Скачать материал
так то ЕНТ / Воспитательная работа / Биология
Внеклассное мероприятие по биологии 8 класс в рамках декады . Игра «Мир анатомии»
04.01.2015 7992 1074 Шипилова Ольга Викторовна
Цель
: Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, повышение заинтересованности и активизации деятельности учеников к предмету «биология»
Задачи
Обучающие: учащиеся —
умеют восстанавливать в памяти когда-то изученный материал;
— используют свои знания в конкретной практической ситуации;
— расширяют кругозор;
Развивающие: учащиеся
—
анализируют, обобщают, используют теоретические знания при решении практических задач;
— делают выводы о значении анатомических знаний;
— развивают самостоятельность, внимание, памяти, логического мышления, креативности учащихся;
Воспитательные:
учащиеся
—
повышают биологическую культуру;
— проявляют интерес к изучению строения своего тела, что способствует привитию санитарно — гигиенических норм и здоровому образу жизни;
— учатся отстаивать своё мнение;
— умеют брать на себя ответственность за судьбу команды;
— желают и умеют работать в группах;
Оборудование и материалы
: презентация, скелет человека, макеты внутренних органов, муляжи, плакаты.
Ход мероприятия
Две команды.
За каждый правильный ответ команды по одному баллу.
1. Разминка «Вопрос — ответ»
1.
Органы — место расположения ЦНС (
череп, позвоночник
).
2.
Красный косный мозг — место образования….(эритроцитов)
3.
Позвоночник имеет……изгибов (4).
4.
Центр пищеварения в головном мозге
(продолговатый мозг
)
5.
В каких кровеносных сосудах давление максимальное (артериях).
6.
Ответная реакция организма на раздражение (рефлекс)
7.
Переносчик кислорода в крови. (эритроцит)
8.
Основной орган дыхания (легкие).
9.
Следующий отдел трахеи (бронхи)
10.
Легкое, состоящее из 2 долей (левое).
11.
Сосуды, несущие кровь от сердца (артерии).
12.
Аппендикс — отросток (слепой кишки)
13.
Самый молодой зуб у человека (мудрости).
14.
Название витамина С (аскорбиновая кислота).
15.
Верхний слой кожи (эпидермис).
16.
Гормон, регулирующий содержание сахара в крови (инсулин).
17.
Человек, дающий кровь (донор)
18.
Центр координации движения (мозжечок).
19.
Основная функция альвеол (газообмен).
20.
Центр зрения в коре головного мозга (Затылочная доля больших полушарий).
21.
Рецепторы цветного изображения (колбочки).
22.
Гиповитаминоз витамина В ведет к болезни (бери-бери).
23.
Функция тромбоцитов (свертываемость крови).
24.
Ритмичное колебание стенок артерий (пульс)
25.
Сколько оболочек у сердца (3)
26.
Человек, принимающий кровь (реципиент)
27.
Ученый, открывший фагоцитоз ( И.И. Мечников)
28.
Универсальный реципиент (человек с 4 гр крови)
29.
Ученый, изучавший действие желудочного сока (Павлов)
30.
Универсальный донор (человек с 1 гр крови)
2.«Знаем ли мы свой организм».
С каждой команды выходят ученики и выбирают жетончики с номерами. На столе лежат пронумерованные муляжи органов. В зависимости от того, какой орган достался, он описывается по следующему плану
:
1. К какой системе относится.
2. Место расположения в организме человека.
3. Строение.
4. Функции.
3. «Угадай
орган »
Учащимся зачитывается характеристика, и они должны определить, о каком органе идет речь. Если не определяют орган, то дается подсказку, но при этом баллы 5 баллов снимают
1. а) Этот орган является связующим звеном между органами, в которых в одном слабощелочная, в другом щелочная среда. Внутренняя поверхность этого органа составляет … см3. Туда открываются железы внешней секреции. (15б)
б) Объем этого органа составляет 1 л. Он имеет малую и большую кривизну, а также кардиальную и пилорическую части и дно. (10б)
в) Стенки этого органа содержат клетки, выделяющие пищеварительные ферменты и вырабатывающие соляную кислоту (HCl), составляющую 0,5%. (5б)
(Желудок)
2. а) Этот орган состоит из 16-20 хрящевых полуколец. (15б)
б) Задняя система этого органа мягкая из соединительной ткани, содержащие гладкие мышцы, для наилучшего прохождения пищи. (10б)
в) Этот орган на уровне 5 грудного позвонка делится на два бронха, уходящие в легкие. (5б)
(Трахея)
3. а) Этот маленький орган находится в главной железе пищеварительной системы и имеет щелочную реакцию. Он не содержит пищеварительных ферментов, но выполняет разнообразные функции, связанные с пищеварением. (15б)
б) Основные функции этого органа:
1. активация действия всех пищеварительных ферментов;
2. усиление сокоотделения поджелудочной железы;
3. выполняет барьерную функцию. (10б)
в) Содержимое этого органа желтовато-зеленого цвета из-за содержания пигмента билирубина. (5б)
(Желчный пузырь)
4. а) Это часть органа, состоящего из 5 отделов. Снаружи он покрыт белым веществом, а внутри серым и выполняет рефлекторную и проводительную функции. (15б)
б) Его называют «большой дорогой » или «коммутатором телефонных связей». (10б)
в) Он является центром дыхания, сердечной деятельности, безусловных пищевых рефлексов, а также защитных рефлексов (кашля, чихания, слезоотделения, рвоты). (5б)
(Продолговатый мозг)
5. а) Тело этого элемента состоит только из одной клетки. В «молодости» он имеет ядро, а в «старости» безъядерен. Его можно назвать «путешественником» человеческого организма. (15б)
б) Образуется он в красном костном мозге, но может образовываться и в аппендиксе и имеет лепешковидную форму. (10б)
в) Основная его функция – перенос кислорода. (5б)
(Эритроцит)
6. а) Это биологически активные вещества, которые поступают в организм вместе с пищей, но некоторые могут синтезироваться и организмом человека. (15б)
б) Основная их функция – регуляция обмена веществ. (10б)
в) Они бывают жирорастворимые (A, D, E, K) и водорастворимые (B, PP, C). (5б) (Витамины)
4.«Развитие памяти».
На столе должны лежать заранее приготовленные листы, цветные фломастеры и карточка с заданием «где находится центр зрительной памяти в коре головного мозга».
Вызываются два ученика с каждой команды и раздаются таблицы, состоящие из цветных геометрических фигур. Ученикам разрешается смотреть 20с., с перерывом в 5с. Затем необходимо изобразить увиденное на бумаге и ответить на заданный вопрос.
P.
S. Пока они работают идет игра со зрителями
«А знаете ли вы…»
1.Учитель.
А знаете ли вы, что в Древней Греции при встрече друзья спрашивали друг у друга. «Как потеете?», т.к. зарядка была делом привычным.
Вопрос
.
Что лучше, больше двигаться, чтобы больше потеть или меньше двигаться, чтобы меньше потеть?
Ответ
.
а) через кожу удаляются продукты распада;
б) чем больше двигается человек, тем лучше развит и здоровее организм.
2. Учитель
. А знаете ли вы, что некоторые специалисты считают, что чем больше человек ходит в головном уборе, тем быстрее человек лысеет, т.к. кожа головы не дышит.
Вопро
с.
Тогда дайте объяснение такому утверждению, что в холодную погоду без головного убора ходить нельзя.
Ответ.
В холодную погоду поверхностные сосуды кожи головы сужаются, и нарушается питание корней волос, и за счет этого рост волос ухудшается, что приводит к раннему облысению.
3. Учитель
. А знаете ли вы, что человек в темноте может разглядеть пламя света на расстоянии более 1 км. Острота зрения человека такая же, как у совы, но в 4 раза хуже ночью, чем у кошки, но зато в 4 раза днем лучше, чем у того же животного.
Вопрос
.
Чем обусловлено хорошее зрение человека днем и относительно ночью
Ответ
.
Содержанием в сетчатке глаза рецепторов палочек, регулирующих видение человека в темноте, т.к. они наиболее чувствительны, и колбочек, т.к. они регулируют видение человека днем и чувство цветовой гаммы.
4
Учитель
.
А знаете ли вы, что до 6-7 месячного возраста ребенок не различает цвета и видит все в серых тонах.
Вопрос
.
Почему?
Ответ.
Отделы головного мозга регулирующие цветное зрение еще плохо развиты.
1. Учитель
. А знаете ли вы, что какая – то часть периферической нервной системы у древних греков называлась брюшным мозгом.
Вопрос
.
О чем идет речь?
Ответ.
Речь идет о «солнечном» сплетении, находящемся в брюшной области, который представляет собой центр, от которого лучами отходят нервы, почти ко всем органам брюшной полости
6.
Учитель
. А знаете ли вы, что в легких насчитывают до 450 млн. альвеол.
Вопрос
. А зачем такое количество альвеол в легких и какова их роль?
Ответ.
Там происходит газообмен, а также идет процесс фагоцитоза по обеззараживанию воздуха.
5. «Заморочки из бочки».
1. В каждом саду можно найти эти замечательные фрукты. Они полезны во всех отношениях: в них есть кислоты, которые борются с гнилостными бактериями в желудке; в состав их входит вещество (кверцетин), которое препятствует росту раковых клеток; они очень полезны для работы сердечно — сосудистой системы. Врачи советуют, каждый день есть эти фрукты на полдник, чтобы получить все необходимые микроэлементы. Что это за фрукты? (Яблоки)
2. Это овощ – клад всех витаминов, минералов и микроэлементов и защита от всех болезней. Он улучшает работу печени, щитовидной железы, лечит простуду. Каждый день мы добавляем его почти во все блюда. В этом продукте очень много целебных веществ – фитонцидов, которые уничтожают микробы. Соком этого растения лечат насморк, а если его потереть и положить к пятка м на ночь, то утром никакой простуды не будет. Лечебные свойства этого овоща не пропадают даже при термической обработке. ( Лук)
3. Это овощ тоже силён в борьбе с простудой. Кроме этого он наводит порядок в желудке, убивает вредные микроорганизмы. Он очень полезен в сыром виде, но его резкий запах мешает общению с людьми. (Чеснок)
4. Этот оранжевый корнеплод богат витаминами и минералами. Но особенно много в нем витамина А.Очень полезен этот продукт для зрения также он препятствует развитию рака особенно рака кожи. Этот корнеплод лучше употреблять в сыром виде, потому что после приготовления он теряет много полезных веществ. (Морковь).
5. В очищенном виде этот продукт похож на человеческий мозг, поэтому считается что он (ума силы и памяти прибавляет). Полезен он также для сердца, для зрения, для обмена веществ (Грецкий орех).
6. Этот продукт моря является источником ценного белка и вполне может заменить
мясо. Для Японцев это основной продукт питания , который и делает их чемпионами долголетия. Но кроме белка в нем много фосфора, который отвечает за почки и кости. (Рыба).
7. Этот напиток животного происхождения просто необходим с первого дня рождения. В нем содержится, белок, жир, кальций ,который укрепляет кости. (Молоко).
8. Этот тропический фрукт обладает целебными свойствами: снимает стресс восполняет утраченные силы, повышает уровень гемоглобина в крови, обеспечивает мозг кислородом, улучшает работу сердца. Он содержит огромное количество витаминов А, В, С. Но тем кто переживает за свою талию, увлекаться не стоит. В нем много калори. (Банан).
6. «Объясни процесс»
1.Воспаление, вызванное занозой
2. Образование тромба
7. «Найди связь».
Каждой команде выдаются карточки с цепью, состоящую из звеньев. Необходимо составить логическую цепочку в некоторых случаях дописать. Конкурс оценивается по 3-бальной шкале.
1.
Витамины — кожа — рахит. (Витамин Д образуется в коже, при гиповитаминозе развивается рахит).
2.
Морковь – глаз — куриная слепота. (Витамин А участвует в фотохимических реакциях в сетчатке глаза. Гиповитаминоз ведет к куриной слепоте).
3.
Инсулин- гликоген- сахарный диабет
.
(Под воздействием гормона инсулина сахар крови откладывается в печени и в мышцах в виде гликогена. При гипофункции поджелудочной железы развивается сахарный диабет).
4.
Зубы- губы- язык
……(звук).
5.
Голос- звук…..(
голосовые связки
).
6.
(Лейкоциты)
……лимфатические узлы- фагоцитоз.
Слово жюри. Подведение итогов. Награждение
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Тема урока «Биологический Звёздный час»
Тип урока: обобщающий урок.
Цель: закрепить и расширить знания по биологии и экологии.
Образовательная задачи: Систематизировать и обобщить знания о разнообразии растений, их значении в жизни человека.
Воспитательная задача: Научить детей видеть красоту окружающего мира, любить природу.
Развивающая задача: Продолжить развитие мышления, внимания, сообразительности, самостоятельности, умения работать в команде.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование: таблички с цифрами от 1 до 5, фломастеры, бумага, мультимедийный проектор, презентация – «Биологический «Звездный час».
Ход урока
1. Организационный момент
Класс делится на заранее сформированные группы(5-6 человек). Каждая команда занимает своё рабочее место. Учитель приветствует ребят. Урок начинается.
2. Вводное слово учителя.
Здравствуйте ребята и гости нашего сегодняшнего урока. Наш урок мы проведем в виде игры, которая называется «Биологический Звездный час» (слайд 1). Игра проводится в рамках недели естественных наук, и посвящена одной из самых удивительных и загадочных наук во всем мире – биологии. И, действительно, если оглянуться, что может быть таинственнее и загадочнее жизни тех живых организмов, которые нас окружают.
Биология в переводе с греческого означает «учение о жизни».
Посмотрите, как разнообразен окружающий нас мир! Эти таинственные растения, удивительные животные дают нам жизнь, а, самое главное, всей планете в целом.
И на сегодняшнем уроке мы с вами окунемся в загадочный мир растений, которые заставляют трепетать сердца поэтов, музыкантов и не оставляют равнодушным даже обычного человека.
Перед началом игры необходимо ознакомиться с правилами:
— На столах каждой команды лежат таблички с цифрами от 1 до 5, фломастеры, бумага. Все это понадобиться Вам при игре.
— Игра состоит из пяти раундов. В каждом раунде несколько заданий.
— В первом и во втором раунде каждая команда будет работать с табличками. Нужно поднимать табличку с тем номером, под которым находиться правильный на Ваш взгляд ответ.
— За каждый правильный ответ команда получает по 5 баллов.
— Баллы будут записываться в специальный бланк (приложение 1). В конце игры подведем итог, и выясним, какая команда победила.
— За нарушение дисциплины будет сниматься по 2 балла.
Думаю, что на этой игре никто из вас не будет скучать, а получит заряд бодрости и хорошего настроения. А знания, ум, сообразительность и активность будут Вашими главными помощниками.
Итак, перед нами 6 команд – все они сообразительны и самое главное – хотят победить. А насколько им это удастся — мы сейчас посмотрим.
Я объявляю первый тур «Биологического Звёздного часа».
3. Ход игры
Учитель. Ребята, мы с вами говорим об одной из самых интересных наук – биологии, которая охватывает все живое на нашей планете, все, что нас окружает: водорослей, птиц, лишайников, насекомых и многое другое. Есть много наук, с которыми биология находится в тесной взаимосвязи. Некоторые из них вы уже знаете. А как называются эти науки, мы сейчас выясним. Перед вами 5 табличек, на которых даны названия наук: (слайд 2).
· экология;
· палеонтология;
· биология;
· геология;
· астрономия.
Внимание, вопрос!
1. Отдельные разделы этой науки изучают горные породы, минералы, движения земной коры. Без этой науки невозможен поиск месторождений полезных ископаемых. Это наука о Земле, ее форме, строении и составе.
(Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)
Учитель: Правильный ответ под номером 4 – геология. Следующий вопрос.
2. В прошлые века этой науке не придавали особого значения, можно сказать, что она даже держалась в стороне. Но в конце XX столетия она приобрела глобальный характер в связи с теми изменениями, которые происходят на нашей планете благодаря деятельности человека. Что это за наука?
(Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)
Учитель: Правильный ответ под номером 1 – экология. Следующий вопрос.
3. Эта наука отвечает на многие вопросы: какие живые существа есть на Земле и сколько их, как устроено и работает живое тело, как размножаются и развиваются живые организмы. Это наука о живой природе.
(Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)
Учитель: Правильный ответ под номером 3 – биология. Следующий вопрос.
4. Эта наука раскрыла многие загадки Вселенной и продолжает их разгадывать, поражая воображения людей новыми открытиями. Это наука о небесных телах.
(Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)
Учитель: Правильный ответ под номером 5 – астрономия. Следующий вопрос.
5. Это наука об ископаемых останках растений и животных, пытающаяся реконструировать по найденным останкам их внешний вид, способы питания, а также восстановить на основе этих сведений ход истории. (Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)
Учитель: Правильный ответ под номером 2 – палеонтология.
Молодцы!
Учитель: Ребята, велик растительный мир нашей планеты. И так бывает трудно порой взглянуть на растения и тут же узнать растение. Перед вами названия растений: (слайд 3)
· Лишайник;
· Картофель;
· Лопух;
· Кувшинка
· Мать-и-мачеха.
Внимание, вопрос!
1. Эти растения растут на самых непригодных для жизни предметах: кирпичах, фарфоре, на безжизненном трухлявом пне. Им не страшны ни холод, ни проливной дождь, ни засуха. Их еще называют растениями-сфинксами, поскольку эти живые организмы скрывают в себе тайну, что это гриб и водоросль одновременно.
(Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)
Учитель: Правильный ответ под номером 1 – лишайник. Следующий вопрос.
2. Весной пчелы с трудом разыскивают себе пропитание – цветов еще мало. И вот тут-то и выручает их это растение: оно еще неплохой медонос. Во всяком случае, пчелы охотно летят к нему.
(Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)
Учитель: Правильный ответ под номером 5 – мать-и-мачеха. Следующий вопрос.
3. Это растение – одно из самых красивых. Его еще называют лотосом севера. Много легенд и поэтических произведений посвящено ему. Свое наученное название – нимфея – оно получило в честь мифологических нимф: по месту обитанию в воде и за красоту своих цветов.
(Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)
Учитель: Правильный ответ под номером 4 – кувшинка. Следующий вопрос.
4. Это растение – одно из самых известных и ценных на нашей планете. В его плодах очень крахмала и других веществ, необходимых нашему организму. В Россию оно попало во времена Петра I. Его плоды вы употребляете в пищу практически каждый день.
(Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)
Учитель: Правильный ответ под номером 2 – картофель. Следующий вопрос.
5. С этим растением владельцы садово-огородных участков обычно ведут упорную борьбу. Считая его сорняком, они стараются извести это растение навсегда, выдрав его с корнем. Однако справиться с поставленной задачей мало кому удается. Второе название – репейник.
(Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)
Учитель: Правильный ответ под номером 3 – лопух.
Молодцы!
Учитель: Но мы говорим с вами не только о разнообразном, но и загадочном мире растений. И вот сейчас вам и предстоит разгадать эти загадки, загадки о растениях, но не такие уж они простые, поэтому, слушайте внимательно.
Перед вами 5 табличек с названиями растений: (слайд 4)
· крапива;
· шиповник;
· настурция;
· ирис;
· незабудка.
Внимание, вопрос!
1. Название этого цветка состоит из частицы «не», предлога и названия сторожевого помещения.
(Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)
Учитель: Правильный ответ под номером 5 – незабудка. Следующая загадка.
2. Название цветка – кондитерское изделие.
(Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)
Учитель: Правильный ответ под номером 4 – ирис. Следующая загадка.
3. В каком цветке заключено название государства.
(Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)
Учитель: Правильный ответ под номером 3 – настурция. Следующая загадка.
4. Цветы ангельские, а когти дьявольские.
(Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)
Учитель: Правильный ответ под номером 2 –шиповник. Следующая загадка.
5. Что за трава, которую узнают слепые.
(Каждая команда поднимает табличку с соответствующим номером.)