Урок по ОБЖ в 8 классе » Пожарная в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия»


Ход урока

1. Организационная часть урока

2. Выявление знаний о подручных средствах тушения пожаров.

-Назовите, что можно тушить водой?

-Какие природные материалы можно применить для тушения пожара?

3. Изучение нового материала.Виды огнетушителей:

химический пенный (тип ОХП-10, углекислотные (типы ОУ-2, ОУ-5, порошковый (типы ОП-1, ОП-2, «Момент»

).

Показ работы огнетушителя химического пенного (тип ОХП-10)

.

Огнетушитель химический пенный (тип ОХП-10, применяется для тушения твердых горючих веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

Для приведения в действие необходимо:

— прочистить спрыск шпилькой;

— повернуть рукоятку на 180 градусов по часовой стрелке;

— правой рукой взяться за ручку, левой за днище и встряхнуть;

— направить струю пены на очаг загорания.

Время действия огнетушителя — 1 минута, длина струи — 6 метров.

5. Закрепление изученного материала.

Назовите виды огнетушителей, их особенности.

Отработка навыков с огнетушителем (тип ОХП-10)

.

Домашнее задание: стр. 150.

Урок №4. Лесные пожары.

Цель:

— ознакомление с классификацией лесных и торфяных пожаров.

— усвоение причин возникновения и последствия лесных и торфяных пожаров.

Методическое обеспечение: карта России, плакаты, видеофильм.

Что такое пожарная безопасность?

Пожар – это неконтролируемый процесс горения, причиняющий материальный ущерб, опасность жизни и здоровью людей.
Пожарная безопасность — это состояние объекта, при котором исключается возможность пожара, а в случае его возникновения используются необходимые меры по устранению негативного влияния опасных факторов пожара на людей, сооружения и материальных ценностей.

Горение — это основной процесс на пожаре, поэтому изучение явления горения следует начинать с рассмотрения механизма протекания элементарных реакций, а затем переходить к представлению о нём на уровне Брутто – реакций с позиций общей и химической термодинамики.

Такой подход к проблеме горения обеспечивает понимание разнообразных практических вопросов, с которыми сталкиваются специалисты пожарной охраны в своей повседневной деятельности, будь то профилактика пожаров, динамика их развития или же вопросы тушения.

Для возникновения горения требуется наличие трех факторов: горючего вещества, окислителя и источника загорания. Окислителями могут быть кислород, хлор, фтор, бром, йод, окиси азота и другие. Кроме того, необходимо чтобы горючее вещество было нагрето до определенной температуры и находилось в определенном количественном соотношении с окислителем, а источник загорания имел определенную энергию.

К опасным факторам пожара, воздействующим на людей и имущество, относятся:

  1. пламя и искры;
  2. тепловой поток;
  3. повышенная температура окружающей среды;
  4. повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения;
  5. пониженная концентрация кислорода;
  6. снижение видимости в дыму.

К сопутствующим проявлениям опасных факторов пожара относятся:

  1. осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, строений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;
  2. радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;
  3. вынос высокого напряжения на токопроводящие части технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;
  4. опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара;
  5. воздействие огнетушащих веществ.

Пожары наносят громадный материальный ущерб и в ряде случаев сопровождаются гибелью людей. Поэтому защита от пожаров является важнейшей обязанностью каждого члена общества и проводится в общегосударственном масштабе.

Противопожарная защита имеет своей целью изыскание наиболее эффективных, экономически целесообразных и технически обоснованных способов и средств предупреждения пожаров и их ликвидации с минимальным ущербом при наиболее рациональном использовании сил и технических средств тушения.

Пожарная безопасность может быть обеспечена мерами пожарной профилактики и активной пожарной защиты.

Ход урока

1. Организационная часть

2.Фронтальный опрос:

— Назовите виды лесных пожаров.

— Назовите особенность подземных пожаров.

— Перечислите первичные поражающие факторы лесных пожаров.

3. Изучение нового материала

Опасные условия (высокая температура воздуха, наличие сухой травы, деревьев)

.

Правила поведения в лесу:

Не разводите костер в жаркую погоду, не бросайте горящие спички в сухую траву, не оставляйте в лесу стекло.

В случае пожара срочно определите место укрытия от огня (ямы, овраги)

.

Выходите из опасной зоны перпендикулярно направлению движения огня

навстречу ветру. Защитите органы дыхания. Нельзя бежать в загоревшейся одежде!

Лучше сбросить её или загасить огонь, катаясь по земле.

Отработка действий:

Класс делится на две команды, каждая получает карточки- задания (показать жестами)

.

Задания: Вы находитесь в лесу (тайга)

почувствовали запах дыма. Ваши действия.

Задания: Вы находитесь, в лесной зоне возник пожар из-за костра. Ваши действия.

Домашние задание: стр. 120-123, составить памятку «Правила безопасного поведения при лесных пожарах»

Урок №6. Пожары и взрывы на взрывопожарных объектах.

Цель:

-ознакомление с понятиями о пожаро- и взрывоопасных объектах;

— закрепление понятия о пожарах и взрывах;

— воспитание ответственности за свою жизнь.

Методическое обеспечение: видеофильм, плакаты

ОБЖ — уроки, тесты, презентации, конспекты

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

  1. Главная
  2. ОБЖ

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по ОБЖ для учителя и ученика.

  • Все 3144
  • Уроки 1015
  • Презентации 851
  • Тесты 135
  • Планирование 291
  • Мероприятия 358
  • Прочее 494
  • Все классы
  • Дошкольникам
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
«Всё без здоровья ничто…» (программа элективного курса «Эковалеология») Задача курса — формирование потребностно-мотивационных основ гигиенического поведения, безопасности жизни, нравственно — психологического компонента ЗОЖ, обеспечения психического и физического само…

11.08.2020 Никифорова Светлана Валентиновна 62 0

Урок 5 Определение места для бивака и организация бивачных работ Урок 5 Определение места для бивака и организация бивачных работ…

22.09.2020 Кадыров Эрик Табрирович 55 3

«Применение средств индивидуальной защиты в условиях массовых эпидемий» конспект урока с практической частью. Тема «Применение средств индивидуальной защиты в условиях массовых эпидемий»….

20.09.2020 Симаков Вячеслав Анатольевич 44 4

Конспект урока ОБЖ «Смерчи и защита населения от них» материал данного урока позволяет сформировать у учащихся представления об опасности последствий смерча для безопасности жизнедеятель­ности человека. …

18.09.2020 Якимович Олег Иванович 31 0

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний Сохранение и укрепление здоровья — важная часть подготовки юноши к военной службе и трудовой деятельности. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика….

10.08.2020 Бунина Екатерина Александровна 84 1

Основные виды оружия и их поражающие факторы.pptx Оружие — название устройств и предметов, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели. После изобретения пороха широко стали применяться артиллерия …

21.08.2020 Разволяев Андрей Алексеевич 84 1

Ордена и медали современной России Данная презентация предназначена для изучения в 11 классе….

04.10.2020 Ильнур Нурмухамитович Зиганшин 14 0

Рабочая программа по ОБЖ в 9-м классе (ФГОС) Рабочая программа разработана к учебнику ОБЖ в 9-м классе Виноградовой…

24.09.2020 Горбатенко Михаил Иванович 50 0

Презентация урока по ОБЖ «Подготовка к выходу на природу» Презентация урока по ОБЖ «Подготовка к выходу на природу»…

20.09.2020 Кадыров Эрик Табрирович 54 2

Открытое конкурсное занятие «Оказание первой помощи» Открытое конкурсное занятие по теме «Первая помощь». Занятие сответствует принципам ФГОС и направлено на получение предметных, метапредметных и личностных результатов. это достигается чер…

12.09.2020 Кочкина Нина Юрьевна 36 0

Исследовательская работа по ОБЖ (8 класс) на тему “Автомобильные аварии и катастрофы” 1. Введение: цель, задачи, средства обучения, методы и приемы обучения, опорная схема урока, основные термины и понятия. 2. Содержание урока

17.08.2020 Храбров Николай Васильевич 78 3

Рабочая программа по ОБЖ 8 класс Программа по предмету «ОБЖ» для 8 класса составлена на основании ФЗ «Об образовании»…

21.09.2020 Лодырев Евгений Васильевич 37 0

Детское бродяжничество В материале Памятка для воспитанников приюта….

11.06.2020 Селютина Наталья Вячеславовна 93 0

«Ал, кәнекей қыздар!» әскери-патриоттық кеш «Ал, кәнекей қыздар!» әскери-патриоттық кеш Өтілу форм…

19.06.2020 Жакиев Гумар Магазович 99 0

Дорожно-транспортная обстановка современных городов не прощает невежества. Рекомендации для родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма…

05.06.2020 Устюжанина Ирина Владимировна 94 2

Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации Разработка предназначена для объяснения нового материала, закрепления и проверки знаний учащихся по те теме. Содержит тексты проверочных работ с ответами. Содержание соответствует данным сайта Мино…

17.08.2020 Котов Вадим Алексеевич 98 5

Презентация к занятию «Первая помощь» Презентация к открытому конкурсному занятию по медине «Первая помощь»…

12.09.2020 Кочкина Нина Юрьевна 51 1

Презентация «Ядовитые растения Смоленской области» Презентация познакомит с опасными растениями Смоленской области….

21.08.2020 Ирина Евгеньевна Григорьева 42 1

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека Работа выполнена по теме «Вредные привычки, их влияние на здоровье человека». В презентации раскрыты основные вредные привычки: табакокурение, алкоголизм, интернетзависимость….

30.09.2020 Курбакова Ирина владимировна 17 0

Психофизиологические особенности поведения детей на дороге Ребенок — это не маленький взослый. Его поведение вблизи пролезжей части значительно отличается, от поведения взрослого, в силу его психофизиологических особенностей….

05.06.2020 Устюжанина Ирина Владимировна 103 0

  • ← Назад
  • Дальше →

Ход урока

1. Организационная часть.

2. Изучение нового материала.

Пожары и взрывы, главные источники чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Они чаще всего возникают на пожаро- и взрывоопасных объектах,а также:

— в зданиях жилого и социально- бытового назначения, на коммуникациях промышленных объектов;

— на объектах добычи, переработки и хранения горючих и взрывчатых веществ;

— в шахтах, в метро;

Пожар — неконтролируемый процесс горения веществ и горючих материалов.

Взрыв — реакция горения, при которой скорость выделения теплоты превышает скорость ее рассеяния.

Горение — физико-химический процесс превращения горючих веществ и

материалов в продукты сгорания, при котором выделяется тепло, дым и световое излучение.

Условия пожара: горючие вещество и материалы; окислитель (кислород, источник воспламенения.

Группы возгораемости материалов: горючие (древесина, битум, пластмасса,

трудногорючие (древесноволокнистые, древесно-стружечные плиты, негорючие (кирпич, металл, гипс, мрамор, гранит)

.

Просмотр видеофильма.

3. Закрепление изученного материала

— дайте определение взрывопожарным объектам.

— назовите отличие между пожаром и взрывом.

— назовите группы возгораемости материалов.

Домашние задание: стр. 21-32, реферат.

Урок №7. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов

Цель:

— получение знаний в области пожарной безопасности;

— воспитание ответственности за свою жизнь.

Открытый урок по ОБЖ «Организация оповещения о ЧС техногенного характера» (8 класс)

Открытый урок ОБЖ в 8 классе по теме

«Организация оповещения населения о ЧС техногенного характера»

Преподаватель-организатор ОБЖ Фурсов В.Ф., МОУ СОШ № 3 г. Фрязино Московской области

ХОД УРОКА

  1. Актуализация знаний

1.Разгадывание кроссворда

Учитель:

— Я хочу начать урок с решения кроссворда, который составил для вас профессор Галилео (презентация).

-Прочитайте ключевое слово (катастрофа). Катастрофу можно рассматривать как особый тип ЧС. А какие чрезвычайные ситуации бывают? (природного и техногенного характера). Молодцы!

— Как вы думаете, почему происходят катастрофы?

Катастрофы могут происходить потому, что люди, находящиеся в зоне, подверженной опасностям, не знают о них и тем более не осведомлены о том, как избежать их или какие защитные меры следует предпринять.

Давайте вспомним, что такое чрезвычайная ситуация? Дайте определение.

(Чрезвычайная ситуация (ЧС) – совокупность условий и обстоятельств, создающих опасную для жизнедеятельности человека обстановку на конкретном объекте, территории, возникших в результате совершившейся аварии или катастрофы, опасного природного явления.)

2. Работа в микрогруппах.

Класс разбивается на 3 группы. Каждая группа получает карточку с практическим заданием. Участникам групп необходимо в течение 5 минут ответить на вопросы, имеющие в карточке и выполнить практическую часть.

Практическое задание (ситуация) для I группы: Определите вид и причину опасности. Вы дома одни. Смотрите телевизор. Вдруг в телевизоре пропало изображение, появился шум, треск. Начала раскачиваться люстра, падает посуда, осыпается побелка. Ощущаете колебание здания. Ваши действия (разыграйте ситуацию).

Практическое задание (ситуация) для II группы: Вас захватили в заложники. Как вы должны себя вести, чтобы снизить угрозу для вашей жизни?

Практическое задание (ситуация) для III группы:

1.Ответьте на вопросы:

— Что такое СИЗ?

— Для чего предназначены СИЗ и в каких случаях их используют?

— Какие СИЗ вы знаете?

2. Задание:

а) изготовьте ватно – марлевую повязку и покажите, как её надеть;

б) покажите, как правильно надеть противогаз.

II. Изучение новой темы

Учитель: Человека на протяжении всей жизни окружают разные опасности.

Вопрос: Какие опасности вы знаете?

Да, это опасности природного характера и опасности, возникающие в результате деятельности человека, т.е. опасности техногенного характера.

-Приведите примеры опасностей (природного: землетрясение, наводнение, бури, ураганы, извержение вулканов и т.д.; техногенного: пожары, аварии обрушение здания и т.д.)

Вопрос: Почему я поместил в эту схему слово оповещение? (Чтобы довести до населения информацию о возникшей опасности и познакомить с правилами защиты и эвакуации в случаи угрозы жизни и здоровью).

Подберите к нему однокоренные слова.

Учащиеся подбирают слова (весть, известие, вещать – значит говорить).

Учитель: Древние греки говорили: «Предупрежден — значит вооружен».

Вопрос: Как вы считаете, какая тема нашего урока?

Да, сегодня мы будем изучать тему «Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера». Запишите в тетради тему урока. При изучении данной темы вы узнаете, что такое оповещение, для чего оно необходимо в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера, а также важность данных мероприятий.

Вопрос: Что вы понимаете под словом «оповещение»? Попробуйте сформулировать понятие,что такое оповещение (ответы обучающихся).

Оповещение – это своевременное доведение до населения сигналов опасности и необходимой информации об обстановке и порядке поведения в создавшихся условиях. Об опасных событиях, особенно если это связано с грозящей опасностью, обязано знать население. Если человек своевременно предупрежден, значит, он имеет возможность встретить и отразить угрозу его жизни и здоровью. В системе гражданской обороны для этого существует служба оповещения.

Система оповещения ГО и ЧС – это организационно – техническое объединение сил, специализированных средств оповещения и системы связи, обеспечивающих передачу сигналов оповещения и информации о чрезвычайной ситуации.

Задачи системы оповещения:

1. Обеспечение своевременного доведения до органов управления ГОЧС и населения распоряжений о проведении мероприятий ГО и РСЧС.

2.Обеспечение своевременного доведения до органов управления ГОЧС и населения сигналов оповещения ГО и другой информации.

Система оповещения населения в чрезвычайных ситуациях входит в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В настоящее время в стране 1 федеральная, 6 региональных и 88 территориальных систем централизованного оповещения.

Вопрос: Как происходит оповещение населения при возникновении ЧС? (радио, телевидение, звуковые и световые сигналы, сирены ГО, гудки на заводах, колокольный звон, школьные звонки).

Основным способом оповещения населения об угрозе радиоактивного, химического, бактериологического загрязнения, угрозе и возникновений стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф на объектах экономики и транспорта, угрозе нападения противника является передача речевой информации по местным линиям с использованием проводного, радио- и телевещания. Для привлечения внимания населения включаются сирены, производственные прерывистые гудки, транспортные и другие средства через установки громкоговорящей связи, в том числе установленной на автомобилях службы охраны общественного порядка и ГАИ, что означает передачу предупредительного сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!». В годы Великой Отечественной войны люди знали: если звучит сирена – это сигнал «Воздушная тревога!». В конце 1988 г. был пересмотрен и изменен порядок оповещения. Теперь завывание сирен, прерывистые гудки означают сигнал гражданской обороны: «Внимание всем!» (сигнал).

Вопрос: Ваши действия при этом сигнале? (ответы обучающихся)

Услышав сирену надо:

Немедленно включить радио, телевизор, репродуктор радиотрансляции.

Внимательно прослушать экстренное сообщение органов власти или органов управления по делам ГОЧС о сложившейся обстановке и порядке действий.

Держать все эти средства постоянно включёнными в течение всего периода ликвидации аварий, катастроф или стихийных бедствий.

Передача сигналов оповещения осуществляется вне всякой очереди всеми службами связи и вещания. Информация передаётся в течение 5 мин после подачи звукового сигнала. В опасных районах сообщение дублируется подвижным громкоговорящим устройством.

Вопросы:

1. Как вы думаете, на территории нашего района есть объекты, способные создать угрозу техногенного характера?

2. Какие средства оповещения населения о ЧС есть в нашем районе?

На каждый случай вероятных чрезвычайных ситуаций местные органы ГОЧС имеют примерные варианты сообщений (запись сделана на русском и национальном языках), которые с учетом складывающейся обстановки корректируются.

Приведем варианты сообщений (слайд с голосовым сопровождением)

При аварии на химически опасном объекте: «Внимание! Говорит служба оповещения ГОЧС города. Граждане! Произошла авария на комбинате с выбросом сильнодействующего ядовитого вещества – аммиака. Облако зараженного воздуха распространяется в направлении (указывается район). В зону химического заражения попадают объекты (перечисляются объекты). Населению улиц (перечисление улиц) рекомендуется находиться в зданиях. В квартирах необходимо произвести герметизацию всех помещений. Населению улиц (перечисление улиц) немедленно покинуть жилые дома, здания учреждений, предприятий, учебные заведения и выйти в район (называется район). Граждане! Сохраняйте спокойствие и в дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями».

Вопрос: Ваши действия? (ответы обучающихся)

Просмотр видеоролика.

При аварии на атомных энергетических установках: «Внимание! Говорит служба оповещения ГОЧС района. Граждане! Произошла авария на атомной электростанции. В районе станции и в населенных пунктах (перечисление пунктов) ожидается выпадение радиоактивных веществ. Населению этих пунктов необходимо находиться в жилых домах. Срочно провести герметизацию жилых помещений и мест нахождения скота. Для защиты организма принять йодистый препарат. Граждане! Сохраняйте спокойствие. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями».

Задание: опишите свои действия в данной ситуации.

Просмотр видеоролика.

При угрозе землетрясения: «Внимание! Говорит служба оповещения ГОЧС города. Граждане! В связи с возможным землетрясением отключите газ, воду, электричество, погасите огонь в печах. Возьмите необходимую одежду, документы, продукты питания, воду и выйдите на улицу. Займите место вдали от зданий, мостов и линий электропередач. Оповестите соседей о полученном сообщении. Находясь в помещении, при первом толчке встаньте в дверной (балконный) проем. Граждане! Сохраняйте спокойствие. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями».

Выслушав сообщение, каждый человек должен действовать без паники, продуманно и быстро с учетом конкретных условий, в которых он оказался.

III. Блиц– опрос

Вопросы:

Для чего предназначены сигналы оповещения? (для своевременного доведения до населения сигналов опасности и порядке поведения в создавшихся условиях).

Как передаются сигналы оповещения? (завывание сирен, прерывистые гудки).

Каков порядок проведения оповещения населения? (сирена, сообщение)

Какие технические средства применяются для передачи сигналов оповещения? (радио-телевещание, подвижные громкоговорящие устройства).

Кто занимается передачей сигналов оповещения? (службы оповещения ГО и ЧС).

Какие основные мероприятия осуществляются по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера? (оповещение, эвакуация, защита).

IV. Домашнее задание: п. 6.1

Объяснение проектного задания каждой группе:

1-ой группе: Составьте список потенциально опасных объектов, находящихся в районе, где вы проживаете. Укажите, источником, какой техногенной чрезвычайной ситуации может стать каждый из указанных объектов. Опишите порядок действия в этих ЧС.

2-й группе: Составьте список ЧС природного характера, наиболее вероятных для нашего района и опишите последовательность действий при их возникновении.

3-ей группе: Обследуйте нашу школу на наличие в ней опасных мест, охарактеризуйте их: чем опасны эти места, как обезопасить себя, как действовать при возникновении некоторых ЧС в школе.

Знание сигналов гражданской обороны, правильные действия по ним и при угрозе чрезвычайной ситуации помогут спасти жизнь вам и вашим близким.

Литература:

1. Учебник «ОБЖ» 8 класс, авт.

2. Интерактивный кроссворд, автор Пушкарёв И.В.

3. Интернет-ресурсы.

4. Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: