Классный час «Международный день кино»
Учитель:
Все мы очень любим кино.
Кино привносит в нашу жизнь те краски, которых нам не хватает в реальности: любовь, страсти, душевность, умиление, простоту общения или, наоборот, погружение в мир философских размышлений, психологических загадок и многое другое.
Кино – это целый мир, без которого сейчас невозможно представить нашу жизнь.
Это сейчас на экране 3D, спецэффекты, саундреки, написанные специально под конкретный фильм, под историю… А как же все это начиналось? Вряд ли многие из нас знают историю развития кинематографа, а она, на самом деле, не менее замечательная, чем мир кино.
Вед 1:
Зарождение такого вида кинематографа, который мы можем наблюдать сегодня, произошло 28 декабря 1895 года, когда один из залов «Гранд кафе» на бульваре Капуцинок провел первый сеанс кинофильма. Но, чтобы сделать данный показ возможным, человечество прошло через три серьезных этапа.
Вед 2:
Первый и главный шаг к развитию и зарождению кинематографа был сделан еще в 1685 году, итальянский учёный и художник Джованно ди Фонтана изобрёл простой фонарь с прозрачным стеклом, на которое был нанесён рисунок. Когда фонарь зажигали, на стене возникала чёткая проекция рисунка.
Вед 1:
Тогда же великий учёный, военный, архитектор и живописец Леонардо да Винчи предложил использовать специально утолщённое стекло – линзу – для того, чтобы сфокусировать поток света от обычного фонаря. В XIX веке приборы для оптических иллюзий стали более сложными.
Вед 2:
Второй не менее важный шаг к кинематографу был совершен Майклом Фарадеем и его хорошим другом Максом Роджером в 1830 году. В то время Европа старалась разработать аппарат, который смог бы оживить рисунок и сделать его динамичным. Фарадей изобрел прибор под названием «фенакистископ», к которому прилагались несколько последовательных картинок.
Вед 1:
Третий шаг произошел в 1877 году и стал возможен лишь благодаря работам Жозе Ньепса, Луи Дагера, Леланда Стэнфорда (губернатора Калифорнии) и фотографа Эдварда Мейбриджа. Они провели довольно-таки необычный эксперимент. Стэнфорд очень любил лошадей и решил поспорить с Мейбриджем на тему того, «отрывает ли лошадь ноги во время галопа или нет». Чтобы проверить это, ребятам пришлось приобрести более 60 фотокамер, которые они расположили по обеим сторонам беговой дороги (по 30 камер с каждой стороны). Напротив камер ученые поставили будки, в которых находились люди (они контролировали камеры). Между будкой и фотокамерой был натянут шнур. Когда лошадь начинала переходить на галоп и пересекала отрезок с камерами, она задевала ногой тот самый шнур, в результате чего камера фиксировала снимок и иллюстрировала одну из фаз движения коней. Это и была первая попытка разложить движение объекта на фазы.
Вед 2:
Братья Огюст и Луи Люмьер были наследниками владельца фабрики фотобумаги и пластинок в Лионе. Они не только хорошо разбирались в технике, но и были неплохими фотографами. Отныне «оптическая иллюзия» стала достоянием многих зрителей. Один и тот же фильм могли просмотреть десятки, сотни, тысячи людей. Можно было заснять любую «сценку жизни» и показать её на экране.
Вед 1:
Итак, 28 декабря 1895 года, вечер, Франция, Париж, бульвар Капуцинов, дом 14, “Grand Cafе”, билет стоимостью 1 франк, раскуплено 35 билетов. Братья Огюст и Луи Люмьер публично демонстрируют свое изобретение, которое они назвали «синематограф». На белом полотне экрана оживают пять коротких, меньше одной минуты сценок из жизни горожан. «Синематограф» производит на зрителей потрясающее впечатление: люди искренне смеются и плачут. Первые фильмы, снятые братьями Люмьер, так и назывались: «Прибытие поезда», «Завтрак ребёнка», «Садовник или Политый поливальщик». Фильмы братьев Люмьер были «картинками из жизни» на самые разнообразные темы. Так в самом начале кино разделилось на два вида: фильмы документальные и игровые.
Видео
Вед 2:
Кинематограф братьев Люмьер, знаменующий собой рождение кино, включал в себя камеру, печатающее устройство и проектор.
Вед 2:
Уже в 1896 году он нашёл способ создания первых спецэффектов, основанных на стоп-кадре, покадровой съёмке, двойной и многократной экспозиции, ускоренной и замедленной протяжке плёнки, кашировании и других приёмах. В 1897 году Мельес основал собственную студию
«Стар фильм»
Вед 1:
В 1895 году Жан Мельес оказался на одном из первых киносеансов братьев Люмьер и сразу же стал горячим поклонником кинематографа. Не сумев купить у Люмьеров сконструированную ими камеру-проектор Мельес нашёл возможность приобрести аналогичный аппарат английского производства и начал активно экспериментировать. Сюжет начинали выстраивать уже не последовательно – происходила переброска действия из одного места в другое. Так возник параллельный монтаж. Привычный для литературы приём «а в это время…» был реализован на экране. Появилась возможность делать зримыми, осязаемыми мысли, воспоминания, чувства героев. Любимым актером миллионов людей стал Чарльз Спенсер Чаплин.
Видео
Вед 2:
В ранний период кинематографа, звуковое кино пытались создать во множестве стран, но столкнулись с двумя рядом проблем.
Вед 1:
Уже в 1926 году Warner Brothers выпустила несколько звуковых фильмов, состоящих в основном из музыкальных номеров, но особого успеха у зрителей они не имели. Успех пришёл только с фильмом «Певец джаза», в котором кроме музыкальных номеров Эла Джолсона присутствовали и его короткие реплики. 6 октября 1927 года — день премьеры «Певца Джаза» — принято считать днём рождения звукового кино.
Видео
Вед 2:
Кинематограф почти с момента своего рождения пытался добавить цвет к арсеналу своих средств. Первым сохранившимся цветным фильмом стал короткометражный фильм «Танец Лои Фуллер». Он был снят в чёрно-белом варианте в 1894 году режиссером Алва, а в 1895 или в 1896 году был раскрашен вручную (кисточкой раскрашивался каждый квадрик).
Вед 1:
Первый коммерчески успешный цветной фильм «Путешествие на Луну», созданный Жоржем Мельесом в 1902 году, также был раскрашен вручную.
Видео
Вед 2:
В 1899 году фотограф Эдвард Рэймонд Тернер запатентовал процесс съёмки цветного кино. По технологии Тернера каждый кадр снимался через один из трех специальных фильтров красного, зелёного и синего цветов.
Вед 1:
Британская технология «Кинемаколор» (англ.
Kinemacolor
), изобретённая в 1906 году, была первой в мире системой цветного кинематографа, имевшая коммерческий успех. Технология изобретена англичанином Джорджем Альбертом Смитом. Однако, по сравнению с фильмами, раскрашенными вручную, она имела недостаток: все цвета создавались путём смешиванния не трёх, а только двух основных цветов: красно-оранжевого и сине-зелёного.
Вед 2:
Положение было исправлено после изобретения трёхцветного однокамерного варианта технологии «Техниколор». Впервые эту технику применил Уолт Дисней в мультфильме «Цветы и деревья» в 1932 году. Первый «полноценно цветной» игровой короткометражный фильм системы «Technicolor» под названием «La Cucaracha» вышел в 1934 году.
Вед 1:
Первый же полнометражный цветной фильм «Бекки Шарп» вышел в 1935, этот год и принято считать годом появления цветного кино.
Вед 2:
Еще один легендарный фильм, который был раскрашен с помощью системы «Техниколор» известен и в наши дни – это романтическая мелодрама «Унесенные ветром» (1939г.). Первая в мире полнометражная цветная кинокартина, снятая по трёхплёночной технологии «техниколор» Этот фильм произвел настоящий фурор во всем мире, и вслед за ним режиссерами разных стран было создано еще немало фильмов. «Техниколор» был недешевой, и достаточно сложной технологией, требующей переделки киноаппаратов. Однако именно эта система стала основой для становления и дальнейшего развития цветного кинематографа.
Вед 1
: В настоящее время
д
ля того чтобы создать действительно зрелищное и захватывающее кино, нужно потратить немало средств. Несмотря на то что практически каждый год выходят столь увлекательные картины, самой дорогой среди них остается «Титаник» режиссера Джеймса Кэмерона.
Вед 2:
На съемки истории катастрофы прошлого века ушло более 200 миллионов долларов. На строительство самого «Титаника» ушло меньше денег, чем на создание фильма о нем. Часть суммы была потрачена на работу каскадеров. Все то, что зритель видит на экране, было действительно поставлено и сыграно с минимальным использованием компьютерной графики.
Вед 1:
Самой сложной сценой для каскадеров оказалась та, в которой корабль разламывается на две части и пассажиры летят в воду. Для создания этого момента был использован танкер, вмещающий 77 миллионов тонн воды. В него поместили корабль, изображающий «Титаник». Главный мужской персонаж картины Джек по сюжету зарабатывает на жизнь, рисуя людей. Все его наброски, которые были показаны на экране, сделаны самим Кэмероном. Он же создал и знаменитый рисунок, на котором изображена Роуз. Но вот только работы пришлось показывать в зеркальном отображении, потому что режиссер – левша.
Вед 2: А как же появилось Российское кино?
Вед 1:
Несмотря на то что история России 19-20 веков практически полностью состоит из тяжелых для народа событий, как, например, войны и готовящаяся в государстве революция, про искусство также не забывали. Не отстала империя и в развитии нового жанра – кино.
Вед 2:
Первая картина увидела свет в 1908 году. Если почитать интересные факты о российском кино, то можно удивиться теме, выбранной для самого первого фильма. Это было повествование о Стеньке Разине, знаменитом бунтовщике, имя которого долгое время оставалось запретным. Особенно это кажется интересным на фоне разворачивающихся революционных действий.
Вед 1:
Начало официальной истории советского кино 27 августа 1919 года, когда Советский Народный Комитет принял решение о национализации кинематографа в Советской России. Именно этот день сегодня отмечается как День российского кино.
Вед 2:
В 1924 году выходит первый советский фантастический фильм под названием «Аэлита». Уже через год на экраны выходит фильм «Броненосец «Потемкин» режиссера Сергея Эйзенштейна, который на сегодняшний день считается наиболее значимым фильмом за всю истории советского кино.
Вед 1:
Картина не один раз была включена в различные списки лучших лент мира, составленных авторитетными кинокритиками и изданиями. Именно в этой картине впервые в России вручную был раскрашенной в цвет флаг.
Вед 2:
В конце 30-х годов в СССР были изготовлены первые кинокамеры трехцветной однокамерной системы «ЦКС-1». Первый полнометражный фильм по этой технологии «Иван Никулин — русский матрос» из-за войны вышел только в 1944 году.
Вед 1:
Первым же цветным фильмом, снятым на многослойную цветную киноплёнку стал фильм о Параде Победы 1945 года под руководством Н.В. Соловьева.
Вед 2:
Советские фильмы не раз выдвигались на мировую премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Вед 1:
Победу одержали следующие картины: «Война и мир» Сергея Бондарчука (1968), «Дерсу-Узала» (совместный фильм Японии и СССР) режиссера Акиры Куросавы (1975), а также лента Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1981).
Вед 2:
Следует отметить выдающегося режиссера Станислава Ростоцкого, картины которого были дважды номинированы на «Оскар» («А зори здесь тихие…» (1972) и «Белый Бим Черное ухо» (1978). В 1943 году картина «Разгром немецких войск под Москвой» получила премию «Оскар» за «Лучший документальный фильм».
Вед 1:
Не только в странах Запада готовы тратить деньги ради того, чтобы снять хороший фильм. Самой дорогой считается четырехсерийная экранизация одноименного романа Л. Толстого «Война и мир». Интересные факты о кино содержат информацию о том, что съемки обошлись в 100 миллионов долларов. Даже по меркам нашего времени сумма получается огромная.
Вед 2:
Несмотря на все эти заслуги в 1970 году советский кинематограф оказывается в провале. В 1977 году рентабельность проката и кинопроизводства стала отрицательной. Для выхода из такого «кризиса» было выпущено несколько фильмов «массового» жанра.
Вед 2:
В 1979 году появился первый советский боевик «Пираты ХХ века». Интересные факты о кино порой удивляют. Как, например, то, что после выхода этой картины многие советские мальчики и девочки увлеклись карате. Именно в этой ленте они впервые увидели такой вид боевого искусства. А посмотрели «Пиратов» многие. Долгое время фильм оставался рекордсменом по числу зрителей в кинотеатре.
Вед 1:
Через год появился и первый советский фильм-катастрофа «Экипаж», поразивший и влюбивший в себя многих зрителей. Особенность его состоит в том, что он двухсерийный. Первая часть истории – бытовая мелодрама. Вторая – фильм-катастрофа.
Вед 2:
Самым длинным советским сериалом является эпический телесериал-драма «Вечный зов» по одноименному роману Анатолия Иванова. Фильм демонстрировался в несколько этапов — с 1973 по 1983 год.
Вед 1:
В прошлом году киноискусству исполнилось 120 лет. Нет сегодня государства, где не создавались бы. Кинематограф плотно засел в жизни людей. Кино играет и обучающую и развлекающую роль.
Учитель