придавим с боков, чтобы получился овал.

  1. Овал отделим от остального теста и слегка смоченным в воде пальцем разгладим его края. Это тело цыплёнка.
  2. Для крылышек мы слепим небольшие овалы, тонко раскатаем их, слегка смочим водой и приклеим к цыплёнку. Зубочисткой нарисуем на крылышках полоски-пёрышки.
  3. Для глазок скатаем маленькие шарики, для клювика – квадрат.
  4. Для ножек мы слепим небольшие овалы, раскатаем их при помощи гуаши.
  5. В заготовке мы сделаем дырочки – вверху одну, для подвешивания яйца и две внизу, для крепления ножек. В ножках мы тоже проделаем дырочки для крепления к цыплёнку.

  1. Затем высушили всё в духовке при небольшой температуре.
  2. Когда тесто остыло, мы раскрасим детали.
  3. Вставим в отверстия ленточки.

Ну, вот, наш пасхальный цыплёнок из солёного теста готов. Можно использовать его для украшения комнаты или в качестве подарка.

Тестопластика выступает как средство познания действительности, имеет большое значение для умственного развития детей, способствует поддержанию положительной мотивации и познавательной активности детей с психофизическими нарушениями. Таким образом, возможности тестопластики в коррекционно-развивающей работе безграничны.

Литература:

  1. https://aplik.ru/shkolniku/9-klass/ispolzovanie-priemov-testoplastiki-v-korrektcionnopedagogicheskoi-rabote-s-detmi-s-ogr/
  2. https://io.nios.ru/articles2/51/10/testoplastika-v-detskom-sadu
  3. https://yasno-solnishko.ru/detki-3-5-let/pashal-ny-j-tsy-plyonok-iz-solyonogo-testa.html

«Свидетельство о публикации в СМИ»: Серия А № 0004382

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>> Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Поделиться

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: