Конспект непосредственно-образовательной деятельности во 1-ой младшей группе по трудовому воспитанию


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Ознакомление младшего дошкольника с трудом взрослых.
Особенность ознакомления младших дошкольников с трудовой деятельностью взрослых базируется на неразрывном единстве с познанием детьми рукотворного мира. Окружающие малышей вещи и игрушки имеют особое значение в развитии маленьких детей. Младшие дошкольники активно входят в рукотворный мир, начинают знакомиться с большим количеством предметов в бытовой, игровой и других видах детской деятельности. Дети этого возраста активно экспериментируют как с предметами, так и с материалами, открывая для себя, например, что бумага намокает в воде, резиновый мяч упругий, высоко прыгает, если его силой ударить об пол. Маленьких детей привлекают яркость и красочность предметного мира, что позволяет воспитателю на основе эмоционального-чувственного опыта малышей способствовать воспитанию ценностного отношения к предметному миру.

Однако большинство малышей не видят направленности трудовой деятельности на результат. Все компоненты трудовой деятельности для них слиты и не воспринимаются раздельно. Вот почему дети не могут рассказать даже о тех трудовых процессах, которые осуществляют на их глазах ежедневно. воспитатели младших групп знакомят их с конкретными трудовыми процессами, которые выполняют люди работающие в детском саду. На первых этапах организуется наблюдение за деятельностью помощника воспитателя: няня моет посуду, накрывает на стол, раздает пищу, моет пол, вытирает пыль. В ходе наблюдения конкретных процессов хозяйственно-бытового труда взрослых воспитатель раскрывает детям цель и мотивы их деятельности, фиксируя внимание на каждом компоненте труда, объясняя их необходимость.

Первый компонент труда – постановка цели и мотивация трудового процесса. Чтобы детям стала ясна необходимость труда, понятны мотивы деятельности взрослых, воспитателем конструируются разнообразные житейские образовательные ситуации, являющиеся естественной частью педагогического процесса детского сада.

Например, столы не накрыты — нельзя обедать, грязная чашки нельзя из неё пить. Об этом позаботиться младший воспитатель. Таким образом, мотив труда, его значимость раскрывается детям через осознание их собственных потребностей. Внимание де7тей направлено на получение результата труда.

Второй компонент труда — отбор предметов труда осуществляется на глазах детей: воспитатель предлагает помочь младшему воспитателю собрать со столов грязную посуду, снять с вешалки полотенца и пр. Это дает возможность сделать наших малышей трудового процесса, помощниками взрослого.

Третий компонент труда — трудовое оборудование. Осуществляя трудовой процесс, взрослый отбирает необходимое для его осуществления оборудование, показывает его детям, называет, а воспитатель обеспечивает хоровое проговаривание, чтобы названия лучше запомнились детям. Одновременно обращает внимание на организацию трудового процесса, как взрослый приготовился к работе, почему надел передник, зачем засучил рукава, т.п.

Четвертый компонент труда — состав и порядок выполнения взрослым трудовых действий. Важно, чтобы малыши получили общее представление о последовательности действий, их цепочке. В младшей группе выделяют только наиболее значимые из них, трудовой процесс упрощается. Каждое значимое трудовое действие показывается, объясняется и мотивируется в доступной для малышей форме.

Например; няня показывает, как моет чашку: тщательно трет ее изнутри, затем снаружи, донышко, у ручки. Она трет пока чашка не станет чистой. Грязь оттерта, но из чашки нельзя пить , что же делать?» — задает вопрос воспитатель. Наблюдая за действиями младшего воспитателя, дети отвечают на поставленный вопрос.

Основными методами трудового воспитания являются: наблюдение фрагментов конкретных видов труда, наблюдение за хозяйственно-бытовым трудом, экспериментирование, рассматривание предметов и картинок, дидактические игры (Магазин, Чудесный мешочек)

и т. п., чтение стихов и потешек, игровые ситуации
(Оденем куклу на прогулку)
, сюжетно-ролевые игры.

Следующая >

Занятие по трудовому воспитанию в младшей группе «Мы платочки постираем»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2»

Конкурс методических разработок по трудовому воспитанию

Конспект ООД в младшей группе

Тема:

«Мы платочки постираем»

Автор: Клюева И.А, воспитатель

I
квалификационная категория
Ардатов, 2017

Цель:

развивать элементарные трудовые умения и навыки, способствовать овладению способами обследования предметов через экспериментирование в процессе организации детской деятельности.

Задачи:

  • воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде;
  • побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда;
  • формировать у детей практические действия, которые необходимы им для наведения порядка в вещах (стирки);
  • включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера;
  • развивать речь детей, обогащать словарный запас.

Интеграция образовательных областей:

социально — коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Материалы к занятию:

кукла, коробочка с предметами (мыло, книжка, полотенце, машинка, телефон, картинка тазика с водой), магнитофон, аудиозапись игры «Мы платочки постираем», тазики с водой, мыло, мыльницы, салфетки, непромокаемые фартуки, носовые платочки, напольная сушка для белья, прищепки.

Новизна

методической разработки заключается в интеграции трудовой и опытно — экспериментальной деятельности детей при организации общего труда.

Ход ООД:

Воспитатель обращает внимание детей на пришедшую куклу Катю. Она чихает.

Воспитатель:

— Катя, а почему ты чихаешь? Ребята, что случилось с Катей?
(ответы детей).
А где же твой носовой платочек?
(Катя показывает грязный платок)
Воспитатель:

— Ребята, посмотрите, разве можно вытирать нос таким платком?
(ответы детей)
. Ребята, что нужно сделать, чтобы платочек стал чистым?
(ответы детей)
. Конечно, платочек нужно постирать.

Кукла Катя:

— Ой, а не умею стирать. Может, вы меня научите?
(ответы детей).
Воспитатель:

— Конечно, научим и поможем постирать твой платочек. Ребята, для начала давайте покажем Кате, какие предметы нужны для стирки.

У меня есть волшебная коробочка, в ней много полезных вещей, я буду их доставать, а вы говорите, какие из них нам понадобятся для стирки.

Воспитатель поочерёдно достаёт из коробки мыло, полотенце, машинку, книжку, телефон, картинка тазик с водой — дети определяют, что нужно для стирки.

Воспитатель

: А теперь давайте поиграем и покажем кукле, как нужно стирать платочки.

Звучит аудиозапись игры «Мы платочки постираем»

Мы платочки постираем,

Крепко-крепко их потрем. Пальцы сжаты в кулаки, тереть кулак о кулак.

А потом, а потом мы платочки отожмем,

Очень сильно отожмем. Выжимаем белье.

А потом, а потом на веревку отнесем

Вот так, вот так на веревку отнесем! Вешают белье на веревку.

А теперь платки погладим

На дощечке утюжком. Водят кулачком по ладони другой руки.

Вот так, вот так на дощечке утюжком.

Воспитатель:

Ребята, а теперь давайте постираем наши платочки. Только сначала наденем фартуки, как вы думаете зачем?
(ответы детей).
Дети подходят к тазам с налитой водой. На столе лежат мыльница с мылом, платочки, полотенца, салфетки

Воспитатель

: Возьмите мыло, потрогайте, понюхайте, какое мыло?
(гладкое, сухое, душистое)
. Посмотрите, на столе тазики с водой. Опускаем ладошки в воду. Какая вода? Вы видите свои ладошки? Значит вода, какая? (
прозрачная, теплая)
. Опустите мыло в воду, затем возьмите его в руки. Какое оно стало?
(скользким)
.

Ребята, а кому вы бы помогли дома, если бы умели стирать? Вы хотели бы научиться стирать, чтобы помогать маме? Вы видели, как ваши мамы стирают белье? Как вы думаете, что нужно сделать сначала? (опускаем в воду, мочим платочки).

Повторение всех действий детьми под руководством воспитателя.

Воспитатель

: Да, платочек сначала опускаем в воду. Намочили. Теперь берем мыло и намыливаем платочки. Появилась пена? Какая это пена? Стираем аккуратно, чтобы мыло не попало в глаза. Мыло вызывает жжение. Также я хочу вам напомнить, что нужно не забывать держать платочек над тазиком во время стирки. Не проливать воду на столы. Кладем мыло и трем сильно, сильно двумя руками. Потерли и опускаем платочки в воду. Полоскаем наши платочки. Посмотрите, какая стала вода?
(ответы детей).
Воспитатель:

Да, вода стала мутная, грязная, мыльная. Выжимаем платочек. А теперь давайте посмотрим, отстирались наши платочки? Расправляем платочек. Чистый? Снова берем платочек и поласкаем уже в чистой воде. Выжимаем, подходим к веревочке, встряхиваем платочек и вешаем на веревочку. При помощи чего мы будем вешать платочек?
(ответы детей)
. Теперь подойдем к стульчикам и вытрем наши ручки. Вешаем полотенчики на стульчики и снимаем фартуки.

Воспитатель подводит детей к вешалке.

— Посмотрите ребята, какие мы с вами молодцы, были наши платочки грязные, а сейчас стали какими? (ответы детей.)

А что мы для этого с вами сделали? Как вы думаете, Катя обрадуется, увидев, что мы постирали ее платочек. А кто еще будет рад тому, что мы с вами научились стирать? Теперь вы умеете стирать и можете помогать маме. Что сначала для этого нужно? А потом? Молодцы ребята, хорошо все потрудились. Катя, теперь ты запомнила, что пользоваться нужно только чистым платком? Теперь ты знаешь, как нужно стирать платочки.

Кукла Катя:

Спасибо. Теперь и я умею стирать, и никогда не буду пользоваться грязным платочком. Я приготовила для вас подарок — мыльные пузыри.

Воспитатель:

Ребята, давайте скажем кукле спасибо. Уложим ее спать, чтобы она отдохнула и выздоровела, а сами пойдем, поиграем с мыльными пузырями.

Фотоотчет

Конспект занятия по ручному труду во 2 младшей группе «К нам в гости зашел Старичок-Лесовичок»

Конспект занятия по ручному труду во 2 младшей группе «К нам в гости зашел Старичок-Лесовичок»

Программные задачи:

1.

Продолжать развивать у детей желание заниматься ручным трудом, использовать навыки работы с природным материалом.

2.

Воспитывать у детей доброжелательные отношения, любовь к природе;

3.

Формировать у детей умение трудиться сообща над одной темой, выполняя при этом конкретное задание;

4.

Продолжать учить детей создавать поделки из природного материала.

Материал:

Игрушка Старичок-Лесовичок, шишки еловые, сосновые, ракушки, пластилин, скорлупа грецких орехов, вата, мох, различные семена. Шапочки зайцев. Записи голосов птиц, шума леса. Макет «Полянка леса»

Ход занятия.

Воспитатель:

Дети, я шла в детский сад и вдруг увидела в нашем дворе маленького человечка, который сидел под деревом. Я поговорила с ним и пригласила к нам в гости. Сейчас прочту о нем стихи.

Жил в лесу лесовичок, Очень мудрый старичок, Он командовал всем лесом С величайшим интересом. Все дедулю уважали, Все дедуле угождали: Белки шишки собирали, Зайцы овощи сажали, Пчелки медик добывали, Мышки зерна собирали, Волки домик охраняли, Мишка с кличкой Михаил — Правою рукою был… Так бежит за годом год, Дедушка в лесу живет, Старичок лесовичок Очень милый мужичок.

(Е.Данилова)

Давайте познакомимся с ним.

Воспитатель достает Старичка-Лесовичка, здоровается с детьми.

Старик-Лесовик:

Я пришёл к вам издалека. Угадайте, где я живу?

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт,

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём.(Лес)

В моём заповедном лесу каких только чудес не бывает. Да вот беда, куда-то все звери и птицы делись! А я хотел их пригласить на ёлку на Новый год! Дети, может вы знаете, где они?

Дети дают свои предположения.

Старик-Лесовик:

Ребята, а кто из вас знает стихи о моём лесе?

Дети читают стихи.

1.

Здравствуй, лес! Дремучий лес, Полный сказок и чудес! Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь, мы свои. (С. Погореловский)

2.

Хорошо в лесу зимой,

Лес украшен бахромой,

Звонкий снег искрится,

Иней серебрится.

3.

Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки – золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. (Н.Нищева)

Старик-Лесовик:

Дети, я вам в подарок принёс уголок леса. Он не простой, а волшебный. Только помогите мне найти в нём моих друзей.
(отдаёт воспитателю макет зимнего леса)
Воспитатель ставит Лесовика незаметно в уголок леса.

Воспитатель:

Ребята, а я знаю! Мы можем смастерить их, а они, наверное, оживут. Ведь лес-то волшебный.

Картотека по трудовой деятельности

Трудовая деятельность в младшей группе направлена на закрепление бытовых аспектов жизнедеятельности здорового человека. Ребят во второй младшей группе еще нельзя назвать самостоятельными, многие из них уже умеют выполнять какие-то повседневные задания без посторонней помощи: разуться, снять шапку, убрать одежду в шкафчик. Но есть детки, которые самостоятельно не справляются с подобными заданиями. Для того, чтобы помочь им научиться выполнять некоторые посильные действия в одиночку, а также содействовать другу в каких-то несложных вопросах, воспитатели проводят игры, развивающие трудовую деятельность.

Дети играют

На каждый учебный год педагогами составляются конспекты с планом задач, которые ребенок в своем возрасте способен выполнить. Для младших групп это могут быть такие занятия:

  • для девочек – игра в дочки-матери с куклой, которая испачкалась и нуждается в купании;
  • для мальчиков – игра в автомойку, на которую заезжают строительные автомобили;
  • для всех – влажная уборка игрового стеллажа с целью выгнать из группы жучка-грязевичка, который портит игрушки;
  • для всех – летом, после прогулки, мытье не только рук, но и ног, чтобы не занести в кровать и в группу опасные бактерии.

Мытье игрушек

Примерный перечень трудовых поручений

Задачи, которые для ребят второй младшей группы посильны и должны уже быть полностью освоены:

  • мытье рук;
  • уборка использованной посуды на специально отведенное место;
  • раскладывание игрушек после игры по местам;
  • расправление предметов гардероба для переодевания (навык выворачивать штаны или колготки, определять лицевую и изнаночную сторону, переднюю и заднюю часть одежды);
  • чистка зубов;
  • приведение кровати в порядок после сна (заправить).

Общие поручения

Хозяйственно-бытовой труд, применяемый во второй младшей группе, в большинстве случаев имеет коллективный характер. Все вместе ребята совершают несколько полезных дел, приобщаясь к миру взрослых. Дети одновременно с игрой учатся убирать после себя посуду, аккуратно относиться к предметам гардероба, заботиться о комнатных растениях. В результате успешного приучения к осознанному отношению к своей собственности, которую следует убирать только в свой шкафчик, дети больше не разбрасывают одежду после прогулки, а аккуратно складывают ее.

Уборка посуды

Воспитание в детях уважения к порядку порождает привычку рационально мыслить и составлять последовательность действий для достижения наилучшего результата. После каждого приема пищи в столовой ребята все вместе убирают за собой посуду, унося ее на специально отведенный для этого стол.

Трудовое воспитание в школе

Интересно! Мальчики быстрее девочек соображают, что если мелкие предметы (ложки и вилки) сложить в тарелку, ходить к столу и обратно придется меньшее количество раз. Девочки попытаются упростить свой труд, лишь подсмотрев за мальчиками.

Индивидуальные поручения

Целью индивидуального труда является самостоятельная реализация поставленной задачи без возможности подсмотреть за другом или сделать что-либо совместно. Любимое девочками занятие по ухаживанию за комнатными растениями у большинства мальчиков не вызывает интереса, однако делить по половому признаку задания нельзя, потому как мальчики также должны учиться заботе и бережному отношению.

Планирование трудовой деятельности

Заставить ребят с первого раза понять важность того или иного повседневного действия сложно, если об этом просто говорить.

Интересно! В труд нужно играть. Детская заинтересованность в игре помогает усвоить важность ежедневной деятельности и привить ответственность за ее исполнение.

Игра в «куклу Машу-Заморашу» прочно закрепляет обязательность исполнения гигиенических процедур – мыть руки перед едой, чистить зубы после еды, мыться перед сном. Воспитатель заводит в группу перепачканную куклу и просит рассказать Маше, почему так важно следить за чистотой тела.

Зимой во время прогулок ребят учат заботиться о птицах, оставшихся зимовать. Для этого раздают корм, которым дети кормят голубей и воробьев. В дополнение к заботе о природе воспитатель проводит беседу о том, как снег, хоть и холодный, но греет корневища деревьев во время лютых морозов и сильных ветров. Воспитанникам предлагают снег с тропинок и скамеек перенести под деревья, растущие на территории детского сада. Благодаря такому труду и заботе скамейки и тротуары становятся чище, а деревья легче переносят зиму.

Зимний труд

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: