Тематическое планирование «Развитие речи» в 1 классе


Норма техники чтения в 1 классе

1 полугодие Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с четким проговариванием слогов и слов. Темп чтения — 25-30 слов в минуту.

2 полугодие Ребенок читает целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым строением прочитываются по слогам. Темп чтения — 30-40 слов в минуту.

Эти тексты можно использовать не только для проверки техники чтения ребенка, но и для пересказа. Как научить ребенка пересказывать можно прочитать в статье «Учим ребенка пересказывать».

Тексты для проверки техники чтения в 1 классе

Воробей и ласточки

Ласточка свила гнездо. Воробей увидел гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь своих подруг. Вместе ласточки выгнали воробья из гнезда. (22 слова)

Вопросы:

  1. Что сделал воробей?
  2. Кого позвала на помощь ласточка?

Муравей

Муравей нашел большое зерно. Он не мог тащить его один. Муравей позвал на помощь товарищей. Вместе муравьи легко притащили зерно в муравейник. (22 слова)

Вопросы:

  1. Что нашел муравей?
  2. Почему муравей позвал на помощь друзей?

Лето

Наступило теплое лето. В саду поспела смородина. Маша и Таня собирают ее в ведерко. Мама будет варить из нее варенье. Зимой в холода дети будут пить чай с вареньем. (29 слов)

Вопросы:

  1. Какая ягода поспела в саду?
  2. Что будет делать мама?

Лиса и рак

Лиса предложила раку бегать наперегонки. Рак согласился. Лиса побежала, а рак уцепился за лисий хвост. Лиса добежала до места. Обернулась лиса, а рак отцепился и говорит: «A я давно тут тебя жду». (32 слова)

Вопросы:

  1. Что предложила лиса раку?
  2. Как перехитрил рак лису?

Журавли

Журавли живут возле болот, лесных озер, на лугах, берегах речек. Гнёзда строят прямо на земле. Журавль кружит над гнездом, охраняет его. В конце лета журавли собираются в стаи и улетают в тёплые страны. (33 слова)

Вопросы:

  1. Где строят гнёзда журавли?
  2. Когда журавли улетают в тёплые страны?

Цыплёнок

Маленькая девочка намотала шерстяные нитки на яйцо. Получился клубок. Этот клубок она положила на печку в корзинку. Прошло три недели. Вдруг послышался писк из корзинки. Пищал клубок. Девочка размотала клубок. Там был маленький цыпленок. (34 слова)

Вопросы:

  1. Как девочка сделала клубок?
  2. Что произошло с клубком через три недели?

Грибы

Ребята пошли в лес за грибами. Дима нашел под берёзой красивый подберёзовик. Таня увидела под сосной маленький маслёнок. Илья разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. Ребята весёлые и довольные вернулись домой. (38 слов)

Вопросы:

  1. Кто нашёл подберёзовик?
  2. Какой гриб рос под сосной?
  3. Где прятался боровик?

Лето

Наступило лето. На лесных полянках трава выше колен. Стрекочут кузнечики. На бугорках краснеет земляника. Цветут малина, брусника, шиповник, черника. Вылетают из гнезд птенцы. Пройдет немного времени, и появятся вкусные лесные ягоды. Скоро придут сюда дети с корзинками собирать ягоды. (39 слов)

Вопросы:

  1. Какая трава на полянках?
  2. Какие ягоды цветут?

Ёж

Ходили ребята по лесу. Нашли под кустом ежа. Он со страху шариком свернулся. Закатили ребята ежа в шапку и домой принесли. Дали ему молока. Развернулся ёжик и начал есть молоко. А потом ёж удрал к себе обратно в лес. (39 слов) (по Е. Чарушину)

Вопросы:

  1. Кого нашли ребята?
  2. Что сделал ежик со страху?
  3. Что ребята дали ёжику?

Купание медвежат

Из леса вышли большая медведица и два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Другой медвежонок испугался и убежал в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду. Медвежата остались довольны. (40 слов) (по В. Бианки)

Вопросы:

  1. Кто вышел из леса?
  2. Что сделал второй медвежонок?
  3. Остались ли медвежата довольны купанием?

Рысь

В темном лесу, у лесной тропинки, залег зверь. Это рысь — кошка ростом с большую собаку. Хвост у нее короткий, уши с кисточками, шкура в пятнышках. Лежит рысь на толстом суку и ждет. Она с дерева так и бросится на добычу. (40 слов)

Вопросы:

  1. Какой у рыси хвост?
  2. Где спряталась рысь?

Весна

Солнце пригрело землю. Побежал ручьи. Прилетели грачи. Птицы выводят птенцов. Весело скачет по лесу заяц. Лисица вышла на охоту и чует добычу. Волчица вывела волчат на поляну. Медведица рычит у берлоги. Над цветами летают бабочки и пчелы. Все рады весне. (41 слово)

Вопросы:

  1. Что делает заяц?
  2. Куда вывела волчат волчица?
  3. Где летают бабочки и пчёлы?

Дятел

Что делает дятел в лесу? В лесу он живёт и трудится. Птица с красной шапочкой на голове сидит на высокой сосне и стучит сильным клювом по стволу. Зачем он это делает? Дятел спасает деревья от вредных насекомых. Поэтому его часто называют лесным доктором. (43 слова)

Вопросы:

  1. Что у дятла на голове?
  2. Почему дятла называют лесным доктором?

Встреча

Миша идёт по аллее старого парка. Вдруг на дорожку прямо к его ногам выбегает маленький рыжий зверёк. Белка! У белочки пушистый хвост. Она смотрит умными глазками. Белка ждёт угощения. Миша протягивает ей орех. Зверёк доволен. И вот уже на дереве мелькнул её пушистый хвост. (44 слова)

Вопросы:

  1. Кто гулял в парке?
  2. Кого встретил Миша?
  3. Чем мальчик угостил белку?

Храбрецы

Ребята шли в школу. Вдруг выскочила собака. Она с лаем кинулась на ребят. Мальчики бросились бежать. Один Боря остался стоять на месте. Собака перестала лаять и подошла к Боре. Боря погладил ее. Потом Боря спокойно пошел в школу, а собака тихо побрела за ним. (44 слова)

Вопросы:

  1. Куда шли ребята?
  2. Что случилось по дороге?
  3. Как повели себя мальчики?
  4. Что сделал Боря?

Хитрая рыба

Долго сидел я с удочкой на берегу. Не клюют у меня пескари. А дед под кустиком сидит и уже ведерко наловил. Сел и я в тени. Сразу пескари клевать стали. Оказывается, на чистом месте тень от удочки видна. Вот и не шла к крючку хитрая рыба. (48 слов) (По Э. Шиму)

Вопросы:

  1. Где ловил рыбу дедушка?
  2. Почему у него шел лов?
  3. Почему у мальчика сначала рыба не клевала?

Петушок

Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Хвост у Пети колесом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Петя зернышко нашел. Зовет он курочку с цыплятами. Они зернышко не поделили — подрались. Петя-петушок их помирил: сам зернышко съел, крыльями замахал, во все горло закричал: «Ку-ка-ре-ку!» (49 слов)

Вопросы:

  1. Где ходит петушок?
  2. Что нашел петушок?
  3. Кого он позвал?
  4. Почему цыплята подрались?

Летучие мыши

Летучие мыши очень полезные зверьки. Они поедают вредных насекомых. Днем летучие мыши заворачиваются в свои широкие крылья, как в плащи, и висят в темных местах вниз головой. Наступает ночь. Вылетают они на охоту. Многие вредные насекомые летают ночью. Почти все птицы спят в это время. Поэтому «работа» летучих мышей особенно важна. (51 слово) ( По Ю. Дмитриеву)

Вопросы:

  1. Какую пользу приносят летучие мыши?
  2. Как спят летучие мыши?
  3. Когда охотятся летучие мыши?

Уточки

Сидит Вася на бережку. Смотрит он, как уточки в пруду плавают: широкие носики в воду прячут. Не знает Вася как уточек домой загнать. Стал Вася уточек кликать: «Ути-ути-уточки! Носики широкие, лапочки перепончатые! Хватит вам червячков таскать, травку щипать — пора вам домой идти. Уточки Васю послушались, на берег вышли, домой идут. (52 слова) (по К. Ушинскому)

Вопросы:

  1. Что Вася делал на бережку?
  2. Какие у уточек носики?
  3. Как Вася уточек звал?
  4. Что сделали уточки?

Зима

Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Матвей и Лера играют в снежки. Андрей и Саша лепят снежную бабу. Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к жилью. Ребята, помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки! (55 слов)

Вопросы:

  1. Кто рад зиме?
  2. Кому тяжело зимой?
  3. Как можно помочь птицам?

Четыре бабочки

Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, жёлтая бабочка и зелёная бабочка. Вдруг прилетела большая чёрная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на мак. Желтая – на одуванчик, а зелёная спряталась за листом дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек. (56 слов)

Вопросы:

  1. Какие бабочки летали над цветами?
  2. Почему птица не увидела бабочек?

Если техника чтения ребенка ниже нормы, то необходимо или очень много читать (что очень сложно при плохом качестве чтения) или воспользоваться специальными приемами и упражнениями, т.к. причины плохого чтения могут быть разными.

В помощь медленно читающим детям и детям, которым никак не удается продвинуться в сторону увеличения скорости чтения можно помочь, используя чтение по слоговым таблицам или же, что гораздо результативнее, использовать комплексный подход, содержащий различные профессиональные методики.

Для этого я вам предлагаю воспользоваться книгами:

БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ — это

  • готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
  • 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
  • профессиональную методику работы с таблицами.

Самые результативные методики позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.

Работая с этими слоговыми таблицами ребенок получит:

  • улучшение навыков чтения;
  • повышение скорости чтения;
  • улучшение дикции;
  • понимание прочитанного;
  • развитие мышления и внимания;
  • расширение словарного запаса;
  • повышение уверенности в себе.

Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах. Процесс чтения станет естественным и безболезненным.

Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно. БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.

Слоговые таблицы помогают развить у детей навыки быстрого чтения. Но часто бывает, что ребёнок застревает на скорости чтения 10-20 слов в минуту. Этот момент важно вовремя отследить и начать сразу выполнять нужные упражнения.

Я создала тренинг, который поможет без особого труда преодолеть этот барьер. Его удобно использовать как дома, так и при работе с целым классом. Разнообразие заданий не даст детям заскучать, а родителям и учителям не придется подолгу подбирать нужный материал и мучить детей изнурительным, невероятно трудным на этом этапе процессом — чтением.

Скачать ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»

Вместе с тренингом в подарок вы получите небольшую книгу — 20 слоговых таблиц для отработки навыков чтения (не повторяют таблиц большой книги).

А также:

Конспект урока по развитию речи в 1 классе в школе 8 вида

Конспект коррекционного занятия в 1 классе для детей с умеренной степенью умственной отсталости

Автор:

Шульгина Валентина Валерьевна, учитель-дефектолог Филиал Муниципального общеобразовательное учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Карталы» – «Специальная (коррекционная) школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Описание материала:

Уважаемые коллеги, представляю для Вас конспект комплексного коррекционного занятия в 1 классе для детей с умеренной степенью умственной отсталости по темам развитие устной речи учащихся (предмет: развитие речи предметные уроки экскурсии) и понятие о величине (предмет: математика). Данный материал будет интересен педагогам, работающим с детьми, имеющими диагноз F- 70, F-71. Материал занятия направлен на формирование представления детей о величине, а также на развитие связной речи.

Цель:

развитие представлений детей о заданной величине, формирование связной речи.
Общеучебные задачи:
– закрепление знаний о понятиях выше-ниже; обогащение словаря; – развитие умения общаться; -воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Коррекционные задачи:
развивать у детей слуховое восприятие, внимание, приучать их внимательно слушать речь окружающих, правильно воспринимать ее, точно выполнять данные им игровые поручения; развитие восприятия величины реальных объектов, развитие математических представлений.
Форма занятия
: коллективная.
Оборудование:
макет самолёта; кукла, птицы (игрушечные животные), петрушка, наборы кубиков по количеству детей; компьютер; звуковые записи.

Ход занятия:

Звучит тихая мелодичная музыка, напоминающая щебет птиц.
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто нас ждет в классе?
Дети
: Это наш друг Петрушка,
Учитель:
Верно. По-моему, Самолётик зовёт нас в путешествие. Как вы думаете?
Дети:
Да.
Учитель:
Ну, тогда усаживайтесь поудобнее и начнем наше сегодняшнее путешествие.
Звучит шум двигателя самолёта.Учитель:
Куда же это мы прилетели на самолётике? Да это же волшебный островок! Посмотрите, кто нас на ней встречает?
Педагог показывает куклу, игрушечных зверей (все игрушки небольшие, но разные по высоте).Учитель
: Давайте-ка с ними знакомиться. Сначала представитесь вы, а потом они представятся нам.
Проводится игра «Кого как зовут?»
Материал. Кукла, игрушечные звери: мишка, заяц, лиса, волк и др.
Ход игры:
Дети рассаживаются на ковре, импровизированном островке по кругу, а в центре круга сидят игрушки. Учитель- дефектолог подходит к каждому ребёнку и спрашивает, как его зовут. Ребенок называет себя. Если он молчит, то взрослый помогает ему: “Тебя зовут Дима, Максим?”. Далее педагог просит назвать свои имена еще нескольких детей, а затем интересуется у 2- 3 детей, как зовут других ребят, дотрагиваясь при этом до плеча этих ребят. После этого педагог показывает куклу и говорит: “Эту куклу зовут Ирина. Как ее зовут?” Дети отвечают. “А это кто?” – спрашивает педагог, показывая на обезьяну. “Обезьяна” – отвечают дети. “Эту обезьяну зовут Дина”. Дети повторяют кличку обезьяны, и аналогичная работа проводится с другими игрушками. Дети повторяют за педагогом. Если в группе есть невербальные дети, то они тоже принимают пассивное участие в игре. Педагог постоянно тактильно контактирует с ними, что бы те ощущали причастность к происходящему.
Учитель:
Молодцы! Как хорошо, что мы все теперь знакомы. Пришло время и отдохнуть.
Физминутка.
Звучит негромкая музыка
Учитель:
Ребята, на наш волшебный островок налетел ветерок. Дети повторяют за учителем плавные движения с поднятыми руками, имитирующие качающиеся пальмы. Дует ветер нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветер, тише, тише, тише… Деревцо все выше, выше!
Движение повторяется несколько раз.Учитель:
Сморите, сколько у нас сегодня появилось новых друзей, с которыми мы познакомились на островке. Я предлагаю вам каждому взять себе одного нового друга (лучше, если педагог сам раздаст каждому ребенку в руки по игрушке).
Учитель:
Молодцы! А теперь подойдите к своим партам, на них у вас лежат наборы кубиков. Я предлагаю вам построить башенки высотой с вашего нового друга. Вот так.
(Педагог показывает образец).Проводится игра «Чья башня выше».
Материал: наборы кубиков по количеству детей, по два набора на парту. Фигурки зверей.
Ход игры:
Дети вместе с учителем строят из кубиков башенки по две на каждой парте высотой с выбранную игрушку. Когда башенки построены, педагог предлагает сравнить их по высоте: какая выше, какая ниже или одинаковые. Игру необходимо повторить несколько раз с разными игрушками, чтобы на каждой парте получались разные комбинации для того, чтобы все могли наблюдать и сравнивать высоту башенок.
Учитель:
Молодцы! А теперь складываем кубики в коробки.
(В это время учитель собирает фигурки зверей).Учитель:
Вам понравилось на островке?
Дети:
Да!
Учитель:
Прилетим сюда еще?
Дети:
Да!
Учитель:
Отлично, я рада, что вам понравилось. А теперь пора в обратный путь. Усаживаемся поудобнее и отправляемся в обратный путь.
Снова звучит шум двигателя самолёта..Учитель:
Ну, вот мы и дома. Сморите, кто нас встречает! Наш дружок Петрушка, который живет в нашем классе. Он очень нас ждал и соскучился, а еще ему очень интересно, где мы с вами побывали и что там делали. Настала пора рассказать Петрушке о том, что с нами произошло.
Подводится итог занятия, на котором дети по наводящим вопросам учителя рассказывают о том, что делали на занятии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]