Ход урока
1. Организационная часть урока
2. Выявление знаний о подручных средствах тушения пожаров.
-Назовите, что можно тушить водой?
-Какие природные материалы можно применить для тушения пожара?
3. Изучение нового материала.Виды огнетушителей:
химический пенный (тип ОХП-10, углекислотные (типы ОУ-2, ОУ-5, порошковый (типы ОП-1, ОП-2, «Момент»
).
Показ работы огнетушителя химического пенного (тип ОХП-10)
.
Огнетушитель химический пенный (тип ОХП-10, применяется для тушения твердых горючих веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
Для приведения в действие необходимо:
— прочистить спрыск шпилькой;
— повернуть рукоятку на 180 градусов по часовой стрелке;
— правой рукой взяться за ручку, левой за днище и встряхнуть;
— направить струю пены на очаг загорания.
Время действия огнетушителя — 1 минута, длина струи — 6 метров.
5. Закрепление изученного материала.
Назовите виды огнетушителей, их особенности.
Отработка навыков с огнетушителем (тип ОХП-10)
.
Домашнее задание: стр. 150.
Урок №4. Лесные пожары.
Цель:
— ознакомление с классификацией лесных и торфяных пожаров.
— усвоение причин возникновения и последствия лесных и торфяных пожаров.
Методическое обеспечение: карта России, плакаты, видеофильм.
Что такое пожарная безопасность?
Пожар – это неконтролируемый процесс горения, причиняющий материальный ущерб, опасность жизни и здоровью людей.
Пожарная безопасность — это состояние объекта, при котором исключается возможность пожара, а в случае его возникновения используются необходимые меры по устранению негативного влияния опасных факторов пожара на людей, сооружения и материальных ценностей.
Горение — это основной процесс на пожаре, поэтому изучение явления горения следует начинать с рассмотрения механизма протекания элементарных реакций, а затем переходить к представлению о нём на уровне Брутто – реакций с позиций общей и химической термодинамики.
Такой подход к проблеме горения обеспечивает понимание разнообразных практических вопросов, с которыми сталкиваются специалисты пожарной охраны в своей повседневной деятельности, будь то профилактика пожаров, динамика их развития или же вопросы тушения.
Для возникновения горения требуется наличие трех факторов: горючего вещества, окислителя и источника загорания. Окислителями могут быть кислород, хлор, фтор, бром, йод, окиси азота и другие. Кроме того, необходимо чтобы горючее вещество было нагрето до определенной температуры и находилось в определенном количественном соотношении с окислителем, а источник загорания имел определенную энергию.
К опасным факторам пожара, воздействующим на людей и имущество, относятся:
- пламя и искры;
- тепловой поток;
- повышенная температура окружающей среды;
- повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения;
- пониженная концентрация кислорода;
- снижение видимости в дыму.
К сопутствующим проявлениям опасных факторов пожара относятся:
- осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, строений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;
- радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;
- вынос высокого напряжения на токопроводящие части технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;
- опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара;
- воздействие огнетушащих веществ.
Пожары наносят громадный материальный ущерб и в ряде случаев сопровождаются гибелью людей. Поэтому защита от пожаров является важнейшей обязанностью каждого члена общества и проводится в общегосударственном масштабе.
Противопожарная защита имеет своей целью изыскание наиболее эффективных, экономически целесообразных и технически обоснованных способов и средств предупреждения пожаров и их ликвидации с минимальным ущербом при наиболее рациональном использовании сил и технических средств тушения.
Пожарная безопасность может быть обеспечена мерами пожарной профилактики и активной пожарной защиты.
Ход урока
1. Организационная часть
2.Фронтальный опрос:
— Назовите виды лесных пожаров.
— Назовите особенность подземных пожаров.
— Перечислите первичные поражающие факторы лесных пожаров.
3. Изучение нового материала
Опасные условия (высокая температура воздуха, наличие сухой травы, деревьев)
.
Правила поведения в лесу:
Не разводите костер в жаркую погоду, не бросайте горящие спички в сухую траву, не оставляйте в лесу стекло.
В случае пожара срочно определите место укрытия от огня (ямы, овраги)
.
Выходите из опасной зоны перпендикулярно направлению движения огня
навстречу ветру. Защитите органы дыхания. Нельзя бежать в загоревшейся одежде!
Лучше сбросить её или загасить огонь, катаясь по земле.
Отработка действий:
Класс делится на две команды, каждая получает карточки- задания (показать жестами)
.
Задания: Вы находитесь в лесу (тайга)
почувствовали запах дыма. Ваши действия.
Задания: Вы находитесь, в лесной зоне возник пожар из-за костра. Ваши действия.
Домашние задание: стр. 120-123, составить памятку «Правила безопасного поведения при лесных пожарах»
Урок №6. Пожары и взрывы на взрывопожарных объектах.
Цель:
-ознакомление с понятиями о пожаро- и взрывоопасных объектах;
— закрепление понятия о пожарах и взрывах;
— воспитание ответственности за свою жизнь.
Методическое обеспечение: видеофильм, плакаты
ОБЖ — уроки, тесты, презентации, конспекты
Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
- Главная
- ОБЖ
Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по ОБЖ для учителя и ученика.
- Все 3144
- Уроки 1015
- Презентации 851
- Тесты 135
- Планирование 291
- Мероприятия 358
- Прочее 494
- Все классы
- Дошкольникам
- 1 класс
- 2 класс
- 3 класс
- 4 класс
- 5 класс
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
- 11 класс
«Всё без здоровья ничто…» (программа элективного курса «Эковалеология») Задача курса — формирование потребностно-мотивационных основ гигиенического поведения, безопасности жизни, нравственно — психологического компонента ЗОЖ, обеспечения психического и физического само… 11.08.2020 Никифорова Светлана Валентиновна 62 0 |
Урок 5 Определение места для бивака и организация бивачных работ Урок 5 Определение места для бивака и организация бивачных работ… 22.09.2020 Кадыров Эрик Табрирович 55 3 |
«Применение средств индивидуальной защиты в условиях массовых эпидемий» конспект урока с практической частью. Тема «Применение средств индивидуальной защиты в условиях массовых эпидемий»…. 20.09.2020 Симаков Вячеслав Анатольевич 44 4 |
Конспект урока ОБЖ «Смерчи и защита населения от них» материал данного урока позволяет сформировать у учащихся представления об опасности последствий смерча для безопасности жизнедеятельности человека. … 18.09.2020 Якимович Олег Иванович 31 0 |
Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний Сохранение и укрепление здоровья — важная часть подготовки юноши к военной службе и трудовой деятельности. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика…. 10.08.2020 Бунина Екатерина Александровна 84 1 |
Основные виды оружия и их поражающие факторы.pptx Оружие — название устройств и предметов, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели. После изобретения пороха широко стали применяться артиллерия … 21.08.2020 Разволяев Андрей Алексеевич 84 1 |
Ордена и медали современной России Данная презентация предназначена для изучения в 11 классе…. 04.10.2020 Ильнур Нурмухамитович Зиганшин 14 0 |
Рабочая программа по ОБЖ в 9-м классе (ФГОС) Рабочая программа разработана к учебнику ОБЖ в 9-м классе Виноградовой… 24.09.2020 Горбатенко Михаил Иванович 50 0 |
Презентация урока по ОБЖ «Подготовка к выходу на природу» Презентация урока по ОБЖ «Подготовка к выходу на природу»… 20.09.2020 Кадыров Эрик Табрирович 54 2 |
Открытое конкурсное занятие «Оказание первой помощи» Открытое конкурсное занятие по теме «Первая помощь». Занятие сответствует принципам ФГОС и направлено на получение предметных, метапредметных и личностных результатов. это достигается чер… 12.09.2020 Кочкина Нина Юрьевна 36 0 |
Исследовательская работа по ОБЖ (8 класс) на тему “Автомобильные аварии и катастрофы” 1. Введение: цель, задачи, средства обучения, методы и приемы обучения, опорная схема урока, основные термины и понятия. 2. Содержание урока 17.08.2020 Храбров Николай Васильевич 78 3 |
Рабочая программа по ОБЖ 8 класс Программа по предмету «ОБЖ» для 8 класса составлена на основании ФЗ «Об образовании»… 21.09.2020 Лодырев Евгений Васильевич 37 0 |
Детское бродяжничество В материале Памятка для воспитанников приюта…. 11.06.2020 Селютина Наталья Вячеславовна 93 0 |
«Ал, кәнекей қыздар!» әскери-патриоттық кеш «Ал, кәнекей қыздар!» әскери-патриоттық кеш Өтілу форм… 19.06.2020 Жакиев Гумар Магазович 99 0 |
Дорожно-транспортная обстановка современных городов не прощает невежества. Рекомендации для родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма… 05.06.2020 Устюжанина Ирина Владимировна 94 2 |
Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации Разработка предназначена для объяснения нового материала, закрепления и проверки знаний учащихся по те теме. Содержит тексты проверочных работ с ответами. Содержание соответствует данным сайта Мино… 17.08.2020 Котов Вадим Алексеевич 98 5 |
Презентация к занятию «Первая помощь» Презентация к открытому конкурсному занятию по медине «Первая помощь»… 12.09.2020 Кочкина Нина Юрьевна 51 1 |
Презентация «Ядовитые растения Смоленской области» Презентация познакомит с опасными растениями Смоленской области…. 21.08.2020 Ирина Евгеньевна Григорьева 42 1 |
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека Работа выполнена по теме «Вредные привычки, их влияние на здоровье человека». В презентации раскрыты основные вредные привычки: табакокурение, алкоголизм, интернетзависимость…. 30.09.2020 Курбакова Ирина владимировна 17 0 |
Психофизиологические особенности поведения детей на дороге Ребенок — это не маленький взослый. Его поведение вблизи пролезжей части значительно отличается, от поведения взрослого, в силу его психофизиологических особенностей…. 05.06.2020 Устюжанина Ирина Владимировна 103 0 |
- ← Назад
- Дальше →
Ход урока
1. Организационная часть.
2. Изучение нового материала.
Пожары и взрывы, главные источники чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Они чаще всего возникают на пожаро- и взрывоопасных объектах,а также:
— в зданиях жилого и социально- бытового назначения, на коммуникациях промышленных объектов;
— на объектах добычи, переработки и хранения горючих и взрывчатых веществ;
— в шахтах, в метро;
Пожар — неконтролируемый процесс горения веществ и горючих материалов.
Взрыв — реакция горения, при которой скорость выделения теплоты превышает скорость ее рассеяния.
Горение — физико-химический процесс превращения горючих веществ и
материалов в продукты сгорания, при котором выделяется тепло, дым и световое излучение.
Условия пожара: горючие вещество и материалы; окислитель (кислород, источник воспламенения.
Группы возгораемости материалов: горючие (древесина, битум, пластмасса,
трудногорючие (древесноволокнистые, древесно-стружечные плиты, негорючие (кирпич, металл, гипс, мрамор, гранит)
.
Просмотр видеофильма.
3. Закрепление изученного материала
— дайте определение взрывопожарным объектам.
— назовите отличие между пожаром и взрывом.
— назовите группы возгораемости материалов.
Домашние задание: стр. 21-32, реферат.
Урок №7. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов
Цель:
— получение знаний в области пожарной безопасности;
— воспитание ответственности за свою жизнь.
Открытый урок по ОБЖ «Организация оповещения о ЧС техногенного характера» (8 класс)
Открытый урок ОБЖ в 8 классе по теме
«Организация оповещения населения о ЧС техногенного характера»
Преподаватель-организатор ОБЖ Фурсов В.Ф., МОУ СОШ № 3 г. Фрязино Московской области
ХОД УРОКА
- Актуализация знаний
1.Разгадывание кроссворда
Учитель:
— Я хочу начать урок с решения кроссворда, который составил для вас профессор Галилео (презентация).
-Прочитайте ключевое слово (катастрофа). Катастрофу можно рассматривать как особый тип ЧС. А какие чрезвычайные ситуации бывают? (природного и техногенного характера). Молодцы!
— Как вы думаете, почему происходят катастрофы?
Катастрофы могут происходить потому, что люди, находящиеся в зоне, подверженной опасностям, не знают о них и тем более не осведомлены о том, как избежать их или какие защитные меры следует предпринять.
Давайте вспомним, что такое чрезвычайная ситуация? Дайте определение.
(Чрезвычайная ситуация (ЧС) – совокупность условий и обстоятельств, создающих опасную для жизнедеятельности человека обстановку на конкретном объекте, территории, возникших в результате совершившейся аварии или катастрофы, опасного природного явления.)
2. Работа в микрогруппах.
Класс разбивается на 3 группы. Каждая группа получает карточку с практическим заданием. Участникам групп необходимо в течение 5 минут ответить на вопросы, имеющие в карточке и выполнить практическую часть.
Практическое задание (ситуация) для I группы: Определите вид и причину опасности. Вы дома одни. Смотрите телевизор. Вдруг в телевизоре пропало изображение, появился шум, треск. Начала раскачиваться люстра, падает посуда, осыпается побелка. Ощущаете колебание здания. Ваши действия (разыграйте ситуацию).
Практическое задание (ситуация) для II группы: Вас захватили в заложники. Как вы должны себя вести, чтобы снизить угрозу для вашей жизни?
Практическое задание (ситуация) для III группы:
1.Ответьте на вопросы:
— Что такое СИЗ?
— Для чего предназначены СИЗ и в каких случаях их используют?
— Какие СИЗ вы знаете?
2. Задание:
а) изготовьте ватно – марлевую повязку и покажите, как её надеть;
б) покажите, как правильно надеть противогаз.
II. Изучение новой темы
Учитель: Человека на протяжении всей жизни окружают разные опасности.
Вопрос: Какие опасности вы знаете?
Да, это опасности природного характера и опасности, возникающие в результате деятельности человека, т.е. опасности техногенного характера.
-Приведите примеры опасностей (природного: землетрясение, наводнение, бури, ураганы, извержение вулканов и т.д.; техногенного: пожары, аварии обрушение здания и т.д.)
Вопрос: Почему я поместил в эту схему слово оповещение? (Чтобы довести до населения информацию о возникшей опасности и познакомить с правилами защиты и эвакуации в случаи угрозы жизни и здоровью).
Подберите к нему однокоренные слова.
Учащиеся подбирают слова (весть, известие, вещать – значит говорить).
Учитель: Древние греки говорили: «Предупрежден — значит вооружен».
Вопрос: Как вы считаете, какая тема нашего урока?
Да, сегодня мы будем изучать тему «Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера». Запишите в тетради тему урока. При изучении данной темы вы узнаете, что такое оповещение, для чего оно необходимо в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера, а также важность данных мероприятий.
Вопрос: Что вы понимаете под словом «оповещение»? Попробуйте сформулировать понятие,что такое оповещение (ответы обучающихся).
Оповещение – это своевременное доведение до населения сигналов опасности и необходимой информации об обстановке и порядке поведения в создавшихся условиях. Об опасных событиях, особенно если это связано с грозящей опасностью, обязано знать население. Если человек своевременно предупрежден, значит, он имеет возможность встретить и отразить угрозу его жизни и здоровью. В системе гражданской обороны для этого существует служба оповещения.
Система оповещения ГО и ЧС – это организационно – техническое объединение сил, специализированных средств оповещения и системы связи, обеспечивающих передачу сигналов оповещения и информации о чрезвычайной ситуации.
Задачи системы оповещения:
1. Обеспечение своевременного доведения до органов управления ГОЧС и населения распоряжений о проведении мероприятий ГО и РСЧС.
2.Обеспечение своевременного доведения до органов управления ГОЧС и населения сигналов оповещения ГО и другой информации.
Система оповещения населения в чрезвычайных ситуациях входит в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В настоящее время в стране 1 федеральная, 6 региональных и 88 территориальных систем централизованного оповещения.
Вопрос: Как происходит оповещение населения при возникновении ЧС? (радио, телевидение, звуковые и световые сигналы, сирены ГО, гудки на заводах, колокольный звон, школьные звонки).
Основным способом оповещения населения об угрозе радиоактивного, химического, бактериологического загрязнения, угрозе и возникновений стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф на объектах экономики и транспорта, угрозе нападения противника является передача речевой информации по местным линиям с использованием проводного, радио- и телевещания. Для привлечения внимания населения включаются сирены, производственные прерывистые гудки, транспортные и другие средства через установки громкоговорящей связи, в том числе установленной на автомобилях службы охраны общественного порядка и ГАИ, что означает передачу предупредительного сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!». В годы Великой Отечественной войны люди знали: если звучит сирена – это сигнал «Воздушная тревога!». В конце 1988 г. был пересмотрен и изменен порядок оповещения. Теперь завывание сирен, прерывистые гудки означают сигнал гражданской обороны: «Внимание всем!» (сигнал).
Вопрос: Ваши действия при этом сигнале? (ответы обучающихся)
Услышав сирену надо:
Немедленно включить радио, телевизор, репродуктор радиотрансляции.
Внимательно прослушать экстренное сообщение органов власти или органов управления по делам ГОЧС о сложившейся обстановке и порядке действий.
Держать все эти средства постоянно включёнными в течение всего периода ликвидации аварий, катастроф или стихийных бедствий.
Передача сигналов оповещения осуществляется вне всякой очереди всеми службами связи и вещания. Информация передаётся в течение 5 мин после подачи звукового сигнала. В опасных районах сообщение дублируется подвижным громкоговорящим устройством.
Вопросы:
1. Как вы думаете, на территории нашего района есть объекты, способные создать угрозу техногенного характера?
2. Какие средства оповещения населения о ЧС есть в нашем районе?
На каждый случай вероятных чрезвычайных ситуаций местные органы ГОЧС имеют примерные варианты сообщений (запись сделана на русском и национальном языках), которые с учетом складывающейся обстановки корректируются.
Приведем варианты сообщений (слайд с голосовым сопровождением)
При аварии на химически опасном объекте: «Внимание! Говорит служба оповещения ГОЧС города. Граждане! Произошла авария на комбинате с выбросом сильнодействующего ядовитого вещества – аммиака. Облако зараженного воздуха распространяется в направлении (указывается район). В зону химического заражения попадают объекты (перечисляются объекты). Населению улиц (перечисление улиц) рекомендуется находиться в зданиях. В квартирах необходимо произвести герметизацию всех помещений. Населению улиц (перечисление улиц) немедленно покинуть жилые дома, здания учреждений, предприятий, учебные заведения и выйти в район (называется район). Граждане! Сохраняйте спокойствие и в дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями».
Вопрос: Ваши действия? (ответы обучающихся)
Просмотр видеоролика.
При аварии на атомных энергетических установках: «Внимание! Говорит служба оповещения ГОЧС района. Граждане! Произошла авария на атомной электростанции. В районе станции и в населенных пунктах (перечисление пунктов) ожидается выпадение радиоактивных веществ. Населению этих пунктов необходимо находиться в жилых домах. Срочно провести герметизацию жилых помещений и мест нахождения скота. Для защиты организма принять йодистый препарат. Граждане! Сохраняйте спокойствие. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями».
Задание: опишите свои действия в данной ситуации.
Просмотр видеоролика.
При угрозе землетрясения: «Внимание! Говорит служба оповещения ГОЧС города. Граждане! В связи с возможным землетрясением отключите газ, воду, электричество, погасите огонь в печах. Возьмите необходимую одежду, документы, продукты питания, воду и выйдите на улицу. Займите место вдали от зданий, мостов и линий электропередач. Оповестите соседей о полученном сообщении. Находясь в помещении, при первом толчке встаньте в дверной (балконный) проем. Граждане! Сохраняйте спокойствие. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями».
Выслушав сообщение, каждый человек должен действовать без паники, продуманно и быстро с учетом конкретных условий, в которых он оказался.
III. Блиц– опрос
Вопросы:
Для чего предназначены сигналы оповещения? (для своевременного доведения до населения сигналов опасности и порядке поведения в создавшихся условиях).
Как передаются сигналы оповещения? (завывание сирен, прерывистые гудки).
Каков порядок проведения оповещения населения? (сирена, сообщение)
Какие технические средства применяются для передачи сигналов оповещения? (радио-телевещание, подвижные громкоговорящие устройства).
Кто занимается передачей сигналов оповещения? (службы оповещения ГО и ЧС).
Какие основные мероприятия осуществляются по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера? (оповещение, эвакуация, защита).
IV. Домашнее задание: п. 6.1
Объяснение проектного задания каждой группе:
1-ой группе: Составьте список потенциально опасных объектов, находящихся в районе, где вы проживаете. Укажите, источником, какой техногенной чрезвычайной ситуации может стать каждый из указанных объектов. Опишите порядок действия в этих ЧС.
2-й группе: Составьте список ЧС природного характера, наиболее вероятных для нашего района и опишите последовательность действий при их возникновении.
3-ей группе: Обследуйте нашу школу на наличие в ней опасных мест, охарактеризуйте их: чем опасны эти места, как обезопасить себя, как действовать при возникновении некоторых ЧС в школе.
Знание сигналов гражданской обороны, правильные действия по ним и при угрозе чрезвычайной ситуации помогут спасти жизнь вам и вашим близким.
Литература:
1. Учебник «ОБЖ» 8 класс, авт.
2. Интерактивный кроссворд, автор Пушкарёв И.В.
3. Интернет-ресурсы.
4. Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности».