Человек и общество. Разные задачи
Тема 2. Свобода
Статья 3. Всеобщая декларация прав человека: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность».
Личная неприкосновенность
— это первая предпосылка (условие) свободы.
Свобода | |||
естественное право человека | высшая ценность человеческой жизни | идеал (основная идея) либералов | одна из основных составляющих мирового стандарта демократии |
Стремление к свободе — одно из самых сильных человеческих чувств. | |||
Объект свободы является критерием социального прогресса. |
Свобода
— это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.
Условия существования свободы:
- Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за свой выбор.
- Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другому, т. е. свобода не может быть абсолютной.
Свобода в деятельности человека | |
Относительная свобода во внешних условиях жизни | Абсолютная свобода во внутренней жизни |
Человек ограничен природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности | В деятельности человека отсутствуют внешние препятствия для выбора цели и средств достижения, т. е. человек должен сам выбирать цель, сам развивать свои способности и направлять это развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями |
Тема 3. Равенство
Статья 1. Всеобщей декларации прав человека: «Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах».
Социальное равенство
— это наличие равных условий и возможностей для свободного развития способностей и удовлетворения потребностей всех членов общества, одинаковое социальное положение людей в обществе.
Равноправие
— это формально равное отношение всех к правам и законам, а также формально равное отношение закона ко всем.
Убеждение | |
Убеждение — вера | Убеждение — знание |
Пример: убеждение Джордано Бруно | Пример: убеждения Галилео Галилея |
Вера — особый вид убеждения. Верить можно не только в Бога. Вера не подтверждена практикой, не обоснована логикой. Окончательно заменить веру знанием невозможно. | Знание – это объективная истина для субъекта познания. Знание основано на аргументации, доказательствах, на логике, достоверной информации. |
Вера – это психологическая установка человека, включающая надежду и убеждённость в том, что события могут развиваться по его предположению. | Знание – это проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека. |
Убеждения:
— Связано с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний; — Это твёрдый взгляд, в котором человек уверен; — Выступает регулятором сознания и поведения личности; — Кроме знания и уверенности, включает ценностные ориентации, направляющие деятельности. — Убеждения формируются каждой личностью самостоятельностью.
Убеждения
– это взгляды, которые человек считает истиной, а их реализацию благом.
Мораль
Мораль
— особая форма общественного сознания, совокупность нравственных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и несправедливости.
Категории морали: добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость, добродетель, достоинство, стыд, правда, ответственность.
Задачи морали | ||
Оценка явлений, событий, действительности, поступков людей. | Регулирование общественных отношений | Воспитание подрастающего поколения |
Определение, что хорошо и что плохо, что добро и зло, а также сущности идеалов и ценностей; умение правильно оценивать общественное мнение | Направление деятельности человека, общества на гуманные цели, на изменение человека и мира в соответствии с законами добра, справедливости | Воздействие на человека с целью развития его способностей, формирования знаний, умений, гуманистического мировозрения. |
Мораль
– это форма сознания, результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей.
Нравственность
– это область практических поступков, практического поведения, реальных дел и действий.
Этика
– это все моральные нормы (ценности), систематически изложенные.
Различия морали и права | |
Нормы морали | Нормы права |
Появилась задолго до возникновения государства | Сформировались и развивались вместе с государством |
Регулируют все стороны человеческой жизни | Регулирует наиболее важную, жизнеобеспечивающую сферу общественных отношений |
Формируется людьми и выражают мнение общества | Устанавливаются и фиксируются государством и выражают волю государства |
Существуют и действуют как свод неписаных правил в виде поучений и притч | Формируются в письменном виде в источниках права: в нормативно-правовых актах, нормативных договорах и т.д. |
Носят оценочный субъективный характер, распространяются на определённые группы людей | Имеют конкретную формулировку, формально определены, обязательны для исполнения всеми гражданами государства |
Предъявляют требования к поступкам, мыслям и чувствам | Регулирует только поступки, действия людей |
Поддерживаются силой общественного мнения | Обеспечиваются силой государственного принуждения |
Общие признаки морали и права
- Регулируют общественные отношения (поведение людей);
- Способствуют стабильности общества;
- Являются элементами культуры народа.
Образование
Образование
— целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства.
Цель
— приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения её культурного достояния.
Функции образования | |
Название функции | Содержание функции |
Профессионально-экономическая |
|
Социальная |
|
Культурно-гуманистическая |
|
Политико-идеологическая |
|
Формы образования: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, самообразование, экстернат, семейное образование.
Принципы развития современного образования
- гуманизация образования
— большое внимание общества к личности, её психологии, интересам; сосредоточие усилий на нравственном воспитании человека; изменение отношений между учащимися и преподавателями, создание доступной образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья; - гуманитаризация образования
– усиление внимания общества к изучению социально-гуманитарных дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни и деятельности современного человека; - интернационализация образования
– создание единой системы образования для разных стран, т. е. обеспечение совместимости различных форм и систем обучения в разных странах, усиление академической мобильности обучающихся и преподавателей; - профилизация образования
– ранняя профессиональная ориентация, вjзможность углубленного изучения отдельных предметов, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности; - информатизация образования
– использование компьютеров, информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, задействование широких информационных ресурсов; - непрерывность образования
– образование в течении всей жизни человека, что связано с развитием научно-технического прогресса, с необходимостью постоянно обновлять свои знания, чтобы быть активным членом общества и конкурентоспособным специалистом.
Система образования РФ включает в себя образовательные ступени:
Дошкольное образование
— ясли, детский сад;
Общее образование
включает в себя три ступени:
- Начальное общее образование (1–4 классы), основное общее образование (5–9 классы), среднее общее полное образование (10–11 классы).
- Главная цель общего образования — передача минимума общих и специализированных знаний, необходимых для нормальной адаптации человека к общественной жизни;
Профессиональное образовани
е имеет следующие ступени:
- Начальное (Профессиональные училища, лицеи), среднее (техникумы, колледжи), высшее (институты, университеты, академии), послевузовское профессиональное образование.
- Цель профессионального образования — формирование специалистов в определенной области профессиональной деятельности;
Дополнительное образование
- Служит для развития творческого, спортивного потенциала личности, способствует повышению квалификации кадров. (Музыкальные школы, спортивные школы, дома детского творчества и т. д.)
Религия
Религия
– особая форма общественного сознания, основанная на вере в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и правил поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Религия
– древнейшая форма культуры.
Элементы религии | ||
Мировоззрение, основанное на вере в Бога | Культ – вид религиозной деятельности, религиозное поклонение сверхъестественным силам; обрядность. Например, поклоны, обряды, крестное знамение, хадж. | Религиозная организация, в основе которой лежит вероучение, определяющее религиозную этику и деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих. |
Причины возникновения религии:
- Бессилие и страх человека перед силами природы.
- Отсутствие знаний для объяснения явлений природы.
- Попытка человека повлиять на природу, других людей.
Ранние формы религиозных верований:
Магия
— вера в существование сверхъестественных связей и отношений человека с вещами, животными, духами, устанавливаемых с помощью определённой разновидности религиозной деятельности с целью желательного воздействия на окружающий мир.
Фетишизм
– вера в наличие сверхъестественных свойств у неодушевлённых предметов (амулеты, талисманы, знаки Зодиака).
Тотемизм
– вера в существование родства между животным или растением и человеческим родом. Тотемному животному не поклонялись, но на него запрещалось охотиться, его мясо не употребляли в пищу, его считали прародителем, помогающим своим потомкам.
Анимизм
– вера в духов и души, существующие в предметах и независимо от них (например, духи гор, рек, озёр или камня, дерева и т.д.) В период формирования наций появились
национально-государственные религии
, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций: иудаизм у евреев, синтаизм у японцев, индуизм у индийцев. Возникновение многонациональных империй в результате завоеваний способствовало появлению
мировых религий:
буддизма, христианства (католицизм, православие, протестантизм); ислама.
Мировые религии
БУДДИЗМ | |
Время и место возникновения и распространение | Бенарес, п-в Индостан, 6-5 вв. до н. э. Распространение: Бирма, Китай, Вьетнам, Корея, Япония. Религиозная община — сангха |
Имя пророка, название священной книги | Будда (просветлённый) Типитака |
Основные идеи религии | 1. Жизнь – это страдания, причиной их являются страсти и желания людей. Чтобы избавиться от страданий, нужно отказаться от желаний. 2. Идея переселения душ. 3. Нужно стремиться к нирване. |
ХРИСТИАНСТВО | |
Время и место возникновения и распространение | Палестина, 1 в. н. э. Распространение по всему миру. Религиозная организация – церковь: православие, католицизм, протестантизм |
Имя пророка, название священной книги | Иисус Христос (мессия, помазанник) Библия |
Основные идеи религии | 1. Идея монотеизма – Бог един, выступает в трех лицах: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух. 2. Идея мессианства: Христос послан Богом для спасения людей. 3. Идея конца света – гибель мира в результате божественного вмешательства. |
ИСЛАМ | |
Время и место возникновения и распространение | Хиджаз, Арабский халифат, 7 в. н. э. Распространение: Ближний Восток, Средняя Азия, Северная Африка, Северный Кавказ, Закавказье. Религиозная община – умма. |
Имя пророка, название священной книги | Мухаммед (Магомет) Коран |
Основные идеи религии | 1. Строгий монотеизм. Есть один Бог – Аллах – всезнающий и всемогущий. Он сотворил мир и управляет им. 2. Мухаммед – его посланник. 3. Каждому Аллах приготовил свою судьбу, от верующего требуется покорность и смирение воле Аллаха. 4. Перед Аллахом все равны: и бедные, и богатые. 5. Не проводит национальных различий, выделяет три статуса человека: правоверный, покровительствуемый, язычник. 6. Идея конца света и наступления Судного дня. |
Функции религии в жизни современного общества:
— мировоззренческая: создает религиозную картину мира; — компенсаторная: восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей; — религиозного утешения: страдания, дорога в рай; — нормативная: регулирует поведение людей, устанавливая заповеди, предписания, обязательные для верующих; — способствует развитию культуры общества: письменности, книгопечатания, искусства, а также осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению; — объединяет общество или какие-то большие социальные группы; — является способом освящения и укрепления власти. Конституция РФ гарантирует всем гражданам право на свободу совести, свободу вероисповедания. Это значит, что каждый человек вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения законов.
В Российской Федерации церковь отделена от государства. Это значит:
1. Государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности. 2. Родители имеют право воспитывать детей в соответствии со своими убеждениями, но с учётом права ребенка на свободу совести и вероисповедания. 3. Государство не возлагает на религиозные организации выполнение функций органов государственной власти, государственных учреждений и местного самоуправления. 4. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит федеральному закону. 5. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных учебных заведениях. В свою очередь религиозные объединения : 1. Не вмешиваются в дела государства; 2. Не участвуют в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления; 3. Не участвуют в деятельности политических партий, и политических движений; 4. Не оказывают им материальную или иную помощь.
Атеизм
– система взглядов и убеждений, отрицающих существование Бога, сверхъестественных сил.
Свободомыслие
– это право человека свободно и критически рассматривать религиозные идеи, деятельность религиозных организаций, поступков верующих людей.