Норма техники чтения в 1 классе
1 полугодие Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с четким проговариванием слогов и слов. Темп чтения — 25-30 слов в минуту.
2 полугодие Ребенок читает целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым строением прочитываются по слогам. Темп чтения — 30-40 слов в минуту.
Эти тексты можно использовать не только для проверки техники чтения ребенка, но и для пересказа. Как научить ребенка пересказывать можно прочитать в статье «Учим ребенка пересказывать».
Тексты для проверки техники чтения в 1 классе
Воробей и ласточки
Ласточка свила гнездо. Воробей увидел гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь своих подруг. Вместе ласточки выгнали воробья из гнезда. (22 слова)
Вопросы:
- Что сделал воробей?
- Кого позвала на помощь ласточка?
Муравей
Муравей нашел большое зерно. Он не мог тащить его один. Муравей позвал на помощь товарищей. Вместе муравьи легко притащили зерно в муравейник. (22 слова)
Вопросы:
- Что нашел муравей?
- Почему муравей позвал на помощь друзей?
Лето
Наступило теплое лето. В саду поспела смородина. Маша и Таня собирают ее в ведерко. Мама будет варить из нее варенье. Зимой в холода дети будут пить чай с вареньем. (29 слов)
Вопросы:
- Какая ягода поспела в саду?
- Что будет делать мама?
Лиса и рак
Лиса предложила раку бегать наперегонки. Рак согласился. Лиса побежала, а рак уцепился за лисий хвост. Лиса добежала до места. Обернулась лиса, а рак отцепился и говорит: «A я давно тут тебя жду». (32 слова)
Вопросы:
- Что предложила лиса раку?
- Как перехитрил рак лису?
Журавли
Журавли живут возле болот, лесных озер, на лугах, берегах речек. Гнёзда строят прямо на земле. Журавль кружит над гнездом, охраняет его. В конце лета журавли собираются в стаи и улетают в тёплые страны. (33 слова)
Вопросы:
- Где строят гнёзда журавли?
- Когда журавли улетают в тёплые страны?
Цыплёнок
Маленькая девочка намотала шерстяные нитки на яйцо. Получился клубок. Этот клубок она положила на печку в корзинку. Прошло три недели. Вдруг послышался писк из корзинки. Пищал клубок. Девочка размотала клубок. Там был маленький цыпленок. (34 слова)
Вопросы:
- Как девочка сделала клубок?
- Что произошло с клубком через три недели?
Грибы
Ребята пошли в лес за грибами. Дима нашел под берёзой красивый подберёзовик. Таня увидела под сосной маленький маслёнок. Илья разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. Ребята весёлые и довольные вернулись домой. (38 слов)
Вопросы:
- Кто нашёл подберёзовик?
- Какой гриб рос под сосной?
- Где прятался боровик?
Лето
Наступило лето. На лесных полянках трава выше колен. Стрекочут кузнечики. На бугорках краснеет земляника. Цветут малина, брусника, шиповник, черника. Вылетают из гнезд птенцы. Пройдет немного времени, и появятся вкусные лесные ягоды. Скоро придут сюда дети с корзинками собирать ягоды. (39 слов)
Вопросы:
- Какая трава на полянках?
- Какие ягоды цветут?
Ёж
Ходили ребята по лесу. Нашли под кустом ежа. Он со страху шариком свернулся. Закатили ребята ежа в шапку и домой принесли. Дали ему молока. Развернулся ёжик и начал есть молоко. А потом ёж удрал к себе обратно в лес. (39 слов) (по Е. Чарушину)
Вопросы:
- Кого нашли ребята?
- Что сделал ежик со страху?
- Что ребята дали ёжику?
Купание медвежат
Из леса вышли большая медведица и два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Другой медвежонок испугался и убежал в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду. Медвежата остались довольны. (40 слов) (по В. Бианки)
Вопросы:
- Кто вышел из леса?
- Что сделал второй медвежонок?
- Остались ли медвежата довольны купанием?
Рысь
В темном лесу, у лесной тропинки, залег зверь. Это рысь — кошка ростом с большую собаку. Хвост у нее короткий, уши с кисточками, шкура в пятнышках. Лежит рысь на толстом суку и ждет. Она с дерева так и бросится на добычу. (40 слов)
Вопросы:
- Какой у рыси хвост?
- Где спряталась рысь?
Весна
Солнце пригрело землю. Побежал ручьи. Прилетели грачи. Птицы выводят птенцов. Весело скачет по лесу заяц. Лисица вышла на охоту и чует добычу. Волчица вывела волчат на поляну. Медведица рычит у берлоги. Над цветами летают бабочки и пчелы. Все рады весне. (41 слово)
Вопросы:
- Что делает заяц?
- Куда вывела волчат волчица?
- Где летают бабочки и пчёлы?
Дятел
Что делает дятел в лесу? В лесу он живёт и трудится. Птица с красной шапочкой на голове сидит на высокой сосне и стучит сильным клювом по стволу. Зачем он это делает? Дятел спасает деревья от вредных насекомых. Поэтому его часто называют лесным доктором. (43 слова)
Вопросы:
- Что у дятла на голове?
- Почему дятла называют лесным доктором?
Встреча
Миша идёт по аллее старого парка. Вдруг на дорожку прямо к его ногам выбегает маленький рыжий зверёк. Белка! У белочки пушистый хвост. Она смотрит умными глазками. Белка ждёт угощения. Миша протягивает ей орех. Зверёк доволен. И вот уже на дереве мелькнул её пушистый хвост. (44 слова)
Вопросы:
- Кто гулял в парке?
- Кого встретил Миша?
- Чем мальчик угостил белку?
Храбрецы
Ребята шли в школу. Вдруг выскочила собака. Она с лаем кинулась на ребят. Мальчики бросились бежать. Один Боря остался стоять на месте. Собака перестала лаять и подошла к Боре. Боря погладил ее. Потом Боря спокойно пошел в школу, а собака тихо побрела за ним. (44 слова)
Вопросы:
- Куда шли ребята?
- Что случилось по дороге?
- Как повели себя мальчики?
- Что сделал Боря?
Хитрая рыба
Долго сидел я с удочкой на берегу. Не клюют у меня пескари. А дед под кустиком сидит и уже ведерко наловил. Сел и я в тени. Сразу пескари клевать стали. Оказывается, на чистом месте тень от удочки видна. Вот и не шла к крючку хитрая рыба. (48 слов) (По Э. Шиму)
Вопросы:
- Где ловил рыбу дедушка?
- Почему у него шел лов?
- Почему у мальчика сначала рыба не клевала?
Петушок
Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Хвост у Пети колесом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Петя зернышко нашел. Зовет он курочку с цыплятами. Они зернышко не поделили — подрались. Петя-петушок их помирил: сам зернышко съел, крыльями замахал, во все горло закричал: «Ку-ка-ре-ку!» (49 слов)
Вопросы:
- Где ходит петушок?
- Что нашел петушок?
- Кого он позвал?
- Почему цыплята подрались?
Летучие мыши
Летучие мыши очень полезные зверьки. Они поедают вредных насекомых. Днем летучие мыши заворачиваются в свои широкие крылья, как в плащи, и висят в темных местах вниз головой. Наступает ночь. Вылетают они на охоту. Многие вредные насекомые летают ночью. Почти все птицы спят в это время. Поэтому «работа» летучих мышей особенно важна. (51 слово) ( По Ю. Дмитриеву)
Вопросы:
- Какую пользу приносят летучие мыши?
- Как спят летучие мыши?
- Когда охотятся летучие мыши?
Уточки
Сидит Вася на бережку. Смотрит он, как уточки в пруду плавают: широкие носики в воду прячут. Не знает Вася как уточек домой загнать. Стал Вася уточек кликать: «Ути-ути-уточки! Носики широкие, лапочки перепончатые! Хватит вам червячков таскать, травку щипать — пора вам домой идти. Уточки Васю послушались, на берег вышли, домой идут. (52 слова) (по К. Ушинскому)
Вопросы:
- Что Вася делал на бережку?
- Какие у уточек носики?
- Как Вася уточек звал?
- Что сделали уточки?
Зима
Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Матвей и Лера играют в снежки. Андрей и Саша лепят снежную бабу. Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к жилью. Ребята, помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки! (55 слов)
Вопросы:
- Кто рад зиме?
- Кому тяжело зимой?
- Как можно помочь птицам?
Четыре бабочки
Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, жёлтая бабочка и зелёная бабочка. Вдруг прилетела большая чёрная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на мак. Желтая – на одуванчик, а зелёная спряталась за листом дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек. (56 слов)
Вопросы:
- Какие бабочки летали над цветами?
- Почему птица не увидела бабочек?
Если техника чтения ребенка ниже нормы, то необходимо или очень много читать (что очень сложно при плохом качестве чтения) или воспользоваться специальными приемами и упражнениями, т.к. причины плохого чтения могут быть разными.
В помощь медленно читающим детям и детям, которым никак не удается продвинуться в сторону увеличения скорости чтения можно помочь, используя чтение по слоговым таблицам или же, что гораздо результативнее, использовать комплексный подход, содержащий различные профессиональные методики.
Для этого я вам предлагаю воспользоваться книгами:
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ — это
- готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
- 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
- профессиональную методику работы с таблицами.
Самые результативные методики позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.
Работая с этими слоговыми таблицами ребенок получит:
- улучшение навыков чтения;
- повышение скорости чтения;
- улучшение дикции;
- понимание прочитанного;
- развитие мышления и внимания;
- расширение словарного запаса;
- повышение уверенности в себе.
Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах. Процесс чтения станет естественным и безболезненным.
Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно. БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.
Слоговые таблицы помогают развить у детей навыки быстрого чтения. Но часто бывает, что ребёнок застревает на скорости чтения 10-20 слов в минуту. Этот момент важно вовремя отследить и начать сразу выполнять нужные упражнения.
Я создала тренинг, который поможет без особого труда преодолеть этот барьер. Его удобно использовать как дома, так и при работе с целым классом. Разнообразие заданий не даст детям заскучать, а родителям и учителям не придется подолгу подбирать нужный материал и мучить детей изнурительным, невероятно трудным на этом этапе процессом — чтением.
Скачать ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»
Вместе с тренингом в подарок вы получите небольшую книгу — 20 слоговых таблиц для отработки навыков чтения (не повторяют таблиц большой книги).
А также:
Конспект урока по развитию речи в 1 классе в школе 8 вида
Конспект коррекционного занятия в 1 классе для детей с умеренной степенью умственной отсталости
Автор:
Шульгина Валентина Валерьевна, учитель-дефектолог Филиал Муниципального общеобразовательное учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Карталы» – «Специальная (коррекционная) школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Описание материала:
Уважаемые коллеги, представляю для Вас конспект комплексного коррекционного занятия в 1 классе для детей с умеренной степенью умственной отсталости по темам развитие устной речи учащихся (предмет: развитие речи предметные уроки экскурсии) и понятие о величине (предмет: математика). Данный материал будет интересен педагогам, работающим с детьми, имеющими диагноз F- 70, F-71. Материал занятия направлен на формирование представления детей о величине, а также на развитие связной речи.
Цель:
развитие представлений детей о заданной величине, формирование связной речи.
Общеучебные задачи:
– закрепление знаний о понятиях выше-ниже; обогащение словаря; – развитие умения общаться; -воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Коррекционные задачи:
развивать у детей слуховое восприятие, внимание, приучать их внимательно слушать речь окружающих, правильно воспринимать ее, точно выполнять данные им игровые поручения; развитие восприятия величины реальных объектов, развитие математических представлений.
Форма занятия
: коллективная.
Оборудование:
макет самолёта; кукла, птицы (игрушечные животные), петрушка, наборы кубиков по количеству детей; компьютер; звуковые записи.
Ход занятия:
Звучит тихая мелодичная музыка, напоминающая щебет птиц.
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто нас ждет в классе?
Дети
: Это наш друг Петрушка,
Учитель:
Верно. По-моему, Самолётик зовёт нас в путешествие. Как вы думаете?
Дети:
Да.
Учитель:
Ну, тогда усаживайтесь поудобнее и начнем наше сегодняшнее путешествие.
Звучит шум двигателя самолёта.Учитель:
Куда же это мы прилетели на самолётике? Да это же волшебный островок! Посмотрите, кто нас на ней встречает?
Педагог показывает куклу, игрушечных зверей (все игрушки небольшие, но разные по высоте).Учитель
: Давайте-ка с ними знакомиться. Сначала представитесь вы, а потом они представятся нам.
Проводится игра «Кого как зовут?»
Материал. Кукла, игрушечные звери: мишка, заяц, лиса, волк и др.
Ход игры:
Дети рассаживаются на ковре, импровизированном островке по кругу, а в центре круга сидят игрушки. Учитель- дефектолог подходит к каждому ребёнку и спрашивает, как его зовут. Ребенок называет себя. Если он молчит, то взрослый помогает ему: “Тебя зовут Дима, Максим?”. Далее педагог просит назвать свои имена еще нескольких детей, а затем интересуется у 2- 3 детей, как зовут других ребят, дотрагиваясь при этом до плеча этих ребят. После этого педагог показывает куклу и говорит: “Эту куклу зовут Ирина. Как ее зовут?” Дети отвечают. “А это кто?” – спрашивает педагог, показывая на обезьяну. “Обезьяна” – отвечают дети. “Эту обезьяну зовут Дина”. Дети повторяют кличку обезьяны, и аналогичная работа проводится с другими игрушками. Дети повторяют за педагогом. Если в группе есть невербальные дети, то они тоже принимают пассивное участие в игре. Педагог постоянно тактильно контактирует с ними, что бы те ощущали причастность к происходящему.
Учитель:
Молодцы! Как хорошо, что мы все теперь знакомы. Пришло время и отдохнуть.
Физминутка.
Звучит негромкая музыка
Учитель:
Ребята, на наш волшебный островок налетел ветерок. Дети повторяют за учителем плавные движения с поднятыми руками, имитирующие качающиеся пальмы. Дует ветер нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветер, тише, тише, тише… Деревцо все выше, выше!
Движение повторяется несколько раз.Учитель:
Сморите, сколько у нас сегодня появилось новых друзей, с которыми мы познакомились на островке. Я предлагаю вам каждому взять себе одного нового друга (лучше, если педагог сам раздаст каждому ребенку в руки по игрушке).
Учитель:
Молодцы! А теперь подойдите к своим партам, на них у вас лежат наборы кубиков. Я предлагаю вам построить башенки высотой с вашего нового друга. Вот так.
(Педагог показывает образец).Проводится игра «Чья башня выше».
Материал: наборы кубиков по количеству детей, по два набора на парту. Фигурки зверей.
Ход игры:
Дети вместе с учителем строят из кубиков башенки по две на каждой парте высотой с выбранную игрушку. Когда башенки построены, педагог предлагает сравнить их по высоте: какая выше, какая ниже или одинаковые. Игру необходимо повторить несколько раз с разными игрушками, чтобы на каждой парте получались разные комбинации для того, чтобы все могли наблюдать и сравнивать высоту башенок.
Учитель:
Молодцы! А теперь складываем кубики в коробки.
(В это время учитель собирает фигурки зверей).Учитель:
Вам понравилось на островке?
Дети:
Да!
Учитель:
Прилетим сюда еще?
Дети:
Да!
Учитель:
Отлично, я рада, что вам понравилось. А теперь пора в обратный путь. Усаживаемся поудобнее и отправляемся в обратный путь.
Снова звучит шум двигателя самолёта..Учитель:
Ну, вот мы и дома. Сморите, кто нас встречает! Наш дружок Петрушка, который живет в нашем классе. Он очень нас ждал и соскучился, а еще ему очень интересно, где мы с вами побывали и что там делали. Настала пора рассказать Петрушке о том, что с нами произошло.
Подводится итог занятия, на котором дети по наводящим вопросам учителя рассказывают о том, что делали на занятии.