Викторина по сказке П. Ершова «Конёк горбунок»
Содержание
«Сказка ложь, да в ней намёк…»:
игра – викторина по сказке П. Ершова «Конёк – горбунок»
для 4-5 классов
«Теперь этот род сочинений можно мне и оставить
»,- заметил А.С. Пушкин вскоре после выхода в свет сказки в стихах
«Конёк-горбунок» в 1834г.
Её автором был студент философско-юридического факультета Санкт-Петербургского университета
П.П. Ершов
, который и написал свою сказку под впечатлением пушкинских сказок. И была она курсовой работой по русской словесности студента Петра Ершова, которую, вместо положенной лекции, в один из учебных дней прочитал своим студентам профессор поэт Пётр Плетнёв. В одночасье никому неизвестный девятнадцатилетний студент стал знаменитым на всю Россию литератором. Так появилась весёлая сказка, полная удивительных приключений и сказочных чудес и в то же время очень правдиво отображающая трудности крестьянской жизни. В «Коньке-горбунке», как и в старинных народных сказках, остроумно высмеиваются глупый царь, его завистливые приближённые и жадные слуги, а прославляется смелый, честный крестьянский сын. И написана сказка русским народным языком, ярким и метким.
Однако профессиональным литератором Ершов не стал. После университета в 1836г. он возвращается на родину, в Сибирь, где в 1815
году он родился в селе
Безруково
в семье мелкого чиновника. П.П. Ершов поселяется в
Тобольске,
где когда-то учился в здешней гимназии, а теперь стал работать преподавателем, затем её инспектором и директором. На педагогическом поприще он проявил себя настоящим профессионалом, о чем свидетельствуют отзывы его учеников, среди которых был будущий знаменитый химик
Д.И. Менделеев,
вспоминавший Ершова с благодарностью и выхлопотавший ему впоследствии пенсию, а также помог в переиздании «Конька-горбунка».
Ершов мечтал о просвещении народов Сибири, но обстоятельства – смерть родных – матери, жены, детей, непонимание гимназического начальства сменяются тягостным чувством одиночества. Среди немногих радостей – гимназический театр.
Не оставляет Ершов и поэтическое творчество. Но ни одному из последующих произведений – многочисленных стихотворений, поэм, рассказов, эпиграмм – не удалось даже приблизиться к славе «Конька-горбунка».
В 1869 г
оду в возрасте 54 лет П.П. Ершов умер. На старом кладбище в Тобольске стоит памятник с примечательной надписью –
«Петр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конёк – горбунок».
Можно ли более высоко оценить то, что создано поэтом!
Вопросы викторины
:
- Сколько братьев было у Ивана и как их звали? / Два. Данила и Гаврила/
- Чем занимались Иван с братьями?/ Сеяли и продавали пшеницу/
- Как провели ночь в карауле на пшеничном поле братья Ивана? /Один закопался в сене, а другой « ходил дозором у соседки под забором»/
- Кого увидел на поле Иван и что он соврал дома про вора их пшеницы? /Белую кобылицу с золотой гривой; сказал, что дьявол воровал их пшеницу/
- Сколько коней было у Ивана, и откуда они взялись? /Три; родила их Ивану в подарок белая кобылица/
- Какую первую помощь оказал Конёк-горбунок Ивану? /Догнал братьев, укравших у Ивана коней/
- Какую первую чудесную вещь нашёл Иван? /Перо Жар-птицы/
- Почему Конёк-горбунок не советовал Ивану брать перо Жар-птицы? /Много непокою принесёт оно с собою/
- Куда спрятал перо Жар-птицы Иван? /Завернул в тряпицу и в шапку спрятал/
- Кто и почём купил златогривых коней у Ивана? /Царь, за 10 шапок серебра/
- Как попал Иван конюхом на царскую конюшню? /Потому, что златогривые кони никого, кроме Ивана, не слушались/
- Кто выкрал перо Жар-птицы у Ивана и зачем? /Бывший конюх, чтобы избавиться от Ивана/
- Какое первое задание царь дал Ивану? /Поймать жар-птицу/
- Где Иван ловил Жар-птицу? /На горе из серебра/
- Куда спрятался Иван, чтобы высмотреть и поймать Жар-птицу и что использовал для приманки? /Под корыто, наполненное зерном с вином/
- Какое второе задание дал царь Ивану? / Найти и привезти Царь-девицу/
- Где обитала Царь-девица и сколько раз в году она сходила на Землю? /На океяне; два раза/
- На чём плавала Царь-девица и на каком музыкальном инструменте она играла? /На шлюпке; на гуслях/
- Чем Иван заманил Царь-девицу? /Золотым шатром с угощением/
- Почему Иван с первого раза не смог поймать Царь-девицу? /Уснул/
- Что сделал Иван, чтобы не проспать Царь-девицу? /Колол себя острыми гвоздями и камнями/
- Какое третье задание царь дал Ивану? /Достать перстень Царь-девицы со дна океана/
- Кто помог Ивану найти перстень на дне океана /Чудо-юдо Рыба-кит и Ёрш/
- Кто были родственники Царь-девицы? /Мать-Месяц (Луна), брат-Солнце/
- За что и как был наказан Чудо-юдо Рыба – кит? /За то, что он проглотил три десятка кораблей, Бог поселил на его спине людей /
- Что должен был сделать Рыба – кит для своего прощения? /Дать свободу кораблям/
- Какое условие поставила Царь-девица царю, чтобы не выходить за него замуж и как царь должен был выполнить это условие? /Царь должен помолодеть, а для этого ему надо было искупаться в трёх котлах: кипятке, в кипящем молоке, студёной воде /
- Какую последнюю волю царя выполнил Иван и как помог ему Конёк-горбунок? /Иван искупался в трёх котлах, после того, как Конёк-горбунок в те котлы мордой макнул и на Ивана дважды прыснул/
- Что стало с царём и с Иваном? /Царь, сварился, а Иван стал красавцем/
- Сколько братьев было у Ивана и как их звали?
- Чем занимались Иван с братьями?/
- Как провели ночь в карауле на пшеничном поле братья Ивана?
- Кого увидел на поле Иван и что он соврал дома про вора их пшеницы?
- Сколько коней было у Ивана, и откуда они взялись?
- Какую первую помощь оказал Конёк-горбунок Ивану?
- Какую первую чудесную вещь нашёл Иван?
- Почему Конёк-горбунок не советовал Ивану брать перо Жар-птицы?
- Куда спрятал перо Жар-птицы Иван?
- Кто и почём купил златогривых коней у Ивана?
- Как попал Иван конюхом на царскую конюшню?
- Кто выкрал перо Жар-птицы у Ивана и зачем?
- Какое первое задание царь дал Ивану?
- Где Иван ловил Жар-птицу?
- Куда спрятался Иван, чтобы высмотреть и поймать Жар-птицу и что использовал для приманки?
- Какое второе задание дал царь Ивану?
- Где обитала Царь-девица и сколько раз в году она сходила на Землю?
- На чём плавала Царь-девица?
- На каком музыкальном инструменте играла Царь-девица?
- Чем Иван заманил Царь-девицу?
- Почему Иван с первого раза не смог поймать Царь-девицу?
- Что сделал Иван, чтобы не проспать Царь-девицу?
- Какое третье задание царь дал Ивану?
- Кто помог Ивану найти перстень на дне океана
- Кто были родственники Царь-девицы?
- За что и как был наказан Чудо-юдо Рыба – кит?
- Что должен был сделать Рыба – кит для своего прощения?
- Какое условие поставила Царь-девица царю, чтобы не выходить за него замуж и как царь должен был выполнить это условие?
- Какую последнюю волю царя выполнил Иван и как помог ему Конёк-горбунок?
- Что стало с царём и с Иваном?
gigabaza.ru
Викторина по сказке П.П. Ершова «Конек Горбунок» план-конспект урока по чтению (4 класс)
Викторина по сказке П.П. Ершова «Конек Горбунок»
I. «Говори, да правду только»:
1. Чем кобылица отблагодарила Ивана? — Родила ему двух златогривых коней и Конька – Горбунка.
2. По какой причине царь взял Ивана на службу во дворец? — Никто, кроме Ивана не мог справиться с златогривыми конями, которых Иван продал царю.
3. Что за чудо-огонёк увидели братья в поле? — Перо Жар — птицы.
4. Как звали братьев Ивана? — Данила и Гаврила.
5. За какую цену Иван продал златогривых коней? — 10 шапок серебра и ещё 5 рублей.
6. Кто стал врагом Ивана во дворце? По какой причине? — Царский спальник, из зависти, так как Иван занял его место.
7. За что наказали рыбу-кита? — За то, что проглотил 3 десятка кораблей.
8. Где лежал перстень Царь-девицы? — На дне морском в красном сундучке.
9. Что было в трёх котлах, в которых купались Иван и царь? — Вода студёная, вода варёная и молоко, вскипячённое ключом.
II. Выбери правильный ответ и подчеркни его:
- Сколько сказок написал П.П. Ершов?
- 1;
- 3;
- много.
- Где родился П.П. Ершов?
- В Москве;
- В Петербурге;
- В Сибири.
- Какой срок царь дал Ивану, чтобы он добыл жар-птицу?
- 3 дня;
- 3недели;
- 3 месяца.
- Какого цвета были златогривые кони, сыновья кобылицы?
- Белого;
- Вороного;
- Серого.
- Сколько раз в году Царь-девица сходила с «окияна» на землю?
- 1 раз;
- 2 раза;
- 3 раза.
- Кто нашёл сундучок с перстнем Царь-девицы?
- Осетры;
- Дельфины;
- Ёрш.
- Сколько лет рыба-кит не мог получить прощение?
- 10;
- 20;
- 100.
III. Старинные слова.
Объясни значение подчёркнутых старинных слов:
- «Гости! Лавки отпирайте, Покупайте, продавайте!» (Гости — купцы, торговцы.)
- «Тут Иван с печи слезает,Малахай свой надевает.» (Малахай — широкая одежда без пояса.)
- «Вот неделей через пять Начал спальник примечать.» (Спальник — придворный, состоящий при великом князе или царе для личных услуг.)
- «Вот люблю дружка Ванюшу, Взвеселил мою ты душу, И на радости такой — Будь же царский стремянной!» (Стремянной — придворный, стоящий у царского стремени при выезде царя.)
- «Царь кричит на весь базар: «Ахти, батюшки, пожар! Эй, решёточных сзывайте! Заливайте, заливайте!» (Решёточные — пожарные.)
- «Постой немножко, Прикажи сперва окошко В почивальне затворить…» (Почивальня — спальня.)
IV. Хитрые вопросики:
- Какого роста был Конёк-Горбунок (в современных мерах длины)? — 13,35 см, так как он ростом 3 вершка, а 1 вершок = 4,45 см
- Назови любимое занятие Ивана. — Петь и спать.
- Сколько лет было царю? — 70.
- Какого цвета была златогривая кобылица? — Белая («как зимний снег, бела.»)
- Сколько лет было Царь-девице? — 15.
- Как звали отца Ивана? — Пётр.
- Назови мать и брата Царь-девицы — Месяц/Луна — мать, Солнце — брат.
V. Чьи это слова?
- Всю я ноченьку не спал; На моё ж притом несчастье Было страшное ненастье! Дождь вот так ливмя и лил… (Старшего брата Данилы.)
- Ну, Иван, — ему сказала — Коль сумел ты усидеть, Так тебе мной и владеть. (Кобылицы.)
- Я с повинной головою, Царь, явился пред тобою, Не вели меня казнить, Прикажи мне говорить. (Спальника.)
- Но, сказать тебе по дружбе, Это – службишка, не служба. (Конька — Горбунка.)
- Коль себя не пожалеешь, Ты опять помолодеешь. (Царь — девицы.)
- Будьте милостивы, братцы, Дайте чуточку подраться. (Ерша.)
VI. Подумай и ответь: Вопросы и примерные ответы.
Как ты считаешь, какие качества помогли Ивану справиться со всеми заданиями и стать царём? Доброта, смелость, умение признавать свои ошибки, умение прощать (братьев, кобылицу), откровенность, бескорыстие, забота о других, умение дружить; хитрость, остроумность, ловкость, смелость, стремление к цели ; упорство, находчивость ; ум, потому что Иван на самом деле был умным ; страх ; неунывание, житейский ум ; смекалка ; проворство ; шустрость, смышлёность.
Чем тебе нравится (или не нравится) Конёк-Горбунок? Нравится тем, что он: добрый, умный, бескорыстный, хороший друг, прощает Ивана, радуется за него, утешает в беде, всегда помогает ; всегда выручает своего хозяина ; преданный и верный ; всегда помогает своему другу и хочет, чтобы он стал царём ; симпатичный, маленького роста и этим он помог Ивану в решении задачек царя ; преданный друг ; маленький, но резвый, с золотой гривой, чёрненький.
Похожа ли сказка о Коньке-Горбунке на русские народные сказки? Если да, то чем именно похожа? Большинство участников викторины решили, что похожа, а именно: Началом и концом; тем, что добро в сказке побеждает зло ; троекратными повторами: 3 котла, 3 брата, 3 коня, 3 испытания ; тем, что в ней действуют волшебные герои и вещи, Иван — младший брат и как бы дурак, но он главный герой, хороший человек и в конце награждён за доброту, смелость и честность .
Тест: Тест по сказке П.П. Ершова “Конёк – горбунок”
Прочитай вопрос. Внимательно прочитай ответы. Отметь правильный ответ.
Литература 3 класс | ID: 464 | Дата: 30.11.2013
“;} else {document.getElementById(“torf1″).innerHTML=””;}; if (answ.charAt(1)==”1″) {document.getElementById(“torf2″).innerHTML=””;} else {document.getElementById(“torf2″).innerHTML=””;}; if (answ.charAt(2)==”1″) {document.getElementById(“torf3″).innerHTML=””;} else {document.getElementById(“torf3″).innerHTML=””;}; if (answ.charAt(3)==”1″) {document.getElementById(“torf4″).innerHTML=””;} else {document.getElementById(“torf4″).innerHTML=””;}; if (answ.charAt(4)==”1″) {document.getElementById(“torf5″).innerHTML=””;} else {document.getElementById(“torf5″).innerHTML=””;}; if (answ.charAt(5)==”1″) {document.getElementById(“torf6″).innerHTML=””;} else {document.getElementById(“torf6″).innerHTML=””;}; if (answ.charAt(6)==”1″) {document.getElementById(“torf7″).innerHTML=””;} else {document.getElementById(“torf7″).innerHTML=””;}; if (answ.charAt(7)==”1″) {document.getElementById(“torf8″).innerHTML=””;} else {document.getElementById(“torf8″).innerHTML=””;}; if (answ.charAt(8)==”1″) {document.getElementById(“torf9″).innerHTML=””;} else {document.getElementById(“torf9″).innerHTML=””;}; if (answ.charAt(9)==”1″) {document.getElementById(“torf10″).innerHTML=””;} else {document.getElementById(“torf10″).innerHTML=””;}; } }
Получение сертификата о прохождении теста
testedu.ru
Викторина по сказке Ершова «Конек-горбунок»
Викторина по сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок»
Автор: Виноградова Светлана Евгеньевна, учитель русского языка ГОБОУ детского дома-школы №1, специальной (коррекционной) школы VIII вида г.Боровичи, Новгородской области.Описание материала: Викторина по сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок» Данный материал будет полезен учителям русского языка и чтения коррекционных и общеобразовательных школ. Викторина может быть проведена по результатам внеклассного чтения, либо при проведении недели чтения. Учащимся предлагается вспомнить, кому из героев произведения принадлежат данные слова. Цель: формирование интереса к чтению. Задачи: — развивать память, мышление; — обогащать словарный запас учащихся; -закреплять знания учащихся по теме. Значком + обозначены правильные ответы. Вспомните, кому из героев сказки принадлежат следующие слова.
1. Всю я ноченьку не спал; На моё ж притом несчастье, Было страшное ненастье: Дождь вот так ливмя и лил, Рубашонку всю смочил.»
а) Гаврило б) Данило + в) Иван г) Отец Иванушки
2. Эй вы, сони! Что вы спмие! Брату двери отоприте; Ночью страшный был мороз — До животиков промерз!
а) Иван б) Гаврило + в) Царь г) Данило
3. Двух коней, коль хошь, продай, Но конька не отдавай Ни за пояс, ни за шапку, Ни за черную, слышь, бабку. На земле и под землей Он товарищ будет твой…»
а) Чудо-юдо Рыба-кит б) Кобылица + в) Ёрш г)Месяц Месяцович
4) Будьте милостивы, братцы! Дайте чуточку подраться. Распроклятый тот карась Поносил меня вчерась При честном при всём собранье Неподобной разной бранью.
а) Гаврило б) Ёрш + в) Царь г) Данило
5) Не губт меня со света! Целый год тебе за это Обещаюсь смирно жить, Православных не мутить!
а) Чёрт + б) Иван в) Конёк-горбунок г) Кобылица
6)Всю я ноченьку не спал. Звезды на небе считал; Месяц ровно, тоже светил, Я порядком все приметил. Вдоуг приходит дьявол сам, С бородою и с усам; Рожа словно как у кошки, А глаза-то что те плошки!
а) Гаврило б) Данило в) Царь г) Иван +
7) Коль сумел ты усидеть, Так тебе мной и владеть. Дай мне место для покою Да ухаживай за мною, Сколько смыслишь. Да смотри: По три утренни зари Выпущай меня на волю Погулять по чисту полю.
а) Конёк-горбунок б) Кобылица + в) Чёрт г) Чудо-юдо Рыба-кит
Я на первый твой приказ Прибегу к тебе как раз, И поедем… Да смотри же, Ты гляди за ней поближе; Если ж ты ее проспишь, Так беды не избежишь!
а) Царь б) Отец Иванушки в) Конёк-горбунок + г) Месяц Месяцович
9) Ты, Данило, молодец! Ты, вот, так сказать, примерно, Сослужил мне слу жбу верно, То есть, будучи при всём, Не ударил в грязь лицом!
а) Отец Иванушки + б) Гаврило в) Царь г) Иван
10) Заезжай ты поклониться В изумрудный терем мой Да скажи моей родной: Дочь её узнать желает, Для чего она скрывает По три ночи, по три дня Лик свой ясный от меня?
а) Чудо-юдо Рыба -кит б) Царь-девица + в) Кобылица г) Жар-птица
11) Вы достаньте до зарницы Перстень красной Царь-девицы, Скрытый в ящике на дне. Кто его доставит мне, Награжу того я чином: Будет думным дворянином. Если ж умный мой приказ Не исполните… я вас!…
а) Чудо-юдо Рыба-кит + б) Ёрш в) Жар-птица г) Царь
Рекомендуем посмотреть:
Викторина с ответами для 5-9 классов по технологии Новогодняя викторина для младших школьников с ответами Сценарий игры викторины для школьников по теме Олимпийские игры Историческая викторина в стихах с ответами для школьников «Великий день Бородина»
Похожие статьи:
День космонавтики классный час
Викторины для школьников. В мире растений
Викторины для школьников. Тема: деревья и кустарники
Викторина для школьников. Тема: цветы
Викторины для школьников. Тема: ягоды