Игровые комплексы для развития логического мышления дошкольников


Понятие логического мышления

Логическое мышление – физиологический процесс, в результате которого человек приходит к умозаключениям, основываясь на доказательности и рассудительности.

Существует три вида логических суждений.

  1. Абстрактное суждение. Человек строит домыслы на понятиях и свойствах, которые нельзя ощутить. Они недействительны, находятся в абстракции.
  2. Образное суждение. Человек подключает воображение и представляет себе конкретные образы, которые встречаются в жизни.
  3. Словесное суждение. Люди часто делятся своим мнением с окружающим. В ходе разговора происходит мыслительный анализ, наталкивающий на конкретные выводы.

Логическое мышление начинает развиваться в раннем возрасте. О стадиях формирования мышления в процессе роста ребенка и пойдет речь далее.

Как развить логику у старших дошколят

Психологи на вопрос, как развить логику ребенка среднего и старшего дошкольного возраста, подчеркивают интенсивность и активность такой работы. К началу обучения в школе дети должны овладеть всеми логическими операциями: оперировать разнообразными понятиями, самостоятельно рассуждать и делать умозаключения. Тренировки должны стать постоянными, поэтому игры и упражнения желательно включать не только в особые занятия, но и в повседневную жизнь.

Важно: для того чтобы достичь высокого уровня развития детской логики, родители должны сделать интеллектуальное общение с ребенком образом жизни.

Этому могут способствовать как специальные задания, так и игры, организованные в семейном общении. Наиболее популярные из них рассчитаны на решение логических задач: «Составь фигуру из спичек», «Морской бой», «Крестики-нолики», пазлы, шахматы, головоломки. Во время прогулок в лесу родители обязательно должны обращать внимание детворы на разнообразие окружающей природы, учить видеть общее и частное у наблюдаемых объектов. Природа дает большие возможности для развития у ребенка умения находить и анализировать причинно-следственные связи: «Если на небе сгустились и потемнели облака, значит … (пойдет дождь)»; «Из желудей, лежащих под дубом, вырастут … (молодые дубки)»; «Составь биологическую цепочку (цветок-стрекоза-птица)».

«Играем в ассоциации»

Классические логические задания на нахождение ассоциаций предназначены, в основном, старшим дошкольникам. Если работа по развитию ребенка ведется на протяжении длительного времени, ассоциации будут доступны детишкам среднего дошкольного возраста. Задания расширяют кругозор, формируют умение обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать.

Задания для средних дошколят

Взрослый предлагает детям картинки с изображением предметов разных групп: обувь, одежда, мебель, бытовая техника. Ребенок должен объединить все карточки в различные группы, опираясь на общие признаки. Можно предложить детям поиграть с мячом, предлагая разные интересные задания:

  • «скажи наоборот (мягкий-твердый, большой-маленький, смеяться-плакать, зима-лето)»;
  • «назови похожий предмет (мяч-арбуз, солнышко-колобок, снег-пух, ежик-колючка)»;
  • «назови одним словом (яблоко, груша, слива – фрукты, помидор, огурец, перец – овощи, кресло, диван, шкаф – мебель)».

Классическая игра с мячом «Я знаю три овоща, фрукта…» помогает развивать логику, умение мыслить быстро, обогащает словарный запас.

Задания для старших дошкольников

Для развития знаний у ребенка об ассоциативных связях хорошо подойдут задания на построение логических цепочек:

  • «дополни ряды» — ребенку предлагают карточку с рядами однородных предметов, например, игрушки: юла, кубик, кукла, мишка; овощи: помидор, капуста, огурец; одежда: куртка, свитер, брюки. Малыш должен подбрать соответствующие карточки, дополнив ряд, а старшим ребятам предложить подрисовать предметы той же группы.
  • «составь ряд» — ребенку предлагается карточка с нарисованными предметами, которые расположены соответственным образом, например,

1 ряд – две куклы, два мишки, два мяча, 2 ряд – кукла, мишка, мяч и т.д., 3 ряд – две куклы, мяч, два мишки, мяч. Дошкольник должен составить самостоятельно ряды по подобию, используя заготовленные карточки или нарисовав их. Задание хорошо помогает формировать у ребенка операции обобщения, анализа, сравнения. В дальнейшем, когда дошколята освоят ассоциативные ряды, можно предлагать сложные задания:

  • загадай сам ряд,
  • отгадай недостающие предметы,
  • что неправильно в ряду.

Логические игрушки для семейного досуга

Большую помощь в развитии логического мышления у дошкольников окажут развивающие игрушки, в которые интересно играть всей семьей. Развитие ребенка будет проходить в непосредственной обстановке, что поможет родителям и поиграть, и поучить с увлечением свое чадо. Сейчас можно найти много логических игр и развивающих игрушек на детских порталах, специализированных магазинах. Малышей можно заинтересовать логическими вкладышами, которые расскажут о геометрических фигурах, научат манипулировать с ними; волшебными мешочками — помогут сформировать понятия; мозаиками — разовьют логическое воображение. С детьми постарше играют в игрушки-лабиринты, логические ловушки, которые учат искать нестандартные решения, разнообразные игры с правилами, расширяющие интеллектуальные возможности.

Развитие логического мышления у дошкольников

Библиографическое описание:

Новак, О. В. Развитие логического мышления у дошкольников / О. В. Новак. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 5 (25). — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/139/4392/ (дата обращения: 10.10.2020).


Логика — необходимый инструмент, освобождающий от лишних, ненужных запоминаний, помогающий найти в массе информации то ценное, что нужно человеку.

Н. К. Анохин

Развитие логического мышления — это очень важный и необходимый процесс для всех!

Но мы скажем, зачем же логика ребенку, дошкольнику? Да в том-то и дело, что приобретенные навыки и умения в дошкольном возрасте будут началом для развития и получения знаний в школе. Способность «действовать в уме», т. е. по-другому сказать навык логического мышления, и есть один из важнейших навыков. Если у ребенка не развиты приемы логического мышления, ему труднее будет даваться учеба, что в результате может пострадать здоровье ребенка. И как часто нам, воспитателям приходится слышать, что у ребенка не развита логика. Желание научить детей, мыслить ясно и четко, приводит к тому, что необходимо взять за основу логические игры. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности. В связи с этим была поставлена цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить систему работы по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста через игровые ситуации, а именно через дидактические игры и упражнения, которые предлагает В. В. Воскобович.

Для этого нужно, во-первых, создать педагогические условия учитывая индивидуально-возрастные характеристики, стимулировать каждого ребенка при организации игровой деятельности с использованием поисковых, занимательных вопросов. Во-вторых, поставить перед собой задачи проанализировав уровень развития логического мышления у детей путем использования игровых ситуаций; продумать и создать предметно-развивающую среду и разработать систему выполнения действий по данной проблеме.

Для того, чтобы более качественно подойти к решению данной проблемы, были изучены работы В. В. Воскобовича и неоднократно посещались семинары на тему «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича в условиях реализации ФГОС»

В основу развивающих игр Воскобовича положены два принципа обучения — это «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Это позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием способностей:

Во-первых, развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста.

Во-вторых, их задания — ступеньки всегда создают условия для опережения развития способностей.

В-третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего потолка, ребенок развивается наиболее успешно.

В- четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

В-пятых, играя в эти игры с детишками, взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение сдерживаться, не мешать ребенку, самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Этот путь более всего способствует развитию самостоятельности мышления, самоконтроля и логической интуиции.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.

Самым главным условием является применение системы игр и упражнений. Ребенок совершает умственные действия — сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение.

Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую.

В своей работе я использую игры на развития логического мышления.

В рамках направления работы по развитию логического мышления посредством игр В. В. Воскобовича проводятся индивидуальные, групповые занятия с учетом поставленных задач.

Методы работы очень легко внедрить в привычный учебно-игровой процесс, это и есть главная особенность технологии В. В. Воскобовича.

Дети, которые занимались по методике Воскобовича, рано выучивают названия цветов, рано обучаются счету, знают геометрические фигуры, ориентируются на плоскости.

На что следует обратить внимание во время занятий с ребенком по играм Воскобовича:

− Подготовка. Перед тем как предлагать игру ребенку — ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.

− Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.

− Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать «заигравшихся» от игры.

− Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому ребенку по душе и по силам.

Из опыта своей работы могу с уверенностью сказать, что применение игр по технологии В. В. Воскобовича, дает эффективный результат в развитии логического мышления у дошкольников. Поэтому рекомендую воспитателям детей дошкольного возраста применить в своей практике по обучению детей математике развивающие игры Воскобовича.

В заключении хочется важным отметить, что возможность успешного развития математических способностей у ребенка определяется уровнем профессиональной компетенции педагогов.

Литература:

  1. ВоскобовичВ.В, Вакуленко Л. С. Развивающие игры Воскобовича. «ТЦ Сфера» 2020г
  2. Воскобович, В. В., Харько, Т. Г. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3–7 лет «Сказочные лабиринты игры» / В. В, Воскобович, Т. Г. Харько. — М., 2007
  3. Никитины Б. П. и Л. А. Мы и наши дети — М.: Молодая гвардия 1990

Основные термины
(генерируются автоматически)
: логическое мышление, игра, ребенок, дошкольный возраст, время занятий, развитие.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]